Контрольная работа: Организация управления труда
Название: Организация управления труда Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Ситуационная задача №1 2 Ситуационная задача №2 Тестовые задания Список литературы 1 Ситуационная задача №11. Провести индексацию затрат рабочего времени: А) по их видам; Б) по содержанию труда; В) по характеру деятельности. 2. Провести анализ затрат времени работника в течение рабочего дня. 2.1. Экстенсивность использования рабочего времени. 2.2. Рациональность использования рабочего времени. Решение: Должность – начальник технического бюро
ВР = 10 + 75 + 40 + 25 + 55 + 24 + 18 + 48 +18 +12 + 60 + 15 + 20+ 20 + 20 = 460 мин ОТЛ = 10 мин ПНД = 10 мин О = 75 + 40 + 25 + 55 + 24 + 18 + 48 + 12 + 60 + 10 + 10 + 15 + 20 + 20 + 20 + 18 = 470 мин ПЗ = 10 = 10 мин О-А = 24 + 18 + 20 + 20 = 82 мин Т = 10 +10 = 20 мин ФЛ = 75+40+25+55 + 18 + 12 = 225 мин И = 15 + 10 + 20 + 60= 105 мин Управление нормированием труда включает анализ состояния системы нормирования труда и осуществление способов перевода системы нормирования труда в заданное состояние или удержание ее в заданном состоянии. Анализ состояния нормирования труда проводится в целях оценки состояния и управления общим уровнем нормирования труда на предприятия и его структурных подразделениях, по видам работ (или группам рабочих) и по отдельным технологическим процессам (или операциям).[1] К основным показателям, характеризующим состояние нормирования труда и качество действующих норм на предприятии, относятся: средний процент выполнения норм по анализируемой совокупности работников, их распределение по данному показателю, доля работников, (научно обоснованных) норм в целом и по группам работников, доля норм, рассчитанных по межотраслевым и отраслевым нормативам, напряженность и равнонапряженность норм, экономия от снижения трудоемкости продукции в результате совершенствования нормирования труда.[2] Кэ = 1,0 Кпнд = 0,02 Кпнр = 0 Котл = 0,02 Кпз = 2% Корм = 0 % Ко = 98% Для совершенствования трудовых процессов применяются различные методы исследования их и измерения затрат рабочего времени на выполнение операции и ее элементов. При выборе приборов и методов исследования исходят из цели и вида исследования, а также из условий, в которых осуществляется трудовой процесс (повторяемость, сложность, массовость применяемых движений, приемов и операций). Обычно используют визуальные, визуально-, инструментальные методы изучения трудовых процессов, а также наблюдения с применением приборов и других средств, регистрирующих по элементам время выполнения трудового процесса.[3] Ко-а = 0,1 Кт = 0,4 Кфл = 0,4 Ки = 0,2 Кр = 1-∑√(Уiф - Уiн)2 = 1 Ки = Кэ*Кр = 1*1 = 1 Единого мнения, что понимать под управлением производительностью труда, нет: называют то элементы управления, то рассматривают его как процесс, то как систему показателей. На основе вышеизложенного можно предположить, что теория об управлении производительностью труда находится в стадии становления, постоянного развития, но в ней уже сформировались основные понятия, положения, элементы. Управление производительностью труда представляет собой совокупность целей, средств и методов, с помощью которой оказывается воздействие на уровень и динамику производительности в зависимости от меняющихся социально-экономических, организационно-технических и других условий функционирования общества (предприятия). Управление производительностью - это процесс, поскольку учитывает изменяющиеся параметры своего целенаправленного воздействия. Целью являются повышение производительности труда высокими темпами, максимальное приведение в действие имеющихся резервов, преодоление возникших в экономическом развитии противоречий и несоответствий поставленных задач. В рыночной экономике это целенаправленное воздействие должно способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции (на уровне предприятий - продукции фирм) и обеспечивать получение прибыли. Эта цель реализуется через решение ряда задач, набор которых различается в зависимости от периода времени, сложившихся обстоятельств, наличия ресурсов и т.д. (например, снижение трудоемкости продукции, полное и рациональное использование рабочего времени, развитие персонала, создание оптимальной структуры занятости и т.д.). Стратегия и тактика управления производительностью предусматривает достижение определенных целей, использование определенных методов управления, стимулов, программ и т.п. Далее в таблице представлены предлагаемые мной мероприятия по экономии времени.
П = 115/ 480 * 100 = 24% Если следовать предложенным действиям, то можно увеличить рабочее время 24 %. 2 Ситуационная задача №21. На основе фактических балансов затрат рабочего времени работников структурного подразделения, составленных по данным самофотографий рабочего времени, и запланированного снижения трудоемкости за счет мероприятий по совершенствованию организации труда работников разных должностей рассчитать: А) комплексный фактический и проектный затрат рабочего времени подразделения по отдельным по отдельным должностным группам Б) значение ограничения, при котором установленный объем необходимых работ должен быть выполнен. В) несколько допустимых проектных вариантов квалификационно-должностного состава работников подразделения. Г) экономическую эффективность от рационального разделения труда и изменения должностного состава работников в подразделении Д) Степень использования работников по квалификации 2. Выбрать и обосновать оптимальный вариант квалификационно-должностного состава работников 3. Перераспределить объемы работ между сотрудниками в оптимальном варианте Решение В результате изучения трудового процесса устанавливается его структура, виды трудовых действий, движений и приемов, зона и время их выполнения, равномерность загрузки обеих рек, направление движений, симметричность и ритмичность движений рук и других частей тела как рабочих органов человека.[4] При анализе содержания метода труда могут выявляться лишние приемы, действия, движения. Лишними движениями часто оказываются перекладывание предметов труда и инструмента из одной руки в другую, переходы в пределах рабочего места и вне его, нагибание, повороты, приседания и т.п. На основе анализа трудовых приемов, выполняемыми несколькими рабочими, занятыми на аналогичных работах, проводится проектирование более рациональных приемов и методов труда. При этом намечается устранение лишних движений или передача их механизму, сокращение количества и протяженности движений, замена трудоемких движение менее трудоемкими, совмещение рабочим движений во времени. Новый трудовой процесс описывается в соответствующем документе (например, карте организации труда), которая содержит необходимые сведения о порядке и последовательности выполнения данного трудового процесса, а также о его техническом оснащении. При совершенствовании трудового процесса анализу подлежат: содержание трудового процесса, порядок и последовательность его осуществления, приемы труда, способы их выполнения и траектория движений. Поэтому при анализе и проектировании более рационального метода труда необходимо учитывать виды трудовых движений, а также разработанные учеными на основании изучения практики принципы экономии движений.[5]
Управление производительностью труда является составной частью управления трудом и видом управленческой деятельности. По этим причинам все, что свойственно и характерно для управления трудом и вообще для управления, с полным правом относится к управлению производительностью. Управление трудом - это организационно-экономический механизм подчинения и использования наемного труда в системе рыночных отношений. По своему содержанию управление трудом охватывает всю совокупность отношений целенаправленного воздействия на воспроизводственный цикл рабочей силы, включающим ее производство, распределение и потребление. Центральное место в этом цикле занимает фаза потребления рабочей силы. Именно в трудовом процессе происходит соединение вещественных и личностных факторов производства, эффективность которого проявляется в росте производительности труда. Рассмотрим классификацию трудовых движений. По их основным характеристикам. Короткие и длинные движения. Во всех случаях следует стремиться производить по возможности короткие движения. Это достигается с помощью удобного расположения не только заготовок, инструмента, вспомогательных материалов, но и средств управления машинами и механизмами, вспомогательных средств. Горизонтальные и вертикальные движения. Следует по возможности заменять вертикальные движения горизонтальными (исключить, например, нагибание и разгибание для поднятия детали с пола за счет применения этажерок, стеллажей и других приспособлений для укладки деталей). Скорость движения рук наименьшая при направлении их от себя и снизу вверх; если требуется быстрая реакция, надо проектировать движение к себе. Прямолинейные и радиальные движения. При перемещении человека целесообразнее прямолинейное движение, чем криволинейное или радиальное. Для движения рук благодаря анатомическим особенностям суставов наиболее удобны радиальные движения, а не прямолинейные. Вращательные движения в 1,5 раза быстрее поступательных.[6] Индивидуальные (последовательно выполняемые) и совмещенные движения. Целесообразно везде, где только возможно, совмещение работы обеих рук или рук и ног. При этом необходимо учитывать, что с точки зрения физиологии человеку удобнее совмещать сгибание правой руки с разгибанием левой. Такое сочетание повышает работоспособность правой руки примерно на 40%. Если же одновременно сгибать обе руки, то работоспособность правой руки снижается на 10—20 %.[7] При проектировании трудового процесса рекомендуется учитывать также следующее: - движения, составляющие трудовые приемы, должны по возможности начинаться и заканчиваться обеими руками одновременно и выполняться в оптимальной зоне; - для меньшей утомляемости рабочего трудовые приемы должны обеспечивать ритмичность движений (ритм и автоматизация легко отрабатываются, если движения рук происходят одновременно, в противоположных направлениях, при симметричном размахе); - последние движение одного действия должно переходить в начало движения следующего действия; - руки рабочего должны освобождаться от работы, которая может быть эффективно выполнена с помощью зажима, приспособления или механизма, приводимого в действие ногой (при условии, если руки могут быть заняты выполнением других приемов); - сопряжения рук рабочего с элементами инструмента и оснастки, а также с обрабатываемыми изделиями должны быть такими, при которых обеспечивались бы равномерность распределения усилий между обеими руками, выгодное положение усилий, быстрота перехватов и схватывания. Анализ и проектирование метода труда необходимо проводить совместно с анализом организации труда на рабочем месте, а также использовать имеющиеся рекомендации о параметрах рабочей зоны при работе рабочего сидя и стоя.[8] Повышение производительности труда не происходит автоматически. Чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда, надо знать, какими методами этого можно достичь, что для этого надо предпринять и как можно ею управлять. Рост производительности труда имеет важное значение в развитии человеческого общества. Каждая общественно-экономическая информация развивается до сих пор, пока система ее производственных отношений обеспечивает развитие производительных сил, что отражается прежде всего в росте общественной производительности труда. Новый способ производства побеждает старый потому, что он создает более высокую производительность труда и возможность производить большее количество общественного продукта, делает общество более богатым. Аналогичных успехов и достигают страны-лидеры в производительности труда. Только путем неуклонного роста производительности труда можно обеспечить высокие темпы накопления, расширенное воспроизводство и максимально возможное удовлетворение потребностей общества. Производительность общественного труда как показатель экономического роста служит для обоснования объема и темпов роста национального дохода и совокупного общественного продукта, для определения потребностей в рабочей силе и занятости населения по различным сферам и секторам, отраслям экономики и регионам страны, роста реальной заработной платы и доходов населения. По мере развития и совершенствования увеличение производительности труда приобретает все большее значение в приросте общественного производства. Рост производительности общественного труда обеспечивает не только увеличение общественного богатства, но и расширенное воспроизводство основной производительной силы общества - рабочей силы. Чем выше уровень производительности труда, тем большая масса продуктов поступает в распоряжение общества, тем выше степень удовлетворения общественных и личных потребностей и тем больше возможностей расширенного воспроизводства населения. Достижение высокой производительности труда обеспечивает повышение уровня заработной платы. Достижение высокой производительности труда обеспечивает повышение уровня заработной платы. Это находит отражение в соотношениях темпов роста производительности труда и заработной платы. Однако, чем больше этот разрыв, тем в большей степени растут цены. Но последнее определяется, конечно, более сложной совокупностью факторов. Оценка производительности труда применяется и в прогнозировании затрат. Живой труд является создателем стоимости, он приводит в движение всю массу овеществленного труда, затраченного на предыдущих стадиях производства. Но в современных условиях определять продуктивность только живого труда уже недостаточно, становится актуальным рост производительности всех затрат труда, всех ресурсов (труда, капитала, др.). В настоящее время трудно назвать сферу (область) деятельности, где бы не использовалась производительность труда. По этой причине очень важны высокие уровни и темпы роста производительности труда для любой страны. Страна со сравнительно низкой производительностью труда всегда сможет найти для себя некие экономические «ниши» в международной экономической системе, заниматься тем, чем более развитые в экономическом отношении страны считают для себя невыгодным. Она может сохранять конкурентоспособность только за счет снижения реальных доходов и уровня жизни. Страна с низкой производительностью как бы платит таким образом за сравнительную неэффективность своей экономики, получая все меньше поступлений от экспорта, вынужденно снижая жизненные стандарты и скатываясь на более низкие позиции в табели о рангах, принятой в мировой экономике, которые соответствуют посредственному уровню эффективности ее экономики. Лидерство же в экономическом развитии обеспечивает стране лидерство в принятии международных соглашений, позволяет строить свою политическую и экономическую политику, не обращая внимания на действия других стран, оказывать экономическую помощь другим странам, действовать в качестве кредитора, оказывать давление на другие страны и т.п. Для количественной характеристики используются такие показатели, как уровень и темпы роста производительности труда. Уровень обозначает состояние ПТ в определенный период времени, т.е. ступень развития, на которой находится страна (отрасль, фирма). Пользуясь этим показателем, можно сравнивать уровни ПТ, достигнутые в различные периоды времени или достигнутые другими странами (фирмами). В разных странах могут использоваться различные показатели производительности труда. Так, статистика Международной организации труда (МОТ) приводит следующие показатели по составляющим производительности труда. Тестовые задания91. Какая работа должна преобладать у специалистов в рационально-организованных трудовых процессах? а. Организационно-административная; б. Творческая; в. Формально-логическая; г. Техническая или исполнительная. 92. В предложении пропущено несколько слов. Впишите пропущенные слова, чтобы высказывание стало истинным. Период времени, в течение которого выполняется работа, соответствующая тем или иным функциям управления – это. Ответ: 1 слово рабочее , 2 слово время. 93. Какая форма разделения труда преобладает у руководителей? а. Закрепление за работником решения одной или нескольких однородных, связанных между собой задач, каждая из которых состоит из комплекса аналитико-конструктивных и формально-логических работ, а также некоторых элементов организационной деятельности; б. Закрепление за работником выполнения широкого круга задач и разнородных видов работ, связанных с достижением одной цели; в. Закрепление за работником выполнения однородных операций; г. Разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления. 94. Какая должность устанавливается работнику при выполнении им функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия или его структурного подразделения либо обязанностей по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемых в отделах? а. Начальник отдела; б. Ведущий специалист; в. Начальник бюро; г. Старший специалист. 95. Установите соответствие признаков и их характеристик для оценки? а. Эрудиция, работоспособность, уровень инициативности, способность организовать труд и оперативно принимать решения; б. Образование и стаж работы специальности; в. Полнота, качество и оперативность выполнения работ; г. Разнообразие и комплексность работ, самостоятельность их выполнения. 1. Профессионально-квалификационный; 2. Деловые качества; 3. Сложность выполняемых функций; 4. Результаты труда. Ответ: 1 соответствует б, 2 соответствует - а, 3 соответствует – г, 4 соответствует – в. 96. В предложении пропущено несколько слов. Впишите пропущенные слова, чтобы высказывание стало истинным. Определение рационального содержания процессов труда, установление наиболее рациональных систем и методов их выполнения, технологическая регламентация трудовой деятельности работников по выполнению возложенных на них функций – это Ответ: 1 слово 2 слово. 97. Установите соответствие элементов и характеристик организации рабочих мест. 1. Устройство служебных помещений а. Размещение средств и предметов труда в наиболее удобных зонах. 2. Планировка служебных помещений б. Выбор рациональных форм и габаритов служебных помещений. 3. Планировка рабочих мест в. Рациональное размещение мебели и оборудования. 4. Оснащение рабочих мест г. Обеспечение рабочих мест оргтехникой. Ответ: 1. соответствует б , 2 соответствует а , 3 – в, 4 – г. 98. Что эффективнее с точки зрения снижения утомляемости работника и обеспечения его высокой работоспособности в течение рабочего дня? а. Увеличение длительности обеденного перерыва; б. Перерывы по мере возникновения усталости; в. Применение внутрисменных регламентированных перерывов с учетом характера работы ; г. Установление более частых перерывов после обеденного перерыва. 99. Какие затраты времени персонала управления нормируются? а. Время ожидания приема у руководителя; б. Время исправления неправильно выполненной работы; в. Время информационного обслуживания рабочего места; г. Время перерывов, связанных с нарушениями режимов работы. 100. Присвойте номера, позволяющие установить правильную последовательность расчета годового экономического эффекта внедрения мероприятий по организации управленческого труда. а. Установление годового объема работы в натуральном выражении после внедрения мероприятий; б. Расчет единовременных затрат средств и срока их окупаемости; в. Определение себестоимости единицы работы до и после внедрения мероприятия; г. Расчет годового экономического эффекта. Ответ: 1 – а , 2 – в , 3 – б , 4 – г . Список литературы1. Васильев В.Н. Организация производства с условиях рынка. – М.: Машиностроение, 2000.-469с. 2. Ершова Е. Организация труда специалистов в условиях рынка. – Л.: ЛФЭИ, 1991.-566с. 3. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: учеб. пособие/ НГАЭиУ – Новосибирск; М.: ИНФРА-М, 1997.-544с. 4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.-632с. 5. Левин И.Б., Мельник С.Л. Справочник экономиста-организатора труда. – Минск: Высшая школа, 2000.-537с. 6. Организация и нормирование труда: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.-562с. 7. Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2001.-544с. 8. Рофе А.И. Научная организация труда: Учебник. – М.: МИК, 2002.-512с. [1] Левин И.Б., Мельник С.Л. Справочник экономиста-организатора труда. – Минск : Высшая школа, 2000.-196с. [2] Рофе А.И. Научная организация труда: Учебник. – М.: МИК, 2002.-214с. [3] Организация и нормирование труда: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.-163с. [4] Ершова Е. Организация труда специалистов в условиях рынка. – Л.: ЛФЭИ, 1991.-231с. [5] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.-254с. [6] Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: учеб. пособие/ НГАЭиУ – Новосибирск; М.: ИНФРА-М, 1997.-158с. [7] Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2001.-162с. [8] Васильев В.Н. Организация производства с условиях рынка. – М.: Машиностроение, 2000.-228с. |