Учебное пособие: История моего города
Название: История моего города Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Конспект занятия "ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА"Цели и задачи: воспитать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт закрепить знания детей об исторических фактах образования города и его улиц. развивать кругозор детей Предварительная работа: Экскурсии по городу; детям заранее раздаются тексты и стихотворения для заучивания. Во время занятия на детях надета одежда, которую носили в прежние времена (для девочек: длинная юбка, блузка, шляпка или платок и т.п., для мальчиков: брюки, рубаха, пиджак или жилетка, кепка или шляпа). Ход занятия: Воспитатель: Наш город старинный, возник очень давно. По легенде Ржев начинался с крепости на высокой горе; потом построили деревянные дома, город. На горе возвели собор и гора стала называться Соборной. В наше время на этой горе высится Обелиск - памятник воинам-освободителям. Ребёнок: Склонили ели ветви низко, Земли касаясь, как рукой. Они стоят у обелиска Над Волгой - матушкой-рекой. Стоят в почётном карауле, Скорбя в торжественном строю. Когда-то здесь свистели пули, Пылал огонь в родном краю. * Ребёнок: Недалеко от Успенского собора стояло здание городской управы и там же - пожарная часть с высокими каланчами. (Воспитатель: "Для чего нужна каланча?" Ответы детей). Теперь на этом месте ещё один памятник солдатам-освободителям - пушка. Ребёнок: Над Ржевом воцарилась тишина - Минута памяти священна. У каждого через судьбу прошла война, И память о защитниках нетленна. Ребёнок: Там, где сейчас находится Советская площадь, раньше тоже была площадь, но называлась - Торговая. На ней располагались магазины, библиотека, гостиница. Там же были и театр, и гимназия. Здание гимназии сохранилось - сейчас там швейная фабрика. Ребёнок: Центральная улица нашего города -улица Ленина, раньше называлась Большая Ильинская. Она была выложена булыжниками (большими камнями), поэтому была чистая, с двухэтажными домами каменными. Некоторые дома частично сохранились - это выставочный зал, институт. Воспитатель: Крытый рынок, лестница, газон. Под горой журчит себе Холынка. Летом ли, зимой - в любой сезон Помнит речка древние картинки: Здесь когда-то тракт булыжный был. Он большим и вечным ей казался. К Старице не близкой уходил, Потому-то Старицким и звался. В той атаке под стеной огня Гибла на траве кровавой рота, И сержант Никита Головня Грудью лёг на амбразуру дота. Здесь асфальт кругом давным-давно, Этажи жилых домов высоких, А в базарный день людей полно, Познающих наших дней уроки. Крытый рынок. Лестница. Газон. Летний зной. Зимы морозной замять. Отдалённый колокольный звон Будит человеческую память… Ребёнок: Улица Карла Маркса - это сейчас. А раньше она называлась Первая Успенская; на ней было ремесленное училище. Теперь в этом здании располагается служба помощи в особых ситуациях. А ещё на этой улице - школа, больница, магазины, телевизионная вышка. Ребёнок: Здесь - церковь была. Там - дорога. Здесь - школа была. Там - трактир. Ещё погуляем немного? Здесь время затёрто до дыр. . Здесь - кладбище было. Там - пристань. Здесь - лавка была. Там - базар. . Роняя багряные листья, Деревья глядят нам в глаза. Ребёнок: Одна из длинных и широких улиц города - Ленинградское шоссе. В старину называлось Александровское шоссе, в честь царя Александра. Железнодорожный вокзал был деревянный, а ещё на этой улице была шелкокрутильная фабрика. Ребёнок: Немало доблестных героев Рождает русская земля. Ни время славу их не скроет, Ни прах, ни пепел, ни зола. Они живут в преданьях давних, В легендах, песнях и стихах, В теченье рек могучих, плавных В цветах и травах на лугах. Ребёнок: Улица Садовая так называется потому, что на ней росло много фруктовых (особенно вишнёвых) садов. В городе был завод фруктовых вод. А ещё делали из фруктов, ягод мармелад и пастилу. Ребёнок: На сером фоне небосвода Деревья тощие стоят, Не улыбается природа Уже двенадцать дней подряд. В низинах мокрыми очами Мерцают лужи в тишине, А дома тёмными ночами Тепло, уютно спится мне. Ребёнок: В старину города строили на берегах рек и речушек (Воспитатель: "Скажите, почему?" Ответы детей). По Волге везли всё необходимое для жителей города и увозили товары для продажи. Вначале город построили только на одной стороне (Князь-Фёдоровская), но со временем город разросся на две части (вторая - Князь-Дмитриевская). Летом горожане переправлялись через реку на лодках и пароме, а ещё был летний мост. Ребёнок: Сейчас через Волгу пролегают три моста: железнодорожный и два транспортно-пешеходных. Часть старого моста (каменный бык) держит мост и сегодня, хотя ему почти 100 лет. На берегу Волги была лесопильня - пилили брёвна для строек и сплавляли их по реке. Ребёнок: Кто вырос в этом городе, тот знает, Что нет на свете лучше городов. Здесь Волга крылья улиц рассекает, Плывя сквозь толщу лет и берегов Ребёнок: Во Ржеве в старину производили мармелад, пастилу из фруктов и ягод; был завод фруктовых вод; писчебумажная фабрика. Выращивали рожь, лён. Из льна производили не только полотно для одежды, но и канаты. Разводили голубей. Воспитатель: Топча копытами Россию, От русской крови охмелев, Летели полчища Батыя Через Рязань, Владимир, Ржев. Копыта конские топтали Луга, посевы и поля, И сёла русичей пылали, Горела русская земля. Но гордость наше сердце греет - В несметных битвах уцелев, Растёт и дивно хорошеет Старинный русский город Ржев! Воспитатель: Наш город - это часть государства России. В России много разных городов - молодых и старинных. Многие города имеют свой символ, знак с прежних времён. Как он называется? (Ответы детей: "герб"). И наше государство имеет свой символ, свой герб - герб России (демонстрация). Задание: "Найди герб Ржева" Сегодня мы узнали о старинном Ржеве. Что производили раньше в городе? (ответы детей). А что делают сейчас? (ответы детей). В занятии использованы стихотворения Ржевских поэтов. |