Курсовая работа: Школьный музей как форма воспитательной работы
Название: Школьный музей как форма воспитательной работы Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования "Тотемский педагогический колледж" Курсовая работа специальность 050709 "Преподавание в начальных классах" ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тотьма 2008 Содержание Введение Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования 1.1 История вопроса 1.2 Особенности школьного музея 1.3 Профили и жанры школьных музеев 1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея 1.5 Функции школьного музея 1.6 Экспозиция школьного музея 1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении 2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея 2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ" 2.3 Модель музея Заключение Список используемой литературы Приложения ВведениеВ настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране". Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея? Это и послужило выбору темы нашего исследования: Музей как форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы. Объект исследования: музей образовательного учреждения. Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея. Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи: Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея. Раскрыть сущность, функции школьного музея. Охарактеризовать основные принципы, этапы деятельности по созданию школьного музея. Проанализировать практику создания школьного музея в МОУ "Мосеевская ООШ". Смоделировать алгоритм действий по созданию школьного музея истории в МОУ "Мосеевская ООШ". В своей работе мы использовали следующие методы : Изучение и анализ опыта создания музея в ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж"; Анализ научной литературы по проблеме исследования; Изучение нормативно-правовой деятельности при создании музея; Изучение практики создания музея в МОУ "Мосеевская ООШ"; Моделирование условно созданного музея в образовательном учреждении. Гипотеза - школьный музей может стать формой воспитания, если при его создании соблюдать определённый алгоритм действий. Базой нашего исследования явился создаваемый музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ". Данная работа состоит из введения, двух разделов, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Мы считаем, что данная работа будет полезна и интересна организаторам школьных музеев, педагогам дополнительного образования, коллективу МОУ "Мосеевской ООШ". Раздел 1 . Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования1.1 История вопросаПонятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [25, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце CIC века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале CC века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи. В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений. В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей"[18, 52]. Известный в кругу специалистов музейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российского института культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам. . Проблемам внедрения новых музейных технологий, интерактивных занятий посвящают свои исследования Е.Г. Артёмов, Л.А. Васильева, М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева. Труды Е.Л. Галкиной - кандидата педагогических наук, Г.Б. Денисовой - кандидата исторических наук, освещают проблемы работы с Советом (активом) музея. Департамент образования Вологодской области совместно с областным центром детского и юношеского туризма выпустили в свет серию методических рекомендаций в помощь организаторам школьных музеев: "Создаём музей вместе", "Маленькое окно в большой мир", "Школьный музей: жизнь в творчестве", где можно познакомиться с новыми подходами в теории и практике музейно-педагогической и краеведческой работы, с материалами из опыта работы. Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года (Приложение 1). В современном понимании музей - это: Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью; Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно; Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д. [5,5]. Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры. Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей"[15]. 1.2 Особенности школьного музеяТермин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. Т.е., к школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Относительная условность термина "школьный музей" заставила Минобразование России уточнить и дополнить старое название, и в новом "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся"[16]. Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров. Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, специалисты констатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования[5,7]. Поэтому "музейность" обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями: Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений. [5, 8]. 1.3 Профили и жанры школьных музеевПрофиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили: исторический; естественнонаучный; картинная галерея; мемориальный музей; технологический; экологический [11, 26]. Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие: Музей - экспозиция (выставка) Музей - мастерская (студия) Музей - лаборатория Музей - клуб, музей - театр Музей - адаптационный центр Музей - экскурсионное бюро Музей - игротека Музей - кафе Музей - ярмарка Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс. Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование. Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения., изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа. Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории. Очень кратко попытаемся очертить возможности следующих трёх жанров, деятельность которых имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения и школ, и учащихся. Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению" Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или ПТУ, где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам. Музей - ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям [5, 12]. При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля и жанров. 1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музеяМузей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" [16]. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране. Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются: Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины". Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс [20, 54]. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины. Способствовать формированию духовных ценностей. Для создания школьного музея необходим ряд условий: собранные и зарегистрированные музейные предметы; музейный актив; помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения [16]. 1.5 Функции школьного музеяВ сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем. Документирующая функция осуществляется в трёх формах: Комплектование фондов; Фондовая работа; Создание экспозиции музея; Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания[3]. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность. Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации. Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью. Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие. Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам. Все музейные предметы делятся на три группы: вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи); изобразительные (картины, скульптура, графика); письменные (документы на всех носителях) [5,13]. Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении. Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа: Планирование комплектования. Поисково-собирательская работа. Выявление и сбор памятников истории и культуры. Включение памятников истории и культуры в музейное собрание. На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования: Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них; Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды; Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него; Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки [4,28]. Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности: сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование); переписка с людьми; встречи с интересными людьми; получение даров из семейных коллекций; работа в библиотеках, архивах; экспедиции. Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы. Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события. Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") [3, 12]. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей. В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе. Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2). Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" . Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы: Лекция; Экскурсия; Консультация; Научные чтения; Кружки; Клубы; Исторические и литературные вечера; Встречи с интересными людьми; праздники; Концерты; Конкурсы, викторины; Исторические игры и т.д. . В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится: комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов; использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания [16]. Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов. 1.6 Экспозиция школьного музеяИндивидуальным лицом музея является экспозиция. Музейная экспозиция - это выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты). Порядок организации работы над музейной экспозицией разработан в 2004 году Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью. Если сравнить музей с айсбергом, то экспозиция - это лишь та малая его видимая часть. Поэтому с уверенностью можно сказать о том, что создание выставки - сложный творческий и технологический процесс, который, естественно, требует новаторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников. Проектирование экспозиции и выполнение отдельных этапов по её созданию можно представить в следующем виде: Замысел: научная концепция и тематическая структура экспозиции. Разработка расширенной тематической структуры; составление тематико-экспозиционного плана. Составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов. Выполнение технического проекта; монтаж экспозиции. По форме представления экспозиции разделяют на стационарные и временные, а вот по принципам структурной организации демонстрируемого материала на тематические, систематические, монографические и ансамблевые [11,59]. Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему. Систематическая экспозиция представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствие с конкретной научной дисциплиной. Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: "музей под открытым небом", "крестьянская изба". Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея. Основным принципом создания экспозиции школьного музея является её направленность на школьную аудиторию, соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания. Профиль музея, определённый педагогической целесообразностью, диктует тематическую направленность экспозиции. Основой экспозиции является музейный предмет, а её структурной единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединённых между собой тематически, - является основным звеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозиции событий в неё вводятся научно-вспомогательные материалы. А для усиления восприятия используются художественные произведения, фонозаписи, кинофрагменты, световые эффекты и различные цветовые решения. Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов. Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определёнными явлениями и характеризуют их существенные стороны. Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления. В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов. Предметность и наглядность экспозиции, эмоциональность восприятия способствуют привлечению внимания посетителей к отдельным предметам, а через них - стремление познать событие. Достичь этого можно с помощью различных методических приёмов. К числу их относится выделение ведущих экспонатов (цветом, светом и размером фона), следует учитывать и свойства самих предметов, их различную способность привлекать внимание. Сейчас наиболее востребованными стали театрализация, инсталляция музейной экспозиции. Последние годы привнесли в музей динамику, связанную как с привлечением технических средств, так и со сценографическим построением музейной среды, напоминающим театральное действо. Экспозиция становится всё более "игровой". Она должна быть, прежде всего, концептуальной, стильной, узнаваемой. Каждое время имеет свой тип "видения". Наше время характеризуется всё возрастающей тенденцией к расширению возможностей информации, к её большей доступности. Поэтому тенденция современной экспозиции - создание целостности зрительного образа благодаря включению в некое специфическое действо со своим языком, сюжетом, художественной выразительностью замысла. Но при этом экспозиция преследует традиционные цели - сохранения, экспонирования и популяризации своих коллекций. Внимание школьников ослабевает при осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужно вызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз, включиться в новый поиск. Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты. Раскрыть информационный потенциал предмета и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий. Эту роль в музейной экспозиции выполняют ведущие, заглавные, объяснительные тексты и этикетаж, которые представляют собой целостную продуманную систему, максимально способствующие раскрытию содержания экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию: Ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции; Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к её осмотру; Объяснительные тексты (аннотации) раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций; Этикетка или аннотация прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия [18, 48]. Отобрать экспозиционные материалы, значит, определить состав экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всём протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в тематико-экспозиционном плане. Планомерное собирание материалов даёт возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а органически взаимосвязанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определить типичность музейного предмета, т.е. его соответствие сущности данного явления. Необходимо учитывать внешнюю выразительность предмета. С одной стороны, он должен обладать свойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошую сохранность, чёткое изображение и разборчивый текст. С другой - в нём должны быть выражены черты достоверного первоисточника. На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования. Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление. Одним из видов сопоставления является метод контрастного показа. Так, в школьных музеях можно встретить тематические комплексы "Наш край прежде и теперь", "Прошлое и настоящее села". Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция камней и минералов, помещённая в экспозицию, даёт возможность получить наглядное представление об их значении для развития края, понять родство между минералами, их естественную группировку. Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами, биогруппа с растительным и животным миром в определённых климатических условиях. Подобные группировки в музейной практике называют "ансамблевой экспозицией" используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленной задачи. Подготовка помещения для музея не такой уж простой вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов. При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами: Комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания так, чтобы прямые солнечные лучи в неё не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёными насаждениями. В помещении должна быть постоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, Ёмкости с песком). Для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения. Оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю, габаритам и окраске. Для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закреплённые у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи. Витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы. Экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку. Стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к её перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них [18, 56]. 1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправленияОбщественным органом самоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении. Для реализации основных направлений деятельности музея в нём создаются профильные функциональные группы: поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов; фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов; экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок. культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея. Совет музея избирает председателя Совета музея. Одна из важнейших организационных задач Совета музея - разработка концепции музея [4]. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея. Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научной концепции является наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения. Работа над концепцией осуществляется в три этапа: Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе). Разработка собственно концепции музея. Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана развития на определённый период. Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Положения о музее (Устава) (Приложение 1). Данный внутренний документ разрабатывается на основе Примерного положения о музее (2003г). В Положении (Уставе) музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большое значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству. Положение о музее играет важную функцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение позволяет регулировать отношения не только между учителем, руководителем музея и членами Совета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Совета музея, но и между самими детьми. Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники. Совет музея является органом самоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как самодеятельный общественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской. Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музеяПроцесс воспитания как совместная деятельность воспитанников и воспитателя облекается в определённые организационные формы. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С точки зрения педагогической, форма воспитания - способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определённого отношения к чему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи. Любая форма воспитательной работы выполняет определённые функции: Организаторская (решение организаторских вопросов); Регулирующая (регулирование отношений между педагогом и учащимися, между детьми); Информативная (сообщение, актуализация знаний детей, обращение к их опыту); Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Как известно, содержание и форма неразрывно взаимосвязаны - изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Существует большое разнообразие форм воспитательной работы, поэтому классифицировать их трудно. Автор учебника по педагогике, Маленкова Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По её мнению формы воспитания бывают: простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения); кратковременные (например, "Пять минут с одним стихотворением") и длительные ("Неделя юного героя-антифашиста"); групповые (от 2 участников и более), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные, государственные; традиционные (апробированные и прочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон, нестандартные); спонтанно возникшие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех вопроса) и специально организованные, спланированные; регулярные (ежечетвертные родительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные и ситуативные); система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143]. Исходя из предложенной ей классификации, музей образовательного учреждения - это сложная, специально организованная, длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированная форма воспитания. Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы: Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цель создания музея образовательного учреждения - воспитание, обучение и социализация обучающихся [16]. Выбор формы воспитательной работы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогической ситуации, обязательных условий: наличие предметов музейного значения по направлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) как результату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация и научное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место для хранения музейной коллекции. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах - открытии музея, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления. Проведение воспитательного дела. Здесь важны такие элементы: начало для создания психологического настроя, содержательная часть (предметная деятельность воспитанников и педагогов); аккордно-финальная часть: открытие школьного музея, принятие решения, определённые ритуалы завершения - создаёт определённое эмоциональное состояние, которое вызывает потребность в дальнейшей совместной деятельности []. Таким образом, форма воспитания - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса, внешнее выражение содержания; организация воспитательного процесса; внешнее выражение процесса воспитания. От применяемой формы зависит эффективность воспитательного процесса. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливают их осуществление. Форма воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации. Школьный музей - это мероприятие, педагогическое взаимодействие, в котором реализуются задачи, содержание и методы воспитательного процесса по формированию гражданственности, патриотизма, общечеловеческих ценностей; школьный музей - это внешнее выражение содержания воспитания, гармоничного развития личности. Выбор музея как формы воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации. 2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"Базой нашего исследования стал создаваемый в МОУ "Мосеевская ООШ" музей истории школы. Используя методы беседы, наблюдения, мы выяснили, что инициативной группой по созданию музея стал краеведческий кружок из учащихся, руководимый учителем Малиновской Галиной Ивановной, учителем начальных классов, педагогом-энтузиастом. Члены кружка в результате поисковой работы собрали краеведческий материал по истории школы (фотографии, личные вещи, воспоминания выпускников, документы). Часть письменных и вещественных источников по истории школы и деревни Мосеево находится в экспозиции на стендах: "Школа в Мосееве", "Слово об учителях", "Пионерская организация в Мосеевской школе", "Театр "Факел". Часть собранного материала систематизирована в тематических папках: "Учителя Мосеевской школы", "Ученики Мосеевской школы", "История литературного кружка", "Творческие работы учащихся по краеведению", "Наши спортивные достижения". "Судьбы, опалённые войной и сердце, отданное детям". Школьники-активисты совместно с педагогом-организатором определили проблемы и наметили пути их решения: 1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: в настоящее время среди молодёжи стала всё более заметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, и поэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданием экспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителей музея со страницами истории школы и деревни. 2. Популяризация накопленных учителями школы материалов. За несколько лет учителями школы накоплено мног7о интересного материала по истории школы, деревни. Всё это можно успешно использовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому материал не должен храниться в "дальнем углу", нужно доступно донести его до людей: рассказать услышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожилов предметы музейного значения. Эта проблема, на наш взгляд, является очень острой, и поэтому мы решили реализовать свои замыслы в создании музея истории школы" (Из рабочей программы руководителя кружка). Экспозиция музея, предметы музейного значения представлены и хранятся в отведённом помещении - кабинете истории. В школе на основании собранного материала по истории села, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: "Обереговая символика скатерти", "Борщевик Сосновского - экологическая беда Мосеевского сельсовета", "Сохранившиеся фрески Воскресенской Верхнекулойской церкви" участвовали в районных и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: "Легенды и предания нашего края", "Водная система Кулойской волости", "Бобровый заказник", "Тайна старой скатерти". В создаваемом музее отсутствует перспективный план по комплектованию фонда музея, направлениям работы музея, отсутствует процесс регистрации музейных предметов и документы по регистрации; отсутствуют основные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие участников - создателей музея (Положение о музее, Положение о Совете). Поэтому одной из задач нашей исследовательской работы стало создание проекта организации музея образовательного учреждения. 2.3 Модель музеяПроанализировав организацию деятельности по созданию музея истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ", определив в ней сильные и слабые стороны, мы решили создать модель школьного музея как формы воспитания. На современном этапе развития школьного образования вновь усилилось внимание к методу моделирования. Моделирование - это метод познавательной или практической деятельности с помощью которого конструируется какой-либо объект, явление, процесс с целью получения новой информации. Модель в переводе с французского - это образец; условно созданный образец. Пед. словарь. Разработка музейного проекта всегда носит творческий характер, однако существует определённый структурный логический алгоритм, который помогает достигнуть поставленной цели. Схема музейного проекта может выглядеть следующим образом: Название проекта. Проблема (их может быть несколько), которую решает проект. Цель (она должна быть реальна, посильна и достижима). Задачи (иначе - тактика достижения цели). Если проект имеет несколько целей, задачи формулируются к каждой из них. Участники проекта и партнёры. Содержание проекта (идея решения проблемы). Механизм реализации - методы, этапы, календарный план. Бюджет проекта (смета). Он должен быть реалистичным, соответствовать целям проекта. В бюджете указываются источники финансирования, статьи планируемых расходов. Смета учитывает статьи расходов. Результаты проекта (вначале - предполагаемые, а затем - реальные). Оценка проекта. Здесь указываются критерии оценки, параметры учёта результатов проекта. Создание этого проекта позволит использовать богатую историю школы, потенциал педагогов, детей и общественности при организации музея. Своей работой хотелось бы внести свой посильный вклад в решение актуальной и значимой проблемы создания музея, т.е. попытаемся откорректировать педагогические действия при создании музея в образовательном учреждении. Как организовать работу школьного музея? Мы предлагаем своё решение данной проблемы. Данную модель мы представили в виде таблицы, где определяем не только этапы, содержание и виды деятельности, но и предполагаемый результат. Этапы деятельности могут совпадать по времени, проходить параллельно. МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
ЗаключениеПонимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели. Созданная нами модель строилась на понимании музея как формы воспитательной работы. Мы описали педагогические действия и смоделировали, т.е., сконструировали порядок действий по созданию школьного музея. Для этого мы изучили и проанализировали литературу по проблеме создания школьного музея, раскрыли сущность, функции школьного музея (школьный музей служит своим творцам, он интегрирован в учебно-воспитательный процесс и тесно включён в жизнь местного сообщества; в Положении о музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции), охарактеризовали основные принципы, этапы деятельности по его созданию. Также мы познакомились с практикой создания школьного музея в МОУ "Мосеевская ООШ". Данная работа будет полезна и интересна для руководителя создаваемого в МОУ "Мосеевская ООШ" музея истории школы. Список используемой литературы1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. 2. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении. Материалы первой региональной заочной научно-практической конференции и методического семинара, январь 2007 года. Вологда - Тотьма, - 2007. 3. Инструкция по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Приказ Министерства культуры СССР от 25.03.1988г. № 134. 4. Как организовать работу школьного краеведческого музея. Методические рекомендации Пермский областной краеведческий музей и др. - Пермь, 1980. 5. Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006. 6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов и начинающих педагогов воспитателей/ Л.И. Маленкова; Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2002. 7. Методические рекомендации по выявлению отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. / Государственный исторический музей. Всероссийское общество охраны памятников. Сост. Жегалова С.А., Майстров Л.Е. - М., 1981. 8. Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях (из опыта работы Московских музеев). // Вопросы музейного дела. / НИИ краеведческой и музейной работы. - М., 1952. 9. Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под подлинник и фотомуляж). / труды НИИ культуры, вып.60, - М., 1977, С.131 - 139. 10. Музееведение. Музей исторического профиля. - М., 1988. 11. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5. 12. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и пед. ВУЗов и пед. колледжей. / под ред. Пидкасистого П.И. - М.: РПА, 1995. 13. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004 14. Положение о музее истории учебного заведения, при ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж", работающего на общественных началах, от 21.02.2006 г. 15. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений". 16. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16. 17. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5. 18. Смирнова.Л.М. Три этапа создания музея // Музей. - 1982. - № 3. 19. Туманов В.Е. Школьный музей. - М., 2002. 20. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3. 21. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915. 22. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. - Л., 1929. 23. Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников. В сб. Школьное краеведение. - М., 1993. 24. Юхневич М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем // Мир музея. - 1985. - № 5. 25. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. - (Министерство культуры РФ. Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главный информационно-вычислительный центр). 26. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. - М.: 1990. - (НИИ культуры). ПриложенияПриложение 1 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ) Общие положения Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учёта и хранения фондов - федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения. Основные понятия Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и научному описанию музейных предметов. Инвентарная книга - основной документ учёта музейных предметов. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты). Организация и деятельность музея Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Учредителями музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения. Обязательные условия для создания музея: Музейный актив из числа обучающихся и педагогов; Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы; Помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; Музейная экспозиция; устав (положение) утверждённый руководителем данного образовательного учреждения. Учёт и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами. Функции музея Основными функциями музея являются: документирование истории, культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом; развитие детского самоуправления. Учёт и обеспечение сохранности фондов музея Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам: Учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея; Учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда. Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательного учреждения. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных материалов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть преданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив. Руководство деятельностью музея Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению. Текущую работу музея осуществляет совет музея. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет. Реорганизация (ликвидация) музея Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием. Приложение 2 Инвентарная книга школьного музея
Приложение 3 Программа изучения села Общие данные. современное название села. сельский совет. Район. История возникновения села. Время образования. Причины образования. Название в прошлом. Административная принадлежность. Описание местоположения села. Географическое положение села относительно реки, железной дороги, города. Топонимия окрестностей. Легенды и были о происхождении местных названий. Производительное пространство деревни. Экономика села. Традиционные отрасли земледелия: Хлебопашество; Производство других земледельческих культур; Производство технических культур; Огородничество; Земледельческий календарь. Скотоводство (крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство): способы содержания скота; знаменитые породы лошадей, коров; распространённые породы. Птицеводство. традиционные крестьянские промыслы: рыболовство, пчеловодство, охота, сбор ягод, грибов. Кустарная промышленность и ремесло. Промышленные заведения: мельница, маслозавод, ремесленная мастерская. местная торговля: периодические пункты торговли базар, ярмарка; постоянные пункты торговли: лавка, магазин; характер торговли: меновая, потребительская, государственная. Состав и характеристика населения. Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян. Характеристика самобытности их фамилий и имён. Массовые миграции в селе: Причины переселения; Места выселения; Положение переселенцев. Переселение в советское время: Причины переселения; Места выселения; Положение переселенцев. Знаменитые люди, оказавшие влияние на судьбу деревни, края. Численность населения в разные исторические периоды. Традиции, быт и культурное развитие села. Состав верующих. Взаимоотношения в семье (между родителями и детьми, мужем и женой). Отношения между сельчанами. Формы общения: Трудовые (совместные виды работ, помочи, субботники); Отдых. Внешний облик села, исторические и географические достопримечательности. Плотность застройки. Планировка села. Архитектурная структура. Памятники архитектуры. Исторические достопримечательности: Здания или места, связанные с посещением или проживанием знаменитых людей; Здания или места, связанные с историческими событиями; Памятники, посвящённые каким-либо событиям или людям. Географические достопримечательности (пещера, озёра, родники). Социально-политические преобразования и главные исторические события в судьбе села. Влияние НЭПа на жизнь крестьян села. Проведение политики сплошной коллективизации и борьба с кулачеством в дерене. Влияние Великой Отечественной войны на жизнь деревни. Жизнь деревни в настоящее время. |