Курсовая работа: Экономические отношения России и США

Название: Экономические отношения России и США
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Международные экономические отношения

Экономические отношения России и США

Исполнитель В.А. Серова

Руководитель В.М. Ягодкина

доктор экон. наук, профессор

Иркутск, 2009


Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты международных экономических отношений

1.1 Сущность и основы международных экономических отношений

1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений

1.3 Тенденции развития международных экономических отношений и их основные факторы

2. Экономические отношения России и США

2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США

2.2 Торговые отношения США и России

2.3 Инвестиционное сотрудничество США и России

2.4 Миграционные процессы между США и Россией

3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США

3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России

3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Глобализация, регионализация, международная интеграция, − вот основные тенденции развития сегодняшней действительности. Все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к международному сотрудничеству, создавая между собой прочные торговые, политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК, интеграционных объединений, международных организаций приводит к размыванию экономические границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшим образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует на этом рынке.

Данная курсовая работа посвящена экономическим отношениям России и США. Актуальность изучения российско-американских отношений в первую очередь в том, что эти отношения оказывают большое воздействие на происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала.

Цель работы – изучение экономических отношений США и России.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:

рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;

выявить тенденции развития МЭО и их основные факторы;

выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.

Объектом работы являются экономики США и России, а предметом − русско-американские экономические отношения. В качестве источников информации при написании работы были использованы ресурсы Интернета, учебники по международным экономическим отношениям, статьи периодических изданий, данные Росстата.

Работа включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение и список использованной литературы.

В введении поставлены цели и задачи работы, обоснована её актуальность, указаны предмет и объект исследования.

Глава первая называется «Теоретические аспекты международных экономических отношений», где рассматриваются основные понятия, сущность и тенденции международных экономических отношений.

Глава вторая называется «Экономические отношения России и США». Здесь рассматривается правовая база отношений; торговое и инвестиционное сотрудничество, а так же коротко освещается миграционное сотрудничество между США и Россией.

Глава третья называется «Перспективы развития экономических отношений между Россией и США», где обозначены основные проблемы в сфере экономического сотрудничества между этими странами и предложены способы их решения.

Выводы по проделанной работе формулируются в заключении, а завершает работу список литературы.


1. Теоретические аспекты международных экономических отношений

1.1 Сущность и основы международных экономических отношений

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самообеспеченности (“автаркии”), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров.

Своё начало мирохозяйственные связи берут в мировой торговле, которая прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства (XVI век), мировой рынок активно формировался под воздействием движения торгового капитала, экономически и политически утвердившегося в большинстве европейских стран.

Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., придавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится к концу XIX – началу XX в., означал нарастание объёма международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов.

Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации (создание межнациональных производственных комплексов).

Следует отметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национального производства от стабильности мировой экономики.

Международные экономические отношения являются неотъемлемой частью мирового хозяйства и международных отношений. Изменения, происходящие в мировой экономике, неизбежно накладывают отпечаток на состояние и характер МЭО. Признание Мира как единой системы, состоящей из взаимозависимых элементов и функционирующей по единым законам рыночного пространства, привело к появлению концепции глобализации экономики и новым принципам классификации стран мира.

Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования; особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда.

Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.

Эти отношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

международная торговля;

международная специализация производства и научно-технических работ;

обмен научно-техническими результатами;

информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

движение капитала и рабочей силы;

деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

международные информационные связи, формирование и возрастание роли Интернета, осуществление коммерческих операций с помощью компьютеров.

Возможности, перспективы и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Из сказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и в этой сфере рыночные отношения предполагают:

множественность их объектов и субъектов;

определяющее воздействие спроса и предложения;

их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, создают более чем достаточные предпосылки множественности объектов и субъектов.

Не изменяя механизм спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объёмы и ассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И, конечно, ужесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

− в его основе лежат разделение труда и обмен, международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

− его участники экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает товарно-денежный характер связей.

− в совокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования.

− так же, как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг и дополняется перемещением факторов производства между странами.

− одна из основных форм МЭО – международная торговля − представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

− обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Различия стран в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях занятости населения определяют развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обуславливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений, межгосударственные соглашения по защите авторских прав формируют мировой информационный рынок.

− МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты, представленые международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата. Всемирный банк. Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т.п.).

− МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, ОПЕК).

− особой сферой, фактором и результатом развития МЭО становится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК.

− усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО.

− МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.

Все вышесказанное принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений

Объекты и субъекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характеризуют их множественность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает в настоящее время 11 трлн. долларов, материальные, денежные, трудовые и информационные ресурсы, являющиеся предметом международного обмена. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило большей конкурентоспособностью.

На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объекта МЭО приобретают технологии и информация, выделяясь в самостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства. Также в качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера.

Предметом МЭО являются отношения и непосредственные связи, возникающие между странами в результате экономической деятельности государств, компаний, банков и т.д. на международном уровне в сферах производства, торговли товарами и услугами, финансов, технологий, перемещения рабочей силы, информации.

Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких- то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Наконец, в роли субъектов МЭО выступают международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же транснациональными корпорациями и международными объединениями.

1.3 Тенденции развития МЭО и их основные факторы

Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако встает вопрос о том, кого можно сейчас считать "великими державами". Если исходить из такого критерия "величия" или "мощи" государства как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия − способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важным вопросам глобального экономического развития − то налицо монополярный мир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые. Но в любом случае развитие мировой экономики и МЭО не будет происходить далее бесконфликтно. МЭО приобретают более созидательный характер, в том числе направленный на решение глобальных проблем, но, тем не менее, носящий конкурентную окраску, хотя бы потому, что конфликт является условием дальнейшего развития любой системы МЭО и факторов, воздействующих на процесс их развития.

• ускорение научно-технического прогресса по-новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации.

• глобальные перемены в области окружающей среды, исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования.

• прирост и постоянное перемещение народонаселения: население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения.

• увеличение разрыва между бедными и богатыми странами: деколонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание.

• рост экономической взаимозависимости стран мира неизбежно ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.п., что будет сталкиваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих национальных и исторических ценностей.

• усиление роли международных экономических организаций приводит к тому, что, внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями.

• растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, ТНК) в решении международных вопросов, в том числе экономических, ставит вопрос об изменении состава основных участников международного сообщества. Мир движется к новой социально-экономической обстановке, в условиях которой международные сообщества составят несколько отличных друг от друга типов действующих лиц, чью роль как автономных членов данного сообщества нельзя будет игнорировать.

Рассмотрев понятие международных экономических отношений, его основные формы и компоненты, а также тенденции сегодняшнего мира, безусловно, становится понятно, что ни одна страна не может остаться в стороне от мирового рынка и международных отношений. Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.

Прогресс в сфере производства передовых технических и информационных средств (например, компьютеров) приводит к быстрому их старению, а значит, необходимости постоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным при ориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требует обеспечения благоприятных условий для научно-технического развития через концентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, финансовых средств. Следовательно, современное производство ориентируется не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство.

Под воздействием научно-технической революции изменяется значимость структурных элементов производственных издержек. Новыми, требующими значительных вложений, являются затраты на приобретение знаний, информации, компетенции. Все это приводит к расширению обмена производственными, научно-техническими, финансовыми услугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлю товарами. производственного назначения. Подавляющее число внешних закупок комплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационных услуг.

В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система − форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс − это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.

Таким образом, новые формы международных экономических отношений, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели партнёров, безусловно, различны. Для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.

На этом автор заканчивает теоретическую главу работы и переходит к аналитической главе, где рассматривает экономические отношения между США и Россией.


2. Экономические отношения России и США

2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США

Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.

«Акт в Поддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets (P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к нему была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19 U.S.C. 2411, создал основу для большинства программ финансовой помощи России в 1990-х годах, что является исключительно важным объектом исследования в рамках изучаемого периода.

“Закон о торговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских торговых отношений.

В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО.

Кроме того, между Россией и США действует целый ряд межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в том числе: о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о воздушном сообщении (январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

19 ноября 2006 г. в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое подписан протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО, а также шесть межправительственных соглашений: о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

Одним из главных в принятой по итогам российско-американского саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел «Стратегическое экономическое сотрудничество». В нём говорилось, что до конца текущего года США и России необходимо завершить процесс присоединения России к ВТО, добиться предоставления России в отношениях с США режима нормальных торговых отношений на постоянной основе, а также создать новые форматы экономического, энергетического и делового диалога.

28 апреля 2008 г. в Вашингтоне был запущен двусторонний экономический диалог на уровне старшего заместителя Госсекретаря США

Р. Джеффри и первого замминистра иностранных дел А.И. Денисова с целью интенсифицировать процесс двустороннего экономического взаимодействия, сконцентрироваться на вопросах, представляющих взаимный интерес и наметить планы на будущее. В связи с событиями в Южной Осетии в августе 2008 г. сроки проведения второго заседания экономдиалога в Москве (планировалось на 26 сентября 2008 г.) по инициативе администрации Дж. Буша были перенесены. В настоящее время администрация Б. Обамы высказывается за его возобновление. В рамках созданной по результатам визита Б. Обамы в Москву 6-8 июля 2008г. двусторонней Президентской комиссии предполагается формирование, в том числе, рабочих групп по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям, энергетике и окружающей среде, сельскому хозяйству, науке и технологиям. 6 июня 2008 г. на XII Петербургском международном экономическом форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н. Шохин и Т. Донохью подписали соглашение о сотрудничестве и учреждении российско-американского бизнес-диалога. 10-13 марта 2009 г. состоялся визит в Соединенные Штаты Америки делегации РСПП во главе с президентом РСПП А.Н. Шохиным. На встрече было принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в котором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами России и США.

Важную роль в развитии диалога также играют Российско-американский Совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский деловой совет (АРДС), очередное заседание которого состоялось 24-25 сентября 2008г. в Нью-Йорке с участием Министра иностранных дел России С.В. Лаврова.

2.2 Торговые отношения США и России

В 2009 году отмечается важная юбилейная дата − 200 лет российско-американским отношениям. В 1809 году молодая американская республика и Российская договорились установить дипломатические отношения и впервые обменялись послами. Однако экономические отношения зародились ещё в первой половине XVIII века, когда началась активная колонизация Америки русскими торговцами. В этот же период началась первая волна русской иммиграции в США, связанная с российским освоением Америки и представленная малочисленными русскими исследователями, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. После достаточно скромного начала отношения этих двух стран – со взлётами и падениями – оправдали предсказание де Токвиля о том, что Америке и России «уготовано волей небес управлять судьбами половины земного шара». Сегодня, когда холодная война и наступивший вслед за этим постсоветский переходный период остались позади, перед странами открылся новый мир – мир, в котором эффективные российско-американские отношения играют важнейшую роль в решении многих возникающих глобальных проблем.

Американская торговля с Россией в XX в. развивалась весьма энергично; в 2001 году стоимость товарооборота достигла 8180,9 млн. долл. В 2002 г наблюдался резкого спада российских закупок., однако уже со следующего года товарооборот между странами увеличивался, и с 2003 по 2007 год вырос в 2,5 раза, что в абсолютных значениях составило 10333,5 млн. дол. В 2007 Сальдо РФ во внешней торговле с США году впервые за семь лет оказалось отрицательным - 1 миллиард 407,1 миллиона долларов (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Внешняя торговля России с США

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

I полуг 2008г

Оборот,млн. долл 8180,9 6965,8 7169,4 9824,2 10886,7 15048,3 17502,9 11799,2
Экспорт,млн. долл 4198,2 3987,3 4207,7 6624,1 6323,7 8638,4 8047,9 5779,4
Импорт,млн. долл 3982,7 2978,5 2961,7 3200,1 4563 6409,9 9455 6019,8
Сальдо,млн. долл 215,5 1008,8 1246 3424 1760,7 2228,5 -1407,1 -240,4

Анализируя динамику внешней торговли России и США, представленную в таблице 2.1, можно увидеть, что, не смотря на общую положительную динамику роста товарооборота, в основном это происходило за счёт увеличения импорта из США в Россию, который за пять лет увеличился приблизительно в 3,2 раза, тогда как экспорт увеличился менее чем в два раза. Однако в 2008 году торговля между Россией и США продолжала развиваться довольно высокими темпами. По данным за январь-август 2008 года товарооборот составил 17007,3 млн. долл., российский экспорт составил 8359,6 млн. долл., импорт − 8647,7 млн. долл., к концу первого полугодия импорт превысил экспорт на 249,4 млн.долл. Интересно, что рост товарооборота происходит в основном за счёт увеличения импорта. По данным Министерства торговли США дефицит в торговле товарами в 2008 году сократился на 19,9%, что, как считают американские экономисты, связано с уменьшением внутреннего спроса на товары, и что, по мнению автора, стало причиной сокращения роста объёмов экспорта из России в США.

Большими потерями в объёмах внешней торговле ознаменовался для России 2009 год. С учетом негативного влияния мирового экономического кризиса, снижением уровня деловой активности в США, уменьшением спроса на товары российского экспорта, а также наблюдающейся конъюнктурой цен на основные товары взаимной торговли, товарооборот, по данным американской статистики, по итогам I полугодия 2009 г. снизился на 37,9% до уровня 11,1 млрд.долл. (за аналогичный период 2008 г. – 18 млрд.долл.). При этом российский экспорт сократился на 35% до 8,6 млрд. долл. (в I полугодии 2008 г. - 13,3 млрд.долл.),а импорт – на 46% до 2,5 млрд.долл. (в I полугодии 2008 г. - 4,7 млрд.долл.). Положительное для России сальдо уменьшилось на 29% до 6,1 млрд.долл. (в I полугодии 2008 г. – 8,7 млрд.долл.) По данным ФТС России, в 1 полугодии 2009 г. взаимный товарооборот сократился на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составил 7,3 млрд.долл. (в 1 полугодии 2008 г. – 11,7 млрд.долл.). В таких же пропорциях уменьшились объемы российского экспорта (с 5,7 до 3,5 млрд.долл.) и импорта (с 6 до 3,8 млрд.долл.).

В структуре экспорта России в США в 2007 году на долю металлов и изделий из них приходилось 40,5%, минеральных продуктов (в основном сырая нефть и нефтепродукты) – 27,1%, неорганической химии (1121,1 млн.долл. - 13,9% всего российского экспорта в США), а также драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, жемчуга природного и культивированного (1027,4 млн.долл. - 12,7%). Объемы поставок нефти и нефтепродуктов за истекший год составили 2252,7 млн.долл. На черные металлы пришлось 17,0% российского экспорта в США (1367,0 млн.долл.). Значительная доля пришлась на удобрения (201,0 млн.долл.), древесину и изделия из нее (132,0 млн.долл.), некоторые изделия машиностроительной промышленности (244,3 млн.долл.).

В 2008 году основу российского экспорта по-прежнему составили нефть и нефтепродукты – 11,5 млрд.долл. (57% экспорта), металлы и металлопродукция – более 3 млрд. долл. (15%). На товары химической промышленности пришлось около 1,9 млрд.долл. (9,4%). В импорте из США сохранилось преобладание продукции машиностроения и транспортных средств – более 4,4 млрд.долл. (59% всего импорта из США) и продовольствия - 1,2 млрд.долл. (16%), прежде всего мяса птицы.

В 2008 году в структуре импорта доминировали машины, оборудование и транспортные средства (63,8%), продовольствие и сельскохозяйственное сырьё (14,4%), а так же продукция химической промышленности (13,8%).Среди основных статей в структуре импорта за 2008 г. – наземные, водные и воздушные средства транспорта, их части и оборудование (2,7 млрд. долл.), машины, оборудование и механизмы (2,6 млрд.долл.) и продукты питания (1,4 млрд.долл.). Также закупается продукция химической промышленности и минеральное сырье, в основном руды и концентраты драгметаллов, металлы и изделия из них. Если сравнить эти показатели с показателями предыдущего года, то можно сказать, что увеличение объёмов импорта отмечается по всем без исключения товарным группам, не смотря на значительное охлаждение российско-американских отношений в 2008 году в связи с событиями в Закавказье. Проанализировав данные по импорту из США, автор заметил, он имеет стабильную структуру и с 2004 года отмечается тенденция к его росту (в среднем на 35-40% ежегодно), а с 2005г. объёмы импорта растут опережающими темпами по отношению к российскому экспорту. Автор обращает также внимание, что именно эти статьи импорта, являются ведущими в общем объёме импорта России. Также, изучив основные статьи экспорта и импорта США и РФ, которые почти не менялись на протяжении последних пяти лет, автор констатирует, что Россия выступает для Америки в роли «сырьевого придатка», продавая в основном не переработанные полезные ископаемые, древесину. Американский же импорт в основном составляют машины, высокоточное оборудование, транспортные средства.

Роль торговли с Россией для Соединённых Штатов остается незначительной – её доля в товарообороте составляет порядка 0,8% (26-е место в списке торговых партнеров США по объему товарооборота). Согласно данным департамента коммерции США на 2008 год, Россия занимает 28 место среди 30 крупнейших экспортёров и 17 место среди важнейших импортёров Америки. Но от общего объёма на неё приходится 0,73% экспорта и 1,3% импорта. Для России же США является одним из основных торговых партнёров (8-е место в списке торговых партнеров России по объему товарооборота). Доля их в российском обороте в 2008 году составил 3,4% (Германия − 9,3%, Италия − 7,1%, Нидерланды − 8,7%, Польша − 3,9%, Япония − 3,8%, Белоруссия − 4,9%, Украина − 5,8%), а в 2009 году – 3,9%.

При расчёте основных торговых показателей США используют отличную от российской, систему расчётов. По данным американской статистики, существенно отличающейся от российской, товарооборот между Россией и США в 2003-2007 годах характеризуется следующими показателями, приведёнными в таблице 2.2. По расчётам автора данные американской статистики выше российских приблизительно на 37%.


Таблица 2.2

Внешняя торговля США с Россией в млрд. долл.

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Товарооборот 11,1 14,4 19,2 24,5 26,7
Экспорт РФ 8,6 11,6 15,2 19,8 19,3
Импорт РФ 2,5 2,8 3,9 4,7 7,4
Сальдо 6,1 8,8 11,3 15,1 11,9

Источник: [Торгово-экономическое сотрудничество России и США//www.mpt.ru]

Значение торговых отношений с США не исчерпывается для России количественными показателями товарооборота. Гораздо важнее другое – возможность использовать во взаимной торговле высокий потенциал США в сфере высоких технологий и иметь дело с партнером, который играет такую важную роль международных экономических и финансовых организациях.

2.4 Инвестиционное сотрудничество США и России

Во второй половине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе. США сохраняют свое явное лидерство и по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006 гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006 г. достиг огромной суммы – 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объема накопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, что доля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третье место в мире, составила 12% и 8% соответственно.

География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190 стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций – Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7 млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) и Швейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств) приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом.

Россия в настоящее время объективно не может быть сравнима по международным инвестиционным позициям с США, имеющими более чем столетний опыт экспорта-импорта капитала. Наша страна включилась в эти процессы в последнее десятилетие, причем в условиях социально-экономического кризиса и сложных трансформационных процессов. В эти годы из страны преимущественно осуществлялся нелегальный вывоз значительных финансовых ресурсов, обескровливающих экономику страны.

Но в последние 5 лет привлекательность России для иностранных инвесторов все же значительно увеличилась. По результатам опроса представителей ТНК, проведенного ЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государств наиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии и США). Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства «Мудис», «Фитч» и позднее «Стэндард энд Пурз» повысили рейтинг России до уровня «инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортным кредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., было принято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в более привлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствовать преодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американских инвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты.

На территории России действует капитал из более 100 стран. Основные страны-инвесторы в 2008г. − Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

США входят в число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестиций в экономику России. Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор, в котором, согласно имеющимся данным, сосредоточено ¾ их объема. Около половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон», «Коноко-Филипс» и др.). На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг.

Автором была рассмотрена структура и динамика объёма накопленных американских инвестиций, а так же инвестиций, поступаемых ежегодно в Россию из США. Исходя из этих данных, можно заметить, что с 2004 по 2009 год объем всех иностранных инвестиций, накопленных в экономике России, увеличился приблизительно в 3,2 раза, однако объём накопленных американских инвестиций увеличился всего лишь в 1,3 раза. В 2008 г. США заняли 8 место (8,8 млрд. долл.) по этому показателю в России (или 3,3% от общего объема в 265 млрд. долл.). В 2004 году по объемам накопленных зарубежных инвестиций в российскую экономику США занимали 6 место среди основных стран-инвесторов, и их доля в накопленных зарубежных инвестициях на территории России составляла 8,1%. По итогам I полугодия 2009 г. США сохранили 8 место в списке основных стран-инвесторов в экономику России, хотя общий объем накопленных американских инвестиций снизился до 7,99 млрд.долл. (3,3% от общего объема иностранных инвестиций в 242 млрд.долл.). В 2004 году доля прямых инвестиций составила 65% от всех накопленных американских инвестиций, а на конец июня 2009 года – всего 34% (2,7 млрд.долл). По состоянию на 1 июля 2009 г. в США накоплено 6 млрд.долл. российских инвестиций, из которых доля прямых инвестиций составляет 84%, или 5 млрд. долларов. Америка занимает второе место среди крупнейших стран-получателей российских инвестиций и на её долю приходится 10% всех инвестиций, вложенных Россией в экономику других стран (Таблица 2.3; Таблица 2.4)

Американские компании проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности. Наиболее активно в российско-американском торгово-инвестиционном сотрудничестве участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Сахалинская область, Республика Коми, Тюменская область, Самарская область, Татарстан. Активизируется сотрудничество с компаниями США и ряда других регионов, среди которых Архангельская, Мурманская, Челябинская, Свердловская, Томская, Ярославская и Камчатская области, Красноярский, Хабаровский и Краснодарский края, Нижний Новгород, Башкортостан и некоторые регионы Восточной Сибири.

Расширению двусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США. Ежегодные заседания рабочей группы проходят поочередно в России и США. Очередная (12-я) ежегодная встреча этой группы состоялась в августе 2007 г. в г. Южно-Сахалинске., 13-е в г. Такома (шт.Вашингтон) в июле 2008 г.


Таблица 2.3

Объём иностранных инвестиций, накопленных в экономике России по основным странам-инвесторам в млн. долл.

Накоплено на конец июня 2009г. В том числе Справочно поступило в I полугодии 2009 г.
всего в % к итогу прямые портфелбные прочие
Всего инвестиций1) 242462 100 95023 11687 135752 32163
из них по основным странам-инвесторам 202727 83,6 76066 11321 115340 20757
в том числе: 44993 18,6 29061 5629 10303 3601
Нидерланды
Кипр 40264 16,6 25663 1831 12770 2870
Люксембург 36707 15,1 979 262 35466 5366
Великобритания 24584 10,1 3673 2202 18709 2169
Германия 16256 6,7 6820 13 9423 2862
Франция 9907 4,1 2011 23 7873 1073
Ирландия 9121 3,8 397 0,2 8724 391
США 7992 3,3 2752 859 4381 1047
Виргинские о-ва 6813 2,8 3984 500 2329 641
Япония 6090 2,5 726 2 5362 737

Источник: [www.gks.com]

Таблица 2.4

Объём инвестиций из России, накопленных за рубежом млн. долл.

Накоплено на конец июня 2009г. В том числе Справочнонаправленов I полугодии 2009г.
всего в % к итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 60795 100 40684 4669 15442 43482
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций 52893 87 36831 3228 12834 36017
в том числе: 17248 28,4 12509 1192 3547 4586
Кипр
Нидерланды 11971 19,7 11585 72 314 5557
США 6065 10 5079 - 986 932
Швейцария 4291 7,1 1567 0,2 2724 18736
Виргинские о-ва 3834 6,3 1331 1148 1355 538
Великобритани 2536 4,2 2081 252 203 1016
Беларусь 2327 3,8 1950 0 377 3127
Германия 2270 3,7 107 0 2163 489
Люксембург 1178 1,9 470 101 607 228
Украина 1173 1,9 152 463 558 808

Источник: [www.gks.com]

Развивается взаимодействие российских и американских компаний в аэрокосмической отрасли («Боинг», «Локхид Мартин», «Пратт энд Уитни»). Среди наиболее значимых проектов «Боинга» – договор с ОАК по участию в создании системы послепродажного обслуживания «Суперджет 100», конструкторско-дизайнерский центр в Москве, СП с «ВСМПО-Ависма», «Морской старт». Совместно с «Юнайтед Текнолоджиз» («Пратт энд Уитни») реализуется проект использования российских двигателей РД-180 на ракетах-носителях «Атлас».

Продолжается взаимодействие в автомобильной промышленности. В г. Всеволожске Ленинградской области компанией «Форд» с 2002 г. реализуется проект производства автомобилей моделей «Фокус» и «Мондео». Компанией «Дженерал Моторс» совместно с «АвтоВАЗом» производится внедорожник «Шеви-Нива» в г. Тольятти. В начале ноября 2008 г. в г.Шушары под Санкт-Петербургом корпорацией был открыт завод по промышленной сборке еще трех моделей. Работают заводы «Катерпиллар» в г. Тосно Ленинградской области, «Джон Дир» в Боровском районе Калужской области и Домодедово. На стадии переговоров находится передача контроля над торговой маркой «Опель» от «Дженерал Моторз» российско-канадскому консорциуму с участием «Сбербанка».

Среди других сфер успешного взаимодействия – металлургическая промышленность («Алкоа»), фармацевтика («Доу Кемикал», «Пфайзер», «Эли Лилли»), пищевая и табачная промышленность, рестораны быстрого обслуживания («Кока-Кола», «Пепсико», «Бритиш Америкэн Тобакко», «Филип Моррис», «САБМиллер», «Ригли», «Марс», «Каргилл», «Крафт фудс»). Кондитерским гигантом «Ригли» приобретена шоколадная фабрика «Коркунов», готовится к запуску русскоязычный развлекательный телеканал «Уолт Дисней». С июня 2008 г. напрямую из Москвы в Чикаго начала летать авиакомпания «Американ Эйрлайнз», а с марта 2009 г. прямые рейсы по маршруту Москва-Вашингтон осуществляет «Юнайтед».

«ЛУКойл» является владельцем 2200 автозаправок в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания, некоторые из которых уже работают под оригинальным российским брендом. Инвестиции российской компании будут привлечены для строительства на Восточном побережье США компанией «Коноко-Филипс» нового НПЗ, ориентированного на российские сорта нефти.

Отмечается повышение активности российских металлургических компаний на американском рынке. «Норильский никель» за 364 млн.долл. выкупил 56% акций базирующейся в шт. Монтана компании «Стилуотер Майнинг», занимающейся производством и сбытом металлов платиновой группы, прежде всего палладия. «Северсталь» приобрела активы компании «Руж Индастриз» (285 млн. долл.), являющейся вместе со своими дочерними предприятиями пятым по величине производителем стали в США. В марте 2008 г. «Северсталью» было заключено соглашение о приобретении у компании «Арселор-Миттал» за 810 млн. долл. завода «Спэрроуз-пойнт» в г. Балтимор (в совокупности предприятия «Северстали» производят в США 8,5 млн. т. стали в год). Компания «Стил Инвест энд Файнэнс» (совладельцы − ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и швейцарская «Дуферко Групп») в начале 2007 г. приобрела за 210 млн.долл. американского производителя оцинкованного проката «Виннер Стил».

Одним из главных стратегических инвесторов на американском рынке выступает «Евраз Груп». В 2006 г. за 110 млн.долл. она приобрела 73% акций ведущего американского производителя ванадия − компанию «Страткор», доля которой в мировом производстве ванадиевых химикатов превышает 45%. В январе 2007 г. за 2,3 млрд.долл. в собственность «Евраза» перешла сталелитейная компания «Орегон Стил Миллз».

В начале этого года «Евраз» достиг договоренности о приобретении за 4 млрд.долл. активов американо-канадской компании «Ипско» (штаб-квартира в шт.Иллинойс) – ведущего производителя толстолистовой стали и труб для нефтегазовой отрасли в Северной Америке, а также производителя листового проката «Клэймонт Стил» из шт.Дэлавер за 565 млн.долл.

Среди других наиболее заметных бизнес-проектов − создание совместных предприятий между деревообрабатывающими холдингами «Интернэшнл пэйпер» и «Илим палп», планируемое строительство сталелитейного комплекса ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в шт. Огайо.

Одним из потенциально перспективных направлений двустороннего сотрудничества является российско-американский энергетический диалог. Направления развития двустороннего энерговзаимодействия – создание инфраструктуры для поставок нефти в США с терминала на Баренцевом море; освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, включая создание инфраструктуры для поставок сжиженного природного газа (СПГ); урегулирование вопросов, связанных с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в т.ч. проблемы повышения его экономической эффективности и расширения пропускной способности, сотрудничество в области глобальной энергобезопасности, повышения энергоэффективности и развития технологий экологически чистой энергии. В 2007 г. рост поставок энергоносителей и высокие цены позволили российским экспортерам выйти на рубеж в 11,5 млрд. долл. (в 2006 г. – 9,4 млрд. долл.). Развивается инвестиционное сотрудничество «ЛУКойл» и «Коноко-Филипс». «Эксон-Мобил» вывел на проектную мощность добычу нефти на «Сахалине-1», «Шеврон» создал с «Газпромом» СП «Северная тайга Нефтегаз». В 2005-2007 гг. «Газпромом» были осуществлены «своповые» поставки российского сжиженного природного газа в США.

Динамично развивается сотрудничество в сфере инновационной деятельности и информационных технологий. Успешно действует российско-американский Инновационный совет, разработана комплексная программа содействия контактам по линии малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. Совместный комитет по науке и технике приступил к подготовке проектов изучения мирового океана и полярных регионов. Российские компании активно участвуют в форумах под эгидой американских отраслевых инновационных центров. Заказчиками российского программного оборудования выступают ведущие американские компании («Ай-Би-Эм», «Боинг», «Интел», «Моторола» и др.). Объем услуг по аутсорсингу, ежегодно выполняемых в России для США, превышает 0,5 млрд.долл.

Принципиальной для российской стороны задачей является получение режима наибольшего благоприятствования (по американской терминологии - режима нормальных торговых отношений − РНТО) в торговле с США на постоянной и безусловной основе. Россия по-прежнему подпадает под действие известной поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г., из-за чего РНБ/РНТО действует на временной основе. Такая ситуация противоречит статье 1 двустороннего Соглашения о торговых отношениях, которая предусматривает взаимное предоставление РНБ/РНТО без каких-либо условий, и нормам ВТО. В принятой по итогам саммита в Сочи «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» подчеркивается приверженность Администрации США работе с Конгрессом по отмене поправки Джексона–Вэника и предоставлению России «постоянных нормальных торговых отношений» до конца этого года в связи с переговорами по ВТО.

Подведя итоги, можно сказать, что потенциал российско-американских экономических связей явно не реализован. Не смотря на то, что для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6% совокупного внешнеторгового оборота США, в перспективе Россия может занять существенное место во внешнеторговом обороте США. Не смотря на то, что объём товарооборота увеличивается с каждым годом, это в основном происходит за счёт увеличения российского импорта. Заинтересованность же США в развитии двусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается в основном ростом импорта из России нефти, цветных и черных металлов.

Несомненно, наша страна является огромным потенциальным рынком для американских товаров и капиталов. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкой промышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию, как на внутренний рынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, в частности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.

В наступившем столетии проблемы инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике остаются весьма важными и приоритетными. Практически все сферы и отрасли испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. И хотя в последние годы в России произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остаётся неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральному износу. Кроме того, объём внутренних инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. Сегодня, наблюдается сокращение поступления американских инвестиций в российскую экономику, и доля в них прямых инвестиций за последние 5 лет существенно сократилась, тогда как для России в первую очередь важны инвестиции, направленные непосредственно в производственный сектор. Объём инвестиций, накопленных США в экономике России на 30% больше, чем накопленных Россией в экономике США, однако по объёму прямых инвестиций РФ в 1,8 раза опережает Америку, вкладывая почти 90% своих инвестиций с целью получения долгосрочного экономического интереса в стране.

США постоянно ставят вопросы о необходимости совершенствования в России законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики и системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают такие черты деловой практики и бухгалтерского учёта российских компаний, как слабая правовая защищённость предпринимательства, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящей за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.

2.3 Миграционные процессы между США и Россией

Волны иммиграции из России в США всегда носили своеобразный характер, отличный, скажем, от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой). Практически во все периоды основную группу прибывших составляли евреи, искавшие жизни, более свободной от религиозных, политических и других ограничений в Российской Империи и СССР. Различают четыре условные волны российской иммиграции в США. Первая была связана с российским освоением Америки в XVIII-XIX веках и была представлена малочисленными русскими исследователями, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. Вторая проходила конце 19 — начале 20 веков, и была представлена евреями из Российской империи. Третья — небольшая волна — была представлена политэмигрантами (в основном также евреями) из СССР в конце 60-х, начале 70-х. И, наконец, самый массовый наплыв пришёлся на время падения Железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда прибыли многочисленные группы евреев, русских, украинцев, и других (в основном уже в самом конце 20го — начале 21го столетия). Среди американцев, прибывших Россию, наибольший наплыв наблюдался в 1997 году – 668 человек, а на протяжении последних пяти лет с 2004 по 2008 год ежегодно на территорию РФ приезжает в среднем 470-540 человек.

В настоящее время американцы русского происхождения составляют одну из наиболее многочисленных диаспор США. На сегодняшний день в США проживает 3,105,965 русских, что составляет 1% от американского населения. Наибольшая их численность в штатах Нью-Йорк − 24%, Иллинойс − 16%, Пенсильвания − 10%, Массачусетс − 8%, Калифорния – 22%. Крупные русские диаспоры существуют (по данным переписи населения США за 2000 г.) в городах Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Детройт. По количеству русскоязычных американцев Нью-Йорк занимает первое место. Около 1,6 миллионов человек проживает в пригородах Нью-Йорка, а 600 000 – в самом Нью-Йорке, что составляет 8% от всего населения города. Эти цифры говорят о том, что русских в Нью-Йорке гораздо больше, чем китайцев (760 000) или доминиканцев (620 000) – двух крупнейших этнических групп, проживающих в Америке. В Южной Калифорнии насчитывается около 600 000 тысяч русскоязычных граждан. Интересно, что эти штаты и города являются самыми развитыми территориями Америки и концентрируют в себе огромные финансовые, информационные и людские потоки, а «Russian town» зачастую находится в центральном районе города.

Изучая проблему миграции между США и Россией и собирая информацию по данной теме, автор пришёл к выводу, что эта тема является недостаточно изученной и ей не уделяется большого внимания когда речь заходит о торгово-экономическом сотрудничестве США и России. Но, по мнению автора, миграция российского населения в Америку, большую часть из которых составляют высокообразованные люди трудового возраста, поездки по различным программам обмена студентов заслуживают серьёзного внимания, так как это является важной составляющей экономических отношений и может оказывать существенное влияние на их дальнейшее развитие.

На этом автор заканчивает аналитическую главу и переходит к конструктивной главе, в которой рассматривает перспективы развития экономических отношений между Россией и США, выявляя проблемы, препятствующие этому сотрудничеству и предлагая способы решения этих проблем.


3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США

3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России

На сегодняшний день сфера взаимодействия и сотрудничества между США и Россией огромна и, несмотря на проблемы в политической сфере, Соединённые Штаты традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России.

Но если рассмотреть масштабы, возможности и потребности Америки и РФ., становится очевидным, что потенциал российско-американских связей, особенно экономических, явно не реализован.

В первую очередь следует обратить внимание на проблему зарубежного инвестирования. Практически все сферы и отрасли России испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. США же занимает ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе и является лидером по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. Но хотя по сумме накопленных иностранных инвестиций в России Америка входит в десятку крупнейших, их доля в 9 раз меньше, к примеру, доли Великобритании.

Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего с неограниченными сырьевыми возможностями и дешевой высококвалифицированной рабочей силой) явно уступает сумме негативных факторов.

В.А. Сельцо, автор статьи «Диверсификация – необыкновенное направление российского экспорта», прежде всего причиной малой привлекательности России как импортёра иностранного капитала называет нестабильность, законодательства применительно к иностранным инвесторам и слишком частые его изменения.

Высокий уровень налогов, транспортных тарифов является ещё одной причиной, оказывающей негативное воздействие на инвестиционную привлекательность России. Конечно, с точки зрения ставок и общей конструкции российская налоговая система вполне сопоставима с государствами восточной Европы, но на практике даже уплатив легально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое время получить в виде претензий от налоговых органов гораздо большие суммы, а в условиях всемирной доступности почти любой информации, новости о таких ситуациях не могут не отпугнуть зарубежных партнёров, тем более американских.

Также, по мнению автора этой статьи, высокий уровень коррупции в бизнесе, а так же сложность и громоздкость процедуры оформления различных документов или получения различных документов становится серьёзной проблемой для зарубежных инвесторов.

В.А. Сельцо отмечает, что, не смотря на то, что в настоящее время в сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч российских фирм и компаний, многие из них не обладают квалифицированными кадрами, способными грамотно общаться с иностранными партнёрами и вести бизнес-сотрудничество.

Нельзя также, по словам В.А. Сельцо, не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис. Многие российские предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин, мало заботясь о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей является существенным тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения, тогда как автомобили и детали и аксессуары к ним в структуре импорта США, на долю которого в 2007 году пришлось 15,3% всего мирового импорта, составляют десятую часть.

Автор другой статьи «Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ» Г.А. Орлова считает, что не менее важна и сфера приложения инвестиций – около 75% из прямых американских инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор. На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг. Но большую потребность в инвестировании, согласно данным государственной службы статистики, испытывают такие сферы как, например, сельское хозяйство, строительство, производство транспортных средств и оборудования, обработка древесины, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Одна из причин гипертрофии в сторону топливно-энергетического и агропромышленного комплексов – отсутствие должных мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе и американские, пока сами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта, расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономической эффективности всей хозяйственной сети ТНК. Российское государство, к сожалению, не оказывает на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия. Оно не определило чётко приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно приводит к распылению капитальных вложений.

Далее Г.А. Орлова отмечает, что российские государственные службы контроля и регулирования экономической деятельности не всегда предоставляют качественное информационное обеспечение экономики, которой требуется полная, своевременная и непротиворечивая информация. Недостаточная прозрачность, как внутренней деятельности компаний, так и во взаимодействии с внешним миром во многом способствует ухудшению инвестиционного климата, чрезвычайно затрудняет разработку общенациональной и отраслевой стратегии развития различных сфер российской экономики.

По словам того же автора, на сегодня в России существует некая неопределённость в отношении собственности. По итогам обзоров соблюдения прав американских владельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах Россия, несмотря на очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет подряд зачисляется в неблагоприятный список «приоритетно наблюдаемых стран». Существует и обратная проблема в отношении регистрации прав на интеллектуальную собственность российского происхождения в США, а также по защите российской аудиовизуальной продукции от несанкционированных копирования и продаж на американском рынке.

Автор данной работы согласен с проблемами, которые в своих статьях Г.А. Орлова и В.А. Сельцо выделяют как препятствующие развитию и углублению экономических отношений США и России и также выделяет несколько проблем, связанные с политикой Америки по отношению к РФ.

В первую очередь это дискриминация России в вопросах экспортного контроля. Участие России в создании международного режима экспортного контроля взамен КОКОМ не привело к пересмотру правил экспортного контроля США в отношении нашей страны.

Также остаются нерешенными вопросы об отмене соглашений о добровольных экспортных ограничениях (по толстолистовой и горячекатаной стали, нитрату аммония), ограничения по номенклатуре разрешенного к ввозу в США спортивно-охотничьего оружия и боеприпасов, прекращению действия антидемпинговых пошлин на российские товары (карбамид, феррованадий, металлический кремний, магний).

Но самая серьезная, по мнению автора данной работы, проблема заключается в отрицательном имидже России как страны и русских как нации в целом. Многие зарубежные, в основном американские, фильмы, а так же народные традиции, представленные зачастую в градационном виде, создают у иностранных партнёров ложное представление о РФ и становится серьёзнейшим препятствием для принятия решения о взаимном с ней сотрудничестве.

3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией

Выделяемые на сегодняшний день проблемы в сфере международных торгово-экономических отношений России с зарубежными странами и, в частности, с Америкой, существуют не первый год и на протяжении всего этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.

Г.А. Орлова в своей статье, о которой говорилось выше, называет следующие меры по решению некоторых из них.

Например, предлагается более интенсивно использовать информационные технологии в работе государственных органов, своевременно обновлять сайты правительственных министерств и ведомств, а также своевременно публиковать полный перечень документов с регламентами для всех видов экономической деятельности.

Несомненно, инвесторам – как российским так и иностранным – нужны чёткие представления, как будет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 5-20 лет, поэтому важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер экономики.

В.А. Сельцо, считает, что решать задачу по развитию внешнеэкономических отношений необходимо по следующим направления.

В первую очередь важно изменить сырьевую направленность российского экспорта. Как уже было сказано, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли, поэтому одной из насущных задач является диверсификация российского экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

Одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз и дифференциация (эскалация) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара.

Направленность российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Для этого, как считает автор данной работы, нужно ужесточить контроль над качеством российской продукции, доработать систему госстандартов. Это может способствовать более активному продвижению в США некоторых видов готовой продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.

Также, по мнению В.А. Сельцо, необходимо создать единый орган, на который были бы возложены функции по реализации единой государственной стратегии в области привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Для того, чтобы устранить проблему неквалифицированных кадров, для участников внешнеэкономических связей можно ввести специальную лицензионную систему, которая позволила бы усилить контроль государства и повысить эффективность внешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также и дальше совершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества.

Автор этой работы согласен с предложенными В.А. Сельцо и Г.А. Орловой путями решения проблем, существующих и возникающих в сфере русско-американского экономического сотрудничества и выделяет ещё несколько задач экономической политики России по отношению к США.

В первую очередь очень важно поддерживать эффективный государственный контроль за экспортом из России стратегического сырья, перспективных технологий, утечкой "умов" и интеллектуальной собственности в сферах, затрагивающих интересы национальной безопасности страны.

Нужно устранить или существенно сократить ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования, "ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскую политику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественных производителей товаров и услуг.

Также необходимо постепенно отказаться от тех видов экономических отношений, которые строятся преимущественно на основе американской правительственной помощи и кредитов международных финансовых организаций, поскольку они часто обусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляют суверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность нашей страны в отдельных регионах.

И, несомненно, нужно разрушать сложившиеся о России стереотипы, не допуская, чтобы в фильмах, передачах или книгах РФ представлялась сквозь призму предрассудков.

Отношения с США являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основе лежит общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и США в вопросах обеспечения международной безопасности. Российское руководство исходит из того, что возникающие в ходе взаимодействия двух стран расхождения как тактического, так и концептуального характера по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и взаимопонимания. Россия и США сохраняют приверженность продолжению активного и плодотворного политического и экономического диалога по всему комплексу двусторонних, международных и глобальных проблем.

Поэтому правительство должно заниматься проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, привлекать иностранных инвесторов путём предоставления различных льгот и гарантий, создавать условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения.

Для привлечения инвесторов в первую очередь нужно сделать экономику России нормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций.


Заключение

Работая по теме «Экономические отношения США и России», можно безусловно сказать, что Америка является одним из важнейших экономических партнёров РФ. Конечно, мировой финансово-экономический кризис повлиял на текущее состояние торговли между странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с таким объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало, по сравнению с потенциалом этих стран, и с возможностью реализации проектов в разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США.

Обе стороны заинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать совместные инвестиционные и иные проекты в ряде ключевых областей, которые представляют взаимный интерес и существует большое количество сфер, где есть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у Соединенных Штатов, и где они могут работать сообща и реализовывать совместные проекты. Но, к сожалению, многие потенциальные американские инвесторы, особенно из числа малых и средних фирм, считают, что коммерческая деятельность в России довольно рискованна, и воздерживаются от вложения средств в российские проекты. Административные барьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная некомпетентность, являются одними из основных препятствий для повышения привлекательности России как объекта международного экономического сотрудничества. И, хотя современное состояние отношений между Россией и США дает основание предполагать, что сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов станет более активным, многое будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно удастся устранить негативные моменты, сдерживающие в настоящее время процесс расширения взаимовыгодного инвестиционного и торгового сотрудничества. А для этого в первую очередь нужно разработать правовую базу инвестиционного регулирования и прав собственности, гарантирующую условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения, создать материальные условия для возрождения страны как мощной процветающей экономической державы на базе эффективных структурных преобразований в экономике в русле рыночных реформ и ее интеграции в мировое хозяйство.

Зародившись более двух веков назад, российско-американские экономические отношения, безусловно, имели очень успешное начало. Очень хотелось бы, чтобы и в начале третьего столетия отношения между США и Россией сочетали сотрудничество с соперничеством и улаживание разногласий с творческим подходом к расширению сфер общих интересов.


Список использованной литературы

1. Смирнов В.Е. Торгово-экономическое сотрудничества России и / В.Е. Смирнов // БИКИ. – 2009 – №52-53. – C.2-6.

2. Давыдов А.Ю. Российско-американская торговля: состояние, проблемы, перспективы(электронный ресурс) / А.Ю. Давыдов // httm/www.rusus/ru.

3. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронный ресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.

4. Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах /

5. Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.

6. Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000 − №7. – С.3-15.

7. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. − 6-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. − 592с.

8. Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 году. – www.akdi.ru

9. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. – www.akdi.ru

10. Потенциал торговых отношений между Россией и США огромен. − http://www.interfax.ru /print.asp?sec=1483&id=105559.

11. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат − М.,2009. −525 с.

12. Соловьев Э.Г. Интернет: Русско-американские отношения осени 2008 года: эл-ный журнал / Э.Г. Соловьев. − www.zlev.ru.

13. Супян В.Б. Состояние и перспективы Американской экономики и российско-американских отношений / В.Б. Супян // Россия и Америка в XXI веке. – 2007 – №1. – 126 с.

14. Соловьёв Э. Перезагрузка российско-американских отношений (электронный ресурс)/Э. Соловьёв//http://www.perspektivy.info

15. Российско-американский бизнес-саммит. − http://www.rlp.ru.

16. http://www.customs.ru/rustats/statspopup.phpid286=591.htm–Федеральная Таможенная Служба России

17. http://www.mid.ru/ns-rsam.nsf

18. http://www.ng.ru/ideas/2007-11-16/11_usarus.html

19. http://www.economy.gov.ru – Министерство Экономического Развития Российской Федерации

20. rian.rupolitics.htm –РИА Новости

21. http://zagranicey.ru – Наши за границей

22. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki − Русские в США

23. Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/ Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 98с.

24. Сельцо В.А. Диверсификация – необыкновенное направление российского экспорта/ В.А. Сельцо // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009 – №1 – C.30-42.