Реферат: Организационные формы территориального управления

Название: Организационные формы территориального управления
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Реферат

Организационные формы территориального управления

1. Суть организационной системы управления

Неотъемлемым атрибутом управленческой деятельности являются организационные системы. Типичными примерами их есть локальные и региональные общественно-хозяйственные комплексы. Любая организационная система ориентируется на конкретную сознательную потребность человека, коллектива, территориальной общности людей.

Понятие «потребность» все более чаще стали заменять понятием «проблема». Под проблемой понимают несоответствие (расхождение) между желательным и фактическим состоянием дел или состоянием недовольной потребности. Проблемы могут быть простыми и сложными. Для решения сложных проблем, в отличие от простых, нужны большие ресурсы и соответственно них — организационные системы управления.

Понятие «организационная система» пока что не является стабильной. Одни авторы используют понятие «система управления», другие — «социально-экономическая или экономическая система». С понятием «организационная система управления» тесно связанное понятие «деятельность», поскольку основная задача организационной системы состоит в том, чтобы координировать и осуществлять деятельность людей, которая направленная на решение проблем.

Не следует отождествлять субъект управления с аппаратом управления. Последний есть лишь частью (хотя и главной) субъекта управления. К субъекту управления, кроме аппарата управления, входят обслуживающий персонал, информационная служба, техника и прочие средства. Вместе они обеспечивают нормальную работу аппарата управление.

С понятием «субъект управления» тесно связанное понятие «организационная структура управлением. Определить ее означает установить состав подразделов субъекта управление и их взаимосвязь в процессе функционирования организационной системы. Роль последней в особенности важная при усовершенствовании действующей организационной системы, то есть при преобразовании существующих организационных управленческих систем.

За уровнем управления организационные системы разделяют на:

общегосударственные, что включают много областей и регионов страны;

межотраслевые, что охватывают несколько областей; межрегиональные, к которым входит несколько регионов страны; отраслевые, в составе которых есть предприятия и организации одной области; региональные, что охватывают предприятия и организации одного региона; внутренне организационные — в составе подразделов одной организации (предприятия).

Важным признаком классификации организационных систем есть характеристика социального заказа; чью потребность они должны удовлетворять — трудового коллектива предприятия, жителей отдельного микрорайона, население города или региона страны. Значение социального заказа в особенности важное при изучении вопроса о создании организационной системы. Приоритет, очевидно, предоставляется системам, которые должны удовлетворять потребности наибольшей за многочисленностью социальной группы (за других одинаковых условий).

Одной из признаков классификации организационных систем может быть их размер за количеством закрепленных за ними ресурсов. За этим признаком организационные системы можно поделить на большие, средние и маленькие.

Еще одна важный признак классификации организационных систем — степень самостоятельности их исполнительных элементов. За этим признаком различают организационные системы координационные, интегральные и программно-целевые. Пример координационных организационных систем — межотраслевые государственные объединения, концерны, ассоциации, союза и т.п. Каждое предприятие в составе такого объединения имеет определенную самостоятельность и права юридического лица. Интегральными организационными системами являются промышленные предприятия, комбинаты, фирмы, кооперативы, больницы и т.п.. Подразделы этих организационных систем (цеха, участки, бригады) не имеют хозяйственной самостоятельности и не могут свободно выйти с состава системы. Программно-целевые организационные системы занимают промежуточное положение между первыми двумя типами систем. Каждый участник целевой комплексной программы, владея, как правило, полной хозяйственной самостоятельностью, обязанный выполнять порученную нему в соответствии с программой работу.

Основными чертами организационных систем есть такие:

1.Проблемная ориентация. Как правило, каждая организационная система ориентирована на определенную общественную потребность (проблему, задача). Так, основные задачи АПК — рост сельскохозяйственного производства и надежное обеспечение населения продуктами питание, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем.

2.Единый центр управления. Каждая организационная система имеет один управленческий орган: для района — местный орган управления, для межотраслевых образований — министерство и т.д.

3.Входимость. Организационная система может включать в себя много других организационных систем, будучи при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например, область включает много объединений и предприятий, будучи при этом частью общественного хозяйства.

4.Интеграция как целое реализующей деятельности. Организационная система состоит из элементов, которые занимаются деятельностью, которая направленная на достижение поставленной цели (решение проблемы). Устранение хотя бы одного из этих элементов приводит к нарушению работы или снижение эффективности всей организационной системы.

5.Иерархическая структура. Каждая организационная система имеет иерархическую структуру. Наиболее распространенные линейной, функциональная и комбинированная (линейно-функциональная) структуры. За линейной структуры каждый исполнитель подчиняется только один руководителю по всем вопросам своей деятельности. Основной недостаток линейной структуры — большая зависимость результатов работы всей организационной системы от качества решения первого руководителя.

При функциональной структуре каждый исполнитель подчиняется нескольким функциональным руководителям одновременно, причем любому из четко определенных вопросов: один — по вопросам планирования, второму - по вопросам административной работы и т.д.

При такой структуре управленческие решения являются более квалифицированными, чем при линейной, однако поднимается принцип единоначалия.

Комбинированная (линейно-функциональная) структура предусматривает создание в каждом звене управления штабов (советов, участков, лабораторий), где работают специалисты по определенным вопросам. Штабы разрабатывают квалифицированные решения, а линейный руководитель утверждает их и передает на низшие уровни.

Выбор типа организационной структуры зависит от определенных факторов, главные из которых — способ хозяйственной деятельности, объем работ, которые выполняются, а также вид и содержание функций управления. В целом организационная структура управления региональным развитием есть совокупностью структур разных типов, объединенных линейными и функциональными связями.

Указанные особенности характеризуют организационные системы «в статике». В динамике они имеют дополнительные черты, в частности:

исторический процесс образования новых организационных систем развивался и развивается на основе интеграции (объединение) существующих организационных систем;

организационные системы создаются, если исчерпанные другие способы решения проблем;

организационные системы довольно инерционные и могут еще существовать как проблемы, которая их обусловили;

с течением времени организационные системы постепенно теряют первоначальную ориентацию.

Организационные формы управления надо усовершенствовать с учетом объективных закономерностей их развития — соответствия уровня организации управления уровню развития организационно-экономической системы, обеспечение оптимального соотношения концентрации и специализации и др. Мероприятия по усовершенствованию систем управления должны быть адекватными преобразованием, которые осуществляются в экономике нашей страны.

Учет закономерностей и соответствия управления уровню социально-экономического развития региона дает возможность оценить форму управления, сделать вывод о необходимом направлении ее изменения. Важно учитывать закономерности развития концентрации и специализации в управлении.

Территориальная и отраслевая формы управления взаимосвязанные единством целей и задач, поэтому решение проблем усовершенствования организационных форм управление региональным развитием требует комплексного подхода.

2. Факторы и принципы построения организационных структур управления

Организационная структура управления составляет его основу. За каждым ее компонентом закрепляются определенные цели и функции, а также права, обязанности и ответственность за их реализацию.

На формирование организационной структуры влияют много факторов, разных за природой (рис. 11). Главные среди них -социально-политические (политические, экономические и др.) и организационно-технические (что отображают особенности технического развития продуктивных сил, преобразование информации, организации управления).

Оказывают непосредственное влияние на структуру управления факторы:

связанные с объектом и субъектом управления; которые являются внешними, а также внутренними относительно структуры управления. К главным факторам влияния належат, в частности, функции и целые управления . На функциональном и целевом принципах основываются основные подходы к разделению труда в аппарате управления.

Через цели и функции на структуру влияют конкретные характеристики объекта и субъекта управление.

Структура во многом зависит от методов управления . Так, переход от административно-командных к рыночным методам управления предопределяет изменение функций и структуры аппарата всех управленческих звеньев.

Основные типы отношений в структуре управления формально регламентированные. Именно формальная структура определяет штаты (должности) и требования к квалификации работников. Кроме формальных, между субъектами устанавливаются также неформальные отношения. Они могут играть положительную роль, например, за счет более широких контактов между людьми, коллективами, а могут и мешать организации, если создается нездоровый психологический климат, возникает скрытая оппозиция решениям руководства и т.п.

Структура управления, которая поддается влиянию ряда внешних факторов, имеет также собственные внутренние принципы и закономерности построения, которые связанные с формами рационального деления, специализации и кооперации управленческой работы.

Принципы построения организационных структур управления имеют локальный характер, поэтому их следует отличать от общих принципов управления. К принципам построения организационных структур относятся:

организационное закрепление всего комплекса функций управление за подразделами структуры (функциональный принцип);

обеспечение взаимосвязи под целей и соответствия во всех структурных подразделах общим (конечным) целям организации (целевой принцип);

комбинирование линейной и функциональной структур;

рациональное соотношение централизации и децентрализации на основании делегирования полномочий;

обеспечение рациональной, иерархической организации и соблюдения масштаба управляемости (диапазон управление).

Ныне можно выделить и некоторые относительно новые принципы формирования структур, а именно:

развитие организационных форм горизонтальной координации и кооперации на основании демократизации, самоуправление и самофинансирование;

объединение традиционного линейно-функционального принципа с программно-целевой;

обособление стратегических функций от оперативного управления;

организационное обособление выполнения функций прогнозирование, анализа хозяйственной деятельности, управление НТП, социальным развитием и т.п.;

организационное обеспечение саморазвития системы управления и выделение особых подразделов из усовершенствования управления.

Отдельные принципы формирования организационных структур рассмотрим детальнее. Соответственно функциональным принципам, основой разделения труда в структуре есть функции управления. Система этих функций дезагрегуется, и функции делятся и закрепляются по компонентам структуры. Возникает логическая связь: функция управления — структура — функции компонентов структуры. За структурой управления в целом может быть закреплена вся система функций, а за каждым ее компонентом — весь набор функций. При этом конкретные функции должны быть закреплены за каждым компонентом структуры, где их реализация наиболее эффективная.

Следует избегать дублирования, если за реализацию одной и той самой функции отвечают разные компоненты, и выпадение из кола обязанностей любых функций. Так, в организационной структуре регионального развития может быть закрепленный весь комплекс функций территориального управления. Через функции на структуру управления регионом оказывают непосредственное влияние такие, как уровень экономического и социального развития региона, его специализация, природно-хозяйственный потенциал и т.п.

Функциональный подход на основании разных признаков выделения функций управление есть «традиционной» для построения структуры управление общественным хозяйством.

На современном этапе важное значение приобретает целевой принцип — принцип построения структуры на основании системы целей, которые надо реализовать. Это требует поиска адекватных форм реализации его в системе управления. Так, в развития регионов возрастает количество и значение сложных, комплексных, межотраслевых социальных и экономических проблем. Для их решения нужно обеспечить взаимосвязанную деятельность многих разных организаций. Традиционные механизмы управления при таких условиях часто становятся неэффективными. При решении этих проблем прибегают к разным вариантам программно-целевого управления. В наиболее развернутом виде программно-целевой подход реализуется в виде комплексных целевых программ.

Одним из важных направлений рационального разделения труда в управлении есть обеспечение рационального соотношения централизации и децентрализации делегирования полномочий в организационных структурах.

В случае расширения хозяйственной самостоятельности главных звеньев предприятия могут добровольно делегировать часть своих функций территориальным органам управления или объединиться и создать надстроечные структуры (ассоциация). В процессе делегирования:

1) для каждого звена структуры четко очерчивается круг задач, которые она должна решать самостоятельно;

2) устанавливаются полномочие каждого звена структуры;

3) определяется ответственность за принятие или непринятие решений. При этом важно обеспечить соответствие между правами и ответственностью.

3. Методы проектирования организационных систем управление

Социально-экономическое развитие регионов есть динамическим, и требует постоянного усовершенствования организационных форм управления, порождает объективную потребность в рационализации их структур. Организационные структуры должны совершенствоваться на научной основе, которая предусматривает учет закономерностей и общих принципов организации управление, а также использование принципов и методов их проектирование.

В процессе формирования новых и усовершенствование действующих структур управления можно выделить три этапа их проектирования: аналитический (изучение структур, которые применяются), проектный (разработка новой или модернизация действующей структуры) и организационный (внедрение).

Организационно-структурные схемы аппарата управления отображают состав структурных подразделов и их функции, подчиненность подразделов и внутреннюю структуру любого из них, формы связей между ними.

В штатных расписаниях отмечаются численность профессионально-квалификационного состава и общий фонд оплаты работы. В положениях о структурных подразделах освещаются правовые вопросы, взаимоотношения каждого структурного подраздела с другими звеньевми. В них четко разграничиваются цели и задача, функции, права, служебные связи и ответственность каждого подраздела с учетом специфики его работы.

Должностные инструкции разрабатываются на основании квалификационного справочника служащих, утвержденных положений о подразделах, внутренний распорядок предприятий, организаций, учреждений. Они состоят из таких разделов:

обязанности;

права;

ответственность;

показатели оценки выполнение служебных обязанностей;

стимулирование;

порядок назначения на должность.

Проектирование организационных систем управления осуществляется с помощью методов: аналогий, структуризации целей, экспертно-аналитического и организационного моделирования.

Метод аналогий предусматривает применение организационных систем управления, которые оправдало себя в организационных системах с подобными характеристиками. При этом обоснованно выбирают организации-аналоги, всесторонне анализируют их организационные системы управления и разрабатывают подобную типичную структуру. Ведь, метод аналогий подобный к методу типичного проектирования. Этот метод наиболее эффективный при разработке типичных организационных систем управления территориально-хозяйственными системами. Типичные организационные решения должны при этом быть вариантными (альтернативными), а неоднозначными; пересматриваться и корригироваться с регулярной периодичностью; с допустимыми отклонениями в случаях, если условия работы конкретной организационной системы существенным образом отличаются от условий, для которых рекомендуются типичные организационные системы управления. Метод не требует больших затрат, тем не менее не нацеливает на поиск наиболее рациональных структур.

Метод структуризации целей предусматривает построение «дерева целей» организационной системы с следующим анализом и выбором из альтернативных организационных систем управления наиболее пригодной" структуры соответственно «дереву целей».

Метод состоит в поэтапной реализации целей:

1) определяют целые и составу организационной системы, для которой проектируется новая организационная система управления;

2) определяют функции и задача управления, обусловленные поставленными целями;

3) уточняют требования к организационной системе управления и определяют факторы, которые влияют на формирование последней;

4) соответственно требованиям и организационной системы управления устанавливают ее принципиальную схему;

5) определяют предшествующий общий состав звеньев управление, ориентировочно закрепив за ними функции и задача;

6) распределяют функциональную и административную ответственность между работниками каждого подраздела, формируют внутреннюю структуру подразделов и систему их подчиненности на всех уровнях структуры;

7) определяют последовательность и продолжительность работ по каждой конкретной функции управления, а также оценивают трудоемкость и стоимость управленческих работ; документально оформляют разработанный проект организационной системы управления.

Метод структуризации целей не требует специальных исследований, которое делает его простым в реализации. Основной недостаток — неоднозначность его реализации за неимением четких правил построения системы (или «дерева целей») и методики анализа организационной системы управление.

Экспертно-аналитический метод состоит в научно-аналитическом изучении организационных систем. При этом проявляют особенности, «узкие места» в работе аппарата управление, разрабатывают рекомендации относительно его формирования или перестройки на основе количественных оценок эффективности организационной системы управление, выводов экспертов, обобщение и анализа лучших тенденций в сфере организации управление.

Метод предусматривает:

проведение диагностического анализа существующих организационных систем управления;

экспертное опрашивание руководителей и членов организационных систем для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирование аппарата управление;

разработку графических и табличных описаний организационных систем и процессов управления, которые отображают рекомендации относительно улучшения их организации с учетом вариантов возможных организационных решений.

Экспертные опрашивания руководителей и членов организационных систем есть не только ценным источником информации, а и способом проверки тех или других организационных решений.

В последнее время возрастает роль статистических методов анализа организационных систем управление (математической статистики, корреляционно - регрессивного, ранговой корреляции, факторов работы), с помощью которых проявляют стойкие зависимости между параметрами характеристики организационных систем управление и факторами, которые действуют на эти характеристики.

Статистические зависимости устанавливают исследованием однородной группы лучших организационных систем:

собирают данные о количественных значениях структурных параметров и факторов;

с помощью корреляционного анализа определяют степень выявления влияния каждого фактора на структурные параметры и отбирают наиболее важные факторы;

выводят нормативные формулы для расчета параметров структуры.

Для определенной организационной системы полученные зависимости признаются наилучшими, их используют при проектировании организационных систем управления аналогичного типа.

Положительным для статистического метода есть широкое применение математического аппарата при определении количественных параметров, за которыми можно выбрать наиболее рациональную организационную систему управления для этого класса организационных систем. Основной его недостаток — консервативность.

Метод организационного моделирования предусматривает разработку формализованных математических, графических, машинных и других описаний распределения полномочий и ответственность в существующей организационной системе управления. Это нужно делать для того, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить рациональность принятых организационных решений. Совокупность таких описаний составляет модель организационной системы управления, которая есть вспомогательным научно-аналитическим инструментом в поиске, обосновании и выборе рациональных решений относительно формирования новой организационной системы управления.

Положительной для этого метода есть возможность улучшить качество проектирования организационной системы управление за счет использования дополнительной информации, полученной в результате ее моделирования. Основной его недостаток состоит в сложности моделирования организационной системы управление через слабое развитие методов моделирование поведения людей, что ограничивает сферу практического применения организационных моделей.

4. Организационные структуры управления рыночной экономикой региона

Переход к рыночному отношению в принципе невозможный без достаточного количества экономически независимых субъектов хозяйствование. При рыночной экономике государственные органы управления управляют предприятиями и объединениями с помощью преимущественно экономических методов:

государственного заказа;

системы налогообложения;

бюджетного финансирования;

норм амортизационных отчислений;

процентов за кредит;

банковских учетных ставок;

разных субсидий;

налоговых льгот и т.п.

Для повышения эффективности системы управления экономикой региона целесообразно объединять административные методы с административными рычагами (например, предоставление права на предпринимательство). Кроме того, местные органы управления должны иметь право прекращать деятельность предприятий, организаций и учреждений, которые расположенные на их территории, в случае нарушения ними требований действующего законодательства:

загрязнение свыше допустимых норм окружающей естественной среды;

нарушение санитарных норм при производстве или реализации продукции и услуг;

при производстве продукции, опасной для здоровья людей, и т.п.

Использование экономических методов управления предусматривает создание на территории Украины и ее регионов экономической среды, что обеспечивало бы одинаковые условия для функционирования любых форм хозяйствования в границах действующего законодательства.

Система управления рыночной экономикой предусматривает предоставление государственным, кооперативным, арендным, акционерным и другим предприятиям права самостоятельно создавать ассоциации, союза и объединение, то есть формировать необходимые органы хозяйственного управления, координации и информационного обслуживания.

Органы управления (ассоциаций, союзов, объединений) могут быть региональными, межрегиональными и общегосударственными. Предприятия сам сами решать вопроса относительно структуры и функций своих органов управления, формирование общих финансовых фондов и их расходование, разработки и реализации, научно-технической, инвестиционной и финансовой политики.

В отличие от ассоциаций, союзов и других органов управления, которые являются по сути хозрасчетными и существуют за счет добровольных отчислений предприятий, органы государственного управления финансируются из бюджета страны и, итак, не зависят непосредственно от деятельности предприятий.

Органы государственного управления разрабатывают:

стратегические программы развития хозяйства страны;

финансирование;

координируют научно-технические и структурно-инвестиционные программы;

осуществляют финансово-кредитное регулирование денежного обращения;

поддерживают на определенном уровне розничные цены;

гарантируют населению страны прожиточный минимум и необходимую социальную защищенность;

разрабатывают эффективную систему мероприятий по защите граждан, предприятий и организаций от стихийного бедствия;

производственных аварий, решают актуальные социальные, культурные и экологические проблемы;

представляют интересы страны в международных экономических отношениях.

На систему государственного управления полагаются: планирование и контроль межрайонного распределения части материально-технических ресурсов и лимитов централизованных капитальных вложений, а также регулирование межрайонного и международного товарообмена. Кроме того, органы государственного управления стимулируют новые хозрасчетные управленческие навыки, в частности биржи:

товарные, что осуществляют операции с средствами производства и оптовую торговлю предметами работы;

фондовые, что организуют выпуск и куплю-продажу ценных бумаг, продажа кредитных ресурсов, лицензий на право использования земли и естественных ресурсов, другие операции на финансовом рынке;

биржи работы, которые предоставляют услуги не только в поиска работы для безработных соответственно уровню их квалификации и желание, в управлении процессами их подготовки и переподготовки.

К компетенции областных органов управления входят: разработка стратегии и тактики развития и размещение продуктивных сил области; подготовка и утверждение прогнозов-планов его экономического и социального развития, а также социальных, экономических, экологических и научно-технических программ общего регионального значения. Органы областного управления также координируют внутренне областные производственные связи, стимулируют развитие межотраслевых производств, совместно с городскими и районными органами управления определяют территории для размещения новых производственных объектов, контролируют состояние окружающей среды и природопользования, регулируют внутренне областную миграцию населения и др.

Городские и районные органы управления решают все местные вопросы обеспечения условий нормальной жизнедеятельности население, в том числе осуществляют управление социальной сферой (развитие инфраструктурных объектов и градостроительства, организацию здравоохранения и культуры, образования и правопорядка). Важным для местных органов управления есть расширение факторов экономического влияния (местные налоги и льготы, штрафные санкции и т.п.).

Эффективность экономики регионов во многом будет зависеть от того, насколько организационные структуры управления областного, городского и районного уровней будут отвечать общественным потребностям.

Государственное плановое регулирование в стране может осуществляться через систему взаимосвязанных прогнозов-планов и программ предприятия, организации, области, территории (район, город, область) страны. Все предприятия, независимо от форм собственности, должны координировать свои планы с соответствующими местными органами управления по вопросам строительства, создание инфраструктуры, использование рабочей силы, производства товаров народного потребления и предоставление услуг, земле-, водо- и лесо пользования, охраны природы, применение вторичных ресурсов, местных видов сырья и материалов. Соответственно указанным организационным задачам к системе управления регионом целесообразно включить подразделы: комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона; предпринимательства; местного бюджета; муниципальной промышленности; территориального агрокомплекса; социального обеспечения; экологического мониторинга; налоговой инспекции; информационного обслуживания.

Для регионов с дефицитным ресурсо потреблением структура управления может дополняться соответствующими подразделами.