Реферат: Собственность, власть и менеджмент

Название: Собственность, власть и менеджмент
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«СОБСТВЕННОСТЬ, ВЛАСТЬ И МЕНЕДЖМЕНТ»

МИНСК, 2008


1. Понятие и формы собственности. Собственность как субъект и объект управления

В экономическом словаре собственность представляется как принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидуумам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.

Принадлежность собственности человеку дает ему право использовать и воздействовать на имущество по его усмотрению. В менеджменте воздействие рассматривается как управленческий элемент. Все экономические объекты представляют объекты чьей-то собственности и одновременно не зависимо от форм собственности они неизбежно управляются. Потеря управляемости приводит к бесхозяйственности, безответственности, губительному отношению к материальным и духовным богатствам.

Признается, что формы и характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы. Если централизованной системе свойственна в основном государственная форма собственности, то рыночной экономике присущ весь спектр форм и отношений собственности как равных прав на существование.

Бытует мнение, что нельзя сводить всю гамму разнообразных экономических отношений к отношениям собственности и считать, что эффективность управления зависит только от принадлежности форм собственности. В свою очередь эффективность использования собственности будет во многом зависеть от умелого управления и хозяйствования. Государство призвано создать правовую базу частного хозяйствования, благоприятный психологический климат для тех, кто становится хозяином, предпринимателям. Их необходимо превратить в профессиональных менеджеров или привлекать к управлению этими объектами опытных, профессионально подготовленных людей.

Формирование понятия собственности в науке и практике проходило в течение многих сотен лет, но все еще остается объектом исследований, дискуссий, так как преобразование отношений собственности непосредственно затрагивает жизнь и благосостояние людей.

Управление собственностью распространяет свое действие на разнообразные объекты собственности, при этом во всех случаях возникают отношения «субъект собственности – объект собственности».

К субъектам относят тех юридических и физических лиц, между которыми возникают отношения собственности. Их объединяют в три большие группы: частные лица, коллективы и общество (государство). Частные лица – это отдельные лица, которым принадлежат предметы потребления, средства производства, другое имущество. Коллектив – это объединение людей, которые совместно владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом. Общество (государство) является самым крупным субъектом собственности. Оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим всем гражданам данной страны.

К объектам относят средства производства, предметы потребления, природные ресурсы, рабочую силу. В соответствии с законом «О собственности Республики Беларусь» объектами собственности являются земля, ее недра, воды, воздушное пространство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, денежные средства и др.

В отношениях между субъектом собственности и объектом собственности сохраняется мера обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид деятельности.

В связях между субъектами и объектами собственности различают отношения и права владения, пользования, распоряжения.

Владение представляет исходную форму собственности, закрепленную юридически, документально за субъектом, либо факт реального обладания объектом. В отдельных случаях владелец объекта делегирует полномочия распорядительства, сохраняя за собой получение дохода.

Право пользования представляет собой возможность эксплуатации имущества, извлечения из него доходов в рамках действующего законодательства.

Распоряжение означает высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять любым желаемым способом в рамках закона.

При изучении форм собственности приходится сталкиваться с отсутствием в экономической и управленческой литературе единой терминологической базы в связи с разными подходами к определению базисных понятий. Такие формы собственности как государственная, коллективная, общественная воспринимаются как синонимы. Нет единства взглядов к определению индивидуальной, частной, личной собственности.

Исходя из того, что форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту, в экономической литературе зачастую выделяют частную и общественную собственность.

Частная собственность выражает отношения присвоения средств и результаты деятельности частными лицами. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов деятельности. Она включает два вида: коллективную и государственную собственность. Коллективная собственность представляет вид собственности, когда права собственника осуществляет коллектив людей, совместно владеющий имуществом. Государственная собственность охватывает объекты, являющиеся достоянием всех граждан страны, управление которыми осуществляют органы государственной власти.

Различают также коммунальную (муниципальную) собственность, которая отражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, проживающих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях..

Ключевым моментом переходного периода от централизованной системы управления к рыночной является реформирование отношений собственности. Рыночная и государственная экономика базируются на разных ситуациях и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизм конкуренции и ценообразования. В государственной экономике собственность функционирует через административное воздействие.

2. Понятие и содержание власти

При переходе к рыночным отношениям, в процессе разгосударствления и приватизации предприятий происходит разделение права собственности, функций управления, что предопределяет изменение форм, методов и стиля управления.

Сам факт отделения функций управления от собственности имеет историческое значение. Оно создало социальный институт менеджмента, а это позволило менеджерам получить свою значительную долю властных полномочий, выходящих за пределы их организаций. Постепенно профессиональный менеджер становится наемным работником. Взаимоотношения собственника и менеджера осуществляются через контракт, в котором определяются его полномочия в решении проблем организации. Однако в мелких предприятиях права собственника и функции управляющего могут сочетаться в одном лице, поскольку при незначительных объемах хозяйственной деятельности, формальное отделение функций управления экономически не выгодно.

Менеджеру, работая наемным работником или являясь собственником имущества, в процессе управления необходимо использовать власть. Власть и управление как бы два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Признается наукой и практикой, что без реальной власти не может быть реального управления. Власть реализуется в управленческом процессе и приводит свой механизм воздействия на управляемый объект.

Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле.

Исходя из взаимосвязи групп, отдельных субъектов, их интересов, мнений и ролей, которые они играют, власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности, обеспечивающая единство действий всех подчиненных, связана с официальным статусом лица в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться.

Реальная власть – это власть авторитета, влияния, обусловленного местом человека в системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости от окружающих. Считается, что реальная власть от иерархии подчинения весьма далека. Восприятие власти определяется пониманием смысла и содержанием распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями подчиненных, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников [4, с. 405].

Если представить, что власть выражается через зависимость, то можно утверждать, что властью обладают не только менеджер, но и его подчиненные, которые могут влиять на его под следствием подачи информации, неформальные контакты с людьми с других подразделений и т. д. Менеджер должен учитывать, что подчиненные тоже часто обладают властью, а использование им власти в одностороннем порядке и в полном объеме может вызвать негативную реакцию, продемонстрировать свою собственную власть.

В этих условиях возникает проблема управляемости и поэтому менеджеру следует придерживаться власти, достаточной для достижения поставленной цели, но не вызывать у подчиненных отрицательных действий.

Управляемость представляет собой реакцию подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления [6, с. 116–120].

Важным фактором повышения управляемости и корректива власти является партнерство, которое представляет собой совместное управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива в разработке и принятии решений.

Управляемость как фактор власти во многом зависит от степени участия в управлении сотрудников подразделений, понимании ими места и роли в общем процессе движения к постоянной цели. Наиболее распространенными формами участия в управлении являются собрания акционеров, принятие стратегических решений, возможность реализации выдвигаемых инициатив и др.

Принимаемые решения должны быть качественны, вызывать желание действовать энергично, эффективно, со стороны исполнителей не должно быть противодействий.

Успешность управления, как правило, зависит от общей квалификации персонала управления; характера цели, их конкретности и реальных условий для достижения результатов; достаточных полномочий менеджера в процессе управления; авторитета менеджера как заслуженного доверия руководителя у подчиненных и вышестоящего руководства, коллег по работе, признание личности и соответствие субъективных качеств объективным требованиям.

Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху, наоборот, формируют ложный, мнимый авторитет (псевдоавторитет). А. С. Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния – руководитель считает, что его авторитет возрастает если он дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально;

авторитет доброты – «всегда быть добрым» – таков девиз данного руководителя. Однако доброта снижает требовательность;

авторитет педантизма – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывает их творчество и инициативу;

авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Ему кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

В процессе управления власть может проявляться по-разному, исходя из факторов и особенностей деятельности управления. Основными формами власти являются:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который воспрепятствует удовлетворению какой-либо насущной потребности, или причинит какие-то другие неприятности. Поэтому многие руководители пользуются влиянием через страх, угрожая различного рода санкциями: увольнение, лишение премии, понижение в должности и др.

Практика показывает, что обращение к страху может быть эффективным методом воздействия, если предполагаются конкретные меры, позволяющие понять, как подчиненным избежать неприятностей. Поэтому многие менеджеры воздействуют на объекты не в форме страха, а используют вознаграждение.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потребность или доставить удовольствие. Поскольку власть, основанная на вознаграждении, имеет определенные ограничения, поэтому менеджер должен использовать и другие способы влияния.

3. Власть, основанная на традиции. Сводится к созданию совокупности традиций, привычек и ожиданий выполнения определенной работы, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристика или поведение влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Власть примера часто называют харизматическим влиянием. Харизма – это власть, построенная только на силе личных качеств или способностей влияющего.

5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.

6. Власть посредством убеждения сводится к подчинению своим убеждениям в необходимости выполнения предписываемого требования. Она делает ненужным высший контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее целесообразно.

Самая слабая сторона убеждения – это медленное воздействие и неопределенность, одноразовое действие.

Из всего многообразия форм власти менеджер должен умело использовать воздействия в зависимости от возникшей ситуации.

3. Управленческие полномочия, их виды и делегирование

Каждая организация, подразделение или отдельная должность, входящие в состав структуры управления, обладают определенными видами работ. Люди, выполняющие их, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий.

Полномочия представляют собой организационно закрепленное за должностным лицом, или коллективом ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

В современных условиях ни один менеджер не в состоянии единолично руководить и решать множество ежедневно возникающих задач. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и подразделениями, эффективность управления будет потеряна. Передача полномочий является основным процессом, посредством которых управленцы устанавливают формальные взаимоотношения работников в коллективе.

В практике хозяйствования распределение полномочий в организации основывается на единоначалии, при котором сохраняется за руководством вся полнота власти, и делегированием полномочий, т. е. передачу задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При этом важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, но ответственность, как обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение, не может быть делегирована.

Основными факторами, определяющими масштабы распределения полномочий по уровням управления, являются – сложность, важность и разнообразие решаемых задач. Чем больший объем решаемых задач, тем значительнее должны быть полномочия соответствующего уровня. На объем полномочий действует уровень специализации труда и ритмичность производственных процессов. Во многом пределы полномочий определяются развитой системой коммутации, личными особенностями руководителей, морально-психологическим климатом в коллективе, сочетанием стратегии и тактики управления.

Внутри организации пределы полномочий определяются правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, но отдельные полномочия могут передаваться и в устной форме. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач.

Хотя полномочия и власть взаимосвязаны, однако они имеют и принципиальные различия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на возникшую ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать [2, с. 312–313].

Делегирование полномочий в организации требует координации деятельности отдельных звеньев управления, как направляющих действий в одно русло и обеспечивающих достижения единства целей. При делегировании полномочий в управленческом процессе должна соблюдаться координация вышестоящего звена управления и субординация низших звеньев, в основу которых положен принцип служебного подчинения низшего звена высшему.

При этом используются линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах, на базе которых формируются схемы управления.

Линейные полномочия передаются руководителем вышестоящего звена к нижележащему и далее по цепочке к другим подчиненным. Такие полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, наделенный полномочиями, имеет право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими, в пределах действующего законодательства и предписаний организации.

Линейная схема управления существует в нескольких вариантах [4, с. 207–212], наиболее простой из которых является элементарная схема, приведенная на рис. 1.5.2. Такая схема передачи полномочий применяется как самостоятельная в небольших организациях, так и в виде составной части схем управления крупными организациями.

Если развитие передачи полномочий происходит по горизонтали, то формируется так называемая анархическая схема управления. Сложная линейная схема управления формируется путем развития по горизонтали и вертикали элементной схемы. Такая схема характерна для небольших многоуровневых организаций.

Если в линейной схеме управления имеется распределение функциональных полномочий, то такая схема получила

название функциональной схемы управления. В этой схеме решение первого руководителя конкретизируют главные специалисты, которые через свои подразделения или производственные звенья организуют работу.

В управленческой практике многие линейные руководители сталкиваются с целым рядом проблем, решение которых требует специальных знаний. В таких случаях возникает необходимость создания административного аппарата, своеобразного «штаба» наделенного специфическими функциями или полномочиями.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают руководителям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия, согласно которому работник получает задание от одного начальника и отвечает перед ним, для консультационного или обслуживающего характера.

Основными видами штабных полномочий выступают рекомендательные, контрольно-отчетные, координационные, согласительные.

Суть рекомендательных полномочий сводится к выдаче при необходимости советов нуждающимся в них руководителям или исполнителям для принятия оптимальных решений при выходе из возникшей ситуации.

Контрольно-отчетные полномочия представляют возможность проводить проверку деятельности руководителей и исполнителей, осуществлять анализ результатов и направлять его соответствующим инстанциям.

Координационные полномочия представляют возможность лицам или звеньям, которые наделяются ими, от имени высшего руководства согласовывать направления деятельности субъектов организации для достижения конечных целей.

Согласительные полномочия сводятся к представлению возможности высказывать в пределах представленной ему компетенции отношение к принимаемым решениям.

Эффективность процесса делегирования полномочий во многом определяется оптимальным сочетанием интересов как организации в целом или подразделения, так и руководителя и подчиненных.


Литература

1. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 784 с.

2. Мескон М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 704 с.

3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебник. Мн.: БГЭУ. 2000. 284 с.

4. Веснин В. Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999. 480 с.

5. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2001. 367 с.

6. Беляев А. А., Коротков Э. М. Системотология организации: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.