Реферат: Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

Название: Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Содержание

Введение

1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

2. Система культурологической интеграции гуманитарных знаний

3. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы

4. Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе

Заключение

Литература


Введение

Качественные изменения в современном российском обществе, обусловленные государственно-политическим переустройством и становлением рыночной экономики, сопровождаются, наряду с позитивными явлениями, обострением ряда противоречий, о чем свидетельствуют рост национальной нетерпимости, агрессивности, бездуховности, кризис взаимного доверия между людьми, излишний прагматизм, проблемы экологии и безопасности и др. В складывающихся условиях гуманитарное образование теряет свои исконные позиции. Многие исследователи отмечают в этой связи его кризисное состояние, указывая прежде на «дефицит культуры» в нем (Л.П. Буева, В.П. Зинченко, Ю.В. Рождественский, Ю.А. Сенько и др.). Вернуть гуманитарному образованию приоритетные позиции призвана прежде всего школа. Для решения этой задачи последняя нуждается в серьезной модернизации, которая должна затронуть все звенья школьного образования. В правительственной «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.)» подчеркивается, что основным направлением модернизации содержания общего среднего образования должно быть усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизация его социального и культурного контекста. Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки выпускников, имеющих активную жизненную позицию, способных гибко адаптироваться в изменяющихся условиях, критически мыслить, находить пути рационального решения жизненных ситуаций и социокультурных задач, уметь строить коммуникации в различных социальных группах, самостоятельно работать над повышением собственной культуры, осуществлять адекватную саморегуляцию. Для эффективного решения поставленных задач необходима прежде всего общая корректировка взаимодействия гуманитарных знаний и построение такой интеграции, которая обеспечит сближение школьного гуманитарного образования с социокультурной практикой, будет способствовать активному и последовательному вхождению учащихся в социокультурную реальность, более осмысленному восприятию происходящих явлений, творческой самореализации в культуре. При таком подходе логико-содержательная основа интеграции гуманитарных знаний должна быть усилена за счет культурологической составляющей, понимаемой как специально организованный процесс подготовки школьников к социокультурной ориентации.


1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование -это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой,семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

2. Система культурологической интеграции гуманитарных знаний

Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. -- веке Просвещения -- понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

Одним из первых термин «культура» ввел в оборот И. Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».

К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную науку и учебную дисциплину, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

В широком смысле культурология ныне трактуется как комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:

1) философию культуры;

2) теорию культуры;

3) историю культуры;

4) культурную антропологию;

5) социологию культуры;

6) прикладную культурологию;

7) историю культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, -- такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) -- с общей физикой.

Культура -- чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее, можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как общей теории культуры.

В XX в. стремительно развивались все отрасли науки. Срастаясь с различными сферами материального и духовного производства, политической и идеологической жизни общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший компонент научно-технического прогресса. О масштабах научной сферы жизни современного общества свидетельствуют следующие данные: численность современных ученых (свыше пяти миллионов человек) - это около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле; система современного научного знания включает около пятнадцати тысяч направлений. Поэтому становление в XX веке новой науки - культурологии - процесс объективный, отражающий расширение и углубление познавательных интересов и возможностей человечества, это адекватный ответ разума и когнитивной интуиции человека на вызов стремительно меняющейся вследствие постоянно увеличивающегося объема информационной картины мира.

Одной из особенностей современного познавательного процесса выступает его синтетичность, интегративность, формирование новых направлений научного исследования на пересечении наук, чьи предмет, объект, методология и проблематика прошли этап определения, поиска и разработки.

Среди новых, формировавшихся в XX в. наук - культурология (от лат. cultura - возделывание и греч. logos - учение) - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостный феномен, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и формы выражения в культуре человеческого бытия.

Культурология формируется на стыке социального и гуманитарного знания, использует присущие им методы исследования: социология культуры и антропология предполагают использование количественных методов анализа и оценки соответствующей информации, искусствознание и философия культуры строятся на качественных методах исследования, включают аксиологический компонент. Культуролог чаще всего обращается к гносеологическим методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также аналитическим процедурам общенаучного познания - структурно-функциональному подходу, методу моделирования, но главный принцип культуролога - холистический подход.

Несмотря на то, что культурология находится в состоянии становления, можно говорить о ее достаточно длительной предыстории: исторические корни уходят в античность - философия первых греческих софистов (V - IV вв. до н.э., - именно тогда возникают представления о «второй природе», о культуре как об особом виде реальности), а в мышлении представителей архаических цивилизаций культура не становилась предметом исследования потому, что в своих «высоких» версиях она полностью включалась в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях, существовала как данность в традиции.

Впервые использование самого термина «культурология» в научном обороте, согласно Оксфордскому словарю, отмечено в 1913 году, когда его употребил немецкий ученый В. Оствальд; в последующем его поддержал американский антрополог Л.А. Уайт в 1949 г. Именно с его именем в словаре Вебстера культурология определяется в специальном смысле как некая методология, в которой культура рассматривается в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, институции, идеологии и технологии) - в качестве независимых от некультуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей).

Культурология носит интегративный характер, то есть представляет собой особое структурно-системное пространство, вовлекающее в свою орбиту достижения других наук: философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры, семиотики, филологии. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знания. И линия этого пересечения - человек, его потребности и деятельность. Принципиально, что интеграционистский подход имеет те преимущества, что интегрируя разные науки, он способен создать условия для появления новых знаний, что особенно важно для статуса культурологии как самостоятельной науки.

Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.

В основе каждого культурного явления, каждого произведения искусства лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства.

Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.

Картину мира можно представить в виде следующей культурологической модели:

Представления, понятия и отношения на предметно-символическом уровне изучаются культуроведением, историей культуры. Изучение ценностей и смыслов - это предмет теории культуры и семиотики. Философская проблематика трансцендентного составляет сферу интересов культурософии. Разделение по уровням составляющих картину мира представлений в известной степени условно, так как в организации, устройстве жизненного уклада, в быту, в самоидентификации человек и существует в предметно-символическом мире, и присваивает особые значения ценностям и наполняет их смыслом, и трансцендирует, что связано с имманентно присущей интенцией преодолеть собственную ограниченность и несовершенство, осознавая расширяющиеся с переходом на каждый качественно новый виток развития общества возможности и растущую с активированием этих возможностей ответственность,

К. выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. К. предстает здесь в виде "теории среднего уровня". Скажем, для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в т.ч. культурную историю

По специфике своего предмета и методам исследования культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности, являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.

Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.

Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.

Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики.

Культурология сегодня является сравнительно молодой отраслью научного знания. Можно сказать, что в России до начала 90-х годов культурологии, обладающей собственным научным статусом, практически не существовало, зато в последнее десятилетие наблюдается стремительное развитие этой сферы науки. В связи с реформированием всей системы российского образования на современном этапе значительное внимание уделяется гуманитарной подготовке будущих специалистов. Ключевая роль при этом отводится новому предмету - культурологии. В настоящее время культурология как наука находится в стадии формирования. Определенные трудности ее становления вызваны сложностью, многоплановостью, газообразностью понятия культуры как онтологического феномена. В специальной литературе нередко можно встретить неоднозначную трактовку некоторых категорий и понятий, используемых в культурологии. Важной задачей современного этапа является определение понятийного аппарата культурологии, что поможет обучаемым свободно ориентироваться в многообразии терминов, имен, научных школ и направлений.

В соответствии с распространенным среди российских ученых интеграционистским подходом к культурологии ее понимают как синтетическую область знаний, которая изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д.

3. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Примером для рассмотрения послужит экспериментальная программа одной из школ Южно-Уральского региона. Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.

Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.

На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.

На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.

На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.

Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.

Основные характеристики этой модели отражают:

культурный кругозор и широту мышления;

физическую развитость;

умение жить в условиях рынка и информационных технологий;

патриотизм;

готовность способствовать процветанию России;

уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране;

Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.

Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.

В процессе обучения на реализацию данной цели направлены в начальной школе курсы:

“Окружающий мир”, содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества. Исходя из этого, в раздел “Окружающий мир” включаются сведения о природном и окружающем мире, культуре, а также о человеке как биологическом и социальном существе, формируются первоначальные представления об истории России, историческом времени и исторической карте.

Курс “Истории” является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, о доступном восприятии детей достижений российской культуры.

Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:

воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;

развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса;

ознакомление с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием;

развитие художественно-творческих способностей детей, их изобразительных навыков, зрительных представлений, фантазии, воображения;

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

При изучении базовых разделов предмета “Филология” должны решаться следующие задачи:

речевое, эстетическое, духовно-нравственное развитие младших школьников;

формирование у детей ценностного отношения к родному языку, осознание учащимися своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи.

Помимо предметов инвариантной части учебного плана, важное значение для культурологического образования имеет преподаваемый в вариативной части начальной школы предмет “Народоведение”, изучающий традиции и обычаи русского народа.

Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:

приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;

формирование уважительного отношения к человеку труда;

развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;

воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;

направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;

создание микросреды естественного бытования фольклора.

Изучение народоведения в школе может реализовываться через введение в учебные планы начальных классов (1–3-х) дисциплины “Народоведение” и средних классов (5–7-х) школы с гуманитарным уклоном расширенной дисциплины “Фольклор”, (3 часа в неделю – в начальных, 2 часа – в средних классах) за счет часов школьного компонента.

В основной школе непосредственными проводимыми принципами культуросообразности образования служат предметы инвариантной части “История”, “Литература”, “Русский язык”, “Иностранные языки”, “Музыка”, ИЗО, “Граждановедение”.

Каждая из образовательных областей имеет свой специфический потенциал.

Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру), эстетической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе, во внеурочное время, в результате включения их в деятельность литературного объединения, творческих мастерских, журналистской студии.

Школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.

Особенностью обучения в профильной школе является двухуровневый стандарт изучения предметов. Уровень А – общеобразователный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.

Так, одной из целей изучения математики, является “формирование представлений о значимости математики как части общественной культуры развития цивилизации в современном обществе, географии – раскрыть роль географии как элемента общечеловеческой культуры, а также должна прослеживаться связь географии и культуры общества, биологии – дать знания, составляющие основу формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, физики – разгрузка содержания и переориентация на знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры учащихся, экологизация содержания, химии – ориентировать процесс обучения на развитие личности каждого школьника, при этом содержание химического образования должно раскрывать нравственно-эстетические аспекты естественнонаучного знания, их социально-культурное значение.

Особое место для реализации принципов культуросообразности старшей школы имеет предмет “История”, который призван и на базовом и на профильном уровнях сформировать у старшеклассников целостное представление об истории человеческого общества, месте в ней истории России, способствовать освоению учащимися исторического и культурного наследия своей страны и человечества, исторически сложившихся ценностей и традиций российского общества. При изучении истории преобладающим является не фактологический, а культурологический подход. “Обществознание” призвано сформировать целостную картину мира и освоить ключевые социальные компетенции. “Иностранные языки” – представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка. “Русский язык” – культуру речи. “Литература” – формировать культуру воспринимать художественное произведение и эстетический вкус.

Важнейшим элементом старшей профильной школы является введение в инвариантную часть курса “МХК”, который является структурно-образующим для культуросообразной школы, в основу данного курса положен принцип историко-культурный. Задачами его являются:

формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры, как в исторической перспективе, так и в свете специфики закономерностей духовной сферы с её функциями сохранения и передачи традиций и архитипов, культурных кодов;

развитие способностей эстетического восприятия и осмысления как феноменов культуры, так и всего многообразия жизненных явлений, человеческой деятельности, проблем собственного жизнестроения;

выработка собственных (индивидуальных) мировоззренческих позиций на основе высоких идеалов отечественной и мировой художественной культуры.

В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.

В профильных классах старшей школы имеется возможность для широкого использования вариативной части для спецкурсов культурологического характера. Так, помимо “МХК”, в нашей школе преподаются курсы “Введение в философию”, “Религии мира”, “История Южного Урала”, “Русская эмиграция”, “Введение в социологию”, “Современная экономика”, “Российская цивилизация”, “История Южного Урала с организацией исследовательской работы учащихся”, имеющие целью расширение и углубление исторических и культурных знаний учащихся через изучение краеведческого материала и на близком для учащихся материале, воспитывает любовь к своему краю, интерес к его истории.

Курс “Религии мира” призван дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которые опирается общечеловеческая мораль.

Курс “Введение в философию”, основанный на принципе историзма, формирует навыки философского мышления. “Введение в философию” в школьном курсе должно носить только культурологический характер, дающий возможность познакомиться с разными культурами через проявление их мыслей и позволяющий вырабатывать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности.

Курс “Русская эмиграция” имеет целью дополнить курс истории обширным гуманитарным наследием русской эмиграции, вносит вклад в развитие различных областей человеческой деятельности русской и мировой культуры.

Система воспитания и дополнительного образования

При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в МОУ ведущим является сочетание общечеловеческих ценностей и идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры.

Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных организаций (в школе действует пионерская организация), обеспечивают школьникам возможность самореализации, способствуют развитию лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формированию нравственной, гражданской позиции личности.

В школе создана система эстетического воспитания и образования, как одно из направлений внеклассной деятельности. Это единый блок, действующий в начальной и основной школе, включающий в себя 15 кружков и секций дополнительного образования в области искусства. Особое место среди них занимают коллективы, основанные на традициях народного творчества. Это фольклорные коллективы, оркестр русских народных инструментов, творческая мастерская росписи по дереву и другие, способствующие воспитанию школьников в русле народных традиций. Даже в более современных коллективах, таких как “Театр моды” и “Театр кукол”, реализуется элемент народного творчества.

Учитывая исключительные возможности воздействия на человека, на его чувства и душевное состояние, в целях социально-культурной адаптации детей, их духовного и нравственного воспитания, просветительской деятельности, и учитывая возросшие потребности в художественно-эстетическом образовании, в вариативную часть учебного плана начальной и основной школы введены предметы “Музыкальный инструмент”, “Хореография”, “Театр”. Они являются органичным продолжением эстетического цикла школы.

Программа предмета “Музыкальный инструмент” направлена на формирование музыкального вкуса учащихся. В ней делается акцент на индивидуальное обучение музыкальному инструменту – активному средству приобщения детей к искусству. Программа способствует непосредственному соприкосновению учащихся с миром художественного творчества, с миром прекрасного. Она рассчитана на 4 года обучения при учебной нагрузке 2 часа в неделю.

Самодеятельный театральный коллектив базируется на традициях русского реалистического театра, помогает развитию творческой индивидуальности ребенка в двух направлениях: способность становления мироощущения и мировосприятия обучающегося, раскрытие его индивидуальности и развитие творческой психотехники, способной оптимизировать эффективность исполнения социальных ролей в общественной и личной жизни.

Второй год проводятся экскурсии школьников по этнографическому музею. Музей расположен в стилизованном под русскую избу кабинете. На сегодняшний день располагает несколькими сотнями предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия. Особую ценность представляют изготовленные на заказ куклы в национальных костюмах народов, связанных с Уралом.

Объединяющим звеном в системе воспитания и дополнительного образования выступают традиционные школьные праздники: день знаний, день города, школьные праздники здоровья, день школьного самоуправления, день учителя, покровская ярмарка, осенний бал для старшеклассников, колядки, школьный фестиваль искусств, день защитника Отечества, масленица, юморина, Уральская зарница, пасхальные торжества, праздник Победы, отчетный концерт эстетического отделения, праздник последнего звонка.

Следующим направлением культурологического образования является краеведческая деятельность. Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Привлекая школьников к различным видам краеведческой работы, образовательные учреждения решают основные задачи, стоящие перед ними: 1) повышение образовательного уровня школьников; 2) воспитание достойных граждан своей страны; 3) развитие творческих способностей обучающихся. Основные её составляющие:

Реализация регионального национально-этнического компонента в учебные программы всех образовательных областей, накопление и систематизация учебно-методического материала по всем предметам, изучаемым в школе, является одним из ведущих направлений деятельности школы.

Школьное Научное Общество учащихся. Главную роль в решении задачи развития творческих способностей обучающихся играет НОУ, которое объединяет преимущественно старшеклассников. Секция краеведения действует при школе в течение 10 лет. Школьники проводят многоплановую исследовательскую работу, результатом которой является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов с последующей их защитой на конференциях и конкурсах различных уровней: от школьного до международного. Тематика изысканий учащихся весьма разнообразна.

Школьный туристско-краеведческий клуб. Деятельность школьного туристско-краеведческого клуба включает в себя организацию туристических походов с целью изучения родного края, участие в соревнованиях различного уровня, сбор и оформление материалов туристических походов, пропаганду туристического движения.

В качестве примера можно выделить поход по местам, связанным с восстанием Емельяна Пугачёва (1995 год), поход по горам горнозаводской зоны Южного Урала (Миньяр, 1997 г.), поездка в Аркаим – уникальный, ставший мировой сенсацией, город-памятник эпохи бронзового века, открытый в 1987 году учёными Челябинского государственного университета под руководством Г.Б. Здановича (походы 1997, 1999 гг.). В июне 2002 года состоялась четырехдневная поездка эколого-археологической экспедиции под руководством преподавателя Челябинского государственного педагогического университета Н.Б. Виноградова.

Школьный краеведческий музей. Работа по созданию школьного музея активно проводится в течение последних двух лет. Силами музейной группы учащихся основной школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям:

– история школы, история Тракторозаводского района, история и культура города Челябинска, история и культура Южного Урала;

– активно также разрабатывается такое направление, как изучение “малой родины” – Северо-Восточного микрорайона, возраст которого составляет чуть более двадцати лет. В 2003 г. школьный музей пополнился уникальными экспонатами и материалами литобъединения ЧТЗ), и в настоящее время готовится открытие литературно-краеведческой экспозиции.

Пять лет назад школа стала участницей проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Участие в проектах ЮНЕСКО позволяют школьникам входить в мировое культурное пространство через достижения отечественной культуры, тем самым снимая противоречие между монокультурной и поликультурной школой.

4. Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе

Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций.

Путь к достижению этой цели лежит через формирование и развитие культуры общения с искусством, т. е. потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно-эстетическому опыту человечества. Нет и не может быть другого способа овладения культурой художественного восприятия, кроме активного общения школьников с произведениями искусства под руководством педагога, владеющего этой культурой.

В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют своё былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.

Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением старшего школьника. Активность эмоций в этом возрасте отражает напряжённость, интенсивность процесса сопоставлена жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширения его жизненного горизонта.

Ценностно-ориентационная активность, выходя на первый план в этом возрасте, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.

Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выводят ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения.

Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Для старшеклассника характерно не просто увеличение объёма знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых политических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Если собственная жизненная практика старшеклассника, в силу своей естественной ограниченности, ещё не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот «жизненный материал», в котором остро нуждается старшеклассник, устремлённый в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человека и заставляет его в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру.

Курс мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от автора программы обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, отражающим как философско-мировоззренческую, политическую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.

В годы, совпадающие с изучением мировой художественной культуры, школьник буквально на глазах педагога взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. На разных этапах взросления старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентаций художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, верой в созидательные, творческие возможности человека. Особенно созвучным раннеюношеским настроениям будет искусство романтиков, с его утверждением самоценности человеческой личности.

Принципы построения и содержания программы курса мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включённый в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человеком в ходе исторического развития. Ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областям социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к миру в целом, к жизни.


Заключение

Курс мировой художественной культуры в условиях школы, в ограниченное жёсткими рамками время урока обеспечивает вовлечение школьников в мир художественного произведения, когда они захвачены изображённой художником жизнью, судьбами героев, когда волнуются, задаются вопросами, решают жизненные проблемы вместе с художником и живущим в его произведениях людьми. С помощью особых средств воздействия на воображение, эмоции, мышление – на психику человека в целом, появляется возможность сделать далёкое – близким, непонятное – понятным, безразличное – значимым. Искусство, обращаясь к фундаменту человеческой психики, побуждает человека сочувствовать другому, «болеть» за него, уподобляться ему в его действиях, переживаниях, в его борьбе.

Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний.

Опыт преподавания курса мировой художественной культуры в школе, сначала как экспериментального, а затем как обязательного предмета убедительно показал, что производимое с помощью образных средств эмоционально-интеллектуальное «погружение» учащихся в современную художнику идейную атмосферу, в русло его нравственных и художественных поисков, позволяет создать те идейно-эмоциональные доминанты, ту смысловую преднастройку, которая совершенно необходима и для целостного восприятия искусства, и для организации самостоятельной душевной работы учащихся.


Литература

1. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения 10-11 кл. Учебник для учащихся гуманитарных школ, лицеев, гимназий. М., 1998.

2. Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 кл. : пособие для учителя/[Л.М.Предтеченская и др.]; под ред. Л.В. Пешиковой. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

3. Культура: теории и проблемы. Учебн. Пособие для студентов и аспирантов гуманит. Специальностей/ Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. – М.: Наука, 1995.

4. Культурология она есть и какой ей быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.5/ Под ред.Л.М.Моревой.-Спб., 1998.

5. Петрушин С.Н. Администрирование школы// http:// festival. 1 septembe.ru