Курсовая работа: Человек выбирает профессию
Название: Человек выбирает профессию Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа на тему: "Человек выбирает профессию" Выполнил Сеньшов И.А. Студент 41 группы, специальность физика-информатика проверил Сухов И.Н. МОСКВА, 2008 ГОД СОДЕРЖАНИЕ Введение.. 3 Родительская семья и выбор профессии. 5 Общеобразовательная школа и выбор профессии. 11 Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выбор 20 Заключение.. 28 Список литературы... 30 ВведениеПрофессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги. В этом реферате я стремился дать популярное изложение основных вопросов выбора профессии с социально-демографической точки зрения. Основное внимание уделено соотношению потребностей народного хозяйства в работниках разных профессий и профессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи и школы как главных "агентов" социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выбора профессии. Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии - это, по существу, выбор жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа - главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье. Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная "отдача". Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов. Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага - вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора. В условиях развитого социализма и научно-технической революции для советской молодежи складывались объективно все более благоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями личности. У нас давно ликвидирована классовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется "веер" профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции. Правильный выбор профессий - важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм). Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего. В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем. Родительская семья и выбор профессииВ антагонистических общественных формациях судьба детей определяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всех развитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность, т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения "вверх" обычно незначительны. Это хорошо видно по составу студентов. Так, относительные шансы поступления в вуз для молодых людей - представителей привилегированных и непривилегированных слоев в 60-е годы составляли: в Англии-4: 1, во Франции и Японии - 30: 1, в ФРГ - 48: 1, в Испании - 87: 1, в Португалии - 129: 1. Для нашей страны характерна очень высокая социальная мобильность. Советский рабочий класс интенсивно пополняется выходцами из крестьян, интеллигенция - детьми рабочих и крестьян. Известно, что слой интеллигенции в дореволюционном населении Российской империи был очень невелик. В 1913 году высшее образование имело всего 136 тысяч человек. В начале же 1979 года в народном хозяйстве страны было занято 11,1 миллиона специалистов с высшим образованием. Так что практически почти вся советская интеллигенция вышла из рабочих и крестьян. При всем том социальное положение родителей сказывается, разумеется, на социальном и профессиональном положении детей. В какой мере? В кругах интеллигенции образованность весьма ценится. Дети из семей интеллигенции также ориентированы на образование. Между тем некоторая часть молодежи не стремится получить общее среднее и вообще среднее образование, учится лишь по обязанности, что, как хорошо известно, создает в средней школе определенные проблемы. По-видимому, отрицательная установка по отношению к образованию формируется у некоторой части подростков и под влиянием семьи. Заметим, что выделить "чистое" влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей детей едва ли возможно, ибо нынешний подросток находится в поле многообразных влияний: школы, сверстников, средств массовой информации. Тем не менее семья остается в подавляющем большинстве случаев главным "агентом" первичной социализации человека, т.е. процесса усвоения им основных норм и правил человеческого общежития, передачи обычаев, навыков, традиций. Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе и деревне, знаниям, социальному статусу и т.д. И если, скажем, деревенская девочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работа у нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы и общественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, перед окончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей, как мы уже сказали, вырабатывает прежде всего семья. Социальная стратификация в советском обществе потеряла тот смысл, который она имеет в обществе буржуазном, где объективно выделяются социальный "верх" и "низ" и где успех в жизни связывается обычно с вертикальным социальным продвижением "вверх", а перемещение "вниз" столь же определенно означает жизненный неуспех, если не катастрофу. Советское общество идет, как известно, к социальной однородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных "верхов" и "низов" в нашем обществе нет. Однако субъективно каждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют и определенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, для занятия которого обязательно или желательно высшее образование. Это хорошо видно и из приведенных выше таблиц оценки профессий выпускниками средних школ. Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разных семей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного и того же. Так, в советских вузах широко представлены все слои советского общества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем, интеллигенции и колхозников существенно различна. Кроме того, дети интеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами, факультетами, специальностями. Среди последних больше доля поступающих в сельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых - на гуманитарные факультеты и на те, после окончания которых больше вероятность работы в науке. По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы. Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городские мальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах. В этом отношении существенные преимущества имеет деревня. Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончания школы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломки сельскохозяйственных машин. Знают, какие требования предъявляют те или иные сельские профессии к человеку, чтб они дают человеку в материальном и иных отношениях. Сельские подростки имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятий предъявляет к человеку. Городские дети всего этого лишены. С рядом профессий они, конечно, знакомы, однако не с полиций работника, а с позиций того, на кого этот работник воздействует, с кем он так или иначе воздействует (профессии учителя, продавца, милиционера и т.д.). Разумеется, городской школьник понаслышке или вприглядку имеет некоторые представления о широком круге профессий, однако это совсем не те знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбрать занятие. Семья здесь тоже мало чем может помочь, поскольку знания о профессиях у подавляющего большинства людей ограничены обычно лишь теми занятиями, к которым они сами имеют отношение. Несравненно больше роль семьи в социальной ориентации, в нацеливании детей на те или иные социальные позиции. Так, несомненно, что в ориентированности большей части сельской молодежи российского Нечерноземья на город сильно сказывается предпочтение города селу родителями, особенно матерями. Специальное обследование, проведенное в сельских местностях Орловской области, показало, что большинство сельских женщин и почти половина мужчин хотели бы видеть своих детей в городе. (Табл.1)
Предпочтительные места проживания детей, в% к опрошенным Данные этой таблицы - результаты ответов 'на вопрос: "Где, вы считаете, лучше жить вашим детям? ", который задавался молодым мужчинам и женщинам, имеющим детей. Судя по этой таблице, большинство сельских родителей будет ориентировать своих детей на жизнь в городе. Таблица весьма точно соотносится с данными о миграции между переписями 1970 и 1979 года: за эти 9 лет сельское население Орловской области уменьшилось на 30 процентов - больше, чем в любой другой области страны. Несомненно, что позиции родителей - важная непосредственная причина этого результата. Подавляющее большинство опрошенных в этом исследовании выпускников средней школы хотело поступить в вуз. Две трети колхозников желали, чтобы их дети получили высшее образование. Наиболее привлекательными для выпускников средних школ Орловской области были профессии учителя, врача, инженера, военного, а наименее привлекательными - профессии работников сферы обслуживания и животноводства. Аргументация тех, кто предпочитает город, такова: в городе, лучше культурно-бытовые условия, условия для воспитания детей, выше заработки, интереснее работа. Как показывает табл.1, женщины значительно менее довольны сельской жизнью, чем мужчины. Разгадка этого - в условиях деревенского быта, из-за которых у деревенской женщины две "смены" ежедневно и почти нет свободного времени. Матери не желают повторения собственных судеб в жизни дочерей. Девушки, как уже говорилось, раньше и активнее уходят в города, чем юноши. Уходят обычно с благословения родителей. А недостаток девушек толкает на уход в город и парней. Отсюда видно, что проблему выбора профессии и распределения молодежи по отраслям и видам деятельности нельзя рассматривать узко - только как проблему профессиональной ориентации. Профессиональные выборы происходят, как правило, на основе выборов социальных, являются в значительной мере следствием именно этих более широких выборов, в которых роль семьи исключительно велика. Не надо думать, что предпочтения молодежи обязательно рационально обоснованы и хорошо осознаны. В одном из социологических обследований, проведенном новосибирскими социологами под руководством Т.И. Заславской, школьники восьмых классов писали сочинения о том, как они представляют свою будущую жизнь… В одном из сочинений были такие слова: "Жить я хочу только в городе, а почему - и сам не знаю". Предпочтения как бы "носятся в воздухе", ими пропитана социально-психологическая атмосфера. Эффективное воздействие на профессиональное распределение молодежи предполагает активное воздействие на условия труда, быта и отдыха, поскольку именно отражение этих условий в сознании молодых людей и их родителей создает почву, на которой только и возможна работа по собственно профессиональной ориентации. На профессиональной ориентации молодежи, последующем выборе и перевыборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни молодых людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. Особенно сильно это отражается на профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении девушек. Они при выборе профессии в значительно большей степени, чем юноши, учитывают требования будущих социальных ролей жены, матери, хозяйки дома. Как правило, у мужчин семейная жизнь подчиняется требованиям профессиональной жизни, у женщин, наоборот, профессиональная жизнь в значительной мере подчинена семейной. И хотя в этой области произошли и происходят существенные изменения, требования будущей семьи весьма настоятельны, и пренебрегать ими невозможно. Нередко у женщин можно наблюдать конфликты профессиональных и семейных ролей. Так, скажем, женщине - геологу-поисковику, Проводящей ежегодно по нескольку месяцев и "поле", в семейной жизни приходится несладко. Общество изживает плоское и примитивное понимание равноправия мужчин и женщин в труде как абсолютного равенства, тождества. В большинстве случаев родительская семья старается ориентировать дочь на "женскую" или нейтральную в половом отношении профессию. А сами моряк, в абстракции чрезвычайно высоко оценивая такие романтичные профессии, как летчик или моряк, обычно для себя их не выбирают. Заметим, что в работе по профессиональной ориентации, проводимой общественными организациями и средствами массовой информации, требования будущей семейной жизни не всегда учитываются в должной мере. Так, одно время девушек очень настойчиво звали "на трактор", хотя современные тракторы противопоказаны женскому организму, а "женский" трактор до сих пор не создан. Семья в этом отношении настроена реалистично, и, как правило, выступает против таких ориентации. В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки. По этому в последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей. Общеобразовательная школа и выбор профессииОбщее образование - фундамент как специального образования, так и в наше время практической деятельности человека в любой отрасли и профессии. Уже поэтому роль общеобразовательной школы в распределении молодежи по видам занятости должна быть весьма значительной. Другой вопрос - насколько реальные достижения школы соответствуют требованиям к ней общества. В 1978 году сразу после школы в народное хозяйство влилось более полутора миллионов выпускников. Из них 35 процентов пошло в промышленность, 34 - в сельское хозяйство. Около 40 процентов окончивших восьмой класс поступили в профессиональные учебные заведения. Возможности самостоятельного обоснованного решения вопроса о своем будущем у 15-летнего подростка, как уже говорилось, незначительны. Роль школы в определении его жизненного пути велика. Хотя формально вопрос о том, где продолжать учиться, решают сам ученик и его семья, школа нередко весьма настойчиво рекомендует определенное решение, и между семьей и школой иногда возникают разногласия. Каковы критерии, по которым относят учеником к тому или иному потоку? Глинным объективным критерием для школы, как правило, выступает успеваемость ученика. Наиболее успевающих желают оставить в девятом и классе, успевающих слабее - направить в ПТУ. В основе такого подхода лежат интересы самой. Но насколько и всегда ли оправдан такой с точки зрения интересов всего общества, с одной стороны, самих учащихся и их семей, с другой? Рекомендуя учащимся после окончания восьмого класса поступить в среднее специальное учебное заведение или ПТУ, школа для суждения том, кто больше подходит к роли токаря или слесаря, портного или, скажем, сборщика часов, объективных показателей обычно не имеет. А ведь в этом случае ученик обязан выбрать конкретную профессию, о которой он, как правило, ничего не знает. Не здесь ли причина того, что нередко молодые люди попадают на совершенно не подходящие им рабочие места? Что, например, на рабочем месте, требующем глубокой и продолжительной сосредоточенности, оказывается очень общительный человек с подвижной нервной системой, а человек замкнутый - на месте, где он должен весь рабочий день общаться с постоянно меняющимися и очень разными клиентами? В первом случае страдает сам работник, во втором - и сам он, и те, кого он обслуживает, и во всех случаях страдает дело. Специальных испытаний для поступающих в техникумы и профтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям - например, дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количество ошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям на глазок, на основе здравого смысла - неизбежно. Это одна из основ массовой перемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получат возможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональной карьеры. Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу. Хотя обстоятельства коренным образом изменились, общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на "производство" будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняет эту важную, хотя и не единственную функцию. Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, вне самой школы. Баллы школьных аттестатов - вещь довольно относительная. О массовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно. Представляется, что лучший "оселок" уровня школьной образованности - иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностранную литературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится ли студентам тратить массу драгоценного времени для сдачи "тысяч" и обучения элементарному чтению специальной литературы со словарем? О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступления в высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкое распространение разного рода подготовительных курсов. Значительная доля выпускников средних школ не выдерживает вступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получает неудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки и четверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончил общеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но и нынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах. . Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьной подготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядок конкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаются разные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзамены свидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов. Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенный недостаток современной школы - пассивное усвоение знаний: их запоминание и воспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесь попадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякий хороший ученик - хороший студент, поскольку студент должен быть активнее и инициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент - хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем для обучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своего выпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужно высшее образование. Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу в настоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получения высшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своих выпускников? Здесь имеются существенные различия между сельской и городской общеобразовательной школой. В селе в последние годы широкое развитие получило движение школьных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают как практические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьник может перепробовать несколько профессий, получить представление об общем и особенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессии отвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа в ученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выбора профессии после окончания средней школы. Впрочем, следует отметить, что сельские подростки традиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенно осваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, где школьных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активно работают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдается стремление по быстрее "повзрослеть", освоить трудовые роли взрослых людей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки, самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которому доверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне! Особенно хорошую трудовую подготовку в школьные годы получают, как уже говорилось, сельские юноши из семей механизаторов. Эта подготовка чрезвычайно важна с точки зрения последующего определения своего трудового пути независимо от того, останется человек в сельском хозяйстве, будет работать на машинах в других отраслях или выберет иную сферу деятельности. Во многих сельских школах организовано серьезное изучение сельскохозяйственной техники и автомашин. Выпускники школы в ряде случаев подготовлены для практической профессиональной работы механизаторами. Однако право на управление сельскохозяйственными машинами, как и автомашиной, можно получить лишь после исполнения 18 лет. Поскольку большинство оканчивает десятый класс в 17 лет, эта подготовка в некоторой степени обесценивается. Невозможность профессиональной работы сразу после окончания школы "подогревает" миграционные настроения сельских школьников и способствует их уходу в города. В печати неоднократно ставился вопрос о целесообразности внесения некоторых изменений в трудовое законодательство, разрешающих работу на сельскохозяйственной технике, 16-17-летним. Однако, с другой стороны, современная техника при профессиональной работе на ней, т.е. продолжительном рабочем дне и однообразии трудовых операций, оказывает отрицательное воздействие на молодой организм. Совершенствование сельскохозяйственной техники, приведение ее в большее соответствие с возможностями и потребностями организма механизатора - важное условие успешного вовлечения молодежи в сельскохозяйственный труд. Особенно важно это с точки зрения вовлечения в ряды сельских механизаторов сельских девушек. Лучшая подготовленность сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, к труду вообще, к физическому труду в особенности, несомненна. Большую роль играет здесь, как говорилось, семья, непосредственное социальное окружение, которые высоко оценивают практические умения и поощряют их приобретение. Влияет весь строй сельской жизни, где без физического труда не обойдешься, если даже не работаешь в общественном хозяйстве; собственные сад, огород, скотина тоже требуют забот, ухода, вырабатывают умение работать и потребность в труде. Наиболее же важно, видимо, с точки зрения будущей - трудовой деятельности то обстоятельство, что сельский ребенок и подросток с малых лет включен в систему "взрослых" интересов и забот. Это вырабатывает определенный душевный настрой, формирует систему ценностей, в которой труд вообще, труд физический в частности, занимает очень видное, основополагающее место. Сельский подросток, при нередко меньшей общей развитости, по сравнению с городским, далеко опережает последнего по степени социальной зрелости. Это весьма существенное преимущество сельской молодежи. Оно сказывается и в выборе профессии, и в ее приобретении, и в последующей трудовой деятельности. И не только там, где не нужно высшего образования. Хорошо известно, что часто выпускники сельских школ, испытывая немалые затруднения при вступительных экзаменах в вуз и на первом курсе института, впоследствии не только "выравниваются", но обнаруживают выдающиеся успехи. Основа этих успехов - трудовое воспитание. В городе возможности трудового воспитания куда меньше. Тем больше должна быть роль школы. Общеобразовательная школа прошла долгий и извилистый путь проб на пути трудового воспитания школьников. Не так давно еще, в начале 60-х годов, пробовали давать всем школьникам профессиональную подготовку. В одних школах всех учили на столяров и швей, в других - на токарей и продавщиц и т.д. Однако подавляющее большинство выпускников не пошло работать по "школьным" профессиям. При такой постановке дела ни личные интересы, ни склонности, ни требования профессий к тем, кто их выбирает, не учитывались. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь 1977 г) указывает на необходимость обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания в общеобразовательной школе, организовать в этих целях эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся. Особое внимание обращается на развитие школьных мастерских, развертывание сети межшкольных учебно-производственных комбинатов. Межшкольные учебно-производственные комбинаты, где школьников обучают профессиям, накопили уже известный опыт работы. Однако такой формой подготовки охвачена пока сравнительно небольшая часть городских школьников. Общеобразовательная школа прилагает немало стараний для профориентации школьников. Она делает это силами учителей и с помощью передовиков производства, руководителей предприятий и учреждений, людей с "интересными" профессиями, представителей профтехобразования и т.д. Однако такая работа сталкивается с большими трудностями. Учителя, как правило, не знают мира профессий: ни того, что та или иная профессия из себя представляет, ни того, чего она требует от человека, ни того, что она человеку дает. Более или менее реальное представление большинство учителей может дать ученикам только о своей профессии. (что они и делают на протяжении всех лет обучения, даже если не ставят перед собой такой цели) и о небольшом круге профессий, наиболее тесно связанных с теми учебными предметами, которые они ведут в школе. Разного рода практические работники, привлекаемые школами для бесед с учениками, обычно хорошо знают свои профессии, а отнюдь не мир профессий. Часто это очень увлеченные своим делом люди, которые неизбежно действуют по нехитрому правилу: "каждый кулик свое болото хвалит". Воспитательное значение таких бесед может быть и большим, но к действительной профессиональной ориентации это имеет довольно отдаленное отношение. Представители системы профессионально-технического образования должны быть в принципе знатоками мира труда. Но перед ними обычно стоит задача укомплектования конкретных профессионально-технических училищ, и именно этой задаче подчинена их ориентационная деятельность. Кроме того, все перечисленные профориентаторы, кроме учителей, не знают конкретных учащихся. А ведь самая замечательная в абстракции профессия может по той или иной причине не подходить именно вот этому человеку. А сам 15-летний человек может еще и не понимать этого, даже если имеет некоторые представления о профессии. Да и знание многими учителями своих учеников весьма относительно. Их знают чаще всего по тем "параметрам", которые важны с точки зрения школы: по успеваемости, дисциплинированности, податливости, специфично школьной активности. Между тем с точки зрения будущей профессиональной деятельности могут оказаться более важными совсем иные параметры личности, которые надо специально изучать, а для этого и владеть методикой изучения, и иметь необходимое время. Чтобы школа могла эффективно заниматься профессиональной ориентацией, в ее штатах, очевидно, должны быть специальные люди,, знающие и школьников, и мир профессионального труда. Мир профессий должен быть известен таким людям под углом зрения именно профессиональной ориентации, а школьники должны изучаться ими под углом зрения будущей трудовой деятельности. Видимо, это должна быть специальная профессия. Что касается профориентационной деятельности самих предприятий и учреждений, то она чаще всего сводится к агитации за собственное предприятие и его профессии. Поэтому нередко на первый план выступают не профессиональные требования, а возможность учиться одновременно с работой, условия для развлечений и отдыха, наличие детских учреждений. Если вы скажете такому "ориентатору": "Вот вы агитируете этих девочек стать ткачихами, а может быть, многим из них больше подошла бы другая профессия, например продавца", - то можете услышать в ответ: "А зачем нам за других стараться, пусть сами о себе думают". В результате всего этого многие молодые люди сначала оказываются, не на своем месте. Как мы уже говорили, в конечном счете все как-то устроится. Кто-то сумеет адаптироваться к не совсем подходящей профессии, кто-то переменит ее (а может быть, будет не раз менять одну на другую), кто-то, "заработав стаж", пойдет учиться дальше. Все устроится, но не без издержек. И эти издержки могут быть очень велики: неудовлетвренность трудом и своей судьбой, пониженная производительность труда, низкое его качество, высокая текучесть кадров, отсутствие людей на определенных рабочих местах и невозможность использовать работников по специальности, недостаток рабочей силы в одних отраслях и районах и избыток - в других и т.д. Потери из-за отсутствия хорошо налаженной системы включения молодежи в трудовую жизнь очень велики. Организация и отлаживание такой системы - огромный резерв экономического и социального развития страны, тем более важный в настоящее время, что, как уже говорилось, прирост трудовых ресурсов в ближайшем будущем сократится. Производительность труда в народном хозяйстве может расти существенно быстрее, если каждый будет занят любимой работой. Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выборВ нашей стране существуют многие тысячи профессий. Абстрактно говоря, каждый молодой человек может выбирать свое будущее дело из всего этого необозримого многообразия. Практически, однако, спектр возможных выборов всегда значительно уже. Если бы даже человек имел представление обо всех профессиях, реально он должен выбирать из того профессионального набора, который существует в месте настоящего или возможного его проживания или во всяком случае поблизости от него. А в этом отношении между разными населенными пунктами и районами существуют большие различия. Они определяются как народнохозяйственной специализацией местностей, так и размерами населенных мест. Понятно, что, скажем, в "угольном" городе и городе "текстильном" состав профессий будет различным. Далее, небольшое село, поселок городского типа, малый и средний город и город-миллионер имеют совершенно различные по количеству наборы профессий. Чем больше поселение и чем разнообразнее отраслевая структура его хозяйства, тем богаче выбор. Это одно из важных преимуществ большого города, высоко ценимое населением. Широта профессиональных выборов - один из сильнейших магнитов большого города. Далее, структура вакансий, открытых для молодежи, может быть значительно уже всего набора профессий, существующего в данном месте. Многие рабочие места занимают те, кто уже работал или работает по данной или другой профессии. Если то или иное рабочее место по какой-либо причине (условия работы, заработок) привлекательно для тех, кто уже работает на других рабочих местах, то его обычно занимают эти работники: или их переводят на возникшие вакантные места, или они поступают туда после увольнения с других мест. Руководство предприятий, строек и учреждений обычно заинтересовано в опытных работниках и предпочитает • их только начинающим трудовой путь молодым людям. Во многих случаях юноши и девушки и не могут занять этих вакансий из-за недостаточной квалификации. Наивно было бы думать, что в большом городе человек выбирает из всего реального разнообразия вакансий. Главный ограничитель здесь - полное незнакомство молодежи с большинством профессий. На деле выбор каждый раз происходит из относительно небольшого круга широко и повсеместно распространенных занятий, а также некоторых профессий, с которыми человек знаком в силу особенностей собственной биографии. Если, скажем, человек вырос в семье, в которой есть представители какой-либо редкой профессии, то он будет с нею лучше знаком, чем другие, эта профессия войдет в круг тех, из которых он выбирает. Далее, среди знакомых в той или иной мере профессий, по которым имеются вакансии, может не оказаться той или тех, к которым человек чувствует склонность. У некоторой части молодых людей профессиональные склонности и призвание проявляются рано и ярко, так что они могут страстно стремиться именно к данной профессии, скажем, летчика, моряка или радиоинженера, которую нельзя получить в данном месте. Далее, часты случаи, когда в данном месте молодых людей, которые должны начать трудовой путь, значительно больше, чем рабочих мест, которые они должны занять. Наконец, учебные заведения профессиональной подготовки любого уровня размещены не повсеместно. Даже для поступления в ПТУ нередко приходится переселяться. Еще менее равномерно размещены техникумы, а подавляющее большинство вузов находится в крупных городах. По всем этим причинам выбор профессии и начало профессиональной работы или обучения избранному делу связаны часто с переселением, переменой места жительства. В последние годы в СССР ежегодно происходит 15-16 миллионов переселений. Наиболее подвижно население в возрасте от 15 до 25 лет т.е. в годы, когда завершается общее образование, выбирается род занятий, получается профессиональное образование, начинается работа в общественном хозяйстве. Несомненно, что большинство переселений в этом возрасте связано с распределением и перераспределением молодежи между отраслями народного хозяйства и профессиями, а также с нахождением молодыми людьми своего места в жизни в широком смысле слова. Из всего этого видно, что процесс выбора профессии и распределения молодежи по занятиям тесно вплетен в густую сеть социальных процессов, а следовательно, его эффективное регулирование возможно лишь в совокупности с воздействием на другие социальные процессы. Оптимизация миграционных процессов, в частности, - одно из главных условий совершенствования профессионального распределения молодежи. Человек не всегда получает ту профессию и окидывается на том рабочем месте, которые он выбирает. Не только сам человек и близкие ему люди выбирают ему профессию, но и профессии нас в известном смысле выбирают или, наоборот, отвергают. Так, в некоторых занятиях достаточно жестки медицинские критерии профессионального отбора (требования к зрению, вестибулярному аппарату и т.д.). Общая же медицинская справка о состоянии здоровья требуется от поступающих в профессиональное учебное заведение любого уровня или на работу в подавляющем большинстве случаев. Отбор студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений производится, как правило, в условиях вступительных конкурсов. Эти конкурсы по некоторым наиболее престижным профессиям бывают очень велики. По ряду "творческих" профессий устраиваются особые экзамены по специальности. Главный критерий приема - сумма набранных экзаменационных баллов. Для некоторых поступающих имеются определенные льготы (для имеющих производственный стаж, бывших военнослужащих, медалистов, учащихся подготовительных отделений). Вероятность поступления в вуз по конкурсу, при прочих равных условиях, больше всего зависит от фактических знаний абитуриентов. Такой порядок приема позволяет в известной степени учесть склонности и способности будущих студентов, поскольку фактические знания абитуриентов в значительной мере связаны с этими склонностями и способностями. Мало вероятно, что человек, которому трудно давалась в школе математика, пойдет на специальность, где нужна серьезная математическая подготовка, а человек, не любящий и не знающий языков и литературы, выберет филологический факультет. Однако имеются серьезные проблемы профессиональной подготовки для тех, кто на первое место ставит не будущую специальность, а просто возможность получить высшее образование, кого интересует не столько будущая работа, сколько диплом. Сложно складывается начало трудовой жизни и у тех, кого интересовала, скажем, наука, но по стечению обстоятельств пришлось учиться в педагогическом институте и "отрабатывать" обязательные три года учителем без склонности к такой работе. Возникает и ряд других сложностей и трудностей. Однако в целом в вузах и средних специальных учебных заведениях отбор поставлен лучше, чем среди других потоков бывших школьников. Набор учащихся в большинство ПТУ происходит без экзаменов и конкурсов. Не проводится никаких испытаний, связанных со склонностями, способностями и возможностями учащихся, важными с точки зрения будущей работы. Поскольку поступающие обычно недостаточно хорошо знают профессии, которые они сами или другие для них выбирают, и не знают других профессий, которые могут оказаться для них более подходящими, нередко происходят ошибки. В литературе имеется много данных о влиянии правильного подбора работников на эффективность труда. Приведем некоторые примеры - "Сборщики мелких деталей, не приспособленные по природным данным к этой работе, не могут выполнить плановые задания больше чем на 50-60 процентов"; "Как правило, производительность труда у рабочих, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40 процентов выше, чем у рабочих, качества которых не соответствуют таким требованиям". Таблица 2 Средняя величина показателя у молодых рабочих, в%
О существенном влиянии сознательного выбора профессии на результаты труда свидетельствуют, например, данные обследования, проведенного на промышленных предприятиях Свердловской области (табл.2). Как видим, у тех, кто выбрал работу случайно (по таким мотивам, как "здесь работают товарищи", "все равно, где работать" и т.п.), все экономические показатели деятельности ниже, чем у тех, кто выбирал профессию сознательно. Специалисты считают, что сильная зависимость результатов труда от физических и психических задатков человека требует введения профессионального подбора на основе определения профессиональной пригодности. "... Непригодность к работе в определенном виде деятельности не может быть компенсирована продолжительностью тренировки, ибо в процессе тренировки способность лишь развивается, а не создается вновь". Разумеется, результаты труда зависят не только от психофизиологических особенностей человека, но и от удовлетворенности его своим трудом. Однако эта удовлетворенность тоже в немалой степени определяется указанными особенностями. Специалисты полагают, что "объективную предрасположенность индивида к той или иной профессии можно определить с достаточно высокой степенью достоверности ". Из сказанного видно, что широкое использование профессионального подбора при распределении молодежи по профессиям - огромный резерв роста производительности труда. Конечно, свои' психофизиологические особенности в какой-то степени учитывает сам человек при самостоятельном выборе профессии. Однако в условиях недостаточного знания особенностей профессий и собственных возможностей большинство таких выборов совершается сугубо эмпирически, путем "проб и ошибок". Во всех случаях выбирать профессию должен сам молодой человек, а не кто-то другой за него. Сказать об этом надо потому, что нередко высказываются иные точки-зрения. Так, к примеру, А.В. Соловьев в специальном труде по профориентации, который мы уже цитировали, предлагая создать научно-практические центры, которые будут централизованно проводить работало профподбору и профориентации, руководить работой по профессиональной ориентации в школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах, считает, что они - должны "организовать широкую информацию молодежи о текущей и перспективной потребности данного региона в рабочей силе с целью убедить каждого подростка в необходимости приобретения именно такой (а не иной) профессии и занятия определенного рабочего места". Такая установка представляется весьма сомнительной и противоречащей другим утверждениям этого автора. Так, далее он утверждает, что эти центры должны "найти круг профессий, наиболее пригодных для конкретного человека". Вот именно "круг профессий", более или менее пригодных для данного человека, а также, видимо, и круг людей, наиболее пригодных для исполнения определенных профессиональных ролей. А уж выбор конкретной профессии и конкретного рабочего места - дело личное. Никакой необходимости в том, чтобы этот человек приобрел "именно такую (а не иную) профессию", в общем случае нет. Если, допустим, у общества есть потребность в том, чтобы в таком-то районе по 100 человек получили профессии токаря, фрезеровщика и шлифовщика, и, с другой стороны, имеется 300 человек, для которых эти три занятия примерно одинаково подходящих, то какой смысл убеждать "каждого подростка" стать именно токарем или фрезеровщиком? Для общества разные варианты распределения этих 300 человек между тремя профессиями с экономической точки зрения равноценны. А для самих людей эти варианты могут оказаться далеко не равнозначащими. Таким образом, с социальной точки зрения личные выборы предпочтительнее, чем навязывание (даже с помощью убеждения) того или иного занятия, ибо выбранное самим человеком для него дороже и милее, чем навязанное. При личном выборе лучше будет отношение к избранной профессии, выше удовлетворенность ею, меньше стремление сменить ее и т.д. В конечном счете это положительно скажется и на экономическом аспекте деятельности человека и будет выгодно обществу экономически. Уязвимо и предложение "балансировать" - потребности в лицах определенных профессий и распределение молодежи по этим профессиям в пределах "данного региона". Дело прежде всего в том, что, как уже говорилось, многие регионы нуждаются в большом привлечении рабочей силы со стороны, в других же имеются излишки трудовых ресурсов. Скорее всего молодежи следует предоставить широкую информацию по этим вопросам по стране в целом, с дифференциацией по территории. А место жительства опять-таки должны выбирать сами будущие работники. На практике, как мы уже говорили, сильно стремление направить юношей и девушек на те рабочие места, которые имеются в данном населенном пункте. Одно из следствий этого - снижение престижа и без того мало престижных профессий, ибо вакансии имеются в первую очередь именно по таким профессиям. Далее, у мальчика из отдаленного села имеется точно такое же право на то, чтобы стать физиком-теоретиком или философом, как и у мальчика из городской семьи, живущей в ближайших окрестностях Московского университета. И далеко не очевидно, кстати, какой вариант выбора профессии этим мальчиком более выгодней обществу общество должно предоставлять мальчику возможность принимать решения, связанные с трудовой деятельностью, на базе достоверной информации как о самих профессиях, условиях труда по ним, так и объективном психофизиологических и других параметрах личности, важных с точки зрения выбора профессии, ее приобретения и будущей профессиональной деятельности. Эти проблемы можно решить только на основе создания государственной системы профориентации, профконсультаций и профотбора, что позволит повысить обоснованность самостоятельного выбора профессии. Нужно стремиться к тому чтобы гармонично сочетать личные и общественные интересы в сложном процессе распределения молодежи по видам деятельности, а так же по отраслям народного хозяйства и территории страны. ЗаключениеВыбор профессии – одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком, вступающим в “мир взрослых людей”. Её решение связано с огромным многообразием различного рода факторов: ● интересами, склонностями, способностями учащегося; ● позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка и юноши; ● популярностью профессии для молодого человека; ● социальной значимостью данной профессии в жизни общества; ● экономическими перспективами трудовой деятельности. “Разумный учёт” всех этих факторов позволяет избежать многих проблем, связанных с “ошибочным выбором” профессии. Но в то же время, каждый ли молодой человек способен самостоятельно осуществить этот “разумный учёт”? Полагаем, далеко не каждый. Причиной тому могут быть: ● отсутствие “ярких” и устойчивых интересов; ● подростковый и ранний юношеский конформизм; ● дефицит информации относительно ряда профессии; ● несформированность волевых компонентов личности. Все эти причины крайне затрудняют профессиональное самоопределение учащегося, благоприятствуют неосознанному самоопределению взрослеющего человека. А как положительный итог, могут послужить стимулом обращения к услугам профконсультанта. Обладая необходимым багажом знаний и умений, профконсультант призван всемерно содействовать решению насущных проблем профессионального самоопределения учащихся. Выбирая в качестве формы профконсультационного процесса индивидуальное профконсультирование, он стремится максимально скоординировать все усилия на решении профориентационных затруднений какого – либо определённого клиента. Что в конечном итоге приводит к результату. И в большинстве случаев, к позитивному результату. Под которым необходимо понимать – разрешение профориентационных затруднений клиента. Определение его профессиональных предпочтений, и профессиональной направленности. Полагаем, в этом и состоит значение индивидуальной профконсультации в выборе профессии учащимся. Список литературы1. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1999. – 160 с. 2. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Знание, 1989. – 94 с. 3. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с. |