Доклад: Организация автошколы в г. Болотное
Название: Организация автошколы в г. Болотное Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: доклад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание1 Глава. Теоретические аспекты организации автошколы 1.1 Правовые аспекты организации автошколы 1.2 Основы организации и работы автошколы 1.3 Анализ ситуации на рынке 2 Глава. Бизнес-план организации автошколы 2.1. Введение 2.2. Описание проекта 2.3. Описание услуг 2.4. Анализ рынка 2.5. Конкуренция 2.6. Маркетинговый план 2.7. План производства (Операционный план) 2.8. Финансовый план 3 Глава. Методические аспекты организации подготовки водителей категории «В» 3.1 Примерный план занятий в автошколе 3.2 План учебных занятий по обучение вождению водителей категории «В» 3.3 План-конспект учебного занятия в автошколе «Основы вождения» БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 Глава. Теоретические аспекты организации автошколы1.1 Правовые аспекты организации автошколыДеятельность автошколы регулируется Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ), Положениями и приказами Министерства Транспорта и Министерства Науки и Образования РФ, постановлением Правительства об обязательном лицензировании и другими законами, нормативными и законодательными актами [см. 11]. Все автошколы подпадают под регулирование, в первую очередь, законодательства об образовании Российской Федерации. С организационной точки зрения, разработки этого ведомства полностью определяют все нормативы, требования, порядки – начиная от нормативных требований к материально-техническому оснащению (классы, пособия и т.д.), требованиями к квалификации, образованию и характеристикам педагогов и работников, заканчивая методическими рекомендациями по программе преподавания. Министерство Транспорта разрабатывает правила и технику безопасности на дорогах, условные обозначения; ГИБДД – правила и культуру поведения, и это все находит свое отражение в методических рекомендациях. ГИБДД также через свои районные отделы экзаменования проводит итоговую аттестацию учащихся. В отделах также принимаются заявления на получение водительских, оформляют и выдают водительские удостоверения. Деятельность автошколы, как любого образовательного учреждения, подпадает под закон об обязательном лицензировании. В этом разделе работы мы рассмотрим основные аспекты организации автошколы, в первую очередь на основе положений и требований нормативно-правовых актов. Законодательство дает полное представление об основах организации автошколы, и сама деятельность является строго регламентированной. Все остальные моменты бизнеса и методическое обеспечение обучения будущих водителей строится исключительно на обязательных положениях. Полный список основных нормативно-правовых актов и законов Российской Федерации, с которыми нужно ознакомиться прежде, чем открыть школу, и который рекомендован Институтом Развития Профессионального Образования при участии Министерства Образования РФ, приведен в приложении А. Организации по оказанию услуг обучения вождению (автошкола) являются юридическими лицами. В соответствии со статьей 51 Главы 4 ГК РФ, автошкола подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Форма может быть как некоммерческой организации, так и любой другой. Чаще всего в РФ это НОЧУ или ООО. Автошкола в г. Болотное будет организована в форме некоммерческой организации. Поскольку автошкола не относятся к коммерческим организациям, она действует на основании общего положения об организации. В положении должно быть отражено полное и сокращенное наименование юридического лица, место нахождения и порядок управления, а также может содержать предмет и цель деятельности. Так как автошкола (назовем ее «Успех») некоммерческая организация, она должна содержать указание характера деятельности (то есть в данном случае – образовательные услуги). Обычно в Российской Федерации автошколы имеют именно такую организационно-правовую форму – (негосударственная) некоммерческая образовательное частное учреждение. Таким образом, наша автошкола будет иметь наименование НОЧУ «Успех». Для регистрации автошколы как юридического лица необходимо предоставить в органы юстиции заявление о государственной регистрации юридического лица, учредительные документы, документ об оплате государственной пошлины за регистрацию. Обычно срок регистрации с момента предоставления всех необходимых документов – 5 рабочих дней. Лицензия выдается лицензирующими органами после регистрации юридического лица. В соответствии с п. 9 и 10 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» (№ 796 от 18 октября 2000 г.) в лицензии указывается наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию, регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче, наименование и место нахождения лицензиата, идентификационный номер налогоплательщика, срок действия лицензии. В приложении к лицензии указывается: - перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; - квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации; - контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения. Без приложения лицензия считается недействительной. Для получения лицензии необходимо подать следующие документы (п.12 Постановления): 1. заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. 2. копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенные нотариусом. 3. справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика. 4. сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников. 5. сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов. 6. заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса, заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств), лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования. 7. перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки. 8. сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении. 9. сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности. 10. опись документов, представленных для получения лицензии. 11. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Из Постановления видно, что учебно-методические материалы должны соответствовать рекомендациям ГИБДД. Министерство Образования РФ разрабатывает такие программы (в том числе список контрольных вопросов), и может их предоставить. Также у ГИБДД можно получить версию компьютерного теста, который сдают кандидаты на получение прав при экзамене в ГИБДД. Деятельность автошколы также регулируется Положением (далее - Положение) «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств» (1 июня 1994 г.). В соответствии с п.2. Положения, лицензированию подлежат те учреждения, которые осуществляют подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств категорий В, С, Д, Е и мастеров производственного обучения вождению. Пункт 3. регламентирует состав и содержания предоставляемых в лицензирующий орган документов: а) заявление установленной формы; б) копию утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке устава образовательного учреждения; в) документы, характеризующие соответствие условий образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов: - справка о составе преподавателей мастеров производственного обучения, административно-управленческого и обслуживающего персонала образовательного учреждения; - копии договоров, подтверждающих право владения, оперативного управления или аренды учебных помещений, общежития, автодрома или закрытой площадки для первоначального обучения вождению автотранспортных средств; - сведения об учебных помещениях, автодроме или закрытой площадке с указанием размеров; - справка о наличии учебных планов, программ и учебно-методической литературы; - справка о наличии автотранспортных средств (с указанием регистрационных знаков, даты прохождения последнего государственного техосмотра и оборудования учебных автотранспортных средств в соответствии с требованиями Правил дорожного движения); - справка о наличии помещений для ТО и ремонта автотранспортных средств и их укомплектованности оборудованием и инструментами; - справка о наличии и оборудовании площадки для хранения автотранспортных средств; - схема оборудования автодрома или закрытой площадки с указанием размеров; - справка о наличии учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения; - согласованный с отделением ГАИ перечень дорог, на которых запрещается учебная езда; - сведения об обеспеченности образовательного учреждения объектами общественного питания, медицинского обслуживания, общежитиями и т.п.; - расчет предельной численности обучаемых. Для выдачи лицензии формируется экспертная комиссия, на основании решения которой принимается решение о выдаче лицензии юридическому лицу. Лицензия выдается не единожды, а должна подтверждаться. В соответствии с п.1 Письма Министерства Образования РФ от 12 января 2005 года № 01-7/05-01, при аудите деятельности экспертная комиссия должна обращать внимание на следующее: 1. Выполнение требований к количеству учебного времени, отводимого на подготовку и переподготовку по всем формам обучения. 2. Использование новой учебно-программной документации и учебно-методической литературы. 3. Соответствие квалификации педагогов установленным требованиям. 4. Соответствие числа автотранспортных средств рекомендуемым нормам (рассчитываются в соответствии с рекомендациями, исходя из установления предельной численности контингента обучающихся в автошколе. 5. Наличие документов, подтверждающих прохождение преподавателями и мастерами производственного обучения повышения квалификации в образовательных учреждениях дополнительного или высшего профессионального образования. Клиенты автошкол в большинстве случаев приходят для того, чтобы получить права (по-простому, «корочки»). Незначительное число составляют те, кто хочет для себя повысить профессионализм вождения, а также компании – наниматели водителей (для проверки и аттестации). Этот аспект следует учитывать. Поэтому соответствие всем нормам и стандартам не просто требование, а гарантия, что клиенты получат свои права (как итог – останутся довольны, порекомендуют школу знакомым). Подводя итог, отметим, что для начала работы автошколы «Успех» необходимо зарегистрировать ее в органах юстиции по месту нахождения, найти помещение, персонала, разработать учебно-методические материалы и т.д., и после этого подать заявку и получить лицензию на ведение образовательной деятельности и начать работу. 1.2 Основы организации и работы автошколыВ каждой автошколе формируется орган управления и профессионально-педагогический состав. Руководитель должен зарегистрировать юридическое лицо, найти и арендовать помещение, оборудовать классы и закрытую площадку, а затем подать заявку на получение лицензии. Лицензия может быть выдана в течение 6-12 месяцев, так как экспертная комиссия должна проверить и вынести заключение по всем аспектам работы автошколы. Помещение школы может быть собственным или арендуемым. Практики рекомендуют при заключении арендного договора сразу обговаривать возможность долгосрочной аренды, так как в случае смены места придется заново оборудовать учебный класс (а, возможно, и закрытую площадку), следовательно, заново получать лицензию. Нередко автошколы организуются на базе помещений учебных учреждений (школы или вуза). Для обеспечения работы школы нанимаются преподаватели, обслуживающий и управленческий персонал. Обычно в автошколах есть директор, бухгалтер, секретарь, менеджер по привлечению клиентов и педагоги. В автошколе педсостав делиться на теоретиков, ведущих занятия в классе, и практиков, обучающих вождению. Среди теоретиков выделяют медицинских работников, которые должны за короткое время научить будущих водителей азам первой медицинской помощи (в т.ч. с демонстрацией на манекене или добровольцах основных приемов оказания первой медицинской помощи). Единственное требование – наличие среднего или высшего медицинского образования. Специалисты по преподаванию о техническом устройстве транспортного средства должен иметь среднее или высшее техническое образование. Для практиков, помимо обязательного требования наличия прав и опыта вождения (не менее трех лет), свидетельства мастера, желательно также иметь навыки педагогической работы. В течение года начала работы мастера должны пройти обязательный курс «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств». Образование у всех преподавателей должно быть не ниже среднего или высшего профессионального; также преподаватели должны обладать свидетельством о праве обучения других лиц. В Требованиях приведены также квалификационные требования к персоналу школы. В соответствии с нормативными актами, автошкола должна иметь специально оборудованный учебный (учебные) класс, необходимое техническое и методическое обеспечение. В этом разделе мы рассмотрим все основные аспекты, за исключением методических материалов (подробно они будут рассмотрены и изложены в 3 главе работы). Требования к материально-техническому обеспечению автошколы устанавливаются законодательством. С июля 2009 года будут действовать новые нормы, и в работе мы будем руководствоваться этими новыми положениями. Требования к учебно-материальному обеспечению варьируются, в зависимости от категории подготовки. Дале мы рассмотрим общие требования и специальные для категории «В». Требования к учебно-материальной базе в соответствии с «Требованиями к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требованиями к квалификации педагогических кадров образовательных учреждений», принятых 12 декабря 2008 года, включают в себя требования к: - наличию учебно-программной и методической документации; - оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой; - информационным материалам; - технической оснащенности образовательных учреждений. Для автошкол обязательно иметь утвержденные руководителем организации примерные и рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, методические рекомендации, а также материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом учреждению остается право самостоятельно определять списки учебной литературы. Техническая оснащенность автошколы включает в себя: - технические средства обучения (ТСО); - аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК); - тренажеры первоначального обучения навыкам вождения; - учебные транспортные средства; - закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные). Закрытые площадки должны полностью имитировать реальные условия. Так, они должны быть оснащены различными знаками, иметь железнодорожный переезд, перекресток, пешеходный переход и т.д. В случае ограниченности размеров площадки, законодательство разрешает иметь съемное оборудование (конусы, вехи, ленты, стойки). В соответствии с новым положением, для школ теперь обязательно иметь компьютеры, тренажеры, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением. Если раньше компьютеры и специальные программы были скорее конкурентным преимуществом крупных школ, то сейчас они должны быть в наличии у каждой. Специальные тренажеры (довольно дорогостоящие) также не были обязательными; поскольку ситуация на дорогах ухудшается при росте автомобилистов, Министерство Образования приняло решение сделать наличие тренажеров обязательным. Они выполняют важную функцию. Дело в том, что знать и реагировать при вождении в определенной ситуации – разные вещи. Тренажеры позволяют будущим водителями выработать рефлекс при той или иной ситуации. Кроме того, с их помощью обучающиеся до начала вождения учатся правильной посадке, знакомятся с основными приборами, вырабатывают основные навыки вождения. АПК сделаны обязательными по той же причине. Их функция - оценивать профессиональные характеристики кандидатов, такие как глазомер, психо-эмоциональные качества, темпераментность, склонность к риску и т.п. К транспортным учебным средствам предоставляется требование дублирования средств управления. Кроме того, автомобили должны быть оснащены специальной аппаратурой (аудио-, видео- и контрольно-измерительными приборами), зеркалом заднего вида для обучающегося, и, разумеется, опознавательным знаком учебного транспортного средства. В 3 главе мы рассмотрим подробно перечень учебного оборудования, который должен быть в классе автошколы, а также рассмотрим основы обучения вождению (темы и упражнения). В заключении хочется вопроса работы виртуальных автошкол. Они организованы и работают на основе современных средств связи (Интернет, специальные программы). «Учащиеся» самостоятельно обучаются по специальным программам, доступ к которым предоставляется платно. Обучение таким образом значительно дешевле, но есть ряд минусов. Во-первых, сдавать экзамены в ГИБДД придется экстерном (это позволительно при получении прав категории «А», «В»). Но тем не менее, в соответствии с современным законодательством, кандидат на получение прав категории «В» должен предоставить подтверждение о практических занятиях (вождении). А это может выдать только лицензированная компания – та же, но уже не виртуальная, автошкола. Во-вторых, качество усвоения материала находится на низком уровне из-за отсутствия наглядных примеров, качественной обратной связи и отсутствия педагога. К тому же, в связи с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 823 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается», учащийся не сможет устроится на работу о профессии «водитель», если экзамены сдавались экстерном. Таким образом, виртуальные автошколы в целом не позволяют получить права, профессию водителя или улучшить навыки вождения или поведения на дороге – а это главная цель прохождения обучения для учащихся. Поэтому мы не будем рассматривать такой вид организации автошколы, тем более что с каждым годом таких школ в России все меньше и меньше. 1.1 Анализ ситуации на рынкеГород Болотное располагается на северо-востоке Новосибирской области, в 117 километрах от Новосибирска. Город находится на границе с Кемеровской областью, и ближайший к нему город – Юрга, 32 км (Кемеровская область). Болотное был основан на пути Московско-Иркутстского тракта, и получил свое название от реки Болотная. В 1931 году Болотное стало поселком городского типа, а в 1943 году населенному пункту присвоен статус города. Население города составляет 17 200 человек (на конец 2008 года). В таблице 1 представлена динамика населения города. Таблица 1. Численность и динамика численности населения г. Болотное
Мы видим, что динамика негативна, численность с 1959 года сокращалась. По сравнению с 1931 годом, за 77 лет, прирост в среднем составил всего лишь 1,032% в год. Но относительно 1959 года, прирост в среднем был отрицательным, среднегодовое значение значении – 0,79 процентных пункта. В городе есть предприятия легкой промышленности, пищевое производство, железнодорожные предприятия. Развито производство строительных материалов. По данным ФСГС РФ, на 2006 год в городе было зарегистрировано 82 объекта розничной торговли и общественного питания, 11 объектов бытового обслуживания, 3 автозаправочные станции, 7 станций технического обслуживания и ремонта транспортных средств, оборудования, машин. Доходы местного бюджета в 2006 г. составили 16 млн. 320 тыс. руб. На сегодняшний день в городе работают 2 автошколы. Автошкола «БПК» работает с 2005 года, оказывает услуги по обучению водителей категории «В» и «ВС». Стоимость обучения – 18 000 и 23 000 руб. за курс. Есть автодром 8 000 кв. м., 2 легковых и 2 грузовых автомашины. Вторая автошкола – «Автомастер», - обучает только для сдачи экзаменов категории «В», работает с 2007 г. Стоимость услуг 20 000 руб. У школы есть автодром 1 500 кв. м., и 2 легковые машины. Некоторое время назад в городе работала еще одна автошкола, но она была закрыта. От нее осталось свободное помещение и автодром (недалеко от школы), на базе которых планируется открыть новую. Оценим, насколько услуга по обучению вождению будет востребована в этом регионе. По статистическим данным, численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений на начало 2007 г. составила 1 946 человек, вечерних – 119 человек. То есть общая численность учащихся составляет 2 065 человек. Или в среднем 206 выпускников ежегодно. Можно рассматривать это число как базу, к тому же обучение водителей категории «В» и «С» доступно с 17-летнего возраста, после чего они разу смогут получить права. Кроме того, немаловажный факт и то, что в городе нет высших учебных заведений, а, значит, молодым людям или придется ездить в ближайшие крупные города (Кемерово, Новосибирск) на учебу. В силу удаленности, речь идет скорее о переезде в крупный город. Часть выпускников может пройти обучение и стать водителем легкового или нетяжелого (до 3,5 тонн) грузового транспорта. Кроме того, водительские права не помешают и тем, кто будет переезжать – с наличием прав проще найти работу. В городе есть медицинские учреждения различного профиля, а, следовательно, для нужд школы найдутся специалисты с нужным образованием. Второй категорией будут являться люди, рассматривающие работу водителем. Причем, в силу особенностей категории, это могут быть желающие стать водителями легкового транспорта (такси, так водители городского транспорта (маршрутных такси с численностью пассажиров не более 8) из г. Болотного или из ближайших населенных пунктов. Кроме того, автошкола будет востребована организациями, нанимающим водителей - для их аттестации, подтверждения квалификации, переподготовки. Таким образом, в городе на данный момент существует потенциальная потребность в автошколе в силу удаленности населенного пункта, неудобства получения прав и обучения в других городах с одной стороны, и наличием потенциальной аудитории обучающихся (молодые люди, водители). Конкуренция присутствует, но предлагается предложить нечто новое, более востребованное. Клиентов нужно будет переманивать, проводить рекламные и маркетинговые акции, а также уговаривать, разрабатывать минимальные по стоимости и длительности программы с удобным графиком для различных групп, и проводить пропаганду необходимости получения водительских прав. Ситуация сложна тем, что в соответствии с нормами и положениями законодательства, регулирующего деятельность автошкол, школа должна быть обеспечена специальными учебно-материальным оборудованием. Это оборудование специфическое и дорогостоящее. В силу специфики региона, затраты на помещение и оплату персонала будут невысокими, но и плата за обучение не может быть на уровне Кемерово или Новосибирска. В следующей главе мы составим бизнес-план проекта, но уже сейчас можно сказать, что данное обстоятельство значительно повлияет на эффективность и срок окупаемости автошколы. 2 Глава. Бизнес-план организации автошколы 2.1 ВведениеПроект предполагает открытие некоммерческого учебного частного учреждения по предоставлению образовательных услуг дополнительного профессионального образования – услуга по обучению водителей. Инвестиции требуются на регистрацию, лицензирование, подготовку автошколы и для обеспечения ее оборотными средствами на первый период деятельности. В проекте принято решение отказаться от модернизации, содержания и оборудования собственного автодрома. Автошкола будет открыта на базе новой компании. Можно использовать помещение старой, закрывшейся автошколы. Ближайший срок запуска проекта (начала работы школы) – сентябрь 2009 года. В автошколе будут обучать водителей категории «В» и «ВС». В проекте будут даны расчеты по предоставлению следующих услуг: - обучение водителей категории «В», - аттестация водителей по инициативе работодателей и нанимателей, для подтверждения их квалификации. 2.2 Описание проектаЦелью проекта является организация автошколы в городе Болотное. Для обеспечения различных потребностей жителей города и близлежащих населенных пунктов, автошкола будет предоставлять услуги по обучение вождению, правил дорожного движения, техники безопасности, а также подготавливать учащихся к сдаче экзамена в ГИБДД. Предполагается ввести 2 программы – обучение водителей категории «В» (любительский класс, легковые автомобили массой до 3 500 кг, число пассажирских мест до 8 человек), и категории «С» (легковые и грузовые автомобили, массой более 3 500 кг и численность пассажиров до 8 человек). Автошколу планируется открыть на базе бывшей, от которой осталось свободное помещение и автодром. На данный момент пока ничего не организовано, за исключением уже готового автодрома, который можно взять в аренду. Необходимо будет зарегистрировать организацию в органах Юстиции, закупить необходимые материалы, учебно-методические пособия, нанять персонал, получить лицензию, оборудовать учебный класс. Государственная регистрация, получение лицензии и выдача специальных свидетельств персоналу обойдется в целом в 40 000 рублей единожды при открытии школы. Затраты на учебный класс представлены в таблице 1. Таблица 1. Затраты по оборудованию рабочего класса автошколы
* - можно купить не новые, самые простые компьютеры, и этого будет достаточно ** - перечислены в 3 главе. Можно купить не детали по-отдельности, а российский автомобиль, и разобрать его на запчасти. Для сокращения издержек, есть предложение практические занятия проводить на автодроме другой школе; уникальным преимуществом школы должна стать качественная теоретическая подготовка. Как индикатор – высокий процент учеников, сдавших экзамен и получивших права в ГИБДД (с первого раза и в целом). Возможность кооперации с другими школами реальна, так как с июля этого года ужесточаются правила к состоянию автодрома, специальным тренажеров и автомобилям. Так, строительство автодрома в соответствии с новыми требованиями обойдется в 3-7 млн. руб. (в зависимости от размеров, стоимости материалов и т.д.). Тренажер стоит от 170 тыс. руб. Выгоднее пользоваться автодромом на аутсорсинге. В таком случае, автодром и инструкторы по вождению будут общими для всех трех школ. Инвесторов пока не нашли; скорее всего, это будет какой-то предприниматель города, либо проект может претендовать на участие в государственной программе и получении кредита. Автошкола будет организована в форме Некоммерческого образовательного частного учреждения (НОЧУ), и носить название «Успех». 2.3 Описание услугАвтошкола «Успех» будет предоставлять образовательные услуги по обучению всех желающих лиц, имеющих права, вождению. Главная задача всех автошкол – подготовка учащихся к сдаче и получению прав в ГИБДД. Однако у нашей школы будет также другая, не менее важная задача (миссия) – научить людей безопасному передвижению на дорогах. Сегодня также востребована такая услуга, как аттестация и подтверждение квалификации водителей, устраивающихся на работу. В этом случае заказчиком будет выступать организация – работодатель, а водитель будет потребителем услуги (сдавать экзамен). В школе будет 2 программы для обучения водителей категории «В», и для обучения водителей категории «В, С». В обучение будет входить: - прохождение медкомиссии и получение справки (если нет, за отдельную плату); - теоретический курс вождения, правил дорожного движения и правил поведения на дороге (около 36 академических часа); - практический курс занятий: на тренажерах, на автомобиле с вывешенными колесами, на автомобиле на автодроме, на автомобиле на улицах города (не менее 70 часов). Учащиеся получат теоретически знания вождения, изучат правила дорожного движения, правила оказания первой медицинской помощи, а также практические навыки вождения на тренажерах, в автомобиле на специальной площадке и на автомобиле на улицах города. В теоретический курс также будет входить тестирование по программам ГИБДД на компьютерах, для закрепления знаний и уверенной сдачи экзаменов в будущем. После выпуска учащиеся получат сертификат об окончании школы, водительскую карточку и медицинскую справку. Все это ему будет необходимо представить при сдаче экзаменов на получении водительского удостоверения государственного образца. У школы сейчас нет материалов, а так как новые стандарты в этой области вступят в силу с июля 2009 года, то конкурентам придется тратить средства и врмя на замену устаревшего оборудования. Новая автошкола сразу приобретет все необходимое, в соответствии со свежими нормами и требованиями. Поскольку у автошколы «Успех» будет особая миссия, выделяющая ее среди других школ, то акцент при разработке проекта будет сделан на педагогах (теоретических), оборудовании (самом современным), методических материалах (более расширенные, включающие не только обязательные требования, но и дополнительные материалы, посвященные этикету и вежливости на дорогах, действию в чрезвычайных ситуациях и другое). Также предлагается ввести дополнительную услугу – бесплатные он-лайн консультации и сильный информационный ресурс, доступный для всех желающих и имеющий особые функции для учащихся. Однако этот сервис возможен будет, когда операторы-провайдеры проведут линии для жителей города. Планируется выпускать по 2 группы в месяц. Занятия будут проходить по 2 академических часа 4 раза в неделю (по будням, с 19 до 20.45 часа, в т.ч. перерыв на 15 минут), или по 4 академических часа 2 раза в неделю (в выходные дни, с 11 до 15, в т.ч. 1 перерыв на 40 минут, и 2 перерыва по 10 минут). Таким образом, будет возможность обучать сразу 2 группы, и каждый желающий в соответствии со своим временем выберет удобный для себя график обучения. График вождения предлагается сделать свободным, плавающим. Для автодрома будет общее расписание, куда каждый сможет записать себя в любое свободное время инструктора при наличии свободного автомобиля. Отдельно, по мере объема, будут проходить аттестацию водители от организаций. В среднем она занимает 1-2 часа, и включает в себя экзамен и личную беседу (оценку). Группы планируется набирать по 17-20 человек. Из расчета 1,5 кв. м. на 1 человека, автошкола будет арендовать помещение с площадью максимум 30 кв.м. Автошколе потребуется закупить комплект методических пособий для занятий, комплект необходимых деталей, компьютеры и компьютерные программы (см. главу 3). В связи с вышесказанным, к конкурентным преимуществам автошколы мы отнесем следующие: - акцент на высокое качество образования; - дополнительная услуга (подтверждение квалификации водителей при приеме на работу); - высокое мастерство, культура и психологически-квалификационные характеристики педагогического состава; - новейшие технологии; - новое, не устаревшее и не старое оборудование и материалы (пособия, плакаты и т.д.). Таким образом, суть проекта – предоставление образовательных услуг дополнительного профессионального образования. Содержание услуг будет определяться на основе требований законодательства [см. 1-4 и приложение А], а их наполнение будет зависеть от утвержденных примерных программ обучения в автошколе. Примерная программа и конспект уроков будут разобраны в 3-ей главе работы. 2.4 Анализ рынкаНа рынке автошкол в городе Болотном присутствуют 2 автошколы. В ближайших населенных пунктах автошколы отсутствуют, а те, которые располагаются далеко, не являются конкурентами, хотя бы в силу расстояния. Вряд ли учащийся согласен будет ежедневно тратить на дорогу до автошколы по 4-6 часов. Средняя стоимость обучения водителей категории «В» в городе 18 500 тыс. руб. Срок обучения свыше 6 недель (около 2-х месяцев). Потенциальная аудитория обучающихся – молодые люди, а также люди с доходом выше среднего, которые планируют покупать автомобиль, и люди, рассматривающие работу водителем. Также к аудитории клиентов мы отнесем все организации, которые берут на работу водителей, и которые заинтересованы в качественной оценке персонала. Средняя заработная плата в городе 12 000 рублей, поэтому стоимость услуг, по рекомендациям экспертов, не может превышать их двойного оклада, то есть 24 000 рублей. Число потенциальных потребителей услуг возьмем около 5 000 в год, с учетом местного населения и населения ближайших населенных пунктов. 2.5 КонкуренцияСегодня в городе работает 2 автошколы. «БПК» предоставляет услуги по обучению водителей категории «В» и «ВС». Другая автошкола, «Автомастер», оказывает услуги по обучению только водителей категории «В». Обе школы хорошо известны, но одна из них только недавно открылась. При обеих школах есть собственный автором, однако ни один из них не отвечает современными требованиям законодательства (таким, как наличие аудио-, видеозаписи, контрольно-измерительные приборы, сохраняющие данные и т.д.). Стоимость обучения в «Автомастере» 20 000 рублей, в «БПК» 18 000 руб. (категория «В») и 23 000 руб. (категория «ВС»). 2.6 Маркетинговый планОсновными клиентами автошколы будут молодые люди, выпускники старших классов школ. Также будут клиенты – организации, которые периодически набирают персонал для работы, и который нужно аттестовать. Также в школе могут проходить подготовку или переподготовку люди более зрелого возраста, которые приобрели автомобиль. Основная направленность – молодая аудитория. Ее нужно привлекать рекламными и маркетинговыми акциями. Основной посыл при рекламировании автошколы «Успех» - определенный стиль жизни, демонстрация в рекламе уровня жизни, желаемого аудиторией. Для составления портрета можно провести 1-2 фокус-группы, в ходе которых можно будет сформировать портрет и мотивы действий основной аудитории. Акцент нужно также делать на уникальной, расширенной программе обучения, новых материалах. Исходя из вышесказанного, а также с учетом предложений конкурентов, цену за обучение водителей категории «В» предлагаем установить на уровне 19 700 рублей, стоимость аттестации водителей – 570 руб. за 1 человека. Рост цен планируется на уровне 18% в год. 2.7 План производства (Операционный план)Автошкола планирует привлекать не менее 204 обучающихся в год на полные курсы по программе категории «В». Также Планируется выдавать аттестаты по проверке квалификации водителей, устраивающихся на работу, не менее 160-170 шт. в год. Планируется рост обучающихся, но не более 5% в год. При таком объеме необходим будет 1 педагог – теоретик, 1 преподаватель медицины – 1 человек на непостоянной основе. Группы планируется набирать по 2 один раз в два месяца. Каждый учащийся самостоятельно будет выбирать какую из 2-х программ ему выбрать – обучение по будням, или интенсивные занятия в выходные дни. 2. 8 Финансовый планДля организации автошколы важно понимать, сколько затрат и выгод принесет проект. Для начала оценим объем реализации услуг автошколы в натуральном и стоимостном выражении (см. таблицу 2 и таблицу 3). Для расчета использовались данные маркетингового плана, и плана производства. Первый год (2009 год) рассчитан из предпосылки, что автошкола начнет работать с сентября (то есть взято 4 месяца). Таблица 2. Объем реализации услуг автошколы «Успех», ед.
Таблица 3. Объем реализации услуг автошколы «Успех», тыс. руб.
Мы видим, что выручка зависит как от объема услуг и его роста, так и от цен и их динамике. В данном случае мы предполагали, что рост цен за услуги автошколы будет не меньше 18% в год (уровень инфляции, прогнозируемый на ближайшие годы в нашей стране). Заработная плата педагога составляет 10 тыс. руб. в месяц, ее рост планируется на уровне 10% в го. Медицинский работник получает с каждой группы по 1,7 тыс. руб. (или 3,4 тыс. руб. в месяц). Рост планируется на уровне 5% в год. Заработная плата бухгалетера кассира – 8,5 тысячи в месяц, рост зарплаты 12% в год. Руководитель будет получать 14 тыс. рублей в месяц, запланированный рост – 10% ежегодно. Составим бюджет расходов. В таблице 4 представлены текущие расходы автошколы. Таблица 4. Текущие расходы автошколы, тыс. руб.
Мы видим, что основные расходы – это оплата персонала школы. Для снижения затрат, вождение будет оплачиваться владельцу автодрома (другой автошколы), расчет сделан исходя из стоимости 200 руб./1 час, 70 часов на 1 обучающегося. Таким образом, около 14 000 рублей будет выплачиваться за обучение вождению. Теперь мы можем составить отчет о прибылях за 10-летний период (см. таблицу 5). Автошкола должна будет выплачивать налог из прибыли. Возьмем среднюю ставку, 35% (мы не будем рассматривать возможность ее изменения за срок жизни проекта). В таблице 6 представлена чистая прибыль, за вычетом налогов. Таблица 5. Отчет о прибылях и убытках проекта, тыс. руб.
Таблица 6. Чистая прибыль проекта за период, тыс. руб.
Финансирование (инвестиции в первоначальные вложения) предполагается осуществлять из собственных средств инвестора. Первоначальные вложения состоят из затрат на регистрации и оборудование учебного класса, и составляют: 40 000 + 399 000 = 439 000 рублей. Рассчитаем срок окупаемости проекта, который показывает период, через который вернутся вложенные средства. Для нашего проекта это 7,3 месяца (тот период, за который инвесторы возместят первоначальные вложения в размере 439 тыс. руб.). Однако, для оценки эффективности проекта, нужно использовать срок окупаемости по методу дисконтированных денежных потоков. Для расчетов возьмем норму дисконта 14%. Проект автошкола окупится, с учетом нормы дисконта, уже за 8,8 месяцев. Чистый дисконтированный доход проекта за 10 лет составит: NPV=∑ЧП/(1+14%)n , T=1:n, Где NPV – чистый дисконтированный доход проекта, ЧП- чистая прибыль, T – период проекта, n – номер последнего года. Отсюда: NPV = 18 281,76 тысяч рублей. 3 Глава. Методические аспекты организации подготовки водителей категории «В»3.1 Примерный план занятий в автошколеОбучение кандидатов в водители категории «В» имеет свою внутреннюю логику. Важно понимать, что обучение – это не просто донесение необходимых знаний. Обучение вождению преследует следующие цели: 1. Передача знаний (о правилах дорожного движения, об автотранспортном средстве – техническое устройство, управление, - о первой медицинской помощи). 2. Привитие основных навыков, необходимых водителю. В ситуации на дороге, когда на принятие решение и сам действие отводится порой доли секунды, многие вещи должны осуществляться автоматически, на уровне рефлексов. 3. Воспитание культуры вождения. Нередко сложные и аварийные ситуации на дорогах случается в результате невежливого поведения участников движения. Поэтому нужно психологически подготавливать обучающихся к корректному поведению с другими водителями. 4. Обучение вождению, практические навыки. 5. Подготовка, в том числе психологическая, к экзамену в ГИБДД. Все эти аспекты – не отдельные уроки, в автошколе педагогики должны комплексно прививать и обучать всем необходимым навыкам. Для этого должна быть определенная корпоративная культура школы, целью которой не просто «обучить-выпустить», а научить и передать культуру поведения на дороге. Примерная программа обучении водителей включает в себя минимальные нормативные требования в соответствии с законодательством РФ [11, с. 28] (см. таблицу 7) Таблица 7 ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки водителей транспортных средств категории «В»
* Экзамен по вождению автомобиля в образовательном учреждении и экзамен в ГИБДД проводятся за счет часов, отведенных на вождение автомобиля. ** Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов, из них 6 часов на автотренажере. При отсутствии автотренажера - 50 часов на автомобиле. Для организации процесса обучения, в автошколе должно быть необходимое оборудование, которое определяется в рекомендациях Министерства Образования (Табл. 8) [11, с. 45-48]. Таблица 8 ПЕРЕЧЕНЬ учебного оборудования для подготовки водителей транспортного средства категории «В»
* Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, диафильма и т.д. ** Набор средств определяется преподавателем по предмету ***Официально изданные документы. Учебное транспортное средство должно быть оборудовано: дублирующей системой управления, специальным знаком («учебный автомобиль»), и, конечно, быть исправном техническом состоянии. 3.2 План учебных занятий по обучение вождению водителей категории «В»Освоение техники вождения – центральное место в программе обучения. От того, как освоили технику зависит безопасность и жизнь водителей и других участников дорожного движения. Поэтому так много внимание уделяется теоретическим и, главное, практическим аспектам. Обучение вождению в автошколе включает в себя 5 разделов (стадий): 1. Обучение на тренажерах 2. Обучение на автомобилях с вывешенными управляемыми колесами 3. Обучение вождения на площадке (автодроме) 4. Обучение на дорогах с небольшим движением 5. Обучение вождению в сложных условиях Для лучшего восприятия и преподнесения информации обучающимся программу подготовки рекомендуют разбить на темы по принципу «от простого – к сложному» [см.8]. Рассмотрим темы и наполнения на каждой стадии обучения учащихся практическому вождению в автошколе по программе подготовки водителей категории «В». При обучении на тренажерах учащиеся осваивают основные правила и приемы на дорогах. Первое занятие посвящено изучению действий органами управления. Как сидеть, что показывают приборы, как пользоваться зеркалом заднего вида, как наблюдать за дорогой. Учащиеся тренируются пользоваться педалями «газ», «тормоз», «сцепление», в том числе согласованно. Изучают переключение передач, действие стояночным тормозом, включение и выключение указателей поворотов, технику трогания с места, действия, необходимые для остановки автотранспортного средства. Учащимся демонстрируют основные приемы управления автомобилем в ситуации, максимально приближенной к реальной. Здесь есть ряд упражнений, которые помогают научится обязательным действиям – въезд и выезд со стоянки, движение по прямой, повороты налево и направо, обгон, встречный разъезд, перестроение из ряда в ряд, спуск и подъем, движение на путепроводах, мостах, в туннелях, через железнодорожные переезды, сложные случаи (пробки, заторы, аварии), движение в интенсивном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Здесь даются также упражнения, которые позволяют учащимся понимать, как действовать в чрезвычайной ситуации. Это может быть неожиданное появление пешехода на дороге перед автомобилем, внезапная остановка впереди едущего транспорта, принятие решений при нарушении преимущественного права проезда перекрестка другим автомобилем, при возможном столкновении с другим транспортным средством, выезжающим из бокового проезда, при возможно столкновении с транспортным средством, неправильно выполняющим такие маневры, как обгон, встречный разъезд, поворот, разворот и в других ситуациях. Когда учащиеся пройдут и закрепят эти упражнения на тренажерах, они обучаются им уже на автомобиле, но с управляемыми вывешенными колесами. На этом этапе обучения происходит закрепление навыков пользования органами управления автомобиля и контрольными приборами. Учащиеся подробно изучают пространство автомобиля. Они приучатся к рычагам и педалям. Также они изучают климатические, осветительные, контрольные приборы, их действие, применение. Преподаватели рассказывают где подушки безопасности, как устроены ремни безопасности и как ими пользоваться. Учащиеся должны привыкнуть к водительскому сидению, научится его регулировать; они учатся пользоваться зеркалом заднего вида, постановку рук на рулевом колесе, ног на педалях и около них. В процессе обучения на автомобиле с вывешенными колесами учащиеся отрабатывают приемы руления (ускоренное, силовое, рывковое). Проходят также захват рычага переключения и рычага тормоза, пользование приборами, указателями поворотов и зеркалами заднего вида, стеклоомывателем, стеклоочистителем. Главное на том этапе – освоить основные техники и приемы управления, привыкнуть к обстановке внутри автомобиля, научится пользоваться основными приборами и рычагами. Учащиеся должны знать, где какая кнопка, педаль или рычаг находится, для чего предназначены, как и в каких случаях ими пользоваться. Здесь также должен сниматься страх перед управлением автотранспортным средством (что нередко наблюдается у тех, кто еще не садился за руль). После того, как навыки освоены, учащиеся могут начать тренироваться на автомобиле на специальной площадке (автодроме). Здесь имитируются самые частые ситуации при вождении (разворот, движение через железнодорожный переезд и другие), расставлены знаки и нанесены метки. На первом занятии обучающиеся только готовятся к выезду. Они заправляют автомобиль, проверяют укомплектованность автомобиля инструментом и принадлежностями. Также они должны осуществить проверку технического состояния автомобиля, выявить неисправности, которые могут угрожать безопасности движения (если есть). Несложные неисправности они должны уметь самостоятельно устранять. Только после перечисленных действий позволено запустить двигатель: проверить положение рычага коробки передач и ручного тормоза установить ручку воздушной заслонки в положение пуска (по-необходимости), запустить двигатель. На этом уроке обучающиеся прогревают двигатель, наблюдают за показателями контрольных приборов, пробуют пускать холодный двигатель. Учащиеся также пользуются подогревателями. Здесь еще раз отрабатываются меры предосторожности. В этот урок автомобиль пока не трогается с места. Следующий урок по вождению – трогание с места. Обучающийся самостоятельно заводить автомобиль (пускает двигатель, следит за приборами, управляет машиной) и трогается с места – включает сцепление и низшую передачу, одновременно плавно нажимая на педаль управления дросселем, плавно включает сцепление, отпускает стояночный тормоз. После трогания с места, водитель выравнивает автомобиль, соблюдает правила безопасности, выключает указатель поворота. Движение происходит по прямой, далее – остановка. Остановка осуществляется таким образом: выключается указатель поворота, водитель приближает машину к тротуару или выезду на обочину, отпускает педаль тормоза. После этого рычаг стояночного тормоза переводится в положение торможения, рычаг коробки передач - в нейтральное положение; выключается указатель поворота, отпускается педаль сцепления и тормоз, останавливается двигатель. С учащимся отрабатывают приемы действий в аварийных ситуациях при трогании с места и остановке автомобиля. Все возможные решения, предотвращающие дорожно-транспортные происшествия, отрабатываются на практике с инструктором. Для второго занятия на автодроме достаточно. Следующий уровень вождения – движение по прямой, но с дополнительными усложнениями. Так, при движении по прямой предполагается переключение передач в восходящем порядке. Отрабатывается практика плавного торможения. Учащийся также практикуется трогаться с места, в реальности пробует интенсивно разгоняться на коротких дистанциях, последовательный переход на высшие передачи с выдержкой рычага в нейтральном положении или с двойным выключением сцепления. Далее следует движения по прямой, и водитель должен выровнять автомобиль. С соблюдением требований безопасности, автомобиль останавливается. Упражнение для развития навыков переключения передач в нисходящем порядке и движение по прямой повторяются неоднократно. Здесь также закрепляются навыки плавного торможения. С инструктором проговариваются и закрепляются знания по поведению за рулем в случае чрезвычайных (аварийных) ситуаций при прямолинейном движении, перечисляются и отрабатываются возможные решения. Следующее практическое занятие посвящено движению по прямой, но с изменением скорости движения. Водитель трогается с места, интенсивно разгоняется на короткой дистанции, переходит на высшую передачу, движется по прямой, попеременно то увеличивая, то уменьшая скорость с помощью педали управления дросселем. После этого учащийся пробует переключать передачи в нисходящем порядке: снижает скорость при помощи педали управления дросселем, если необходимо – притормаживает, выключает сцепление, переводит рычаг коробки передач в нейтральное положение, кратковременно отпускает педаль сцепления с одновременным нажатием педали управления дросселем для увеличения оборотов вала двигателя («перегазовка») с учетом скорости, нагрузки и состояния дороги, выключает сцепление и включает низшую передачу. После этих манипуляций, водитель отпускает педаль сцепления с одновременным нажатием педали дросселя, переходит на высшую передачу, останавливает автомобиль и глушит двигатель. На уроке отрабатываются приемы и навыки перехода и быстрого перехода с высшей передачи на низшую. Следующее занятие целиком отдано отработке приемов торможения в разных ситуациях. Отрабатываются действия при заносе автотранспорта, сносе. Приемы торможения отрабатываются с выключением и без выключения сцепления, обсуждаются ситуации применения того или иного приема. Учащийся должен освоить разные виды торможения: двигателем, коробкой передач, рабочим тормозом. Отрабатываются случаи и ситуации торможения тормозом методом плавным, импульсивным или в экстренном порядке. Практически отрабатываются действия при заносе, рассказывается о предупредительных мерах и способах выхода из заноса. При сносе также проговариваются предупредительные меры, а также исключение сноса. На отработку приемов торможения, действий при сносе или заносе должно быть отведено не менее двух часов обучения. После того, как учащийся почувствует себя уверенно за рулем, изучит и отработает приемы торможения, действий при чрезвычайных ситуациях, сможет уверенно двигаться по прямой, с ним отрабатывается вождение на различных передачах. На этом этапе закрепляются и совершенствуются навыки вождения с переключением передач, экстренного и плавного торможения с соблюдением требований безопасности Закрепляются навыки вождения, в том числе еще раз отрабатываются действия, предупреждающие аварийные ситуации. Следующие уроки – обучение поворотам, движению задним ходом, разворотам. При отработке поворота, обучающийся трогается с места, переключает передачи в восходящем порядке, включает указатель поворота, переходит на пониженную скорость, поворачивает и продолжает движение (по прямой). То же самое повторяется, но уже в обратную сторону. Учащийся продолжает движение, движется по кругу в правую левую стороны. Учащийся двигается по прямой, поворачивает налево и направо с применением сигнализации, поворачивает налево и направо около препятствия с расчетом на прохождение заднего колеса без контакта с препятствием (то есть учится объезжать «фишки»). Обучающийся после этого двигается с поворотами направо и налево между препятствиями. Инструктор обращает внимание на поведения и действия в аварийных ситуациях при поворотах, проговаривает все возможные и верные решения в той или иной обстановке. Движение задом начинается с трогания с места вперед, автомобиль двигается по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, после того останавливается. Водитель после остановки должен проверить ситуацию на дороге позади автомобиля, и строго после того, как он убедится в том, то она свободна, что движение задним ходом не создаст аварийной ситуации, он включает передачу заднего хода. Соблюдая все нормы безопасности, учащийся начинает движения задним ходом по прямой. При движении задним ходом, водитель должен наблюдать за обстановкой через зеркала, заднее окно, боковое окно. Продолжается движение задним ходом по прямой, совершаются повороты направо, налево с применением установленной сигнализации. Когда обучающийся освоил указанные действия, он продолжает тренироваться навыкам вождения автомобиля задним ходом. Он должен научится двигаться задним ходом по прямой, поворачивать налево и направо между препятствиями, поворачивать налево и направо около препятствий с расчетом на прохождение переднего колеса без задевания препятствий. Также отрабатываются навыки движения задним ходом вдоль глухой стены и остановка. Учащийся должен отъехать от стены задним ходом. Разумеется, при движении задним ходом моделируются возможные аварийные ситуации, и инструктор объясняет все возможные решения в том или ином случае. Развороты также начинаются с движения по прямой, которое уже не должно вызывать трудностей у обучающихся. Движение происходит с переключением передач в восходящем и нисходящем режимах. Учащийся должен определить место, удобное для разворота. Сам разворот происходит на неограниченном участке (чтобы не было проблем или страха у учащегося, а также для исключения аварийных ситуаций), с применением заднего хода. При том обязательна сигнализация и торможение автомобиля в крайних положениях стояночным тормозом. После отработки разворотов, учащийся пробует развернуть автомобиль на участке ограниченной ширины с применением заднего хода и сигнализацией с остановкой перед поворотом налево. Также отрабатывается навык разворота на участке ограниченной ширины с применением заднего хода при выпуклом поперечном профиле дороги и наличии придорожных канав. Обсуждаются решения и возможные действия при аварийных ситуациях на дороге при выполнении разворота. На следующем уроке, учащийся самостоятельно преодолевает ворота. Двигаясь по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке, въезжает в ворота передним, а потом задним ходом. На практике осваиваются приемы въезда в ворота из положения прямо против ворот, на противоположной стороне улицы. Те же действия осуществляются при отработке приемов выезда из ворот: движение по прямой, выезд з положения прямо против ворот. Также осуществляется выезд из ворот с поворотом налево, направо. При выезде из ворот обязательная остановка. Отрабатываются действия выезда из ворот задним ходом, с соблюдением мер предосторожности и всех необходимых правил безопасности. Разбираются возможные аварийные ситуации при въезде и выезде из ворот различными способами. На уроке остановки автомобиля в заданном месте ученик движется по прямой, переключая передачи в восходящем и нисходящем режимах. Далее он может остановится у тротуара, линии «стоп», дверью кабины напротив выбранного ориентира (инструктором), передними колесами на колее из двух досок. Пробует остановится задним ходом у тротуара, на краю канавы, останавливать автомобиль с маневрированием: у тротуара с двумя стоящими автомобилями под углом 45О , у тротуара между двумя стоящими автомобилями под углом 90О , вдоль тротуара между двумя стоящими автомобилями. Учащийся осваивает установку автомобиля на место стоянки, учиться въезжать в гараж передним и задним ходом, выезжать разными способами. Ученик тренируется устанавливать автомобиль к месту разгрузочно-погрузочных работ передним и задним ходом. Разбираются аварийные ситуации при остановке автомобиля в определенном месте в различных возможных условиях. В завершении обучения вождения на автодроме, учащийся осваивает навыки вождения ночью, а также в сложных дорожных условиях. На этом этапе выполняются упражнения вождения по ограниченным проездам, в т.ч. проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом, погрузка и разгрузка автомобиля на макет железнодорожной платформе, въезд в габаритный дворик, маневрирование на ограниченной площади, выезд с дворика передним и задним ходом, движение по сложным ограниченным проездам, проезд чрез железнодорожный переезд без шлагбаума. Вождение в сложных дорожный условиях включает управление автотранспортным средством на сложных участках грунтовых дорог, по бездорожью. Ученик преодолевает дорожные препятствия, крутые подъемы и спуски, осуществляет движение по дамбе, на скользких участках дорог. Отрабатывается вождение в сложных и аварийных ситуациях на дорогах – внезапное появление пешехода, необходимость внезапного объезда препятствий. Ученик на практике применяет приемы вывода забуксовавшего или застрявшего автомобиля с применением подручных средств и материалов, устанавливает автомобиль в укрытие. Отрабатываются аварийные ситуации и способы их решения Обучение на автодроме заканчивается. Учащийся уже самостоятельно может управлять автотранспортным средством, умеет им маневрировать различными способами, освоил различные приемы движения, разгона, торможения, остановки, преодоления ворот, повороты, развороты, а также вождение в сложных условиях, в том числе в ночное время. Следующая, самая ответственная стадии обучения – обучение в реальных условиях. Перед тем, как ученик начнет водить машину во внеучебной обстановке, инструктор должен быть уверен, что тот уже готов и справится не только с технической стороны, но и психологически. Обучение вождению на дорогах заключается в перемещении по улицам горда в дневное и ночное время, с включением всех элементов, отработанных ранее на автодроме. 3.3 План-конспект учебного занятия в автошколе «Основы вождения»Автомобиль – удобное, современное, незаменимое средство передвижения. Сегодня любой человек должен уметь управлять автомобилем. Это облегчает жизнь, помогает в карьерном росте, езда также служит источником удовольствия для многих. Мы рассмотрим на этом уроке, что из себя представляет современный автомобиль, а также главные правила поведения водителя. Современные автомобили классифицируются по типу кузова, по расположению ведущих колес, по виду используемого топлива. Типы кузовов бывают: седан – у машины 2 или 4 двери, максимальное число пассажиров – 4-5 человек. Есть багажник, отделенный от салона, моторный отсек выступает из кузова; хэтчбэк – у машины 2 или 4 двери, а также дополнительная (грузовая), расположенная в задней части кузова; универсал – грузопассажирский салон, 2 или 4 двери, а также грузовая в задней части кузова, багажник очень вместительный (можно перевозить крупногабаритные грузы); минивэн – разновидность универсала, но более вместительный, подвеска у автомобиля выше, внешне похожа на микроавтобус; купе – 2-дверный автомобиль, небольшое пространство внутри салона, багажное отделение небольшое; кабриолет – кузов автомобиля открытый, обычно есть матерчатая складная крыша; родстер – разновидность кабриолета, двудверная машина со складной крышей; вагон – напоминает микроавтобус, предназначен для перевозки пассажиров, багажное отделение отсутствует; лимузин – удлиненный автомобиль, с вместительным кузовом и дополнительными сидениями в салоне. По расположение ведущих колес, автомобили делятся на переднеприводные, заднеприводные и полноприводные. Переднеприводный автомобиль приводится в движение колесами передней оси, это довольно маневренная машина, ее легко можно вывести из заноса. У переднеприводных автомобилей отсутствует карданный вал. Заднеприводные, наоборот, приводятся в движение колесами задней оси автомобиля. Считается, что заднеприводные автомобили более устойчивы при управлении. У полноприводных машин все колеса ведущие, при необходимости какую-то одну из ведущих пар можно отключить. Такие машины хорошопрохоимые, предназначены для езды за городом, в сложных условиях и по плохой дороге. По типу двигателей автомобили разделяются на бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе топливо сгорает от искры свечи зажигания, а в дизельном оно воспламеняется от свечи накаливания. Дизель более экономичный в эксплуатации, его потребление на 100 км 2-5 литров, против 9-15 бензинового. Однако дизельные автомобили обычно уступают работающим на бензиновом в скорости. Кроме того, они хуже выдерживают низкие температуры, и мотор долго не заводится или глохнет, так как топливо застывает и становится густым. В дорогих автомобилях эти недостатки практически отсутствуют. Чтобы выбрать себе автомобиль, нужно задаться вопросом – для чего ему требуется автотранспортное средство? Основные цели приобретения: поездки за город и путешествие, для работы (передвижения по городу), для участия в спортивных соревнованиях (автомобильных гонках) и т.д. Для поездок по городу, на работу подходят седаны, а для загородных поездок большой компанией – унверсалы. Важно при выборе машины определить предпочтительную марку, страну-производителя, год выпуска, цвет. Автомобиль можно приобрести новый, заводской сборки в салоне, либо подержанный, в специальных салонах, на авторынках или через объявления. Плюсы нового автомобиля – отличное техническое состояние, гарантийный сервис, удобство покупки. При приобретении подержанного автомобиля высокий риск купить технически неисправный, а то и вовсе непригодный автомобиль. При покупке автомобиля у частных лиц или в небольших нефирменных магазинах и рынках есть риск, что машина была угнана, а документы на нее – подделка. Чтобы правильно управлять автомобилем, первую очередь нужно знать, каким образом он приводится в движение и из чего состоит. Главные компоненты любого автомобиля – кузов, двигатель, шасси. Кузов состоит из пассажирского салона, моторного отсека, багажника. Двигатель – это сердце любого автомобиля, заставляет машину двигаться. В двигателе образуется тепловая энергия в результате сгорания топлива, а затем она превращается в механическую. Механическая энергия приводит в движение вал, который приводит в движение автомобиль. Шасси включают в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления. Трансмиссия передает крутящий момент вала к его ведущим колесам, и используется также для изменения крутящего момента. Она состоит из коробки переключения передач, сцепления, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуоси. Карданной передачи нет у переднеприводных автомобилей, и заднеприводных, у которых моторный отсек располагается в задней части кузова. Коробка передач изменяет крутящий момент, передающийся на ведущие колеса, служит для включения заднего хода, для отключения двигателя от ведущих колес при езде накатом. Сцепление отключает двигатель от ведущих колес на короткий срок, и плавно опять соединяет двигатель и ведущие колеса. Этот процесс происходит при переключении передачи и при начале движения. Карданная передача служит для передачи крутящего момента между расположенными под углом валами, изменяющими угол наклона при движении автомобиля. Дифференциал – важный элемент, так как именно с его помощью автомобиль может разворачиваться, поворачивать, ездить по неровной дороге. Это происходит за счет того, что дифференциал обеспечивает вращение колес с разной скоростью, когда это требуется. Ходовая часть включает в себя подрамник, совмещенный с кузовом, передний и задний мосты, подвеску и колеса. Мосты выполняют функцию поддержания кузова. Библиографический список1. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 30 июня 2003 г.). Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. 2. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.). 3. Постановление СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля 2002 г., 7 мая 2003 г.) 4. Письмо Минобразования РФ от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг". 5. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006 г. -272 с. 6. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2005 г. – 192 с. – Высшее образование. 7. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2003 г. – 234 с. 8. Волгин В.В. Учебник по вождению автомобиля. – М. : Атласы автомобилей, 1999 г. – 256 с. 9. Громаковский А.А. Курс вождения автомобиля. – СПб. : Питер, 2009. – 208 с. 10. Ершов Ф.Е. Бизнес-проектирование. – СПб.: Питер, 2005 г. - 288 с. 11. Кива А.А., Агаркова Н.Г., Карташова Е.В. Методические рекомендации «Организация образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств» - М. : ИРПО, 2003. – 301 с. 12. Методические указания по реформе предприятий (организаций). – М.: ИНФРА-М, 2000 г. 13. Новикова Т.С. Анализ инвестиционных проектов. Новосибирск: НГУ, 2004 г. 170 с. 14. Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин А.А., Медведев Г.В., Безлепкин И.В. Бизнес-планирование. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 672 с. 15. Попов В.М., Ляпунов С.И., Млодик С.Г. Бизнес-планирование. – М.: Финансы и статистика, 2005 г. – 815 с. 16. Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга. – М. : Издетельство «Дело и сервис», 2006. – 272 с. 17. Семь нот менеджмента. Коллектив авторов, под ред. Кондратьева В.В. – М.: Эксмо. 2007 г. – 832 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Список основных законов, нормативных, нормативно-правовых актов Российской Федерации: 1. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) 2. Федеральный Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» 3. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 ода № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( в ред. Федеральных Законов от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ) 4. Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» 5. Федеральный Закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 6. Федеральный Закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» 7. Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме. Утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации 14 июля 1993 г. № 315 8. Постановление правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 650 «Об утверждении типового положения об учреждении начального профессионального образования» 9. Постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 №213) 10. Постановление правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» 11. Постановление правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» 12. Постановление от 26 октября 2000 г. № 823 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается» 13. Постановление правительства Российской Федерации от 21 ноября 2001 г. № 808 «О внесении изменений и дополнений в правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации» 14. Приказ Минобразования России от 9 марта 2000 г. № 721 «Об утверждении требований к установлению контрольных нормативов при лицензировании образовательной деятельности по программам общеобразовательным (основным и дополнительным), дополнительного образования детей и начального профессионального образования» 15. Приказ Минобразования России от 28.03.2001 г. № 1348 «О введении в действие Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств» 16. Приказ Минобразования России от 23 апреля 2001 г. № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» 17. Приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об утверждении порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовления бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» 18. Письмо Минобразования России от 3 марта 1995 г. № 16-М «О формировании средств на установлении доплат и надбавок работникам учреждений образования» 19. Письмо Минобразования России от 21 июля 1995 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» 20. Инструктивное письмо Минобразования России и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.04.97 « 20/135 «О порядке регистрации коллективных договоров образовательных учреждений и территориальных соглашений» 21. Письмо Минобразования России и Минтруда России от 21.07.98 № 06-51/4226-НП «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций» 22. Инструктивное письмо Минобразования России от 8 июня 1998 г. № 30 «О статусе образовательных учреждений» 23. Письмо Минобразования России от 3 сентября 1999 г. № 268/17-12 «Примерный учредительный договор о создании и деятельности государственного образовательного учреждения начального профессионального образования» 24. Письмо Минобразования России от 06.04.2000 г. № 06-51-31ИН/17-06 «Об обеспечении бланками свидетельств о прохождении обучения водителей транспортных средств» 25. Письмо Минобразования России от 14.06.2000 г. № 22-06-687 «О государственной регистрации образовательных учреждений как юридических лиц» 26. Письмо Минобразования России от 15.06.2000 г. № 22-06-697 «Об эффективной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и образовательных учреждений по вопросам нормативного правового обеспечения и соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования» 27. Письмо Минобразования России от 14 ноября 2000 г. № 22-05-1188 « О статусе юридического лица образовательных учреждений» 28. Письмо Минобразования России от 19 января 2000 г. № 14-51-59ИН/04 «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» 29. Решение Коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24 ноября 1999 года «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» 30. Письмо Минобразования России от 17 февраля 1997 г. № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждениях» |