Курсовая работа: Охрана труда
Название: Охрана труда Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
АНОТАЦІЯ Бутенко Д. І. Охорона праці. Дана робота є комплекснім дослідженням усіх питані, що стосуються охорони праці. Розглянуте поняття охорони праці в широкому та вузькому значенні. Обґрунтована актуальність обраної проблеми, для чого наведено ряд статистичних даних. Визначається роль та місце охорони праці в сучасних соціально-економічних умовах як головної гарантії конституційного права на належні, безпечні і здорові умови праці. Проаналізовані різні аспекти значення охорони праці. Наведена коротка характеристика охорони праці як одного з найважливіших інститутів трудового права. Проведений стислий аналіз основних законодавчих актів з даного питання. Визначено механізм організації охорони праці на підприємствах усіх форм власності. Виділені особливості охорони праці окремих категорій працівників (жінок, неповнолітніх, інвалідів). Проаналізовано досвід організації роботи з поліпшення умов і підвищення безпеки праці в закордонних країнах. Ключові слова:охорона праці, умови праці, виробничій травматизм, професійні захворювання, законодавство, виробництво, право на охорону праці, роботодавець, робітник, шкідливі і небезпечні умови праці, безпечне робоче місце. SummeryButenko D.I. Labour safety . The given work is complex research of all questions, concerning labour safeties. The concept of a labour safety of wide and narrow values is considered.. The urgency of the chosen problem is proved, for what a number of statistical data is resulted. The role and a place of a labour safety in modern social and economic conditions as main guarantee of a constitutional law on appropriate, safe and healthy working conditions is defined. Various aspects of value of a labour safety are analysed. The brief characteristic of a labour safety as one of the major institutes of the labour right is resulted. The compressed analysis of the basic acts on the given question is lead. The mechanism of the organization охрани work at the enterprises of all patterns of ownership is certain. Features of a labour safety of separate categories of workers (women, minor, invalids) are allocated. Experience of the improvement of conditions and increase of safety of work in foreign countries is analysed. Keywords: Labour safety, working conditions, an industrial traumatism, occupational diseases, the legislation, manufacture, the right to a labour safety, the employer, the worker , harmful and dangerous working conditions, a safe workplace. Введение.. 9 1.Понятие охраны труда и его правовое значение.. 11 1.1 Значение охраны труда. 15 1.2 Право работника на охрану труда. 16 2.Законодательство об охране труда.. 18 3.Организация охраны труда на производстве.. 23 3.1 Охрана труда отдельных категорий работников. 27 3.1.1 Охрана труда женщин. 27 3.1.2 Охрана труда несовершеннолетних. 29 3.1.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью.. 31 3.2 Зарубежный опыт охраны труда. 33 Заключение.. 36 ВведениеУкраина, провозгласив себя социальным государством, тем самым закрепила приоритет жизни и здоровья человека. Действующий ранее принцип «человек для государства», был заменен новым: «государство для человека». В своём Основном законе наше государство провозгласило, что именно права и свобод человека и их гарантии определяют содержание и направленность его деятельности. Статья 3. Конституции Украины гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». [15] В этой связи все более остро встает проблема охраны труда. Ведь государство, обеспечивая каждому право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, реализует свою конституционную обязанность защищать жизнь и здоровье человека. Проблема создания безопасных и здоровых условий труда в Украине существовала всегда. Об этом свидетельствуют статистические данные: еще 15 лет назад на производстве ежегодно травмировалось 125 000 работников, из них умирало около 3 000. Но настоящее состояние охраны труда и уровень производственного травматизма на тот период замалчивались. По этим причинам множество неотложных научных и производственных задач по вопросам условий труда практически не решалось. [1] Последствиями такого положения стали: — Отставание от мировых достижений на 15-20 лет отечественной науки по вопросам охраны труда. — Увеличение в 5-8 раз уровня производственного травматизма сравнительно с такими же показателями в других промышленно- развитых странах. — Превышение почти в 2 раза в расчете на одного рабочего выплат на льготы и компенсации за роботу во вредных условиях над расходами на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний.[19] Таким образом, данная проблема не является порождением современности, уходит своими корнями в прошлое. К сожалению, она не теряет своей актуальной и сегодня. Требований по охране труда часто не придерживаются предприятия различных организационно-правовых форм, которые используют труд нанимаемых работников. Немало руководителей предприятий безответственно относятся к обязательствами по созданию здоровых и безопасных условий труда, часто рассматривают эти вопросы как второстепенные.[30,475] Только за два месяца 1999 года инспекторы Государственного надзора за охраной труда выявили более 340 тысяч нарушений правил безопасности проведения работ. Из-за имеющейся угрозы жизни запрещалась работа более 17 тысяч объектов. Такое состояние охраны здоровья на производстве объясняется прежде всего сложным экономическим положением государства, а также другими объективными и субъективными причинами, которые связаны с износом основных производственных фондов, с тем, что нет заинтересованности собственников в улучшении условий и безопасности труда, в некомпетентности персонала в вопросах охраны труда, с низкой трудовой и технологичной дисциплиной, с недостаточной ролью органов надзора и контроля за соблюдением законодательства про труд и охрану здоровья в процессе труда.[8] В ежегодном докладе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Н. Карпачовой приводятся данные, которые свидетельствуют, что в условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам работает более 3,3 млн человек, в том числе один миллион женщин.[9] Высоким остается уровень производственного травматизма на предприятиях одной из базовых отраслей экономики нашего региона. В соответствии с данными Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда, в угольной отрасли за первые 9 месяцев 2003 года на производстве травмированы более 9 тысяч шахтеров, из них- 151 человек смертельно. На предприятиях, подчиненных Министерству топливной энергетики 140 случаев со смертельным исходом (в 2002 году эта цифра составила 185). На шахтах негосударственных форм собственности за 9 месяцев травмированы 9 шахтеров. Коэффициент смертельного травматизма на 1 млн.т. добытого угля за 9 месяцев составил 2,57. Анализ обстоятельств и причин смертельного травматизма на предприятиях угольной отрасли показывает, что основной причиной стал низкий уровень производственной и технологической дисциплины работников, отсутствие надлежащего контроля со стороны инженерно-технических работников за проведением работ согласно с нормативно-правовыми актами по охране труда. [7] Целью данной работы является выяснение способов и механизмов обеспечения каждому человеку права на охрану труда, значения охраны труда в современном обществе. Задачи представляют собой шаги по достижению поставленной цели. Исходя из этого можно определить, что основной задачей курсовой работы является обзор и анализ всех основных вопросов касающихся охраны труда. К таким вопросам относятся: · уяснения самого понятия охраны труда; · определение места и значения института охраны труда в системе трудового права; · источников норм регулирующих вопросы охраны труда; · определение основных прав работника на охрану труда и их гарантий; · прав отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью). · ознакомление с зарубежным опытом организации охраны 1.Понятие охраны труда и его правовое значениеОхрана труда - это создание безопасных и здоровых условий труда различными средствами. Понятие охраны труда различают в широком и в узком смысле слова. В широком смысле термин «охрана труда» применяется для обозначения всей совокупности норм трудового права, направленных на всестороннюю охрану всех трудовых прав, то есть права на труд и его оплату, на отдых и так далее. Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих. С.А.Иванов, выступая с поддержкой понимания охраны труда в широком смысле, отмечал, что трудовое право в своей сущности является право охраны труда. В узком понятии под охраной труда следует понимать обеспечение здоровых и безопасных условий труда всеми средствами: правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими непосредственно на рабочем месте. [12, 655] К правовым мероприятиям, в частности, можно отнести: · разработку в организации локальных правовых актов по охране труда; · защиту прав работников в сфере охраны труда при их нарушениях; · механизм привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении норм об охране труда актов всех уровней. К социально-экономическим мероприятиям, в частности, можно отнести: · систему стимулирования работников и работодателей за особые достижения в сфере охраны труда (например, снижение травматизма и несчастных случаев на производстве; премирование работников за надлежащее выполнение существующих в организациях норм об охране труда, установленных действующим законодательством РФ правил по охране труда и за отсутствие или снижение факторов, способствующих нарушению данных правил); · отчисления, производимые организациями для обучения трудовых коллективов существующим правилам охраны труда в учебных заведениях или на специальных курсах; · создание особых фондов, предназначенных для выделения средств материальной помощи работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве. К организационно-техническим мероприятиям, в частности, можно отнести: · систематическое проведение занятий по безопасности труда и обучению правилам охраны труда с трудовым коллективом организаций специальными штатными должностными лицами; · осуществление регулярных проверок штатными должностными лицами организаций рабочих мест, оборудования на предмет их соответствия правилам техники безопасности и охраны труда; · проведение проверок организаций государственными и иными инспекторами по охране труда. К санитарно-гигиеническим мероприятиям, в частности, можно отнести: · регулярное проведение медицинских осмотров работников; · запрет на допуск к работе работников, не соответствующих требованиям законодательства в области санитарии и гигиены. К лечебно-профилактическим мероприятиям, в частности, можно отнести: · лечебно-профилактическое обслуживание работников; · обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; · выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания. К реабилитационным мероприятиям, в частности, можно отнести: оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве; · расследование несчастных случаев на производстве; · финансирование период восстановления пострадавших за счет средств организаций; [16, 25] Лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то её компонент (в узком понятии её) не обеспечивается должным образом, то вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если машины, станки, инструмент (технический компонент) сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который за последние годы значительно вырос в Украине -- и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.[29, 254] Охрана труда является одним из наиболее важных институтов трудового права. Институт охраны труда в узком смысле включает следующие группы норм: · правила по технике безопасности и производственной санитарии; · специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях; · нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью; · нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда · нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.[24] Выделяют следующие подинституты правовой охраны труда (в зависимости от предмета их правового регулирования): 1) нормы, определяющие планирование, финансирование и организацию работы по охране труда на предприятии, в учреждении и организации; 2) нормы по охране труда, осуществляемого работниками в неблагоприятных условиях; 3) нормы по специальной (дополнительной) охране труда работников с семейными обязанностями (в том числе женщин), несовершеннолетних в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью - инвалидов (подробнее см. раздел 14); 4) нормы по контролю и надзору за соблюдением законодательства об охране труда и видах ответственности за его нарушение. Существуют и более компактные классификации норм по охране труда: - по сфере действия норм - единые межотраслевые, отраслевые и разработанные на их основе с учетом производственной специфики локальные нормы по охране труда, утверждаемые на предприятии, в учреждении и организации; - по субъектам – исполнителям нормативных предписаний - организационно-правовые нормы, устанавливающие обязанности администрации; материально-правовые нормы, определяющие обязанности как работодателя, так и работников по охране труда; нормы по контролю и надзору за соблюдением охраны труда, возлагающие соответствующие обязанности на органы, предусмотренные ст. 244 КЗоТ РФ (эти нормы одновременно относятся и к самостоятельному правовому институту о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде – подробнее см. раздел 17);[3,10-11] 1.1 Значение охраны трудаЗначение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей ; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования. Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.[27,35; 28, 40-41] Если же правовой или медицинский аспект охраны труда нарушается, то нарушается и вся охрана труда. То же происходит и при нарушении социально- экономического ее компонента. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда будут соблюдены все ее компоненты в широком понимании. 1.2 Право работника на охрану трудаКаждый работник имеет право на охрану труда. [14]Право на охрану труда – это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация. Содержание права на охрану труда включает ряд прав (возможностей) работника (как бы право в праве): 1. на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; 2. на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 3. на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого; 4. на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; 5. на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя; 6. на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя; 7. на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы; 8. на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте; 9. на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда; 10. на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий труда. Первая из указанных возможностей – получить безопасное рабочее место – отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и молодежи.[26, 123] 2. Законодательство об охране труда В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующих этот минимум на базе социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров (контрактов). В связи с распадом СССР и образованием Украины как самостоятельного государства союзные нормативные правовые акты устарели. Прежние нормативные правовые акты, принятые в условиях построения социалистического общества, в 90-е годы, в связи с изменением общественно-политического строя и экономических основ нашего общества, не отражали складывающиеся новые общественные отношения и требовали либо значительного изменения в содержательном смысле, либо полной отмены. [20] Современное законодательство об охране труда состоит из Закона Украины «Об охране труда», Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве на и профессионального заболевания, которые причинили утрату трудоспособности" и принятых соответственно ним нормативно-правовых актов. Если международным договором, согласие на обязательность которого дала Верховная Рада Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора. [22] В системе нормативных актов, регулирующих трудовые отношения (в том числе и охрану труда), главным, безусловно, является Кодекс Законов о труде. Он закладывает основы реализации конституционных положений о правах и свободах человека в области труда, устанавливает гарантии трудовых прав в области рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и создания безопасных условий труда, охраны заработной платы, определяет особенности правового регулирования для отдельных категорий трудящихся (несовершеннолетние, женщины, инвалиды и др.).[24] Если обратиться к первым статьям Кодекса, то следует отметить, что составляющие их нормы содержат общие принципы охраны труда. Уже в Статье 1. говорится, что «Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников». Это значит, что данная область правового регулирования особо выделена государством как значимая. Нужно заметить, что в статье 1 КЗоТ на первое место поставлен блок производственных задач, и только на втором месте указаны социальные функции. Такое изложение не в полной мере соответствует современному представлению о задачах трудового права. Это можно объяснить тем, что комментируемый Кодекс был принят более тридцати лет назад, и за эти годы в него были внесены многочисленные изменения и дополнения. Он создавался в совершенно иных социально-экономических условиях. В соответствии с сегодняшними представлениями трудовое право является отраслью охраны трудовых прав работников, и его задача — способствовать реализации конституционного положения о приоритете личности и ее прав над интересами государства и общества. В статье 13, которая определяет содержание коллективного договора «В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности… условиям и охране труда». Таким образом, сторонам коллективного договора предоставлены широкие возможности для самостоятельной регламентации в соответствующих документах вопросов охраны труда. В рассматриваемом Кодексе вопросу охраны труда посвящена Глава XI. ОХРАНА ТРУДА. Первая статья этой главы содержит предписание, которое можно считать нормой целью: «На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда». Обеспечение безопасных и безвредных условии труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган. Следящие несколько статей говорят о необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (они содержатся в действующем законодательстве Украины и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности). Эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при проектировании, строительстве, реконструкции, и эксплуатации предприятий, объектов и средств производства, конструировании машин, механизмов, другого оборудования, разработки технологических процессов, организации производства и труда. Глава закрепляет обязанность собственника или уполномоченного им органа по облегчению и оздоровлению условий труда работников, обязанность работника выполнять требования актов об охране труда. Кроме того, в соответствии с Кодексом работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (Статья 163). Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также молоко или другие равноценные пищевые продукты. Собственник или уполномоченный им орган обязан бесплатно снабжать работников горячих цехов и производственных участков газированной соленой водой. Работодатель за счет своих средств осуществляет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников. Кодекс предусматривает обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий , определяет особый порядок перевода на более легкую работу работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы. Кодекс возлагает на собственника или уполномоченный им орган обязанность расследовать и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (Статья 171); организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями (Статья 172); возместить работнику ущерб, причиненный ему увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. (Статья 173) [13] Закон Украины “Об охране труда” принят Верховной Радой Украины 14 октября 1992 года.— Он определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья. — Он регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, и гигиены труда и производственной среды. — Он устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине. — Закон характеризуют многочисленные нововведения: 1. введение экономических методов управления охраной труда вместо административно-командных; 2. создание специальных фондов охраны труда на государственном, отраслевом, региональном уровнях и на хозрасчетных предприятиях; 3. применение ряда дополнительных штрафных санкций, а также льгот по налогообложению; 4. создание четкой системы органов государственного управления и надзора за охраной труда и системы организации этой работы непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; 5. существенное расширение прав и социальных гарантий работников, прежде всего лиц, которые пострадали от несчастного случая на предприятии или профессионального заболевания, и семей погибших; 6. определение места и роли коллективного договора предприятия в решении задач улучшения условий и безопасности труда, обеспечение установленных законом прав и социальных гарантий работников; 7. определение правового статуса служб охраны труда на предприятиях и в органах государственного управления всех уровней; 8. Обеспечение обучения населения по вопросам охраны труда; 9. Введение этого специального курса во всех учебных заведениях системы образования Украины, основание подготовки специалистов по охране труда в технических учебных заведениях; 10. Обеспечение активного участия профсоюзов и других общественных формирований, широких кругов трудящихся в решении проблем охраны труда. В Законе учтены основные требования конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда по безопасности и гигиене труда и производственной среды, регулирование отношений охраны труда в передовых промышленно-развитых странах, опыт охраны труда в Украине в предшествующие года. В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая и профессионального заболевания, которые причинили утрату трудоспособности» (1999) задачи страхования от несчастного случая таковы: проведение профилактических мероприятий направленных на устранение вредных и небезопасных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда, возобновление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей.[21] 3. Организация охраны труда на производстве Прежде чем предприятие начнет работать, оно должно получить разрешение на начало работы. Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003 года утвержден Порядок выдачи разрешения Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами на начало работы. Действие Положения распространяются на предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и видов их деятельности. Разрешение выдается при наличии положительных выводов органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, а в случае необходимости- органов надзора по ядерной и радиационной безопасности о готовности предприятия к работе. 14 февраля 2001 г. Кабинета Министров Украины утвердил «Порядок выдачи органами Государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений», в котором предусмотрено , что такое разрешение необходимо получить для начала работы вновь созданных предприятий, ввода в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилищных и иных объектов, внедрения новых технологий, передачу в производство образцов новых машин, механизмов и т.п. Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда. С этой целью он создает на предприятии соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об обязанностях этих лиц, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение. Так, на предприятии создается служба охраны труда. Типовое положение о ней утверждено Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда 3 августа 1993 года: На предприятиях с количеством работников 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда. На предприятиях с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятиях с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций этой службы могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам. Специалисты этой службы имеют право: выдавать руководителям структурных подразделений предприятий обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков; получать от руководителей структурных подразделений необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам охраны труда; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинского осмотра, учебы, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам, или не выполняющих нормативы по охране труда; приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случаях нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих; направлять руководителю предприятия представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда может отменить лишь руководитель предприятия. Ликвидация службы охраны труда допускается лишь в случае ликвидации предприятия. В соответствии со ст.16 Закона Украины «Об охране труда» на предприятиях с количеством работающих 50 и более человек решение трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда. Типовое положение о комиссии утверждено Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда по согласованию с профсоюзами. Решения комиссии имеют рекомендательный характер. С целью объединения усилий наемных работников, ученых, специалистов по охране труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создавать ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения, действующие в соответствии с законодательством. Собственник разрабатывает и утверждает комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов по охране труда, внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования экономики, положительный опыт по охране труда. Многие вопросы охраны труда решаются в коллективных договорах. Так, в коллективном договоре стороны предусматривают предоставление работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные меры по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования казанных мероприятий. [23] Важной правовой формой планирования мероприятий по охране труда является соглашение собственника с профсоюзом или иным уполномоченным на представительство коллективным органом, которое прилагается к коллективному договору. Это соглашение заключается с учетом причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также общего состояния охраны труда. В соглашении конкретизируются, уточняются мероприятия по охране труда по участкам, цехам, агрегатам с установлением сроков их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение. В соглашении также указываются ассигнования, которые выделяются на выполнение запланированных мероприятий. Эти средства используются только на выполнение мероприятий, которые обеспечивают доведение условий безопасности труда до нормативных требований или повышение существующего уровня охраны труда на производстве. Например, в коллективном договоре Харьковского тракторного завода имеется соглашение на проведение мероприятий по охране труда и окружающей среды, в котором намечено 29 мероприятий, направленных на улучшение охраны труда, в том числе: реконструкция плавильного отделения, изготовление и установка в цехах кран-балок, монорельсов. Расширение производственных площадей, механосборочных участков, изготовление пневмомолотков новой конструкции, введение в эксплуатацию бытового корпуса, подготовка комнаты для акустического отдыха в прессовом цехе, реконструкция вытяжной вентиляции, приобретение медикаментов для цеховых аптечек, рентгенпленок для профосмотра работающих во вредных условиях и т.д. В коллективном договоре предусматриваются также условия выплаты работникам денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания (молока или равноценных ему пищевых продуктов) или разъездном характере работы. Важными правовым формами регулирования охраны труда являются региональные, отраслевые и Генеральные соглашения между Кабинетом Министров Украины и профсоюзным объединениями Украины. Так, например, в Генеральном соглашении между Кабинетом Министров Украины и конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы имеется специальный раздел 2 «В сфере охраны труда», в котором сторона собственников обязалась обеспечить представление Верховной Раде Украины проектов Законов о государственном надзоре и контроле за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов о труде и охране труда, о безопасности промышленной продукции. В Генеральном соглашении на 2002-2003 годы имеется раздел «Условия труда и отдыха», в котором отражены обязательства сторон по улучшению условий труда, в том числа развитие производства средств индивидуальной защиты работающих, обеспечение контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных Национальной программой улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001-2005 гг. и т.п. Нормы Генерального соглашения обязательны для учета на всех уровнях коллективных переговоров (отраслевом, региональном, производственном) как минимальные гарантии. [5, 205-207; 6, 56] 3.1 Охрана труда отдельных категорий работниковТрудовые отношения в стране охватывают миллионы людей, отличающихся по своим индивидуальным особенностям (мужчины, женщины, несовершеннолетние, инвалиды, пожилые люди, работники разных профессий и разных отраслей народного хозяйства и др.). Существенно различаются и условия труда (работа в обычных условиях отличается от работы под землей, в тяжелых и вредных условиях, в высокогорной местности и др.). Все эти отличия и особенности должны быть учтены в правовом регулировании труда, что и достигается путем его дифференциации, т.е. установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников. Такая дифференциация устанавливается по многим критериям, в частности: условия и характер труда, природно-климатические условия, пол, возраст, состояние здоровья работника, его профессия. Типичные примеры дифференциации — льготы для женщин, несовершеннолетних, лиц, занятых на подземных работах, и др. Дифференциация дает возможность обеспечить правовой охраной труд женщин, подростков, лиц с ограниченной трудоспособностью, закрепить в законодательстве право каждого работника на охрану труда и возложить на собственника или уполномоченный им орган обязанность создавать безопасные с точки зрения охраны здоровья условия работы.[31,170] 3.1.1 Охрана труда женщинЗаконодательство о труде, учитывая физиологические особенности женского организма, интересы охраны материнства и детства, социальную роль деторождения, которую выполняет женщина в обществе, устанавливает дополнительные специальные льготы и гарантии для работающих женщин. Это дает основания для того, чтобы сформулировать еще один принцип трудового права- повышенной охраны труда женщин. В соответствии со статьей 174 КЗоТ запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ, или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Запрещается также привлечение женщин к поднятию и перемещению предметов, масса которых превышает установленные предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждены Министерством охраны здоровья Украины ( приказы № 241 и 256 от 20, 29 декабря 1993 г.). Масса груза при поднятии и перемещении ( до двух раз в течении часа при чередовании с другой работой) не должна превышать 10 кг , а при постоянном перемещении в течении рабочей смены – 7 кг. Суммарный вес груза, который перемещается на протяжении каждого часа рабочей смены, не должен превышать, с рабой поверхности- 350 кг, с пола- 175 кг. Законодательство ограничивает работу женщин в ночное время. В соответствии со ст. 175 КЗоТ привлечение женщин к работе в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается острой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Перечень этих отраслей и видов работ с указанием максимальных сроков применения для женщин в ночное время утверждается Кабинетом Министров Украины. Особые нормы по охране труда установлены для женщин, имеющих детей до 3-х лет. Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью до 70 календарных дней до родов и 56- после. В случае осложненных родов или рождения двух или более детей, послеродовой отпуск составляет 70 календарных дней. Работающим женщинам, относящимся к 1-4 категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, отпуск предоставляется продолжительностью 180 календарных дней (90 дней до и после родов). Отпуск и пособие по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщинам в полном объеме, независимо от количества дней, фактически использованных до родов. Право на указанное пособие имеют все женщины, работающие на любых предприятиях, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также неработающие женщины ( в том числе и несовершеннолетние). [17] Согласно ст. 1768 КЗоТ беременным женщинам снижаются нормы выработки , нормы обслуживания или они переводятся на другую работу , являющуюся более легкой и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка. Женщины, которые имеют детей до 3 лет, в случае невозможности исполнения прежне работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка за прежнюю работу до достижения ребенком 3-летнего возраста. Увольнение беременных женщин и женщин, которые имеют детей до 3 лет ( при наличии медицинского заключения – до 6 лет), одиноких матерей при наличии ребенка до 14 лет или ребенка инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации производства. Законодательство о труде предоставляет женщинам и другие льготы с целью охраны их здоровья и создания благоприятных условий для сочетания работы с рождением и воспитанием детей.[6, 211-213] 3.1.2 Охрана труда несовершеннолетнихНесовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношения приравниваются к совершеннолетним , а в области охраны труда , рабочего времени, отпусков и некоторых других условий пользуются дополнительными льготами. Не допускается прием на работу лиц, моложе 16 лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут быть приняты на работу ( в порядке исключения ) лица, достигшие 15 лет. В интересах охраны здоровья запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или тяжелыми условиями труда, а также на подземных работах. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержден указом Министерства охраны здоровья Украины от 31 марта 1994 г № 46. Запрещается также привлекать лиц, младше 18 лет, к поднятию и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Эти нормы дифференцированы в зависимости от возраста и пола несовершеннолетних работников и утверждены указом Министерства охраны здоровья Украины от 22 марта 1996 г № 59. Все лица, младше 18 лет, принимаются на работу только после медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 21 года, ежегодно походят обязательный медицинский осмотр( ст.191. КЗоТ). Нормы выработки для работников до 18 лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников, пропорционально укороченному рабочему времени для лиц, которые не достигли 18 лет. Запрещается привлекать работников младше 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работе в выходные дни. Работникам младше 18 лет ежегодные отпуска предоставляются в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до 18 лет полной длительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления 6-месячного срока беспрерывной работы на данном предприятии, учреждении, организации. Увольнение работников младше 18 лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается , кроме соблюдения общего порядка увольнения , только по согласию соответствующего комитета по делам несовершеннолетних . При этом, увольнение на основаниях, указанных в пунктах 1,2 и 6 ст. 40 КЗоТ, проводится только в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства.[6,213-214] 3.1.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностьюЛица с пониженной трудоспособностью владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и обязанностей. Охрана труда инвалидов и лиц с пониженной трудоспособностью заключается прежде всего в создании для них благоприятных условий труда, что дает им возможность по желанию продолжать трудовую деятельность без ущерба для здоровья. Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), на которые возложено установление инвалидности, определяют для инвалидов условия , характер и виды работ, доступные состоянию здоровья. С целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях с обычными условиями труда, в цехах и на участках , где применяется труд инвалидов, а также заниматься индивидуальной или иной трудовой деятельностью , которая не запрещена законом. отказ в заключении трудового договора или продвижении по службе , увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа , переведение инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы его состояние мешает выполнению служенных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности других лиц или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшением здоровья инвалидов. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время не допускается. При трудоустройстве инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной реабилитационной программой инвалида. Положение про индивидуальную программу реабилитации и адаптации инвалида утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1992 года № 83. Рабочее место инвалида -это отдельное рабочее место или участок производственной площади на предприятии независимо от форм собственности и хозяйствования, где созданы специальные условия для работы инвалида. Рабочее место инвалида может быть обычным, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства, и специализированным, то есть оборудованным специальным техническим оснащением и приспособлениями для работы инвалидов в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания и с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии , профессиональных знаний и умений инвалида. Законом Украины « Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»(от 21 марта 1991 года с изменениями и дополнениями ) установлены специальные гарантии по обеспечению инвалидов рабочими местами . Для предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования устанавливается норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере 4% от общей численности работающих, а если работает от 15 до 25 лиц – в количестве одного рабочего места. Предприятия , где количество работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, ежегодно платят соответствующим отделениям Фонда Украины социальной защиты инвалидов штрафные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии за каждое место, не занятое инвалидом.[5,153-155] 3.2 Зарубежный опыт охраны трудаОдним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере охраны труда представляется использование достижений зарубежных стран. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение как положительного, так и отрицательного мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда. Интересным явлением в трудовом праве стран Запада существование законодательства, норм коллективных договоров про установление льгот по охране труда лиц преклонного возраста- лиц предпенсионного возраста, особенно тех. которые имеют продолжительный трудовой стаж. Льготы касаются сокращения рабочего времени с частичной компенсацией потерь в заработке, переведения на более легкую работу, в частности, освобождение от многосменной работы, дополнительный отпуск. В Швеции с 1976 г. действует закон , согласно которому лица предпенсионного возраста имеют право просить о сокращении рабочего времени на 5 часов в неделю. При этом, может быть компенсировано 50% потерь заработка. В Японии с 1971 года действует закон № 68 ( в редакции 1994 г.) о стабилизации занятости пожилых работников. Закон представляет собой кодекс прав работников преклонного возраста на производстве. В нем предусмотрены многочисленные меры по обеспечению занятости пожилых ,обеспечению комфортных условий труда, предоставление помощи в трудоустройстве таким работникам. Заслуживает внимание создание специальных государственных органов, компетентных заботится про работников в возрасте - центров по использованию их производственного опыта, центров по использованию людских ресурсов «с сединою на висках». Все эти новеллы в трудовом законодательстве отнюдь неслучайны. В настоящее время кадровая политика администрации предприятий в развитых странах не строится на перманентном омоложении работников, на массовом вытеснении из производства лиц предпенсионного возраста. Такая деятельность полностью соответствует новому направлению кадровой политики, направленной на сохранение трудоспособности носителей высокой квалификации , которые демонстрируют, как правило большую старательность в работе, чем молодые работники. Это считается более выгодным, чем заменять пожилых работников на молодых, что требует значительных затрат на профессиональную подготовку. Бесспорен факт стремительно растущей на Западе производительности труда при резко стареющем составе работающего персонала.[10,87-88] Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в скандинавских странах, а в 1980 г. в Нидерландах законов, осуществивших комплексное регулирование охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений, заслуживающих особого внимания. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть приспособлена к физическим и умственным способностям человека; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокращения повторяющихся операций и работ; развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работника; сдельная система заработной платы, в тех случаях, когда она негативно влияет на условия труда, не допускается; работник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя продолжать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию ,делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности работников. Эффективность трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекции труда (в нашей стране ей соответствует служба охраны труда). Между тем действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя законодательство и предоставляет этой инспекции немало полномочий, на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за действия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в административные либо судебные органы, которые далеко не всегда поддерживают позицию инспектора и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспекторам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах закрывать предприятия либо издавать обязательные приказы (например, об эвакуации персонала). Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномочий инспекций труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе. Важным новшеством в законодательстве последних десятилетий стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от производственных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.[11, 173-177] ЗаключениеМожно сделать вывод, что проблема охраны труда на современном этапе не только не утратила актуальности, но и предстала в новом свете, что обусловлено признанием человека высшей социальной ценностью, приоритетности его жизни и здоровья над интересами государства. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека. Состояние охраны труда в нашем государстве находится на невысоком уровне. В условиях, которые не отвечают санитарно- гигиеническим нормам, работает свыше 3,4 млн человек. Обеспеченность работающих средствами индивидуальной защиты не превышает 40-50%. Ежегодные выплаты на возмещение вреда , причиненного жизни и здоровью трудящихся достигают 400 млн гривен. Особую тревогу вызывает возрастание количества аварий с групповыми несчастными случаями. Во время аварий в 1998 года было травмировано 712 работников, среди которых 279 - смертельно.[25] Эти и многие другие факты свидетельствуют , что на многих предприятиях, особенно мелких и средних, условия труда не соответствуют стандартам безопасности и промышленной гигиены, что наносит ущерб здоровью работников, а нередко и угрожает их жизни. Во многом это связано со стремлением работодателей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли. Пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест и малой осведомленностью работающих в вопросах охраны труда, собственники предприятий, учреждений, организаций мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда. Между тем, именно неудовлетворительное состояние охраны труда тяжким бременем ложится на экономику предприятий, организаций, государства в целом. Ежегодно около 17 000 человек становятся инвалидами в результате травм и профессиональных заболеваний. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих не только на безопасность, но и на производительность труда. Одним из приоритетных направлений деятельности государства по улучшение ситуации в области охраны труда является дальнейшее совершенствование законодательства по охране труда. В этой работе нашим законодателям не следует пренебрегать мировым опытом организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.[4] В связи со старением нации давно назрела проблема установления дополнительных гарантий в охраны труда для пожилых работников. По мнению автора, при разработке соответствующих правовых норм стоит учесть достижения зарубежных стран (Японии , Швеции) в решении данного вопроса. В то же время, как доказывает тот же мировой опыт, совершенствование законодательства при всем его значении не в состоянии само по себе обеспечить соблюдение его нанимателями, подлинную безопасность труда, здоровье работников. Решение задач охраны труда должно осуществляться комплексно, путем выполнения конкретных задач организационного, научного, материально-технического и нормативно-правового обеспечения их деятельности в сфере охраны труда. К таким задачам можно отнести, установление дифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда на предприятиях ввести (тогда работодателям будет экономически не выгодно допускать существование небезопасных и ненадлежащих условий труда);[18] организацию реально действующей системы медицинской, профессиональной та социальной реабилитации пострадавших на производстве; обеспечение надежного финансирования затрат, связанных с выплатой компенсаций работникам при утрате трудоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти; обеспечение координации деятельности государственных органов, учреждений, организаций и объединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда , а также сотрудничества и проведения консультаций между собственниками и работниками, между социальными группами при принятии решений по охране труда на местном государственном уровнях. Список литературы : 1. Актуально об охране труда http://www.provisor.com.ua/archive/2003/N19/art_03.htm 2. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране трудаhttp://council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/208-15.htm 3. Баранашник А.В. Правовое регулирование охраны труда. - М.: Издательство Амалфея, 2004. - 192 с. 4. В.А. Петренко Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения 5. Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. - Харьков: Консум, 2004. – 304 с. 6. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с. 7. Довідка про стан виробничого травматизму у вугільній промисловості за 9 місяців 2003 року - http://dnop.kiev.ua/year 8. Зниження рівня виробничого травматизму – один з пріоритетів державної політики - http://dnop.kiev.ua/ 9. Карпачова Н. Состояние соблюдения прав и свобод человека в Украине: Первый ежегодный доклад Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. - К., 200.-С.276. 10. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада. - М: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003. - 160c. 11. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебникдля вузов.-М.:Дело,1999- 295с. 12. Кодекс законов о труде Украины (Научно-практический комментарий)- Х.:ООО «Одиссей», 2001. – 864 с. 13. Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (с изменениями и дополнениями) 14. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.43 15. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.3 16. Никонов Д.А. Стремоухов А.В., Амаглобели Н.Д. Трудовое право. - СПб.: ЮНИТИ , 2003 .- 407 с. 17. О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 2.03.2001. ст. 7 //http://rada.gov.ua/ 18. О Программе Санкт-Петербурга «Охрана труда» на 1998 – 2000годы http://gov.spb.ru/law?d&nd=8311553&prevDoc=8311553 19. Охорона праці в Україні; проблеми, досвід і перспективи www.5ka.ru/87/19615/1.html 20. Правовое регулирование охраны труда Трудовым кодексом России.Рудаков А.А. http://sir35.narod.ru/Legal_agency/Labour_protect18052.htm 21. Про загальнообов’язкове соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві і професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності: Закон України від 23 вересня 1999р.(зі змінами і доповненнями)//Відомості Верховної Ради України. – 1999. - №46-47.- Ст.403 22. Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. – 2003.- № 2. – Ст.3 23. Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. – 2003.- № 2. – Ст.20 24. Проблемы законодательства об охране трудаhttp://ohoronapraci.kiev.ua/ot6_2001_1.htm 25. Сторчак С. Виробництво повинно стати безпечним - http://dnop.kiev.ua/ 26. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник.- М.: Высшая школа, 1997. - 345 с. 27. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. - М.:Проспект,2003. – 317 с. 28. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник.- М.: 1995. - 400 с. 29. Трудове право України: Підручник / За ред. Н.Б. Болотніної, Г.І. Чанишевої. – К.: Т-во «Знання», КОО , 2001. 30. Трудовое право. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/ Ответственный редактор О.В. Смирнов. – М.: «ПРОСПЕКТ»,1999. – 512 с. 31. Трудовое право: Учебник // Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 1996. - 202 с. |