Курсовая работа: Обеспечение и регулирование административно-правовых режимов проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Название: Обеспечение и регулирование административно-правовых режимов проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Полномочия Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.

1.1 Временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства.

1.2 Постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства.

Глава 2. Полномочия Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.1 Общие положения, касающиеся передвижения иностранных граждан.

2.2 Правила въезда (прохода), передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.

Заключение

Список используемой литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Органом государственной власти определены категории дел относимых к внутренним, которые весьма разнообразны. В общем-то, внутренними являются и те из них, которые связаны с реализацией экономической, социальной, культурной, природоохранной и т.п. государственной политики. Однако внутренние дела исторически ассоциируются скорее с установлением общественного порядка, общего режима сосуществования людей, охраной прав и свобод человека и гражданина, обеспечением спокойствия и безопасности населения. В связи с этим в данной сфере существует ограниченное число административно-правовых режимов, имеющих именно такие цели. Прежде всего, в России существуют режимы, призванные определить главные основы правового положения различных категорий населения и связанные с миграционными процессами, непрерывно протекающими в обществе включая и сегодняшние дни. Это режимы правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, а также режим выезда и въезда в страну и режим перемещения граждан России по её территории в рамках реализации конституционных прав на свободу передвижения и выбор места жительства. Для иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается административно-правовой режим, который представляет собой систему прав и обязанностей которыми иностранные граждане и лица без гражданства обладают во взаимоотношениях с органами государственного управления, вытекающие из них гарантии и ответственность.

Иностранные граждане могут временно пребывать, временно или постоянно проживать на территории России. Поэтому существует административно-правовой режим проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без граждан в Российской Федерации, являющийся совокупностью правовых норм и организационных мер, определяющих порядок проведения иностранцев в связи с реализацией ими права на проживание и передвижение по территории Российской Федерации, определенный порядок деятельности органов государственной власти, общественных организаций в сфере действия режимных норм. Поэтому очевидно, что рассматриваемая мною тема не мало важна на данном этапе государственного развития.

Объектом исследования в данной работе является круг полномочий ФМС РФ в области рассматриваемых административно-правовых режимов их сущность и необходимость на данный момент времени.

Предметом является законодательно регулируемые административно-правовые режимы, в которых ФМС РФ отведен определенный круг полномочий и их особенности.

Целью моей курсовой работы является углубление изучаемого материала в области обеспечения и регулирования административно-правовых режимов проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач.

В ходе выделения из общей нормативной базы документов, регламентирующих рассматриваемый административно-правовой режим, изучения, анализа, обобщения имеющегося материала, необходимо определить и конкретизировать круг полномочий ФМС РФ в области обеспечения административно-правового режима проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объяснить, почему и на сколько важна эта деятельность-это и есть задачи моей курсовой работы.


Глава 1. Полномочия Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима проживания иностранных граждан и лиц без гражданства

1.1 Временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Данному органу определены ряд задач, которые осуществляет ФМС России.

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России. Свою деятельность этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[1] .

Весь круг задач в сфере миграции, которые осуществляет ФМС России, довольно широк и, исходя из определения ФМС, данного в Указе Президента РФ, этот федеральный орган исполнительной власти регламентирует политику государства в области обеспечения административно-правового режима проживания и передвижения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Теперь рассмотрим это подробнее. В Федеральном Законе от 25 июля 2002г. N115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» даны некоторые определения (терминология), которые необходимы для дальнейшего разъяснения рассматриваемой курсовой работы.

Прежде всего, законодательство устанавливает, равнозначность понятий "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, может получить разрешение на временное проживание, при этом если он прибыл на территорию Российской Федерации то он, обязан обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание. Существует перечень обстоятельств, при наличии которых иностранному гражданину выдается разрешение на временное проживание и он не исчерпывающий, т.е. федеральным законом могут быть предусмотрены и иные случаи. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года[2] .

Сама квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок определения квоты установлен Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание устанавливается на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации[3] . Для этого федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, в целях подготовки предложений по установлению квоты ежегодно предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о количестве иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на начало текущего года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее направляют в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, свои предложения по установлению квоты для соответствующего субъекта Российской Федерации на следующий год с учетом ситуации складывающейся в различных сферах жизнедеятельности в субъекте Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции на основе предложений об установлении квоты, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом информации о временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных гражданах в текущем году, об их численности в субъектах Российской Федерации и прогноза их численности на следующий год разрабатывает предложения по установлению квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации. Указанные предложения согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами труда и социального развития, здравоохранения, экономического развития, безопасности и градостроительства. Предложения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации на следующий год представляются в Правительство Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в шестимесячный срок. Для этого иностранный гражданин должен подать заявление:

- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции - если он временно пребывает в Российской Федерации, либо

- в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина.

При этом если заявитель намерен получить в пределах квоты разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он сообщает об этом в заявлении. Заявление составляется в 2 экземплярах. Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера), на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. При оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации. За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина в установленном Законом порядке. За бланк разрешения на временное проживание взимается плата в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. При подаче заявления иностранный гражданин представляет ряд документов, которые позволяют определить не только его правовой статус, но и социальное положение, а также состояние его здоровья и другие необходимые факты, определенные в законодательстве России.

Когда осуществляется прием заявления к рассмотрению, проверяется правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя на заявлении заверяется подписью соответствующего уполномоченного должностного лица. На подписи должностного лица и на вклеенной в заявление фотографии заявителя проставляется печать исполнительного органа в сфере миграции, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. Иностранный гражданин (лицо без гражданства) информируется об основаниях для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, установленных Законом, и сроке рассмотрения его заявления. Считаю необходимым отметить, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина в случаях определенных законом.

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации;

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок необходимые документы, указанные в Федеральном законе от 25 июля 2002г. №115-ФЗ.[4]

Решение об аннулировании вида на жительство объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней, и вручается уведомление о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом вид на жительство иностранного гражданина изымается. В документе, удостоверяющем его личность, проставляется отметка об аннулировании вида на жительство. Принятое заявление регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину, не достигшему 14-летнего возраста, оформляется с использованием мастичного штампа в документе, удостоверяющем личность, каждого из родителей либо в документе, удостоверяющем личность, одного из них, получивших разрешение на временное проживание. Заявление, поданное вместе с необходимыми документами в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в течение месяца направляется по каналам дипломатической почты в исполнительный орган в сфере миграции.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание. По каждому заявлению принимается отдельное решение

Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание, предупреждается о том, что он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения.

1.2 Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

Законом определяется порядок получения иностранным гражданином вида на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию[5] . Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Иностранный гражданин может получить вид на жительство в течение срока действия разрешения на временное проживание при наличии законных оснований, но этот гражданин должен до получения вида на жительство прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину территориальным органом ФМС России, по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в указанный орган лично дееспособным иностранным гражданином не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации. Иностранному гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного одним из родителей или законным представителем. Порядок составления заявления и предъявляемые требования к нему весьма схожи с тем, что было рассмотрено выше, хотя и есть ряд различий. В момент подачи заявления иностранный гражданин представляет ряд документов установленных законодательством России. Заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению. Поданное заявление рассматривает территориальный орган ФМС России и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. По результатам рассмотрения принимается решение о выдаче вида на жительство либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. При выдаче вида на жительство иностранному гражданину разъясняется его правовой статус, основания аннулирования вида на жительство, предусмотренные Федеральным законом, обязанность ежегодного прохождения перерегистрации в органах внутренних дел, а также своевременного продления и перерегистрации вида на жительство в случае изменения места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Мало того, что иностранному гражданину необходимо совершить ряд процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации и перечисленных выше, для получения разрешения на проживание и вида на жительство, также существует ряд условий, которые не позволяют получить либо аннулируют вид на жительство. В Федеральном законе они обозначены, как основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Это происходит в тех случаях, если данный иностранный гражданин:

1)Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

2)Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность. ;

3)Подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации.

4)Представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным.

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин может иметь жилье на любом основании. За исключением договора социального найма;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным.

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации[6] . Российским Законодательством предусмотрены меры и правовые последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации. Такой мерой является депортация. Законодательство Российской Федерации рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания. Так, согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией признается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Иностранному гражданину, подвергшемуся депортации, в течение пяти последующих лет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство и разрешение на работу не выдаются. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных Российским законодательством, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Эта мера административного принуждения осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина или иным образом предусмотренным законодательством России. [7]

Таким образом, были рассмотрены вопросы административно-правового режима, касающиеся проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Из вышеперечисленного становиться ясно, что полномочия ФМС России весьма широки и детализируются не в одном, а в множестве нормативно-правовых актах. Сама деятельность в области обеспечения рассматриваемого административно-правового режима очень сложна ввиду совершения целого ряда процедур и носит многоуровневый характер, при всем при этом тесно контактирует по некоторым вопросам с другими структурами государственной власти, находящихся на различных уровнях и занимающих различное место в иерархической системе подчиненности. Также можно заметить, что сложность и объемность этого взаимодействия напрямую отразилась на доступности и проблематичность получения вида на жительство и разрешения на временное проживание.


Глава 2. Полномочия Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации в обеспечении административно-правового режима передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства

2.1 Общие положения, касающиеся передвижения иностранных граждан

Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, но право иностранных граждан на свободное передвижение по территории Российской Федерации может быть ограничено на основании федерального закона.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение[8] . Существует перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден. К таким территориям, организациям и объектам относятся:[9]

1) территории закрытых административно-территориальных образований. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. На таких территориях возможны ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан. [10]

2) территории с регламентированным посещением для иностранных граждан. [11]

3) территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть установлены указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения.[12]

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.[13]

4) территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

5) территории закрытых военных городков;

6) территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции. В целях пресечения и раскрытия террористического акта и достижения других результатов. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение определенных мер и временных ограничений.[14]

7) зоны экологического бедствия - ими объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны;

8) объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.[15] Кроме того, в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера устанавливаются запретные зоны и запретные районы. Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада;

9) объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

10) другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

11) пограничная зона.[16] Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону[17] может осуществляться только по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. При этом могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации запрещено:

- по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;

- избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Об этом иностранные граждане предупреждаются под расписку при получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В случае возникновения обстоятельств для изменения места временного проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание, или вне его пределов территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации рассматривает заявления иностранных граждан, оформленные в произвольной форме, с указанием мотивов и предполагаемого места временного проживания и подтверждением наличия оснований для изменения места временного проживания.

При отсутствии оснований для отказа на изменение места временного проживания вне пределов субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации по предполагаемому месту временного проживания направляется учетное дело, заявление иностранного гражданина и документы, подтверждающие наличие оснований для изменения места временного проживания. Территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации субъекта Российской Федерации по предполагаемому месту временного проживания рассматривает поступившие материалы. По результатам рассмотрения принимается решение об изменении места временного проживания либо об отказе в его изменении, оформляемое в виде заключения. Решение об изменении места временного проживания вне пределов субъекта Российской Федерации принимается только при условии согласия территориального органа Федеральной миграционной службы Российской Федерации по предполагаемому месту временного проживания. О результатах рассмотрения заявления в течение десяти рабочих дней направляется иностранному гражданину уведомление о результатах рассмотрения заявления. При этом в случае положительного решения иностранный гражданин информируется о необходимости его обращения в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту временного проживания для оформления изменения регистрации.

2.2 Правила въезда (прохода), передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне

Въезд (проход) иностранных граждан, подданных иностранных государств, лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется в установленных местах въезда (прохода) по документам, удостоверяющим личность и по индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Российской Федерации, при наличии документов, удостоверяющих личность. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону на путях сообщения, где осуществляется пропуск лиц и транспортных средств в пограничную зону, и обозначаются предупреждающими знаками. Проход в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, осуществляют иностранные граждане, подданные иностранных государств и лица без гражданства, временно пребывающие, временно или постоянно проживающие в Российской Федерации, если они имеют регистрацию по месту пребывания, временного проживания или по месту жительства в пределах территории на которой установлена пограничная зона, или прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов[18] . Для осуществления прохода в пограничную зону граждане или организации направляют в целях получения:

а) индивидуальных пропусков - личные заявления граждан или ходатайства организаций

б) коллективных пропусков - ходатайства с приложением трех экземпляров именных списков групп граждан, организованно въезжающих (проходящих) в пограничную зону (не менее двух человек), в которых указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (пребывания) граждан, серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина. Именные списки групп граждан, организованно въезжающих (проходящих) в пограничную зону, подписываются руководителями и скрепляются печатью организаций. [19] Сами заявления и ходатайства заполняются на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера), без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и помарок.

В зависимости от обстоятельств планируемого гражданами въезда (прохода) в пограничную зону заявления и ходатайства направляются в орган управления пограничного управления ФСБ России или в органы управления подразделений пограничных управлений ФСБ России, непосредственно осуществляющих защиту и охрану государственной границы и другие задачи определенные законодательством России, почтовой или другими видами связи либо представляются гражданами лично. В случае направления гражданами или организациями заявлений и ходатайств почтовой или другими видами связи ими дополнительно учитываются нормативы и сроки прохождения письменной корреспонденции, доставки факсимильных и электронных сообщений, а также сроки прохождения или доставки ответов на них. Рассмотрение заявлений и ходатайств осуществляется в предусмотренные федеральным законодательством сроки рассмотрения письменных обращений граждан. В момент въезда в пограничную зону, кроме документов, перечисленных выше также необходимо при себе иметь:

-Иностранным гражданам, следующим с несовершеннолетними иностранными гражданами, не имеющими паспортов, или с совершеннолетними иностранными гражданами, признанными судом недееспособными, совершеннолетними дееспособными иностранными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - документы, подтверждающие полномочия законного представителя указанных категорий иностранных граждан, или доверенности, выданные в соответствии с личным законом иностранного гражданина.

-Участникам туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) - маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение).

-Иностранным гражданам, следующим транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, - документы для выезда из Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию или транзитного проезда через территорию Российской Федерации в государство назначения.[20]

В случаях если иностранным гражданам:

1)временно пребывающим в Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту пребывания в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, прилегающего к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, они предоставляют миграционную карту;

2)временно проживающим в Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту временного проживания в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, прилегающего к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, в таких случаях как:

-утрата иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность, с проставленной ранее отметкой о разрешении на временное проживание и получении нового документа или лицом без гражданства разрешения на временное проживание в виде документа установленной формы предоставляет справку, подтверждающую факт обращения об утрате в орган внутренних дел Российской Федерации по месту утраты или по месту временного проживания;

-необходимость выезда иностранного гражданина в другой город с целью посещения посольства государства своей гражданской принадлежности либо к месту прежнего постоянного проживания (для лиц без гражданства) для оформления нового документа, удостоверяющего личность, предоставляет справку установленной формы, выданную органом внутренних дел Российской Федерации

Те Граждане или организации, которые направили заявление или ходатайство, может быть отказано в выдаче необходимых документов или въезд в пограничную зону может быть перенесен на более поздний срок по следующим основаниям:

а) указание в заявлении или ходатайстве неполной информации либо сообщение в нем заведомо ложных сведений;

б) нарушение требований правил составления индивидуальных и коллективных пропусков;

в) отказ ФСБ России или территориальных органов безопасности в специальном разрешении на въезд (проход) иностранных граждан в пограничную зону;

г) проведение пограничными органами пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в заявленном районе (месте) пребывания и передвижения лиц и транспортных средств, расположенном в пограничной зоне;

д) введение в заявленном районе (месте) пребывания и передвижения лиц и транспортных средств, расположенном в пограничной зоне, чрезвычайного или военного положения.[21]

Лица, въезжающие (проходящие) в пограничную зону и пребывающие в ней, обязаны предъявлять документы, удостоверяющие личность, и пропуска по требованию военнослужащих пограничных органов при выполнении ими служебных обязанностей, членов добровольных народных дружин и внештатных сотрудников пограничных органов при участии их в охране государственной границы. Те лица у которых произошла утрата или порча пропусков обязаны проинформировать об этом ближайшее подразделение пограничного управления ФСБ России.

Ввиду выше перечисленного можно сделать вывод о том, что административно-правовой режим, затрагивающий такую сферу как передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства, весьма многогранен. Он регламентируется множеством нормативно-правовых актов и обеспечивается на различных уровнях, различными федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями, с учетом четкого и системного взаимодействия между ними. При этом рассматриваемый режим имеет большое количество ограничений и условий, которые являются порой непреодолимым барьером для реализации иностранными гражданами своих прав на передвижение. Сама регламентация зачастую имеет жесткий императивный характер без права выбора альтернативных решений для иностранных граждан и лиц без гражданства, что еще более отодвигает и уменьшает возможность на реализацию их прав.


Заключение

По итогам рассмотренных вопросов и на основании выводов я выделяю следующие положения выносимые на защиту и их обоснование:

1)Необходимость полномочий ФМС России в области рассматриваемого административно-правового режима.

Я считаю, что на сегодняшний день территорию Российской Федерации пересекает ежегодно большой поток иностранных граждан и лиц с другим правовым положением для осуществления различных целей. При этом часть из них остается в стране на довольно продолжительное время и в случаях определенных законом могут получить гражданство Российской Федерации. Естественно цели визита могут быть, весьма различны, от получения образования или занятием трудовой деятельности до подрыва стабильности в различных сферах жизнедеятельности государства и конечно факт нахождения этих категорий лиц не может не оказывать влияние на ход развития дел и событий в стране. Поэтому эти процессы должны быть подконтрольны и ни в коем случае не идти самотеком иначе это напрямую окажет пагубное влияние на стабильности и безопасности развития, как отдельных субъектов Российской Федерации, так и страны в целом.

2)Существует ли необходимость передачи всех полномочий и компетенции в решении вопросов обеспечения административно-правового режима затрагивающего передвижение иностранных граждан в «руки» ФМС России?

Ввиду того, что данный административно-правовой режим весьма многогранен и существует множество обстоятельств и моментов, когда он тесно связан, пересекается или действует в условиях другого административно-правового режима. В этих случаях законодатель провел вполне ясную и конкретную регламентацию в вопросах разделения полномочий и компетенции между различными органами исполнительной власти касающуюся данного административно-правового режима. При этом она получилась вполне, объективной и справедливой. Весь круг полномочий распределялся по совокупности ряда принципов и одни из них, такие как соображения безопасности, рационализаторский подход, удобность и доступность для данного органа осуществлять определенные действия именно исходя из данной конкретной ситуации, на обусловленной территории. Исходя из вышеперечисленного включая важность, значимость и серьезность административно-правовых режимов с которыми данный режим каким-либо образом пересекается получается так, что не может один орган исполнительной власти быть наделенным всем объемом полномочий и компетенции в рассматриваемом вопросе, иначе это может повлечь ряд затруднений, неудобств и без того сложного процесса или какие-либо более тяжкие последствия.


Список литературы

1)Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993г.;

2)Федеральный Конституционный Закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

3) Федеральный Конституционный Закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении»;

4)Федеральный Закон 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

5)Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

6)Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

7)Закон РФ от 1 апреля 1993г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации";

8)Закон РФ от 14 июля 1992г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»;

9)Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1994г. №928 «Вопросы Федеральной Миграционной Службы»;

10)Постановление Правительства от октября 2002г. №754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»;

11)Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992г. N 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»;

12)Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003г. N193 «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации»;

13)Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000г. N 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов»;

14) Приказ ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима";

15) «Журнал российского права», N 5, май 2007г.


[1] Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1994г. №928 «Вопросы Федеральной Миграционной Службы».

[2] Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[3] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003г. N193

[4] Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерацин от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[6] Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003г. N 188

[7] Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[9] Постановление Правительства от октября 2002г. №754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».

[10] Закон РФ от 14 июля 1992г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»

[11] Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992г. N 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан».

[12] Федеральный Конституционный Закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

[13] Федеральный Конституционный Закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении».

[14] Федеральный Закон 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

[15] Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000г. N 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

[16] Закон РФ от 1 апреля 1993г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

[17] Приказ ФСБ от 10 сентября 2007г. №458 « об утверждении правил пограничного режима»

[18] «Журнал российского права», N 5, май 2007г

[19] Приказ ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима".

[20] Приказ ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима".

[21] Приказ ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима".