Курсовая работа: Полномочия президента России в законодательном процессе
Название: Полномочия президента России в законодательном процессе Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
КУРСОВАЯ РАБОТА Полномочия президента России в законодательном процессе Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти 1.1 Основные полномочия Президента РФ 1.2 Место Президента РФ в системе органов государственной власти ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе 2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Наша работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны. Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы. Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы: - рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации; - выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента; Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы. При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве. Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации. ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти 1.1 Основные полномочия Президента РФ Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица. Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1] : - полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; - полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания; - полномочия Президента РФ в области внутренней политики; - полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики; - другие полномочия Президента РФ. Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся[2] : - назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента); - право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - право принятия решения об отставке правительства РФ; - представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности; - право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров; - представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации; - внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; - право назначать судей других федеральных судов; - формирование Совета Безопасности; - утверждение военной доктрины Российской Федерации; - формирование Администрации Президента РФ; - назначение и освобождение полномочных представителей РФ; - назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ; - назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; - назначение выборы в Государственную Думу; - право роспуска Госдумы РФ; - право назначения референдума; - право внесения законопроект в Государственную Думу; - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; Кроме того действующим законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ[3] . Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами: - в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; - разработкой федеральных программ; - проведении различного рода организационных мероприятий; - встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.[4] . Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур[5] . В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении. 1.2 Место Президента РФ в системе органов государственной власти Изучим место Президента РФ в системе органов государственной власти России. Сразу оговоримся, что в Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики. Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6] . В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей. Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7] власти. Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента[8] . Статус президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9] . Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др. Таким образом, подведем основные предварительные итоги нашего изложения: - полномочия Президента Российской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся к деятельности других государственных органов; - основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания;в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе; - дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей; - в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента. Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении. ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем. Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права. Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов. Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает[10] . Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11] . Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование. Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето[12] . Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса[13] . Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе[14] . В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер[15] . Также надо отметить, что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована и потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвящена следующая часть нашей работы. 2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов. К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Указами главы государства оформляются: - решения нормативного характера; - решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации; - о гражданстве; - предоставлении политического убежища; - награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации; о помиловании[16] . Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации[17] . Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"[18] . Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве[19] . Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы: - законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето; - в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер; - исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации; - издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента; - в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы. Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания;в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе. Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества. Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер. Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. В то же время, в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для страны проблемы. В этом случае это делает Президент. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I. Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – ст. 445. II. Специальная литература. 1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с. 2. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с. 3. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с. 4. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с. 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с. 6. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с. 7. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с. 8. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с. 9. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с. 10. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с. 11. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с. 12. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с. 13. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39. 14. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с. [1] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 18-19. [2] Приводится по: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 230. [3] Подробнее см. напр: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с. [4] Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. С. 118. [5] Мишарин А.Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 12-14. [6] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 96-97. [7] Там же, стр. 101. [8] Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. С. 18. [9] Виев Г.А. Указ. соч. С. 17. [10] Виев Г.А. Указ. соч. С. 86. [11] См. напр.: Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. С. 87-89. [12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 318. [13] Там же, стр. 320. [14] Там же, стр. 321. [15] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 120. [16] Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. С. 130. [17] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 120. [18] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 128-129. [19] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 210. |