Реферат: Задачи и виды деятельности психолога в образовании

Название: Задачи и виды деятельности психолога в образовании
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ

Выполнила:

студентка группы 27сп

Багманян Нина

Александровна

Черняховск 2008 год

Содержание

Введение

Какой психолог нужен школе?

Организация работы школьного психолога

План работы школьного психолога на день

Понятие семьи: функции, структура и динамика семьи

Кодекс родителей в школе

Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Изучение взаимодействия в процессе наблюдения

Изучение представлений сторон о взаимодействии

Изучение отношений участников взаимодействия

Групповые формы работы с родителями

адлерианская модель

Программа Р. Джейкуса

Программа Х. Джайнотта

Гуманистический подход

Программа А.У. Хараша

Программа Т. Гордона

бихевиористическое направление

трансактный анализ

Вывод

Коррекционные родительские группы

Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся

Заключение

Тренинг взаимодействия родителей с детьми

Список литературы

Введение

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной псих. грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и инф. В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом.

Какой психолог нужен школе?

С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать ‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его

Практический шаг определяется её интересами.

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения

Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей - уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, недовольство им: "не понимает", "не умеет".

Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональными представляются такие пути:

а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы (гуманизация школы);

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности.

В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.

Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и догружают половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. Он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности психолога. К сожалению, наша теория и практика не имеют четких рекомендаций на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по подготовке практических психологов, объединив свои усилия, могли бы на основе многих исследований представить эталонный профиль психолога. Пока нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями.

Какой же психолог нужен современной школе?

Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника Р. Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога.

В каких личностных характеристиках это выразилось?

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не особенно стремятся снизойти до практических забот школы, к учителям и руководителям, 'прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Социабельный тип психолога - это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже - неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

1. Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении всего периода обучения! в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.

2. Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе.

3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.

Организация работы школьного психолога

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м. Циклограмма работы кабинета циклограмма работы кабинета.

День

Часы

Учителя

Учащиеся

Родители

9-12

Психодиагностика

(обработка результатов)

12-14

Индивидуальное

ч

консультирование

X

15-16

Психологическая

о

гимнастика

с

18-19

Школа для родите-

лей учащихся I - IV

классов

9-12

Психодиагностика

(обработка результа-

X

2-14

тов)

и1

Психодиагаостика

Факультатив для де-

1

15-16

вушек (тренинг)

и

Телефон доверия,

18-19

I смена

Школа для родите-

лей V - VIII классов

9-12

Индивидуальные

§

консультации

5}

Ръ

12-14

Модульные курсы

Факультатив для

0

юношей (тренинг)

15-16

Психологическая

гимнастика

С-|

9-12

Телефон доверия,

8-

12-14

II смена

<3

Педконсилиум

Школа трех "С»

Р4

15-18

Индивидуальные

консультации

И

9-10

Консультативное

к

совещание с адми-

|

11-12

нистрацией

р;

12-14

Телефон доверия

18-19

Психотерапия

Школа для родите-

лей IX - XI классов

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один, день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.

План работы школьного психолога на день

(из недельного плана-сетки)

9-10 Целевое посещение урока математики в VIII "Б" классе (работа со слабоуспевающими учащимися).

10-12 Психологическое исследование учащихся VIII "Б" класса (мотивация учения, отношение к учителю).

11-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).12-13 Лекция "Педагогика сотрудничества и развития".

16-18 Индивидуальные консультации для родителей учащихся, составляющих группу риска.

18-19 Школа для родителей подростков («Трудный ребенок или трудные обстоятельства?").

Понятие семьи: функции, структура и динамика семьи

"Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя-шх, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство" (Соловьев Н.Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. По данным переписи населения 1979 г., 88,4% 5сего населения живут в семьях.

Функции семьи:

1) Воспитательная функция - семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут "реализоваться" в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых' членов общества.

2) Хозяйственно-бытовая функция - семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.),' содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

3) Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4) Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

5) Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

6) Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.).

Структура семьи - т.е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Нарушения структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность "определения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является крушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удов-1етворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).

Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.

Дюваль (ВиуаП Е.М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диодных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов "глаза в глаза".

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Кодекс родителей в школе

Права родителей:

Избирать и быть избранными в совет школы.

Вносить предложения на рассмотрение совета школы.

Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями и администрацией.

Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.

Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в школе.

Защищать права своего ребенка и честь семьи.

Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам, в проблемной ситуации.

Выбирать профиль обучения ребенка.

Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.

Обязанности родителей:

Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.

Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для этого посещать занятия в школе и читать литературу.

Главное в семье - это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самооценность.

Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.

Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание - это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.

Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.

Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие.

Воспитывать в детях самостоятельность.

Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.

Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Организуя диагностический процесс, психолог исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации.

В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов.

второе (практическое) - заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причину и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминации жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей - информирование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения - психокоррекционная работа психолога.

3. Психопатология родителей - направление на лечение к психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка - психокоррекционная работа психолога.

5. Нарушение личностного развития ребенка - II этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержанное психическое развитие ребенка - консультации психолога, направление к дефектологу.

7. Психическое недоразвитие ребенка - направление к дефектологу.

8. Повреждение психического развития - направление к психиатру.

9. Искаженное психическое развитие - направление к психиатру.

Психолог делает свое первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субьектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей:

1) нарушение психического и соматического здоровья;

2) ролевое поведение;

3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;

4) индивидуальные психологические особенности;

5) психологическая ситуация;

6) объективные обстоятельства.

Задача психолога - в какой-то мере ориентироваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания:

а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;

б) неучет реакции консультанта;

в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;

г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;

д) нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

много жалоб, субъективный локус которых - "третьи лица»;

проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;

запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;

отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:

жалобы на ребенка;

фаталистический самодиагноз;

хочет помочь, но бессилен;

просьба помочь ребенку;

отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

отношение к консультанту деловое;

гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

жалобы те же, что в предыдущем случае;

в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;

в качестве самодиагноза: "злая воля»;

добавляются: "аномалия", "генетическая запрограммированность»;

отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

отношение к консультанту - ригидное;

запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

жалоба на ребенка;

несоответствие ребенка идеалу;

самодиагноз - неверные действия, слабость;

проблема: не знаю, как...;

запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;

отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;

отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Вывод: Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания

индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы. Следует продумать и систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагностическая информация - это повод к размышлению и практическому действию.

Диагностика взаимодействия родителей с детьми (основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель - ребенок)

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и хар-ки родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностики сферы отношений и взаимодействий.

Методики диагностики родительско-детского взаимодействия и отношений тесно связаны с психокоррекционной работе, поэтому желательно, чтобы они были не только конструктирующими, т.е. раскрывали картину существующих отношений, но и эвристическими - дающими и расширяющими возможность понимания окружающего мира не только для психолога, но и для обследуемого человека,

В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционной самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента.

А.Г. Шмелев указывает на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционной терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:

содержание запроса клиента

психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса который хар-ет текущее состояние семьи

объективными соц. психологическими условиями работы психолога

Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик выделяются 4 группы методов диагностики родительского отношения:

беседа, интервью

проективные методики

опросники

целенаправленные или включенные наблюдения реального поведения и взаимоотношения

По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики, А.Г. ШМЕЛЕВ подразделяет на 6 типов:

1) психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости ВНД, характеристик темперамента.

2) характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест опросники типа ММРI, 16PF. ПДО и т.п.

3) Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.

4) Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.

5) Характеристики межличностных отношений:

эмоциональных отношений;

сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

6) Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

Три направления изучения родительско-детского взаимодействия.

Изучение взаимодействия в процессе наблюдения

Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнёров по взаимодействию. При этом возможно использование определённых схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т.д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации.

Важной особенностью методик, направленных на изучение взаимодействия в процессе наблюдения, является то, что они могут быть использованы в процессе тренинговой работы с родителями. В нашей работе непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей осуществляется на совместных занятиях с детьми.

Оно проводится в двух вариантах:

1) детям трёх пяти лет и их родителям мы предлагаем нарисовать рисунок на определённую тему (Наш дом, дом, праздник)

2) родителям с детьми более старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

В дальнейшем происходит представление каждого рисунка участниками творческого процесса и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре.

На этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнёра, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнёра и т.д.

Изучение представлений сторон о взаимодействии

Это изучение представлений сторон о взаимодействии, проявляющихся в исследовании субъективного отражения социальной ситуации. Непосредственными участниками родительско-детского взаимодействия является ребёнок и его родитель. Следовательно, методики исследования могут быть разделены на две группы.

1) Диагностика взаимодействия по представлению родительской стороны. Для этих целей служат опросники для родителей: АСВ Э.Г. Эйдемиллера, опросник А.Я. Варги, разработанный нами и представленный в этой работе опросник ВРР. Для практической диагностики большой интерес могут представлять описание и рассказы родителей о реальном взаимодействии с ребёнком, которые они дают в ходе групповой работы или психологической консультации.

2) Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и взаимодействии в семье “глазами детей" дают рисунки детей на тему “Моя семья". К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический дифференциал, “лесёнка", а также опросниковые методики: варианты для детей опросников ВРР, ADOR.

Изучение отношений участников взаимодействия

Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определённой степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия даёт косвенное представление о самом процессе взаимодействия. Одни методические процедуры, такие, как цветовой тест отношений, методика “включенного конфликта" Ю.Б. Баскиной, могут быть использованы для исследования и детей, и родителей. Другие предполагаются только для детей (методики “Два дома”, “СТО", методика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (семантический дифференциал, сочинение “Мой ребёнок”).

Поскольку взаимодействие и отношения тесно связаны друг с другом, многие методы могут одновременно давать информацию и о представлении участников о взаимодействии, и об их отношениях (семейный тест отношений, семантический дифференциал, рисуночные методы и др.)

==виды опросников смотреть в приложении №1==

Групповые формы работы с родителями

(краткий обзор основных направлений).

В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводиться в рамках психологической консультации. Такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке.

Как правило, психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них:

Проведение родительских групп в значительной степени опирается на ряд общих принципов организации их работ. С. Славсон вводит понятие ”первичный кодекс группы”, включающее в себя три основных постулата:

1) предмет дискуссии-дети и способы взаимодействия с ними родителей.

2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины.

3) ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

адлерианская модель

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Рекомендации Адлера по воспитанию умственного здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко)

Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.

Лучшая поддержка в развитии ребёнка его уверенность в собственных силах. Уверенность ребёнка в себе, его личностная смелость - величайшее счастье для него.

Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как избалованные и излишне опекаемые дети.

Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребёнка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребёнком свободу решения.

Программа Р. Джейкуса

Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей.

Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как:

принцип логических и естественных последствий, 2принцип отказа от применения силы,

принцип принятие и реакции на потребность детей, 4 принцип оказания поддержки детям.

Он исходил из того, что родители будут обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение группы. Основная задача ведущего группы заключается в умелой организации дискуссии, постановке вопросов, причем каждый член группы периодически может принимать на себя роль лидера группы при обмене информацией, специальными знаниями.

Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу.

Помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитателя-помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Программа Х. Джайнотта

Сточки зрения Х. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями:

собственно психотерапия

психологическое консультирование

руководство личностью

Групповая психотерапия особенно показана те родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования,

поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль сем. воспитания. Модель группового псих. Консультирования родителей позволяет внести большую объективность во взаимоотношении участников группы со своими собственными детьми. Основные методы:

- групповая дискуссия

- работа в группах

- ролевые группы

По мнению Джайнотта, наиболее трудными являются периоды когда:

1) реб. начинает ходить

2) его начинают приучать к горшку

3) он идет в школу

4) у него начинает половое созревание

5) он переходит в среднюю школу

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

1 - во всех ситуациях родители должны стремиться поддержать позитивный образ ”Я” ребенка

2-следует говорить о ситуации, поступка реб., избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывание взрослого не должно содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы реб.

3-взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложений кооперации.

Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действий, а должно раскрывать перед реб. возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

Гуманистический подход

Г. Оллпорт впервые употребил термин ’’гуманистическая психология’’ 1930г. Маслоу в своей работе “К психологии бытия" 1962г. писал: . (наука) отворачивается от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображения, этики и радости, отдавая их на откуп ” неученым” - поэтам и дипломатам. …Наука - вот тот единственный путь, имеющийся в нашем распоряжении, чтобы заставить признать истину.

Несмотря на различия направлений гуманистической психологии, общим для них является подход к человеку как к специфической модели, отличающейся от моделей, объясняющих поведение животных или машины. Существенная роль при этом уделяется активности личности. Р. Мэй, признавая значимость влияния элементов внешней среды, подчеркивает, что нельзя все же приписывать личностные проблемы фактам наследственности или окружающей среды: ”Личностная проблема в первую очередь требует перераспределение напряжений внутри личности, а не поисков причин вовне. ”

Идеи гуманистически направляемой психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье о обществе, где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. Основой данного направления у нас явились идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л.А. Петровской, А.У. Харашем, Г.А. Ковалевым, О.Е. Смирновой, А.Ф. Копьевым и др.

Программа А.У. Хараша

А.У. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом.

Отличительные особенности диалогического общения следующие:

равенство позиции воспитателя и воспитанника, при котом осуществляется взаимное воздействие друг на друга,

формируется способность вставать на позицию другого

отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие

формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации

особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств

способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, невербальные

Программа Т. Гордона

Программа Т. Гордона’’ Тренинг эффективного родителя’’ является наиболее известный и распространенной в разных странах. В модели Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задача работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения:

активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям,

умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания реб.

использовать принцип ’’оба правы или выиграть - выиграть’’ для разрешения конфликтных ситуации, т.е. умение договориться с реб. так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника.

Т. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы:

1) навыки необходимые для решения проблем реб.

2) навыки необходимые для решения проблем родителя

Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувства уверенности в себе.

Исследования, проведенные им и его последователями, что те, кто посещал родительские группы, легко меняли стиль воспитания направляя его на определенные цели. По мере развития способностей к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми и росла способность детей самостоятельно решать свои проблемы.

бихевиористическое направление

Основной акцент в этом направлении делается на изучения техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения реб.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методики изменения поведения реб.

Некоторые практические психологи в своей работе с родителями используют методы бихевиористической психологии. Применение поведенческой модели в процессе групповой работы с родителями предполагает, что родителям придется овладеть специфическими поведенческими методами для достижения и оценки заранее поставленных целей. В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж.Е. Симпсон, Валэр и др.

Есть и др. название бихевиористического подхода к работе с родителями - учебно-теоретическая модель. Целью У-ТМ обучения родителей является привитие родителям, а через них и их детям соц. навыков поведения. Термин ’’соц. навыки’’ имеет большое значение в теориях соц. обучения, под ним понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с соц. средой. Родитель, владеющий соц. навыками, своим поведением передает их детям.

Задачи такой групповой работы с родителями сводится к следующему:

прежде всего родителям прививаю навыки соц. наблюдения (навыки диагностики),

их обучают принципам теории и применяют их в воспитании детей (усвоение и применение теорий),

наконец, родителей учат создавать определенную оценочную программу для изменения поведения реб.,

вмешательство в поведение реб.),

Ведущий программы совместно с родителями разрабатывают систему позитивных подкреплений и негативных санкций, хотя бихевиористы в первую очередь используют весь имеющийся у них арсенал позитивных подкреплений, а также методов игнорирования.

Одно из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель основанная на трансактном анализе.

трансактный анализ

Теории трансактного анализа применяли а работе с родителями такие психологи как, К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесение их на семейную почву. Работа в группах предполагает знакомство родителей с концепцией личности Э. Берна с основными элементами структурного анализа.

В программу тренинга Е.В. Сидоренко включает освоение концепции ”Свинского родителя” К. Стейнера., экспериментирование с вербальными и невербальными сигналами, исходящими от эго-состояний ’’Свинский родитель’’, ‘’Заботливый родитель’’, ’’Взрослый’’, ’’Маленький профессор’’, ’’Натуральное дитя’’., социодрамму ’’Свинский родитель’’.

Следует отметить, что групповая работа с родителями проводится специалистами разных областей. Наиболее часто такие группы организуются с психотерапевтическими целями, однако в дальнейшем их создатели переносят свой опыт работы в практику проведения групп для родителей, дети которых не имеют каких-либо выраженных психологических нарушений. О такой форме работы, тренинге детско-родительских отношений, где родители обучаются навыкам игровой терапии с детьми, пишет Г. - А. Лендрет. Основной формой занятий является живая дискуссия в группе, состоящей из шести-восьми родителей и терапевта.

Вывод

Описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории - бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия - адлерианская модель, программа Т. Гордона. Эти направления во многом дополняют друг друга, и с этим связано использование элементов различных программ в нашей практике групповой психологической работы с родителями.

Коррекционные родительские группы

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

ригидные стереотипы воспитания;

личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. "Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. "Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 4 часов. Весь курс - 10 занятий (40 часов). Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Примерная программа занятий с родителями:

А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей, проблем, запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп психологом.

Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях):

Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?

Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания - в обучении или общении? Нравственные основы родительства.

Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок мешает нам жить? Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент проигрывания ролей).

В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материала проигрывания.

Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление.

Привнесение добавочного, неадекватного эффекта в общении с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку.

Как мы наказываем детей. Роль ярлыков. Когда наказывать детей?

Г. Следующие материалы складываются под влиянием данных, полученных в детской группе.

На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

Какими нас видят дети? Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного".

Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".

Назовем некоторые методы коррекции, используемые в родительской группе.

В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога. При этом ведется видеозапись взаимодействия родителей с ребенком.

А. Игра "Архитектор и строитель". Строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке картинки (кубики) на большой карте. Родитель и ребенок должны побывать в разных ролях и потом обменяться впечатлениями.

Б. Игра "Воспоминание". Необходимо вспомнить и поговорить о чем-то приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.

В. Игра-воспоминание. Нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком.

После проигрывания просматривается видеозапись и делается ее анализ группой.

Тренинг взаимодействия родителей с детьми-

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком поэтому основная

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

расширение возможностей понимания своего ребенка

улучшение рефлексии свои взаимоотношений с реб.

выработка новых навыков взаимодействия с реб.

активизация, коммуникация в семье

В системе родетельско-детских отношений родитель является ведущем звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование сотрудничества с ребенком. Признание за реб. права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Основные блоки программы:

диагностический

информационный

развивающий

1. заключается как в первоначальной психодиагностики взаимоотношений родителей и реб. перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей. Для отслеживания эффектов тренинга диагностика может быть проведена спустя некоторое время после окончания тренинга.

2. раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремиться донести ведущий до участников тренинга.

3. состоит в формировании закреплении эффективных навыков взаимодействия с реб., в развитии рефлексии представляет возможности активного самопознания своего реб.

1 этап: построен на центрации на реб.,

2 этап: на центрации, на взаимоотношении и взаимодействии с реб.

3 этап: может быть центрирован на самой личности родителя.

Особое внимание уделяется ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятии. В этот дневники родители записывают свои чувства, мысли до и после тренинга, свое отношение к детям и к себе и т.д., вобщем все что считают нужным, что касается тренинга.

Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу оба родителя, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть близкие родственники (старшая сестра, брат, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием реб. Информация о формировании группы и возможность принятия участия в тренинге может быть сообщена родителям на родительском собрании, в ходе психологических консультаций, на лекциях по психологии т.д. Кратки рассказ о тренинге и режиме работы в группе позволит избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности о целях и задачах тренинга.

Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему следует избегать давать готовые “рецепты", существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствуют решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, который необходим для успешной работы.

Приведу несколько примерных тем тренингов и цель к каждому из них.

1) – ЗНАКОМСТВО.

цели: знакомство участников друг с другом и групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей проводится 6 занятий.

2) - МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ.

цели: осознание разницы между миром реб. и взрослого, что выражается в особенностях восприятия эмоциональных переживаниях, мотивация поведения.

Приобретение навыков анализа причин поведения реб. исходя из позиции реб. проводится 7 занятий.

3) - ЯЗЫК ПРИНЯТИЙ И ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЙ.

Цели:

знакомство с понятием принятия реб., особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение языка принятия и языка непринятия,

проводится 6 занятий,

перечень тем смотреть в приложении №2.

Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся

В настоящее время возникла острая необходимость научить педагогов принимать и понимать трудных учащихся, помогать и преодолевать жизненные трудности. В каждой школе есть педагоги, опыт которых служит прекрасным подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь ранней профилактики запущенности, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее рациональным и гуманным.

По мнению известных педагогов и психологов, в результате

исследований стало ясно, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Такая линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного проведения

в подростковом возрасте. Задержка развития правилосообразного поведения. Неумение подчиняться общим требованиям (даже в игре) со временем вырастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами. В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений;

субъект - объектными, обусловленными отношениями педагога к средств, предмету педагогического воздействия;

субъект - субъектный, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект - объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой, воспитательным мероприятием); формой, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект - объектные и субъект - субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности.

Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие - личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, то есть педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту.

Вектор "мотив - цель" в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, то есть, мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Другим аспектом изучения субъекта деятельности является психологический анализ психических процессов и способов выполнения

Реальной деятельности.

Психические процессы: восприятие, память, мышление и воображение - в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающую роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору "мотив - цель". Именно он детерминирует формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых.

Формирование этих квалификаций связано со способами выполнения педагогической деятельности. Их можно разделить на три группы: способы отбора и переработки

Заключение

Все представленное выше дает реально понять и представить какой психолог нужен школе, что ему нужно знать при поступлении на работу и т.д. А так же в этом реферате я попыталась осветить одно из направлений работы психолога, это работа с родителями. Сейчас это одна из самых актуальных проблем.

В качестве рекомендаций хочу посоветовать психологам работающим по этому направлению книгу И.М. Марковской.

Тренинг взаимодействия родителей с детьми

Приложение №1:

Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей.

Совместное занятие с детьми.

Проблемы родителей.

Конфликты.

Поощрение и наказание.

Трансактный подход.

Трудный случай.

Заключительное.

Список литературы

1) Р.В. Овчарова Справочная книга шк. психолога.

2) М.Р. Битянова Организация психологической работы в школе.

3) М.Р. Битянова Работа психолога в нач. школе.

4) Под ред. И.В. Дубровиной. Я работаю психологом.

5) Серия Мастера Психологии: Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи.

6) Под ред. И.В. Дубровиной. Практическая психология в образования.

7) Лекции по предмету: Психология семьи.

8) Г. Навайтис. Семья в психологической консультации.

9) В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. Взаимодействия психолога и педагога в учебном процессе.

10) И.М. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми.