Контрольная работа: Разработка политики в области качества
Название: Разработка политики в области качества Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание для выполнения контрольной работы Задание № 1. Разработка политики в области качества. Задание № 2. Создание процессной модели. Задание № 3. Подготовка развернутого плана внедрения СМК в отделе ПТО ОАО «Каустик». Задание № 4. Подготовить опросный лист по седьмому (процессы жизненного цикла продукци) или восьмому (измерение, анализ, улучшение) параграфу стандарта для любого подразделения предприятия. Привести примеры объективных доказательств несоответствий, которые могут иметь место. Задание № 5. Решение кейс-ситуаций, планирование и согласование корректирующих действий. Заполнить лист несоответствий. Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1 Разработка политики в области качества……………………………………..4 1.1 Главная миссия ОАО «Каустик»…………………………………………....4 1.2 Цели коллектива ОАО «Каустик»………………………………………..…4 1.3 Инструменты реализации целей по качеству………………………………5 2 Создание процессной модели………………………………………………..5 2.1 Описание процесса и установление ответственности…………………….5 2.2 Цель процесса, вход, выход, и оценка его результативности……………6 2.3 Ответственность…………………………………………………………….6 2.4 Служба изменений……………………………………….…………………8 2.5 Рассылка…………………………………………………………………..…8 3 Подготовка развернутого плана внедрения СМК в отделе ПТО ОАО «Каустик» в процессе разработки документов………………………………...9 3.1 Содержание и порядок разработки персональных должностных инструкций…………………………………………………...…………………..9 4 Подготовить опросный лист по восьмому (измерение, анализ, улучшение) параграфу стандарта для любого подразделения предприятия. Привести примеры объективных доказательств несоответствий, которые могут иметь место……………………………………………………………………………...12 5 Решение кейс-ситуаций, планирование и согласование корректирующих действий. Заполнить лист несоответствий……………………………………..15 Введение Все рассмотренные ниже вопросы основаны на политике деятельности предприятия ОАО «Каустик». Открытое Акционерное Общество «Каустик» - одно из крупнейших предприятий России по производству соды каустической и хлора, органических и неорганических хлоропроизводных продуктов, поливинилхлорида и продукции на основе его переработки. Предметом деятельности ОАО «Каустик» является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, в разработке и внедрении новых технологий в производстве, практическая реализация научно-технических достижений в области разработки и внедрения в производство малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, выполнении иных работ и оказания услуг. В соответствии с лицензией, предприятие может оказывать следующие виды работ и оказания услуг: • эксплуатация строительных машин и механизмов, автомобильного и железнодорожного транспорта, изготовление металлоконструкций, трубчатых лесов, монтаж и капитальный ремонт машин и механизмов, в том числе грузоподъемных механизмов подлежащих регистрации в органах Гостехнадзора, изготовление, монтаж и ремонт насосов и котлоагрегатов; • осуществление транспортно-экспедиционных услуг, выпуск продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления; • осуществление хозяйственной и коммерческо-посреднической деятельности; В настоящее время основными покупателями услуг ОАО «Каустик» являются химические и нефтехимические предприятия города и Республики Башкортостан, России и ближнего и дальнего зарубежья. Предприятие постоянно развивается. В 2006 году ОАО «Каустик» получило сертификат международной системы качества ИСО 9001:2000. 1 Разработка политики в области качества 1.1 Главная миссия ОАО «Каустик» Политика в области качества является неотъемлемой частью общей стратегии деятельности ОАО «Каустик», главная цель которой состоит в выпуске и поставке конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей и получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах потребителей и общества. Главная цель в области качества достигается реализацией принципов менеджмента качества, составляющих основу международных стандартов ИСО серии 9000. 1.2 Цели коллектива ОАО «Каустик» (см. приложение А) Главная цель в области качества достигается реализацией принципов менеджмента качества, составляющих основу международных стандартов ИСО серии 9000. 1. Ориентация на потребителя: -обеспечение полного удовлетворения требований потребителей к нашей продукции по техническим характеристикам, упаковке и транспортированию. 2. Роль руководства: -руководители обеспечивают единство целей организации, создают и поддерживают внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач предприятия. 3. Вовлечение работников: -основу предприятия составляют работники всех уровней, которые являются источником нашей силы, интеллектуального богатства, корпоративной культуры. Вовлечение персонала в процесс постоянного улучшения качества, как продукции, так и своей работы является ключевым фактором успеха акционерного общества. 4. Процессный и системный подход к менеджменту: -для достижения планируемого результата деятельность предприятия управляется как процесс. Все процессы предприятия объединены в единую отлаженную систему. Каждый работник, выполняющий определённую работу по созданию продукции или по разработке документации, должен рассматривать работника, выполняющего следующий этап работы, как своего потребителя. Порядок их взаимодействия определён в Положениях и должностных инструкциях работников подразделений. 5. Постоянное улучшение: -улучшение качества продукции и труда мы обеспечиваем модернизацией и обновлением производства. 6. Принятие решений, основанное на фактах: -для принятия управленческих решений в области качества мы осуществляем сбор достоверной информации о процессах и продукции с последующим их анализом. 7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками: -поставщики сырья и услуг наши партнёры. Мы строим и развиваем с ними стабильные, доверительные, долгосрочные партнёрские отношения, что даёт уверенность в успехе нашего сотрудничества. Каждый работник ОАО «Каустик» должен выполнять свои задачи, полномочия и осознавать ответственность в области управления качеством. Успехи предприятия могут быть достигнуты в результате поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества предприятия, разработанной на основе международного стандарта ИСО серии 9000 и постоянного повышения её результативности. Цели могут быть измеримые и неизмеримые. Измеримые – цели, которые могут быть выражены в физических единицах или объемах, которые можно привести к какой либо единице для измерения. 1.3 Инструменты реализации целей по качеству 1. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001; 2. Постоянная оценка удовлетворенности деятельностью предприятия потребителей, а также персонала, акционеров, поставщиков общества; 3. Анализ процессов системы менеджмента качества, эффективности деятельности подразделений, выполнение производственных процессов со стороны высшего руководства и информирование об этом всех сотрудников предприятия. 2 Создание процессной модели 2.1 Описание процесса и установление ответственности В процессе внутреннего обмена информацией высшее руководство должно: - доводить до сведения персонала подразделений и предприятий направления деятельности ОАО «Каустик», связанные с обеспечением качества и функционированием СМК и процессов; - обеспечивает разъяснение политики и целей в области СМК; - обеспечивает формирование необходимой информации и ее передачу для функционирования всех процессов и процедур СМК; - доводит требования потребителей до всего персонала подразделений с целью понимания и удовлетворения текущих и будущих потребностей. Процесс внутреннего обмена информацией обеспечивается созданием и передачей необходимой информации и основывается на распределении ответственности и полномочий всех работников при выполнении требований заказчиков. Информационное обеспечение функций сотрудников и их взаимодействия, ответственность и полномочия определены в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях, а также алгоритмах процессов СМК. Информационное обеспечение, взаимосвязь и иерархическая подчиненность подразделений служб, руководителей функциональных направлений деятельности представлены в организационной структуре управления производством ОАО «Каустик». Информационное взаимодействие - составная часть процесса внутренних коммуникаций. Информационное взаимодействие осуществляется для своевременного снабжения органов управления необходимой информацией для подготовки и принятия решений по обеспечению качества на всех уровнях управления и жизненных циклах строительства объектов (маркетинг, обеспечение ПСД, строительство, эксплуатация). Виды и объем информации для анализа и принятия решений по обеспечению эффективности функционирования СМК определены в ДП СМК 02-8.2.2-01-2007. Координация процесса внутренней коммуникации по вопросам обеспечения качества СМР и функционирования СМК возложена на главного инженера-Уполномоченного СМК В его обязанности в процессе внутренних коммуникаций входят: - контроль за обеспечением выполнения требований СМК персоналом; информация потребителей о результативности принимаемых мер по СМР; - контроль за обеспечением информацией процесса разработки, внедрения и функционирования СМК; - анализ результативности информационного функционирования СМК и необходимости ее улучшения; - доведение до сведения высшего руководства результатов анализа, результативности функционирования СМК и необходимости ее улучшения. - осуществление связи с руководителями процессов и другим персоналом по вопросам, связанным с функционированием СМК. Информационное взаимодействие между персоналом, распределение функций в СМК определены в матрицах ответственности. Внутренние коммуникации осуществляются посредством представления информации руководству по вопросам реализации политики и целей в области качества, выполнения требований СМК, удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон, а также осуществление обратной связи с потребителями. Порядок доведения информации до руководства определен настоящим процессом. Высшее руководство обеспечивает доведение до работников сведения о: - важности реализации политики и целей в области качества; - важности влияния их деятельности на качество продукции; - понимания значимости работ по постоянному улучшению показателей качества; - своей роли и ответственности; - потенциальных последствий отклонений от установленных процессов и процедур. 2.2 Цель процесса, вход, выход, и оценка его результативности Цель процесса - формирование и распределение информации для взаимодействия процессов СМК в структурных подразделениях на предприятии. Маршруты движения выходных данных и взаимодействие этих процессов с другими процессами СМК определены в Приложении Б настоящего процесса. Точки мониторинга и измерения характеристик определены в шагах алгоритма. Вход процесса - формирование требований к объему и качеству информации для взаимодействия структурных подразделений ОАО «Каустик» при реализации процессов СМК. Выход процесса - оценка полноты, объективности и своевременности предоставления информации, необходимой для результативного функционирования процессов СМК и установленных информационных связей в организационной структуре управления производством ОАО «Каустик». Обратная связь между «выходом» и «входом» процесса осуществляется после оценки его результативности путем поступления информации о выявленных несоответствиях на «вход» для реализации процесса постоянного улучшения за счет принятых корректирующих и предупреждающих мероприятий. 2.3 Ответственность Ответственность за функционирование процесса внутренних коммуникаций и оценку его результативности в СМК возлагается на УСМК. Критерии оценки результативности процесса: 1 Количество случаев ошибочной информации. 2 Количество случаев отсутствия поступления информации из-за ее недостаточного объема. 3 Количество случаев несвоевременного представления информации. 4 Количество случаев отсутствия необходимых информационных связей.УСМК в первом квартале года, следующего за отчетным делает оценку результативности процесса внутренних коммуникаций. 2.4 Служба изменений 1) Внесение изменений в данный процесс находится в компетенции УСМК, который также определяет и сроки их проведения. 2) Порядок внесения изменений изложен в ДП СМК 02-4.2.3-01-2007. 2.5 Рассылка 1) Издание и рассылка процесса производится ОСМК. 2) Рассылка производится всем руководителям структурных подразделений ОАО «Каустик»: главному инженеру, главному бухгалтеру, начальнику материально-технического отдела, начальникам строительных участков и т. д. 3) Руководители перечисленных подразделений несут персональную ответственность за доведение содержания процесса и вытекающих из него обязанностей до сведения своих сотрудников, за организацию работ по выполнению требований данного процесса, а также за перечисление этих обязанностей в должностных инструкциях и положениях об отделе. Порядок хранения данного нормативного документа изложен в ДП СМК 02-4.2.3-01-2007. 3 Подготовка развернутого плана внедрения СМК в отделе ПТО ОАО «Каустик» в процессе разработки документов В качестве примера взята процессная модель разработки должностной инструкции. 3.1 Содержание и порядок разработки персональных должностных инструкций 1 Персональная должностная инструкция должна составляться на заместителей директора, главного инженера, руководителей структурных подразделений, специалистов, рабочие должности и содержать следующие разделы: - общие положения; - квалификационные требования; - должностные обязанности; - права; - ответственность. 2
В разделе «Общие положения» указывается наименование должности в соответствии со штатным расписанием, название структурного подразделения, подчиненность данного работника, порядок назначения и освобождения от должности, порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника, законодательные, нормативные и нормативно-методические документы, которыми должен руководствоваться 3 В разделе «Квалификационные требования» должны быть указаны уровень образования (общее, среднее, специальное, высшее) и стаж работы на аналогичной должности. 4 В разделе «Должностные обязанности» устанавливаются конкретные обязанности работника, которые он должен исполнять в процессе работы. 5 В разделе «Права» закрепляется круг прав, необходимых работнику для реализации возложенных на него обязанностей, а также порядок осуществления этих прав (доступ работника к определенной информации, принятие решений, получение данных, необходимых в работе, право визирования определенных видов документов и т.д.). 6 В разделе «Ответственность» должна быть отражена мера ответственности работника за выполнение возложенных на него обязанностей и требований системы менеджмента качества. В инструкции может быть установлена административная, дисциплинарная и материальная ответственность. Меры ответственности устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. 7 Персональные должностные инструкции должны быть согласованы с руководителем данного структурного подразделения, заместителями директора по данному направлению организации, отделом системы менеджмента качества, юрисконсультом и отделом кадров. 8
Персональные должностные инструкции главного бухгалтера, 9 Все персональные должностные инструкции утверждает генеральный директор предприятия. 10 Юрисконсульт и отдел кадров должны ознакомить «под роспись» работника с содержанием персональной должностной инструкции. При ознакомлении с персональной должностной инструкцией работник имеет право письменно излагать свое несогласие с отдельными пунктами или дополнить ее содержание. В этом случае руководитель структурного подразделения должен принимать решения о пересмотре инструкции, подготовке к ней дополнения или убеждать работника в неправомерности его замечаний. 11 Персональная должностная инструкция создается или изменяется в трех случаях: - при введении новой должности; - при плановом пересмотре персональной должностной инструкции; - при экстренном пересмотре персональной должностной инструкции. 12
При введении должности нового сотрудника руководитель 13
Плановый пересмотр персональной должностной инструкции 14
Экстренный пересмотр персональной должностной инструкции 15
Сроки длительности процедур процесса разработки и изменений Таблица № 1
18
Если в течение установленного срока согласования от согла- 19
Первоначальная процедура согласования происходит по всему 20
При возникновении спорных вопросов решение по ним прини- Ключевые процессы представлены в схеме процессов, в приложении Б. 4 Подготовить опросный лист по восьмому (измерение, анализ, улучшение) параграфу стандарта для любого подразделения предприятия. Привести примеры объективных доказательств несоответствий, которые могут иметь место. § 8 Процессы жизненного цикла продукции
5 Решение кейс-ситуаций, планирование и согласование корректирующих действий. Заполнить лист несоответствий Первая ситуация По результатам внутренних аудитов представлены свидетельства о предпринятых действиях по решению проблем. Однако, эти действия направлены не на устранение причин несоответствий, а рассказывают о несоответствии. Причина Форма листа несоответствия не предусматривает оформление причины. Возможные последствия Проблемы не выявляются, а накапливаются по нарастающей. Коррекция Необходим контроль процессов «Сверху», желание и заинтересованность «Снизу». Корректирующие действия 1. Поменять форму листа несоответствия. 2. Объяснить сотрудникам предприятия разницу между коррекцией и корректирующими действиями. Вторая ситуация В ходе проверки было выявлено, что встречаются неуправляемые записи (отсутствуют согласовательные подписи и даты, в журналах регистрации допускаются исправления). Причина Персонал недопонимает требования ДП СМК «Управление записями». Возможные последствия Нет ответственных, на которые должны быть возложены обязанности по принятию корректирующих действий. Коррекция Ознакомить сотрудников с требованиями. Корректирующие действия 1. Произвести ревизию всех записей. 2. Потребовать отчеты от структурных подразделений о правильном ведении записей. 3. Провести разъяснительную работу с персоналом по ведению записей. Третья ситуация Цели в области качества неизмеримы. Причина Руководство предприятия не планирует действия. Возможные последствия Отсутствие планов не дает «видеть» реальные возможности / потери от своей деятельности. Коррекция Устранение несоответствия. Корректирующие действия Разработать цели в области качества на основе четко составленных планов. ЛИСТ НЕСООТВЕТСТВИЯ
ЛИСТ НЕСООТВЕТСТВИЯ
ЛИСТ НЕСООТВЕТСТВИЯ
|