Реферат: Организация и управление дистанционным обучением

Название: Организация и управление дистанционным обучением
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Оглавление

Введение

Глава 1 Система дистанционного обучения

1.1 Основные понятия

1.2.Мировые тенденции развития открытого образования

1.3 Становление и развитие дистанционного обучения в России

Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением

2.1 Технологизация дистанционного обучения

2.2 Специфика применения Интернет-технологий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность . Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

Цель исследования – провести анализ особенностей дистанционного обучения.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть основные понятия дистанционного обучения.

2. Проанализировать тенденции развития дистанционного обучения в мире и в России.

3. Определить особенности технологизации дистанционного обучения.

4. Обосновать специфику применения Интернет-технологий.

Объект исследования – основополагающие характеристики информационных технологий в обучении. Предмет исследования – дистанционное обучение.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Иванченко Д.А. и других.

Глава 1 Система дистанционного обучения

1.1 Основные понятия

Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени[1] .

Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.

С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:

· подготовительные курсы;

· получение образования;

· продолжение или повышение профессионального образования;

· сертифицированные программы;

· контрактные программы по заказам.

Потенциальными потребителями системы ДО являются:

· лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;

· лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

· абитуриенты;

· лица с ограниченными физическими возможностями;

· военнослужащие и члены их семей;

· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

· лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.[2]

Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.

Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:

· преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);

· администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;

· дизайнеры и программисты;

· персонал технической поддержки.

При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.

Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.

Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами[3] .

Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.

Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).

Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.

1.2 Мировые тенденции развития открытого образования

В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.

Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др.[4]

С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).

Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей[5] .

В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.

США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.

Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.

По данным, ведущими мировыми центрами ДО являются:

· Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;

· Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;

· Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;

· Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;

· Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;

· Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;

· Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;

· УниверситетЮжной Африки, 1973, 120 тыс. чел.;

· Открытый университет Израиля, 1974, 29 тыс. чел.;

· Шанхайский Телеуниверситет (Китай), 1972, 500 тыс. чел. и др.

Названные центры являются крупнейшими не только по количеству обучающихся, но и по составу человеческих, технических и информационных ресурсов. Однако в большинстве случаев виртуальные университеты – это зачастую небольшие коллективы технических специалистов и координаторов, организующих и поддерживающих, с одной стороны, разработку обучающих программ привлеченными преподавателями, с другой – дистанционное обучение разных категорий студентов. Структуру управления такими виртуальными университетами можно было бы назвать матрично-распределенной.

1.3 Становление и развитие дистанционного обучения в России

Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, и развитием информационных и коммуникационных технологий, с другой.

Первый этап можно охарактеризовать как время становления заочных технологий и отнести его к периоду с конца XIX в. по 1938 г. Именно тогда произошло формирование новых методов обучения, правда, не получивших должной поддержки на государственном уровне[6] .

Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке», или «корреспондентское обучение», которое начало формироваться в России во второй половине XIX в. по инициативе передовых русских учёных и общественных деятелей одновременно с возникновением надёжной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и учёных, а также культурно-просветительных обществ.

С 1938 г., на наш взгляд, начинается второй этап развития дистанционного обучения, когда заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К началу 1939 г. в России заочно обучались около 40 тыс. человек , а в 1940—41 гг. в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах, в которых обучались уже 226 700 человек .

Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось её восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному. Также в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили своё существование.

В послевоенный период получило широкое развитие заочное повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование. Срок переподготовки был рассчитан от 1 до 2 лет.

Дистанционное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также аналогичными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955—56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института и более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений.

С наступлением третьего этапа развития технологий дистанционного обучения (с конца 60-х гг. XX в. до начала 90-х гг. XX в.) был осуществлён переход к применению нескольких новых технологий и, в первую очередь, с использованием технических средств для обучения.

В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы: звуковые приложения к учебникам иностранных языков, самоучители для изучающих иностранный язык; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям и т.д.

В 1959 г. на Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15—25 мин.), для самостоятельного просмотра школьниками.

Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. ― на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.

Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.

Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.

Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа, по убеждению автора, состоит в том, что для организации и проведения этого обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет[7] .

Использование Интернета и слияние преимуществ дистанционного обучения и возможностей телекоммуникаций позволили по-новому подойти к решению вопросов обучения на основе целостного личностного опыта с помощью инновационных моделей обучения и мирового опыта в сфере образования. Залог эффективности данной формы обучения состоит в том, что оно должно сопровождаться структурными изменениями личностного опыта студентов. Определяющим механизмом такого изменения является преобразование смысловых ориентиров личности.

Ключевыми чертами современной модели дистанционного обучения являются:

· обеспечение преподавателей и обучающихся открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов;

· решение проблемы интерактивного общения при взаимодействии преподавателя и учащихся, педагога и учебной группы, отдельного студента и учебной группы;

· осуществление постоянного контроля за степенью усвоения учебного материала;

· развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения;

· создание условий для развития интеллектуальных способностей студентов и творческого труда преподавателей;

· обеспечение вариативного обучения посредством смодулированного материала учебных курсов;

· использование индивидуальных образовательных программ;

· расширение содержания обучения применительно к конкретной профессиональной деятельности;

· интегрирование отечественной и зарубежной систем образования с предоставлением учащимся возможности получить образование как в России, так и за её пределами;

· возможность обучения независимо от возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удалённости от центра обучения и т.д.[8]

Сегодня модели дистанционного обучения, основанные на использовании интернет-технологий, предлагают высшие учебные заведения как в технической, так и в гуманитарной сферах.

Глава 2 Организация и управление дистанционным обучением

2.1 Технологизация дистанционного обучения

Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями[9] .

Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе[10] .

В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования:

· построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

· внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;

· повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

· системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.

Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися[11] .

Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие:

· значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;

· возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;

· реальность получения образования без отрыва от основного места работы;

· способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д.

Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента . Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.

Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения[12] .

С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике.

1. Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.

2. Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.

3. Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.

4. Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.

5. Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.

Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую.

Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.

Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов[13] .

Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать:

· разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса;

· создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа;

· обеспечение интерактивности процесса обучения;

· разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д.

Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих:

· творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого;

· используемых при этом педагогических технологий;

· рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки;

· многофункциональности обратной связи;

· эффективности процессуально ориентированного обучения[14] .

Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

2.2 Специфика применения Интернет-технологий

Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и других видов образовательной деятельности.

Наступление XXI в. обозначило начало нового периода развития цивилизации этапом становления информационного общества, который характеризуется развертыванием новейших информационно-телекоммуникационных средств, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера . Организационно-технологической основой ин-формационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет сеть Интернет[15] .

Развиваясь с середины 60-х ― начала 70-х гг. ХХ в. в рамках компьютерной программы Национального Научного Фонда США, впитав лучшие научные и компьютерные разработки, обрастая новыми службами и сервисами, сегодня Интернет ― это объединение более 160 тыс. глобальных сетей из 235 стран мира и свыше 20 млн. серверов, соединённых различными каналами связи.

Современная модель дистанционного обучения органично впитывает в себя как традиционные, так и инновационные, в т.ч. компьютерные и интернет-технологии обучения. В России, с её огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах, особенно актуальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и служб Интернета.

Современные учёные выделяют следующие положительные особенности подобного обучения:

· отсутствие временных ограничений ― учебные материалы могут быть получены и изучены в любое удобное время; преподаватель и учащиеся могут контактировать без привязки к строгому расписанию;

· отсутствие пространственных ограничений ― материалы можно получать и отправлять независимо от географического местонахождения;

· синхронное общение ― использование диалоговых форм, требующих одновременного участия в процессе обучения учащегося и преподавателя;

· асинхронное общение ― использование диалоговых форм, не требующих одновременного участия в процессе обучения студента и преподавателя;

· линейная и нелинейная форма обучения ― обучение может быть структурировано как преподавателем, так и студентом; использование как текстовых, так и гипертекстовых форм обучения.

Обеспечение преподавателей и учащихся компьютерными технологиями и интегрирование в Интернет предполагает создание новых возможностей для подготовки и проведения занятий, поэтому полезно будет представить краткий обзор наиболее важных служб Интернета, которые, на наш взгляд, могут использоваться в дистанционном обучении[16] :

World Wide Web (WWW), или Всемирная информационная сеть — «широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам» . Этим же термином, или средой WWW, называют обширную совокупность Web-документов, между которыми существуют гипертекстовые связи.

Проект WWW возник в начале 1989 г. в Европейской Лаборатории физики элементарных частиц в Женеве (European Laboratory for Particle Physics (CERN) in Geneva, Switzerland) и сегодня является одной из самых популярных информационных служб, обеспечивающих доступ к текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации посредством использования технологии гипертекста и взаимодействия с другими приложениями Интернета.

File Transfer Рrotocol (FTР) ― один из основных информационных сервисов Интернета, позволяющий пользователям одного компьютера получать доступ к серверу базы данных другого, обмениваться как отдельными файлами, так и целыми программами. Сегодня в архивах FTР хранятся терабайты различной информации (программные средства, всевозможная документация, различная литература, компьютерные фильмы и др.).

Gopher — распределённая система предоставления доступа к информации, поддерживающая различные типы файлов: текстовые, звуковые, программные и т.д. Вся информация на Gopher-сервере хранится в виде «дерева» данных (или иерархической системы меню), где начальный каталог является вершиной этого «дерева», а все остальные каталоги и файлы представляются элементами меню . В Gopherspace реализована своя система поиска информации ― поисковая машина Veronica с возможностью доступа более чем к 99% от общего числа Gopher-серверов. Сегодня сеть Gopher практически вытеснена WWW, но некоторые серверы, по большей части хранящие научную информацию и учебные материалы, существуют и интенсивно работают (см., например: gopher://gopher.tc.umd.edu/).

E-mail, или электронная почта — средство электронных коммуникаций, обеспечивающее передачу текстовых, графических и др. сообщений независимо от расстояния и позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в асинхронном (продолженном, офлайн) масштабе времени.

UseNet, или система телеконференций — обеспечивает обмен данными между пользователями Интернета по определённым темам и в зависимости от регионального расположения. Сегодня UseNet ― это тысячи news-групп (групп новостей), содержащих статьи на раз-личные темы, и миллионы пользователей и участников новостных рассылок, обменивающихся информацией по разным вопросам.

TelNet (взаимодействие с другим компьютером) — широко применяемая технология, позволяющая работать в режиме «эмуляции удалённого терминала», обеспечивающая возможность работы с удаленным компьютером и использования его ресурсов по стандартным протоколам Интернета. Несмотря на интенсивный перенос многих ресурсов на Web-серверы, большое количество локальных баз данных библиотек американских и европейских университетов, правительственных учреждений и международных организаций имеют сегодня доступ только через TelNet (см., например, базу данных telnet-ресурсов Hytelnet: http://libray.usask.ca/hytelnet/).

Internet Relay Chat (IRC) — позволяет общаться одновременно множеству пользователей в режиме реального времени посредством коротких текстовых сообщений и передавать файлы по IRC-каналам. Сети IRC представляют собой группы серверов, связывающихся между собой по протоколам Интернета, что позволяет осуществлять сеансы передачи данных по всему миру .

IP-телефония, или интернет-телефония — подразумевает организацию обмена аудио- и видеоданными в режиме реального времени и проведение аудио- и видеоконференций с помощью IP-сетей (в т.ч. Интернета), что значительно удешевляет стоимость подобного общения на больших расстояниях.

Если рассматривать дистанционное обучение с точки зрения коммуникаций между преподавателем и учащимся, то можно сформулировать четыре принципа обучения:

1) самообучение — предполагает самомотивацию учащегося в отношении собственного обучения, а также определённый уровень самоорганизации личности;

2) один к одному — предусматривает периодическое общение преподавателя и учащегося один на один в виде индивидуальной консультации;

3) один ко многим — предполагает работу одного преподавателя со множеством учащихся;

4) многие ко многим — предусматривает одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой информацией[17] .

С помощью каждого из этих типов взаимодействия учащегося и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи, а вышеназванные службы и сервисы Интернета в полной мере решают вопросы технического и организационного обеспечения этих принципов.

Заключение

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы их познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, административных работников, т.е. приоритетом стал процесс познания, а не просто преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда профессиональное образование практически во всех развитых странах приобрело характер массового. Важность такого подхода к образованию, по нашему мнению, очень точно выразил американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список использованной литературы

1. Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008.

2. Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение : учеб.-метод. Пособие. – Уфа: Демиург, 2005.

3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: Академия, 2007.

4. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). – М.: Академия, 2004.

6. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008.

7. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы монография. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004.

8. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

9. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009.

10. Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006.


[1] Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. – с. 8.

[2] Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – с. 24.

[3] Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. – с. 21.

[4] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 35.

[5] Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – с. 31.

[6] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 47.

[7] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 53.

[8] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 46.

[9] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 53.

[10] Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение : учеб.-метод. Пособие. – Уфа: Демиург, 2005. – с. 102.

[11] Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы монография. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. – с. 88.

[12] Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: Академия, 2007. – с. 63.

[13] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 64.

[14] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). – М.: Академия, 2004. – с. 71.

[15] Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 28.

[16] Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – с. 75.

[17] Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 47.