Реферат: Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище
Название: Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Реферат Тема: «Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище» Выполнила: мастер п/о Маликова Т.Я Содержание Введение 1. Вопросы теории организационных форм обучения 3. Урок - основная форма организации теоретического обучения в ПТУ 4. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам 5. Основные формы организации производственного обучения Заключение Список использованной литературы. Введение Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка программы и стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом. Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности учащегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы « в маленькую модель государства. К сожалению до сих пор в профессиональных училищах сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу . Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач , которые призывны решать ПТУ в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке учащихся и реально сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе теоретического обучения. Правильная организация коллективной деятельности учащихся в процессе обучения в значительной степени способствует их подготовки к совместной работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в ПТУ приобретает актуальность. 1. Вопросы теории организационных форм обучения учащихся Характеристика форм организации обучения В современной педагогической литературе содержание и понятия « форма организации обучения« раскрыто неоднозначно и имеет разные подходы к выделению главных признаков, отличающих его от других педагогических понятий. Так, определяющими признаками называются: состав обучаемых, место и время занятий; последовательность видов деятельности учащихся и способы руководства ими со стороны преподавателя; степень самостоятельности учащихся и др. Различное толкование ведущих признаков форм организации обучения привело к различным их классификациям. Приведем некоторые из них: Урок - основная форма организации обучения. Остальные внеурочные: домашняя работа, факультативные занятия; производственная практика на предприятии; семинарские занятия; практикумы, (основание классификации - урок). Фронтальное, групповой и индивидуальное обучения (основание классификации - количество учащихся) Коллективное и неколлективное обучение (основание – наличие или отсутствие признаков коллективной деятельности учащихся). В данном перечне есть одна общая особенность: представленные организационные формы выступают как определенный компонент обучения, их нельзя одновременно отнести, например, к методам обучения, поскольку реализуются все названные формы различными методами, в зависимости от целей. Особенностей содержания, учебных возможностей обучаемых, наличия средств обучения, мастерства преподавателя и т.д. Организационные формы, являясь компонентом обучения, отражают варианты возможных взаимодействий между преподавателем и учащимися в процессе их совместной работы. Определяет общие формы организации обучения: 1. Групповое взаимодействие. Характерно для фронтального обучения. Информация исходит от одного, а остальные ее воспринимают. При этом характер взаимодействия сохраняется как в процессе общей работы слушателей целой группы, так и в процессе их совместной дифференцированной работы в выделенных подгруппах. Как показывает результаты исследований, фронтальное обучение эффективно: –при введении новых понятий и изучения их признаков; – при знакомстве учащихся с алгоритмами определенных действий ; – при проведении учащихся к самостоятельным выводам в процессе обобщения и систематизации полученных знаний 4 –при необходимости получения преподавателем оперативной информации об общем ходе массового усвоения нового материала в учебной группе и т.д. Взаимодействие между учащимися и преподавателями (учащимися) осуществляется через участие каждого (по мере возможности) в беседах, при ответе на поставленные вопросы, при высказывании собственного мнения в процессе общего обсуждения каких-то положений или результатов деятельности. 2. Парное взаимодействие (преподаватель - учащихся; учащихся-учащихся). Характерно для индивидуального обучения. В этом случае преподаватель взаимодействует с одним учащимся, который в зависимости от цели взаимодействия либо получает информацию (указания, рекомендации) по выполнению задания, либо отчитывается о результатах выполнения. Аналогичными может быть взаимодействие и двух учащихся. Один из которых, более подготовлен и оказывает помощь менее подготовленному. Такая организация обучения применяется при устранении пробелов в знаниях учащихся (дополнительные занятия, консультации) и при контроле качества сформированных знаний зачет, индивидуальный отчет. Экзамен. Индивидуальное обучение направлено на развитие каждого отдельного учащегося и осуществляется в соответствии с его учебными возможностями (сложность содержания, объем, темп и.т.д.) Однако в условиях массового обучения по единой, обязательной для всех учащихся программе и жестких временных рамках, возможность индивидуального обучения ограничена. 3. Динамическое парное взаимодействие (всевозможные динамические парные сочетания учебной работы учащихся, т.е. взаимообучение). Это - оригинальная форма организации обучения. При которой состав пар постоянно меняется так. Что каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего. Методика применения данной формы организации обучения состоит в следующем, после изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания. Если есть возможность - каждому индивидуально. Если нет- по одному заданию на группу из 5-6 человек , после того, как преподаватель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания группового или индивидуального , он предлагает учащимся найти партнера , обменятся карточками- заданиями , и работая в паре с ним , выполнять задания другу руга. При этом можно консультироваться и оказывать помощь в выполнении своего задания. По мере выполнения задания каждым учащимся отдельной пары она распадается и сразу образуется новая. Новые партнеры также обмениваются карточками, каждый из них начинает работать над выполнением очередного, нового для него задания, и если возникает необходимость, оказывает товарищу помощь в работе по своему, уже выполненному ранее варианту задания. Повторяя его столько раз, сколько партнеров будут у него в течение урока. Рассмотренную форму организации работы учащихся правомерно назвать коллективной, так как в данном случае налицо все основные признаки коллективной познавательной деятельности: наличие единой цели; рациональное разделение функций между учащимися, обеспечивающие успешность выполнения задания каждым членом коллектива группы; взаимопомощь и сотрудничество; взаимная ответственность; взаимоконтроль. Как уже было сказано, данная форма организации деятельности учащихся заметно способствует решению важнейших дидактических задач: повышению знаний и развитию интеллектуальных умений, учащихся, формированию активно - позитивного отношения к учению. Вместе с тем, применение коллективной формы организация деятельности учащихся не замыкается на дидактическом. Такая форма организации учебной работы учащихся является одним из существенных средств всестороннего развития личности учащегося, способствует решению воспитательных задач. В процессе взаимообучения внимательное отношение друг к другу, чувство ответственности за свою работу и работу товарищей, самоуважение. Работа в динамических парах оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей как « слабых», так и «сильных» учащихся. Так, учащиеся с пониженной обучаемостью в процессе работы. При малейших затруднениях получают оперативную помощь партнера и продвигаются по пути познания более уверенно, а главное, не задерживаясь и не закрепляя ошибок. Что касается учащихся с более высоким уровнем обучаемости, то в процессе объяснения лучше всего выявляются своя собственная полнота понимания, проявляется неповторимость каждого индивида. Применение данной формы организации учебной работы учащихся особенно эффективно на этапе закрепления учащимися общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях. Главная функция преподавателя в процессе парного взаимодействия учащихся - организация и руководство их взаимоподчинением. Перед занятием целесообразно заранее наметить, какой состав пар может стать оптимальным, например, рекомендовать учащимся со сходным или различным уровнем обучаемости (по данному учебному курсу) работать в парах. Самостоятельная работа учащихся при посредственном руководстве преподавателя. Характерная для опосредованного обучения. В отличие от трех, рассмотренных выше организационных форм непосредственного обучения самостоятельная работа учащихся выполняется ими без личного контакта с преподавателем. При этом самостоятельная работа учащихся может выполняться как на уроке (работа с различными дидактическими средствами, обеспечивающим самоконтроль), так и вне урока работа в библиотеке по определенной программе, согласованной с преподавателем. Подготовка к конференции и др. Итак, каждый из приведенных выше четырёх вариантов взаимодействия преподавателя и учащихся (учащегося и учащихся) в процессе обучения представляет собой одной из общих организационных форм обучения. Взятые в системе с учетом взаимосвязей они, являясь относительно устойчивыми образованием, определяют организационную структуру обучения учащихся. Однако устойчивость способов организации элементов системы обучения, не исключают ее возможности. Система организационных форм обучения в профессиональном училище должна отражать все новые, прогрессивное, что рождается сегодня в практике обучения и воспитания. Необходимо отказаться от устаревших стереотипов в организации обучения. Вместе с тем это вовсе не означает категорического отказа обо всех имеющихся традиционных форм обучения. Так, в настоящее время основной формой организации обучения учащихся продолжает оставаться урок. Так как пока нет экономической возможности отказаться от классно-урочной системы. Дающей каждому учащемуся равные возможности привить определенный круг знаний, умений и навыков. 2. Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний. Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения. В настоящее время в практике ПТУ урок из основных формы обучения превратился в единственную, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация). Признавая урок как основную, но не единственную форму организации занятий в ПТУ, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении этой категории. Это неправомерное отождествление урока как организационной формы с классным занятием. С частью, отрезком, звеном самого процесса обучения. Урок - это, прежде всего целостная система. Включающие компоненты процесса обучения: характер целей. Содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе. Таким образом, несмотря на всю сложность понятия « урок, считаем наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, систематически применяемая (в определенной отрезок времени) для коллективного индивидуального решения задач образования, воспитания и развития. Неразрывно с этим определением связаны и такие понятия. Как типология уроков, структура уроков. Типология уроков, в процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков. В педагогической литературе встречаются различные подходы в решении этой проблемы. Одни авторы выделяют типы уроков в зависимости от дидактических целей, этапов обучения и видов деятельности. При этом называют от 3-18 типов уроков. Другие вводят понятие - вид урока. Основанием для определения вида урока является ведущий метод организации деятельности учащихся. Поскольку способов организации деятельности множественно, то и видов урока можно выделить множество. Например: -урок – лекция ; -урок - беседа; - урок-экскурсия 4 -самостоятельная работа ; - лабораторная работа ; - решение задач и т.д.; При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии. В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков 1. Уроки усвоения нового материала; 2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков 4 3. Уроки контроля и коррекции знаний, умений, и навыков 4. Комбинированные уроки В зависимости от характера деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды: -урок-лекция ; - урок – беседа ; - киноурок; - телеурок; - теоретический или практический; - самостоятельная работа; - урок смешанный; Для второго типа: -урок самостоятельная репродуктивная работа (устная, письменная); -лабораторная работа; -практическая работа ; -экскурсия ; - семинар ; - обзорная лекция ; - конференция; - итоговый киноурок; - обобщающая самостоятельная работа ; - коллективный анализ учебного материала ; - контрольная работа. Для третьего типа: - устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) -письменные, -зачет -контрольная (самостоятельная работа) -смешанный (сочетание первых трех видов). В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех типов уроков. Структура урока Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого. Структура есть «неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем «. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части целого, и если объект меняется, то это касается в первую очередь его структуры. В понятие структуры урока включают три признака: -состав ( элементы урока ); - последовательность включения эти элементов ; - взаимодействие этих элементов. Выбор элементов структуры урока является одной из главных проблем, рассматриваемых сейчас исследователем, ибо структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе урока по теме (разделу) программы. 3. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урока отражаются все этапы профессиональной деятельности, приведенные ниже. Этапы моделирования системы уроков . 1. Подготовка к уроку она включает 2. –анализ состояния предшествующей подготовки учащихся (знания, умения, навыки ); 3. – анализ содержания учебного материала по теме; 4. – анализ условий (материально-технических. Морально - психологических. На основании всестороннего анализа преподаватель приходит в постановке конкретной цели, т.е. моделируется уровень знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащихся, намечаются этапы достижения этой цели – постановка конкретных задач и намечаются предварительная система уроков. 2. Поиск различных путей достижения поставленных задач, он включает в себя: отбор содержания. Выбор методов. Обеспечивающих различный характер деятельности учащихся на уроке, выделение времени на каждый структурный элемент, уточнение системы уроков. На втором этапе идет выбор вида урока и моделирование его на уровне методической подструктуры. 3. Организация и моделирование. Разработанная модель накладывается на реальный процесс, в ходе которого идет его коррекция. 4. 4. Контроль, учет и анализ степени достижения поставленных задач на данном уроке. Это позволяет осуществлять преемственность между отдельными уроками, обеспечить целенаправленное управление учебно-познавательным процессом в ходе образования, воспитания и развитие учащихся. 4. Основные формы организации производственного обучения Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общественном производстве. Решение названных задач подготовки обусловливают разнообразные виды взаимодействия. К ним относятся : фронтальное, групповой, индивидуальное взаимодействие (общение) мастера и учащихся , учащихся и учащихся. Фронтальное взаимодействие предполагает одновременное инструктирование и показ приемов работы всем учащимся и выполнение ими заданий одинаковой сложности и по одной теме. Данный вид взаимодействия реализуется через такую форму организации обучения. Как урок и характерен для формирования первоначальных профессиональных навыков. Групповой взаимодействие - общение с небольшими группами учащихся, каждая из которых может выполнять индивидуальное задания и по сложности, и по теме. Реализуется такое взаимодействие через бригадную форму организации производственного обучения, лабораторно-практические замятия, дидактические игры. Индивидуальное (парное) взаимодействие предполагает обучение по типу: мастер-ученик, ученик-ученик. Это взаимодействие обеспечивает решение задач контроля деятельности, а также некоторых задач обучения, связанных с особенностями отдельных учащихся, и реализуется через различные форы взаимопомощи. Все указанные формы организации производственного обучения имеют место в профессиональной подготовки. Заключение Многообразие применяемых в профессиональном училище организационных форм обучения не исключает единства требований к ним. Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую учащихся деятельность. Одинаковое образование всех учащихся невозможно. Его никогда не было, и сейчас нет. Организационные формы обучения должны способствовать активности учебной деятельности учащихся: разное содержание. Структура, объем учебной работы, соответствующие реальным возможностям каждого обучающегося и главное-создание условий, позволяющих раскрыться даже при фронтальных формах обучения. Например, через участие в беседах, при высказывании своего мнения в процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы, требующих для своего разрешения творческого поиска, догадки, особое внимание на эффективность обучения оказывают интеллектуальные эмоции- эмоции удивления, догадки, сомнения, новизны, уверенности, а также эмоции успеха, неуспеха, связанные с результатом мыслительной деятельности. Для создания педагогически целесообразно эмоциональной насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных организационных форм обучения. Список использованной литературы 1. Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1985. 2. Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М1975 3. Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 1989г |