Контрольная работа: Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации
Название: Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации 2. Аудит кассовых операций Заключение Список литературы Введение Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера–аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и представление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера. Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди — аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. 1 . Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации Система регулирования аудиторской деятельности в России формировалась с учетом мировой практики. Поэтому для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах. Существуют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция контроля за аудиторской деятельностью; вторая - на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями. Необходимо отметить, что и в государственной модели также присутствуют элементы саморегулирования, а их принципиальное различие состоит лишь в степени государственного влияния. В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций. В системе правового регулирования аудита в России, на взгляд автора, можно выделить шесть уровней. Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части - Законы "Об акционерных обществах", "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности" имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.(6,с14) Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом "особенностей российской экономики" он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования. Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов. Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы: - правила (стандарты), обязательные для исполнения; - правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения; - правила (стандарты), носящие рекомендательный характер. Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила. Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами. Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни - к саморегулированию (негосударственному регулированию). На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами. К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита. Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг. За период с начала проведения экономических реформ и вплоть до настоящего времени различные органы государственной власти регулировали и контролировали аудиторскую деятельность. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" значительно повлиял на структуру регулирования аудиторской деятельности в РФ: им был определен орган, уполномоченный осуществлять регулирование аудиторской деятельности, при котором в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг был создан Совет по аудиторской деятельности. Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности: -уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфина России; - Совета по аудиторской деятельности; - аккредитованных аудиторских объединений; - аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 функции регулирования аудиторской деятельности закреплены за Минфином России. На него в рамках регулирования аудиторской деятельности были возложены функции по разработке законов, подзаконных и нормативно-правовых актов, организации системы надзора за деятельностью аудиторских организаций и объединений, ведению реестров субъектов аудиторской деятельности, лицензирование и аттестация. Такой объем возложенных функций на Минфин России в части регулирования аудиторской деятельности можно объяснить необходимостью воздействия государства на идущие процессы формирования рынка аудиторских услуг. Известные в области аудита специалисты отмечают, что такое избыточное наделение полномочиями Минфина России может привести к негативным последствиям. С данной точкой зрения можно согласиться, учитывая тот факт, что регулирование той и или иной сферы предпринимательства в части профессиональных вопросов не должно принимать жестких форм государственного администрирования. В настоящее время в рамках проводящейся в России административной реформы установлены "избыточные" функции Минфина России как уполномоченного органа, осуществляющего регулирование аудиторской деятельности. К ним были отнесены такие функции, как контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности, ведение реестров субъектов аудиторской деятельности, аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов. Данные функции планируется передать аудиторскому сообществу в лице аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.(4,с11) Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Данный орган, участвующий в регулировании аудиторской деятельности, был создан в целях учета мнения профессиональных аудиторов. Члены совета утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51% от общего числа членов), федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, кроме этого в нем присутствуют представители уполномоченного органа, Центрального банка РФ и других органов государственной власти. К основным функциям, возложенным на Совет по аудиторской деятельности, относятся: участие в подготовке и рассмотрении проектов документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, совместно с Минфином России; разработка и доработка федеральных правил (стандартов); контроль за процессом повышения квалификации аудиторов; подготовка информационных и методических материалов; исследование зарубежного опыта в развитии аудиторской деятельности. Совет по согласованию с Минфином России вправе создавать для обеспечения деятельности комиссии рабочие и экспертные группы, в том числе для подготовки предварительных предложений по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. Совет на основе возложенных на него функций осуществляет надзор за соблюдением представителями аудиторской профессии общественных интересов. Одной из форм регулирования аудиторской деятельности в России можно считать деятельность аккредитованных аудиторских объединений. В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" дано определение аккредитованному аудиторскому объединению: таковым признается саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. 2 . Аудит кассовых операций Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах. В статье рассматриваются задачи аудита кассовых операций, этапы его проведения и соответствующие нормативные документы. В задачи аудита кассовых операций входят: - проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации; - правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций; - контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием; - своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств. На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета. Основной этап заключается в проведении анализа операций, совершенных в отчетном периоде и осуществленных на основании выписок банка с расчетных счетов за проверяемые месяцы, предоставляемых к проверке в полном объеме. Производится сверка суммы остатка денежных средств с данными журнала ордера счета 51. При проверке операций по расчетному счету необходимо ответить на следующие основные вопросы: - в полном ли объеме имеются договоры банковского обслуживания; - ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету; - своевременно ли отражаются операции по движению денежных средств на расчетном счете в регистрах синтетического учета; - производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка; - тождественны ли записи в учетных регистрах и в выписках банка. Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки банковских операций, являются: - отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом; - отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций; - перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям; - несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка; - некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций. Статьей 15.11 КоАП РФ установлены штрафные санкции за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которыми понимается в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Таким образом, если информация о размере денежных средств, отраженная в бухгалтерском балансе (форма N 1), искажена не менее чем на 10%, взыскивается административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. Аудит кассовых операций осуществляется на основании следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.); - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"; - Письмо Минфина России от 30.08.1993 N 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40; - Положение Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 19.12.1997 (с изм. и доп.); - Указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"; - Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изм. и доп.); - Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Предоставленные документы: бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о движении денежных средств (форма N 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", кассовая книга (КО-4), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера (КО-1, КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5), акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ-15), акт ревизии наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1), акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3), журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4), журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5), справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9). При аудите кассовых операций последовательно проверяются: - правильность документального оформления кассовых операций; - сохранность наличных денежных средств в кассе; - соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе; - правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением; - полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; - правильность списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; - организация хранения свободных денежных средств в кассах организации. Ознакомительный этап Для проверки правильности документального оформления кассовых операций используется определенный перечень вопросов, который может быть рабочим документом аудитора (табл. 1). Проверка правильности документального оформлениякассовых операций Организация ___________________ Аудитор _________________________ Проверяемый период ____________ Дата начала проверки ____________ Предоставленные документы _____ Проверяемый период ______________ Масштаб выборки _______________ Дата окончания проверки _________ Таблица 1Рабочий документ аудитора
Основной этап На данном этапе производится проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации необходимо запросить расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в ее кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств. Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам. Результаты проверки оформляются аудитором.(5,с25) Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку. Если организация ведет расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то необходимо проверить, вся ли ККТ прошла регистрацию в государственной налоговой инспекции, о чем будут свидетельствовать карточки регистрации ККТ. Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин должны вестись по форме N КМ-5, утвержденной Постановлением N 132, они должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером и представителем налогового органа. При проверке организации хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливается соответствие Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно которому: - касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег; - обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк; - все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Опыт аудиторских проверок свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются: - отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; - выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов; - несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами; - арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета; - неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на "размен". За допущенное нарушение установлены штрафные санкции. Так, ст. 120 НК РФ предусмотрены штрафные санкции за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, под которым понимается, в том числе несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности денежных средств. За указанное нарушение в случае отсутствия признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120, взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб. Если нарушение совершено в течение более одного налогового периода, то штраф составляет 15 тыс. руб. За данное нарушение, повлекшее занижение налоговой базы, взыскивается штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Статьей 15.1 КоАП РФ установлены штрафные санкции за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Так, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Заключительный этап На данном этапе аудита денежных средств организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки. Заключение Итак, в условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга. Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль. Список литературы 1. Новая бухгалтерия и обязательная аудиторская проверка // 2007, №7 2. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности // Проверка учета кассовых операций // 2007, №2 3. Годовой отчет для бюджетных организаций // Проверка кассовых операций // 2007 4. Судаков С.В. // Аудиторские ведомости// Регулирование аудиторской деятельности,2007, №12 5. Фомина Т.Ю.//Аудиторские ведомости// Аудит кассовых операций,2005, №6 6. Румак В.Г. «Контроль и ревизия» - СПб.: ИВЭ СЭП, 2009-76с 7. Шеремет А.Д. «Аудит» -Москва: ИНФРА-М,2008-448с. |