Реферат: Введение в ХХ век. Что такое модернизация ?
Название: Введение в ХХ век. Что такое модернизация ? Раздел: Рефераты по истории техники Тип: реферат |
По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина 1. Пусть читателя не пугает то, что введение в историю ХХ века начинается с конца средневековья. Ничего удивительного в этом нет. Удивлять должно обратное: почему не с античной истории, не VII - VI веков до РХ? Ведь именно тогда появляются такие основополагающие понятия западной истории, как демократия, рынок и т.д. Дело в том, что именно в XV - XVII веках после РХ в Европе происходит рождение общества, коренным образом отличающегося от всех предшествующих и ставшего фундаментом современного. В связи с этим мы предполагаем заняться несколько необычным для школьного курса истории делом. В школе, да и в науке, происходят закономерные, но неоправданные вещи. Утратив обязательное идеологическое обоснование, история рискует превратиться в некое подобие средневековой хроники, отказываясь от сколько-нибудь вразумительного осмысления излагаемых фактов, или, в худшем случае, перепевая все те же магические формулы о "производительных силах" и "производственных отношениях", разве что не сопровождающихся всесильными и верными цитатами. Что, однако, плохого в чистой истории событий? Как просто, а главное удобно: обучение истории сводиться к механическому запоминанию дат и имен. При этом исчезает намек на работу мысли, а потому закономерно пропадает всякий интерес к предмету. Современная историческая наука выделяет наряду с историей событий историю процессов, осмысливающую и объясняющую эти события. Деятельность историка понимается как строительство моделей прошлого, опирающееся на известные факты, но исходным своим пунктом имеющие теоретические понятия и гипотезы, несущие высокую концептуальную нагрузку. Таким образом факты являются строительным материалом гипотез и выводов, но не более того. Дом, хотя и построен из кирпичей, не представляет собой их груду. Так и история строится из фактов, но не ограничивается ими. Необходимы идеи и теоретические понятия, связывающие эти факты-кирпичи и служащие чертежом дома-истории. А потому и начнем с понятий. 2. Одна из самых больших трудностей в понимании древней, средневековой и даже части новой истории, с большим трудом преодолеваемой учениками, заключается в том, что образ мысли, поведение, чувство и само мироощущение людей того времени совершенно непонятны человеку ХХ века. В лучшем случае описание этого мироощущения выливается в сухие схемы. Так например, современному школьнику довольно сложно понять, как можно устроить войну из-за вопроса о том, на каком языке читать псалмы (гугенотские войны во Франции); как можно организовывать походы большой части европейского рыцарства за тридевять земель воевать за Гроб Господень, повторяя их в течении нескольких столетий (крестовые походы); как можно счесть смертельным оскорблением тот факт, что твой сосед по столу взял кусок мяса до тебя, хотя твой пра-прадедушка поступил на службу к великому государю на полгода раньше, чем его (местничество в России); как можно считать подозрительным и лишать простейших человеческих прав твоего соседа только за то, что его предки несколько веков назад не были внесены в списки гражданской общины (метэки в полисах древней Греции);наконец, как можно в течении нескольких лет всерьез спорить о том, являются ли жители новооткрытых земель людьми или же порождениями злого духа и подлежат ли они в связи с этим крещению или же уничтожению (спору в Католической Церкви об американских индейцах). Обычная реакция школьника на такие дикие с его точки зрения поступки - объяснение их глупостью и "неразвитостью" его предков. Чем ближе к современности, тем понятнее становится школьнику поведение людей, и объясняет он это постоянным победным шествием прогресса. Дело, однако в том, что никакое это не объяснение. Понять поступки и мироощущение людей недавнего прошлого (XIX - XX века) довольно просто, ибо мы живем в тех же или очень похожих условиях. Эти условия обозначаются понятиями ИНДУСТРИАЛЬНОГО и ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА, анализу сущности которых и будет посвящена основная часть этого курса. Любое же общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать ТРАДИЦИОННЫМ АГРАРНЫМ ОБЩЕСТВОМ. 3. Смысл этого понятия гораздо шире, чум обычно представляют, ибо речь идет не только о господстве сельского хозяйства в экономике. Можно назвать целый ряд особенностей традиционного аграрного общества в экономике, социальном и политическом устройстве, культуре. Эти особенности представляют собою яркий пример исторической модели, которая рисует целостную картину прошлого, позволяющую понять логику даже самых странных для нас поступков и мыслей людей. Итак: - В ЭКОНОМИЧЕСКОМ отношении аграрное общество, как легко видеть из его названия, основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси (ряд можно продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (речь идет, разумеется о доколумбовой Америке). Помимо других экономических особенностей, вытекающих из такого типа хозяйства, отдельно следует назвать следующее. Вообще говоря, распределение произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли) может идти двумя путями: либо весь этот производственный продукт собирается в "общий котел" и распределяется в соответствии с общественным положением каждого, определяемом в каждом случае по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.), и такой путь называется РЕДИСТРИБУЦИЕЙ (а экономические отношения РЕДИСТРИБУТИВНЫМИ, то есть перераспределенными), либо существует система эквивалентного обмена продукта, произведенного одними людьми на произведенный другими, и такой способ называется РЫНКОМ. Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако, не следует думать, что редистрибуция является единственно возможным способом хозяйственной жизни аграрного общества. Она доминирует, но рынок в той или иной форме всегда существует, а в исключительных случаях может даже приобретать ведущую роль (самым ярким примером является хозяйство античного Средиземноморья). Но как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов престижа: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п. Кстати, средневековое европейское натуральное хозяйство является именно формой редистрибуции: достаточно вспомнить, что верховным собственником земли считается король, император и даже сам Господь Бог, а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в "общий котел") и получал его назад, принося вассальную присягу. Естественно, что такой хозяйственный строй как правило не способствовал развитию городов, и подавляющее большинство населения было сельским. - В СОЦИАЛЬНОМ отношении аграрное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной чертой этого общества является жесткая привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений, привязанность сугубо личная. Это проявляется во включенности каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от "старших" (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят "у котла". Следовательно, аграрное общество не может не быть разделено на такие, порой очень многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой чрезвычайно затруднен (легко ли средневековый крестьянин, да и горожанин, мог получить рыцарское достоинство? можно ли представить себе русского боярина в роли мелкого торговца?). Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом следует понять, что ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому мысль о постоянной борьбе крестьян или ремесленников против угнетателей представляется не совсем верной: крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права. По учению великого средневекового философа Фомы Аквинского oratores, bellatores и laboratores (молящиеся, сражающиеся и работающие) одинаково важны и ценны для общества. В средневековой Японии сословие, которое нам традиционно представляется стоящим в самом низу социальной лестницы, крестьяне, иерархически находились выше купцов и шли сразу за самураями. Другим важнейшим критерием социального деления можно назвать общину в самом широком смысле этого слова. Имеется ввиду не только крестьянская соседская община, но и ремесленный цех, купеческая гильдия в Европе или купеческий союз на Востоке, монашеский или рыцарский орден, русский общежительный монастырь, воровские или нищенские корпорации. В конце концов эллинский полис можно рассматривать не столько как город-государство, сколько как гражданскую общину. Человек вне общины изгой, отверженный, подозрительный, враг. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ. Человек рождался, жил и умирал привязанным к месту жительства, занятиям, окружению, в точности повторяя образ жизни своих предков и будучи абсолютно уверенным, что его дети и внуки пройдут тот же путь. - ПОЛИТИЧЕСКОЕ устройство подавляющего большинства аграрных обществ определяется поэтому в большей степени традицией и обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто - прямого обожествления фигуры правителя). Чаще всего государственный строй общества был, разумеется, монархическим. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям немногих знатных родов и основывалась на названных принципах. Как правило, для аграрных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично аграрного общества (за редким исключением) власть - это собственность. - НА КУЛЬТУРНУЮ жизнь аграрных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Сам термин "традиционное аграрное общество" закономерен в силу определяющей роли ТРАДИЦИИ, то есть устной передачи социально и культурно значимой информации из поколения в поколение. Отсюда следует и столь странная для нас ориентация сознания людей на прошлое, на бесконечное воспроизведение одних и тех же образцов, на повторяемое и похожее, а не на неповторимое и индивидуальное. Привычная для современного человека идея общественного прогресса в аграрном обществе непредставима. Поэтому с очевидностью невозможна была борьба "за светлое будущее" в любой форме. 4. В ряду традиционных аграрных обществ совершенно особое место занимала Западная Европа. На протяжении средних веков эти особенности постепенно усиливались, что и привело именно в Европе к появлению общества совершенно нового типа. О каких именно особенностях идет речь? ВО-ПЕРВЫХ, еще со времен античности здесь, на Западе, произошло не всегда четкое, не всегда зафиксированное в праве и общественном сознании разделение феноменов власти и собственности, что в принципе, подчеркнем это еще раз, не характерно для аграрных обществ. В римском праве это разделение было закреплено понятием res privata - частная собственность: неограниченное право владения, не прекращающееся при изменении внешних обстоятельств. Право частной собственности предполагает три права. Право владения, то есть принадлежность какого-либо имущества данному лицу. Право распоряжения, то есть право этого лица поступать со своим имуществом, как ему будет угодно: продать, подарить, сломать, выбросить, обменять и, что очень важно - завещать. Право пользования, то есть использовать это имущество по назначению, а хотя бы и против оного. Принудительное отчуждение собственности властью или обществом возможно только при соблюдении очень сложных тщательно формализованных юридических процедур. Понятие частной собственности сохранилось на протяжении всей западной истории, в том числе и средневековой. Порой видоизменяясь, уходя на второй план экономики (феод - это условное владение, а не частная собственность), это понятие сформировало одну очень важную норму: власть не должна иметь права запускать руку в карман подданных без их согласия. Так налоги должны вотироваться, то есть утверждаться представителями населения (отсюда произошли парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и другие сословно - п р е д с т а в и т е л ь н ы е учреждения, породившие саму идею представительного правления, источник современного западного парламентаризма). ВО-ВТОРЫХ, центрами этих частнособственнических отношений в средневековой Европе были города. Конечно, они еще оставались городами аграрного общества: небольшими по населению, с жестким сословным (патрициат, бюргеры и плебс) и общинно-корпоративным (цехи и гильдии) делением. Однако и в экономических, и в юридических, и социально-политических отношениях здесь происходят существенные перемены. Экономика городов строится все больше на отношениях товарно-денежных, то есть совершается переход от редистрибуции к рынку, причем нарождающийся рынок включает в сферу своего действия и основной - аграрный - сектор экономики ( замена натурального оброка денежным - несомненное тому свидетельство). Юридически города все больше выходят из системы феодальных (довольно типичных для аграрного общества) отношений ( появление городов-коммун и постепенное их освобождение от вассальной зависимости). И наконец, в политической сфере, возникает союз между городами, заинтересованными в развитии рыночных отношений, и королевской властью, которая эти отношения может обеспечить, создавая централизованное государство, а следовательно и единый рынок. В-ТРЕТЬИХ, естественное развитие рынка приводит к его интернационализации. Рынок становится сначала общеевропейским, а затем, перерастая континентальные рамки и стимулируя процесс Великих Географических Открытий - мировым. Великие Географические Открытия - событие в истории человечества переломное: не только экономика, но и история вообще становится всемирной, всечеловеческой. Решающим фактом такой интеграции истории является именно западноевропейское влияние и экспансия, несмотря на все сопутствующие ей негативные моменты. Сила и динамизм нового общества, возникающего в Европе, о становлении которого и идет речь, предопределили успех этой экспансии и европеизированный облик нового мира. В-ЧЕТВЕРТЫХ, складываются не только экономические, но и идеологические предпосылки нового общества. Речь идет прежде всего о возникновении светских форм культурной жизни, идей независимого от религии развития науки и искусства, связанном с кризисом Католической Церкви. Кризис этот, начавшийся уже давно, выражался, прежде всего, в том, что церковь постепенно превращалась из организации преимущественно духовной во властную структуру, и такое перерождение сопровождалось всевозможными нарушениями изначальных форм церковной жизни. Реакцией на этот кризис и был рост светских форм культуры. Светскость, секулярность науки и искусства проявились совершенно явно в феномене Возрождения с его отказом от этических, эстетических и других прежних средневековых - воззрений. Центральным моментом новой системы ценностей стал гуманизм, человек был поставлен в центр мировоззрения, гуманисты оказались таким образом ближе к античности, чем к христианскому средневековью. Естественным образом гуманизм способствовал таким образом индивидуализации, аграрному обществу не свойственной. В-ПЯТЫХ, наконец, кризис Католической Церкви породил явление, сыгравшее, пожалуй, решающую роль в становлении нового общества. Имеется в виду, разумеется Реформация, а точнее одно из ее направлений - кальвинизм. Именно учение "женевского папы" Жана Кальвина и сформировало, по выражению немецкого ученого Макса Вебера, протестантскую этику, породившую дух капитализма. Вопросы новой трудовой этики ничуть не менее важны для процесса, о котором идет речь, чем вопросы экономические и социальные, а потому имеет смысл их назвать. Согласно учению Кальвина, посмертная судьба каждого заранее предопределена, и изменить ее человек не может. Но человек может узнать о своей участи, и главным показателем здесь является успех или неуспех в делах. Из этого положения рождается целый ряд важнейших и новых этических моментов, из которых нас в первую очередь интересует этика трудовая. А она заключается в постоянном труде кальвиниста, труде имеющим несколько целей: предопределить факт загробного спасения путем накопления максимально возможных богатств, которые, впрочем, не лежат мертвыми сокровищами и не расходуются на личное благополучие, а пускаются снова в дело, ибо избранность надо подтверждать постоянно; не менее важна забота об общем благе, достигаемом этим трудом, ибо деньги, получаемые кальвинистом в качестве прибыли есть не что иное, как достояние Бога, и на Божье дело должны впоследствии использоваться. Неудача кальвиниста в делах сама по себе не является показателем его греховности и обреченности на вечные муки, он не должен опускать руки, а следует ему сменить неудачно выбранное дело и найти свое истинное призвание. Равным образом и успех не гарантирует спасение, и почивать на лаврах отнюдь не следует, успех должен быть постоянным. Понятна естественная разница в отношении к богатству католика и кальвиниста: первый копит сокровища, использует их на личное благосостояние или, в лучшем случае, на благотворительность; богатство же кальвиниста постоянно в деле. Широкое распространение кальвинизма в Европе ( гугеноты во Франции, пуритане в Англии и т.д.) не могло не способствовать росту рыночных отношений и родило принципиально новую форму производства. 5. Таковы предпосылки процесса, коренным образом изменившего все общество и создавшее в конце концов современного человека с его совершенно новым менталитетом. Пришло, наконец, время назвать этот процесс. Речь идет о МОДЕРНИЗАЦИИ, ТО ЕСТЬ О ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА ОТ АГРАРНОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ, ПРОЦЕССЕ, ИЗМЕНЯЮЩЕМ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ И КУЛЬТУРНУЮ. Модернизация не закончена и сейчас, мы продолжаем находиться в рамках этого процесса, переживая очередной его этап. Всего к настоящему моменту известно четыре фазы модернизации: мануфактурная или раннекапиталистическая (XVI- середина XVIII века); индустриальная, начавшаяся с промышленного переворота конца XVIII века, и создавшая самые основы нового ИНДУСТРИАЛЬНОГО - общества, она закончилась в большинстве европейских стран и США к концу XIX века; позднеиндустриальная, занявшая всю первую половину ХХ века и создавшая новое - МАССОВОЕ - общество (именно эта фраза и станет основным предметом нашего внимания); наконец, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ, начавшаяся после Второй Мировой войны и продолжающаяся до настоящего времени. Напомним, что модернизация, как видно из уже названных выше причин, охватывает не только сферу экономического и потому не сводима к экономическим процессам и не всегда ими определяется. 6. Происходившие в конце средних веков в Европе процессы закономерно привели к появлению новой формы производства. Речь идет о таком известном явлении, как МАНУФАКТУРА. Как известно, это производство основано на ручном труде, что видно из названия, труде наемном с глубоким этого труда разделением. Экономический строй, в котором могла существовать мануфактура известен под именем КАПИТАЛИЗМА. Что это? Капитализм подразумевает, во-первых, полное господство рыночных отношений над редистрибутивными, и уже тем самым выводит общество из традиционных аграрных характеристик. Рыночная система капитализма предполагает не только наличие рынка товаров, известного и аграрному обществу (хотя и он гораздо более широк и разветвлен, и охватывает кроме предметов престижа товары первой необходимости, а потому становится жизненно важен), но и рынков труда и капиталов. Рабочая сила неизбежно становится товаром, и заработная плата рабочего есть ничто иное, как цена его квалификации, здоровья, времени, способностей и т.д.), вкладываемые в производство и приносящие прибыль. Господство рынка подразумевает наличие второго "кита" капитализма - личную свободу работника и работодателя, ибо только в таких условиях и возможен рынок рабочей силы. Тем самым начинает разрушаться жесткая корпоративность аграрного общества. Но все это было бы невозможно без третьего кита "кита", о котором мы уже говорили - без частной собственности. Такая смена экономической системы связана с изменениями в социальном плане (постепенное уменьшение социальной роли господствовавших ранее сословий oratores и bellatores, то есть духовенства и дворянства, и выход на авансцену общественной жизни третьего сословия - laboratores - и прежде всего буржуазии), в плане политическом (господство абсолютной монархии, которая обеспечивает существование национального рынка и захват колоний - источников сырья и рынков сбыта) и в культурном (бурное развитие естественнонаучного знания - открытия Галилея, Ньютона, Ливенгука и др. - формирование научной картины мира, которая начала претендовать на место традиционной религии и философии в умах людей). Абсолютизм при всех его положительных для третьего сословия качествах слишком многими чертами был связан со старым обществом, прежде всего - опорой на традиционную идеологию (и ее носителя - духовенство) и на военную силу, которую все еще олицетворяет дворянство. Третье же сословие, играющее все более заметную роль в экономике и общественной жизни, лишено было, обычно, политических прав. Такое противоречие, основанное на сословном строе аграрного общества не могло не вызвать серьезных политических коллизий, наиболее крайней и широко известной формой которых и стали, например, Английская и Великая Французская революции, в ходе которых начался процесс уравнения сословий, что, естественно, разрушало социальный строй аграрного общества. 7. Капиталистическая экономика предполагает уже в силу самого своего характера постоянный рост и расширение производства. Это привело к событию не только самому по себе уникальному, но ставшему переломным, вызвавшему кардинальное переустройство всего общества. Это событие произошло в 1769 году, когда Джон Уатт соорудил свою паровую машину. Такое незаметное, единичное, в достаточной мере случайное событие изменило не только всю жизнь европейца, а позже - человека вообще, но и само мироощущение людей. Использование силы пара позволило создать МАШИНУ, заменяющую мускульную силу человека или домашних животных. Производство, таким образом, механизировалось, началось изготовление товаров на станках (а позже - производство на станках тех же станков), что делало товары дешевле и что позволяло производить их в куда больших количествах и лучшего качества. Товары эти становились конкурентоспособнее, и новое производство, таким образом - гораздо выгоднее. Речь идет о ПРОМЫШЛЕННОМ ПЕРЕВОРОТЕ, о второй, и ключевой, фазе процесса модернизации, о ПЕРЕХОДЕ ОТ РУЧНОГО ТРУДА К ТРУДУ МАШИННОМУ, ОТ МАНУФАКТУРЫ К ФАБРИКЕ, к созданию ПРОМЫШЛЕННОСТИ в полном смысле слова. В результате заимствований английского опыта промышленное производство очень быстро распространилось по всей Европе, а вскоре - и за ее пределами. Промышленный переворот стал, таким образом, определяющим фактором мировой истории. Названные события и создали общество, коренным образом отличающееся от всех предшествовавших, а позже - человека вообще: экономику, социальные отношения, политический строй, культуру. Именно благодаря промышленному перевороту мы таковы, каковы мы есть: мы дети индустриального общества. Вот почему понять явления истории XIX и XX веков нам гораздо проще, чем всю историю до этого - мы живем в условиях, порожденных этим событием, вот почему история последствий промышленного переворота так остра, жива и современна во всех ее победах и поражениях, блеске и нищете, триумфах и трагедиях. В известном смысле, можно сказать, что мы заложники эпохального эксперимента начатого протестантами XVI века и продолженного английскими предпринимателями XVIII века и, не имея возможности выйти из него можем только выжить или погибнуть с ним вместе. 8. Говоря о первых и очевидных - ЭКОНОМИЧЕСКИХ - последствиях промышленного переворота, следует назвать, во-первых, становление системы индустрии и ее преобладание в сфере материального производства. Это означает, что главным местом производства становится город, а не деревня, что не может не привести к процессу урбанизации. Городское население даже начинает преобладать над сельским: так в середине XIX века из 21 млн. жителей Великобритании 43 % было занято в промышленности, что невозможно себе представить даже в самом высокоразвитом аграрном обществе. Тогда же в Англии впервые стоимость неземельной собственности (фабрики) превысила стоимость земли, на которой она стоит. При этом особенность такого способа производства, ориентированного на прибыль и, следовательно, эффективность, состоит в постоянном росте количества и качества производимых товаров и в техническом совершенствовании. Стимулом к этому является присущая свободному рынку конкуренция. Такое положение дел приводит и к широко известным кризисам перепроизводства. Применение пара вызвало и существенную перестройку транспортной системы, а следовательно - и торговли. В 1807 году в США Фултон изобрел пароход, а в 1814 году в Англии появился паровоз Стефенсона, а 1825 году там же была построена первая железная дорога. Торговля поэтому все в большей степени становится всеевропейской, а позже - и мировой. Торговля начинает играть жизненно важную роль в хозяйстве целых регионов в силу усилившейся специализации производителей на мировом рынке. Огромное значение для экономики приобретает финансовая система, прежде своего - банки, аккумулирующие средства и обеспечивающие посредством кредитных операций промышленные и торговые предприятия. Ключевое значение приобретает для промышленной экономики наличие в государстве твердой валюты, устойчивость которой до середины ХХ века обеспечивалась золотым запасом и возможностью свободного обмена (конвертации) ассигнаций (бумажных денег) на золото. Выпуск необеспеченных денег приводит к их обесцениванию (инфляция), пагубно отражающемуся на экономике. Промышленный переворот не мог не затронуть и аграрного ранее основного- сектора экономики. Происходит капитализация сельского хозяйства, связанная с переходом его на товарно-денежные отношения. 9. Но значение промышленного переворота состоит не только и не столько в экономических изменениях. Куда важнее изменения СОЦИАЛЬНЫЕ. Начнем с самого факта колоссального роста населения Европы (именно Европы, переживающей промышленный переворот). За 13 веков ( с VI по XIX) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн. человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914) число европейцев возросло до 460 млн. человек. Стало тесно, плотность населения резко увеличилась. Этот факт свидетельствует в числе прочего о том, что несмотря на очевидные недостатки системы промышленного капитализма (нет продуманной социальной политики, нет государственного регулирования трудовых отношений, процветает действительно безудержная эксплуатация некоторых групп рабочих, в том числе женщин и детей), происходит несомненный рост уровня жизни значительной части населения. Сам по себе факт взрывного роста народонаселения сыграл большую роль в создании нового общества. Развитие транспорта, появление средств массовой информации (газеты), совершенствование связи, новая система образования - все это вело к гораздо большей взаимосвязи между людьми, пусть даже живущими в разных местах. Все это рождало главную характеристику индустриального общества - это общество социально МОБИЛЬНОЕ. Если, как мы видели ранее, в аграрном обществе человек рождался, жил и умирал в одном и том же месте, занимался одним и тем же трудом (или бездельем), занимал одну и ту же ступень на социальной лестнице, то человек индустриального общества, включенный в систему рыночных отношений, живущий в городе, а хотя бы и в деревне, готов достаточно легко сменить свой социальный статус, профессию, место жительства, семью и т.д. и в своем мышлении и поведении воспринимает как норму изменчивость, а не неизменность. Едва ли не основной темой разговоров даже на бытовом уровне, как может заметить каждый из нас, служат успехи и неуспехи, карьера, перемены в жизни людей. Пятнадцати- и шестнадцатилетние жители индустриального общества говорят на немыслимую в аграрном обществе тему: выбор профессии. Школьный учитель легко может стать сторожем, дворником, даже квалифицированным рабочим, возможно, разумеется и обратное превращение при повышении или изменении квалификации. Такое мобильное (подвижное) общество не позволяет связям между людьми принять тот устойчивый характер личной зависимости, какой присущ обществу аграрному. Поэтому отношения становятся безличными, анонимными. Наш визави интересует нас как продавец, врач, учитель, сантехник, ученик, мы интересуем, например, милиционера, как нарушителя общественного порядка. Человек воспринимается как роль, функция, а не как личность. Никто не интересуется нашим здоровьем или успехами в работе при покупке газет, продавщица молока не знает, и не желает и не должна знать ничего о нашем семейном положении. Такое анонимное общение неизбежно должно быть формализовано: нормами морали и правилами этикета, нормами юридическими и нормами формально-языковыми (неожиданный переход той же продавщицы на классическую латынь вызовет справедливое возмущение покупателей). Совершенно очевидно, что жесткое сословно-общинное деление, с неизбежностью будет разрушено. На смену ему приходят новые, более аморфные и гибкие структуры: классы, политические партии, профессиональные союзы, клубы, молодежные и женские организации, наконец, хотя бы общества охотников и рыболовов. Принадлежность к любой из этих групп может быть сравнительно легко прекращена. Но сами по себе такие группы необходимы для удовлетворения элементарной социальной активности человека. Легко видеть, что в таком обществе, где ликвидированы сословные различия, при сохранении неравенства имущественного (порой весьма значительного), существует равенство юридическое, равноправие, общество уравнено перед законом. 10. Отсюда следуют характерные формы ПОЛИТИЧЕСКОЙ организации индустриального общества. Прежде всего следует отметить присущий исключительно этому обществу феномен представительной либеральной демократии. Такая форма правления соответствует его анонимности, мобильности и эгалитарности (равноправию). Имеется в виду следующее: слово "демократия" с 19 века означает не просто народовластие, но систему политического равенства, при котором участие или неучастие человека в политической элите (группе носителей политической власти) и в процессе ее формирования никак не зависит от его происхождения. Такое широкое понимание демократии означает , что демократическими могут считаться некоторые виды авторитарного (диктаторского) правления, например система бонапартизма во Франции (недаром солдаты Наполеона 1 на Бородинском поле шли в бой с пением "Марсельезы"). Поэтому для того, чтобы определить тот строй, который обычно понимается под демократией, следует добавлять слово "либеральная". Общепонятно происхождение этого термина от слова "свобода". Собственно либерализм и есть система политической свободы, которая предполагает неотъемлемые естественные права человека, присущие ему с рождения, а так же политические права гражданина, получаемые им как членом данного общества. Причем права эти равно для всех защищаются законом от возможных посягательств со стороны других людей (преступления), других государств (война) и самого этого государства (произвол). Только в либеральном государстве суд может принять к рассмотрению дело, описанное в одном из произведений Конан Дойла: "Фрэнклэнд против полиции". Собственно в защите гражданина от государственного произвола и заключается специфика правового государства, где сама власть существует на основании закона, а не является его источником. Обычным механизмом либеральной демократии является известное разделение властей на исполнительную (правительства),законодательную (парламенты) и судебную. 11. Появление индустриального общества оказало влияние и на международные отношения. Речь идет о появление нового субъекта (участника) международного права: нации и национального государства. Сразу следует оговорить, что понятие нации есть прямой результат процесса модернизации, и говорить о нациях в аграрном обществе не имеет смысла. В определении этого понятия нужно сослаться на английского ученого Эрнеста Геллнера и его книгу "Нации и национализм". До сих пор во всех известных нам отечественных изданиях за редким исключением авторы опираются на восходящее к "наркомнацу" И. Сталину мнение об определяющей роли хозяйственной жизни в образование нации. Дело, однако, отнюдь не в общности хозяйственной жизни. Это обстоятельство, конечно, следует учитывать, но, например, в Австро-Венгрии столетия общей экономической жизни к формированию австро-венгерской нации не привело. Как мы уже видели, главная социальная характеристика индустриального общества состоит в его анонимности и мобильности. Анонимность общения предполагает его формализованность. Если аграрное общество в силу изолированности и локализованности социальных групп рождало массу диалектов и социолектов (жаргонов),и единая в рамках государства культура и письменный язык были просто не нужны, то общество индустриальное требует для обеспечение формализованного анонимного, а следовательно - единообразного, общение единой высокой нормативной письменной культуры, то есть того, что называется литературным языком. Такое единство культуры может обеспечить только определенный минимум ВСЕОБЩЕГО образования, в системе которого человек и получает навыки формализованного анонимного общения и другие знания необходимые в индустриальном обществе. Вполне понятно теперь, почему в аграрном обществе не была нужна в массовом масштабе элементарная грамотность, и почему крестьяне вполне удовлетворялись устной речью. В старом обществе каждая социальная группа - община, сословие и т.д. вырабатывала свою собственную культуру (достаточно вспомнить пример русского дворянства XVIII - XIX веков, которое в бытовом общении даже не использовало русского языка; не менее примечателен пример средневекового католического духовенства). При этом этнос как носитель единства, тем более политического, не воспринимался, эта функция выполнялась религиозными или государственными институтами. Единственной силой, способной обеспечить всеобщее формальное образование, является государство. Таким образом создается единая высокая культура под государственной "крышей". А это порождает феномен НАЦИОНАЛИЗМА, то есть политическое движение и идеологию, ориентированную на поиск такой "крыши" для определенной культурной группы. То есть национализм есть стремление к совпадению культурных (этнических) и государственных границ. Национализм мог быть как объединительным (Германия и Италия в середине прошлого века) или разделительным (национальные движения в Австро-Венгрии в это же время). Национализм может иметь своим объектом как границы политические (стремление к объединению), так и границы культурные (стремление к ассимиляции других культур в той же Австро-Венгрии, например, или России). Таким образом, легко определить сам феномен нации, что обычно вызывает довольно большие трудности в школе. Прежде всего, необходимо учитывать, что, вопреки распространенному мнению, не нации порождают национализм, а в силу перечисленных факторов происходит наоборот: национализм создает нации. Национальное сознание, следовательно не "пробуждается" в XIX веке, а появляется. Понятие "нация" определяется тремя характеристиками. Во-первых, важна сторона объективная: единство культуры. Речь идет о единстве традиций, языка и т.д., причем имеется в виду высокая письменная культура. Таким образом, объективная сторона касается собственно этнической и культурной принадлежности. Во-вторых, нужно учитывать сторону субъективную: сознание единства данной большой группы людей. То есть мы являемся нацией в том числе постольку, поскольку признаем друг за другом такую принадлежность. Но, если учитывать только эти два признака, то можно дойти до абсурда, объявив нацией, например, русское дворянство. Поэтому для определения нации нужно ввести еще один, ключевой, признак. Раз национализм есть стремление получить для этноса государственную "крышу", то третьим признаком нации следует назвать единую государственность или стремление к таковой. Так например, евреи становятся нацией в полном смысле слова (а не религиозно-этнической группой) только тогда, когда возникает движение за создание еврейского государства - сионизм. Поэтому же многие малые народы Российского севера нациями не являются. 12. Процесс модернизации с самого начала связан и с огромными переменами в культурной жизни. Новая культура, о некоторых проявлениях которой мы уже говорили, упоминая, например, Возрождение или Реформацию, носит название культуры "модернити". "Главным временем" для носителей этой культуры становится не прошлое, как это было в аграрную эпоху, а будущее. Соответственно, эта культура характеризуется динамизмом, установкой на активность личности, то ее способность ставить и достигать свои (а не диктуемые традицией) цели, как правило - рационализмом, а порой даже настоящим культом рационального (логичного, доказательного и фактически подтверждаемого) научного знания, непривязанностью к традиционным авторитетам. Резко возрастает роль личностного авторского начала во всех сферах культуры. Культура "модернити" является не только детищем модернизации, но и во многом ее двигателем: вне культуры "модернити" нельзя представить себе производство, ориентированное на эффективность и инновации или социально мобильное общество. 13. Модернизация не может не оказать влияния и на взгляды людей на человека и общество. Естественно в XVIII - XIX веках появляются новые идеологии: либерализм и социализм, а в качестве реакции на них - консерватизм. ЛИБЕРАЛИЗМ как идеология основан на признании священности и неприкосновенности частной собственности и частной жизни, уважении свободы каждого в рамках закона. В области политической либералы, как легко видеть из названия, являются сторонниками либеральной демократии и считают источником закона общественного естественные права человека, о которых мы говорили выше (которые ставятся выше как воли правителей, так и воли народа, если она им противоречит). С точки зрения либерала поскольку личность является носителем естественных прав, личное выше и священнее общественного. Крупнейшими представителями этой идеологии были в XVII - XVIII веках были: Джон Локк, "отцы основатели" США (Томас Джефферсон, Бенджамен Франклин, Александр Гамильтон и др.), французские просветители (Вольтер, Шарль-Луи Монтескье, энциклопедисты); в XIX веке - Бенжамен Констан, Франсуа-Мари Гизо, Адольф Тьер, Бенджамен Дизраэли, Уильям Гладстон, Алексис де Токвиль и т.д. Но всякое движение, раз начавшись, рискует потерять тормоза. Так появились люди, которые, видя уравнение прав, стали настаивать на полном уравнении в имуществе, а в идеале и в способностях; видя создание нового общества, настаивали на дальнейшем изменении его до состояния земного рая; критикуя современное им общество за действительно присущие ему недостатки, особенно за жесткую эксплуатацию и нищету некоторых групп населения, считали, что общественное благо требует скорее равенства в бедности, чем повышения общего уровня жизни всех при сохранении неравенства. Причем все чаще, с середины XIII века им, хотя и не всем, начинает казаться, что лучший метод решения общественных проблем - это "повешенье последнего из королей на кишках последнего из попов" (Жан Мелье). Речь идет о СОЦИАЛИЗМЕ и о крайней его форме - социализме революционным. Главная характеристика этой идеологии состоит в крайне негативном отношении к частой собственности, которая считается источником всех зол. Источником права и нравственности социалистам видится воля и благо народа, причем не всегда совпадающие, и тогда благо - выше воли, то есть народ можно принудить к его же благу (в этом отношении к социалистам близок Жан-Жак Руссо, хотя он и не отрицает мелкую частную собственность). Главным поэтому является обобществление собственности, само слово социализм происходит от латинского socialis - общественный. Из этого видно, что социалист ставит общественное выше личного, и в противовес господствующему в индустриальном или переходном к нему обществе индивидуализму выдвигает коллективизм, что некоторым образом сближает социализм с идеями традиционного аграрного общества. Соответственно, "благо народа" оказывается выше закона, защищающего естественные права человека, а естественным состоянием человечества провозглашается абсолютное равенство. У истоков социалистической традиции стоят авторы утопических романов XVI века св. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В XVIII веке социалистическую идею представляли названный уже Жан Мелье, Габриэль Мабли и неизвестный, писавший под псевдонимом Морелли. XIX век обилен социалистами: Гракх Бабеф, Этьен Кабе, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье (почему-то никогда не вспоминают его гениальное предсказание о неизбежности совокупления Северного полюса с Южным, отчего произойдет превращение морей во вкусный лимонад), Роберт Оуэн, Вильгельм Вейтлинг, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Михаил Бакунин и русские народники, целая гроздь немецких социалистов, из коих самыми знаменитыми - вершиной социалистической мысли - остаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Социализм и либерализм схожи тем, что допускают возможность, а в некоторых случаях - и необходимость изменения общества, почему и могут рассматриваться как идеологии культуры "модернити". Как реакция на это возникает и идеология, защищающая ценности аграрного общества, причем в отличие от обычной для традиционных идеологий ситуации, выступает как альтернативная, конкурируя с новыми. Именно поэтому КОНСЕРВАТИЗМ можно рассматривать как идеологию нового времени. Основными ценностями для консерваторов являются легитимность (законность), то есть в их понимании традиционность власти, идея сословного деления общества, которая часто обосновывается теми же понятиями естественного права и человеческой природы, религиозность с отстаиванием именно традиционных вероучений. Представителями этого направления можно назвать: английских тори XIII века (в отличие от XIX), епископа Боссюэ, в XIX веке - Жозефа де Местра, Сергея Уварова (создателя теории официальной народности) и др. 14. К концу XIX века в жизни европейцев происходят новые перемены. Модернизация вступает в третью - позднеиндустриальную - фазу. Возникают новые технологии, в первую очередь связанные с использованием электричества, химии, двигателей внутреннего сгорания и т.д. Это приводит к серьезным переменам во всех сторонах жизни общества. Начинается кризис индустриального общества в экономике, политике, социальной сфере, идеологии и культуре. Впервые проверке на выживание подвергаются самые основы нового общества. Самой трагической стороной этого кризиса и его пиком стала Первая Мировая война, с которой началась история МАССОВОГО ОБЩЕСТВА. |