Реферат: История развития аудита

Название: История развития аудита
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра

РЕФЕРАТ

на тему: История развития аудита

Студент

БУААП, 4 курс

О.Г. Сидорчук

(подпись)

Руководитель

Кислюк

ПИНСК 2008


Оглавление

Введение

История развития аудита

Зарождение аудита.

Этапы становления аудита

Заключение

Список использованных источников


Введение

Еще древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система государства, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.

С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы – чиновники, обеспечивающие контроль над поступлениями доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами.

Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.

История развития аудита

Зарождение аудита

Аудит в современном понимании этого вида деятельности возник в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок «к счету и мере в британской хозяйственной жизни», когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться в учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия бухгалтер выделяется смежное понятие аудитор. В лондонских деловых кругах аудит был применен в 1200-е гг. Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII-XIV векам. Так, например, в Англии в 1298г. была проведена деятельность гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета и ряда других лиц. А уже в 1324г. письменным указом короля были назначены аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Приблизительно в это же время среди выборных должностных лиц лондонского Сити стали значиться аудиторы. И с этого времени в архивах можно встретить большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Таким образом, ранний аудит развивался в двух сферах. Одна – проверка представительствами горожан правильности фискальной политики чиновников, другая – проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов.

У Луки Пачоли (1445-1515), автора «Трактата о счетах и записях» - первая книга, посвященная бухгалтерскому учету, в которой изложены основы науки о бухгалтерском учете, - также можно найти подтверждения о необходимости контроля.


Этапы становления аудита

Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. А в 1853 году был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Родиной аудита считается Великобритания. Уже в 1844 году здесь принимается пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. В США в 1887г. Была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

О появлении бухгалтеров-аудиторов можно говорить с XVIII века, когда Джордж Уотсон (1645-1723) – первый профессиональный бухгалтер – порекомендовал ряду шотландских предпринимателей проверить их бухгалтерскую отчетность. Проверка дала высокие результаты, и шотландцы стали часто практиковать такие проверки. В то же время развитие и усложнение финансово-хозяйственных процессов обусловили появление профессиональных бухгалтеров-аудиторов. К числу первых профессионалов аудиторов относят Уильяма Велш Дейлота. Он был известен как специалист, проявивший себя в аудиторских проверках. Дейлот разработал системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, основы которого до сих пор применяются у него на родине в Англии.

Во Франции в 1867г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870г. в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, когда в законе об акционерных обществах обязали осуществлять проверку баланса. Однако не было указано, кем должна осуществляться проверка – внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931г.

Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и уже в 1854г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера. Постепенно стали появляться законы и юридические акты, устанавливающие требования аудитора и требования, предъявляемые к этой профессии.

Официальное название ревизоров (аудиторов) в разных странах различно. Так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют «привилегированными бухгалтерами», в США – «присяжными бухгалтерами» или «дипломированными бухгалтерами высшей квалификации», во Франции – «бухгалтерами-экспертами» и «комиссарами по счетам», в Германии – «контролер хозяйства» или «контролер книг». В большинстве стран аудитор должен иметь высшее образование, определенный стаж работы, сдать квалификационные экзамены и, конечно, иметь безупречную репутацию.

Второй этап – 1950г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются «укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг». Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей «Большой пятерки», перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес.

Становление аудита в государствах Западной Европы оказало непосредственное влияние на его возникновение и развитии в России и соответственно в ее Северо-Западном крае – как называлась Республика Беларусь в то время. По примеру Польши аудиторы были введены Петром I в 1716г. в армии, где они занимались расследованием имущественных споров. В воинском уставе и табели о рангах аудиторское звание было причислено к воинским чинам и представляло высшие ревизионные военные суды России. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе их стоял по военному уставу генерал-аудитор. По своему характеру должность аудитора отличалась от аналогичной должности в Западной Европе, так как в России аудиторами назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, секретаря и прокурора. Поэтому на эти должности избирались высокообразованные служащие. В 1833г., с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств, была создана школа при Петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная впоследствии в аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно-юридическая академия. С введением военно-судебной реформы 1867г. должность аудитора в армии была упразднена.

Несмотря на это, еще дважды – в 1892 и 1909гг. – в дореволюционной России были сделаны попытки ввести аудит. В первом случае одной из предпосылок создания аудиторской службы стала отмена крепостного права (1861г.) и последовавший за этим бурный рост производства, возникновения фабрик и заводов, создания акционерных обществ, т.е. те же предпосылки, что и в Западной Европе. В начале 1892г. состоялся первый съезд присяжных счетоводов, на котором была поставлена задача образовать особую группу «сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручалось проведение ревизий различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях». В этот же период была сделана попытка учреждения института бухгалтеров и присяжных счетоводов, однако она не нашла поддержки в Государственном совете России.

Вторую попытку создания независимого контроля в России предприняли члены Московского общества бухгалтеров, которые организовали и провели 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909г. Как и в первом случае, идея не нашла поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества. Тем более что начавшаяся Первая мировая война (1914г.) поставила совершенно иные проблемы и задачи и перед государством, и перед обществом.

Первую попытку создания независимого контроля в Советском Союзе связывают с созданием в 1925г. Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР с широкой сетью местных органов. Этот период характеризовался подъемом экономики молодого советского государства, связанным с принятием новой экономической политики (НЭП), в которой просматривались первые ростки рыночной экономики. Институт создавался «… в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях… и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности». Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно-административной системе, характеризующейся, в основном, государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась.

В конце 80-х гг., когда в Советском Союзе стали возникать и развиваться рыночные отношения, в обществе появились новые субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий, возникла объективная необходимость в контроле независимых экспертов. Происходящее в экономике изменения послужили толчком к очередной попытке организации аудиторской деятельности.

В Республике Беларусь аудиторское движение началось в 1991г., когда постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991г. было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь», в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. Аудиторская палата занималась также созданием аудиторских организаций, аттестацией, выдачей лицензий на занятие этим видом деятельности.

Позже Аудиторская палата при Совете Министров была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования с возложенными на нее функциями государственного регулирования аудиторской деятельности и контроль за ней.

8 ноября 1994г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который был введен в действие 7 декабря 1994г. Закон определял правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, основные правила и порядок ее поведения, регулирование отношений, возникающих между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями.

Декретом Президента Республики Беларусь от 28.08.99г. №30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельностью и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» были внесены координальные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике.

Следует также отметить, что контроль за выполнением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности исполняет созданное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.99г. №1558 в структуре Министерства финансов Главное управление аудита.


Заключение

Возникновение аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов и прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Учредители и акционеры, а также держатели ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторы заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии и платежеспособности организаций, реальности и обоснованности их бизнес-планов на текущий и предстоящий периоды. Такую информацию пользователи финансовой отчетности этих организаций могут получить только в процессе и по результатам проведения независимого финансового контроля. Следовательно, аудиторская деятельность порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики.


Список использованных источников

1. Аудит: Учеб. пособие для вузов по экономическим специальностям и направлениям./Ю.А.Данилевский, С.М.Шапигузов, и др. М.: ИДФБ-Пресс, 1999. – 543с.

2. Алборов Р.А.Основы аудита: Учеб. пособие для вузов /Р.А. Алборов, Л.И. Хоружей. М.: Дело и Сервис, 2001. – 224с.

3. Белый И.Н. Аудит / Под общей редакцией М.И.Плотницкого, А.С.Головачева. Мн.: Вышэйшая школа, 1996. – 80с.

4. Макоед И.А., Пупко Г.М. Аудит : В 2-х частях. Часть 1. Мн.: НИУ, 1999. – 227с.

5. Пупко Г.М. Аудит и ревизия. Учеб.пособие. Мн.: Мисанта, 2002. – 429с.