Учебное пособие: Нейрохимия
Название: Нейрохимия Раздел: Рефераты по биологии Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Нейрохимия СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020208–«Биохимия» Факультетестественно-географический КАФЕДРА биохимии Пенза – 2007 1. Квалификационные требования Квалификация выпускника – биохимик. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биохимика по специальности 020208 Биохимия при очной форме обучения 5 лет. Квалификационная характеристика выпускника Специалист-биохимик осуществляет деятельность по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок. В производственных и медицинских организациях проводит биохимическую аналитическую работу, участвует в диагностике и экспертизе, сертификации продуктов производства. Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист-биохимик подготовлен к самостоятельной работе на должностях биохимика, врача-лаборанта, биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37. Специалист-биохимик подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля. Область профессиональной деятельности Исследование строения и физико-химических свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и молекулярных механизмов его регуляции. Объекты профессиональной деятельности Вирусы и микроорганизмы, клеточные органеллы и одиночные клетки, многоклеточные организмы (растения и животные). Виды профессиональной деятельности · Проведение научных исследований в области биохимии и молекулярной биологии: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, обработка результатов клинических анализов и экспериментальных исследований. · Научно-производственная и организационная деятельность; · Педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности. · Иные виды деятельности, позволяющие использовать базовую биологическую подготовку и подготовку по специальности 020208 – Биохимия. 2 . Цели и задачи дисциплины Познание механизмов деятельности мозга, в том числе химических, является не только важнейшей биохимической задачей, оно имеет особое значение в общем стремлении человека к пониманию его места и роли на земле и во вселенной. Нервная система, головной мозг высших животных и человека – это наиболее сложноустроенные системы организма. Поэтому нейрохимия – самая сложная из биохимических дисциплин. Студенты, приступающие к изучению нейрохимии, должны быть уже вооружены основательными знаниями по общей биохимии. Это обуславливает целесообразность преподавания нейрохимии на старшем курсе специальности «биохимия». Курс «нейрохимия» составляет неотъемлемую часть подготовки специалистов-биохимиков. Цель данного курса – показать особенности строения, химического состава, особенности метаболизма нервной ткани, а также формировать у студентов умения и навыки выделения отделов нервной системы иработы cее компонентами. 3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов Курс «Нейрохимия» является самым сложным биологическим курсом с обширными междисциплинарными связями. Студенты, приступающие к изучению нейрохимии, должны быть уже вооружены основательными знаниями по общей биохимии. Это обуславливает целесообразность преподавания нейрохимии на старшем курсе специальности «биохимия». Дисциплина относится к региональному (вузовскому компоненту). Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану
Тематические планы для очной формы обучения
Содержание дисциплины 1. Липиды Липиды центральной и периферической нервной системы. Высокое содержание липидов – важная характерная черта мозга. Содержание в ЦНС и ПНС липидов различных классов. Состав липидов различных нервных клеток – нейронов, глиальных клеток (астроциты, олигодендроциты) и миелина. Жирнокислотный состав липидов мозга. Роль ацил-обменного (деацетилирование/реацетилирование) механизма в функциональной активности мембранных липидов, в первую очередь – фосфолипидов. Организация липидов в различных типах мембран мозга. Нейроспецифичные гликолипиды – ганглиозиды, цереброзиды, сульфатиды и их роль. Участие липидов во внутриклеточных сигнальных механизмах. 2. Миелин Миелин и его роль в нервной системе. Основные стадии формирования и структура миелина. Участие олигодендроцитов и шванновских клеток в образовании миелина в ЦНС и ПНС. Липидный и белковый состав миелина. Особая роль галактолипидов (цереброзидов, сульфатидов) и полифосфоинозитидов в миелине. Жирнокислотный состав миелиновых липидов, роль длинноцепочечных жирных кислот. Белки, входящие в состав миелина (катионный белок миелина, протеолипиды, белок Вольфграма, липофилин и др.) Некоторые заболевания, вызванные нарушением структуры миелина (демиелинизирующие заболевания). 3. Нуклеиновые кислоты и нейроспецифичные белки Некоторые особенности организации генома в ЦНС. Набор гистонов в хроматине мозга. Высокое отношение РНК/ДНК в мозге, коррелирующее с высокой скоростью трансляции. Некоторые примеры нейроспецифичных белков и их роль в ЦНС. Са2+ -связывающие белки (S-100, GP-350). Белки синаптических структур: GAP-43 (B-50), BASP1, синаптобревин, синаптотагмин, рабфилин3а, синтаксин, SNAP-25 и др. Белки, контролирующие состояние цитоскелета, такие как гелзолин, профилин, миозин1; белки, участвующие в аксональном транспорте. Примеры нейроспецифичных ферментов (изоэнзимов). 4. Синаптическая передача Синаптическая передача– основные положения. Биосинтез нейромедиаторов, запасание в везикулах и выброс в синаптическую щель (экзоцитоз). Роль ионов Са2+ в синаптической трансмиссии. Механизмы инактивации высвободившихся нейротрансмиттеров: “обратный захват” в нервные окончания (катехоламины, серотонин); ферментативная деградация (ацетилхолин, моноамины, пептиды); захват и метаболизм в глиальных клетках (глутамат, ГАМК). Основные нейромедиаторные системы. 5. Энергетический метаболизм мозга Высокий уровень энергетического обмена – специфическая особенность мозга. Глюкоза, как основной энергетический субстрат для мозга. Потребление кислорода и глюкозы разными структурами мозга. Альтернативные энергетические субстраты, которые могут окисляться в мозге при некоторых условиях (кетоновые тела, короткоцепочечные жирные кислоты, аминокислоты, гликоген). Гематоэнцефалический барьер и его роль в транспорте энергетических субстратов в мозг. Важная роль гексокиназы и пируватдегидрогеназного комплекса для энергетического метаболизма мозга. Скорость-лимитирующие этапы гликолиза и цикла трикарбоновых кислот и участие в их контроле отношения АТФ/АДФ. Компартментализация энергетического метаболизма в мозге, нейрональный и глиальный компартменты. Высокая степень зависимости процессов синтеза нейротрансмиттеров от энергетического метаболизма. Методы расчета энергетического потока (energyflux) в мозге. 6. Основные типы рецепторов нейромедиаторов Общие принципы структуры и функций. Ионотропные рецепторы – образуют ионные каналы, состоящие из нескольких субъединиц (нАх-, NMDA-глутаматные, ГАМКА -, глициновый и др.рецепторы). Рецепторы данной группы локализованы на поверхности клетки; ответ на связывание агониста чрезвычайно быстрый и, как правило, не требует образования вторичных мессенджеров. Метаботропные, медленно действующие рецепторы – крупные белковые цепи, имеющие 7 трансмембранных доменов и чаще всего сопряженные с G-белками. Различные внутриклеточные механизмы передачи сигнала. Модуляция аденилатциклазной активности с последующей регуляцией образовавшимся цАМФ активности протеинкиназы А (a2 -, b-адренорецепторы и др.). Активация фосфолипазы С с последующим изменением гомеостаза ионов Са2+ и регуляцией активности протеинкиназы С или активацией фосфолипаз А2 и D. Другие механизмы внутриклеточного сигналинга. Взаимосвязь разных путей внутриклеточной передачи сигнала. 7. Биохимические аспекты обучения и памяти Обучение как адаптивные изменения в ответ на воздействия окружающей среды. Нейрохимические корреляты обучения и памяти как компромисс между поведенческими критериями и достижениями в области молекулярной и клеточной биологии. Формирование кратковременной памяти, роль посттрансляционных модификаций структурных элементов синапса. Долговременная память и сопряженные с ней биохимические реакции (синтез белков denovo, передача информации от клеточной мембраны к ядру с помощью аксонального транспорта и др.). Синаптическая пластичность как модельная система при изучении обучения и памяти. Роль ростовых факторов, эндогенных гормонов; важное значение физической активности и стимуляции процессов мышления для мозговых функций и пластичности мозга. 8. Биохимическая картина некоторых нейропатологий Биохимические аспекты нейродегенеративных (болезнь Альцгеймера, прионные болезни) и аутоиммунных (рассеянный склероз, миастения гравис) болезней. Нейрохимия шизофрении, тревожных и депрессивных состояний, эпилепсии, болезни Паркинсона. Нейрохимические аспекты алкоголизма. Нейрохимические основы наркотической и лекарственной зависимости, молекулярные мишени наркотических веществ. Возможные молекулярные механизмы привыкания; роль системы цАМФ. Список основной литературы 1. Нейрохимия / Под ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. – М.: Изд-во Института биомед. химии РАМН, 1996. – 470 с. 2. Успехи функциональной Нейрохимии / Под ред. Дамбиновой С.А., Арутюняна А.В., С-Пб.: Изд-во С.-П. университета, 2003, 516 с. 3. Нейрохимия / Под ред. Прохоровой М.И., Ещенко Н.Д., Л.: Изд-во Лен. ун-та., 1979, 472 с. 4. Соловьев В.Б. Нейрохимия: курс лекций. – Пенза: ПГПУ, 2007, - 150 с. Список дополнительной литературы 1. Ашмарин И.П., Каменская М.А. Нейропептиды в симпатической передаче // Итоги Н. и Т. (ВИНИТИ. Сер. Физиология человека и животных). – 1988. – 34. – 184 с. 2. Буров Ю.В., Ведерникова К.М. Нейрохимия и фармакология алкоголизма. – М.: Медицина, 1985. – 240 с. 3. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985. – 544 с. 4. Эйнштейн Э. Белки мозга и спинномозговой жидкости в норме и патологии – М.: «Мир», 1988, 280 с. 5. Ильюченок Р.Ю. Фармокология поведения и памяти – Н-ск.: «Наука», 1972 6. Кометиани П.А. Нейрохимические аспекты памяти – Тбилиси: «Мецниереба», 1980, 200 с. Требования к уровню освоения программы В результате изучения данной дисциплины студент должен: знать основные принципы функционирования нервной системы. уметь ориентироваться в современной литературе, в том числе в периодической печати по данным проблемам. владеть приемами и навыками работы с биологическим материалом – нервной тканью. Перечень вопросов к экзамену 1. Российское нейрохимическое общество. История развития, школы 2. Холинергическая система. Строение, функционирование 3. Основные биохимические особенности нервной системы 4. Адренергическая система. Строение, функционирование 5. Микроглия: особенности и роль в развитии мозга 6. Дофаминергическая система. Строение, функционирование 7. Биохимические особенности взаимодействия нейронов и нейроглии 9. Серотонинергическая система. Строение, функционирование 10. Особенности нуклеиновых кислот и хроматина в нервной ткани 11. ГАМКергическая и гистаминергическая системы. Строение, функционирование 12. Свободные аминокислоты нервной системы. Содержание, локализация, транспорт и метаболизм 13. Нейромедиаторные системы аминокислот. Строение, функционирование. 14. Неферментные нейроспецифические белки 15. Пуринергические и пептидергические нейромедиаторные системы. Строение, функционирование 16. Нейроспецифические ферменты 17. Концепция синаптической передачи. Морфофункциональная организация химического синапса. 18. Липиды ЦНС. Строение и функции 19. Биохимическая картина алкоголизма. Механизмы влечения к этанолу 20. Миелин и его роль в нервной системе. Основные стадии формирования и структура миелина 21. Химические факторы внутреннего подкрепления при наркоманиях 22. Белки, входящие в состав миелина (катионный белок миелина, протеолипиды, белок Вольфграма, липофилин и др.) Некоторые заболевания, вызванные нарушением структуры миелина (демиелинизирующие заболевания) 23. Классификация наркоманий Особенности энергетического обмена головного мозга 24. Биохимическая картина страха, фобий, депрессивных состояний 25. Окислительный стресс. Роль свободных радикалов в биохимических процессах нервной системы 26. Нейрохимическая картина шизофрении, судорожных состояний, эпилепсии 27. Нейропептиды. Классификация. Функции. Понятие о функциональном континууме 28. Болезнь Альцгеймера 29. Ферменты биосинтеза нейропептидов 30. Болезнь Паркинсона 31. Концепция нейрологической памяти. Биохимические механизмы МКП и ООП 32. Гематоэнцефалический барьер. Строение, функции 33. Биохимические механизмы пожизненной памяти. Информационная емкость памяти 34. Нейроглия. Виды нейроглии. Строение, функции 35. Проблема переноса памяти. Роль нейромедиаторов и нейропептидов в регуляции памяти 36. Нейрофармакология. Лечение нейропатологий Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрации изменений
Программу составил: 1. Соловьев В.Б., канд. биол. наук, доцент _________________________ (подпись) Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы. Программа одобрена на заседании кафедры биохимии Протокол № от «___» _____________ 200 года Зав. кафедрой биохимии д.б.н., профессор Генгин М.Т. ___________________________________ (подпись) Программа одобрена учебно-методическим советом Естественно-географического факультета «_____» _____________ 2007 года Председатель учебно-методического совета Естественно-географического факультета, к.т.н., доцент ___________________________ О.В. Зорькина (подпись) Программа одобрена учебно-методическим управлением университета «_____» _____________ 2007 года Начальник учебно-методического управления университета ________________________ Г.Н. Шалаева (подпись) ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|