Контрольная работа: Решение математических задач средствами Excel
Название: Решение математических задач средствами Excel Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНФОРМАТИКА ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА № 48 Контрольная работа по этим дисциплинам выполняется студентами заочной формы обучения во втором семестре. Контрольная работа состоит из шести заданий. Первые 5 заданий – это задачи, выполняемые с помощью средств электронной таблицы Excel. Задание № 6 – создание базы данных с помощью системы управления системой базы данных (СУБД) Microsoft Access. Выбор вариантов заданий осуществляется по двум последним цифрам номера зачетной книжки. Если номер зачетной книжки превосходит число вариантов в задании, то вариант задания определяется как остаток в целых числах от деления номера зачетной книжки на число вариантов К в задании. Количество вариантов задач К может быть разным. В задании № 1 К = 100, задании № 2 и № 4 К = 50, задании № 3 и 5 К = 24, в задании № 6 К = 10. Поэтому если число, полученной по двум последним цифрам зачетной книжки равно 72, то получим четыре разных варианта контрольной работы для разных заданий. Для задания № 1 вариант равен 72, для задания № 2 вариант вычисляем: 72/50, остаток в целых числах равен 22 – это и есть номер варианта. Для заданий № 3 и № 5 вариант получаем как остаток от деления 72/24. В этом случае остаток равен 0. При нулевом остатке номер варианта принять равным К, в этом случае номер варианта - 24. Для задания № 6 номер варианта определяем: 72/10. Остаток равен 2, это и есть номер варианта в этом случае. В контрольной работе после написания номера задания (Задание № ?) приводить номер варианта (Вариант № ?). При выполнении чужих вариантов работа приниматься не будет. Общие требования по выполнению заданий: • при выполнении всех пяти заданий по Excel обязательно выдавать таблицы сначала с формулами, а затем – с результатами расчетов; • при выполнении Задания № 6 по базам данных кроме таблиц, в которых хранятся данные, обязательно должны быть созданы формы для ввода данных и если требуется, и с подчиненными формами, не менее трех запросов, один из которых должен быть запрос с параметром, отчет. Конкретные, подробные требования и рекомендации по выполнению каждого типа задания приводятся в каждом задании или в каждой задаче. Оформление контрольной работы осуществляется с помощью текстового процессора Word. Контрольная работы должна содержать: 1. Титульный лист по форме, который был в контрольной работе по информатике. 2. Отформатированный текст с шрифтом Times New Roman с размером основного шрифта – 14пт, с одинарным междустрочным интервалом, выравниванием по ширине, автоматическим переносом слов и полями страниц: слева и справа – по 2,0 см, сверху – 1,50 см, снизу – 1,7см. 3. Оглавление, составленное автоматически (используя стили Заголовок 1, Заголовок 2, …). 4. Копии о диалоговых окон, форм, таблиц, на которые должна быть ссылка в тексте. Работа предоставляется в отпечатанном виде на стандартных листах формата А4. ЛИТЕРАТУРА 1. Microsoft Excel 2000. Шаг за шагом: Практическое пособие. /Пер. с англ. - М: Издательство ЭКОМ. 2001. 2. Попов А.А. Excel: Практическое руководство. М: ДЕСС КОМ, 2000 3. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2002. 4. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel: Практикум - СПб.: Питер, 2003. 5. Долженков В.А., Колесников Ю.В. Microsoft Excel 2000 - СПб: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. 6. Харитонова И.А., Михеева В.Д. Microsoft Access 2000 – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999. 7. Степанов А.Н. ИНФОРМАТИКА. Для студентов гуманитарных специальностей М, Спб.:ПИТЕР , 2003. 8. Сеннов А. Access 2003: Практическая разработка баз данных. СПб.: Питер, 2006. 9. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. - Издание второе, дополненное и переработанное - СПб.: КОРОНА принт, 2002. ЗАДАНИЕ № 1
Задание 5 Задача 1 Определить средний, максимальный и минимальный оклад сотрудников (Функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ). Определить скольким сотрудникам была выписана премия (функция СЧЕТЗ). Определить количество сотрудников и объем заработной платы по каждому отделу. (функции СЧЕТЕСЛИ, СУММЕСЛИ)
Постройте круговую диаграмму, которая продемонстрирует распределение заработной оплаты между сотрудниками. Задача 2 В экзаменационной ведомости по результатам сдачи экзаменов подсчитать количество хороших, отличных, удовлетворительных и неудовлетворительных оценок, а также число неявок. Использовать функцию СЧЕТЕСЛИ
Постройте круговую диаграмму, которая характеризовала бы распределение оценок в группе. Задача 3 Провести анализ товарооборота. Для анализа использовать таблицу приложения 1. Используя функцию СУММЕСЛИ, определить, на какую сумму было продано товаров каждым сотрудником. Используя функции СЧЕТЗ и СРЗНАЧ определить общее количество сотрудников и средний товарооборот.
Постройте круговую диаграмму, которая продемонстрирует распределение товарооборота между сотрудниками. Задача 4 Провести анализ товарооборота. Для анализа использовать таблицу приложения 1. Используя функцию СУММЕСЛИ, определить, какое количество товаров было продано по каждому виду товара. Используя функцию МАХ и МИН, определить самый дорогой и самый дешевый товар.
Постройте круговую диаграмму, которая продемонстрирует долю проданного товара. Задача 5 Провести анализ товарооборота. Для анализа использовать таблицу приложения 1 Используя функцию СУММЕСЛИ определить, на какую общую сумму было продано товаров каждой фирме. Используя функции СЧЕТЗ и СРЗНАЧ определить общее количество фирм и средний товарооборот с каждой фирмой.
Постройте круговую диаграмму, которая продемонстрирует распределение товарооборота между фирмами. Задача 6 С целью увеличения товарооборота на оптовой базе установлены торговые скидки. Если определенный вид товара покупается на сумму более чем 10 тыс. рублей, назначается скидка. Рассчитать сумму продаж с учетом скидки, используя функцию ЕСЛИ. Применить денежный формат Рубли.
Постройте гистограмму, характеризующую долю каждого товара в общем объеме продаж. Задача 7 Прогрессивный налог облагает доходы предприятий свыше 100 тыс. рублей 25% -ой ставкой налога. Если доход меньше или равен 100 тыс. руб., то налог на доход равняется 15%. Рассчитать сумму налога. Применить денежный формат Рубли.
Постройте сравнительную гистограмму налогов. Задача 8 В торговой фирме перед Новым Годом устроена праздничная распродажа. Рассчитать сумму продаж с учетом скидки, назначаемой в период распродажи. В функции ЕСЛИ для описания условий использовать логическую функцию И. Применить денежный формат Рубли.
Задача 9 В торговой фирме установлены дни распродаж - последние числа месяца. Рассчитать сумму продаж с учетом скидки, назначаемой в дни распродажи. Для описания условий в функции, ЕСЛИ использовать логическую функцию ИЛИ. Применить денежный формат Рубли. Таблица 1
Задача 10 В задании использовать базу данных приложения 2. К 8 марта руководство предприятия решило выплатить премии всем женщинам Графу: Пол заполнить связыванием. Рассчитать премию, используя функцию ЕСЛИ.
Задача 11 В задании использовать базу данных приложения 2. К 23 февраля руководство предприятия решило выплатить премии всем участникам военных операций Графу: Участник ВОВ и др. заполнить связыванием. Рассчитать премию, используя функцию ЕСЛИ.
Задача 12 В задании использовать базу данных приложения 2. В связи с началом нового учебного года руководство предприятия приняло решение всем штатным сотрудникам выплатить социальную надбавку на детей в объеме 1 тыс руб. на 1 ребенка. Графы: Принадлежность к штату, Количество детей и Оклад заполнить связыванием. Рассчитать выплаты на детей используя логические функции ЕСЛИ, И Итого= Окдад+Выплаты на детей Применить денежный формат Рубли.
Отобразите распределение заработной платы в виде гистограммы. Задача 13 В задании использовать базу данных приложения 2. В конце года руководство предприятия приняло решение выделить персональные надбавки в объеме месячного оклада сотрудникам проработавшим ровно 10 лет или 20 лет на данном предприятии. Графы: Год приема на работу и Оклад заполнить связыванием. Рассчитать персональную надбавку, используя логические функции ЕСЛИ, ИЛИ Итого= Оклад+ Персональная надбавка. Применить денежный формат Рубли.
Отобразите распределение заработной платы в виде гистограммы. Задача 14 С целью уменьшения текучести кадров администрация фирмы решила выплачивать надбавку за непрерывный стаж работы на своем предприятии. 10% надбавка к окладу выплачивается работнику, если он проработал на предприятии не менее пяти лет. Если работник проработал на предприятии свыше 10 лет, то надбавка –20%. Провести расчет оклада с учетом надбавки Использовать вложенную функцию ЕСЛИ. Применить денежный формат Рубли.
Отобразите распределение заработной платы в виде гистограммы. Задача 15 С целью уменьшения текучести кадров администрация фирмы решила выплачивать надбавку за непрерывный стаж работы на своем предприятии. 10% надбавка к окладу выплачивается работнику, если он проработал на предприятии не менее пяти лет. Если работник проработал на предприятии свыше 10 лет, то надбавка — 20%. Если работник проработал на предприятии свыше 20 лет, то надбавка — 30%. Провести расчет оклада с учетом надбавки за стаж. При расчетах использовать вложенную функцию ЕСЛИ.
Отобразите распределение заработной платы (выплаты) в виде гистограммы. Задача 16 С целью уменьшения текучести кадров администрация фирмы решила выплачивать надбавку за непрерывный стаж работы на своем предприятии. 10% надбавка к окладу выплачивается работнику, если он проработал на предприятии не менее пяти лет. Если работник проработал на предприятии свыше 10 лет, то надбавка — 20%. Если работник проработал на предприятии свыше 20 лет, то надбавка — 30%. Провести расчет оклада с учетом надбавки за стаж. При расчетах использовать функцию ВПР.
Отобразите распределение заработной платы (выплаты) в виде гистограммы. Задача 17 Провести расчет оклада с учетом надбавки за разряд. Надбавку рассчитывать без учета стажа. Принять для всех работников стаж равным 5 лет. При расчетах использовать функцию ГПР.
Отобразите распределение заработной платы (выплаты) в виде гистограммы. Задача 18 С целью уменьшения текучести кадров администрация фирмы решила выплачивать надбавку за непрерывный стаж работы на своем предприятии. 10% надбавка к окладу выплачивается работнику, если он проработал на предприятии не менее пяти лет. Если работник проработал на предприятии свыше 10 лет, то надбавка — 20%. Если работник проработал на предприятии свыше 20 лет, то надбавка — 30%. Провести расчет оклада с учетом надбавки за стаж (функция ВПР) и за разряд (функция ГПР).
Отобразите распределение заработной платы (выплаты) в виде гистограммы. Задача 19 Создать таблицу назначения премий продавцам-менеджерам фирмы в зависимости от суммы (в тыс. руб.) проданного ими товара. Премия (20% от общей выручки) назначается только менеджерам, занявшим по сумме продаж первые три места. Премиальный фонд делится между участниками в следующей пропорции: с коэффициентом 1 — за 1 место, с коэффициентом 0,7 — за второе, с коэффициентом 0,4 — за третье. В таблице должны фигурировать: имя продавца, процент выручки данного работника от общей суммы, призовое (если есть) место продавца, индивидуальный коэффициент премирования и премия (если есть). Процент премии и коэффициенты поместить в начале листа и использовать эти данные как абсолютные адреса.
<Процент личной выручки>=<Выручка продавца>/<Сумма выручки>; <Место>=Если (<выручка> максимальна, то 1 место, иначе если (<выручка> вторая по значению, то 2 место, иначе если (<выручка> третья по значению, то 3 место, иначе место не назначается))). <Коэффициент>=Если(<место>=1;1; Если(<место>=2;0,7; Если(<место>=3;0,4))) <Премия>=<сумма премирования>/<сумма коэффициентов>*<индив. Коэф.> Отобразите в виде круговой диаграммы долю выручки продавцов. Задача 20 Создать таблицу расчетов по выделению материальной помощи работникам предприятия. Положим, она назначается по двум причинам: 1. При наличии более 2-х детей — в размере одной минимальной зарплаты на каждого ребенка. 2. Инвалидам и участникам войны (УчВ) в возрасте свыше 60-и лет — в размере двух минимальных зарплат. В любом случае размер помощи не может превышать собственную зарплату работника. Исходные данные
Для расчета премии использовать функцию МИН. Функция МИН: МИН(<список>), где в качестве списка используется: заработная плата и размер возможной премии. Размер возможной премии вычисляется как сумма условных функций. Отобразите распределение заработной платы в виде гистограммы. Задача 21 Создать и отформатировать таблицу. В последней строке таблицы вывести наивысший % экономии. Ведомость учета горючего
Отобразите в виде объемной диаграммы сравнительную характеристику нормы и фактического расхода горючего каждым водителем. Задача 22 Построить таблицу вычисления повременной заработной платы работников на некотором производстве. Зарплата зависит от числа отработанных дней в месяце, разряда рабочего и премии. <зарплата> = <дней> * <тариф по разряду> + премия. Для поиска тарифа по разряду и премии использовать функцию ГПР.
Отобразите распределение заработной платы (начислено) в виде гистограммы. Задача 23 Построить таблицу вычисления зарплаты с учетом прогрессивного налога и числа детей. С месячного дохода до 2000 налог не удерживается, от 2000 удерживается в сумме 12%, от 4000 — 15%, от 6000 — 20%, от 10000 — 30%. Налог удерживается не со всей суммы заработка, а с величины, меньшей на одну минимальную зарплату на каждого ребенка. <сумма обложения >= <доход> – <детей> * <миним. зарплата> <налог> = <процент налога> * <сумма обложения> Процент налога искать с помощью функции ГПР.
Отобразите распределение заработной платы (к выдаче) в виде гистограммы. Задача 24 Создать таблицу начисления стипендии студентам ВУЗа. Пусть ими в сессию сдавались три экзамена и два зачета. В качестве результата экзамена вводится его оценка (кроме двойки). Результат сданного зачета отмечается значком «+». Стипендия назначается всем студентам, полностью сдавшим сессию, в размере, определяемом средним баллом. Для расчета стипендии в зависимости от среднего балла имеется таблица коэффициентов, связывающая ее размер с величиной минимальной зарплаты.
Отобразите в виде круговой диаграммы сравнительную характеристику средних оценок по предмету. Приложение 1
Приложение 2
ВАРИАНТ № 6 Разработка баз данных (БД) В контрольной работе должны быть следующие сведения о созданной базе данных. 1. Постановка задачи (см. вариант № 1 в табл. № 1) 2. Таблицы, созданные в Word, в которых приведены спроектированные структуры таблиц базы данных: имя таблицы, имена полей, типы данных, размер данных, ключевые поля. 3. Обоснование типов связей между таблицами и схема связей, созданная в Access. 4. Копия таблиц с 7 записями, если не оговорено отдельно их число в постановке задаче. 5. Копия формы для ввода данных. 6. Виды запросов и одна из копий бланка запроса в режиме Конструктора. На языке SQL тексты всех созданных запросов. 7. Копия отчета с данными. Вставленные копии таблиц, форм, схемы данных и отчета должны быть пронумерованы, а в тексте содержаться ссылки на них. Разработать БД Кадры ООО Восход с помощью СУБД MS Access, включив в нее следующие данные: фамилия, имя, отчество, пол, дату рождения, место рождения, семейное положение, кол-во детей, образование, окончил учебное заведение, факультет, поступил, окончил, специальность по диплому, прежняя работа (начало, окончание, должность, организация, адрес организации), владение ПК (программист, пользователь), принят, отдел, должность, зарплата, фотография сотрудника. Создать требуемые таблицы, форму с подчиненной формой для ввода данных, не менее трех запросов, один из которых должен быть запрос с параметром, отчет. В основные таблицы ввести 7 записей. БД Поликлиника. Данные: для врача: табельный номер, фамилию, имя, отчество, пол, специальность, кабинет № (место приема больных); для пациента: фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, адрес, социальный статус (работающий, пенсионер, инвалид), краткий диагноз, описание диагноза болезни, дату приема. В базу данных ввести: данные для трех врачей разной специальности и по три пациента (больных), которые были на приеме у врачей три раза в разные дни. БД Производство. Данные: номер бригады, фамилия И.О. бригадира (всего 2 бригады), фамилию, имя, отчество, пол, специальность, разряд, работников бригад (по 5 работников в бригаде), нормы выработки изделий, норма оплаты каждого изделия, фактическое время работы каждого работника в день, количество изготовленных изделий каждым работником за смену. БД Библиотека. Данные: Название книг, издательство, год издания, количество экземпляров, место хранения (шкаф, полка), цена экземпляра, жанр, фамилия, имя автора (авторов в одной книге может быть несколько!). БД Сессия. Данные: номер зачетной книжки, фамилия, имя, отчество студента, пол, группа, курс, названия предметов экзаменов (4 экзамена), оценка, названия предметов зачетов, отметка (не оценка!) о сдаче зачета. БД Студенты. Данные: номер зачетной книжки, фамилия, имя, отчество студента, пол, группа, курс, названия предметов экзаменов (4 экзамена), оценка, названия предметов зачетов, отметка (не оценка!) о сдаче. БД Кафедра. Данные: фамилия, имя, отчество преподавателей и сотрудников кафедры, дата рождения, пол, должность, звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор), степень (кандидат … наук, доктор … наук), оклад, предметы, которые ведет преподаватель (один и тот же предмет могут преподавать несколько преподавателей!) БД Учебный процесс (Расписание). Данные: фамилия, имя, отчество преподавателя, должность (преподаватель, доцент, профессор), ученое звание (доцент, профессор), кафедра, предметы, которые ведет преподаватель (один и тот же предмет могут преподавать несколько преподавателей!), название студенческих групп (ДВД-07-1, КЛЗ-06-1, СД-07-1 и т.д.), в которых читается предмет, день недели занятия. БД Расходные медматериалы. Данные: 1) запасы материалов: название материала, единицы измерения, наличие, цена единицы, 2) отпуск материала: кому выдано (фамилия И.О.), выдано в отделение (терапии, хирургии, неврологии, инфекционное и т.п.), кто выдал (фамилия И.О.), что выдано, сколько выдано, дата выдачи. БД Отдел соцзащиты. Данные пенсионера: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, адрес, социальный статус (работающий, ветеран труда), группа инвалидности (0, 1, 2, 3), льготы: телефон(0, 50), коммунальные услуги (0, 50), тех. обслуживание (0, 50), электроэнергия (0, 50), газ (0,50), льготы до (конкретная дата, б/с - бессрочно). Если у пенсионера есть группа инвалидности, то предусмотреть учет дат назначения инвалидности и окончания, пока инвалидность не постоянная, а временная. Примечание: 0 - льгота отсутствует, 50 - оплата половины тарифа. |