Контрольная работа: Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Название: Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: "Криминология" на тему: "МЕЖДУНАРОДНОЕ СТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ" Содержание 1. Общие положения международного сотрудничества в борьбе с преступностью 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии ООН 3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии неправительственных организаций 4. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии Интерпола Библиография 1. Общие положения международного сотрудничества в борьбе с преступностьюСравнительная оценка количественных и качественных характеристик преступности, ее причин и средств профилактики в разных странах показывает, что здесь много общего. Все это позволяет считать, что предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, становится проблемой общей. Решение совместных профилактических программ осуществляется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать количественные и качественные показатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов преступлений в сотрудничающих странах, обстоятельства, способствующие этим преступлениям, признаки сходства и различия национальных систем профилактики, экономическую целесообразность и возможность осуществления совместных профилактических мероприятий. В качестве наиболее эффективных и практически осуществимых в современных условиях существуют следующие формы сотрудничества: взаимные консультации, разработка текущих и долгосрочных программ сотрудничества в области предупреждения преступлений, обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий. Здесь, как показывает практика, наиболее достижимыми формами обмена могут быть: обмен специальной литературой; обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений; обмен информацией о средствах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям; обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников; проведение международных конгрессов, семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и т.п. Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как: расширение международной специализации и кооперирования при разработке мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям; развитие непосредственных связей между правоохранительными органами, научными организациями, развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению преступлений, обмен специалистами, совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т.п., совместная подготовка информации, предложений, проектов законодательных актов; взаимопомощь в подготовке кадров, координация текущих и перспективных планов борьбы с правонарушениями, совместное проведение научных исследований и внедрение их в практику. 2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии ООНМноголетний опыт развития международных контактов в борьбе с преступностью способствовал формированию довольно сложного и разностороннего институционного механизма сотрудничества при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер. Этот механизм сотрудничества включает в себя несколько групп организаций. Наиболее значимая из них - Организация Объединенных Наций и международные неправительственные организации по предупреждению преступности. Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства. Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений. В поле ее зрения, в частности, возникают вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, с экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и другие. Стратегию в области предупреждения преступности следует понимать, как разработку теоретических основ рационального планирования предупреждения преступности. Планирование предупреждения преступности должно осуществляться не только правоохранительными органами, но и службами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, градостроительства. Основой стратегии по предупреждению преступности должно быть устранение причин и условий, ее порождающих. Всем государствам-членам ООН необходимо принять все зависящие от них меры к устранению условий жизни, унижающих достоинство человека и ведущих к совершению преступлений, включая безработицу, нищету, неграмотность, расовую и национальную дискриминацию и различные формы социального неравенства, сопровождать экономическое развитие одновременным проведением в жизнь адекватных мер социального и культурного характера. 3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии неправительственных организацийВ числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ). Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Основными задачами МАУП, как следует из Устава этой организации, являются: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса; изучение проблем международного уголовного права. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации. Основным международным мероприятием МАУП является проведение конгрессов. Круг вопросов, обсуждаемых на конгрессах, довольно широк и включает в себя как проблемы уголовного права в узком смысле этого слова, так и проблемы уголовного процесса, прокурорского надзора, пенитенциарии, криминологии. Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО. Оно представляет собой объединение национальных институтов и специалистов. Общество было основано в Риме в 1934г. по инициативе итальянского профессора уголовной антропологии Бениньо ди Туллио. Главная цель МКО, как это следует из Устава организации, - содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого усилия ученых и практиков специалистов в области криминологии, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин, заинтересованных в изучении преступности. Оно непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью, объединяет национальные институты и специалистов по криминологии. МКО имеет консультативный статус ЭКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки. Большое значение в деятельности МКО придается организации и проведению международных криминологических курсов. Цель данных курсов, направленных на углубление знаний в области криминологии, заключается в том, чтобы поощрить развитие криминологии в различных регионах мира, в периоды между конгрессами оперативно обмениваться новыми знаниями о преступности и методами борьбы с ней. Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ. 4. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии ИнтерполаОсобое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая была создана в 1923 г. в Вене, вначале как международная комиссия уголовной полиции. Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят один раз в год. Исполнительный комитет формируется из представителей регионов. Постоянно действующим аппаратом является секретариат. Для научной проработки документов существует институт советников. В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная его работа - организация сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них. Каждое НЦБ поддерживает постоянные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола. Важно совершенствовать систему уголовной статистики и широко распространять знания о природе преступности и ее причинах, равно как и о мерах, обеспечивающих ее предупреждение на социальной основе. БиблиографияУчебная литература: 1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М. - Юристъ 2005.537с. 2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М. - Норма 2007.912 с. 3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М. - ИНФРА-М 2005.734 с. 4. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. М. -Проспект. 456 с. 5. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции: Мировой криминологический анализ. М., 1997.525 c. Материалы локальной сети Интернет: 1. Большая советская энциклопедия // slovari. yandex.ru/ 2. Рамочная программа действий Кампании Генерального секретаря ООН: Сообща покончим с насилием в отношении женщин // www.un.org/ru/ |