Реферат: Договор транспортной экспедиции
Название: Договор транспортной экспедиции Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Гражданское право»РефератНа Тему: « ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ » Подготовил: Слушатель 345 группы Конев П.Л. Проверил: Преподаватеть кафедры Стеклов И.А. Белгород 2008 1. Согласно ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции (в дальнейшем - договор экспедиции) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В данном определении не раскрыто содержание услуг, оказываемых экспедитором по договору экспедиции. Это сделано в общей форме в ч. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК. В Федеральном законе от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон 2003 г.) не дано определения договора экспедиции и указано лишь на то, что Закон 2003 г. определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для перевозок грузов (п. 1 ст. 1). Договор экспедиции впервые получил законодательное закрепление в качестве самостоятельного лишь в ГК 1996 г. Более того, в п. 3 ст. 801 ГК предусматривалось принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Федеральный закон от 30 июня 2003г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности, в которых должны быть определены перечень экспедиторских документов и требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг. Закрепление норм, регулирующих отношения по транспортной экспедиции в самостоятельной главе ГК, принятие Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также предусмотренные в этом Законе разработка и утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2) свидетельствуют о росте значения транспортно-экспедиционной деятельности в условиях рыночной экономики, расширении круга охватываемых этой деятельностью операций. В п. 1 ст. 1 Закона 2003г. предусмотрено, что условия договора экспедиции определяются также другими федеральными законами или иными нормативными актами РФ, принятыми в соответствии с ГК. К числу таких нормативных актов должен быть, прежде всего, отнесен УАТ, в который включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования" (подробнее см. далее). В КТМ не содержится прямых правил о договоре транспортной экспедиции, но предусмотрены нормы, весьма близкие к ним и отражающие специфику деятельности морского транспорта - гл. XIII "Договор морского агентирования" и гл. XIV "Договор морского посредничества". Высший Арбитражный Суд РФ на основе анализа услуг, оказываемых по договору морского агентирования, заключил, что услуги морского агента имеют большое сходство с услугами экспедитора по договору транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК). Согласно ст. 50 УЖТ погрузка, хранение грузов и иные работы (услуги) могут быть выполнены на основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (о понятии и правовой природе этого договора см. гл. 40 ГК "Перевозка"). Стало быть, выполнение названных работ (услуг) охватывается этим договором, что не исключает заключение самостоятельного договора экспедиции. 2. Отграничение экспедиционной деятельности от непосредственной перевозки груза обусловлено тем, что деятельность транспортных организаций и их клиентов, касающаяся груза, неоднородна. Основу этой деятельности составляют само перемещение груза, его движение из пункта отправления в пункт назначения. Но для обеспечения движения необходим целый ряд предшествующих ему операций. Все они охватываются формулой ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку груза. Отправка груза может включать выполнение таких вспомогательных операций, как обработка груза, его группировка, затаривание и упаковка, маркировка, снабжение ярлыками и бирками, взвешивание или определение объема, доставка к месту отправки, сдача перевозчику, составление перевозочных документов, внесение провозных платежей, уведомление клиента об отправке груза по назначению, а иногда и сопровождение его в пути. Поэтому экспедиция (от лат. expeditio) - это, прежде всего отправка груза, а экспедитор - лицо, занимающееся его отправкой. С другой стороны, договор перевозки груза не может быть прерван в момент самого прибытия груза в пункт назначения. Напротив, груз надлежит выгрузить в этом пункте, обеспечить его целостность и сохранность после выгрузки, а затем доставить на склад получателя, которому он и должен быть передан. Все это сопровождается оформлением соответствующих документов и выполнением иных требований. Наряду с этими основными операциями (п. 1 ст. 801 ГК) договором экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги - получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, а также выполнение иных операций и услуг (п. 1 ст. 801 ГК). Все операции, из которых складываются отправление и получение груза, не могут быть установлены в нормативном порядке. В экономической литературе правильно отмечается, что номенклатура экспедиционных услуг насчитывает более 70 наименований. Поэтому условия выполнения договора экспедиции, если иное не установлено в нормативном порядке, определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК). Однако все операции (услуги), выполняемые по договору экспедиции, так или иначе, должны быть связаны с перевозкой груза. Ради его отправки, самого перемещения и завершения транспортного процесса они и выполняются. В этом - производность экспедиции от перевозки груза и принципиальное отличие договора экспедиции от других договоров, также опосредующих оказание услуг. В зависимости от стадии транспортного процесса все связанные с перевозкой груза услуги могут быть разделены на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. Договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции, относящиеся к той или иной стадии. С учетом этого договор экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, т.е. доставку груза "от склада до склада". В отличие от этого частичное транспортно-экспедиционное обслуживание означает оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Оказываемые по договору экспедиции услуги имеют юридический (например, отправка груза, его получение) или фактический характер (погрузочно-разгрузочные операции, затаривание и упаковка груза и т.п.). При оказании услуг экспедитор вправе выступать или от своего имени, или от имени клиента. Нельзя согласиться с мнением Е.М. Ворожейкина о том, что экспедитор всегда действует от имени клиента <*>. Необходимо четко разграничивать два ряда правовых отношений, в которых в разном качестве может участвовать одно и то же лицо (например, профессиональная экспедиторская организация). Такая организация вправе от собственного имени отправлять или получать грузы, принадлежащие другим лицам. Для этого она вступает в договор перевозки груза с перевозчиком и приобретает по отношению к нему статус стороны договора перевозки - отправителя или, если речь идет о получении груза, - третьего лица, в пользу которого заключен договор (см. гл. 40 ГК "Перевозка"). В этом случае такое лицо вправе отправлять либо получать груз от своего имени. Не выступая от имени клиента, оно сохраняет статус экспедитора в отношениях с ним в другом договоре - договоре экспедиции, по условиям которого ему поручено отправлять или получать груз от своего имени. Но возможна и иная ситуация, когда экспедитор не вступает в договор перевозки груза и отправляет или получает груз от имени клиента. При таком положении он выступает только как субъект договора экспедиции. В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком. О.Н. Садиковым высказана точка зрения о том, что в этом случае, во-первых, перевозчик может выступать экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу). Во-вторых, перевозчик иногда выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора экспедиции, т.е. является экспедитором в отношении осуществляемой им перевозки. Впоследствии эта точка зрения была некритически воспринята Д.А. Медведевым, В.Т. Смирновым и С.П. Хмелевым. При первой из двух указанных ситуаций транспортная организация, выступая в качестве экспедитора, не является перевозчиком груза, в отношении которого приняла на себя обязанность оказания экспедиционных услуг. Следовательно, организация, являющаяся транспортной по характеру деятельности, не может быть признана перевозчиком в смысле п. 2 ст. 801 ГК. Она лишь экспедитор. Например, согласно п. 124 УАТ предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют связанные с перевозками операции и услуги. Предположим, груз должен быть перевезен железнодорожным, воздушным или речным транспортом. В этом случае соответствующая автотранспортная организация, осуществляющая обработку груза до его отправки и его доставку со склада отправителя на железнодорожную станцию, аэропорт или пристань, не является перевозчиком. Поэтому правило п. 2 ст. 801 ГК не рассчитано на применение к подобной ситуации. Это правило имеет в виду только ситуации, когда перевозчик по договору перевозки совпадает в одном лице с экспедитором, т.е. помимо непосредственной транспортировки груза принимает на себя обязанность его экспедиционного обслуживания. В этом случае, по существу, один договор наслаивается на другой. Поэтому при решении вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам нужно учитывать, из какого договора - перевозки или экспедиции - возникает данная обязанность, и применять соответствующие нормы и условия. Договор экспедиции двусторонне обязывающий - каждая из его сторон приобретает правомочия и принимает на себя юридические обязанности. Он относится к числу возмездных, так как экспедитор оказывает другой стороне услуги за вознаграждение. Этот договор носит консенсуальный характер - права и обязанности его сторон возникают в момент достижения соглашения по его существенным условиям. 3. В качестве сторон договора выступают экспедитор и клиент. В отношении принятых экспедитором на себя обязанностей клиент признается кредитором, а экспедитор - должником. Клиентом по договору может быть как физическое, так и юридическое лицо. В большинстве случаев клиентами в договоре выступают хозяйственные организации (производственные, торговые, заготовительные). Клиентами в договоре могут быть грузоотправители, грузополучатели, собственники или иные владельцы груза, не совпадающие с отправителями либо получателями, другие лица, заинтересованные в экспедиционных услугах. Экспедитором же может быть признан только предприниматель - юридическое или физическое лицо, получившее статус индивидуального предпринимателя. Часто функции экспедиторов выполняют структурные специализированные подразделения транспортных организаций, например, транспортно-экспедиционные конторы отделений железных дорог (ТЭК), линейные товарные станции, морские торговые порты или предприятия автомобильного транспорта, которые осуществляют экспедиционное обслуживание не только при прямых автомобильных, но и при перевозках грузов иными видами транспорта (п. 124, 125 УАТ). Для признания его экспедитором заинтересованное лицо должно получить соответствующее разрешение на такую деятельность - лицензию. Обязанность ее получения установлена рядом нормативных актов и прежде всего Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Если из договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор должен исполнять свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК). Возложение исполнения договора экспедиции на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Договор экспедиции подлежит заключению в простой письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Ее несоблюдение не влечет недействительность договора, но в случае спора лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания. В случае разового характера экспедиционная услуга может быть оформлена путем направления клиентом письма-заявки на такую услугу и ее принятия экспедитором. При заключении договора профессиональными экспедиторскими организациями часто используются типовые формы (проформы) договора со стандартным набором оказываемых экспедитором услуг. В этих случаях клиент вправе принять эти условия лишь путем присоединения к договору в целом (ст. 428 ГК). Срок действия договора определяется соглашением сторон и зависит от характера выполняемых экспедитором операций. Если это договор полного транспортно-экспедиционного обслуживания на доставку только данной партии груза или частичного обслуживания по выполнению операций на одной из стадий транспортного процесса или даже какой-то части этих операций, то срок, на который заключается разовый договор, соразмерен продолжительности соответствующих операций или операции. В случаях же, когда клиент заинтересован в экспедиционном обслуживании в течение продолжительного времени, договор теряет разовый характер и заключается на длительный срок. Цена договора экспедиции представляет собой вознаграждение экспедитора за оказываемые им услуги. Ее размер и порядок оплаты определяются условиями договора. Крупные экспедиторские фирмы для определения размера вознаграждения подчас устанавливают тарифы и таксы (соответствующие системы цен). В отличие от договоров о выполнении работ действия экспедитора не получают осязаемого, вещественного воплощения. Следовательно, эти действия - не что иное, как оказываемые клиенту услуги. Это сближает договор экспедиции с теми обязательствами, предметом которых являются именно услуги, а не работа (договоры перевозки груза, хранения, поручения, комиссии, агентирования и др.). Но в отличие от хранения, поручения, комиссии, агентирования экспедиционные услуги во всех случаях связаны с перевозкой груза. Это отграничивает экспедицию от названных договоров. Однако договор перевозки груза также имеет своим предметом услуги, касающиеся груза. Различие в предметах этих двух договоров кроется в несовпадении характера этих услуг, хотя и те и другие относятся к грузу. Договор перевозки груза предусматривает услугу, выражающуюся в непосредственном перемещении, движении груза от пункта отправления в пункт назначения. Услуги, оказываемые экспедитором, выражаются в совершении хотя и необходимых, но вспомогательных, производных по отношению к процессу движения операций, призванных лишь сделать его возможным и завершенным. 4. Содержание договора экспедиции складывается из совокупности условий, определяющих права и обязанности его сторон. Обязанность экспедитора заключается, прежде всего, в оказании клиенту экспедиционных услуг (перечень и характер услуг см. в п. 2 главы). Выполнение этой обязанности может быть признано надлежащим, если экспедитор действует в соответствии с условиями договора и указаниями клиента. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах последнего и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору и экспедитор не имел возможности их уточнить, он оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента (п. 1 ст. 3 Закона 2003 г.). В п. 2 ст. 3 Закона 2003г. установлено право экспедитора выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки различными видами транспорта. Одновременно в Законе предусмотрено право клиента выбирать маршрут следования груза и вид транспорта (п. 6). В связи с тем, что приведенные положения Закона в большей части перекрещиваются, возникает вопрос о том, кому из субъектов договора принадлежит в совпадающей части правомочие и кто несет корреспондирующую ему обязанность? Напомним, что договор экспедиции имеет производный по отношению к договору перевозки груза характер. Грузоотправитель в большинстве случаев выступает стороной договора перевозки. Поэтому нужно признать, что выбор маршрута следования груза и вида транспорта - право клиента. Если стороны включили условие о виде транспорта или маршруте перевозки груза в договор или клиент в последующем дал на этот счет указания, экспедитор вправе отступить от этих указаний только при условиях, изложенных ранее (п. 1 ст. 3 Закона 2003 г.). Если это предусмотрено договором, экспедитор обязан представлять клиенту информацию о процессе перевозки груза. Когда услуги клиенту оказываются для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с его предпринимательской деятельностью, экспедитор обязан по требованию клиента предоставить ему информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей. Здесь прежде всего имеется в виду информация, право на которую принадлежит потребителю услуг в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст. 8 - информация о лице, оказывающем услуги, ст. 10 - информация о самих услугах и др.). При приеме груза от клиента экспедитор обязан выдать ему экспедиторский документ, а также предоставить оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента. Круг обязанностей клиента перед экспедитором в отношении груза не может быть одинаково очерчен безотносительно к виду договора. При полном экспедиционном обслуживании к обязанностям клиента нужно отнести как передачу груза экспедитору для отправки, так и его получение от экспедитора после доставки на склад получателя. Если между сторонами был заключен договор о частичном экспедиционном обслуживании, клиент может нести одну из следующих обязанностей в отношении груза: передача экспедитору для отправки; получение от экспедитора; передача для выполнения иных экспедиционных операций и услуг. К обязанностям клиента также относятся: уплата экспедитору вознаграждения по договору; возмещение ему понесенных при исполнении договора расходов. В обеспечение исполнения этих обеих обязанностей или любой из них экспедитор, если это предусмотрено договором экспедиции, вправе удерживать находящийся в его владении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов, либо до предоставления иного обеспечения исполнения. В этом случае клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества, и несет ответственность за возможную порчу груза (п. 3 ст. 3 Закона 2003г.). В случаях, когда экспедитор совершает операции и оказывает услуги от имени клиента, последний должен выдать ему доверенность. Согласно ст. 804 ГК, ст. 5 Закона 2003 г. клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения им обязанностей, а также документы для таможенного, санитарного и других видов государственного контроля. Такой информации придается столь существенное значение, что до ее предоставления экспедитор может не приступать к исполнению обязанностей по договору. К тому же он вправе проверять достоверность предоставленных документов и информации, а в случае их неполноты - запросить у клиента дополнительные данные. 5. В Законе 2003г. предусмотрено распространение на экспедитора и клиента общих правил об основаниях и размере ответственности по обязательствам, установленным в гл. 25 ГК (п. 1 ст. 6). Кроме того, в Законе закреплен ряд существенных особенностей и исключений по сравнению с общими правилами ответственности за нарушение обязательств. Так, если экспедитор нарушил обязательства перед клиентом ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, который заключил экспедитор, его ответственность определяется по тем же правилам, по которым перед ним отвечает перевозчик. Бремя доказывания того, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, в споре между клиентом и экспедитором лежит на последнем (ч. 2 ст. 803 ГК, п. 2 ст. 6 Закона 2003г.). При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками груза в международном сообщении, оформляемых соответствующими экспедиторскими документами, ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей ограниченна. Она не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (исключение составляет ответственность за нарушение срока исполнения обязательств по договору экспедиции). Ответственность же за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при таких перевозках не может превышать две расчетные единицы за килограмм веса утраченного, поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона 2003г.). Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом. Эти правила об ограничении ответственности неприменимы, когда несохранность груза возникла вследствие собственных действий или бездействия экспедитора, совершенных умышленно либо с грубой неосторожностью. Обязанность доказать отсутствие таких действий (бездействия) лежит на экспедиторе. За несохранность груза экспедитор несет ответственность перед клиентом, если не докажет отсутствие своей вины (несохранность груза имела место "вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело" - п. 1 ст. 7 Закона 2003г.). Эта ответственность, во-первых, выражается в возмещении реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В договоре экспедиции может быть предусмотрено, что экспедитор обязан возвратить клиенту в размере, пропорциональном стоимости несохранного груза, уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Во-вторых, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с несохранностью груза по вине экспедитора. Упущенная выгода подлежит возмещению в полном объеме, но при оказании экспедиционных услуг в международном сообщении не может превышать предела ответственности, установленного в Законе 2003г. (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7). Ответственность экспедитора не только за реальный ущерб, но и за упущенную выгоду отличается от ответственности перевозчика груза, который не несет обязанности возмещения упущенной грузовладельцем выгоды (ст. 796 ГК). Поэтому при возложении ответственности на экспедитора нужно убедиться в том, что ответственность за упущенную выгоду вытекает именно из договора экспедиции. Если же эта ответственность определяется условиями договора перевозки груза, то перевозчик не может отвечать за упущенную выгоду и, следовательно, перед клиентом экспедитор также не будет нести такой ответственности (см. подробнее п. 2 главы). В случае несохранности груза его получатель или уполномоченное лицо должны во время выдачи груза в письменной форме уведомить экспедитора о такой несохранности и указать ее общий характер. Если несохранность груза не могла быть установлена обычным способом, уведомление должно быть сделано в течение 30 календарных дней со дня приема груза. При неуведомлении экспедитора считается, если не доказано обратное, что груз прибыл в соответствии с условиями договора. Основания ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения договора экспедиции более жесткие, чем за несохранность груза. Если иное не предусмотрено договором, то за несоблюдение срока экспедитор отвечает во всех случаях, когда не докажет, что срок нарушен вследствие непреодолимой силы или по вине клиента. Помимо возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода), если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% причитающегося экспедитору вознаграждения. Помимо общей ответственности субъекта обязательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства клиент отвечает перед экспедитором за непредоставление ему информации о грузе и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. При необоснованном отказе клиента от оплаты понесенных экспедитором расходов клиент, помимо указанных расходов, уплачивает экспедитору штраф в размере 10% этих расходов. За несвоевременность уплаты вознаграждения и возмещения расходов клиент уплачивает неустойку в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им расходов за каждый день просрочки, но не более причитающегося ему вознаграждения и суммы расходов. Размер ответственности экспедитора может быть повышен договором экспедиции. Соглашение же об устранении этой ответственности или уменьшении ее размеров ничтожно. По предъявлении к экспедитору иска из договора экспедиции к нему обязательно предъявление письменной претензии. Исключение составляют иски, вытекающие из экспедиционных услуг, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза и страховщик по праву суброгации. К претензии прилагаются документы, подтверждающие право на предъявление претензии и ее обоснованность. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Экспедитор обязан рассмотреть претензию не позднее 30 дней со дня получения, уведомив заявителя об ее удовлетворении или полном либо частичном отклонении. По требованиям из договора экспедиции установлен срок исковой давности в один год. 6. Статья 806 ГК предоставляет любой из сторон договора экспедиции право отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Разумность срока предупреждения определяется в каждом случае с учетом всех обстоятельств дела. При несоблюдении положения о разумном сроке предупреждения сторона не лишается права отказа от исполнения договора, но в этом случае обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Помимо убытков, она уплачивает штрафную неустойку в размере 10% затрат, понесенных другой стороной (ч. 2 ст. 806 ГК, п. 5 ст. 6 Закона 2003г.). Изъятие из общего правила о запрете одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК) объясняется динамичностью договора экспедиции, могущего потребовать принятия быстрых решений в ходе исполнения. При такой ситуации требование обращения в суд и обязательности доказывания необходимости соответствующих изменений не отвечало бы интересам дела. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев В.К. Транспортно-экспедиционное обслуживание. М., 1977. 2. Ворожейкин Е.М. Обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию. М., 1957. 3. Калпин А.Г. Договор транспортной экспедиции и новое гражданское законодательство // Государство и право. 2004. N 5. 4. Ходунов М.Е. Договоры о транспортно-экспедиционных и вспомогательных транспортных операциях // Советское государство и право. 1953. N 4. С. 131 - 136. |