Контрольная работа: Особенности работы с табличным процессором Excel
Название: Особенности работы с табличным процессором Excel Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: контрольная работа |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. НАРО-ФОМИНСК КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «Информатике» НА ТЕМУ «Особенности работы с табличным процессором Excel»Выполнил: студент 1 курса заочного отделения __________________ специальность «социальный работник» (подпись) Проверил: __________________ (подпись) 2005 Содержание 1. Назначение и функциональные возможности табличного процессора Excel 4 2.Структура документа Excel 5 2.1 Адрес ячейки, ссылка, стиль ссылок. 5 2.2Правила назначения имён. 6 2.3 Типы данных в ячейках электронной таблицы.. 7 3. Форматирование данных. 9 3.1 Режимы работы табличного процессора. 9 3.2 Операции перемещения, копирования, заполнения и вставки. 9 3.3 Ввод и редактирование формул. 10 4. Работа с электронной таблицей, как с базой данных. 13 5. Средства для создания печатного документа Excel 16 1. Назначение и функциональные возможности табличного процессора ExcelОсновное назначение: обработка таблично организованной информации. Главное достоинство - возможность мгновенного автоматического пересчёта всех данных, связанных формульными зависимостями. Возможности Excel : 1) Решает математические задачи: выполняет табличные вычисления, вычисляет значения функций, строит графики функций, решает уравнения, работает с матрицами. 2) Осуществляет математическое моделирование и численное экспериментирование. 3) Проводит статистический анализ, осуществляет прогнозирование и оптимизацию. 4) Реализовывает функции БД. 5) Вводит пароли и защиту на отдельные элементы таблицы. 6) Наглядно представляет данные в виде диаграмм и графиков. 7) Позволяет вводить и редактировать тексты и рисунки. 8) Осуществляет импорт-экспорт. 9) Осуществляет многотабличные связи. 10) Имеет встроенный режим презентаций. 2. Структура документа ExcelСтруктурно основанным объектом Excel является рабочая книга, которая сохраняется как целостный объект в едином файле. Книга делится на листы, а листы на ячейки. Связанная совокупность книг называется рабочим пространством или рабочей средой. Файл с данными Excel имеет расширение *.xls - если это таблица, и *.xlc - если это диаграмма. 1 файл -1 книга. В 1 книге - до 255 рабочих листов. Каждый рабочий лист может иметь несколько страниц. Переход между листами осуществляется выделением соответствующего ярлычка (кнопки навигации). Лист имеет матричную структуру и содержит 256 столбцов с именами от А до IV и 65536 строк, с соответствующими номерами. Элементарной единицей данных в таблице Excel является ячейка (клетка). Она находится на пересечении строки и столбца, которые составят адрес ячейки (столбец+строка, А1, В2). Текущая (активная) ячейка - это та, в которой находится курсор. 2.1 Адрес ячейки, ссылка, стиль ссылокАдрес ячейки может быть относительным и абсолютным. Ссылка - способ (формат) указания адреса (имени) ячейки. Ссылки используются в формулах в качестве аргумента. Задается стиль ссылки: Сервис =>Параметры, вкладка «Основные». Имеется 2 стиля обозначения адреса: Стиль А1 (Буква - столбец, число - строка) Стиль R1C1 (R цифра_строки С цифра_столбец), т.е. и строка и столбец обозначаются сочетанием буква и числа. Относительный адрес (или просто адрес), состоит из строки и столбца. Ссылка на блок (группу или интервал ячеек) состоит из адреса верхней правой ячейки и нижней левой ячейки, разделенных двоеточием (А1-.С12). Относительный аргумент-адрес при копировании формул меняется. Если требуется зафиксировать аргумент-адрес в формуле, то используется абсолютная ссылка (или абсолютный адрес). Абсолютная ссылка создается из относительной с добавлением $: $А$1 $А1 А$1. Последние 2 примера называются смешанной ссылкой. (Переход между относительной, абсолютной и смешанными ссылками можно осуществить при нажатии F4). Аналогом абсолютного адреса ячейки является собственное имя . Использование содержательных имён вместо «слепых» адресов при работе с ячейками является элементом хорошего стиля работы и позволяет лучше ориентироваться в больших массивах информации со сложными взаимосвязями. 2.2 Правила назначения имёнПравила назначения имени ячейки: - Начинается с буквы, символа подчёркивания ( _ ) или левого слеша.( / ) - В имени нельзя использовать пробелы. Их заменяют символом подчеркивания. - Длина имени не должна превышать более 255 символов. Правила назначения имени листа: - Длина имени не более 31 символа - Имя листа нельзя заключать в квадратные скобки [ ] - В имя нельзя включать следующие символы: двоеточие (:); правый и левый слеши (\ /); знак вопроса (?); звёздочка (*). Присвоить (или удалить) ячейке (или диапазону) собственное имя можно с помощью команды ВСТАВКА=>Имя=>Присвоить или используя поле имени, поставив в него курсор и проведя изменения. 2.3 Типы данных в ячейках электронной таблицыЯчейки электронной таблицы могут содержать данные произвольного типа (по мере необходимости пользователь может загружать в них самую любую информацию - данные числового, логического типа, даты массивов OLE-объекты, формулы, финансовые, статистические и другие функции и т. д.) Действие с ячейками выполняется по однотипным данным, которые задаются в формате ячеек. Ячейки рабочего листа электронной таблицы могут содержать: - исходные или первичные данные - константы; - производные данные, которые рассчитываются с помощью формул или функций. Ячейки, содержащие константы, называются влияющими, а ячейки с формулами - зависимыми. В обычном режиме работы в ячейках с производными данными отображаются значения, а формулы можно увидеть лишь при активации (выделении) ячейки в строке ввода и редактирования. Данные в ячейках таблицы могут относиться к одному из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции. Тип данных подразумевает: - допустимое множество значений, которые можно принимать константа или переменная; - допустимое множество операций над этими данными. 1) Текст - последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов. 2) Числа могут включать цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые скобки, денежные обозначения, разделители и др. Разделители в разных странах отличаются: десятичный - в США точка, а в России и многих других странах запятая; для обозначения тысяч - в России иногда ставят пробел, в США - запятая, во многих странах -точка. 3) Дата и время. Вводятся как числа и выравниваются по правому краю. Дата и время могут быть использованы в качестве аргументов для формул. Вид и тип написания даты определяются в формате ячейки. 4) Формула. Формулой в электронной таблице называют арифметические и логические выражения. Формула всегда начинается со знака равенства (=) и вводится по латинскому регистру. Формулы могут содержать константы - числа или текст (в двойных кавычках), ссылки на ячейки, знаки арифметических, логических и других операций, встроенные функции, скобки, закладки и др. Сохраняется принятый в математике порядок выполнения операций. 5) Функция. Представляет собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретное значение аргументов. Все функции имеют одинаковый формат записи и включают имя функции и находящийся в круглых скобках перечень аргументов. Excel содержит более 400 встроенных функций, условно разделенных на несколько категорий, (с ними познакомимся отдельно) 3. Форматирование данныхПри работе с электронными таблицами особое значение имеет формат ячейки. Он индивидуален для каждой ячейки и от него зависит способ обработки данных и их вид. Формат ячейки не отображается на экране, устанавливается отдельно и сохраняется, даже если ячейка пустая . Для формата ячейка существует специальная команда меню Формат=>Ячейки, либо соответствующая команда контекстного меню. Диалоговое окно Формат ячеек имеет несколько вкладок. 3.1 Режимы работы табличного процессораРежим, в котором находится табличный процессор в каждый конкретный момент, отражается в Строке состояния (внизу окна, слева). 1) режим готовности - в Строке состояния появляется индикатор Готово; 2) режим ввода данных- в Строке состояния появляется индикатор Ввод; 3) режим редактирования - индикатор Правка; 4) командный режим - в Строке состояния появляются подсказки; 5) запись макроса - подключение микропрограммы на VisualBasic. 3.2 Операции перемещения, копирования, заполнения и вставкиДанные электронной таблицы можно перемещать, копировать, вставлять и использовать для заполнения других ячеек таблицы. Варианты копирования, заполнения и вставки: - копирование только значений (не формул); - копирование только форматов - полное копирование значений, форматов и формул. При копировании и перемещении формул ссылки на ячейки автоматически подстраиваются. При вырезке и вставке формул относительные ссылки, как правило, не настраиваются. Копирование и заполнение ячеек используется для упрощенного ввода однотипных данных и формул. Для этого используется команда меню ПРАВКА=>Заполнить и маркер автозаполнения. Автозаполнение - процедура автоматического заполнения строки или столбца изменяющееся последовательностью данных (рядами) или постоянными значениями. Маркер заполнения - небольшой черный квадратик, расположенный в нижнем правом углу выделенной ячейки или диапазона ячеек. При выделении строки маркер заполнения выводится в левом нижнем углу. При выделении столбца маркер заполнения выводится в правом Маркер заполнения используется при копировании мышью. Без мыши копирование, перемещение и вставка проходит через буфер обмена. Выделенный для копирования блок, при задании Копирования, выделяется на экране мерцающей рамкой. Перетаскивание при помощи мыши выполняется со следующей последовательностью: выделит блок, поместить курсор на любую линию контура блока, нажать на левую кнопку мыши и произвести передвижение. 3.3 Ввод и редактирование формулВводлюбой формулы должен начинаться с ввода знака равенства.Тогда в строке формулы отображается формула, а в ячейке - результат вычисления. Простейшая формула представляет собой сочетание операндов, знаков действий и скобок и описывает некоторые действия, которые выполняются сданными. Операндами в формулах могут быть константы (числовые, текстовые, логические, даты) или ссылки на них, т.е. адреса . Адрес модно набирать в строке в строке формул или формировать его автоматически. Выделяя нужную клетку в процессе набора. В формулах используют относительные, смешанные и абсолютные адреса. Символы основных операций : Арифметические : + (сложение) - (вычитание) * (умножение) / (деление) % (проценты) ^ (возведение в степень); Сравнение: = <><=>= <>; Текстовые: & - конкатенация (соединение) символьных цепочек; Логические : И ИЛИ НЕ - логическое умножение, сложение и отрицание. При создании формул следует иметь в виду приоритеты операций. Он соответствует приоритету в арифметике: наибольший - возведение в степень, наименьший - конкатенация. Операции с одинаковым приоритетом выполняются последовательно. Для изменения приоритета используют скобки. В формулах можно использовать готовые стандартные функции, предоставляемые Мастером функций, доступ к которому осуществляется через команду Вставка=>Функции или знак на панели инструментов f. При вводе одинаковых данных или аналогичных формул в разные ячейки применяется копирование или маркер заполнения, при этом адреса ячеек-аргуметов в формулах, записанных в относительных или смешанных ссылках, будут меняться автоматически, абсолютные адреса останутся неизменными. В случае использования одинарной функций, знак равенства подставляется автоматически. При наборе формулы, не имеющей специальной функции, или сложной формулы знак равенства набирается либо с клавиатуры, либо щелчком по соответствующему знаку строки формул. 4. Работа с электронной таблицей, как с базой данныхЭлектронная таблица, все строки которой содержат однородную информацию, рассматривается как список или база данных. В EXCEL имеется набор функций, облегчающих обработку и анализ данных в списке или базе данных. Для того чтобы электронную таблицу можно было обрабатывать с помощью подобных функций, данные в ней должны быть организованы следующим образом: - все строки таблицы должны содержать однородную информацию; - заголовки столбцов должны находиться в первой строке списка; - названия строк должны находиться в левом столбце списка; - в таблице не должно быть пустых строк и столбцов, в том числе между заголовками и первой строкой данных. Первая пустая строка считается признаком конца списка. Функции списка нельзя использовать одновременно для несмежных областей. К данным, организованным в виде списка (базы данных), можно применять специальные функции, относящиеся к категории Работа с базами данных, и выполнять следующие операции: - добавлять, изменять и удалять записи; - находить записи; - сортировать записи - осуществлять фильтрацию (и выборку) данных с помощью Автофильтра и Расширенного фильтра - подводить общие и промежуточные итоги. Сортировка данных - это расположение данных в таблице (списке) в строго определенной последовательности. Сортировка осуществляется «на месте» - непосредственно в таблице. Поэтому если необходимо сохранить исходные данные, то надо сделать копию таблицы. Сортировать можно как строки, так и столбцы. Строки можно отсортировать по значениям ячеек одного столбца или нескольких. Строки, столбцы или отдельные ячейки в процессе сортировки переупорядочиваются в соответствии с заданным пользователем порядком сортировки. Списки можно сортировать в возрастающем порядке (от 1 до 9, от А до Я) или убывающем (от 9 до 1, от Я до А). По умолчанию сортировка данных производится в алфавитном порядке. Если же необходимо сортировать дни недели или месяцы в их логическом следовании, то используется пользовательский порядок сортировки. Сортировка данных в электронных таблицах привидится и помощью команд меню Д АННЫЕ=>Сортировка. Фильтрация данных позволяет отобразить в таблице только те строки, содержимое которых отвечает заданному условию. С помощью фильтров пользователь может в удобной для себя форме выводить или удалять (скрывать) записи списка. В отличие от сортировки данные при фильтрации не переупорядочиваются, а лишь скрываются те записи, которые не отвечают заданным критериям выборки. Отобранные записи можно форматировать и удалять, копировать в отдельную область таблицы, распечатывать, использовать для построения диаграмм и т.п. Фильтрация данных может выполняться двумя способами: с использованием автофильтра и с использованием расширенного фильтра Автоматическое вычисление общих и промежуточных итогов. Это способ быстрого обобщения и анализа данных. Перед вычислением промежуточных итогов следует выполнить сортировку по тем столбцам, по которым будут подводиться итого, для того чтобы все записи с одинаковыми полями этих столбцов попали в одну группу. При подведении промежуточных итогов автоматически могут быть вычислены: Сумма, Количество значений, Среднее, Максимум, Минимум, Произведение и т.д. Для вычисления промежуточных итогов следует ввести команду Данные=>Итоги. Команда Данные=>Итоги используется для обобщения данных, которые находятся на одном рабочем листе, и в том случае, если эти данные расположены в смежных ячейках. Итоги выводятся на том же рабочем листе в структурированной таблице с исходными данными. 5. Средства для создания печатного документа ExcelПрограмма Excel позволяет на основе данных рабочих листов и диаграмм создавать отчеты и распечатывать их. Для этого используются команды Печать, Параметры страницы, Предварительный просмотр из пункта Файл главного меню команд. По умолчанию Excel печатает содержимое текущего рабочего листа. Однако можно выделить и распечатать любой интервал рабочей книги или рабочего листа. Управление производится из диалогового окна Печать пункта Файл главного меню команд. Если часто печатается один и тот же интервал рабочего листа, его можно определить как область печати и ускорить подготовку к печати. Определяют область печати командой Файл - Параметры страницы -Лист - в поле Выводить на печать диапазон задать диапазон области. При определении области печати Excelавтоматически вставит границы страницы печати в виде штриховых линий в рабочий лист. Excel может делить документ не только по вертикали, но и по горизонтали (если на печать выводится широкая таблица). Причем, по умолчанию Excel выполняет постраничную разбивку табличных данных сначала вертикально по строкам вниз, а затем по столбцам вправо. Концы страниц можно вставить «вручную», разделяя большую страницу по вертикали (щелчок на имени граничного столбца) или по горизонтали (щелчок по строке), и далее, Вставка - Разрыв страницы. Если отдельные строки печатаемого интервала не помещаются на одной странице, их размер можно подогнать под размер страницы: Файл - Параметры страницы - Страница - Разместить не более чем на ... - задать количество страниц. Excel сам подберет и укажет в диалоговом окне масштаб отображения. В этом же окне устанавливается ориентация бумаги, способ выравнивания текста, выбираются поля, задается печать заголовка. В окне (вкладка Лист) можно скрыть или напечатать линии сетки, ввести печать заголовков строк и столбцов, установить цветную или черно-белую печать. Вкладка Колонтитулы управляет созданием верхних и нижних колонтитулов. Редактирование колонтитула такое же, как в Word. Страницы, подготовленные к печать, можно просмотреть (Файл -Предварительный просмотр). Для перемещения по страницам используют кнопки Далее и Назад. В этом режиме можно изменять размеры полей (кнопка Поля) и масштаб изображения. К странице можно добавить примечания, присоединяемые к ячейкам или рабочим листам. Само примечание на экране не выводится. Но достаточно поместить курсор в аннотированную ячейку (не нажимая кнопку мыши) - и примечание появится на экране. Для создания, редактирования и удаления примечания выделяется ячейка и выполняется команда Вставка - Примечание. В текстовом поле диалогового окна набирается текст примечания, затем для фиксации необходимо сделать щелчок вне окна. Все аннотируемые ячейки отмечаются красным треугольником. При подготовке материала к печати можно использовать два специальных дополнения-надстройки: Диспетчер видов и Диспетчер отчетов, которые вызываются и включаются в меню Вид командой Сервис - Надстройки. |