Реферат: Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры "Мозговой штурм"
Название: Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры "Мозговой штурм" Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры «Мозговой штурм» Идея метода мозгового штурма была предложена Алексом Осборном в середине XX века. Основная идея метода состоит в том, чтобы изолировать формирование идеи от её критики. В настоящее время часто доводится встречаться с задачами, которые вызывают значительные затраты времени и сил на их решение, приходится изучать массу литературы, но это может не привести к формированию идеи. Техника проведения мозгового штурма заключается в собрании группы, состоящей как минимум из двух человек, но не более 12. Один из членов группы назначается руководителем. Перед началом работы, руководитель разъясняет членам творческой группы: какая стоит перед группой проблема или какая идея будет исследоваться, и как будет проходить работа. Правильная техника мозгового штурма включает три непременных этапа: 1. Постановка проблемы. На данном этапе нужно ясно выразить проблему. На данном этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. Генерация идей. Здесь необходимо выделить основные правила этого этапа: - Необходимо как можно больше идей. Главное на этом этапе — это количество идей. - Не должно быть никакой критики, в том числе и положительной. - Принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными и необычными. - Проводится комбинирование и улучшение любых идеи. В методике мозгового штурма принимает участие группа и руководитель. Перед началом применения метода мозгового штурма руководитель делает ясную постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники сообщают свои идеи, обращенные на решение поставленной задачи. Если в мозговом штурме участвуют люди разных ступеней иерархии в организации, то рекомендуется выслушивать идеи в порядке возрастания ранга, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством». Для успешного проведения мозгового штурма членам творческой группы нужно настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с членам творческой группы разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся членам творческой группы постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности. Затем рекомендуется провести разминку. Для разминки группе нужно выбрать задачу лучше бытового характера, в решении которой любой из участников в какой-то степени сведущ, и провести краткий мозговой штурм с целью перестройки мышления на творческий процесс. В процессе проведения мозгового штурма можно выделить несколько этапов: 1 на первом идеи не отличаются высокой оригинальностью, 2 на втором этапе у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма регистрируются в таблице для их дальнейшей обработки (Таблица). Таблица Карточка участника
3. Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе разрешается оценивать идеи, чего нельзя было делать на предыдущем этапе. Способы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько в равной мере участники понимают признаки отбора и оценки идей. Когда все идеи высказаны, производится их рассмотрение, вырабатывание и отбор. Выставленные всеми членам творческой группы оценки далее суммируются, в зависимости от итогового количества баллов каждому предложению присваивается место – рейтинг. Чем больше итоговая сумма баллов, тем выше рейтинг данного предложения (Таблица). Таблица Ранжирование мнений членов группы
В итоге находится предельно действенное и часто шаблонное решение задачи. Метод мозгового штурмаявляется действенным способом решения массы задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична. Литература 1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логис, 2000. 256 с. 2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений // http://www.metodolog.ru/00072/00072.html 3. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. – М., 2006. 542 с. |