Реферат: История становления дополнительного образования
Название: История становления дополнительного образования Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУ СПО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Спецвопрос на тему:История становлениядополнительного образованияв 90-е годыспециальность 050710 Педагогика дополнительного образования Студентки 5 курсаАртюшиной Ларисы Витальевны ВОЛОГДА2007 Содержание 1. Введение 3 2. История становления дополнительного образования в 90-е годы XX в. 4 3. История становления дополнительного образования на примере Дворца творчества детей и молодежи. 7 4. Заключение 11 5. Список литературы 12 1. Введение Цель работы: В теоретическом и практическом аспектах показать историю становления дополнительного образования в 90-е годы. Задачи: 1. Показать процесс превращения внешкольной работы в дополнительное образование в 90-е годы XX в. 2. Проследить реализацию этих изменений в конкретном учреждении на примере Дворца творчества детей и молодежи. Актуальность данной работы в том, что в ней прослеживаются процессы, происходившие в период становления дополнительного образования как системы, а также их отражение в деятельности конкретного учреждения. Система дополнительного образования возникла в начале 90-х годов из внешкольной работы. В связи с изменением статуса ей требовалось и множество других принципиальных изменений в организации деятельности системы. 90-е годы стали этапом коренных преобразований, разрешения противоречий. Сейчас система дополнительного образования активно развивается, но начало этому развитию было положено именно в 90-е годы. Поэтому очень важно проследить причины и закономерности ее развития, чтобы использовать этот опыт в будущем для достижения лучших результатов. Дополнительное образование детей – это особая сфера образования, которая реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование является подсистемой общего образования, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает целостностью и единством составляющих элементов, связанных друг с другом. Внешкольная работа с детьми и подростками «по интересам» велась еще с середины XVIII века и, как и дополнительное образование, имела целью удовлетворение потребностей детей, организацию содержательного досуга и профессиональную ориентацию. После падения советской политической системы и перехода к рыночной экономике система образования, как и другие общественные институты, ощутила потребность перемен. На развитие системы дополнительного образования оказали влияние факторы: 1. Смена ценностных ориентиров, отказ от ограничений в сфере образовательной деятельности. На волне освобождения от инструкций и правил стали разрушаться методические отделы и вытесняться воспитательная работа. Осознав необходимость систематического методического сопровождения, учреждения дополнительного образования стали восстанавливать методические структуры. 2. Сокращение финансирования, в связи с чем стало сокращаться число внешкольных учреждений, резко ухудшилась материально техническая база. В начале 90-х расходы на образование составляли 4 – 6 % от расходной части бюджета, что являлось половиной от потребности. Стремясь избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги, искать помощи у частных лиц и различных фондов. Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы образования сыграл закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году. В Законе целый раздел посвящен дополнительному образованию. Таким образом, был введен новый термин и дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Таким образом, система дополнительного образования возникла в России в 1992 году и явилась преемником внеклассной и внешкольной работы. Главное отличие от своего предшественника в том, что дополнительное образование ведется так же, как и другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам. В законодательной области на федеральном уровне приняты важные документы, обосновывающие стратегию развития учреждений дополнительного образования детей, их типологию, правила аттестации и аккредитации, направления и содержание дополнительного образования. Эти постановления позволили решать много проблем управленческого и организационного характера, поддержать многообразие учреждений дополнительного образования. Появились такие новые учреждения и объединения как школы раннего развития для дошкольников; гимназии и лицеи в составе учреждений дополнительного образования детей; культурно образовательные центры, объединяющие общеобразовательную школу и учреждения культуры (клуб, ДМШ, ДХШ, библиотека, музей); центры христианской культуры; экологические и здравоохранительные объединения, компьютерные клубы, теле-, видео- и фотостудии. Возрождается интерес к военно-спортивным и спортивно-техническим видам деятельности. Произошли очень важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования. В учреждениях стали создавать свои образовательные программы, в которых формулируется единый подход, общая философия деятельности. Педагоги имеют также возможность знакомиться с программами своих коллег благодаря появившимся новым периодическим изданиям. Начался выпуск серии книг «Воспитание и дополнительное образование детей». Развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения выли выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской. Началась подготовка педагогов дополнительного образования в колледжах. Изменилась ситуация с повышением квалификации педагогов дополнительного образования. Курсы, которые проводятся в ИПК, приобретают большую эффективность. По данным Министерства образования в 1998-1999 годах число учреждений дополнительного образования разной ведомственной принадлежности составляло 17 тысяч и охватывало 9,5 млн. детей, в среднем около 40 %детей. Сформировались наиболее перспективные направления дополнительного образования: 1. Культурно-этнографическое. 2. Духовное. 3. Профессионально-ориентирующее. 4. Социально-адаптирующее. Рассмотрим Дворец творчества детей и молодежи г. Вологды как одно из учреждений дополнительного образования детей. 3. История становления дополнительного образования на примере Дворца творчества детей и молодежи. Дворец творчества детей и молодежи (далее Дворец) - самое крупное многопрофильное учреждение дополнительного образования города Вологда. Оно основано в 1940 году как Дом пионеров и школьников. С открытия Дома пионеров здесь работали кружки фото, кройки и шитья, радиотехнический кружок, изостудия, в которых занималось 160 детей. Деятельность продолжалась и в годы Великой Отечественной войны, открывались новые кружки: балетный, хоровой, драматический, военный. Увеличивалось число воспитанников, которых стало 460 человек. С 1989 года городской Дом пионеров разместился в современном четырехэтажном здании, а в 1990 изменил название на Центр творчества детей и подростков. В структуру Центра входило 8 подразделений, в которых занималось более 2 тысяч детей в 180 группах. Педагогический коллектив Центра составлял 65 человек. С 1997 года значительно выросло количество педагогов и воспитанников. Решением Администрации города Вологды 12 подростковых клубов по месту жительства стали филиалами учреждения: клуб «Северный», «Мечта», «Глобус», «Алые паруса». В 1999 году Учреждение насчитывало 3400 детей. Педагогический коллектив в составе 108 человек, родительская общественность и воспитанники обсудили и приняли новую редакцию, которая была приведена в соответствии с типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, в связи с этим произошло еще одно изменение названия, теперь это - Дворец творчества детей и молодежи. Неизменным осталось его главное предназначение - развивать творчество, инициативу школьников. С переходом на новый статус во Дворце сохранено и получило дальнейшее развитие все лучшее, что было накоплено в предшествующие годы. Основным видом содержательной деятельности в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательная. Она определяется как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников ДТДиМ, направленная на решение задач образования, воспитания, обучения и развития личности, формирования системы нравственно-эстетических отношений в коллективе детей и взрослых. Основная цель образовательной деятельности - такая организация обучения, при которой создаются лучшие условия для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей. Исходной позицией такого подхода является видение обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, активность. Организация учебно-воспитательного процесса ДТДиМ имеет свои особенности: - обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; - обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); - детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); - коллектив Дворца создает наиболее комфортные условия для детей на занятиях. Образовательная деятельность Дворца творчества детей и молодежи строится в соответствии с образовательной программой и реализуется в 297 объединениях, где обучаются 4289 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Деятельность Дворца реализуется через 147 образовательных и воспитательных программ, из них 74 на базе Дворца; 73 в структурных подразделениях Дворца. Во Дворце реализуется комплексная программа школы раннего развития "Малышок", которая существует уже 7 лет, где дети с 4 лет осваивают предметы эстетического и образовательного направления. Дворец творчества предоставляет детям возможность получения до профессиональной подготовки и начального профессионального образования. В мастерских творческого объединения "Вологодские истоки" педагоги организуют творческую деятельность детей по возрождению, сохранению и развитию народно-художественных промыслов г. Вологды, развивают у детей умения, навыки и приемы традиционной художественной обработки материалов. Наряду с этим педагоги ведут большую методическую работу: на базе мастерских вязание, макраме, гончарное ремесло, работают стажерские площадки для учителей города и области. Творческие способности дети реализуют в многочисленных коллективах и студиях художественного направления. Педагоги коллектива "Радуница" формируют художественный вкус детей, способствуют их духовному развитию посредством изучения народно-песенного поэтического творчества. Театр-студия "ПодРосток" отработала во Дворце 8 театральных сезонов, в репертуаре студии 15 спектаклей. Педагоги работают над становлением личности ребенка в театральном коллективе. Особой популярностью у ребят пользуются танцевальные коллективы, их во Дворце четыре: это старейший коллектив народного танца "Радуга", коллектив эстрадного танца "Сюрприз", коллектив бального танца "Ритм" и студия "Ева-балет", в которой ребята познают азы классического танца, джаз и модерн-танца. Для увлеченных спортом ребят интересны занятия в спортивных коллективах: карате-до, самбо, дзюдо. Больше десяти лет во Дворце существует коллектив "Юные грации" - коллектив художественной гимнастики. Деятельность ДТДиМ многопланова. Это городской центр методической работы с детскими общественными организациями, подростковыми клубами, летними оздоровительными и профильными лагерями, учреждениями дополнительного образования. В информационно-методическом отделе Дворца находят ответы на свои вопросы и педагоги-организаторы, и классные руководители и заместители директора по воспитательной работе. С целью создания условий для развития ученического самоуправления в школах города с ноября 1997 года создан городской ученический совет самоуправления (ГУСС). С 2001 года Дворец сотрудничает с Вологодским педагогическим колледжем, обеспечивая базу и кадры для подготовки будущих педагогов дополнительного образования. За 60 лет во Дворце сложилось много традиций. Например, первое Воскресение сентября - это день открытых дверей, а 19 мая - проходит гала-концерт творческих коллективов Дворца, традиционными стали праздники - день семьи, день матери, а также ярко и незабываемо проходит Новогодняя кампания для городских школьников. К началу XXI века сформировались наиболее перспективные направления дополнительного образования: - научно-техническое, - эколого-биологическое, - туристско-краеведческое, - спортивно-техническое, - культурологическое, - социально-педагогическое, - художественно-эстетическое, - физкультурно-спортивное, - естественнонаучное, - военно-патриотическое. 4. Заключение Анализ преобразований, проводившихся в 90-е годы, говорит о том, что в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании. Эта система получила законодательное обоснование, и, развиваясь, укрепила методическую, кадровую, материально-техническую базу. Однако для достижения более высоких результатов в XXI веке предстоит решить множество сложных проблем: - Усиление законодательной базы; - Создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в вузах и ИПК; - Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях; - Поиск наиболее эффективных связей школы и учреждения дополнительного образования, развитие новых форм сотрудничества с общественными и государственными организациями; - Создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудио-визуальных, компьютерных материалов, отвечающих современным требованиям; - Поиск путей интеграции в систему дополнительного образования социально неблагополучных детей. 5. Список литературы: 1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с. 2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2002. – 352 с. 3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. 4. Методические материалы Дворца творчества детей и молодежи. |