Контрольная работа: Конституционное право
Название: Конституционное право Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
План 1. Понятие и виды поселковых пунктов. 2. Компетенция Конституционного суда. Практическое задание 1. Витебский облисполком обратился в Совет Министров РБ с предложением о создании «СЭЗ» и приложил следующие документы: - проект положения о СЭЗ; - решение облисполкома о планируемых границах СЭЗ; - техноэкономическое обоснование необходимости создания СЭЗ. Однако Совет Министров не удовлетворил ходатайство Витебского облисполкома, так как усмотрел отсутствие ряда необходимых документов. Вопрос: Каких документов не дослал Витебский облисполком? 1. Понятие и виды поселковых пунктов Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь". Текст документа по состоянию на 1 ноября 2007 года. Настоящий Закон определяет систему административно-территориального устройства государства, полномочия Президента Республик Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц, их наименования и переименования, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством Республики Беларусь. Абзац второй части третьей статьи 5 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17 мая 2007 г. № 230-З. К категории поселков городского типа относятся: - городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные организации, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания; - курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации; - рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах. Часть четвертая статьи 5 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17 мая 2007 г. № 230-З. К категории поселков городского типа относятся: - городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания; - курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения; - рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах. 2. Компетенция Конституционного суда Согласно ст. 116 Конституции на Конституционный суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд рассматривает дела и даёт заключения о: - соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; - соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; - соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. - соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. Таким образом, Конституционный Суд даёт заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов. Это содействует усилению конституционного контроля. Кодексом полностью восприняты положения Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» в части определения предмета и пределов конституционного контроля. Согласно части восьмой ст. 24 Кодекса Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь: - по содержанию норм; - по форме нормативного правового акта; - с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами; - по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. Очень важно, что при рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон. При этом Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на правомерном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд Республики Беларусь имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Тем самым у Конституционного Суда есть право проверить конституционность правоприменительной, в том числе судебной, практики. Чем он часто и занимался при вынесении своих заключений. В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, повышения эффективности конституционного контроля и в соответствии с частью третьей ст. 101 Конституции Республики Беларусь установлено, что Конституционный Суд Республики Беларусь наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: - осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Соответствующее решение принимается Конституционным Судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд Республики Беларусь; по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для неё этих международных договоров. Решение принимается Конституционным судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. Позиция Конституционного Суда Республики Беларусь излагается в решении, оформленном протокольно. Важно отметить, что по поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда Республики Беларусь проводят проверку конституционности определённых Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов. Конституционный Суд в своих решениях обращает внимание на ясность и логичность изложения содержания актов законодательства, своевременность их толкования (разъяснения), допустимость введения их в действие только после опубликования либо доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. В своих решениях Конституционный Суд проводит идею правового государства о связанности государственных органов принятыми решениями, о соразмерности ограничения прав и свобод правомерно достигаемым целям, о разумной стабильности законодательства, что содействует формированию доверия к государству и др. Безусловно, что более полное представление о вкладе Конституционного Суда в процессе конституционализации текущего законодательства и практики его применения можно составить, ознакомившись с его решениями, высказанными в них предложениями и тем, на сколько они реализованы. Практическое задание 1 В соответствии с п. 11 закона РБ от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» необходимо приложить следующие документы: 1.) проект указа Президента Республики Беларусь о создании свободной экономический зоны, в котором указываются название свободной экономической зоны, срок, на который она создаётся, цели создания и тип свободной экономической зоны, особенности её специального правового режима, общая площадь и описание границ свободной экономической зоны, меры по обеспечению её создания и развития; 2.) проект положения о свободной экономической зоне; 3.) проект устава администрации свободной экономической зоны; 4.) проект программы развития свободной экономической зоны с указанием конкретных мероприятий, лиц и организаций, ответственных за их проведение, источников финансирования работ по развитию свободной экономической зоны; 5.) копию земельно-кадастрового плана с нанесёнными предполагаемыми границами свободной экономической зоны; 6.) состав земель, перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны; 7.) перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на территориях, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны; 8.) техно-экономической обоснование необходимости и возможности создания свободной экономической зоны, её типа, разработанное на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, её обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, коммуникациями, а также финансово-экономическое обоснование предлагаемых особенностей специального правового режима свободной экономической зоны. Исходя из перечня необходимых документов, Витебский облисполком не дослал документы под следующими пунктами: - 1; - 3; - 4; - 6; - 7. Список используемой литературы 1. Конституционное право Республики Беларусь, практ. пособие. – Мн.: «МНО», 2001-150 с. 2. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С.Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с. 3. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учеб. пособие / А.И.Курак, А.А.Подупейко.; м-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 280 с. 4. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Т.А.Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 320 с. |