Реферат: Правовое положение ОВД районов,городов
Название: Правовое положение ОВД районов,городов Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Правовое положение органов внутренних дел районов, городов. Органы внутренних дел районов и городов (далее горрайорганы) являются основным звеном системы МВД по следующим обстоятельствам: 1. Система горрайорганов наиболее хорошо структурирована. Она складывалась на протяжении всей истории России, и охватывает все без исключения населенные пункты и объекты. Система горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т. д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип. 2. Горрайорганы—самое многочисленное звено системы. 3. Горрайорганы—основной исполнитель титульных функций системы МВД, т. е. они, обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают, раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений, выполняя большой объем работы. 4. Горрайорганы находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Они являются тем звеном системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью, органами власти и управления. В силу этого от их работы зависит формирование общественного мнения о системе МВД в целом, ее оперативно-служебных приоритетах, ориентированности и способности выполнять стоящие перед ней задачи. Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро меняющейся оперативной обстановки. Это связано с подвижностью, мобильностью населения, сосредоточением значительного числа граждан в общественных местах, на транспорте, высоким уровнем миграции, концентрацией маргинальных элементов, от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения преступлений. Реализация задач, решаемых ГОВД, требует ресурсного обеспечения как традиционно существующими, так и создаваемыми службами и подразделениями, а также временными структурными целевыми образованиями. Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД. Здесь можно выделить ГОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические центры, портовые, пограничные города, Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимально нее соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города. Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном построении (малочисленность личного состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов; упрощенная структура управления). В сельской местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции, представители которой находятся ближе к населению, имеют значительную по площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими участковыми инспекторами круг задач. Основу органов внутренних дел составляет милиция, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ “О милиции”. Легальное современное определение «милиции» дается в ст. 1 Закона, «милиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами ». Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность. В настоящее время правовую основу деятельности милиции составляет действующее законодательство Российской Федерации. В первую очередь, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, нормативными правовыми актами МВД России. Весь этот комплекс законодательных и иных нормативных актов можно назвать «законодательством о милиции». В виду того, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации на деятельность органов милиции распространяет свое действие Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927. Среди иных указов президента РФ необходимо выделить: - Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" - Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации". Наряду с указами президента РФ к правовому регулированию положения органов милиции применимы и Постановления правительства РФ. Отметим наиболее важные: - Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации". - Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 «О подразделениях криминальной милиции»; - Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 «О структуре милиции общественной безопасности, создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета» ; - Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589; Свои функции органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, поиском и ликвидацией террористических групп, освобождением заложников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и безопасности и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Кроме того, на органы внутренних дел возложены большие и ответственные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при осуществлении мероприятий гражданской обороны в мирное время, в период общей готовности и в военное время. Конкретные задачи поставленные перед органами милиции закрепляются в ст. 2. Закона «О милиции». Ими являются: ·обеспечение безопасности личности; ·предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; ·выявление и раскрытие преступлений; ·охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; ·защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ·оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом. И, если иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом «О милиции», то расшифровка их содержания и конкретизация (а иногда и спецификация) содержатся в различных уставах и положениях. Так, например, Устав Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве закрепляет следующие основные задачи: - борьба с организованной преступностью, выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций); - подрыв экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций); - борьба с коррупцией в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления; - борьба с преступлениями в сфере высоких технологий; - проведение в установленном порядке оперативно-технических мероприятий; - проведение в установленном порядке оперативно-поисковых мероприятий; - обеспечение собственной безопасности. Система милиции – представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев. И, прежде всего милиция в Российской Федерации в соответствии со ст.7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности . В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации. Криминальная милиция Основными задачами криминальной милиции, в соответствии со ст.8 Закона «О милиции» являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. В криминальную милицию органов внутренних дел районов, городов, районов в городах входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований, а также могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола. Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации. И этим постановлением является указанное выше Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 "О подразделениях криминальной милиции". Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Милиция общественной безопасности В соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются законодательством Российской Федерации. Основными задачами милиции общественной безопасности, в соответствии со ст. 9 Закона «О милиции», являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности, оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О милиции", за исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности также является органом дознания. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926. В милицию общественной безопасности входят: 1) дежурные части[1] ; 2) участковые инспектора милиции; 3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; 4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; 7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; 8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 9) отряды милиции особого назначения; 10) подразделения: а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы милиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств. Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований. Анализ специфики деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различных служб характеристик: 1) деятельность милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды; 2) деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности; 3) нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности; 4) как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники; 5) работникам милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти; 6) милиция обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и тд.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия); 7) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам; 8) деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны; 9) милицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе; 10) на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции. МВД России уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайорганов, повышению эффективности их работы. В целях предупреждения преступлений подразделения горрайорганов внутренних дел: Осуществляют ежемесячный анализ криминогенной обстановки на обслуживаемой территории (объектах обслуживания). Определяют и реализуют организационные и практические меры по предупреждению преступлений. Осуществляют подготовку материалов по комплексной оценке результатов работы сотрудников подразделений по предупреждению преступлений, разрабатывают мероприятия по ее активизации. Информируют в установленном порядке органы местного самоуправления, а также организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслуживания), о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с изложением конкретных предложений по их устранению. Привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к проведению мероприятий по предупреждению преступлений. Тем не менее, в организационной деятельности горрайорганов имеются проблемы, связанные с поддержанием служебно-боевой готовности, повышением роли дежурной части как органа оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, оперативным управлением силами и средствами, повышением профессиональной подготовки личного состава (в том числе поиск новых форм, методов работы по раскрытию тяжких преступлений), улучшением системы финансового, материально-технического, информационного и другого обеспечения. В настоящее время совершенствование управления горрайорганами осуществляется по следующим направлениям. 1. Четкая постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности. 2. Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству подчиненными подразделениями со стороны МВД России, МВД, ГУВД, УВД, субъектов Федерации, горрайорганов. 3. Оптимальное соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД. 4. Укрепление правовых основ организации и функционирования ОВД. 5. Оптимизация организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников ГУВД, УВД, горрайорганов по корректированию оргструктур и перераспределению штатной численности. 6. Совершенствование процессов управления. 7. Создание надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно низового звена, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормативами. 8. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов оперативно-служебной, организаторской деятельности. 9. Улучшение стиля и методов управления. Задача №1Проводя рейд, уполномоченный ГИБДД Скляров задержал водителя Козлова, управляющего автомобилем ВАЗ-2106 в нетрезвом состоянии. Какие меры могут быть приняты к Козлову? К Козлову должны быть приняты меры, предусмотренные статьёй 12.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), по которой за данное правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Задача № 2От Каменевой в РОВД поступило заявление о том, что ее муж злоупотребляет спиртными напитками и угрожает ей расправой. Участковый уполномоченный Смирнов установил, что Каменев является членом охотного общества и имеет охотничье ружье, за бесцельную стрельбу из которого привлекался к административной ответственности и дважды предупреждался устно. Изложите действия участкового уполномоченного. В соответствии со статьёй 20.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах) на Каменева правомерно наложить административный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой. Так как это вторичное привлечение к административной ответственности в течение года, то в соответствии со ст. 26. Закона " Об оружии" (Аннулирование лицензий или разрешений) Каменева можно лишить разрешения на хранение оружия и конфисковать его. Принятию решения об аннулировании разрешения по данным основаниям должно предшествовать предварительное письменное предупреждение Каменева органом, выдавшим это разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены. Библиографический список литературы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.09.2005 N 124-ФЗ). 3. Закон РСФСР "О милиции "от 18 апреля 1991г. №1026-I (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ). 4. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон от 12.08.95 г. N 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). 5. Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ). 6. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации". 7. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927. " Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации". 8. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288). 9. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. Постановления Правительства от 24 июня 2003 г. N 362). 10. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 « О подразделениях милиции общественной безопасности ». 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 66, от 04.08.2005 N 489). 12. Приказ МВД РФ от 14 сентября 1993 г. № 420 «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте». 13. Приказ МВД РФ от 20 сентября 1994 г. № 260 «О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных отделов внутренних дел на транспорте». 14. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации». 15. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 « О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». 16. Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений". 17. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая /под ред. проф. А.П. Коренева. – М.: «Щит – М»,2001. 18. Астафьев Л.В. Расширение прав начальников горрайорганов внутренних дел – объективная необходимость // Вестник МВД России.-1994.- № 1. 19. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридич. лит., 1999. 20. Игонькина С.И. Милиция в механизме Российского государства: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД России, 1996. 21. Кондрашов Б. П. Российский закон о милиции / Б. П. Кондрашов, [1] Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел. |