Курсовая работа: Листы рабочей тетради по теме "Организация" при изучении дисциплины "Менеджмент"
Название: Листы рабочей тетради по теме "Организация" при изучении дисциплины "Менеджмент" Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Российский государственный профессионально-педагогический университет Институт социологии и права Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» на тему «Листы рабочей тетради по теме «Организация» при изучении дисциплины «Менеджмент» Студент:_________________ Группа:_________________ Преподаватель:_________________ Екатеринбург 2009 Содержание Введение 1. Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради 2. Практическая разработка листов рабочей тетради 2.1 Лекция 2.2 Листы рабочей тетради 3. Методика работы с листами рабочей тетради на занятии Заключение Список литературы Тема: Листы рабочей тетради по теме «Организация» Цель – разработать листы рабочей тетради по менеджменту на примере темы «Организация». Задачи: 1) Обосновать роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности. 2) Представить теорию листов рабочих тетрадей. 3) Разработать модель листа рабочей тетради по менеджменту. 4) Разработать листы рабочей тетради по теме «Организация». Введение Применение листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения студентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации. Дисциплина «Менеджмент» выбрана потому, что во всех учебных заведениях изучение многих профессий тесно связанно с менеджментом. Данная дисциплина включается в большинство лекций. Следовательно её разработка весьма актуальна на нынешний день. Благодаря листам рабочей тетради, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверку усвоения этого материала. 1. Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня педагог профессионального обучения не имеет возможности достаточно полно управлять формированием мыслительной деятельности учащихся. Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении — обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов. Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи: · усвоение технических понятий; · приобретение практических умений и навыков; · формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля; · развитие мышления у учащихся; · контроль хода обучения. Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена. Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие. Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений. Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера. Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта. Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради. Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции. Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки. Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный. Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы. В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам: · тетради для упражнений, или тренинговые тетради; · тетради по графическому моделированию; · семиотико-семантические тетради. Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию . Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля. К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии. При работе учащихся с листами рабочей тетради по электротехнике обучаемый, в определениях электротехнических понятий вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить и т.д.). Для вычерчивания принципиальных схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т.е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах. Такой же алгоритм существует для представления принципиальной схемы электрической цепи с целью преобразования схемы соединения элементов с тем, чтобы рассчитать систему параметров по указанному в тетради методу. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы. Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям. Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища. Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированных знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник. 2. Практическая разработка листов рабочей тетради 2.1 Лекция Вид урока: урок формирования новых знаний Цель: · обучающая (формирование новых понятий и процессов) · воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых) · развивающая (развитие навыков управления и контроля) Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктуризация, реинжиниринг, ораганизационная структура, департализация и ее принципы, жёсткие организационные структуры, гибкие организационные структуры, адаптивные структуры, структура предприятия, признаки предприятия, классификация предприятий, технико-производственная база и её элементы, виды технологий, принципы организации и характеристики производственного процесса, рабочее место и его разновидности, условия труда, организационная культура, её основные признаки, функции, элементы, виды организационной культуры, национальные особенности организационных культур, подходы к управлению развития организационной культуры, имидж и его составляющие. Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она использует материальные, трудовые и прочие ресурсы. Основными характеристиками организации являются: внешняя и внутренняя среда, цели, стратегия, технология, персонал. Организация как система обладает функциями и структурой. Структура бывает технической, социотехнической, социальной, нормативно-правовой. Техническая представляет собой совокупность материальных объектов и процессов. Социальная образуется совокупностью самих её участников и связей между ними. Социотехническая структура – это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Нормативно-правовая структура – система норм, необходимых для осуществления её функций. Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит зарождение организации, на второй рост организации, на третьей - происходит дифференциация деятельности, на четвёртой состояние «зрелости», на пятой деградация и разрушение. Главным признаком организации является наличие цели. Другим признаком является обособленность, т.е. замкнутость внутренних процессов. Третий признак – системность, наличие связей между отдельными элементами. Четвёртым можно считать саморегулирование. Пятым можно назвать организационную культуру, в том числе и культуру управления. Совокупность внутренних факторов, так называемых внутренних переменных, образует внутреннюю среду. Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов. Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности. Вертикальное разделение труда образует иерархию. Технология, или способ соединения отдельных видов работ бывает: складывающаяся, последовательная, связанная, групповая. Дифференциация означает такое распределение выполняемых работ между отдельными субъектами, при котором каждая получает определённую степень завершённости. Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Внутреннюю среду составляют так же отношения между её участниками. Внешняя среда – это совокупность элементов, с которыми организация взаимодействует. Так же делится на фоновое и деловое окружение. У организации есть свои законы: закон синергии, дополнения, композиции, самосохранения, информированности и закон онтогенеза. Организации по происхождению бывают естественными и искусственными. По моделям унитарными и плюралистическими. По целям делятся на деловые и общественные. Создание любой организации начинается с проектирования и отражается в организационном проекте. Организация развивается благодаря изменениям, таким как: реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг. Организационная структура – это упорядоченная совокупность подразделений. Жёсткие структуры организаций. Департализация – процесс формирования подразделений. Существует несколько принципов департализации: количественный, временной, технологический, профессиональный, функциональный. Подразделения могут объединяться в блоки: производственный, вспомогательный, обслуживающий, экспериментальный, управленческий, информационный, сервисный, административный, совещательный. В данное время организации формируются в основном по территориальному принципу, но так же могут формироваться по продуктовому, рыночному, инновационному, дивизиональному. Предпринимательские сети объединяют фирмы, связанные между собой технологически и экономически заинтересованные в сотрудничестве. Сетевые структуры бывают: внутренне ориентированные, внешне ориентированные. Последние могут быть стабильными и динамичными. Адаптивные (гибкие) структуры организаций. Виды структур: матричные, проектные, программно-целевые, фрагментные, адхократические. Основу производственной фирмы составляет предприятие. Границы предприятия как производственной системы и фирмы как организационного образования сегодня далеко не всегда совпадают. Признаками предприятия являются: производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность и хозяйственная обособленность. Предприятия классифицируются по размеру, в зависимости от сферы функционирования и характера выпускаемой продукции, по типу производственных процессов. Исходя из степени специализации выделяют предприятия: универсальные, специализированные, комбинаты. С учётом уровня механизации и автоматизации, можно разделить на: комплексно-механизированных, автоматизированных и механизированных. В целом тип предприятия определяется по технико-производственной базе предприятия, к активным элементам которой относятся: энергетическое и силовое оборудование, рабочее оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторная техника, вычислительная техника и прочие виды оборудования. Так же к элементам можно отнести подъёмно-транспортные средства и инструмент. Оборудование, состоящее в списках организации делится: · установленное (сданное в эксплуатацию и ожидающее применения а плановом периоде); · неустановленное (резервное, излишнее). Степень сложности технологии производства определяются: · многообразием способов воздействия на предмет труда; · количеством операций, которые над ним осуществляются; · точностью их выполнения. Технологические процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Воздействие на предмет труда может быть технологическим или естественным. По характеру связи определяются три вида процессов: · аналитические · синтетические · прямые По типу используемого оборудования делятся на открытые и аппаратурные. По типу механизации выделяют следующие технологические процессы: · ручные · машинно-ручные · частично автоматизированные · комплексно-автоматизированные Элементом технологического процесса является операция. По назначению могут быть: · технологические · транспортные и погрузочно-разгрузочные · обслуживающие · измерительные Сами технологические операции делятся на трудовые и технологические элементы. К трудовым относятся: · трудовые движения · трудовые действия · трудовые приёмы · комплекс трудовых приёмов К технологическим элементам относят: · установка · позиция · технологический переход · вспомогательный переход · проход · рабочий ход · вспомогательный ход Производство может быть единичным, массовым и серийным. Последнее делится на мелкосерийное и крупносерийное. Базовым элементом организации является рабочее место. Их можно классифицировать по следующим признакам: · исходя из числа занятых · по степени специализации · по фиксированности · уровню механизации · числу обслуживаемых единиц оборудования, · с учётом пространственного расположения · в соответствии с количеством смен · с учётом характера трудовой деятельности · по принадлежности к сфере деятельности К организации рабочего места (планировке) существует ряд требований. В любой организации соблюдают четыре группы условий труда: · санитарно-гигиенические · физиологические · психологические · эстетические Под организационной культурой предприятия понимается исторически сложившаяся система общих ценностей, традиций, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения членов организации, выдержавших испытания временем. Культура выполняет ряд функций: · охранная · интегрирующая · регулирующая · коммуникационная · адаптивная · ориентирующая · мотивационная · воспитательная · формирование имиджа Каждая культура имеет свою степень «силы»: · бесспорная культура · слабая культура · сильная культура Культура делится на элементы: · организационные ценности · философия · обряд · ритуал · легенды и мифы · обычаи · нормы и стиль поведения · лозунги · менталитет Управленческая культура организации делится на: · культура власти · ролевая культура · культура задачи · культура личности Выделяются культуры деятельности: · стабильная культура · реактивная культура · оптиципационная культура · исследовательская культура · креативная культура Очень важное влияние на культуру организации оказывает национальный менталитет. Одной из форм проявления культуры организации является имидж, т.е. репутация, доброе имя, психологическая модель, образ складывающийся у клиентов, партнёров, общественности. Имидж является сегодня одной из важнейших характеристик организации. Имидж нельзя купить, его нужно создавать. Формируемый с первых дней существования фирмы под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов. В последние годы новое слово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы. Стали привычным такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука - имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства. Имидж не просто психический образ, он обладает вполне определенными свойствами. Это следует даже из общепринятого определения имиджа. Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы. Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи, «имидж - это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следует пояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтому в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. Из сказанного следует, что имидж - это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж - категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения. Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа, а не репутацию или престиж. Справедливости ради, надо отметить, что существует и другая точка зрения относительно психологической сущности имиджа. Ее сторонники рассматривают имидж как итог адекватного восприятия организации, ее руководителя, персонала, политики или деятельности. То есть предполагается, что манипулятивные действия не оказывают решающего влияния на образ организации или их вообще нет. Имеющийся опыт показывает, что в конечном счете реальная практика будет сильнее транслируемого имиджа, но для этого необходимо время, порой довольно продолжительное. Как психическому образу имиджу присущи следующие общие характеристики: · имидж - объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него; · эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям; · как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями; · как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным; · имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия; · имидж должен быть прагматичным, то есть ориентирован ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации ее развития; · эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив; · имидж должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого определения. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность. При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим? Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает: · внешним, то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.); · внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.). Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность. Второе основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа: · позитивный имидж (здесь комментарии не требуются, на его достижение направлена вся РR-деятельность); · негативный имидж (формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого «черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»). Третье основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа: · естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации; · искусственный, создаваемый специально рекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации. Специалистами отмечалось, что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируют искусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение. Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает: · когнитивным, дающим «сухую» специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов); · эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик). Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы: · политический имидж; · имидж руководителя ( и его команды); · имидж организации; · имидж территории ( города, региона, страны); · имидж идеи, проекта. Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности РR и рекламной деятельности. 2.2 Листы рабочей тетради Лист рабочей тетради №1 1.Устойчивая группа лиц, взаимодействующая друг с другом с целью решения текущих проблем и достижения поставленных целей, называется _____________________. 2.Структура организации бывает: 2.1. __________________(совокупность материальных объектов и процессов) 2.2. __________________(совокупность самих участников) 2.3. __________________(система рабочих мест) 2.4. __________________(система норм) 3.Пять основных фаз организации, образуют ___________________ 4.Признаки организации: · _________ (к достижению которой стремятся члены организации) · ____________ (выражается в замкнутости внутренних процессов) · ____________(посредством которого взаимодействуют отдельные элементы организации) · ______________ (сплав ценностей, традиций, верований и норм организации) 5._______________ - способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех.
8.Совокупность внутренних факторов, так называемых внутренних ______________, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо, образует внутреннюю ____________________. 9.______________ - качественное разграничение и обособление различных видов труда. 10. Вертикальное разделение труда, образует ___________________. Лист рабочей тетради №2 1.____________, или способ соединения отдельных видов работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной, групповой.
2.Важнейшим элементом внутренней среды является _____________________, т.е. совокупность социальных связей и норм. 3.Внутреннюю среду составляет также отношения между её участниками и могут быть либо _________________, либо _____________________. 4.________________ - это совокупность элементов, с которыми та взаимодействует для получения ресурсов и удаления отходов. Так же называется «окружением» 5.Жизнь организации подчиняется определённым законам, таким как: · закон ____________. Он гласит, что потенциал организации как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов; · закон _____________ внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными; · третий закон требует ____________________ между организацией и её элементами при любых изменениях; · закон ________________ подразумевает, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели; · закон ___________________ предполагает, что любая организация стремится сохранить себя как целое; 6. Организации с точки зрения происхождения выделяются на:
7. ___________________ модель организации предполагает единство действий участников ради достижения внешне заданной цели на основе чётких норм и регламентов. 8. ___________________ модель представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде. Лист рабочей тетради №3 1. Различия деловой и общественной организаций:
2. Три «столпа» современной эффективной организации – это _________________, _________________ и ____________________. 3. Заполнить пустые ячейки:
4. Регламентация – это разработка __________, __________ и ____________. 5. _________________ - это определение затрат рабочего времени на осуществление тех или иных функций, процессов, процедур. 6. Создание условий для упорядочивания положения и движения людей и материальных объектов в рамках организации, называется ____________. Лист рабочей тетради №4 1. Под ____________ ____________ сформированной в результате проектирования, необходимо понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных подразделений. 2. Процесс формирования подразделений получил название _____________. 3. Виды процессов формирования подразделений: · ________________ (предполагает, что подразделения создаются исходя из оптимального количества людей); · ________________ (в основу создания подразделений кладётся технологический процесс); · _________________ (когда «под общей крышей» объединяются люди, имеющие близкие специальности); · _________________ (выделение подразделений происходит в соответствии с функциями).
4. Принципы построения крупных организаций: · ________________ (каждое подразделение организации специализируется на производстве полного набора продукции); · ________________ (каждое из подразделений сосредоточенно на выпуске какого-то одного вида продукции); · ________________ (ориентирует подразделения на производство продуктов для определённой группы потребителей) · ________________ (в рамках фирмы формируются специальные центры, занимающиеся разработкой новых видов продукции); 5. Связи, объединяющие фирмы, связанные между собой технологически и экономически, называются _________________________________. 6. Предприятия холдинга, ориентированные на внутрифирменную реализацию продуктов, называются _______________________________. 7. Внешне ориентированные предприятия холдинга, осуществляют ____________________________________________. 8. Внешне ориентированные предприятия холдинга делятся на:
Лист рабочей тетради №5 1. Выделяют несколько видов гибких (адаптивная) организационных структур: _________________, ________________, _________________, ________________, __________________. 2. Основу производственно-технического единства составляет______________________________________________________. 3. Признаки, по которым классифицируется предприятие: · _____________ (объём выпуска, величина производственного потенциала, численность работников); · _____________ (массовая, серийная и единичная продукция); · _______________ (в зависимости от специализированности). 4. Технико-производственную базу предприятия образуют: А)___________________________________ Б)___________________________________ В)___________________________________ Г)____________________________________ Д)____________________________________ 5. Технологические процессы:
6. Воздействие на предмет труда может быть ____________ и ____________. 7. Совокупность, объединённая либо по технологической последовательности, либо по общности факторов, влияющих на время выполнения, называется __________________________________________. 8. Этапы развития технологических процессов: а)____________________________________ б)____________________________________ в)____________________________________ 9. ________________ - элемент, которые классифицируется по числу занятых, степени специализации, уровню механизации, числу обслуживаемых единиц оборудования и сфере деятельности. Лист рабочей тетради №6 1. Под организационной культурой понимается ___________________ ________________________________________________. 2. Организационная культура выполняет следующие функции: · ___________________ (создание барьера от нежелательных внешних воздействий); · ___________________ (объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации); · ___________________ (создаёт общий социально-психологический климат в организации); · ___________________ (играет важную роль в деле осуществления контактов между людьми); · ___________________ (облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу). 3. По месту организации и степени влияния на неё выделяют несколько типов культуры:
4. Субъективные элементы культуры: а)______________________________ б)______________________________ в)______________________________ г)______________________________ 5. Культура, которая ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи неопределённость, риск и постоянный поиск, называется _________________________________________. 6. Три основных вида организационных культур:
7. Культура, которая ориентирована на отдалённое будущее, выбор вариантов решений на основе поиска новых возможностей и постоянно балансирует между риском и выгодой, называется ______________________. 7. Паблик рилейшнз – это ____________________________________. 8. Форма проявления культуры организации, которую нельзя купить, а можно только создать, называется _________________________________. 9. Название организации. С содержательной точки зрения, может быть ________________, __________________ и ___________________. 10. Типология управленческих культур по С. Хонди: · Культура власти, или ____________; · __________ культура, или Аполлона; · Культура задачи, или _____________; · Культура ____________, или Дионисия. 3. Методика работы с листами рабочей тетради на занятии Лекция рассчитана на двенадцать академических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый день ученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебной тетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-то пропущенное понятие, но само определение понятия дано, либо понятие дано, а его определение нужно записать. Так же в листах рабочей тетради присутствуют задания, где необходимо указать какие-либо составные элементы понятия или процесса. Или дать пояснения к указанным элементам. Во второй учебный день, перед началом лекции происходит анализ ошибок первого листа учебной тетради, затем лекционный материал и в конце учебной пары снова раздаются листы по пройденной теме. В третий лекционный день, в начале академического часа снова анализируются ошибки. После читается следующий лекционный материал. Соответственно на следующий учебный день, снова анализируются ошибки и выдаются новые листы рабочей тетради. Таким образом, преподаватель имеет возможность отследить, как усвоен материал учениками, какие наиболее часто встречаются ошибки. Принимая во внимание эти данные, преподаватель сможет поправить стиль изложения лекции, усилить, или наоборот, ослабить лекцию понятиями, улучшить способ ведения лекций и подготовку к ним. После прочтения всего лекционного курса по этому предмету, ученикам либо предлагается зачёт, либо контрольные вопросы, либо все листы рабочей тетради. Заполнение всех листов по данной теме и анализ ошибок даст ясную картину того, как усвоился материал, помогает ли поэтапный анализ ошибок. Есть ли какие-либо изменения при заполнении. На данном этапе возможна другая очередность заданий в листах рабочей тетради. Т.е. если в конце каждой лекции давались листы чётко по пройденному материалу, то в заключении лекционного курса вопросы могут быть как из последней, так и с первой лекций на одном листе учебной тетради. Листы создавались согласно ходу изложения учебного материала. Таким образом, существует возможность проконтролировать усвоение учебного материала. На каждом этапе происходит контроль мыслительной деятельности учащегося. Если заметны явные ошибки, то мысль ученика направляется в нужную сторону. По окончанию лекционного курса, возможно увидеть всю картину в целом, сделать выводы и наметить будущее направление разработок лекций. Заключение В заключении можно отметить, что разработка листов рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Такой тип обучения и контроля наиболее подойдёт для заочной формы обучения, т.к. тут наблюдается острая нехватка лекционных часов для изложения материала. А если этот материал будет освоен неправильно, то ничего уже не поправить. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент свершения. Таким образом, в данной курсовой разработаны листы рабочей тетради, обоснованна их роль в методическом обеспечении учебной деятельности, предоставлена теория разработки листов рабочей тетради, разработаны листы по теме «Организации» дисциплины «Менеджмент». Следовательно поставленные цели и задачи выполнены в полном объёме. Список литературы 1. Веснин В.Р.Менеджмент: Учебник. – М.: ТД «Элит-2000», 2006 2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006 3. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 2005 4. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. - Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992 5. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 2006 6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Изд-во "Арена", 2007 7. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 2005 8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007 9. Поздняк И.П., Малышевич В.В. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. - М.: Педагогика, 2005 10. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. - М.: Высш. шк., 2006 11. Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 2006 12. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005 13. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 |