Контрольная работа: Механизм административно-прававого регулирования
Название: Механизм административно-прававого регулирования Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
План контрольной работы: 1. Понятие механизма административно-прававого регулирования, его основные элементы 2. Административные производства, их виды, особенности 3. Управление в области внешнеэкономической деятельности 4. Задача Список использованных источников 1. Понятие механизма административно-прававого регулирования, его основные элементы Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, правильно найденного метода регулирования, но и от успешного использования всех элементов (рычагов, приводов, частей этого механизма, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений). Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Категория административно-правового регулирования выработана наукой для показа права в развитии, выявления закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового регулирования. В структуру этого механизма входят следующие элементы: 1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах; 2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами; 3. акты применения норм административного права; 4. административно-правовые отношения; 5. правосознание, юридические факты, законность. Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений. В административно-правовой науке и в практике государственного аппарата большое значение придается четкому правовому регулированию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, устранению дублирования, переходу от административных методов к экономическим, укреплению порядка, дисциплины, законности. Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Акты применения норм административного права включаются в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер ответственности. В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения. 2. Административные производства, их виды, особенности В специальной литературе обосновываются различные подходы к вопросу о том, что следует понимать под административным производством. Общность в позициях большинства авторов сводится к признанию его частью административного процесса. Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета. Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств. Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам: а) юрисдикционное производство; б) процедурное производство. Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: - преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически-властное начало; - урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т.п. Критерием деления административного процесса на отдельные виды производства служит характер индивидуально-конкретных дел, отражающий наиболее существенные свойства и особенности. Этот критерий обуславливает особенности того или иного вида производств, поскольку каждое производство имеет целью установление четкого порядка рассмотрения и разрешения конкретной категории управленческих дел. Например, порядок рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан существенно отличается от установленного порядка применения уполномоченными на то органами мер поощрения к гражданам за достигнутые успехи в хозяйственной или иной сфере управления. Каждый вид производства характеризуется самостоятельностью и обособленностью. Вместе с тем наличие различных видов производства, установленный законом порядок и последовательность их осуществления являются важнейшим средством, обеспечивающим правильное и всестороннее рассмотрение подведомственных дел, гарантией соблюдения принципа законности. В соответствии с вышеуказанным критерием классификации производств в систему административного процесса можно включить следующие производства: 1) по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; 2) по делам о поощрениях; 3) по делам и дисциплинарным проступкам, подлежащим разрешению администрацией предприятия, учреждения, организации; 4) по делам об административных правонарушениях; 5) по принятию актов государственного управления. Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба. Как правило все виды административных производств осуществляют соответствующие органы управления, и лишь в некоторых предусмотренных законом случаях – иные компетентные органы. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс. Подводя итог, можно отметить, что выделение административных производств как составной части административного процесса, логически вытекает из разнообразия дел, решаемых органами государственной исполнительной власти, и применяемых при этом норм права. 3. Управление в области внешнеэкономической деятельности Либерализация внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь создала условия для выхода на внешние рынки большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные внешнеэкономические операции. Внешнеэкономическая деятельность реализуется в таких основных формах, как: внешняя торговля, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество, совместное предпринимательство на территории страны и за рубежом. Привлечение иностранной рабочей силы и капитала, участие в работе международных организаций и объединений. Интенсивность внешнеэкономической деятельности, ее структура, географическая направленность в значительной степени зависят от методов государственного регулирования. Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь являются защита ее экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции страны в мировую экономику. В условиях рыночной экономики меняется характер воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность – происходит переход от непосредственного управления ею путем централизованного, жесткого планирования и директивных указаний сверху к методам индикативного (необязательного для исполнителей) государственного регулирования, использования по преимуществу косвенных рычагов воздействия и установления «правил игры» для участников внешнеэкономической деятельности. Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь "Об основах внешнеэкономической деятельности", принятый 25 октября 1990 года. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь являются: - совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг; - создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте; - защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке; - обеспечение условий роста экспорта; - осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь; - развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики; - обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь. Непосредственно участие в регулировании внешнеэкономической деятельности принимает Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк Республики Беларусь. Так, на Главное управление внешнеэкономических связей Министерства экономики возлагаются следующие функции: -участие в разработке и реализации мер по обеспечению устойчивого экономического роста, обеспечивает подготовку разделов по внешнеэкономической деятельности концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики, мероприятий, ориентиров и показателей, направленных на выполнение намеченных задач, а также принимает участие в подготовке проектов соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов; -участие в разработке основных направлений и подготовке программ развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов; -подготовка предложений по формированию экспортно-импортной политики государства, включая меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках Союзного государства, СНГ и ЕврАзЭС; -участие в проработке вопросов договорных отношений и отношений партнерства между республикой и зарубежными государствами, основанных на экономической выгодности, эквивалентности и взаимной ответственности; -участие в выработке и реализации мер по созданию и развитию свободных экономических зон на территории Республики Беларусь; -участие в работе по подготовке к переговорам материалов, касающихся взаимоотношений республики со Всемирной торговой организацией; -участие в подготовке проведения межправительственных и межведомственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству; -подготовка материалов к заседаниям и делопроизводство Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь; -подготовка предложений по координации управления программами и проектами международного технического сотрудничества; -подготовка и экспертиза проектов соглашений, договоров, стратегий, программ и иных программных документов сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями; -координация работы структурных подразделений Министерства экономики по вопросам подготовки и оформления выездных документов для командирования сотрудников министерства за границу; -подведение итогов в рамках своей компетенции по выполнению Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства; -анализ и оценка межрегионального торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. Важная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. Национальный банк проводит все виды валютных операций, разрабатывает условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс белорусского рубля по отношению к валютам других стран, издает нормативные акты и др. ЗадачаУсловие: Санитарный врач города наложил штраф в сумме трех базовых величин на директора ресторана «Журавинка» за систематическое нарушение санитарных норм и запретил пользоваться подсобными помещениями до устранения указанных им недостатков. Директор обратился с жалобой к представителю райисполкома, который отменил постановление санитарного врача и объявил ему выговор за дезорганизацию работы ресторана. Санитарный врач города посчитал, что действия представителя исполкома незаконны и направил постановление о наложении взыскании на директора ресторана на принудительное исполнение в суд. Обосновать нормами права законность действий должностных лиц; порядок обжалования и исполнения постановления о наложении административных взысканий, сроки исполнения. Решение: В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» санитарный врач имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Статья 16.8. Кодекса об административных правонарушениях гласит: нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин. Следовательно, наложение штрафа санитарным врачом обосновано. Что касается запрета на пользование подсобными помещениями, то ст. 41 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» указывает, что санитарный врач имеет право приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать эксплуатацию действующих объектов, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ. Так же следует отметить, что в соответствии со ст. 44 вышеуказанного Закона действия органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, или должностных лиц этих органов могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу, а при несогласии с их решением - в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия. Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено не позднее 15 дней со дня вручения его нарушителю, а в случае обжалования или опротестования – не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без уведомления. Список использованных источников: 1. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»: Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. N 2583-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 2/966 2. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под. ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн., Амалфея, 2002 3. Антонова В.П. Административно-правовое регулирование в сфере экономики // Государство и право. – 2001. № 12 4. Государственное управление: основы теории и организации [в 2 т.] / Под. ред. А.В. Казбанченко. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2002 5. Кодекс об административных правонарушениях, с изм. и доп. 6. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002 |