Реферат: Сертификация в управлении качеством
Название: Сертификация в управлении качеством Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. академика М.Ф. Решетнева Реферат СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ Выполнил: Студент 4-го курса гр. ЭП-81 Принял: преподаватель Мачкова Ж.К. Красноярск 2008 Содержание1. Сущность понятия сертификация. 3 2. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации. 10 3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации. 18 4. Маркировка товаров. 20 5. Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организаций. 26 6. Сертификация ISO 9000, сертификация ИСО 9000, стандарты ИСО.. 28 7. Восемь базовых принципов менеджмента качества. 31 8. Преимущества внедрения стандарта ISO 9001. 32 Список литературы.. 34 1. Сущность понятия сертификацияСертификация, как один из видов контроля качества продукции, уже в течение целого ряда лет применялась в нашей стране в виде государственных испытаний. В современных условиях введение обязательной сертификации продукции и услуг является необходимым условием не только контроля качества, но и вхождения в рыночную экономику, а также интеграции в региональные и мировые рынки. В 1992 году Госстандарт России начал реализацию соответствующих положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые предусматривали сертификацию продукции и услуг. Сертификация - процедура, подтверждающая третьим лицом соответствие продукции, процесса или услуги заданным требованиям и оформленная в виде письменной гарантии. Качество – Способность совокупности реализуемых и присущих продукту, системе или процессу характеристик удовлетворять требованиям потребителя. (ISO 9000: 2000, Системы Менеджмента Качества - основные принципы и словарь) Сегодня можно констатировать, что в стране создана система сертификации и успешно действует механизм ее реализации. Однако завершен только первый этап. В ближайшем будущем еще предстоит решить целый ряд вопросов по сертификации систем качества и сертификации по схемам ИСО/МЭК. Затем выйти на совершенно новую ступень - организацию подтверждения соответствия. Понятие "подтверждение соответствия " в последнем издании Руководства ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" трактуется уже как основополагающее. Таким образом, сертификация постепенно уходит на второй план. На смену ей появляется обеспечение соответствия - процедура, осуществление которой дает уверенность в соответствии продукции, процесса или услуги заданным требованиям, оформленная в виде заявления. Так, например, поставщик может представить письменную гарантию соответствия продукции, процесса или услуги заданным требованиям. Ее подтверждением обычно служит проведение сертификации системы качества поставщика, осуществленное третьей стороной, внедрение им европейских стандартов, а также осуществление контроля технической документации. На этом этапе сертификация системы качества и подтверждение соответствия могут сосуществовать одновременно. Особенности предыдущего развития страны и российский менталитет наложили свои отпечатки и не позволяют сразу подняться на ступень обеспечения соответствия, не апеллируя при этом к третьей стороне, осуществляющей сертификацию. Другими словами, дальнейшая работа в области сертификации должна опираться в большей степени на контроль высоких организационно-технических возможностей поставщика, расширение его функций в области само обеспечения контроля. Эта работа уже начата и охватывает некоторые системы сертификации однородных видов продукции и осуществляется в форме заявлений-деклараций. Остановимся более подробно на Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". В этом законе сертификация продукции рассматривается как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Организация работы по сертификации продукции предусматривает следующие направления: содействие предприятиям, организациям и предпринимателям в осуществлении деятельности на едином товарном рынке Российской Федерации и участие в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; создание условий для компетентного выбора продукции потребителями; реализацию мер, направленных на защиту интересов потребителя от недобросовестности изготовителя; осуществление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, предъявляемых изготовителем; применение в управлении сквозного механизма. В соответствии с Законом сертификация представляет собой метод объективного контроля качества любого вида продукции, установления ее соответствия определенным требованиям. Сертификация может быть обязательной или добровольной: Обязательная сертификация - средство государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация - средство повышения конкурентоспособности продукции. Наличие официального документа о сертификации продукции у предпринимателя облегчает проведение экспортно-импортных операций, служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность. При этом объект сертификации - продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. Перечень объектов обязательной сертификации формируется законодательным органом и закрепляется в законодательном акте. Обязательная сертификация распространяется на область государственных стандартов, обязательных к применению. В то же время ее использование практикуется в целях реализации государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности тех или иных видов продукции, их взаимозаменяемости и совместимости, а также ресурсосбережения. Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции - особенность российской системы сертификации. Такое деление сертификации продукции отсутствует в Руководстве ИСО/МЭК 2. В Европе современная система сертификации является органическим продолжением систем сертификации различного функционального назначения и как бы выросла внизу. У нас в стране деление сертификации на обязательную и добровольную совпадает с существованием коммерческой и государственной сертификации. Формирование российской системы сертификации не пошло по европейскому пути, несмотря на то, что существовала отечественная система испытаний, включающая и сертификационные испытания, которые определялись как контрольные и проводились для установления соответствия характеристик свойств продукции нормативным документам других стран. В последнее время в соответствии с международными соглашениями, подписанными Российской Федерацией, был принят ряд международных систем сертификации продукции, которые распространяются на электротехнические и электронные изделия, отдельные виды огнестрельного оружия и дорожные транспортные средства. Теперь при проведении сертификации этих видов продукции применяют правила соответствующей международной системы сертификации. Законом определены цели и направления деятельности Госстандарта России в области сертификации. К ним относятся следующие: разработка и проведение государственной политики в области сертификации, принятие общих правил и рекомендаций по организации сертификации, осуществление их информационного обеспечения; обеспечение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия; распространение официальной информации о системах сертификации и знаках соответствия, действующих в стране; подготовка и заключение соглашений с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации и присоединении к международным (региональным) системам сертификации; участие в работе международных (региональных) организаций по вопросам сертификации в качестве национального органа Российской Федерации в области сертификации. В настоящее время действует только базовая система обязательной сертификации ГОСТ Р, порядок и правила которой установлены соответствующим органом Госстандарта России. Однако Закон "О сертификации" предполагает создание многих систем, поэтому одним из важнейших направлений в работе Госстандарта страны является принятие общих правил, обязательных для всех иных систем сертификации, призванных обеспечить координацию их разработки и функционирования. Закон не предусматривает возможность отказа в регистрации системы добровольной сертификации. На отказ нет каких-либо причин и оснований, так как добровольная сертификация имеет явочно-учетный характер, осуществляется на договорной основе. Она подпадает под юрисдикцию общих норм гражданского законодательства и не требует специального правового регулирования. При этом только после регистрации системы добровольной сертификации в Госстандарте России юридическое лицо в праве начать применение данной системы сертификации. Регистрация систем обязательной сертификации, напротив, предусматривает всестороннюю предварительную проверку и подтверждение соответствия, фиксируемых в соответствующих документах. Лишь после установления компетентности и удовлетворения всех требований проводится регистрация. Государственные органы проводят аккредитацию исполнителей работ в системах данного вида на право их проведения. Отдельные исполнители могут иметь контрольные и арбитражные функции. В этом случае Закон допускает разрешительный (лицензионный) порядок их деятельности. Такой подход объясняется тем, что системы государственной сертификации создаются органами государственного управления в процессе исполнения решений законодательного органа о начале проведения обязательной сертификации. Регистрация систем сертификации и знаков соответствия в центральном государственном органе (Госстандарте РФ) дает им право функционировать на территории Федерации. Система сертификации - это совокупность участников сертификации и правил, установленных в этой системе в соответствии с Законом "О сертификации". Она создается государственными органами управления, предприятиями и организациями. Системы сертификации обязаны пройти государственную регистрацию в установленном порядке и могут включать в себя несколько систем сертификации однородной продукции. Создать систему имеет право только юридическое лицо. В ее состав могут входить предприятия и организации любых форм собственности, в то числе и общественные организации. В составе системы сертификации согласно закону - две составляющие: участники сертификации; правила сертификации. Среди участников сертификации: государственные органы; организации - создатели системы сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации; органы по сертификации; а также изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Что же касается правил системы, то правила сертификации - это набор документов (положений), осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы. Система сертификации обслуживает определенный вид или класс однородной продукции, состоящий из больший групп товаров, видов работ или услуг, объединенных своим функциональным назначением, принципами работы или применения, методами контроля и испытаний. Существуют, например, системы сертификации: транспортных средств; электротехнической продукции; пищевого сырья и пищевых продуктов; бытовых услуг и т.д. При этом отдельные системы сертификации однородной продукции могут быть интегрированы в укрупненную систему, функционирующую по единым правилам, сохраняя в то же время специфику своей нормативной базы. Примером такой объединяющей системы может служить система обязательной сертификации в России. Сертификат соответствия - документ о прохождении сертификации в соответствии с правилами и дающий подтверждение сертифицированной продукции или услуги установленным требованиям. Он имеет единую форму как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации. Обычно сертификат содержит сведения о системе сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной схемы сертификации и категории заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы сертификации. Знак соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе сертификации. Регистрация знака соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации. Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России. 2. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификацииВ России сертификация как импортных, так и отечественных товаров (продукции) проходит по одним и тем же правилам. Однако подход к обязательной и добровольной сертификации в нашей стране и, например, на Западе сильно различается. За рубежом у вас не купят товар (продукцию) без соответствующего сертификата. В условиях жесткой конкуренции и избытка товаров на рынке его наличие стало непременным требованием обеспечения продаж, реализации продукции. В России, напротив, в период экономического кризиса до предела увеличился объем распространения продукции самого низкого сорта и даже опасной для здоровья человека. В этой связи решение одной из главных проблем российской экономики лежит в области расширения сферы внедрения обязательной сертификации. Ежегодно обновляется и пополняется номенклатура товаров обязательной сертификации. Первые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, включали детские товары, электроприборы бытового назначения, индивидуальные автотранспортные средства, продукты питания. С принятием "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" их список пополнился продукцией, подпадающей под действие этого регулирующего документа. Не раз заявлялось о необходимости введения процедуры обязательной сертификации продукции на соответствие назначению, совместимости и взаимозаменяемости. Однако столь значительное, огромное по своим масштабам расширение перечня требует колоссальных материальных затрат, упирается главным образом в отсутствие финансового обеспечения. Следует подчеркнуть, что продукция (товары), ввозимая на территорию России и нуждающаяся в подтверждении безопасности, должна помечаться специальным кодом ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При импорте автотранспортных средств предусмотрен сертификат соответствия "Одобрение типа транспортного средства". Продукцию, подлежащую обязательному страхованию, в том случае, если не получен сертификат соответствия рекламировать запрещается. Когда же сертификат имеется, о нем желательно упомянуть в рекламе. Добровольную сертификацию осуществляют как юридические лица, имеющие право выполнять функции органов по добровольной сертификации, так и органы по обязательной сертификации. Необходимым условием ее проведения является заключение соответствующего договора между юридическим или физическим лицом и органом по сертификации. Сертификация не проводится, если международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с зарубежными странами, предусматривают признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в нашей стране и соответственно российских за рубежом. Организация и проведение работ по обязательной сертификации осуществляется под руководством и при участии Госстандарта Российской Федерации. Далее остановимся на рассмотрении схемы системы по сертификации конкретного вида продукции и функций органа по сертификации. В системах сертификации однородных видов продукции выделяют: национальный орган (Госстандарт России); центральный орган по сертификации (однородной продукции); орган по сертификации (конкретной продукции); Национальный орган - Госстандарт России, а также другие органы управления государства создают системы сертификации однородной продукции, руководствуясь в рамках своих полномочий общими правилами и положениями, осуществляя при этом следующие основные функции: разрабатывают и вводят правила и порядок проведения процедур сертификации в системах сертификации; проводят выбор схем сертификации и при необходимости выявляют центральные органы систем сертификации; определяют порядок и требования аккредитации и выдачу лицензий на проведение работ по обязательной сертификации; осуществляют аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также выдачу лицензий на выполнение определенных видов работ; вносят в государственный реестр участников и объектов сертификации; передают в Госстандарт Российской Федерации официальные сведения об участниках и объектах сертификации; определяют требования к признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний на территории России; устанавливают порядок и формы проведения государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; выдают сертификат и лицензии на применение знака соответствия; занимаются рассмотрением апелляций по вопросам сертификации и знаков соответствия. Центральный орган системы сертификации (однородной продукции) занимается: формированием системы сертификации однородной продукции, осуществлением координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий данной системы и общим руководством всей системой в целом; рассмотрением номенклатуры продукции, предлагаемой для включения в систему для прохождения сертификации; разработкой нормативных документов; обеспечением информационного обслуживания системы сертификации; рассмотрением апелляций по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, включенных в систему. Основной организатор работ в системе сертификации однородных видов продукции - орган по сертификации продукции. Его деятельность охватывает: процесс сертификации продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия; организацию и проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; осуществление мер регулирования функционирования сертификатов; принятие и совершенствование нормативных документов; представление информации о своей деятельности в установленном порядке. Испытательная лаборатория представляет собой лабораторию или центр, осуществляющий испытания определенного вида продукции в рамках своей компетенции. Центр по сертификации может совмещать в одном лице функции испытательной лаборатории и органа по сертификации, когда он представлен одним юридическим лицом. Экспертом по сертификации или аккредитации может быть должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации. Процедура, с помощью которой выявляют соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, установленным к данному типу продукции, называется идентификацией продукции. Эти требования фигурируют в информации о продукции, в нормативной и технической документации. Органы государственного управления ведут государственный реестр участников и объектов сертификации, передают о них информацию в Госстандарт Российской Федерации. В государственный реестр вносятся сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, а также утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, правилах и рекомендациях по сертификации. Порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации устанавливает Госстандарт России. Организацией и осуществлением непосредственного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией занимается орган по сертификации продукции и государственные органы управления. Инспекционный контроль - это повторная оценка уже сертифицированной продукции, проводимая для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Этот вид контроля осуществляют те же органы, которые проводили ее сертификацию. Инспекционный контроль за конкретными видами сертифицированной продукции регламентируется правилами сертификации однородной продукции. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории руководствуются в своей деятельности общими правилами инспекционного контроля. В настоящее время правила и рекомендации по сертификации приведены в соответствие с действующими международными нормами и правилами таких организаций, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), международными стандартами ИСО серий 9000 и 10000, европейскими стандартами серий 45000 и 29000, а также требованиями документов других международных и региональных организаций по сертификации. Таким образом, сертифицированные виды продукции получили признание результатов сертификации за рубежом. Схемы сертификации - это совокупность наиболее важных вопросов, связанных с порядком осуществления сертификации. Схема (форма, способ) сертификации представляет собой определенный набор действий, подтверждающий официально соответствие продукции заданным требованиям. Сертификация осуществляется в соответствии со схемами, которые определяются системами сертификации однородной продукции. При обязательной сертификации схемы устанавливаются Госстандартом РФ, а также другими государственными органами управления в пределах их компетенции, регулируемой законодательными актами. При обязательной сертификации принимаются во внимание особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации (например, при использовании схем, применяемых в международной и зарубежной практике сертификации). Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, технологии ее производства, обращения и использования. Орган по сертификации выбирает конкретную схему сертификации для данного вида продукции. При выборе схемы сертификации учитываются два подхода: первый - предусматривает оптимальное использование возможностей самих систем, второй - учет конкретных особенностей продукции и ее производства, хранения, транспортировки. Правильный выбор схемы сертификации позволяет получить доказательства способности производства, гарантировать стабильный выпуск продукции не ниже заданного уровня качества. При этом показатели экономичности выбранной схемы являются одним из важных критериев. Как правило, схемы сертификации предусматривают проведение испытаний. Испытания - комплекс сложных мероприятий, требующих больших затрат, проводимый с целью подтверждения заявленных характеристик, свойств, качеств. Порядок проведения, схемы сертификации и органы по сертификации услуг. Услуга - результаты непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 8402: 1994). Предоставление услуги означает деятельность поставщика, необходимую для обеспечения потребителя. Таким образом, услуга представляет собой часть продукции или комбинацию с другими частями продукции. Следовательно, нормативная документация по сертификации продукции, трактовка качества и управления качеством продукции также относится и к услугам, являясь условием их успешной реализации. В настоящее время уровень сертификации услуг в Российской Федерации поднялся на новую ступень в связи с принятием Закона РФ "О защите прав потребителей", который ввел обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды. Сегодня, в условиях рыночных отношений проведение работ по сертификации услуг уже диктуется не только заботами о повышении качества, но и является также фактором их успешной конкурентоспособности. В передовых странах Запада и Японии давно приняты и действуют законы о защите интересов потребителей, обязывающие производителей давать исчерпывающую и достоверную информацию о качестве товаров и услуг, гарантировать ее, обеспечивать безопасность потребления. Сертификация услуг, в отличие от сертификации продукции, - более сложная проблема. Ее решение наталкивается не только на разнообразие объектов конечного результата услуги, частое совмещение объекта и потребителя услуги в одном лице, но и на отсутствие разработанной нормативной базы и недостаток высококвалифицированных специалистов. Научно-исследовательские институты системы Госстандарта России начали разработку нормативных документов (стандартов и ТУ) и методик, проводят экспертизы услуг и другие виды работ. Кроме "Основных положений и порядка проведения сертификации услуг" ими разработано и утверждено более десятка государственных стандартов, включающих и требования по безопасности услуг. Сертификацию услуг в области общественного питания предполагается осуществлять под руководством региональных органов субъектов Федерации. Из-за отсутствия централизованной системы центр тяжести в проведении сертификации данного вида услуг переносится на местную администрацию и органы санэпидемнадзора, а также территориальные органы Госстандарта. Кроме того, согласно подготовленному правительством постановлению, каждое предприятие сферы общественного питания должно будет подтверждать свой тип и класс. Последнее ожидаемое нововведение должно значительно повысить уровень защиты потребителя от нарушений и произвола в данной области услуг. Другим актуальным вопросом для отрасли является внедрение на предприятиях систем качества. Средством проведения и осуществления политики в области качества услуги служит система качества услуг, документально оформленная и поддерживаемая в рабочем состоянии. При этом, как правило, управление услугой и характеристики предоставления услуги достигаются непосредственно путем управления процессом предоставления услуги. Следовательно, измерения технических характеристик и сам процесс управления представляют собой весомое звено в деле достижения и поддержания требуемого качества услуги. Необходимо подчеркнуть, что обычно нельзя полагаться на конечный контроль с целью влияния на качество услуги, чему мешает непосредственное взаимодействие с потребителем, который дает незамедлительную оценку любого несоответствия уже в процессе ее оказания. В этом случае возможна практика применения корректирующего воздействия уже в ходе предоставления услуги потребителю. Что же касается системы сертификации услуг транспорта (воздушного, морского, речного, автомобильного и др.), то она уже создана и начала функционировать. Ее подсистемы содержат требования к различным видам транспортных услуг. В каждой подсистеме созданы центральные органы, общее руководство работами по сертификации осуществляет координационный совет системы. 3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификацииЕжегодно в мире стремительно увеличивается число предприятий, которые успешно осуществляют сертификацию своих систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Этому способствуют внутренние причины, ускоряющие внедрение и сертификацию данных систем. К их числу можно отнести необходимость улучшения качества выполняемых работ, продукции и минимизацию издержек производства. Требования заказчика и необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции оказывают давление на этот процесс из вне. На западе к внешним причинам относят и распространенную практику оценки системы качества в процессе осуществления процедуры обязательной сертификации продукции. В нашей стране сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 до последнего времени проводилась на добровольных началах. Отечественные организации, осуществляющие сертификацию систем качества, не признаны за рубежом. Поэтому российские предприятия, желающие иметь соответствующий уровень документа о сертификации своей системы качества, обращаются к зарубежным фирмам, работающим в этой области. Выполнение последнего требования создаст необходимые условия для признания отечественных сертификатов на системы качества за рубежом, обусловит возможность вхождения российских систем сертификации в международные союзы и соглашения, что в свою очередь ускорит процесс международной интеграции в этой области. В состав Системы сертификации ГОСТ Р включен Регистр систем качества, обслуживающий как добровольную, так и обязательную сертификацию систем качества. ГОСТ Р имеет статус не только национальной системы сертификации, но и признана за рубежом. Процесс проведения сертификации системы качества (по ГОСТ Р 40.003-96) состоит из трех этапов: заочная (предварительная) оценка системы качества; окончательная оценка и проверка системы качества; осуществление инспекционного контроля за сертифицированной системой качества. Концепция сертификации систем качества основывается на идее согласования требований отечественных систем с зарубежными системами сертификации. Это позволит исключить необходимость повторных сертификаций систем качества путем взаимного признания результатов сертификации. Сертификация является составной частью всеобщего управления качеством, способствует решению проблемы безопасности, осуществляя глобальный контроль и развитие конкурентной среды, не допускающей реализацию на рынке небезопасных товаров и услуг. Экономические оценки работы по сертификации. Сегодня государство контролирует не весь набор показателей качества продукции. В зоне его внимания находятся лишь показатели безопасности, т.е. именно те показатели, которые выпали из зоны непосредственных интересов продавца и в ряде случаев оказываются не на первом месте при выборе продукции потребителем. Таким образом, государство, введя законодательным путем обязательную сертификацию, предприняло попытку выступить в качестве посредника в вопросах обеспечения безопасности и качества продукции и услуг. В обеспечении качества продукции основные затраты изготовителя направляются на достижение товарных характеристик. Издержки на обеспечение безопасности продукции производитель стремится сократить до минимума. Потребитель в своем подавляющем большинстве тоже не желает оплачивать расходы, связанные, например, с последующей их утилизацией с целью охраны окружающей среды. Поэтому государство и ввело тарифы на услуги по обязательной сертификации. Такой подход позволил найти компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников деятельности по обязательной сертификации. 4. Маркировка товаровСоюз потребителей Российской Федерации среди проблем потребительского рынка выделяет получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, как одну из главных. За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. Он должен обеспечить необходимый уровень качества продукции, применяя соответствующую технологию, сырье и комплектующие материалы. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени, хотя и не напрямую, влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий. Носителем информации о потребительских свойствах продукции: ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть и набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия. Таким образом, этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) включает информацию о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код, экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации. На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, размещенные на ограниченной площади, что позволяет сделать доступной восприятие ее содержания потребителем, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара. Зная это, производитель уделяет большое внимание ее профессиональному изготовлению, выделяя специальную статью затрат на маркировку и этикетирование продукции. Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме. Знак (символ) - в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации. Код - упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации. Марка (производственная) - условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке. Реклама - информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации. Прагматика - направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя. Знаки соответствия - знаки, подтверждающие уровень качества продукции и, обычно, употребляющиеся на сертификатах, таре и упаковках. Так, например, первым всем известным отечественным знаком соответствия был "Знак качества". Сегодня в странах Европейского сообщества наступает новый этап интеграционных процессов в вопросах сертификации продукции и маркировки изделий на предмет их соответствия требованиям общеевропейских норм и стандартов. В качестве единого для всех стран утвержден знак "СЕ". Основными критериями применения знака "СЕ" являются следующие: единый знак должен отвечать только общепринятым требованиям и полностью заменяет положения соответствующих национальных законодательств; знак указывает, что продукция может быть реализована на рынке без ограничения, так как она или производитель соответствует требованиям и осуществлены необходимые действия по оценке соответствия; знак проставляется на продукции или в особых случаях на упаковке, сопроводительной документации; знак проставляется лишь в том случае, если выполнены абсолютно все требования и директивы, предъявляемые к продукции, и проведена соответствующая проверка ответственным лицом; указания на требования и стандарты, которым соответствует продукция, должны содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах, а не в знаке; при участии третьей стороны при проведении испытаний на соответствие знаку "СЕ" ей рекомендуется проставлять также и свой знак (штамп, клеймо); только знак "СЕ", а не национальные знаки отражает соответствие требованиям законодательства стран Европейского сообщества. В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС ("СЕ") заметно повышают конкурентоспособность продукции. Они широко используются ведущими европейскими компаниями, что является показателем их заботы о высоком качестве продукции и пристального внимания к вопросам, связанным с безопасностью и экологией. Несомненно, что к достижению тех же целей должны стремиться и отечественные производители. Производство продукции, отвечающей требованиям европейского знака соответствия, позволит беспрепятственно выходить на европейский и мировой рынки. В том случае, если продукция имеет ограниченный срок хранения, быстро портящаяся, сертификат выдается не на продукт, а на систему управления качеством предприятия-производителя. В России на изделия длительного пользования (теле-, радиоаппаратуру, холодильники, автомашины. .) сертификат соответствия выдается сроком на три года. С 1995 года одним из необходимых условий поставки продукции на европейский рынок стало обязательное нанесения штрихового кода. Информация, запрограммированная в штриховом коде, изначально создавалась как средство передачи информации по всей цепочке, от изготовителя к оптовику, затем к розничному торговцу и, наконец, к покупателю. Штриховой код не только помогает узнать, когда, кому, куда, сколько, по какой цене была отгружена продукция, но и иметь информацию, какой товар, по какой цене пользуется сейчас наибольшим спросом в магазине, а также каковы его запасы, куда можно обратиться за их пополнением и т.д. Внедрение штрих-кода существенным образом облегчило инвентаризацию, контроль и учет, складирование продукции. Помимо этого продавец по просьбе покупателя может легко установить по штриховому коду фирму-поставщика данного товара для предъявления имеющихся претензий по качеству Маркировка - это совокупность обозначений: текст, отдельные цветовые и графические символы, а также их комбинации (условные обозначения и рисунки). Она наносится или непосредственно на изделие, или на этикетку, ярлык, табличку, упаковку, тару. В зависимости от конкретных условий соответствующая информация должна указываться в сопроводительной документации обязательно к каждой единице продукции. Поставщик несет ответственность за качество выполнения и достоверность информации, помещенной на маркировке. При этом понятие "поставщик" распространяется на любую организацию (изготовителя, импортера и т.д.), занимающуюся реализацией продукции. Предусмотрены конкретные требования к маркировке. Она должна быть разборчивой, четкой, устойчивой к воздействию окружающей среды. Способы нанесения, применяемые для этого материалы должны не только указывать характеристики продукции, но и обеспечивать качество изображения в течение всего срока ее использования, эксплуатации. Например, информация, содержащаяся в маркировке опасных веществ должна быть достаточной для обеспечения безопасности в обращении с ними и включать в себя следующие положения: наименование вещества, торговую марку; классификационный шифр действующего стандарта на классификацию и маркировку опасных грузов, серийный номер ООН; сигнальные слова "ОПАСНО", "ОСТОРОЖНО", которые выделяются жирным шрифтом и служат для привлечения внимания пользователя; символы видов опасности, присущих данному веществу, выполненные на оранжевом или желтом фоне черным цветом; описание опасности: пути проникновения и возможные последствия от воздействия вещества как на людей, так и на окружающую среду; меры предосторожности и средства защиты, а также способы его безопасной утилизации. Для смесей веществ дополнительно указывается наименование и количество опасных веществ в каждой упаковке; меры и действия для оказания первой медицинской помощи в случае поражения веществом; полные данные поставщика; номер партии продукции; количество вещества в маркируемом контейнере, упаковке. В настоящее время на международном уровне широкое распространение получила экологическая маркировка. Сегодня в нашей стране пока еще отсутствует общепризнанная система экологической маркировки. В то время как экологические показатели продукции становятся все более и более значимыми при ее реализации, т.е. повышают конкурентоспособность изделий, учитывая и то, что и для потребителя далеко не последнюю роль играет общепризнанная эко-маркировка. Условно эко-знаки делятся на три группы: 1. Знаки, указывающие на безопасность применения изделий, их свойств для окружающей среды. Применяются и как экологические символы, например, "Зеленая точка", " Белый лебедь", "Голубой ангел". 2. Знаки (надписи) для обозначения изделий, поддающихся утилизации, и продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья, а также призывающие к охране окружающей среды. В качестве примера может служить знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья или эмблема вторичной обработки (ресайклинга) для маркировки продукции изготовленной из вторичного сырья, контейнеров и баков для сбора конкретного вида отходов и т.д. 3. Знаки опасности, исходящей от изделий или веществ, их применения для человека и окружающей среды. Данный вид знаков, как правило, дублируется соответствующими надписями (огнеопасно, вредно, раздражитель и т.д.), а также пояснениями вредного воздействия, порядка применения и утилизации. В ближайшем будущем проблемы экологической маркировки займут место среди первоочередных задач отечественной экономики. Экологическая маркировка в современном мире все более явно становится средством рекламы и конкурентной борьбы, что легко достигается путем установления протекционистских барьеров. Следовательно, рано или поздно российские производители вынуждены будут решать проблемы, связанные с экологической маркировкой. Символы, обозначающие меры предосторожности при обработке и эксплуатации текстильных изделий. Международный стандарт ИСО 3758 определил символы, применяемые для маркировки текстильных изделий. В стандарт включены символы, имеющие отношение к конкретному процессу обработки текстильных изделий (стирке, утюжке, химической чистке, отбеливанию с применением хлора и т.д.), сопровождаемые текстовыми пояснениями к каждому символу. Эти символы - удачный компромисс, позволяющий простым и понятным способом довести до каждого необходимый набор информации. Такое решение проблемы было достигнуто благодаря сочетанию в символе основного элемента, характеризующего процесс (утюг - глажение, таз - стирка, квадрат - механическая чистка и т.д.) и дополнительного - ограничения или запрет данного вида обработки (цифры - температурный режим, косой крест - недопустимость обработки). 5. Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организацийПродвижение на мировые рынки национальных конкурентоспособных товаров - важный фактор стабильности экономики страны, улучшения показателей ее торгового баланса, а также решения проблемы занятости населения. В то же время, это и лучший вид пропаганды достижений экономического развития, повышения международного авторитета. Поэтому многие страны проводят различные мероприятия (конкурсы, выставки), направленные на выявление компаний, фирм, предприятий и организаций своей страны, достигших наилучших показателей в экспорте товаров или услуг или содействии экспорту национальной продукции, с целью их поощрения и выделения в качестве положительного примера среди остальных производителей и поставщиков. Это достигается присуждением компании или организации специального приза-премии за достижение в экспорте. Компания (организация) получает также право в течение определенного времени помещать на своих рекламных и деловых материалах и документах специальный знак (эмблему), олицетворяющую эти награды. Например, в США наградами за выдающиеся успехи в экспорте являются Президентские "Е" и "E Star". Таким образом, государство создает моральные стимулы для предпринимателей, чьи компании, успешно развивая экспорт, помогают своей стране. Проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, наращивания экспортной политики в настоящее время представляются особенно важными и актуальными. Для их решения необходимо учитывать и опыт промышленно развитых стран по моральному стимулированию лучших экспортеров. Поэтому правительственные органы должны уделить данному вопросу пристальное внимание и разработать систему поощрений российских предпринимателей, занимающихся развитием экспорта. Манипуляционные знаки для маркировки грузов. Во время следования от производителя к потребителю товары очень часто перегружаются с одного вида транспорта на другой, сортируются и хранятся на огромных грузовых площадках и складах морских, речных и воздушных портов и железнодорожных станциях. Только правильная маркировка, т.е. нанесение на тару (упаковку) необходимой информации, позволит своевременно и правильно доставить груз потребителю, обеспечить надлежащее хранение, транспортировку и организацию погрузочно-разгрузочных работ.д.ля обеспечения оперативности обработки грузов на таре (упаковке) наносят соответствующую маркировку и маршрутные знаки, располагаемые в строго определенных местах. Манипуляционные знаки, в отличие от маркировки, - это только условное графическое изображение требований обращения с грузом. В России нанесение маркировки и манипуляционных знаков регламентируется положениями ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". Следует подчеркнуть, что значительное место в маркировке отведено различным знакам безопасности, которые признаны предупредить об опасности, определить ее существенность, возможные последствия для здоровья и жизнедеятельности людей, дать инструкции, разъяснение, как ее избежать и предотвратить 6. Сертификация ISO 9000, сертификация ИСО 9000, стандарты ИСОВсе чаще отечественные, и, особенно, зарубежные компании начинают любые переговоры с российским партнёром только при наличии у последнего сертификата о соответствии международным стандартам ИСО 9000 (ISO 9000). ИСО 9000 (ISO 9000) – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более, чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO. Кроме того, несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно – это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке. Буквально несколько лет назад получить сертификат ISO 9000 могли только самые крупные компании и предприятия. Сегодня сертификат стал доступен остальным, в том числе и предприятиям малого и среднего бизнеса. В настоящий момент получить сертификат соответствия может позволить себе любое предприятие, независимо от своего статуса. СТАНДАРТЫ ИСО 9000 / СТАНДАРТЫ ISO 9000 ISO 9000: 2000 – Системы менеджмента качества. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и дает перечень терминов и их определений для использования в любой организации. ISO 9001: 2000 – Системы менеджмента качества. Требования. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Определяет требования к системам управления качеством, применяется для целей сертификации и проверок. ISO 9004: 2000 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Содержит методические указания по разработке и внедрению систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности компаний ISO 19011 – Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011: 2002. Обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов. История развития и основные положения стандартов ISO серии 9000 В истории международной стандартизации стандарты ISO серии 9000 заняли выдающееся место и завоевали огромную популярность. По далеко не полным данным сегодня в мире зарегистрировано более 500 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000. Необычайная популярность этих стандартов в самых разных сферах и на различных уровнях объясняется тем, что они затрагивают универсальную и всем необходимую область - управление организацией с ориентацией на обеспечение качества конечного результата. Первые стандарты ISO серии 9000 были опубликованы в 1987 г. с декабря 2000 года действует новая версия стандартов ISO серии 9000. Системы качества, построенные на идеологии стандартов ISO серии 9000 сыграли свою уникальную роль в развитии технического и технологического прогресса. Сегодня даже "неприлично" выходить на мировой рынок без сертифицированной системы качества. Система управления качеством по стандартам ISO серии 9000 рассматривается как нижний, необходимый уровень предприятия. Развитие рыночных условий и производственных отношений естественно послужило толчком к совершенствованию теории качества. Таким образом, мировое сообщество подтвердило возможность и необходимость перехода от теории обеспечения качества к теории управления качеством, а в практическом плане от стандартов ISO серии 9000 версии 1994г. к стандартам ISO серии 9000 версии 2000г. Эффективные системы качества, отвечающие требованиям рынка, сегодня интегрируются в понятие TQM - Всеобщее управление качеством. Главным направлением стандартов ISO серии 9000: 2000 стало их сближение с идеологией TQM. 7. Восемь базовых принципов менеджмента качестваВ результате анализа и обобщения практики TQM, разработчики версии стандартов ISO серии 9000: 2000 сформулировали и положили в основу этих стандартов следующие восемь принципов Принцип 1 - организация, ориентированная на потребителя. Организации - производители зависят от своих потребителей и поэтому должны определять и понимать их существующие и будущие потребности, чтобы быть способными выполнить требования потребителей и, в действительности, стремиться превышать их. Принцип 2 - ответственность руководство. Управление не является административной деятельностью; руководство необходимо, чтобы обеспечить единство цели, направления и создавать среду, в которой персонал организации будет полностью вовлечен в достижение целей организации. Принцип 3 - вовлечение всего персонала. Принцип 4 - подход с позиций процесса. Для эффективного достижения результатов, ресурсами и деятельностью нужно управлять как процессами. Принцип 5 - системный подход к управлению. Определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для достижения целей вносит вклад в эффективность организации Принцип 6 - непрерывное совершенствование. Является постоянной целью организации. Принцип 7 - метод принятия решений, основанный на фактах. Эффективные решения основаны на фактической информации и на логическом и интуитивном анализе данных. Принцип 8 - взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками. Такое отношение между организацией и её поставщиками увеличит способность обеих организаций создавать ценности. 8. Преимущества внедрения стандарта ISO9001Система управления качеством помогает предприятию повысить уровень удовлетворения запросов и ожиданий заказчика и, кроме этого, обеспечивает: улучшение производительности и эффективности, что ведет к снижению стоимости продукции, а, следовательно, к увеличению конкурентоспособности; улучшение качества продукции или предоставляемой услуги, и таким образом более высокий уровень удовлетворенности клиента; улучшение восприятия клиентом имиджа предприятия, торговой марки; улучшение взаимосвязей в коллективе – все понимают, что требуется от каждого, и получают моральное удовлетворение от работы; конкурентные преимущества и потенциал для увеличения продаж. Преимущества действующей на предприятии системы управления качеством этим не исчерпываются. Внутри предприятия и вне его есть заинтересованные стороны, каждая со своими потребностями и ожиданиями. 1-я Потребители. Внедрённая система управления качеством предоставляет для них дополнительную уверенность в том, что предприятие способно предоставлять продукцию (услуги) стабильного качества. 2-я сторона - Работники предприятия. Система способствует улучшению условий труда на каждом рабочем месте. В целом – повышает эффективность деятельности всего предприятия, стимулирует материальную заинтересованность в конечных результатах. 3-я сторона - Владельцы/вкладчики. Система управления качеством даёт им уверенность в том, что они сделали правильный выбор, связав свои интересы с надёжной фирмой. 4-я сторона - Поставщики и партнеры. Им надёжней и спокойней иметь дело с предприятием, самостоятельно провозгласившим принцип уважительного отношения к партнёрам. 5-я сторона – Общество в целом. Среда, в которой функционирует предприятие и на которую его продукция оказывают воздействие, рассматривает его: как пример ведения дела со всеми группами клиентов, как пример взаимоотношений между руководством предприятия и его сотрудниками; как предприятие, соблюдающее высокие нормы поведения – юридические, этические, моральные; как предприятие, сотрудничающее с деловыми и общественными формированиями. Кроме всего вышеперечисленного внедренная и сертифицированная системы управления качеством даёт следующие преимущества для предприятия: облегчает выход на внешние рынки, увеличивает шанс получить заказ от покупателей из других стран и продать там свою продукцию по более высоким ценам; если предприятие сертифицировало систему управления качеством то можно получить сертификат на всю продукцию, выпускаемую предприятием на срок до 5 лет; признание на рынке, в том числе на международном; предоставляет возможность участия в тендерах; повышает доверие потребителей продукции. Список литературы1. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1995. 2. Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1996. 3. Концепция стандартизации и сертификации в сфере услуг населению. М.: Изд-во ВНИИС, 1995. 4. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17 модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1999. 5. ISO 9000: 2000, Системы Менеджмента Качества. 6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд-во Дело, 1999. 7. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998. 8. Порядок проведение сертификации продукции в Российской Федерации. М.: Госстандарт России, 19995. 9. Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России, 1995. |