Учебное пособие: Культура устной и письменной речи
Название: Культура устной и письменной речи Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематический план Тема”Изучение лексики в 4 классе”
Конспект урока русского языка в 4 классе Тема урока: Фразеология Цель урока: А) Научить учащихся выделять фразеологизмы в текстах и использовать их в повседневной речи. Б) Поддержание интереса к русскому языку. В) Воспитание товарищества и коллективизма. Тип и вид урока: Урок обобщения изученного материала. Урок-путешествие. Оборудование: на доске написана тема и размещены указатели станций. По мере выполнения задания на определённой станции перемещают капитаны паровозик к названию следующей станции. План урока: 1)Приветствие и проверка присутствующих. 2) Объявление темы и целей урока. 3) Закрепление изученного материала. 4) Рефлексия. 5) Домашнее задание. Ход урока: 1)Приветствие и проверка присутствующих. Учитель. Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Давайте отметим тех, кто сегодня отсутствует. Дежурный. Сергеева Катя и Пасеков Илья. 2) Объявление темы и целей урока. Учитель. Тема нашего урока – «Фразеология». Цели урока - Научиться выделять фразеологизмы в текстах и использовать их в повседневной речи; поддержание интереса к русскому языку и воспитание товарищества и коллективизма. 3) Закрепление изученного материала. Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие – в страну Фразеологию. Мы отправимся в путь и посетим Теоретическую, Увлекательную, Остров капитанов, Сообразительную, Практическую, Итоговую станции. А начнётся наше путешествие на платформе, где каждая из трёх команд получит свой разноцветный билетик. Учитель. Итак, билеты получены. Мы можем рассаживаться по своим вагонам и, выбрав проводника (капитана), отправляться в путь. Учащиеся делятся на три команды и выбирают капитана. На доске разными мелками записывают названия команд и баллы, заработанные каждой командой. Учитель. Добро пожаловать на первую станцию Теоретическую. Для того, чтобы нам выйти из вагонов нам необходимо ответить на несколько вопросов. (Команды выбирают билеты с вопросами.) Фразеологические обороты - это… 1команда. Фразеологические обороты – это устойчивые образные выражения. Фразеологические обороты называют… 2 команда Фразеологические обороты называют действия, предметы, явления. Фразеологизмы нужны для… 3 команда Фразеологизмы нужны для того, чтобы делать нашу речь выразительной. Учитель. Давайте назовём по одному отличию фразеологических оборотов от свободных словосочетаний 1 команда. В свободном словосочетании можно заменить любое из слов другим словом, а в фразеологическом обороте нет. 2 команда. В свободном словосочетании слова сохраняют свой смысл, а в фразеологическом обороте смысл отдельных слов теряется. 3 команда Свободные словосочетания создаются в речи и не требуют запоминания, а фразеологические обороты не создаются в речи, используются готовыми и требуют запоминания. Учитель. Вот мы и ответили на все вопросы и можем выйти на эту станцию. Вначале мы отправимся в зоопарк. Много ли вы знаете зверей? Учащиеся. Да. Учитель. Продолжите фразеологизмы, которые указаны у вас в карточках. 1 команда Упрям как … Осёл. Голоден как … Волк. Порхать как… Бабочка. 2 команда Здоров как… Бык. Изворотлив как … Уж. Колючий как… Ёж. 3 команда Надут как… Мыльный пузырь. Нем как… Рыба. Болтлив как… Сорока. Учитель. Назовите фразеологизмы, связанные с названиями животных. 1 команда 2 команда 3 команда Вертеться, как белка делать из мухи слона гол как сокол в колесе Заливаться соловьем узнать от верблюда ворон считать Гоняться за двумя куры денег не клюют зайцами А теперь ребята нам нужно отправляться на станцию Увлекательную. Капитаны передвигают на доске паровозик к следующей станции. Вот мы и приехали. Это задание будет называться «Ни пуха ни пера!». Для первой команды нужно определить в каком значении употребляется первое выражение «Ни пуха ни пера». Для второй команды нужно определить в каком значении употребляется второе выражение, а для третьей – третье. Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: - Не дерись, Не дразнись, не петушись. Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера! Через час, едва живой, Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера. Так и вы, мои сыночки, Коль не слушать маму-квочку Да нос совать не в те дела На вас не оставят ни пуха ни пера. 1 команда Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: - Не дерись, Не дразнись, не петушись. Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера! Здесь выражение употребляется в переносном значении 2 команда Через час, едва живой, Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера. Здесь выражение употребляется в прямом значении. 3команда Так и вы, мои сыночки, Коль не слушать маму-квочку Да нос совать не в те дела На вас не оставят ни пуха ни пера. Здесь выражение употребляется в переносном значении Учитель. Следующая станция Остров капитанов. Нужно написать капитанам за три минуты как можно больше фразеологизмов со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога; а затем назвать их по очереди, чтобы не повторялись. Пока капитаны готовятся, команды отгадывают загадки. Дружнее этих всех ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… 1 команда. Не разольёшь. Учитель. Мы исходили городок Буквально вдоль и … 2 команда. Поперёк. Учитель. И так устали мы в дороге, Что еле… 3 команда. Волочили ноги. Учитель. Товарищ просит украдкой Ответы списать с тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Учащиеся. Медвежью услугу. Учитель. Трещат за партою подружки, Как стая молодых сорок. А у доски, на зависть, дружно Рот…. Учащиеся. Закрывают на замок. Учитель. А сейчас проверим как капитаны справились со своей задачей. 1капитан 2капитан 3капитан Без царя в голове, дырявая голова, задирать голову, взять на зуб, зуб на зуб не попадает, вздёрнуть нос, стоять перед глазами, на глаз, в одно ухо влетает в другое вылетает, язык заплетается, без задних ног, идти в ногу, валиться из рук, в надёжных руках ударить по рукам. Вертеться в голове, голова кругом, отвечать головой, не по зубам, Зубы заговаривать, водить за нос, глаз-алмаз, глазом не ведёт, звучит в ушах, злые языки, брать ноги в руки, на широкую ногу, выпустить из рук, голыми руками. Ветер в голове, давать голову на отсечение, с головы до ног, знать на зубок, точить зуб на, зарубить на носу, глаза разбегаются, с глаз долой и с уши навострить, держать язык за сердца вон зубами, встать не с той ноги, нога за ногу, длинные руки, Учитель. Молодцы капитаны не подвели команду. Теперь мы можем отправится на станцию Сообразительную А теперь такое задание: сначала я буду называть значение фразеологизма, а вы должны вспомнить сам фразеологизм. Жить красиво - 1команда Как в сказке. Учитель. Как называют человека, который никому не верит? 2команда Неверующий Фома. Учитель. Как говорят, когда нет долго вестей. 3команда. Ни ответа, ни привета. Учитель. Утешение тому, кто поранился. 1.Команда. До свадьбы заживёт. Учитель. Как говорят про человека, который чувствует себя свободно. 2команда. Как рыба в воде. Учитель. Сделать несколько дел сразу. 3 команда. Убить двух зайцев. Учитель. Оказаться в глупом положении. 1команда. Сесть в калошу. Учитель. Остаться не у дел. 2команда. Остаться у разбитого корыта. Учитель. Как говорят, если опасность грозит с двух сторон? 3команда. Между двух огней. Учитель. И вот мы добрались до станции Практической. Я думаю, что в процессе урока вы узнали и, главное, запомнили много новых фразеологических оборотов, которые пригодятся вам в повседневной жизни. У вас есть две минутки, чтобы дописать фразеологизмы к тем, что вы приготовили дома, перед тем как мы поедем на станцию Итоговую. 4)Рефлексия. Учитель. Вот и подошло наше путешествие к концу, мы прибыли на станцию Итоговую. Я думаю, за урок вы услышали много фразеологизмов и научились их использовать в обычном разговоре. А сейчас, так как я затрудняюсь выбрать для награждения наиболее активных игроков, то предлагаю вам помочь мне. Я предлагаю вам выбрать для награждения в номинациях: 1. Лучший капитан… Иванов Олег. 2. Мистер или миссис активность… Петров Сергей. 3. Мистер или миссис теоретик… Исакова Таня. 4. Мистер или миссис практик… Сакович Даша. 5. Мистер или миссис сообразительность… Шевердо Ира. Вам понравился наш урок? Учащиеся. Да. Учитель. А чем он вам понравился? Ученик. Было очень весело и в то же время мы узнали много нового. Учитель. Для чего нужно знать как можно больше фразеологизмов? Ученик. Чтобы речь была разнообразной. 5)Домашнее задание. Учитель. А сейчас я предлагаю записать домашнее задание - сочинить рассказ, сказку или стихотворение, используя фразеологизмы. Текст Учитель. Ребята, давайте внимательно прочтём отрывок и, скажем, является ли он текстом. Передо мной лежит книга, на суперобложке которой изображена молодая стройная, стремящаяся в синее небо берёзовая роща. Она символически стоит в преддверии книги, которая имеет звучное и краткое название – «Отечество». Книга выпущена издательством «Молодая гвардия». В ней собраны страницы большого, долгого путешествия по родной земле. Они принадлежат перу писателя своеобразного и популярного, корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова…(Н.Тихонов) Ученики. Да. Учитель. Хорошо, а теперь давайте докажем это. Какие признаки текста вы знаете? Ученик. Единство темы и основной мысли. Учитель. Назовите тему и основную мысль текста. Ученик. Тема – это то, о чём говорится. У нас в тексте речь идёт о книге. Основная мысль – это, то главное что хотел сказать автор. В нашем тексте автор хотел пробудить интерес читателя к книге. Учитель. Хорошо, кто ещё знает какие признаки текста? Ученица. Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически. Учитель. Назовите способы связи предложений в тексте. Ученица. Связь цепная , так как мысль передаётся последовательно от одного предложения к другому; в каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, которые дополняют предыдущие. При этом виде связи первое предложение нельзя поменять местами со вторым. Учитель. Какие средства связи использованы в нашем тексте? Ученик. В нашем тексте использованы: - повторы, Передо мной лежит книга , на суперобложке которой изображена молодая стройная, стремящаяся в синее небо берёзовая роща. Она символически стоит в преддверии книги, которая имеет звучное и краткое название – «Отечество». Книга выпущена издательством «Молодая гвардия». - синонимические замены и местоимения: Книга выпущена издательством «Молодая гвардия». В ней собраны страницы большого, долгого путешествия по родной земле. - союзы Передо мной лежит книга, на суперобложке которой изображена молодая стройная, стремящаяся в синее небо берёзовая роща. Она символически стоит в преддверии книги, которая имеет звучное и краткое название – «Отечество». Учитель. Назовите тип текста. Ученица. Я думаю это описание, так как даётся представление о том, как выглядит книга, и о том, что написано в этой книге. Это не повествование, так как нет какого–то события; это не рассуждение, так как ничего не доказывается. Учитель. А назовёт ли кто-нибудь жанр и стиль текста? Ученик. Стиль – публицистический, а жанр – статья. Потому что автор хочет подействовать на читателя, заинтересовать его. Пунктограммы: 1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении: Передо мной лежит книга,на суперобложке которой изображена молодая стройная, стремящаяся в синее небо берёзовая роща. Она символически стоит в преддверии книги, которая имеет звучное и краткое название – «Отечество». 2.Обособленное определение, выраженное причастным оборотом: Передо мной лежит книга, на суперобложке которой изображена молодая стройная,стремящаяся в синее небо берёзовая роща. 3. Знаки препинания между однородными членами предложения: В ней собраны страницы большого , долгого путешествия по родной земле. Они принадлежат перу писателя своеобразного и популярного,корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова… 4. Знаки препинания при уточняющих членах предложения: Она символически стоит в преддверии книги, которая имеет звучное и краткое название –«Отечество». 5.Многоточие для обозначения незаконченности предложения: Они принадлежат перу писателя своеобразного и популярного, корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова… Орфограммы: 1.Правописание корней с чередующимися гласными и согласными: изображ ена – изобраз ить ж//з звуч ное – звук ч//к выпущ ена – выпуст ить щ// ст собраны – собирать о//и 2. Правописание безударных гласных: моло дая - молодость сто ит - стоя ро дной - родина зе мле - земли своео бразного - образ по пулярного суперо бложка симво лически отечество путе шествие 3.Правописание согласных супероблож ка - обложить из дательство долгог о корр еспондента 4. Правописание приставок Преддверие 5. Употребление прописных букв: «Отечество» - название книги «Молодая гвардия» - наименование издательства «Комсомольская правда» - название газеты Василий Песков - имя собственное Литература 1. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2е. М., «Просвещение», 1970 – 606с. 2. Программа по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Мн.: Национальный институт образования, 2006 – 86с. 3. Русский язык: Культура устной и письменной речи: Учебник для 4-го Кл. общеобразовательной школы с русским языком обучения /Л.А.Мурина, Ф.М. Литвиненко, Г.И. Николаенко. – Мн.: Оракул, 2001 – 414с. 4. Русский язык. 3-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Университетское, 1995. -383с. 5. Фразеологический словарь русского языка. СПб.: Виктория плюс, 2003. – 608с. |