Курсовая работа: Супружеские конфликты
Название: Супружеские конфликты Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития супружеских отношений 1.1 Типы супружеских отношений и профили брака 1.2 Периодизация семейной жизни 1.3 Внутрисемейная ролевая структура Глава 2. Супружеские конфликты 2.1 Адаптация супругов в семье 2.2 Специфика супружеского конфликта 2.3 Разрешение супружеских конфликтов Глава 3. Экспериментальная часть Список литературы Введение Часто можно услышать фразу: «Милые бранятся - только тешатся». Возможно, что супружеские конфликты могут носить позитивный характер для конфликтующих сторон, но если супруги конфликтуют ежедневно – это приводит к несовместимости, переживаниям, психическим травмам, невротическим расстройствам, а как следствие этого – к насилию и / или разводу. Проблема отношений со значимыми другими давно находиться в поле внимания психологов. Проведенные в 1987 году исследования Г.К. Ушакова доказали, что именно семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др. Семье отводиться ведущая роль в системе взаимоотношений личности. На ранних стадиях она - единственная, а позднее одна из наиболее значимых социальных групп, в которые включен индивид. От того, какие отношения между супругами, царит ли в семье взаимопонимание, уважение, телесная и духовная гармония, зависит успешность самореализации личности в социуме. К сожалению, в последние годы в России статистика разводов неумолимо превышает показатели зарегистрированных браков. Одна из причин, которую указывали бывшие супруги – «не сошлись характерами; раньше ладили, а теперь лишь ссоры и скандалы». Что скрывается за этой формулировкой? Неумение супругами конструктивно разрешать возникшие в семейной жизни противоречия. В. Сатир неоднократно отмечала, что напряжение и труд ежедневной работы на производстве не оставляют возможности тратить много времени и усилий на отношения в семье, но, как практикующий психотерапевт, она убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Основываясь на собственных многолетних исследованиях Л.Б. Шнейдер сделал вывод, что «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами». Таким образом, изложенные выше факты и противоречия определили тему моего исследования: «Супружеские конфликты». Объектом исследования являются супружеские отношения. Предмет исследования – супружеские конфликты. Цель исследования: выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов (чем больше мы о них знаем, тем легче нам организовать профилактическую работу). Задачи курсового исследования: Анализ литературы по данной проблеме. Рассмотрение различных аспектов супружеских отношений. Выявление причин, провоцирующих супружеские конфликты. Проведение апробации комплекса методик. Выработка рекомендаций по профилактике супружеских конфликтов. Гипотеза исследования: я предполагаю, что своевременное выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов, с использованием комплекса методик, повышает эффективность профилактики дестабилизации и распада супружеских отношений. База проведения исследования: кабинет семейного консультирования ММУ № 11. В исследовании применялись: психодиагностические методики: «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса», «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», Тест - опросник удовлетворенности браком, «Конструктивность мотивации». Глава 1. Теоретические аспекты развития супружеских отношений 1.1 Типы супружеских отношений и профили брака Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения? Отношения к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, пока структура супружества остается неизменна. Применительно к супружеским отношениям А.Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления и субъективны по своей сущности. Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. Для того чтобы лучше понять данную проблему, необходимо подробнее остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений. В теории динамической супружеской терапии упоминается семь профилей брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке. Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке: Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален. «Родительский» партнер: с удовольствием заботиться о другом, воспитывает его «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность, радость и одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Некоторые комбинации вполне конгруэнтны (независимый-независимый, независимый - рациональный), другие комплиментарны ( «Родительский» с «детским»), третьи конфликтны (романтический с независимым, «родительский с «родительским», романтический с равноправным). Классификация профилей брака, предложенная В.Сатир, построена на моделях коммуникативных отношений. На основе анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет пять коммуникативных моделей общения между супругами.
Уайл приводит три типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты. Взаимное уклонение. Когда оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуя несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства, и стремиться сблизиться с другим, другой – отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремится к нему приблизиться. Для того чтобы глубже понять типы супружеских отношений, в практику введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости – как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существенных элементов зависимости является привлекательность партнера. У женщин – красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность, у мужчин - ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная, то и профиль брака оценивается как благополучный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости – к категории «бедственного». 1.2 Периодизация семейной жизни Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья – не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития. Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. Так С. Кратохвил выделял в жизни семьи свои критические периоды: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. П.Босс называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе – трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе – организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах – появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения. В. Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста: Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка. Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи. Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст. Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря. Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять. Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины. Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей. Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам. Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи. Брак. Принятие на себя супружеских социальных ролей. Этап «медового месяца». Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей. Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада. Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей. Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций. В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи: зарождение семьи до рождения ребенка; рождение и воспитание детей; окончание выполнения семьей воспитательных функций; дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи можно отнести: отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях; почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи (отношения к новому члену семьи по принципу «свой» и «чужой») потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный). Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам. 1.3 Внутрисемейная ролевая структура Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат – свою, но и в том, и в другом случае превосходство одного пола над другим четко прослеживалось на протяжении всей семейной жизни. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляются два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль – это «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений». Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений». Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Б. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа». От мужчины требуется, чтобы он был профессионалом, занимался хорошо оплачиваемой работой, обеспечивая семью, а женщина была ответственна за воспитание детей и ведение хозяйства. В последние годы полоролевые системы приобрели изменения, так женщина все чаще принимает на себя роль кормильца, а мужчина все больше уделяет внимание воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Данное распределение ролей в семьях связано напрямую с удовлетворенностью супругов своим браком. В исследованиях Г.Л.Боуэна, Д.К. Отнера обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом связано с согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий от брака. Проблема выбора семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи. Так отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи. Классификация основных ролей в семье, выделенных Ю.Е. Алешиной: Ответственный за материальное обеспечение семьи. Хозяин – хозяйка. Роль ответственного по уходу за младенцем. Роль воспитателя. Роль сексуального партнера. Роль организатора развлечений. Организатор семейной субкультуры. Роль ответственного за поддержание родственных связей. Роль «психотерапевта». Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно помнить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Но, такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой. Необходимо определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является то, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других. Таким образом, в структуре современной семьи постоянно происходят изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом. В следствии этого часто происходят различные нарушения функций семьи, возникают проблемы, ссоры, супружеские конфликты, разрешение которых требует помощи консультантов по вопросам брака и семьи, психологов и психотерапевтов. Глава 2. Супружеские конфликты 2.1 Адаптация супругов в семье Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других». В процессе адаптации выделяется два уровня: Биологический – способность приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды. Психологический - приспособление человека как личности к существованию в обществе с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами. Адаптация к семье включает в себя все перечисленные выше компоненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период является особенно трудным и включает в себя перестройку не только в общении и деятельности, но и личностные изменения молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окружением. До брака у молодого человека уже сложился целостный «образ своего Я». После заключения брака супруги оказываются в ситуации невозможности жить по–прежнему, что увеличивает неустойчивость эмоционального состояния и неудовлетворенность некоторыми сторонами своего партнера и совместной семейной жизни. Т.Б. Карцева оценивает брак как «одно из поворотных событий в жизни человека», так как в браке происходят глобальные изменения «всей ситуации развития личности, смена социальных ролей, которые человеку приходится играть, изменения круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа жизни в целом». На этапе первых двух лет совместной жизни молодыми решаются следующие задачи (Е.С. Калмыкова, 1983г.): формирование структуры семьи; распределение функций (ролей) между мужем и женой; выработка общих семейных ценностей. Именно в начале супружества у молодых людей существует идеализация образа своего будущего партнера по браку (на основе опыта, литературных и кино – героев, социальных стереотипов и идеалов референтной группы) и семейной жизни, выражающейся: а/ в ожидании удовлетворения своих потребностей в духовном росте, самосовершенствовании; б/ удовлетворении материальных потребностей. Адекватность представления о партнере по браку обеспечивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации целей адаптации в семье. А неадекватность приводит к разрушению данной идеализации, неготовности к принятию реально существующей действительности, порождению обид, ссор, конфликтов, которые затягивают молодых и не всегда предоставляют возможность для развития новой семейной группы. Обобщение и систематизация работ отечественных ученых А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой, Е.С. Калмыковой, Н.Ф. Федотовой, связанные с проблемой брачно-семейной адаптации, позволили уточнить понятие брачно-семейной адаптации и выделить ее специфику. Брачно-семейная адаптация – это постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы. В.А. Сысенко разработал концепцию брачно-семейных отношений, в основе которой особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности: высокоадаптированные личности; среднеадаптированные личности; низкоадаптированные личности; дезадаптированные личности. К общим адаптивным особенностям относятся: способность к сотрудничеству; способность к общению; способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей; способность к самоконтролю и самопознанию; умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств. Развитие этих способностей, по мнению В.А. Сысенко, в значительной мере определяет успешность брачно-семейной адаптации. При этом он признает в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, прогрессивное и регрессивное. Адаптация личности в сфере брачно-семейных отношений (В.А. Сысенко,1993г.) происходит следующим образом: адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная; адаптация к темпераменту, характеру партнера; адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе; адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера; адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера. Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходимо рассматривать, как сложный, многоуровневый целостный процесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к совместной семейной жизни. 2.2 Специфика супружеского конфликта Существует множество современных определений и толкований конфликта: КОНФЛИКТ - (от лат. «conflictus» - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу; 2/ либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3/ либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, который инициирует конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Зачастую тот, кто спровоцировал конфронтацию, оказывается не ведущим, а ведомым. Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности. Предметом конфликта может быть материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей. В конфликте наряду с реальным предметом может фигурировать мнимый, так сказать «квази – предмет». Действительный предмет часто скрывается продолжительное время. Мир устроен противоречиво, семья не является исключением. В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует и в том случае, если сплочения преобладают над силами распада. Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает вследствие неудовлетворенности определенных потребностей у одного из супругов или у обоих. Такого подхода придерживается отечественный исследователь В.А. Сысенко. «Как известно, - пишет он, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушающим устойчивость брака». В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей. 1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления необоснованная критика. 2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное хроническое физическое и нервное переутомление одного из супругов и т.п. 3. Психическое напряжение, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность, потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. 4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи. 5.Финансовые разногласия, возникающие на почве преувеличения потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. 6.Конфликты, ссоры, размолвки на основе удовлетворения потребности супругов в питании, одежде, благоустройстве домашнего очага, а так же затрат на личные нужды каждого из супругов. 7.Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а так же связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми. 8. Конфликты, размолвки на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха, досуга, различных хобби. Использование термина «потребность» в создании теории супружеских конфликтов В.А. Сысенко целесообразно, так как и в общей психологии, и психологии личности, именно потребности лежат в основе мотивов поведения и интересов. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей способствует накоплению положительных или отрицательных эмоций, а так же приводит к таким понятиям, как «стресс» и «фрустрация», которые интенсивно изучаются медицинской психологией. Именно неудовлетворенность потребностей, приводящая к частым неурядицам, ссорам и конфликтам, может стать источником различных видов неврозов и депрессивных состояний у одного или обоих супругов. Э.Г. Эйдемиллер видит одну из основных причин взаимного непонимания супругов в нарушении межличностной коммуникации. Именно « различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье: споры, ссоры, разногласия – считались отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи». В своей практике семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллер опирается на исследование коммуникационного канала, одного из источников влияющих на жизнедеятельность семьи и психическую травматизацию личности. В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные «невооруженным глазом», но ухудшающие процесс коммуникации и, влияющие на взаимопонимание. Условно их можно обозначить следующим образом: а/ установление контроля над процессом информации и информированности друг друга; б/ злоупотребление коммуникационным процессом для решения своих скрытых целей; в/ рассогласованность вербальных и невербальных средств коммуникации (жест не соответствует фразе). Однако в основе межличностного общения, намерения вступать в коммуникацию так же лежит удовлетворение потребности. Одной из форм конфликта является ссора. Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации «противника». Начало супружеской ссоры в быту – «переход на личности»; ссора всегда включает личные обвинения. В некоторых семьях ссоры могут вспыхнуть в любую минуту, там не муж и жена действуют, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами или одним из них на уровне Я, оцениваются сквозь «призму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелочами», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера. Вознесение своего «Я», своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших качеств личности супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие, которые несовместимы в совместной жизни. Одним из проявления высокой степени самомнения является психологическая эксплуатация брачного партнера, которая проявляется в виде самоутверждения и самореализации одного из супругов за счет другого. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно. Психологическая эксплуатация проявляется в виде демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на его духовный мир, стремлении все у него выведать, узнать все о нем, подчинить себе. Часто это проявляется в разрядке на членах семьи своих негативных эмоций, агрессии, которая появилась вне дома. Психологическая эксплуатация одного из супругов заключается так же в перекладывании на него ответственных решений и действий. Некоторые пытаются вызвать к себе сочувствие в тот момент, когда партнер сам нуждается в поддержке и утешении. Психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства и одобрения собственных действий. Механизм большинства семейных ссор – «укоренение в прошлое». Один из участников беседы делает агрессивный выпад в адрес другого. Это – агрессор. Агрессор начинает маскировать (от другого и самого себя) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную реакцию на то, что было в прошлом. Его партнер тоже начинает припоминать какие – то некрасивые поступки другого, объяснять, что то, что случилось когда – то было вынужденной реакцией на такие – то недоброжелательные действия оппонента. Часто такие ссоры – преддверие серьезных конфликтов. Супружеская ссора может закончиться тем, что: Один из супругов признает себя виновным; Виновным признает себя его партнер; Виновными признают себя оба супруга. Однако не всегда, особенно на ранних стадиях брака, оба супруга могут признать себя виновными. Мешает традиционное противопоставление «Я-ТЫ». Услышав предложение признать обоюдную неправоту, другой участник ссоры, приученный только к практике бескомпромиссных решений «или-или», может поначалу активно протестовать и настаивать на том, что он не виновен. Чтобы лучше понять механизм ссоры, конфликта, необходимо различать три типа систем представлений: «Эгоцентрическая система представлений». В центре этой системы «Я сам», «мои желания», «мои цели». Все остальные предметы, в том числе и другие люди, представлены в такой системе только как инструменты или преграды для удовлетворения собственных желаний. «Альтероцентрическая система представлений». Здесь в центре всех представлений другой (альтер). Человек сопереживает другому, отождествляет себя с ним. Он переживает его желания, страдания, опасения как свои собственные. Окружающие его предметы, в том числе и он сам, оцениваются как инструменты или преграды для осуществления желаний, удовлетворения потребностей другого, который помещен в центр системы представлений. «Социоцентрическая система представлений». Данная система представлений позволяет одновременно учитывать интересы как свои собственные, так и других людей, и, следовательно, искать реальные способы их взаимоприемлемого удовлетворения. Существуют некоторые закономерности проявления систем представлений: у одного и того же человека в разные моменты времени может складываться в качестве преобладающей любая из трех систем представлений. Таким образом, эгоцентрик может в какой – то момент оказаться социоцентриком, а социоцентрик – эгоцентриком. Но чаще всего в домашних условиях мы все являемся эгоцентриками. Итак, те или иные неудовлетворенные потребности супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония, а один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями. 2.3 Разрешение супружеских конфликтов Путь разрешения конфликта может быть конструктивным и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего – либо. Конструктивное разрешение конфликта имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность, а конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность решения противоречия, обострившегося противоречия. Деструктивное разрешение конфликта чревато неблагоприятным исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность. Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Нужна помощь третьей стороны, чтобы замечать конфликтогены в ситуации и избегать их. Конфликтогены – слова, действия (бездействие), могущие привести к конфликту. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам, действиям других, нежели к тому, что говорим или делаем сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значение своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле это происходит не только с женщинами, но и с мужчинами тоже. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного, но не всегда реального, посягательства. Супружеские конфликты не составляют исключение. Накопление обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера членов семьи, тяготит их, проявляется в депрессивных состояниях, недоверии друг к другу и тревожности. Решение этой проблемы очень важно для психологии семейных отношений. Для профилактики конфликтов можно следовать правилам: Постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Высока плата за слово, которое, кА известно, «не воробей, вылетит - не поймаешь». Проявлять эмпатию к собеседнику, своей второй половине, избавиться от стремления к превосходству. Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». Всевозможные проявления превосходства – это тупиковый путь, ведущий в противоположную от примирения и понимания друг друга сторону. Ибо человек – источник конфликтогенов – вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку. Конфликт между супругами подобен сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Ясно, что, обрезав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта. Однако в конфликте часто можно обнаружить не одну, а несколько конфликтных ситуаций, а точнее ее формулировок. Правила формулирования конфликтной ситуации: Конфликтная ситуация – это то, что надо устранить. Однако это не может быть человек, один из супругов или детей, ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще. Так же это не может быть социально – экономическая ситуация, так как изменить ее в одиночку мы не можем. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Выясните, что спровоцировало вас на конфликт, что вызвало у вас раздражение, недовольство. Формулировка должна подсказывать, что делать. Задавайте себе вопрос «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Аналогия с сорняком: не вырывайте только часть корня, оставшаяся все равно воспроизведет сорняк. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяйте слов из описания конфликта. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим лишь после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Таким образом и появляются в формулировке слова, которых не было ранее в описании. Формулируйте конфликтную ситуацию четко, конкретно и кратко. Конфликтная ситуация – это диагноз по имени «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Разрешение конфликта возможно способом переговорного процесса. Он часто используется в семейной психотерапии. При этом необходимо: чтобы для обоих супругов это взаимодействии было значимым; чтобы оба супруга осознавали необходимость разрешения данной конфликтной ситуации; чтобы оба супруга были готовы к признанию права другого иметь такую позицию и интересы. Модель «посредника» - это способ, когда супруги обращаются к третьему лицу, но не оно принимает решение, а сами супруги. Психотерапевт или психолог здесь создает условия и организует сам процесс взаимодействия сторон. Многие семейные психотерапевты и психологи придерживаются в практике семейного консультирования модели «посредника». Работа «посредника»: Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: а/ круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; б/ определение желаемого результата; в/ достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова. Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс: а/ побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств; б/ снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости. Далее идет анализ результатов встречи посредником и определение возможности переговоров (совместной консультации обоих супругов), их готовности к совместному взаимодействию. Иногда посредник проводит не одну, а несколько предварительных встреч с каждой стороной. При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими Супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров. В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он: реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов; уделяет равное внимание обоим супругам; привлекает супругов к моментам единства и согласия. Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, единое мнение. Исходя из этой модели мы видим, что процесс разрешения конфликта складывается, как минимум, из трех этапов: подготовительный – диагностика конфликта; разработка стратегии разрешения конфликта; непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта. Существует пять основных стилей решения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлением конфликта. Это стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии, доктором философии Д.Г. Скотт в работе «Конфликты, пути их преодоления». Стиль конкуренции – используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные потребности, в ущерб другому, вынуждая того принимать его решение проблемы. Стиль уклонения – применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым. Стиль приспособления – характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае использования приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны. Стиль сотрудничества – реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Наиболее часто используется в ситуациях, когда оба субъекта обладают равными ресурсами, желанием устранить конфликт, готовы говорить и слушать друг друга, выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль компромисса – проявляется в том, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно это для них не выполнимо. Целесообразно использование этого стиля в том случае, если обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение. Конечно же, такой широкий спектр способов решения конфликтов не случаен. Мы уже отмечали, что мера напряжения конфликтов может быть различной. Именно она и определяет выбор того или иного способа разрешения. Чем выше степень развития напряжения, тем больше духовных усилий потребуется от нас на поиск выхода из ситуации и тем более «сильным» по своему воздействию должен быть способ разрешения коллизий. Глава 3. Экспериментальная часть Диагностические исследования причин супружеских конфликтов. Выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов, позволяет психологу наиболее эффективно построить свою дальнейшую работу с семьей. Однако, подбор психологических методик, необходимых для проведения диагностики, является процессом сложным и ответственным. В процессе исследования мною были использованы методики: «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса», «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», Тест - опросник удовлетворенности браком, «Конструктивность мотивации». Данные методики выбраны не случайно, они позволяют выявить: способ регулирования конфликта, на который ориентирован каждый из супругов (конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество); выявить тип агрессивного проявления (мотивационная, инструментальная); степень согласования – рассогласования удовлетворенности браком; выявить индивидуальные различия супругов по отношению к четырем основным типам мотивации (мотивационные стратегии). В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей и супругов в частности; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, к интересам своей второй половины, вовлеченной в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; компромисс; избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Кооперация (внимание к другим интересам) К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Опросник. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем – то уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. А.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другими заинтересованным человеком могли добиться успеха. Полученные в результате исследования соотносятся с ключом, (таблица) подсчитывается частота проявления каждого типа поведения.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно - субъектных отношений. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Агрессивные проявления можно разделить на два типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции: Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник содержит 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Опросник. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу. Я не всегда получаю то, что мне положено. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моею спиной. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. Когда мне случалось обмануть кого–нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. Я часто бываю несогласен с людьми. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверями. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор. Меня немного огорчает моя судьба. Я думаю, что многие люди не любят меня. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. Я не способен на грубые шутки. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться. Довольно многие люди завидуют мне. Я требую, чтобы люди уважали меня. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу». Я никогда не бываю мрачен от злости. Если ко мне кто-то относится хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. Хотя я и не показываю этого, но иногда меня гложет зависть. Иногда мне кажется, что надо мною смеются. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Когда не получается по-моему, я иногда обижаюсь. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам». Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко работать. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. Неудачи огорчают меня. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. Я не могу вспомнить случаи, когда я был бы настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. Я ругаюсь только со злости. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я ее применяю. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. Я часто думаю, что жил неправильно. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. Я не огорчаюсь из-за мелочей. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. В последнее время я стал занудой. В споре я часто повышаю голос. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое настроение. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. При составлении опросника использовались следующие принципы: Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Тест – опросник удовлетворенности браком. Тест – опросник удовлетворенности браком разработан В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначен для экспресс – диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Инструкция: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать». Тест – опросник. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека: а/ верно, б/ не уверен, в/ неверно. Ваши супружеские отношения приносят Вам: а/ скорее беспокойство и страдание, б/ затрудняюсь ответить, в/ скорее радость и удовлетворение. Родственники и друзья оценивают Ваш брак: а/ как удавшийся, б/ нечто среднее, в/ как неудавшийся. Если бы Вы могли, то: а/ Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (супруги), б/ трудно сказать, в/ Вы бы не стали ничего менять. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется: а/ что Вы несчастны, б/ трудно сказать, в/ что Вы счастливее других. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (супруги) была бы неполноценной: а/ да, считаю, б/ трудно сказать, в/ нет, не считаю. Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе: а/ верно, б/ не могу сказать, в/ неверно. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать: а/ кто угодно, только не теперешний супруг (супруга), б/ трудно сказать, в/ возможно, что именно теперешний супруг (супруга). Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) – рядом с Вами: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства: а/ верно, б/ затрудняюсь сказать, в/ неверно. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются: а/ скорее всего в характере Вашего супруга (супруги), б/ трудно сказать, в/ скорее в Вас самих. Чувства, с которыми Вы вступали в брак: а/ усилились, б/ трудно сказать, в/ ослабли. Брак притупляет творческие возможности человека: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладают такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки: а/ согласен, б/ нечто среднее, в/ несогласен. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Неправы те, кто считают, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение: а/ согласен, б/ трудно сказать, в/ несогласен. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента: а/ верно, б/ трудно сказать, в/ неверно. Ключ. 1в,2в,3а,4в,5в,6в,7а,8а,9в,10в,11в,12а,13в,14в,15а,16в,17а, 18в,19в,20в,21в,22а,23а,24в. Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б, в) не совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком. Нормы. Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стьюдента (t = 10.835) на уровне значимости 0.01. Доверительные интервалы с коэффициентом 0.95 для средних суммарных баллов равны: Для разводящихся (20,76,23,36), Для «благополучных» (30,92,33,34). По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0.05. Для практического использования нормы теста удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных интервалов. Формула: X (H) = 32 , а X (P) = 22, при этом их средние квадратичные равны 8. Таким образом, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить по суммарному баллу таблицу:
Методика «Конструктивность мотивации». Оригинальной попыткой построить «причинную» мотивацию является разработанная О.П. Елисеевым методика «Конструктивность мотивации». По мнению автора она может быть использована для диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации. Эти четыре типа мотивации понимаются автором как результат взаимодействия мотивации достижения и мотивации отношения. Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Отношение мотивации достижения (МД) к мотивации отношения (МО) вполне может быть представлено схемой взаимоотношения типов мотивации.
«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Стремление к сотрудничеству. В идеале «ЛЕВ» устремлен к взаимному творческому сотрудничеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству). В состоянии крайнего напряжения может проявлять себя как холерик, а в состоянии конструктивной активности – сангвиник. «ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-НЕТ», т.е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «ПАНТЕРУ» как интернала, но обращенного более внутрь – интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой – то абстрактной истины, и только затем, через себя, принимается внешний мир. Обычное личностное состояние – мелонхолия. В стрессовых ситуациях, а еще более вероятно в благоприятных обстоятельствах проявляется не мелонхолия, а естественно-реактивное состояние – темперамент сангвиника. «ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия – противоположный мотиву «ПАНТЕРЫ» - «НЕТ – ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой – то внешне определенной идее, правилу – норме, цели и т.п. – как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. В экстернально – экстравертной (объективной) стратегии поведения «ТИГРОВ» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, признание его заслуг. «МЕДВЕДЬ». Основной способ взаимодействия и его мотив – «НЕТ – НЕТ», т.е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, - отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая – подавление, властвование над другими и над собой – во взаимном отрицании внутреннего мира, как своего, так и мира других людей. Вторая - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. «МЕДВЕДЬ» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений, вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявление значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «МЕДВЕДЬ» меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «МЕДВЕДЬ» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Проведение исследования. Инструкция. Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие лично Вас единицей или двойкой, а совпадающие с Вашим мнением или близкие к нему – четверкой или пятеркой. Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение быстро, без особо долгих раздумий. За советами обращаться Вам не рекомендуется, так как Вы – экзаменатор. Оценка ставится напротив каждого суждения. Первый блин всегда комом. Чья земля – того и хлеб. Когда мягко стелят – жестко спать. Ум хорошо, а два лучше. Руби дерево по себе. Худую траву из поля вон. Не подмажешь – не поедешь. На вкус и цвет товарища нет. Чужая душа – потемки. Загнанных лошадей следует пристреливать. Лучше поздно, чем никогда. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить. На языке мед, а на сердце лед. Кто смел, тот и съел. Цыплят по осени считают. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут. Волков бояться – в лес не ходить. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет. Ласковое теля двух мамок сосет, а упрямое – ни одной. Всяк сверчок знай свой шесток. В чужие сани не садись. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. Дружно – не грузно: согласного стада и волк не берет. И мутную воду пьют в невзгоду. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять. Дружба дружбой, а служба – службой. В конечном счете справедливость торжествует, а зло – наказывается. Обработка результатов: сложить все баллы отдельно по четырем группам вопросов: К (20-80)= _60___ + 20. 80 1. №1,5,9,13,17,21,25 сумма _____________ «МЕДВЕДЬ» 2. №2,6,10,14,18,22,26 _____________ «ТИГР» 3. №3,7,11,15,19,23,27 _____________ «ПАНТЕРА» 4. №4,8,12,16,20,24,28 _____________ «ЛЕВ» Анализ полученных результатов. Исследование проводилось в несколько этапов. Во-первых, нам необходимо было выяснить некоторые сведения о семье: возраст супругов; возрастной критерий совместных супружеских отношений; который по счету это брак у каждого из супругов, так как опыт предыдущих супружеских отношений оставляет свой след в жизни человека, а так же формирует стереотипы поведения; проживают ли супруги с генетической семьей одного из них; социальные роли супругов и жилищно-бытовые условия проживания. Таким образом, было исследовано пять семей: Николай – 32 года, Наталья – 28 лет; первый брак (6месяцев); проживают отдельно от генетической семьи, в благоустроенной однокомнатной квартире. Она - менеджер; он – бизнесмен. Инициатор обращения – супруга. Петр – 25 лет, Ольга – 21 год; первый брак (10 месяцев); проживают вместе с генетической семьей супруги, в общежитии. Она – педагог, он – рабочий. Инициатор обращения – супруга. Игорь – 30 лет, Екатерина – 22 года; первый брак (2 года); проживают вместе с генетической семьей супруга в трехкомнатной квартире. Она – студентка, он – риелтр. Инициатор обращения – супруга. Дмитрий- 27 лет, Лариса – 19 лет; второй брак у супруга, первый брак у супруги. Вместе в браке проживают 2 года, растят сына – 1год. Проживают в однокомнатной квартире, отдельно от генетических семей супругов. Она – домохозяйка, он – водитель. Инициатор обращения – супруга. Александр - 32 года, Лариса– 30 лет; второй брак у супруги, первый у супруга. Вместе в браке 2 года, у супруги от первого брака дочь (8 лет). Проживают в двухкомнатной квартире, отдельно от генетических семей супругов. Она – старшая вожатая, он – рабочий. Инициатор обращения – супруга. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) была предложена супружеским парам после предварительного собеседования. Данная методика, позволила выяснить, каким образом супруги способны регулировать межличностные конфликты вообще и супружеские конфликты в частности. Результаты представлены нами в таблице №1, таблице №2. Таблица 1
Исходя из этой таблицы можно сделать выводы о преобладании определенной тактики поведения в конфликтной ситуации у каждого из участников исследования. Таблица 2
Таким образом, по результатам данной методики мы видим, что в двух супружеских парах супруги (жены) избегают соперничества, возможно, компромисс для них является формой достижения своих целей, а так же исходя из их социальных ролей (вожатая, студентка) можно предположить, что они зависимы от супруга (мужа) в материальном отношении. Наиболее гармонично разрешают свои конфликты Ольга и Петр, что связано с их взаимным стремлением к сотрудничеству. Диагностика показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) позволили уточнить проявления агрессии у каждого из супругов, а так же предположить возможную ответную реакцию на ту или иную форму проявления агрессии, как провоцирующий толчок к конфликту. По результатам опросника были получены следующие результаты, представленные нами в таблице №3.
На основании результатов, обобщенных в цифровом варианте мы видим, что у многих супружеских пар показатель агрессии выше среднего, при этом у супруг (жен) преобладает косвенная агрессия, а у супругов (мужей) – физическая. Каждая пара склонна использовать как средство защиты – вербальную агрессию, а слово часто ранит больнее, чем любое другое проявление агрессии, оставляя след в виде обиды и подозрительности, недоверия. Большинство супружеских пар накапливают чувство обиды, что приводит к непониманию и конфликтным ситуациям. Удивительно, что слово используется супругами не для урегулирования отношений, а для обострения конфликтной ситуации. Оппозиционная позиция в поведении характерна для всех супружеских пар в большей или меньшей степени, но у Ольги и Петра этот показатель низкий, возможно, поэтому они прекрасно ладят с генетической семьей супруги, что нельзя сказать об отношениях с генетической семьей, которые складываются у Екатерины и Игоря. Выясняя степень удовлетворенности супругов своими отношениями в частности, и браком в целом, нами был проведен тест - опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Во время проведения опроса некоторые супруги были менее откровенны и использовали ответ «трудно сказать». Обработав, полученную информацию, мы выяснили, что из пяти диагностированных нами пар удовлетворены своим браком лишь две (Ольга и Петр, Лариса и Александр), так как по количеству баллов брак относится к категориям: абсолютно благополучный и скорее благополучный. Две супружеские пары (Наталья и Николай, Екатерина и Игорь) относятся по набранным баллам к категории скорее неблагополучных. Одна супружеская пара (Дмитрий и Лариса) по количественному показателю баллов соответствуют переходной категории. Подробные показатели обработки данных теста – опросника удовлетворенности браком представлены в приложении 1. Исследование «причинной» мотивации проводилось с опорой на методику «Конструктивной мотивации», разработанной О.П. Елисеевым. Результаты мы представили в виде таблицы №4.
Исходя, из преобладающего мотива взаимодействия можно предположить более достоверно, как себя ведет в конфликте каждый из супругов, а также какие черты темперамента им свойственно проявлять в ситуации конфликта и в ситуации благополучия. Сопоставляя данные методик «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса» и «Конструктивность мотивации» мы получили достаточно интересные сведения о самооценки супругами своего поведения во время прямого оценивания себя и постоянного контроля сознания за этим процессом, а также во время косвенного оценивания – работа с метафоричными высказываниями. Необходимо отметить, что фактор истинного поведения в конфликте более достоверно представили результаты «Конструктивной мотивации», так как нет постоянного контроля сознания и желания оправдать себя, казаться лучше. Результаты приведены нами в сводной таблице №5.
На основании полученных результатов мы разработали рекомендации супружеским парам по бесконфликтному общению: Помните, что любой конфликт начинается с недосказанности и подозрительности. Старайтесь бать откровенными во взаимодействии друг с другом, быть вместе, не значит быть рядом. Принимайте своего супруга (супругу) таким, какой он есть. Пытаясь перевоспитать свою вторую половину, Вы не только потратите много сил, но и настроите ее против себя (спровоцируете ссору). Постарайтесь, как можно чаще замечать друг в друге позитивные изменения. Похвала, комплимент, приятная улыбка, внимание, интерес к делам другого, его самочувствию, уважительное отношение друг к другу способны творить чудеса. Если Вас что – то раздражает или вызывает у Вас неприятные чувства, то просто выскажите их, не обвиняя при этом супруга. Предложите ему (ей) обсудить это, но в спокойной обстановке, без перехода на крик и взаимные прошлые обиды. Прежде чем что-то сказать – подумайте, было бы Вам приятно, если бы эту фразу произнесли в ваш адрес. Помните, что «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Семья – это совместный труд, который должен приносить удовлетворение обоим, иначе семейные отношения превратятся из уз Гименея в тяжкие оковы. Таким образом, подобранный нами комплекс методик позволил более полно выявить причины возникновения супружеских конфликтов, и с учетом этого дать рекомендации для супружеских пар, а наш исследовательский материал стал основой для дальнейшей работы психолога ММУ № 11 с этими парами по профилактике дестабилизации и распада супружеских отношений. Список литературы 1. Бурмеская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование» М, 1990 г. 2. Гуревич К.М., Борисова «Психологическая психология» М.,1997г. 3. «Диагностика успешности учителя» Морозова Т.В. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1998г. 4. Дьяконов Г.В. «Психология педагогического общения» Кировоград, 1992 г. 5. Журнал «Возрастная психология» №4, 1978, стр. 6-7. 6. Захарова А.В., В.И. Слободчиков «Младший школьник» М., Педагогика, 1981г. 7. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М, 1999г. 8. Кларина Л.М, «Учимся общаться с ребенком» М., «Просвещение» 1993г. 9. Крутецкий В.А «Основы педагогической психологии» М., Просвещение», 1972 г. 10.Лещинский В.И, Кузнецова С.С «Всегда ли прав учитель?» М, 1990 г. 11.Мельников В.М, Ямпольский Л.Т «Методы социальной психологии» М, 1977 г. 12.Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1981 г. 13.Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал» М, 1994 г. 14.Обозов Н.Н. «Межличностное отношение», Л., 1979г. |