Контрольная работа: Октоированная конституция. Признаки парламентской республики

Название: Октоированная конституция. Признаки парламентской республики
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

содержание

1.Что понимается под октроированной конституцией?

2. Каковы признаки парламентской республики?

Задача:

список использованной литературы


1. Что понимается под октроированной конституцией?

Октроированная конституция (от французского octroyer — жаловать, даровать), конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов.

В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались» монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко.

Впервые октроированные конституции появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Как правило, октроированные конституции фиксировали компромисс между крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти.

Первая в истории октроированная конституция — французская конституционная хартия Людовика XVIII 1814 года. Данная конституция была провозглашена после реставрации Бурбонов [8, с. 48].

Октроированными (пожалованными) были также конституции: Австрийской империи, подписанная 4 марта 1849 году императором Францом-Иосифом I; Японии 1889 года; Основные законы Российской империи 1906 года [5, с. 141].

Октроированные конституции существуют наряду с традиционными способами принятия конституции, такими как принятие конституции, парламентом или на референдуме.

Способом, октроирования конституции принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива, когда монарх даровал конституцию своему верному народу, либо метрополии даровали своим освобождающимся колониям так называемые «колониальные конституции». Например, Великобритания даровала более 30 конституций для своих прежних колоний [15, с. 27].

В наши дни, октроированные конституции существуют в:

- Монако, которую даровал 17 декабря 1962 года князь Ренье III;

- Пакистане, была октроирована президентом Пакистана Айюбом Ханом; Катаре — это временная конституция 1970 г., октроированная Ахмедом Бен Али Аль-Тани с изменениями и поправками в 1972 году, которые лично внёс двоюродный брат Ахмеда — новый эмир Халиф бен Хамад аль-Тани, свергнувший с трона своего родственника;

- Фиджи - Конституция принята правительством в 1990 году [5, с. 145-148].

Таким образом , октроирование (фр. octroyer — жаловать, даровать) – дарование конституции односторонним актом монарха либо иного главы государства.

Октроирование конституции является одним из способов принятия конституции.

Октроированная конституция или дарованная конституция издается властью главы государства без участия представительных органов.

Основная особенность октроированной конституции в том, что она в любой момент и практически по любой причине может быть «взята обратно» на определённый срок или бессрочно.


2. Каковы признаки парламентской республики?

Парламентарная республика распространена гораздо меньше, чем президентская. Примерами парламентарной республики являются Австрия, Германия, Индия, Италия, Кабо-Верде в Африке, Вануату в Океании. В последнее годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки.

Парламентарная республика строится на противоположных принципах. Центральную роль в жизни парламентарной республики играет парламент. Президент зависит от парламента, представительных органов и утрачивает самостоятельность. Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

· Президент избирается парламентом либо особой коллегией.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель[13, с. 149].

· Президент не играет самостоятельной роли, не свободен в выборе премьер-министров и при формировании правительства, а выполняет волю парламента.

Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющий большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинство (коалиционное правительство). Это означает, что правительство формируется партией или партиями победившей на парламентских, а не президентских выборах [13, с. 150].

· Парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства. Президент в такой республике не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. Например: в Италии президент назначает некоторых должностных лиц, а в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты [7, с. 234].

· Парламент (партии, имеющие большинство депутатов в нем) формирует правительство.

· Правительство ответственно только перед парламентом.

Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Однако есть вариант, когда президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, то есть она проиграет выборы, правительство уходит в отставку [3, с. 248].

Таким образом , парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства – президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Глава правительства является лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Глава правительства формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Задача

Депутаты Бендестага ФРГ вынесли вотум недоверия Федеральному канцлеру (не предложив новую кандидатуру) и обратились к Федеральному президенту с просьбой об увольнении Федерального канцлера. Какое решение должен принять президент в соответствии с нормами Основного Закона ФРГ 1949 года?

Конституцией Германии предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» для создания более стабильного правительства в республике. Конструктивный вотум недоверия заключается в том, что:

1. Ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава – канцлер. Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются канцлером.

2. Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, что проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера [8, ч. 1 ст. 67].

Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлера другим имела место только один раз – в 1982 г. [13, с. 151].

Федеральный Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии. Предложение считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Согласно ч. 2 ст. 68 Основного Закона ФРГ между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемь часов.

Отклонение предложения о доверии не обязывает канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидает свои посты и все члены правительства [8, ч. 1 ст. 68].

Таким образом , согласно с Основным Законом ФРГ 1949 года Бундестаг может сместить Федерального Канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, то есть путем избрания нового канцлера. В условии задачи сказано, что депутаты Бундестага не предложили нового Федерального Канцлера. Следовательно, в соответствии с Основным Законом ФРГ Президент примет решение о роспуске в течение 21 дня Бундестага. Надо отметить, что согласно ч. 1 ст. 68 право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

список использованной литературы

1. Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. Пособ. – М.: Юриспруденция. 2000. – 304 с.

2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ. – М.: Юрайт-М. 2001. – 640 с.

3. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – Мн.: Книжный Дом. 2006. – 480 с.

4. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа. 2004. – 351 с.

5. Иностранное конституционное право: Учеб. Пособ. Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ. 1996. – 567 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая. – М.: НОРМА. 2002. – 832 с.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. – 2-е изд. – М.: НОРМА. 2006. – 1104 с.

8. Отечественная история: учеб. пособие/ под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 398 с.

10. Основной закон ФРГ от 23.03.1949 г. (с изм. и доп. 20.10.1997 г.) // Сборник «Конституций государств Европа». – М.: НОРМА. 2001. – 879 с.

11. Общая теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. / Под. ред. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея. 2004. – 688 с.

12. Теория политики: Учебное пособие. / авт.-сост. Баранов Н.А., Пикалов Г.А. СПб.: Изд-во БГТУ. 2006. – 567 с.

13. Хассе К. Основы конституционного права ФРГ: Учеб. Пособ. – М.: Юридическая литература. 1981. – 543 с.

14. Чудоков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание. 2001. – 576 с.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. – М.: Юристъ. 1997. – 568 с.

16. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учеб. – М.: Юридическая литература. 1999. – 183 с.