Контрольная работа: История отечественного права
Название: История отечественного права Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
План: 1.Образование Древнерусского государства: 1.1. Введение…………………………………………………3 государства. Теория норманистов и антинорманистов. Теория возникновения слова "Русь"…………………..5 2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?.......17 3. Раскройте содержание терминов и выражений: - Бояре - Казачество - Погост - Пожилое - Посадник - Урочные лета - Шемякин суд…………………………………………..18 4. Список использованной литературы……………...20 1.1.Введение: Фрагменты древнерусских правовых обычаев и юридического быта запечатлены в Повести временных лет, в текстах договоров Руси с Византией 912, 944 и 971 гг. Архаичный «Закон русский» приводится в первых восемнадцати статьях «Русской правды» Ярослава в краткой редакции. Византийские историки(Константин Багрянородный, Лев Диакон и другие) также описывали юридический быт населения «Скифии», то есть восточных славян. В экономические отношения со славянами в Хазарии часто вступали арабы, поэтому их свидетельства не менее важны в характеристике складывающегося древнерусского права. Повесть временных лет говорит, что древляне и другие племена «сами творят себе закон» * Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004, С. 8 и что их обычаи отличаются от более правильного, с точки зрения летописца, юридического быта полян. Некоторые восточнославянские племена (вятичи и северяне) входили в состав Хазарии, а позднее – в независимое от Киева Чернигово-Тмутараканское княжество Мстислава Великого. Поэтому право у этих племен в некоторых чертах отличалось от права Киевского Древнерусского государства. Первоначально в северной части Хазарского каганата, заселенной славянами, порядок регламентировал каган Руси и его судьи. Один из семи судей Хазарии был для славян и других язычников. Сохранившиеся фрагменты правовых обычаев древних славян говорят о том, что имущественные споры и некоторые уголовные дела решал князь. Если мнение князя оспаривалось, исход дела решал вооруженный поединок. Уголовное наказание было делом жрецов, которым князь отсылал виновного для вынесения ими окончательного решения. Высшей мерой наказания изначально являлась смертная казнь. Известно, что смертная казнь применялась за убийство, грабеж и воровство. Среди других наказаний отмечается изгнание из рола и штрафы. За нанесение обиды иноземцу определялся штраф в половину имущества. Семейно-брачные обычаи, основанные на патриархате, допускали многоженство, воровство и выкуп невесты. Добрачное прелюбодеяние не пресекалось. Имущественные вопросы в случае развода или смерти главы семьи не регламентировались. Возможно, женщина не имела прав на наследство и поэтому считала смерть супруга своей смертью, - известны случаи, когда вдова кончала жизнь самоубийством*. Вот некоторые из правовых обычаев восточных славян. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т.е. в государстве. * Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. С. 28-32 1.2. Историки о происхождении Древнерусского государства. Теория норманистов и антинорманистов. Теория возникновения слова "Русь". в составе которого были и славяне, и норманны".* Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез. Возникновение государства на Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в 9-10 вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине 9 века образовалось Великоморавское княжество, на рубеже 9-10 вв. - Чешское. В середине 9 в. шло объединение польских племен, во второй половине 10 века было создано Древнепольское государство. В 9 в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. 9 век - время появления объединенного англо - саксонского королевства, а 10 век – Датского**. * Платонов С.В.. Учебник русской истории для средней школы. Москва, «Звено», 1994 г. С. 51-53 ** Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004 г. С.8 Согласно "Повести временных лет" объединение древнерусского государства началось варягами с севера. За 859 годом в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере чудь, славяне, меря и кривичи платили дань варягам. * www.hist.msu.ru (М. Н. Покровский, Б. Д.Греков,В.В.Мавродин). Другие - полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших русское общество конца 11- начала 13 вв. (Б. А. Рыбаков, Д. С. Лихачев, С. В. Юшков). Третьи, наконец, улавливают в предании о Рюрике отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех. что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани 11 и 12 столетий (А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев). Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные. Князья и знать, как связанная с князьями, так и земская, в своей политической деятельности выражают, по крайней мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (т.е. свободных горожан и свободных крестьян), причем союзы общин в этих государственных образованьях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер. 1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства. "Повесть временных лет" - древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестор. *www.hist.msu.ru и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII веке и, постепенно расселяясь, пошла до оз. Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений. Славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами. * Милюков П.Н. Религия славян. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. П.Г. Виноградова. В 4 вып. Вып.1. Москва, 1896. С. 106-112 Именем "варягов" ("варягов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX века среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу, или же просто искали добычу и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою 1.4. Возникновение Древнерусского государства Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских "хрониках"), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных преданий, в соединении с выписками из греческих хроник, было сделано в Киеве в XI веке и составило особую повесть о начале русского государства и первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или "лета" от сотворения мира) и доведен до 1074 года, до того времени, когда жил сам "летописец", то есть составитель этой начальной летописи. На "начальной летописи" дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в начале XII века Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название "Повесть временных лет", переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д. * Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 годов. Кн.1, т. 1. Москва, 1988 г. С. 47-50 искусственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории государства руси? Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен. 1.5. Заключение. Таким образом, мы видим, какое положительное влияние оказала на дальнейшее развитие Руси централизация. *Рыбаков Б.А. Мир истории. Москва, 1984. С.13-17, 36-38, 50. 2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков? Во времена правления Владимира Крестителя «Русской правды» еще не существовало, поэтому данный вопрос рассматриваться не может. 3. Раскройте содержание терминов и выражений: - Бояре - Казачество - Погост - Пожилое - Посадник - Урочные лета - Шемякин суд Бояре – 1) высший слой общества в России в X – XYII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. 2) С XY в. – высший чин среди служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. Бояре занимали высшие должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XYIII в. В связи с ликвидацией Боярской думы. Казачество – военное сословие в России, которое включало население ряда южных районов России. Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями на условиях обязательной и всеобщей воинской повинности. Складывается с XIY в., когда по окраинам княжеств селятся вольные люди, несущие по найму сторожевую и пограничную службу. В XY – XYI вв. возникают и развиваются самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, основную массу которых составляли беглые и посадские люди. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах, а к концу XYIII в. Полностью подчинило его. Казачество превратилось в привилегированное военное сословие. В 1920 г. Казачество упразднено как сословие. Погост – первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. Место сбора дани, позднее – центр административно-податного округа. Пожилое – в Русском государстве XY–XYII в. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян. Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском городе, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом. Урочные лета – устанавливаемые царскими указами с конца XYI в. Сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Отменены в середине XYII в., когда сыск стал бессрочным, Соборным уложением 1649 г.* Шемякин суд - несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием «Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным.** * Барабанов В.В.Указ.соч. С.406-442 ** http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm Список использованной литературы: 6.В.К. Цечоев. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. 7.http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm 8.www.hist.msu.ru |