Реферат: Педагогика воспитательной работы с персоналом правоохранительного органа
Название: Педагогика воспитательной работы с персоналом правоохранительного органа Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
РЕФЕРАТ На тему: „ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ” Виконав: Слухач магістратури „Правознавство” КИЇВ - 2008 Особенности системы воспитания в правоохранительном органеВ любом деле главное - люди. Воспитание - целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общественных ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс формирования и совершенствования социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств. Воспитание превращается в виде педагогической деятельности, когда делается целеустремленным, когда организуется и проводится подчиненная его цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, методами, приёмами, средствами воспитания, апробированными в опыте \ разработанными педагогической наукой. Целью системы воспитания является содействие совершенствованию воспитанности каждого сотрудника коллектива, обеспечивающих их самореализацию и самоутверждение, а также успешное решение профессиональных задач. Основные задачи системы воспитания в правоохранительном органе: максимальное использование возможностей, для содействия сотрудникам в совершенствовании их социальных качеств, самореализации и самоутверждении в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоохранительным органом; удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональном , правовом, гуманитарном, моральное культурном и ином цивилизованном совершенствовании своих социальных достоинств; обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами, а также их коррекция в интересах достижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законности и правопорядка результатов; контроль за происходящими в личности сотрудников и в коллективе изменениями, относящимися к признакам воспитанности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания; создание в правоохранительном органе воспитывающего коллектива; профилактика профессиональной деформации личности сотрудников, возникновения в коллективе правоохранительного органа негативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений; использование всех воспитательных возможностей самой правоохранительной деятельности, которой сотрудники напряжённо занимаются весь день и отрыв от которой для участия в специальных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен; проведение индивидуальной воспитательной работы как главного направления в целенаправленных воспитательных воздействиях на сотрудников, отвечающих условиям занятости их профессиональной деятельность и специфике практического органа, призванного практически решать задачи; организация системы специальных общих воспитательных мероприятий в допустимом объёме. Педагогически правильная организация системы воспитания в правоохранительном органе включает пять основных направлений воспитательной работы: создание воспитывающей среды, обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею, обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном орган применение специальных общих форм воспитательной работы, стимулирование самовоспитание. Педагогические принципы воспитания сотрудников: A) Содержательные принципы воспитания: Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания; принцип опережающего характера воспитания и педагогического оптимизма; принцип гражданственности; принцип гуманистической направленности; принцип научности; принцип воспитывающей деятельности; принцип воспитывающего управления; принцип воспитывающего коллектива, воспитания в коллективе и через коллектив; принцип воспитывающей внешней среды; принцип единства воспитания и самовоспитания. B) Методические принципы: принцип гибкого комплексирования и использования разных методов воспитания, средств и приёмов; принцип единства и согласованности педагогических воздействий; принцип сотрудничества и партнерства; принцип активизации рефлексии личности. Морально-психологическая подготовленность - необходимый компонент (вид, грань, характеристика) профессиональной подготовленности сотрудника правоохранительного органа, отвечающий моральным требованием правоохранительной деятельности и обеспечивающий её осуществление в строгом соответствии с высокими моральны] нормами. Системная структура морально-психологической подготовленности: морально-психологические знания, взгляды, убеждения; морально-психологические мотивы; морально-психологические умения и навыки; морально-психологические качества. Морально-психологическая подготовленность - мощная, современная система внутренних сил и норм поведения, система ценностей, сохранению которой и следованию которой неуклонно подчиняет своё поведение должным образом подготовленный сотрудник. Это важнейшая часть нового общечеловеческого мировоззрения - гуманного, демократичного, отвечающего требованиям правового и цивилизованного общества, альтернативы котором будущем нет. Целью морально-психологической подготовки (МПП) выступает подготовка персонала правоохранительных органов к высокоморальному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях, формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности у каждого сотрудника, как важнейшего компонента его профессиональной подготовленности и как особого профессионального свойства его личности. Основные задачи МПП: подготовка сотрудников к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления общества к построению современного, цивилизованного, гуманного, демократического, правового общества; формирование и развитие морально-психологических основ к добросовестной службы, верности профессиональному долгу, Присяге, Закону; развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции; формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения поведения при решении профессиональных задач; формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой; сплочение коллективов правоохранительных органов на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувств долга, ответственности, чести; повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству. Содержание МПП: человек, общество, мораль; право и мораль, моральные вопросы профессионального долга сотрудника, военнослужащего внутренних войск, должностного лица; профессиональная деонтология и этика юриста; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника с гражданами, профессиональный этикет; морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения сотрудника в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в работе сотрудника на собой. Виды МПП: по времени проведения различают предварительную ( проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную ( проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем! прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий); по разным правоохранительным органам: МПП личного состава ОВД, СБУ, налоговой милиции, прокуратуры и др.; по разным специальностям сотрудников: криминальной милиции, спецотрядов, инспекторов ДЛИ, участковых и др.; по конкретным профессиональным задачам: к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.; подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи; по должностному положению: всего персонала, рядовых работников, руководителей. Организация МПП по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач; МПП в процессе специального курса. Основные элементы оптимальной методики занятий по МПП: диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями; свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок, каждым обучающимся; искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода о острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов; ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки на занятиях; требование аргументированного морального обоснования личных мнений, оценок, суждений обучающимися; организация руководителем занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего; коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок; теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе, недавно или только что происшедших; коллективная моральная проработка предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучаемых действий; активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменений навыков, привычек, взглядов обучающимися; расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя); коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных нор или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, части, коллектива или даже себя лично; обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников вколлективе; совместный поиск ответов на причины не приживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточно авторитета сотрудников у населения, путей их повышения; обсуждение путей совершенствования своей МПП. Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора ("моральных дилемм", моральных казусов).Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, характерная наличием выраженного морального аспекта. Разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и другой метод - "Я сам" (в вариантах "поведение" и "сверка"). Позволяет формировать не только умственные моральные умения и навыки, но и привычки, установки, навыки и умения действий и поведения. "Я сам поведение" метод базируется на особой методической разработке, воплощенной в "Учебной книжке-памятке". Она выдаётся каждому обучающемуся и содержит три части; рекомендации по организации работы, методические рекомендации и лист самоконтроля. Сердцевина её - методические рекомендации. Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов - главное в их профессиональном воспитан Важнейшая задача его -обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности. Правовая воспитанность характерна: обострённым чувством справедливости, нетерпимостью ко злу, бесчеловечности, преступности и преступникам; беспредельным уважением к закону и законности, отношение к ним как и к высшим социальным и личным жизненным ценностям; рассмотрением законного решения всех вопросов как проявления высшей справедливости, сформированностью жизненных целей, планов, намерений личного участия в защите прав и свобод граждан в борьбе с преступностью, постоянным стремлением к выбору и использованию только правомерных, строго законных способов решения профессиональных задач и решения личных жизненных проблем; непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам. Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты ней - нечестность, непорядочность, безответственность, утраченное чувство долга и чести, ощущение вседозволенности, профессиональная неустойчивость, жадность, продажность и т.п., выступают главной личной причиной нарушений законности, особенно таких, как: корыстные злоупотребления, превышение власти, укрытие преступлений от учета, мздоимство, коррумпированность. Лишь отношение к закону, контролируемое самым надёжным и суровым "внутренним прокурором" - совестью, обеспечивают законность действий сотрудника всегда и везде. Умения по основным стадиям правоприменительного процесса: умение провести анализ фактических обстоятельств, которые образуют фактический состав данного дела, и решить вопрос об относимости их к юридическому составу (правонарушение, проступок, преступление); умение выбирать (найти) правовую норму (принцип, принципы) и удостовериться в правильности их текста: умение осуществить толкование юридических норм и "наложить" их на конкретную ситуацию; умение принять решение в соответствии с правовыми предписаниями и государственным интересам, т.е. сформулировать индивидуальные государственные веления. Профессиональная деформация - негативные проявления изменений в личности профессионала, вызваны' противоречивым влиянием профессиональной деятельности и отрицательно сказывающиеся на неё. В сущности, это регресс в воспитании личности. Он особенно опасен у сотрудников правоохранительных органов, ибо профессиональна; деформация чаще всего рукоприкладство, угрозы оружием, незаконные задержания и аресты, силовое принуждение к даче признательных и свидетельских показаний, неадекватное ситуации применение оружия и др. Так, у части сотрудников возникает: болезненная подозрительность и недоверие ко всем людям. Понятия честь, достоинство, совесть, честное слово превращаются в их сознании в фикцию и единственную ценность приобретает доказанный, законно документированный факт; утрата чувствительности к человеческой беде, равнодушие к горю, переживаниям, к нравственным и психологическим ранам, к самолюбию и чувству личного достоинства людей, честному имени и др. ("насмотрелся", "напереживался", к делу не подошьёшь"); чисто нормативное мышление, стремление к только формальной правильности своих действий, соблюдении инструкций при игнорировании социальных, моральных, психологических, педагогических и иных соображен перестраховка); убеждение, что главное в работе не защита конституционных прав граждан, а раскрытие и расследование преступлений; правовой ригоризм, амбициозность - вера во всесилие закона, убеждение, что только совершенствованием законодательства можно улучшить дело; что лишь ужесточение уголовных наказаний, увеличение прав правоохранительных органов может дать результат, а всё другое - разговоры, "игрушки", мелочь; чувство непогрешимости и вседозволенности, упоение властью над людьми, стремление к подавлению воли человека и подчинению своей. Профессиональная деформация, как правило, захватывает личность в целом. У следователей, например, она обнаруживается в "оборонительном поведении" (необходимости принуждать себя к работе, не перестраховываться), отказе от творческого подхода, склонности к косности, рутине, волоките, правовом нигилизм, ложной корпоративное!! ("чести мундира"), карьеризме, индивидуализме, альянсу с коммерческими структурами (в лучшем случае регулярным дармовым выпивкам, в худшем - предательству интересов службы). Возникновение признаков и проявлений профессиональной деформации во многом определяется индивидуальной подверженностью ей, зависящей от воспитанности сотрудника, уровня его культуры, морально-психологической подготовленности, воли, умения осуществлять самооценку и предъявлять требования к себе и др. |