Контрольная работа: Основы делопроизводства
Название: Основы делопроизводства Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | |||||||||||
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Факультет заочного образования КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Документирование управленческой деятельности» Выполнил студент ПАВЛОВ П.Н. Шифр Э – 02 – 76 - М Специальность 0060800 «Экономика и управление на предприятии» НОВОСИБИРСК 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ 1 Систематизация документов. Основные принципы упорядочения и хранения документации 2 Практические задания Используемая литература 1 Систематизация документов. Основные принципы упорядочения и хранения документации Систематизация документов В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность труда сотрудников службы делопроизводства зависит от квалификации, от степени технической оснащенности, от учета технического, юридического и организационного аспектов. Под техническим аспектом понимается продуманная политика закупки, установки, эксплуатации и замены всех технических средств, используемых при работе с документами. Юридический аспект предусматривает решение правовых вопросов деятельности самой службы, т.е. установления в соответствующих документах ее статуса, прав, функций, ответственности в соответствии с действующим законодательством. Организационный аспект включает разработку оптимальной структуры службы делопроизводства. Практика выработала три формы организации работы с документами – централизованную, децентрализованную и смешанную. Централизованная форма предполагает сосредоточение всех технологических операций по работе с документами в ведении одного специализированного структурного подразделения или одного сотрудника. Эта форма является наиболее рациональной, так как позволяет улучшить организацию труда работников, эффективно использовать оргтехнику. Однако полная централизация возможна только в небольших учреждениях. При децентрализованной форме организации каждое структурное подразделение создает свою собственную службу для работы с документами, в которой автономно выполняется весь цикл операций по созданию, хранению, систематизации документов. Эта форма характерна для тех учреждений, где аппарат территориально разобщен, а также для тех, в которых документирование деятельности имеет специфические особенности. Смешанная форма организации работы с документами – самая распространенная. При этом часть операций сосредотачивается в центральной службе делопроизводства, а в каждом структурном звене выполняются операции по созданию, систематизации, хранению документов. Все формы управленческой деятельности находят отражение в документах. Они являются основными средствами передачи информации, отражают планы, программы учреждения, выступают как предмет и результат труда. Документы классифицируются по ряду признаков: · по месту составления – внутренние и внешние (входящая и исходящая корреспонденция); · по содержанию – организационно-распорядительные, финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые, по личному составу; · по особенностям происхождения - служебные и личные; · по срочности – срочные (доверенности, командировочные удостоверения, телеграммы, телефонограммы, документы с пометкой « срочно») и несрочные; · по стадиям создания документа – черновики, подлинники, копии, дубликаты, выписки и отпуски; · по степени сложности – простые (содержат один вопрос) и сложные (два и более); · по способу фиксации – письменные, графические, акустические, фото и кинодокументы; · по видам – типовые, примерные, индивидуальные и трафаретные; · по наименованию – устав, приказ, договор, акт, план и т.д.; · по степени гласности – обычные, секретные и для служебного пользования; · по срокам хранения – долговременного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет) хранения; · по юридической силе – подлинные и подложные документы; · по роду деятельности документы классифицируются на системы документации : плановая, стандартов и технических условий, организационно-распорядительная, отчетно-статистическая, по ценообразованию, по торговле, по материально-техническому снабжению и сбыту, для строительства, конструкторская, технологическая, по изобретениям и открытиям, по социальному обеспечению и т. д. Система документации – это совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности. Имеются межотраслевые, отраслевые системы документации, в которых отражается специфика той или иной деятельности. Распорядительные документы (приказы, постановления, распоряжения) формируются в отдельные дела по видам документов и хронологии. Документы коллегий группируются в два дела: 1. Протоколы и решения коллегии; 2. Документы к заседаниям коллегии (повестка дня, доклады, заключения, проекты решений и др. документы). Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложением к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в самостоятельные дела. Протоколы в деле располагают в хронологическом порядке по номерам. Документы к протоколам, группируются в отдельные дела и систематизируются по номерам протоколов. Утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от проектов. Документы в личных делах располагаются по мере их поступления в следующей последовательности: · внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле; · заявление о приеме на работу; направление или представление; · анкета, листок по учету кадров, автобиография; · документы об образовании; · выписка из приказа о назначении, перемещении, увольнении (копии записок о приеме на работу, о переводе, увольнении); · дополнения к личному листку по учету поощрений; · справки и другие документы, относящиеся к данному лицу (кроме справок с места жительства, о состоянии здоровья и других документов второстепенного назначения, которые группируются отдельно от личных дел). Копии приказов о поощрении, изменении фамилии, о взыскании и т.д. в связи с внесением этих записей в дополнение к личному листку по учету кадров в личное дело не помещают. Лицевые счета служащих и рабочих группируют в самостоятельные дела в пределах года и располагают в порядке строгого алфавита по фамилиям, именам и отчествам. Предложения, заявления, жалобы граждан следует формировать в два дела раздельно: · предложения и заявления по улучшению работы данной фирмы, учреждения; · заявления граждан по личным вопросам. Документы в этих личных делах следует располагать в хронологическом или алфавитном порядке. Каждое заявление (жалоба) и документы по его рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу, в которую заносят повторные заявления (жалобы) и дополнительные документы. Стенограммы заседаний формируются в отдельные дела. Авторские свидетельства, патенты на изобретения, рационализаторские предложения, заявки о выдаче диплома на открытие, стандарты и т.д. группируются в самостоятельные дела по каждому отдельному виду документа. Причем порядок расположения их в деле определяется правилами, которые предусматривают группировку документов в следующем порядке: · внутренняя опись документов, находящихся в деле; · рационализаторское предложение-заявление с описанием сущности предложения и с приложением в необходимых случаях эскизов, чертежей, схем; · копия справки, выданной заявителю о получении от него рационализаторского предложения; · копия письма заявителю о результатах рассмотрения его предложения; · решение о принятии или отклонении рацпредложения; · переписка по рационализаторскому предложению. Машинограммы (документы, полученные с факсов, принтеров) группируются на общих основаниях в соответствии с номенклатурой дел. Основной единицей организации учета и хранения документной информации на машинных носителях данных является файл данных. В номенклатуре дел систематизация файлов должна соответствовать внутренней структуре базы данных. Переписка фирмы, организации группируется в дело за период календарного (учебного) года и систематизируется в хронологической последовательности: документ- ответ за документом запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу документы включаются в дело текущего года с указанием индекса деле за предыдущий год, в котором хранятся ранее заведенные документы по этому вопросу. Переписку с правительственными и вышестоящими учреждениями группируют по конкретным вопросам. Основные принципы упорядочения и хранения документации Ежегодно в предприятиях создаются десятки документов, которые отражают его многогранную деятельность. Значительная часть документов несет в себе информацию разового характера. Другие документы представляют ценность в течение многих лет, есть документы, содержащие научную, практическую ценность и должны хранится постоянно. Такие документы сдают на архивное хранение. Сдаче дел в архив предприятия предшествует экспертиза их ценности, заключающаяся в определении политического, социально-культурного, научно-исторического и иного значения документов. Экспертизой ценности документов называется изучение документов на основе принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для хранения. Важнейшим справочным носителем при работе по экспертизе документов служат утвержденные Росархивом перечни документов. Существуют два вида перечней: · перечни документов с указанием сроков хранения; · перечни документов, подлежащих передаче на Государственное хранение. Экспертиза ценности проводится при: · составлении номенклатуры дел; · формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам; · подготовке дел к последующему хранению; · подготовке дел к передаче из организации на хранение в государственный архив. Принципы и критерии ценности документов. Ценность документов определяется по основным принципам историзма, всесторонности и комплектности оценки документов и в соответствии с комплексно применяемыми критериями: происхождения, содержания и внешних особенностей документов, юридической силы и физического состояния документа. К критериям происхождения относятся: · роль и место организации (лица) в системе государственного управления или конкретной отрасли, значимость выполняемых функций; · время и место образования документов. К критериям содержания (основного критерия) относятся: · значимость событий, отраженных в документе; · значение содержащейся в документе информации, ее повторения в других документах, целевое значение; · вид и разновидность документа. К критериям внешних особенностей документа относятся: · юридическая достоверность документа (наличие подписей, дат, печатей); · наличие резолюций; · особенности передачи дел; · особенности материальной основы документа; · особенности физического состояния документа. Критерий юридической силы документа взаимосвязан с критерием подлинности, так как юридическую силу имеют только правильно оформленные документы. В некоторых случаях юридической силой обладают вторые и последующие экземпляры документа (акты, договоры), копии документов об образовании, актов гражданского состояния и выписки из документов, но при условии правильного оформления состава удостоверения. Критерий физического состояния документа применяется в случаях наличия поврежденных документов, поэтому является вспомогательным. Например, документы обгорели, повреждены и т.п. Если документы представляют особую ценность по другим критериям, их передают на реставрацию, если же нет - уничтожают. Для организации проведения экспертизы документов, для отбора и передачи их на государственное хранение, а также для контроля и оказания методической помощи в проведении экспертизы ценности документов в организации отрасли (системы), а также в Министерствах и ведомствах создаются постоянно действующие центральные экспертные комиссии (ЦЭК), в организациях и структурных подразделениях министерств и ведомств создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК). ЦЭК и ЭК организации являются совещательным органом и работают в постоянном контакте с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения и получают от ЭПК необходимые организационно-методические указания. Основанием для работы ЭК, ЦЭК является Типовое положение, утвержденное Государственной архивной службой России. Экспертная комиссия назначается приказом (распоряжением) руководителя предприятия в составе 3-5 человек. В состав ЭК включается заведующий ведомственным архивом (лицо ответственное за архив), а в состав ЦЭК представитель соответствующего учреждения государственной архивной службы. Об ЭК разрабатывается специальное положение. Заседания ЭК протоколируются, решения утверждаются руководителем предприятия, а некоторых случаях и архивным учреждением. ЭК предприятия осуществляет следующие функции: · рассматривает проекты номенклатуры предприятия и его структурных подразделений; · организует ежегодный отбор документов на хранение и уничтожение; · рассматривает описи на дела постоянного хранения, подлежащие передаче в государственный архив и описи на дела по личному составу постоянного и временного хранения; · выносит решения о предоставлении документов, описей на утверждение экпертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения; · рассматривает акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих дальнейшему хранению; · осуществляет контроль, инструктаж, консультации за деятельностью ЭК структурных подразделений и ЭК подведомственныхеждений; · оказывает методическую и практическую помощь подведомственным учреждениям. Архивное учреждение утверждает: · решения ЭК об утверждении описей на дела, подлежащие постоянному хранению, в том числе и по личному составу; · предложения о сохранении сроков хранения документов, установленных типовыми и примерными номенклатурами дел. Отбор документов и дел к уничтожению оформляется актом. Акты утверждаются руководством учреждения. По результатам экспертизы ценности документов в предприятии составляются описи постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, которые должны быть переданы в ведомственный архив. Опись дел – это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел. Одновременно опись дел является учетным документом и основным видом научно-справочного аппарата к документам, обеспечивающим оперативный поиск дел. Описи составляются отдельно на дела: · дела, постоянного хранения; · дела временного хранения (свыше 10лет) хранения; · дела по личному составу и иные однотипные дела; · на дела, состоящие из специфических, характерных только для данного предприятия (организации) документов (судебные, следственные дела, научные отчеты по темам и др.); · служебные ведомственные издания. При составлении описи дел структурного подразделения необходимо каждое дело вносить в опись под самостоятельным порядковым номером. Присвоение номера описи и систематизация дел структурного подразделения устанавливается ведомственным архивом. Систематизация дел в описи структурного подразделения соответствует их систематизации в номенклатуре дел учреждения, а номер описи структурного подразделения состоит из цифрового обозначения структурного подразделения по штатному рас писанию с добавлением прописной начальной буквы наименования категории документов, составляющих опись и последних двух цифр года, в котором заведены дела, включенные в опись. Дела с момента их заведения и до передачи в архив учреждения хранятся в структурных подразделениях. Местом хранения может быть шкаф или сейф. Последовательность расположения дел в шкафу должна соответствовать расположению заголовков в номенклатуре. Это обеспечит быстрый поиск нужного дела. Изымать и выдавать документы из дел постоянного хранения не разрешается. В исключительных случаях, например по требованию судебно-следственных органов такое изъятие возможно с разрешения руководителя предприятия. Вместо документа оставляется заверенная копия и акт о причинах изъятия. Документ из дела может выдаваться во временное пользование только с разрешением руководителя. Вынос дел из здания учреждения или передача их в другое структурное подразделение также возможно только с разрешением руководителя. За сохранность документов в структурном подразделении отвечают лица, ответственные за делопроизводство. Исполнители хранят только те документы, которые находятся у них на исполнении. Учреждения выдают по просьбе граждан засвидетельствованные копии с документов, исходящих из данного учреждения согласно законодательству. Не снимаются копии с паспорта, военных билетов и др. документов. Дела, законченные делопроизводством, в течение года остаются в структурном подразделении, затем передаются в архив предприятия (учреждения). Под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждениями предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователя. Под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости - для общества, а равно имеющий ценность для собственника. В архив организации передают дела для постоянного и временного хранения (свыше 10 лет). Дела временного хранения (до 10 лет) включительно передают в архив по усмотрению руководителя учреждения и принимают их в архив по номенклатуре дел. Для постоянного и временного (свыше 10лет) хранения документы полностью оформляют: · вносят необходимые уточнения в реквизиты обложки дела (название организации, делопроизводственного индекса и заголовка дела, даты дела); · располагают документы внутри дела в определенной последовательности (хронологическом порядке индекса документа); · составляют внутреннюю опись документов. Листы дела нумеруются, кроме листов заверительной подписи и внутренней описи, в правом верхнем углу арабскими цифрами черным графическим карандашом или нумератором. Употребление чернил или цветных карандашей для нумерации листов запрещается. Фотографии, чертежи, диаграммы и другие иллюстрированные и специфические документы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу. Если в дело подшиты конверты с вложениями, то вначале нумеруется конверт, а затем очередным номером каждое вложение. В конце дела подшивается заверительный лист, в котором указывается количество листов в деле. Заверительная запись составляется на листе формата А4 или специально изготовленном бланке с постоянной информацией. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению. Хранение дел допускается в скоросшивателях, можно не проводить пересистемизацию документов в деле листы дела не нумеровать, заверительные подписи не составлять. Каждое дело принимается заведующим или специальным сотрудником ведомственного архива в присутствии работников структурного подразделения или организации. В описи против каждого дела включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указывается цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, дата приема дел, подписи сотрудника ведомственного архива и представителя организации, передавшего дела. Под архивным фондом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, культурное значение являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации Постановлением Правительства Российской федерации в 1993году установлены предельные сроки ведомственного хранения документов Государственного архивного фонда в зависимости от уровня организации и способа фиксации документной информации: · для документов органов государственной власти и управления крае, областей, автономной области, городов Москвы и С.Петербурга, районных и городских органов представительной власти и органов управления, а также государственных учреждений, организаций и предприятий областного, краевого подчинения -10 лет; · Для документов государственных учреждений, организаций и предприятий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства -5лет; · Для записей актов гражданского состояния, документов по личному составу, записей нотариальных и судебных дел -75 лет, · Для научно-технической документации - до утраты практической значимости, но не более -25 лет, · Для фотодокументов -3года, · Для записей на машинных носителях -5лет. · В течение установленного срока предприятия должны обеспечить учет документов постоянного и долговременного хранения и сохранить их. · Периодически необходимо проводить проверки наличия и состояния дел: · Для постоянного срока хранения – 1 раз в 10лет; · Для дел с грифом ограничения доступа – раз в 5 лет; · Ежегодно проводятся проверки наличия и состояния дел. · Итоги проверок оформляются актами, утвержденными руководителем организации (учреждения); · В архив могут обращаться как организации, как и граждане о выдаче архивных справок. Вопрос 34. Вы работаете офисным менеджером. Вам поручено передать телефонограмму в адрес делового партнера по поводу встречи с вашим директором, назначенной на конкретную дату и время. 34.1. Оформите телефонограмму в адрес делового партнера, недостающие реквизиты укажите самостоятельно.
34.2.1.Перечислите состав реквизитов телефонограммы. Реквизиты телефонограммы: · Наименование ведомства; · название предприятия (организации) - автора документа; · должность, фамилия и инициалы сотрудника, передавшего телефонограмму, номер его телефона; · наименование организации-получателя, должность и фамилия сотрудника, принявшего телефонограмму, номер его телефона; · наименование вида документа (ТЕЛЕФОНОГРАММА); · дата и номер телефонограммы, время передачи; · текст (не превышающий 50 слов); · наименование должности лица, подписавшего документ, его личная подпись, фамилия и инициалы. 34.2.2. Какие требования предъявляются к тексту телефонограммы? При составлении телефонограммы придерживаться рекомендаций: · текст не должен содержать сложных логических оборотов, трудно выговариваемых и редко произносимых слов; · информация должна быть краткой и срочной; · слова, которые плохо воспринимаются на слух, можно передавать с помощью разбивки по буквам (используя при этом часто употребляемые простые слова); · в тексте не должно быть более 50 слов. 34.2.3. Порядок адресования различным партнерам, в т.ч. зарубежным. Если телефонограмма направляется в несколько адресов, то к ней составляется список на рассылку с указанием номеров телефонов. Зарубежным партнерам телефонограмма передается на языке международного общения – английском. 34.2.4.Отличие телефонограммы от факса. Телефакс (факс) - это получаемая на бумажном носителе копия документа (рукописного, печатного и др.), переданного по каналам факсимильной связи. В отличие от других связей (телефонной, телеграфной) эта связь позволяет получить изображение отправляемого документа в виде факсимиле, воспроизводящего все особенности документа-подлинника. 34.2.5. Назначение телефонограмм в работе фирм, организаций. Телефонограмма - обобщенное название различных по содержанию документов, выделенных в отдельную категорию в связи с особым способом передачи текста (передается устно по каналам телефонной связи и записывается от руки). Телефонограммы применяют для срочных оповещений о совещаниях, заседаниях, собраниях и подобных случаях, когда переданное сообщение необходимо оформить документально. Телефонограммы применяют в пределах действия местной телефонной связи. Это документ по оперативным вопросам. 34.2.6. Особенности и правила передачи и приема телефонограммы. · Телефонограмма составляется на специально разработанных бланках или чистом листе бумаги формата А5 в одном экземпляре. · Текст телефонограммы печатается через 1,5 интервала · В телефонограмме не должно быть более 50 слов. · В тексте следует избегать труднопроизносимых слов и сложных оборотов. · Датой телефонограммы является дата ее передачи. · Если телефонограмма передается нескольким адресатам, к ней прилагается список фирм, организаций, к которым ее посылают, и номера телефонов, по которым телефонограмма передается. · Телефонограмма составляется секретарем или исполнителем по поручению руководителя. После составления текст должен быть проверен и подписан руководителем фирмы, организации. · При передаче телефонограммы вначале называют имя своей фирмы, организации и телефон, вид документа; после передачи текста записать должность, фамилию и инициалы лица, принявшего телефонограмму, дату и время передачи; · При приеме необходимо записать: название фирмы, организации и телефон, текст телефонограммы, должность, фамилию и инициалы лица, предавшего телефонограмму, дату и время приема; · Необходимо, чтобы принимающий повторил записанный текст со всеми знаками препинания передающему лицу. · Сотрудник, принявший телефонограмму, обязан ознакомить с ее содержанием всех должностных лиц, которым предназначалась полученная информация. Срок хранения телефонограммы не превышает 1 года. Используемая литература 1. Салазкина Л.П. Основы делопроизводства. Требования к тексту документа: Учебное пособие, - Кемерово: Кузбасс - вузиздат, 2000,- 300с. 2. Кирсанова М.В. Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 296с. |