Контрольная работа: Психолого-педагогический консилиум, проведение консилиума в ДОУ

Название: Психолого-педагогический консилиум, проведение консилиума в ДОУ
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: контрольная работа

Контрольная работа

ТЕМА: «Психолого-Педагогический консилиум: проведение консилиума (разработать план-конспект консилиума в ДОУ)»

План – содержание:

Введение

1. Характеристика психолого-педагогического консилиума

2. План-конспект проведения консилиума в ДОУ


Введение

Психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.

1. Характеристика психолого-педагогического консилиума

Ведущая функция дошкольных учреждений – функция здоровьесбережения, развития здорового образа жизни, что прямо исходит из ст. ст. 32 и 51 «Закона об образовании». Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы.

Деятельность такой службы сопровождения ребёнка в ДОУ и семье можно определить и как деятельность службы здоровья, так как она носит мультидисциплинарный характер, обеспечивает согласованность в деятельности медицинского персонала, педагогического коллектива, родителей, детей, обеспечивает системный подход к развитию здоровьесберегающей деятельности в целостном педагогическом процессе.

Рационально организованная деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ носит поэтапный характер. Основные этапы её деятельности – аналитический, конструктивный, проектировочный, организаторский, рефлексивный. Служба обеспечивает согласованную, системную деятельность различных специалистов, семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребёнка. При этом специалисты МППК в первую очередь рассматривают состояние здоровья ребёнка как исходную позицию в решении проблем развития. В программах сопровождения особую значимость приобретает формирование здорового образа жизни.

Здоровье – комплексный индикатор образовательного пространства, отражает все связи ребёнка: биологические, материальные, духовные, культурные творческие. В свою очередь здоровье расценивается как позитивное состояние культуры, образования, качества жизни, благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений.

Основные направления деятельности консилиумов это:

Выявление проблем развития и здоровья.

Разработка стратегии сопровождения ребёнка.

Психолого-педагогические консилиумы реализуют ряд задач:

- создание в ДОУ информационного фонда о физическом состоянии воспитанников, информирование субъектов образовательного процесса о результатах мониторинга;

- выявление и анализ причинно-следственных связей между физическим состоянием детей и воздействием факторов окружающего пространства;

- прогнозирование, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на здоровье дошкольника; психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в ДОУ и семье.

Таким образом, психолого-педагогические консилиумы выполняют диагностико-прогностическую, коррекционную, информационно-просветительскую функцию и функцию научного обеспечения и координации процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве.

2. План-конспект проведения консилиума в ДОУ

Тема: «Подготовка детей к школьному обучению»

Многие родители и педагоги считают, что проблема подготовки к обучению в школе становится актуальной для детей только 5-6 лет. Однако данному вопросу необходимо уделять внимание значительно раньше, т.к. диагностика детей раннего возраста показывает наличие отставания в развитии.

Ведущая педагогическая идея : Создание наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Целью - Создать психолого-педагогические условия, наиболее благоприятные для продуктивного, с точки зрения полноты и многогранности развития, проживания детьми своего дошкольного детства.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач :

· Оказание помощи педагогам в создании психолого-педагогических условий для максимальной реализации возможностей детей каждого возраста и отдельного ребенка через консультативную и информационную поддержку;

· Создание условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ;

· Выявление уровня актуального психологического развития детей, начиная с самого раннего возраста;

· Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;

· Создание условий для психологического развития детей.

Технология:

Для решения этих задач была создана система работы, предусматривающая специальную деятельность, ориентированную на определенный возраст детей.

Первым этапом этой работы стала школа матери , основанная на пренатальной педагогике (занятия для беременных женщин) – «В ожидании малыша».

Каким ребенок появится на свет - здоровым, крепким, сильным или слабеньким, болезненным - во многом зависит от поведения мамы, её настроения, самочувствия, от её знания, как разумно организовать свою жизни во время беременности. Поэтому цель деятельности на этом этапе - содействие формированию здорового развития ребенка на самых ранних этапах. Взаимодействие нескольких специалистов - врача-гинеколога, музыкального руководителя и психолога - позволяет просвещать будущих матерей и формировать физиологическую, психологическую готовность к рождению ребенка.

Второй этап - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста и их родителей. Для того чтобы потенциальные возможности развития ребенка, заложенные природой, были реализованы, были созданы условия для взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании и развитии ребенка раннего возраста через реализацию проекта «Первые шаги вместе».

В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Однако, как показывает практика, большинство родителей не обладают необходимыми знаниями, более того, не подозревают о необходимости раннего воспитания ребенка и относятся к этому без должного внимания, а значит, теряется время. Потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни. Реализуемая программа включает в себя практическую и теоретическую части: занятия для детей с 1 года до 2 лет вместе с мамами и консультации для родителей с целью повышения их психолого-педагогической грамотности.

Таким образом, первые два этапа позволяют организовать психолого- педагогическое сопровождение семьи и ребенка, начиная с пренатального возраста. Продолжается это сопровождение и с поступлением ребенка в детский сад.

Третий этап – это работа с детьми от 2 до 6 лет . Она строится по общему алгоритму, который позволяет сделать работу системной. Этот алгоритм включает в себя и традиционные направления работы психолога, однако использование новых форм позволяет добиваться более высоких результатов:

Цель психолого -педагогического консилиума: позволяет объединить усилия всех педагогов для разработки и планирования единой стратегии сопровождения ребенка. При этом наиболее эффективной формой ППК педагог считает интерактивную, которая предполагает активное участие педагогов в анализе, оценке и обсуждении диагностических работ детей. Такая форма создает условия для принятия единого решения и взаимодействия всех участников.

Дети, имеющие сложности в развитии, нуждаются в индивидуальной комплексной помощи всех специалистов ДОУ. Поэтому в детском саду организована работа психолого- педагогического консилиума.

Формы сотрудничества с родителями :

1. Открытые просмотры для родителей, на которых они имеют возможность понаблюдать за своими детьми, используя диагностическую карту, разработанную по конкретному занятию и включающую критерии оценки развития.

2. Участие родителей в психологической диагностике. Для этого были разработаны диагностические карты для родителей, в которые включены шкалы оценки развития ребенка, компоненты готовности на доступном для родителей уровне. По ним родители могут сами отслеживать предъявляемые ребенку требования и оценивать его результаты. Затем происходит обсуждение результатов на основе этой карты.

3. Все родительские собрания проходят в интерактивной форме. Это помогает активизировать каждого родителя, создавать условия для того, чтобы они могли высказать свое мнение, проблемы и задать вопросы по теме. В результате не психолог учит родителей, а родители рассуждают, пытаются совместно искать ответы и решать проблемы. Родители активно участвуют в обсуждении тем, проблемных ситуаций, в анализе и оценке диагностических работ детей, проигрывании игр и упражнений на развитие ребенка.

4. Темы встреч с родителями, предложенные психологом, охватывают все стороны развития и воспитания детей. Родителями отмечены как наиболее интересные, актуальные и практичные следующие темы: «Психологическая готовность к школьному обучению», «Родительское программирование», «Половое воспитание дошкольника», «Детская ложь. Профилактика и коррекция», «Бесконфликтная дисциплина», «Как развивать ребенка» (для каждого возраста), «Виртуальная агрессия».

5. Для просвещения родителей используются и такие формы, как памятки, папки-передвижки, где очень коротко даны рекомендации по развитию и воспитанию детей.

6. Большой интерес родителей детей с 4 до 6 лет вызывают занятия по программе коррекции и развития детско-родительских отношений «Связующая нить» (совместные занятия ребенок-мама), потому что, по мнению родителей, эти встречи помогли им ощутить единение со своими детьми и получить положительный опыт общения.

В работе психолого-педагогического консилиума проводятся следующие диагностические программы :

1. Программа по профилактике социально-опасных заболеваний «Сказка – ложь, да в ней намек» для детей с 5 лет.

Основная идея - в раннем возрасте, проводить раннюю скрытую профилактику социально обусловленных заболеваний, выявить возможные проблемы и подготовить детей к отреагированию негативных жизненных ситуаций.

2. Коррекционно-развивающая программа «Азбука общения» для детей с 4 до 6 лет.

3. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

4. Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка. Для детей с 5 лет.

Завершающим этапом является подведение итогов реализации программ; он включает в себя диагностику уровня развития детей к моменту окончания детского сада и обсуждение результатов.

Итоги работы психолого-педагогического консилиума:

1. Реализация психологических коррекционно-развивающих программ для детей в ДОУ позволяет добиваться положительной динамики в развитии детей.

2. Организация комплексной работы по развитию детей позволила добиться повышения процентного числа детей с высоким уровнем и общего числа детей, готовых к школьному обучению (высокий и средний уровни).

3. Увеличилась посещаемость родительских собраний и обращаемость к психологу с запросами;

Таким образом, такая система позволяет создать психолого-педагогические условия, наиболее благоприятные для продуктивного проживания детьми своего дошкольного детства, а значит, и для повышения уровня психологической готовности к школьному обучению.


Библиографический список:

1. Детская практическая психология / Под ред. Т. Марцинсковской. – М., 2003

2. Детский практический психолог. – М., 2001

3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003

4. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Дону, 2005

5. Практическая психология образования. – СПб., 2004