Реферат: Общая характеристика биологии в додарвиновский период
Название: Общая характеристика биологии в додарвиновский период Раздел: Рефераты по биологии Тип: реферат |
Реферат на тему: “Общая характеристика биологии в додарвиновский период” Общая характеристика биологии в додарвиновский период Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты. Общие указания Вэтомразделекурсаследуетобратитьвнимание пато, чтоэволюционноеучениепоявилосьлишьсвозникновениемвфилософииматериалистическогомировоззрения. Господствовавшеедотогоидеалистическоемировоззрениепровозглашало творцомвсейприродыБога. Асогласноматериалистическомуучениюпервоначальновозникланеживая, азатемживаяприродаи иходееедлительногоразвитияпоявилисьвысокоразвитыесущества. Ихниктонесоздавал, они—следствиеэволюционныхпреобразованийживойматерии, вершинойкоторыхсталчеловек. Рассматриваяприродусидеалистическихпозиций, ученыесчиталиееразинавсегдасозданнойБогом, неизменной, отвечающей целисвоегосуществования, т. о. целесообразной. Такоенаправлениевнаукеназываетсяметафизическим. ИзпредставителейданногонаправленияследуетотмститьК. Линнея (XVIIIв.), наиболеепрогрессивногоученого, работыкоторого—«Система природы»и«Философияботаники»—нетолькосыгралиогромнуюрольдлясвоеговремени, ноипослужилифундаментомдля новыхисследованийживойприроды. Снакоплениемнаучнойинформациименяютсявзглядывфилософии - формируетсяматериалистическоеучение; вбиологии появляютсяпервыепредставленияобэволюции, содержавшиесяужевпозднихработахК. Линнея, азатемэволюционноеучениеЖ.-Б. Ламарка . ВкладвнаукуК. Линнея (1707-1778) - Открыл около 1,5 тыс.видов растений. - Описал около 10 тыс.видов растений и около 4,5 тыс.видов животных. - Разработад короткие и четкие определения каждой группы организиов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни. -Ввел удобную бинарную номенклатуру вместо употребляющихся ранее громоздских полиноминальных (т.е. состоящих из многих слоев) названий:эта номенклатура упоьребляется и в наше время. -Разработал принципы построения классификаций живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. -Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства. Взгляд К . Линнея на понятие о виде К. Линнеисчиталвидреальнойиэлементарнойединицейживойприроды. Онуточнил самопонятиевида, привлекая дляегоне только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемостьмеждупредставителямиодноговида и нескрещинаемость ихс представителями других видов.). ПосколькуЛиниейбыл креационистомиметафизиком, тоон считал, чтовидынеизменяются,иихсуществуетстолько, сколькоразныхформбыло ссамогоначаласозданоТворцом. Однакокконцусвоейжизни Линнейуженебылтакимрешительнымсторонникомнеизменностивидов. Принципы систематики Вкачестиеоспоиыклассификации Линнейпринялкатегориювида. Сходныевидыобъединяют,ел вроды, роды—вотряды, отрядывклассы, которыеявлялись кысшейкатегорией. Такимобразом, восновуклассификациибыл положенпринципиерархичности (т. е. еоподчипешшети) таксонов. Сразвитиемнаукив .чтусистемубылвведенрядкатегорий: семейство, подклассидр., авысшимтаксономсталтип. Нопринципысистематики, заложенныеЛиннеем, осталисьнеизменнымидонашихдней. Приклассификацииорганизмовученыйучитывалневеськомплекспризнаков, алишьнебольшоеих число. ПоатомуклассификацияЛиннея, несмотрянато,чтобыла научной, оказаласьискусственной. СамЛшшейосознавалискусственностьсвоейсистемыприродыиуказывалнанеобходимость разработкиестественной. Опписал: «Искусственнаясистемаслужиттолькодотехпор, поканесозданаестественная». Систематика животных Всеживотные; подразделялисьЛиннеем наследующиешестьклассовпопризнакустроениядыхательнойи кровеноснойсистем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери. Систематика растений Всерастенияподразделялисьна 24 класса: 23 классаявнобрачных (цветковых) и 1 класстайнобрачных (юлосемешп.тхиспоровых). Средияшшбрачпыхпервые 12 классоввыделялисьтолькопочислутычинок, к 13-муотносились растения, имевшиеболеедвенадцатитычинок, априотнесении (метенийк 14 23 классамучитывалосьещеистроениеандроцея однобратственный, двубратственный, двусильный, четырех-пяти и т.д.) И приведенныхпримеромвидно, чтосогласноэтойсистемеводин класспопадаютрастении, имеющие: малообщегомеждусобой, ародстиенпыедругдругупредставителиодногосемействазлаковых (душистыйколосок, рисибамбук) оказалисьразбросанныминоразнымклассам. Однакобылобынесправедливонеотметить, чтиприотнесениирастенийк 14-23 классамтакой.) разнобояужененаблюдается. Этообъясняетсятем, чтоиэтомслучаеучитывалсяужеитипгинецея, которыйобъективноотражает эволюционноеродспюрастений. Так, относящийсяк 23-муклассу растениясемействмолочайныеисумаховыеяштяютсяродственными. Ониимеютмелкиеневзрачныецветки, собранныенкомпактныесоцветия, вкоторыхвстречаютсякакобоеполые, таки тычиночныеипестичныецветки (полигамные). Вклад в науку Ж .- Б . Ламарка (1744-1829) - Ввелтермины«биология» (1802), «зоологиябеспозвоночных» (1794) иопределилихсодержание. · Заложилосновысистематикибеспозвоночных. · Проводилобширныеисследованиявобластиботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии. · Разработалосновныепринципыклассификациирастенийи животныхввидеродословногодреваотпростейшихдочеловека. · Создалпервуюанолюционнуютеорию. Егоглавныйнаучный труд—двухтомная«Философиязоологии» (1809) —наиболее крупное 'теоретическоеобобщениевбиологииначалаXIXв., вкоторомсматериалистическихпозицийобосновываетсяидея постепенногоразвитиявовремениживойприродыподдействиеместественныхпричиниразрабатываютсяосновыестественной системыживотных. ЭволюционнаятеорияЛамаркаможетбытьразделенанадвечасти: учениеоградацииорганизмовиучениеобизменчивости. Учениеоградацииорганов. Ламарксчитал, чтовсеживотные формы—растенияиживотные - являютсяподлиннымипроизведениямиприроды, т.е. несуществовалиизначально, авозникли Вопределенноевремя. Первыеорганизмыпроизошли (ипроисходятныне) путемсамозарожденияизтелнеорганическойприроды. Развитиеприродыначалосьивсегданачинаетсясобразования иростешггихживыхтел; егоход—отпростогоксложному. Поэтомуклассификацияоргаппзмоннеможетбытьпроизвольной, она должнаотражатьдействительныйпорядокприроды, т. е. отображатьпроцессразвитияотнизшихформквысшим. Этотпроцесс повышенияорганизацииноситступенчатыйхарактер, т.с. образует«лестницусуществ». Последовательныеступениусложнения организацииорганизмовЛамаркназвалградациями. ВсемногообразиеживотныхЛамаркподразделилна 14 классов, которыераспределилпо 0 градациям. Привыделенииградаций пиучитываланатомо-физиологическиеособенностиосновных системорганизма (главнымобразомнервнойикровеносной). Ламарксчиталтакже, чтоподобнаяступенчатостьимеетместо иврастительноммире. Лестница существ по Ж . Б . Ламарку 14.Млекопитающие 13.Птицы 12.Рептилии 11.Рыбы 10.Моллюски 9.Усоногие 8.Кольчецы 7.Ракообразные 6.Паукообразные 5.Насекомые 4.Черви 3.Лучистые 2.Полипы 1.Инфузории Ламаркпредложилболеесовершенную, чемЛинней, классификациюживотных. Вместодвухлиннеевскихклассов—червии насекомыеЛамаркпредложил 10 самостоятельныхклассов, мложив, такимобразом, оснонысистематикибеспозвоночных. ИотличиеотсистемыЛиннеяЛамаркразместилвесклассыжи-интныхввосходящемпорядке. Суть ученияобизменчивостиотражаютдвазакона, сформулированныеЛамарком. I закон- "Постоянноеупотреблениеорганаведеткегоусиленномуразвитию, анеупотреблениекослаблениюиисчезновению". IIзакон- "Поддействиемпостоянныхупражненийилинеупражненийорганыизменяются, ивозникшиеизменениянаследуются". Такимобразом, главнымифакторамиизменчивостиЛамарк считал влияние внешней средыиупражнениеилинеупражнение органов. При этом изменениясредыприводят, поЛамарку, к адекватным измененияморганизма, которыезатемнаследуются. Причиной прогрессивных измененийЛамаркидеалистически считал врожденноевнутреннеестремление организмов к совершенствованию.Изменчивость представлялась .Ламаркуничемнеограниченной, постояннои непрерывно размывающейгр аницывида. Поэтому онотрицал существованиявидоввприроде. Ламарк о происхождении человека Положенияобэволюции органическогомнра Ламаркраспространилинаобъяснение происхождении человека отвысших "четверорукихобезьян". Омрассматривал человека какчистьприроды, покизалегоанатомо-физиологическоесходствосживотнымииотметил, что развитиечеловека подчиняетсятемжезаконам, чтоиразвитие всехдругихживыхсуществ. Значение эволюционной теории Ламарка 1)Первая эволюционная теорияобисторическомраз-питииорганическогомираотпростейшихформдочеловека. 2)Ламаркподробнопроанализировалпредпосылкиэволюции (изменчивость, наследственность), главныенаправленияэволюции (усложнениеорганизации, т. е. градацииклассовимногообразиеформвнутриклассавследствиеизменчивости). 3)Теорияпоказала: изменчивостьорганизмовимеетестественныепричини. 4)Этатеорияпозволила разработатьпервуюгенеалогическуюклассификацию животных, т.е.классификацию, построеннуюна принципахродственности организмов, анетолькоихсходстиа. Однакоэтатеориянесмогладатьматериалистическогообъясненияпричинэволюции. (Эту проблемурешилЧ. Дарвин, разработавтеориюестественногоотбора.) Первые русские эволюционисты ЛомоносовМ. К. выдающийсярусскийученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, основоположникотечественногоматериалистическогоестествознания. Положилначало русскойнаучно-техническомтерминологии, обосновалположенияоматериальностимираиегоразвитии. Развивалисторическийвзглядпаприроду, утверждал, чтоземнаякора иееслои - результатсложныхестественныхпроцессов), происходящихна протяжениидлительноговремени. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ РадищевА. Н. - русскийфилософ-демократ. Развивалматериалистическиеидеиоединствеиразвитиимира, взаимосвязиявленийприроды, ихпричиннойобусловленности. Веспредметынеорганическойиживойприродыонсвязывал водноцелое, рассматривалихвразвитиииразместилввидевосходящегоряда—отминераловдорастений, животныхичеловека. Считалмозгматериальныморганоммышленияистарался решитьпроблемумышления. Близкоподошелкпониманиироливнешнейсредывизменчивостиорганизмов. ПалласII. С. (1741 - 1811) —высказалгипотезуопроисхождениивидовотобщихродопачальныхформ, выдвинулидеюклассификацииорганизмовпотипуветвящегосядрева, связывалископаемыеформыснынеживущими. КаверзневА. А. (1748—?) —разрабатывалпроблемуразвития животных («Оперерожденииживотных», 1775). Паосновании изучениядомашнихидикихживотныхсделалвывод, чтоорганизмывсегдасвязанысособенностямиземнойповерхности. Обосновалположениеобизменчивостиживотныхподвлияниемнищи, климатическихфакторов, одомашнивании, скрещивания. Многообразие, животногомираиегоразвитиепыталсяобъяснить тем, чтоиндивидуальныеизменения, возникшиевследствиеестественныхпричин, усиливаютсяотпоколениякпоколениюи приводяткобразованиюновыхформживотных. ДядьковекийИ. Е. (1784.-1841) - обосновалположениеоматериальностимира, единствеприродыиееразвитии, обизменчивостивидовподвлияниемусловийихжизни.ДвигубскштИ. А. (1771 - 1839) - развивалидеиопостепенной изменяемостиземнойповерхностиинаселяющихеесуществ подвлияниеместественныхпричин. ТаушерМ. - наоснованииматериалов, собранныхвовремя экспедицийпаюго-востокРоссии, опубликовалработыопоследовательностиразвитияотдельныхгруппорганизмовионепрерывномпоявленииновыхорганизмовблагодарязакономерно действующимсиламприроды. Паосновеисторическогометода иидеи (Iпоступательномпрогрессивномразвитиионпытался создатьестественнуюклассификациюорганизмов. КайдаповМ. К. (177 - 1855) —анализировалэтапостьразвитияприродыотпримитивныхформквысокоорганизованным. МаксимовичМ. А. (1804- 1873) —отстаивалмысльопрогрессивномразвитиикакуниверсальномзаконеприроды, оширокойизменчивостивидовподвлияниемвнешнихусловийидругих причин. Утверждал, чтовприроденебываетдвухабсолютно одинаковыхособей; ониотличаютсятембольше, чембольшеотличаютсяусловияихсуществования. Считал, чтодлительные влиянияобусловливаютболеестойкиеизменения, которыезатемнаследуются, вследствиечеговозникаетновыйвид. ГоряниновП. Ф. (1796-1865) —обосновываетидеюединства природыиееразвитияотпервичногоэфирадочеловека. ВольфК. Ф. (1733-1794), ПандерX. И. (1794-1865), БэрК. М. (1792-1876) —заложилиосновыэмбриологии. Результатыихисследованийдалибогатыйматериалдляобоснованияидеиобщностиживотногомираиегоразвития. РульеК. Ф. (1814-1858). Еготрудыположилиначалоразвитию экологиииэволюционнойпалеонтологии. ВпротивовесупрощеннымвзглядамнаизменчивостьвидовРульевыдвинулположениеотом, чтохарактеризмененийживотныхобусловлендвумяпричинами: особенностямисамогоорганизмаивнешними причинами. Показал, чтоизменчивость—необходимоеусловие дляформированияприспособленийкновымусловиям. Проанализировалзначениедляэволюциидругогофактора—наследственности, котораявырабатываетсяисторическиинесетнасебе отпечатоквлияниясредывпредыдущихпоколениях. Втрудах Рульеестьуказаниянато, чтоорганизмы, которыенеспособны изменяться, приспосабливаться, гибнут. Основные положения учения Рулье об эволюции : 1.Постепенностьобразованиявсегосуществующего; последующееявляетсяразвитиемпредыдущегосдобавлениемнового, 2.Усложнениеорганизациивпроцессеэволюции. 3.Многообразиевидоврастенийиживотныхнарастает |