Курсовая работа: Наличие и движение основных средств в бухгалтерском учете

Название: Наличие и движение основных средств в бухгалтерском учете
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение

1. Понятие, классификация и оценка основных средств

2. Учёт поступления основных средств

3. Учёт внутреннего перемещения ОС. Инвентаризация ОС

4. Оформление в бухгалтерском учёте операций по выбытию ОС

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Значимость выбранной мною темы для исследования обозначается тем, что основные средства используются практически всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, отраслях торговли и общественного питания.

Особенность бухгалтерского учета основных средств заключается в том, что в формировании себестоимости продукции (работы, услуг) и налоговой базы по некоторым налогам участвует единовременно не вся стоимость объектов основных средств, а только её часть (в виде амортизационных отчислений) или остаточная стоимость (для целей обложения налогом на имущество организаций).

Многообразие групп основных средств по предназначению, мобильности, а также по другим экономическим свойствам обусловливает необходимость обособления учета основных средств и амортизации на отдельном участке. Однако это соображение в полной мере справедливо для организации, которые располагают достаточно широкой номенклатурой основных средств, а на соответствующем участке учитываются также операции по содержанию, эксплуатации и восстановлению основных средств.

В данной работе, мною освещаются такие вопросы как учёт поступления основных средств, учёт внутреннего перемещения основных средств и оформление в бухгалтерском учёте операций по выбытию основных средств.


Понятие, классификация и оценка основных средств

Под основными средствами (ОС) понимается - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации.

Классификация основных средств приводится и в ПБУ 6/01, и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств. Самую подробную детализацию объектов основных средств можно найти в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госкомстата Рос­сии от 26 декабря 1994 г. № 359. Всего перечень позиций, приве­денных в ОКОФ, содержит около 20 000 наименований объектов основных средств. Принципы группировки и детализации объектов для целей бухгалтерского учета и для целей статистической отчет­ности существенно различаются.Сопоставим перечни классификационных групп основных средств, приведенных в указанных нормативных документах в таблице «Классификационные группы основных средств»:

ПБУ 6/01

Методические указания

по бухгалтерскому учёту

основных средств

ОКОФ
Здания Здания Здания (кроме жилых)
Жилища
Сооружения Сооружения и передаточ­ные устройства Сооружения

Рабочие и силовые ма­шины и

оборудование

Рабочие и силовые ма­шины и

оборудование

Машины и оборудование

Измерительные и регу­лирующие

приборы и устройства

Измерительные и регу­лирующие

приборы и устройства

Вычислительная техника Вычислительная техника
Транспортные средства Транспортные средства Средства транспортные
Инструмент Инструмент

Производственный и хо­зяйственный

инвентарь и принадлежности

Производственный и хо­зяйственный

инвентарь и принадлежности

Инвентарь производст­венный и хозяйственный
Внутрихозяйственные дороги
Прочие соответствую­щие объекты Внутрихозяйственные дороги
Прочие соответствую­щие объекты

Перечни, приведенные в ПБУ 6/01 и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, различаются только одним пунктом: в названных Методических указаниях рекоменду­ют в одной группе основных средств объединять сооружения и пе­редаточные устройства. Это связано с тем, что с принятием ПБУ 6/01 передаточные устройства в отдельную группу не выделяются, но на балансе организаций имеется достаточное количество объек­тов, которые ранее относились именно к передаточным устройст­вам. Итак, в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ос­новных средств, по существу, уточняется, каким образом нужно провести перегруппировку.

Расхождения между перечнями, установленными документа­ми системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и ОКОФ, более существенны. Так как в организациях специализиро­ванный статистический учет обычно не ведется, а все необходимые данные берутся из регистров бухгалтерского учета, сопоставление перечней необходимо для дополнительной группировки и детализа­ции бухгалтерской информации, позволяющей формировать данные для статистической отчетности с наименьшими трудозатратами.

Кроме того, объекты основных средств принято подразделять по следующим признакам.

1. По степени использованияосновные средства подразделяются на находящиеся:

а)В эксплуатации. Амортизация по таким объектам начисляет­ся без каких-либо условий и ограничений (разумеется, если объек­ты используются в деятельности, непосредственно связанной с про­изводством и реализацией продукции (работ, услуг);

б) В запасе (резерве).Амортизация по таким объектам может начисляться при определенных условиях;

в) В ремонте.На время проведения ремонта начисление амор­тизации, как правило, не приостанавливается. Стоимость затрат по ремонту не увеличивает ни первоначальную, ни восстановительную стоимость отремонтированных объектов основных средств;

г) В стадии достройки, дооборудования, реконструкции, мо­дернизации и частичной ликвидации.Перечисленные виды восста­новления объектов основных средств приводят к увеличению их первоначальной или восстановительной стоимости.

д) На консервации.Право вывода объекта на консервацию пре­
доставлено руководителю организации. При определенных услови­ях амортизация может начисляться и в период нахождения объек­тов основных средств на консервации.

2. Основные средства в зависимости от имеющихся у органи­зации прав нанихподразделяются следующим образом:

а) Основные средства, принадлежащие на праве собственно­сти, в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление.Сданные и переданные объекты основных средств должны учитываться обособленно неза­висимо от того, кто по условиям соответствующего договора имеет право начислять амортизацию;

б) Основные средства, находящиеся у организации в хозяйст­венном ведении или оперативном управлении, в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление.Объекты основных средств, находящиеся в организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, учитываются наравне с собственными объектами: на­числение амортизации, а также отражение иных операций, связан­ных с их движением, восстановлением или выбытием, в бухгалтер­ском учете не отличается от отражения аналогичных объектов, при­обретенных за счет собственных средств организации. Аналогично гражданскому законодательству указанные виды права владения или пользования ограничивают возможность движения объектов, включая их продажу, иную передачу, а также изменение функцио­нального предназначения, поскольку все перечисленные операции должны проводиться с разрешения (или по прямому указанию) собственника имущества. Напомним, что владение или пользование имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления характерно для унитарных государственных и муници­пальных предприятий. Раздельный учет объектов основных средств, находящихся в собственности организации, и объектов, полученных в ведение или пользование, целесообразно организовывать на уров­не субсчетов, открываемых к счетам учета основных средств и на­численной амортизации, а также на уровне аналитического бухгал­терского учета. Необходимость (или целесообразность) подобного разделения обусловлена тем, что собственник имущества как заин­тересованный пользователь бухгалтерской отчетности имеет право потребовать представить сведения о состоянии и эффективности использования имущества — в пояснительной записке к бухгалтер­скому балансу или иных отчетных регистрах;

в) Основные средства, полученные организацией в аренду.В за­висимости от условий договора аренды объекты основных средств могут учитываться на балансе арендатора (на вновь открываемом субсчете к счету 01 «Основные средства») или за балансом — на счете 001 «Арендованные основные средства». Условия договора аренды имеют значение не только для определения права на начис­ление амортизации по арендованным объектам, но и для выбора схемы отражения в учете операций, связанных с осуществлением капитальных вложений в арендованные объекты и списанием осу­ществленных затрат;

г) Основные средства, полученные организацией в безвозмезд­ное пользование.По основным средствам имеются, наверное, наи­большие расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Для целей бухгалтерского учета стоимость безвозмездно получен­ных объектов основных средств в пассиве баланса показывают в составе доходов будущих периодов, а в дальнейшем амортизацию на­числяют на подобные объекты в общем порядке. При этом сумму, равную сумме начисленной амортизации, списывают со счета учета доходов будущих периодов и присоединяют к валовой прибыли. В налоговом учете амортизация не начисляется;

д) Основные средства, полученные организацией в доверитель­ное управление.У объектов, полученных в рамках договора дове­рительного управления имуществом также имеются существенные особенности, в связи, с которыми схема их бухгалтерского учета от­личается от схемы учета собственных объектов. Более подробно эти особенности рассмотрены далее.

Оценка основных средств

Основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальной стоимостью является стоимость, по которой объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету (п. 2 ПБУ 6/01). Так, первоначальная стоимость основных средств определяется в зависимости от способа их поступления.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление строительных работ;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины, и другие аналогичные платежи;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.

1) Внесение учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал. Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2) Получение по договору дарения и иные случаи безвозмездного получения. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

3) Получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договорам предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче организацией устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей переданных или подлежащих передачи организацией, стоимость основных средств, стоимость основных средств полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Стоимость основных средств в которой они приняты к бухгалтерскому учету не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

В соответствии с п. 2.16 ПБУ 6/01 оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость основных средств представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и накопленной на отчетную дату (или дату выбытия основных средств) амортизацией.

Восстановительная стоимость — основных средств в существующих условиях воспроизводства.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.

В соответствии с п. 2.15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода. Результаты переоценки основных средств, проведенной организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения.


Учёт поступления ОС

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях:

1) приобретения;

2)сооружения (строительства, изготовления собственными си­лами) ;

3)получения в качестве вклада в уставный капитал;

4)получения по договору дарения (безвозмездно);

5)получения по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами.

6) поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;

В Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств приведенный перечень расширен за счет включения в него:

а) получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;

в) поступления в порядке приватизации государственного и му­ниципального имущества организациями разных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по учету поступле­ния и выбытия объектов основных средств:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счетов учета расчетов и затрат (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному стра­хованию и обеспечению», 10 «Материалы» и др.) —на суммы стоимости приобретенных объектов (по договорной цене), расходов по оплате услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основных средств (доставка, монтаж, консультирование и т.п.), стоимости фактических затрат вспомогательных производств (как по изготовлению объектов основных средств, так и по вспомогатель­ным работам, связанным с доставкой и установкой приобретенных объектов), оплаты труда работников организации с начислениями, когда труд этих работников используется при осуществлении опера­ций, связанных с приобретением основных средств, материалов, ис­пользованных при приобретении основных средств;

Дебет счета 08 Кредит счета 75 «Расчеты с учредителя­ми»— на сумму стоимости объектов основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет счета 08 Кредит счета 98 «Доходы будущих перио­дов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»— на сумму стои­мости объектов основных средств, полученных безвозмездно;

Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 — на сумму первоначальной стоимости объектов основных средств, при­нимаемых к учету (вводимых в эксплуатацию).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по пер­воначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признают сум­му фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Перечень фактиче­ских затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, приведен в п. 8 ПБУ 6/01. Так стоит обратить внимание на то, что с 2006 г. данный перечень претерпел изменения.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изго­товление основных средств являются:

1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщи­ку (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта иприведение его в состояние, пригодное для использования;

2)суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

3)суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

4)таможенные пошлины и таможенные сборы;

5)невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачи­ваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

6)вознаграждения, уплачиваемые посреднической организа­ции, через которую приобретен объект основных средств;

7)иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Приведем числовой пример, в котором указаны основные виды затрат, включаемых в первоначальную стоимость объектов:

Организация приобрела технологическое оборудование на сумму 236 тыс. руб. (в том числе НДС — 36 тыс. руб.). Оплачена доставка оборудования сторонней транспортной организации — 23,6 тыс. руб. (в том числе НДС — 3,6 тыс. руб.); оплачены услуги консультанта, привлеченного по договору подряда, — 7 тыс. руб. (в том числе налог на доходы физических лиц — 1 тыс. руб., единый социальный на­лог — 2 тыс. руб.).

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» Кредит счета 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Поставщик ос­новных средств» —200 тыс. руб. — на сумму договорной стоимости приобретенного оборудования;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений» Кредит счета 60—36 тыс. руб. — на сумму НДС по стоимости приобретенного оборудо­вания;

Дебет счета 08 Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебито­рами и кредиторами», субсчет «Транспортные организации» 20 тыс. руб. — на сумму стоимости транспортных услуг сторонней ор­ганизации;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 3,6 тыс. руб. — на сумму НДС по стоимости транспортных услуг;

Дебет счета 08 Кредит счета 76, субсчет «Расчеты по договорам подряда» 5 тыс. руб. — на сумму стоимости консультацион­ных услуг по договору подряда;

Дебет счета 76 Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам», субсчет «Налог на доходы физических лиц»—1 тыс. руб. — на сумму НДФЛ, удержанного с суммы начисленной оплаты консультационных услуг;

Дебет счета 08 Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсче­там) — 2 тыс. руб. — на сумму ЕСН по стоимости консультацион­ных услуг;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 236 тыс. руб. — на сумму произведенной оплаты договорной стоимо­сти технологического оборудования с учетом НДС;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 — 23,6 тыс. руб. — на сумму произведенной оплаты стоимости транспортных услуг с учетом НДС;

Дебет счета 76 Кредит счета 50 «Касса» — 4 тыс. руб. — на. сумму консультационных услуг, оплата которых проведена через кассу.

После оформления ввода приобретенного оборудования в экс­плуатацию оформляются проводки:

Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Технологическое оборудование» Кредит счета 08 — 227 тыс. руб. (200 + 20 + 5 + 2) — на сумму первоначальной стоимости приобретенного технологическо­го оборудования;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 — 39,6 тыс. руб. — на сумму НДС, предъявленного к вычету.

Первоначальную стоимость основных средств при их изготов­лении самой организациейопределяют исходя из фактических за­трат, связанных с производством этих основных средств. Форми­рование и учет затрат на производство основных средств осуществ­ляются организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой органи­зацией.

Наиболее распространенной ситуацией, когда объекты основ­ных средств создаются силами организации, является строительст­во, выполняемое хозяйственным способом. Помимо строительства хозяйственным способом объекты ос­новных средств в организации могут создаваться в цехах основного и вспомогательных производств: некоторые виды оборудования, производственного инструмента, инвентаря, приспособлений и т.п. В этом случае первоначальная стоимость таких объектов формируется на соответствующих счетах бухгалтерского учета, потом списывается в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а после проведения дополнительных мероприятий, свя­занных с вводом объектов в эксплуатацию (осуществления затрат по доведению до состояния, в котором объекты пригодны к ис­пользованию в запланированных целях), списывается на счет 01 «Основные средства».

Схема бухгалтерских проводок следующая:

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»- Кредит счетов учета производственных затрат (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 02 «Амортизация ос­новных средств» и др.)— на сумму затрат по сооружению (созда­нию) объекта основных средств;

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 23 —на сумму первоначальной стоимости изготовленного объекта (без учета дополнительных затрат);

Дебет счета 08 Кредит счетов учета производственных за­трат —на сумму расходов по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях;

Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 на сумму первоначальной стоимости объекта, введенного в эксплуа­тацию.

Кроме того, к изготовлению объектов основных средств собст­венными силами может быть приравнен перевод имущества, пред­назначенного для перепродажи, в категорию основных средств (предназначенных для использования в данной организации для производственных или управленческих целей). При этом в зависи­мости от отраслевой принадлежности организации и специфики ее деятельности наиболее распространенными бухгалтерскими про­водками являются:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 43 «Готовая продукция» — на сумму стоимости готовой про­дукции, переводимой в состав основных средств;или

Дебет счета 08 Кредит счета 41 «Товары» — на сумму стои­мости товаров, переводимых в состав основных средств.

В дальнейшем окончательно сформированная первоначальная стоимость переведенных объектов списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Целесообразность использования счета 08 обуслов­лена тем, что обычно такой перевод вызван осуществлением неко­торых дополнительных расходов, связанных с подготовкой объек­тов к промышленной или управленческой (производственной либо торговой) эксплуатации.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, при­знается его денежная оценка, согласованная учредителями (участ­никами) организации, если иное не предусмотрено законодательст­вом Российской Федерации.

В п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основ­ных средств уточнено, что при поступлении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде основных средств про­изводится запись по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителя­ми. Отражение формирования уставного капитала организации в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учре­дительными документами, включая стоимость основных средств, осуществляется в бухгалтерском учете записью по дебету счета уче­та расчетов с учредителями (соответствующий субсчет) в коррес­понденции с кредитом счета учета уставного капитала. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вкла­да в уставный (складочный) капитал, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.

В аналогичном порядке определяется первоначальная стои­мость основных средств, полученных при формировании уставного фонда (на государственных и муниципальных унитарных предпри­ятиях), паевого фонда (в производственных и потребительских кооперативах).

Таким образом, окончательно закреплено то, что задолжен­ность учредителей по вкладу в уставный капитал считается пога­шенной с момента оприходования переданных объектов основных средств по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», а не с мо­мента их ввода в эксплуатацию (бухгалтерская проводка по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»).


Учёт внутреннего перемещения основных средств. Инвентаризация основных средств

В данной подтеме я бы хотела продемонстрировать отражение в бухгалтерской отчётности информацию о движении основных средств.

Так, состав показателей, которые должны быть отражены в бухгал­терской отчетности, приведен в соответствующих разделах ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом су­щественности как минимум следующая информация о движении объектов основных средств:

1) о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортиза­ции по основным группам основных средств на начало и конец от­четного года;

2)о движении основных средств в течение отчетного года по ос­новным группам (поступление, выбытие и т.п.);

3)о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оп­лату) неденежными средствами;

4)об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудования, ре­конструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

5)о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

6)об объектах основных средств, стоимость которых не пога­шается;

7)об объектах основных средств, предоставленных и получен­ных по договору аренды;

8)об объектах основных средств, учитываемых в составе до­ходных вложений в материальные ценности;

9)о способах начисления амортизационных отчислений по от­дельным группам объектов основных средств;

10)об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и
фактически используемых, находящихся в процессе государствен­ной регистрации.

По статье 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса (форма № 1)приводится показатель суммарной остаточной стои­мости объектов основных средств, находящихся в собственности, владении или пользовании организации, а также арендованных объектов основных средств, если по условиям договора аренды или лизинга объекты учитываются на балансе арендатора (лизин­гополучателя). При определении остаточной стоимости объектов основных средств учитываются действующие основные средства (используемые для производственной, управленческой или хозяй­ственной деятельности), основные средства, находящиеся на ре­конструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе. Если по объектам основных средств в соответствии с уста­новленным порядком амортизация не начисляется, они учитыва­ются по первоначальной или восстановительной стоимости.

Организации, арендующие объекты основных средств по до­говору аренды (или лизинга), предусматривающему переход объ­ектов в собственность (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения всей обусловленной до­говором выкупной цены, указанные объекты также отражают по статье 120. Если договором аренды переход права собственности не предусмотрен, арендуемые объекты учитывают за балансом, а стоимость таких объектов отражают в справке к бухгалтерскому балансу. По статье 120 бухгалтерского баланса также показывают нахо­дящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (воду, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улуч­шение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоратив­ные работы) и в арендованные объекты основных средств, вклю­ченные в установленном порядке в состав основных средств.

После вступления в силу Земельного кодекса Российской Феде­рации земельные участки могут приобретаться в собственность юридических и физических лиц. Приобретение земельных участ­ков осуществляется в соответствии с требованиями земельного за­конодательства. В бухгалтерском учете земельные участки отража­ются в сумме фактических затрат на их приобретение, включая рас­ходы по государственной регистрации сделки и иные расходы, связанные с оформлением участка в собственность. Так как данный вид отношений собственности (владения или пользования) для бухгалтерского учета относительно новый, в пояснительной запис­ке целесообразно раскрыть дополнительные сведения по выкупу или аренде земельных участков. Это обусловлено тем, что в результате указанных сделок суммарная стоимость объектов основных средств может существенно измениться, что в свою очередь приве­дет к изменению некоторых аналитических показателей. Раскрытие причин корректировки показателей финансового анализа представ­ляет безусловный интерес для всех пользователей бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01 также содержит ряд показателей, раскрытие которых в бухгалтерской отчетности обязательно, в том числе в составе информации об учетной политики организации. Подробные реко­мендации по этим показателям приводятся ниже. Данные, отражаемые по статье 120 бухгалтерского баланса, должны коррелировать данными соответствующей таблицы, при­водимой в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В разделе «Основные средства» формы № 5 показывают нали­чие основных средств на начало и конец отчетного периода и дви­жение в течение отчетного периода отдельных видов основных средств согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (введен в действие с 1 января 1996 г. постановлением Гос­стандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359).

Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета.

В графе 4 отражается общее поступление основных средств в отчетном периоде по всем источникам, включая ранее неучтенные, в том числе учтенные ошибочно в составе оборотных средств, при­обретенные за плату, поступившие безвозмездно, в том числе по до­говорам дарения, а также принятые к бухгалтерскому учету объек­ты основных средств в результате осуществления инвестиционной деятельности.

В графе 5 отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывших в отчетном периоде объектов основных средств, включая проданное за плату излишнее и неиспользуемое имущество, перевод в состав оборотных средств объектов, ранее ошибочно учтенных в составе основных средств, переданных без­возмездно, в том числе по договору дарения, первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств, ликвидирован­ных в отчетном периоде вследствие ветхости и износа, стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в связи с реконструкцией и новым строительством и по другим причинам.

Обособленное отражение из статьи «Итого» по отдельным стро­кам движения основных средств, используемых в получении доходов по обычным видам деятельности организации (производственные) и не используемых при осуществлении обычных видов деятельности организации (непроизводственные), ныне действующей формой от­четности не предусмотрено. Тем не менее, организация имеет право расшифровать указанные данные по вновь введенным строкам.Из данных о стоимости основных средств обособленно выделя­ются данные на начало и конец отчетного периода о стоимости объ­ектов основных средств, переданных в аренду (по видам основных средств), предоставленных бесплатно, в безвозмездное пользова­ние, бездействующих (находящихся на консервации, в резерве, на восстановлении, период которого превышает 12 месяцев, идр.). Дополнительная информация о таких объектах приводится в пояс­нительной записке к бухгалтерской отчетности. Обособленно показывают стоимость объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государствен­ной регистрации. Отметим, что по данной операции возникает рас­хождение между требованиями бухгалтерского учета и нормами на­логового законодательства. Для целей бухгалтерского учета такие объекты могут быть приняты к учету в качестве объектов основных средств с момента окончания процедуры государственной регистра­ции, а для целей бухгалтерского учета амортизационные отчисле­ния могут начисляться с момента подачи документов на государст­венную регистрацию.

Начисленная амортизация объектов основных средств отражается по данным бухгалтерского учета. Возникающие вычитаемые и налого­облагаемые временные разницы, а также отложенные налоговые ак­тивы и обязательства расшифровываются в пояснительной записке.

Справочно к разделу «Основные средства» в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету также приводятся данные, характеризующие изменение стоимости объектов основных средств:

1) в результате переоценки в установленном порядке объектов основных средств. При этом данные о результатах индексации в связи с переоценкой могут представляться в сравнении со стоимо­стью основных средств по результатам предыдущей переоценки, т.е. без указания результатов неоднократного изменения стоимости основных средств, в которой они были первоначально приняты к бухгалтерскому учету. Сведения о результатах дооценки приводят­ся со знаком плюс, об уценке — в круглых скобках;

2)в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

Некоторые данные о состоянии и движении объектов основных средств расшифровываются в пояснительной записке к бухгал­терской отчетности.

Говоря же об особенности инвентаризации объектов основных средств следует указать, что инвентаризация является одним из специальных методов бухгалтерского учёта. Результаты инвентаризации используются при составлении отчётности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации.


Оформление в бухгалтерском учёте операций по выбытию основных средств

Основные средства выбывают с предприятия по различным причинам: в результате их безвозмездной передачи, финансовых вложений предприятия, продажи неиспользуемых, ликвидации ветхих и морально изношенных объектов, недостач и стихийных бедствий. Предприятия могут сдать основные средства другим предприятиям на условиях текущей или долгосрочной аренды.

Учет операций по безвозмездной передаче объектов основных средств:

Безвозмездная передача основных средств оформляется актом формы № ОС-1, составляемым в 2- хэкземплярах, который служит бухгалтерии основанием для их списания. Все операции по безвозмездной передаче объекта отражаются через счет 47. По дебету этого счета отражают первоначальную стоимость списываемого объекта (кредитуется счет 01) и все расходы, обусловленные выбытием (по демонтажу объекта, его транспортировке и др.) с кредита разных счетов в зависимости от характера расходов (23, 50, 60, 70, 67, 69, 71, 76). На кредите счета 47 фиксируется износ списываемого объекта (дебет субсчета 02-1) Потери от безвозмездной передачи, выявленные на счете 47, подлежат отнесению на один из следующих субсчетов: 88-1, 81-2, 87-2.

Если на предприятии создан фонд накопления, то потери относят на его уменьшение (дебет субсчета 88-1, кредит счета 47). Если учредительными документами не предусмотрено образование на предприятии фонда накопления, то потери подлежат списанию за счет чистой прибыли (дебет субсчета 81-2, кредит счета 47).

При наличии балансового убытка в отчетном году эти потери списывают за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (дебет субсчета 87-2, кредит счета 47).

При безвозмездной передаче имущества плательщиком НДС является сторона, их передающая (п. 9 Инструкции по НДС № 39).

При этом по основным фондам, иному имуществу, по которым начисляется износ, за себестоимость принимается их остаточная стоимость.

Обычно, если безвозмездно передаются основные средства, находившиеся в эксплуатации, то к моменту их возможной передачи НДС обычно уже бывает возмещен из бюджета.

В соответствии с п. 2.4 Инструкции по налогу на прибыль №37 при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества. Данное положение распространяется и на безвозмездную передачу основных средств другим организациям.

Так как при безвозмездной передаче основных средств цена реализации принимается равной нулю и, следовательно, она обычно меньше балансовой (остаточной) стоимости, то у организации будет возникать убыток от такой сделки, даже при отсутствии возможных расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств.

Однако отрицательный результат от реализации и от безвозмездной передачи имущества в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

У организации также могут возникнуть расходы, связанные с безвозмездной передачей основных средств.

Как уже отмечалось учет для целей налогообложения любых расходов, связанных с реализацией и безвозмездной передачей основных средств, действующим законодательством не предусмотрен даже в том случае, если на счетах учета от данной операции выявлена прибыль.

Документами, на основе которых осуществляются записи в регистрах бухгалтерского учета, являются: счет-фактура, акт (накладная) приемки-передачи с приложением договора дарения, подтверждающие безвозмездную передачу основного средства другой организации или физическому лицу, а также документы, подтверждающие расходы, связанные с безвозмездной передачей основных средств. Списание с баланса передающей организации стоимости безвозмездно переданных основных средств производится только после письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этих основных средств. В акте указываются балансовая стоимость основного средства и сумма износа к моменту передачи.

При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день передачи товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 2.4 Инструкции по налогу на прибыль №37 отрицательный результат от безвозмездной передачи основного средства в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.


Заключение

Данная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

для учета основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация. Наиболее значимой является типовая классификация, на основании которой установлены нормы амортизации, в соответствие с ней ведется учет основных фондов, составляется отчетность о наличии и движении основных средств;

1. основные средства могут оцениваться как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Последние являются базой для составления баланса и годового отчета и могут быть следующих видов: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость;

2. основным счетом, по которому отражается движение основных средств, является счет 01 "Основные средства". При этом перемещение основных фондов внутри хозяйственного органа не оформляется системно, т.е. записями по счетам;

В процессе написания работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств - очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе бурного становления и развития рыночных отношений.

В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует, на мой взгляд, от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.


Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

2. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (редакция от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/97. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.97 г. № 65н.

6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003г. № 91н;

7. Методические указания по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999г.

8. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 г. № 37.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98.Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 г. № 60н.

10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2001.

11. Сахон А.П., Софронова Э.Ф., Невольникова Г.И. "Бухгалтерский учет", 2002г.

12. Пастушкова В.В. Бухгалтерский учет основных средств: Учебное пособие. - Москва: Маркетинг, 2004.

13. Тумасян Р.З. Учет основных средств: Практическое пособие. - Москва: НИТАР АЛЬЯНС, 2003.

14. Пошерстник Н.В., Пошерстник Е.В. Документооборот в бухгалтерском учете. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский дом Герда, 2001.

15. Учёт основных средств и нематериальных активов: справочник бухгалтера: практическое руководство. – М.: Эксмо 2007.- 320с. Захарьин.В.Р.

16. Арендные отношения. Правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение / Ж.А.Морозова. – 2006г. 208с.