Реферат: Образование Древнерусского государства
Название: Образование Древнерусского государства Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Реферат выполнил Сергей Севостьянихин РГУ I . .Введение. Однажды мне встретилось высказывание известного научного деятеля П.Я.Чаадаева, который сказал так : «Обратимся еще раз к истории: она- ключ к пониманию народа.» Я вижу в этом высказывании двоякий смысл: автор обращается ко всем и к каждому в частности. Знать и понимать историю происхождения своих предков, своей Родины - это долг каждого человека. Именно это заставляет нас уважать своих родственников, близких, все что нас окружает, а знание опыта наших древних предков рождает в нас гордость за свое Отечество. Такие мысли натолкнули меня на выбор темы моего реферата. Я хочу самостоятельно определить место и роль своего народа. Исходя своего интереса и мыслей, попытаюсь сделать это, написав работу на выбранную мной тему: « Образование Древнерусского государства.» Итак, « откуда есть пошла русская земля?» II . Образование Древнерусского государства. 1.Происхождение славян. а) Нестор о происхождении славян. Еще в начале XII века русский летописец, монах Киево-Печорскойго монастыря, Нестор начал составлять летопись «Повесть временных лет», где задался вопросом « откуда есть пошла Русская земля.» Хотя в его понимании о происхождении славян немало наивного и мифологического, он совершенно точно определил. Что славянство лишь часть общеевропейского потока народов.Опираясь на библейское сказание, что после « великого потопа » сыновья Нояразделили между собой землю, Нестор полагает, что один из них - Иафет – взял под свое покравительство «полунощные земли и западные», то есть страны Европы и, где и расселились все, кто пришел туда вместе с Иафетом: Русь, чудь (прибалтийские народы) , ляхи (поляки), прусы (исчезнувшее балтское племя, давшее название Пруссии), свеи (шведы), урмане (норвежцы), агняне (англичане), фряги и римляне (итальянцы), немцы и другие. Нестор рассказывает о расселении европейских народов и помещает славян на Дунае , там, где позднее стали жить венгры и болгары, но все же летописец не вполне уверен в своей гипотезе. Он не исключает, что славяне жили и в земле скифов, которые в VI-IV века до нашей эры занимали огромные пространства Восточной Европы, в том числе Поднепровья и Северного При- Черноморья, даже обитали в земле хазар, которые осели в степях Приазовья и Нижнего Поволжья. Но дунайская прародина славян была все-таки ближе Монаху; именно, с дунайских берегов, из Прикарпатья и переместились в Среднее Поднепровье древние славяне, а оттуда уже разошлись по иным местам. б) Индоевропейцы. В результате изучения археологических находок и анализа развития древних языков учёные пришли к выводу, что вся “Афетова часть” народов, куда входили и славяне, расселилась по территории Европы в период неолита – нового каменного века, который начался в VI-III тысячелетиях до нашей эры. И в эти тысячелетия на территории Европы и Азии появились так называемые индоевропейцы, которые сливались с местными жителями и создавали новые общности людей. Из индоевропейцев в дальнейшем выделилось восточная группа языков и народов ( индийцы, иранцы, армяне, таджики) , западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки) и славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, хорваты, словенцы и другие). Нестор упоминает , что было время, когда по всей Европе был « род един и язык един» , ведь до III тысячелетия до нашей эры индоевропейцы еще представляли собой единое целое, говорили на одном языке , молились одним богам. в) Появление славян. На рубеже III-II тысячелетий до нашей эры , в период существовавшего тогда бронзового века , когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племен, они начали обосабливаться друг от друга и говорить на индоевропейских диалогах, схожих между собой. Итак, во II тысячелетии до нашей эры предки славян обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами, принадлежало им область в районе реки Вислы , но в следствии начала миграций славян к середине II тысячелетия до нашей эры они занимают территории до реки Одер- на западе, до реки Днепр - на востоке, до реки Дунай – на юге, до реки Припять – на севере, заселив большую часть Восточной Европы. Со второй половины II тысячелетия до нашей эры единообразие праславянского мира нарушается . Европейские племена овладевают бронзовым оружием , выделяют в своей среде конные дружины , их военная активность усиливается. Потому наступает эпоха войн, завоеваний, переселений. На рубеже II – I тысячелетий до нашей эры в Европе появляются новые общности, состоящие из разноязыких племён, воздействующих друг на друга. Сосредотачиваются эти общности в двух местах: одна из них располагается в северной половине Центральной Европы, очерчивая западную часть праславянского мира, а также кельтских и иллирийских племён. Эта группировка носила название венеды. В восточной же части праславянского мира складывается группировка с центром в Среднем Поднепровье. Именно здесь появились восточные славяне и возникло государство Русь. Они заняли половину европейского континента – от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства населяла значительную часть Великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Чёрного (Русского) моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Именно в этих районах, в плодородной степи, ярче всего проявлялись во все эпохи элементы прогрессивного исторического развития славянства: здесь строились задолго до Киевской Руси грандиозные « Змиевы валы», ограждавшие Поднепровье от кочевников, здесь возникли три старейших города – Киев, Переяславль, Чернигов, с которыми тесно связаны три митрополичьих кафедры, созданные на Руси аж в XI веке, которые исторически обусловили ядро Киевской Руси. г) Древнее общество восточных славян. Прежде чем превратиться в отдельный мир восточнославянских племён весь славянский мир претерпел ряд серьёзных изменений и катаклизмов, начиная с X-VII веков до нашей эры. Ведь в течении нескольких веков существовала балто- славянская общность, имеющая общие традиции, хозяйство, язык. В дальнейшем эти народы отсоединились друг от друга, мало того, этот период обозначился первым серьёзным нашествием степняков- кочевников на поднепровские земли. Конные племена киммерийцев обрушились на землевладельцев Поднепровья. Противоборства продолжались долгие годы. В VI – IV веках до нашей эры восточные земли подвергались набегам скифов – иранских кочевых племён, у которых уже существовало мощное государство во главе с царями. Но несмотря на такие серьёзные испытания, восточные славяне продолжают совершенствовать свою хозяйственную и общественную жизнь: к этому периоду относят зарождение первых славянских племён. И снова во II веке до нашей эры наши предки испытали новый натиск врагов: из низовьев Дона, из черноморских степей на север и в Среднее Поднепровье продвигались кочевые орды сарматов. Лишь ко II веку нашей эры разрушительное воздействие сарматских нашествий было преодолено, его сменил мирный труд славян в районах Днепра и Днестра до V века нашей эры, а также их расселение на задунайских берегах, вдоль р. Припяти, р. Десны, р. Оки. Тесное взаимодействие восточных славян дало большие плоды, а именно первый мощный союз , общественную организацию восточных славян – анты (V век нашей эры ), воздействие этого союза распространилось на районы Среднего Поднепровья, Подунавья, бассейны Днестра и Буга, а также Балканского полуострова и Византийской империи. В этот период восточнославянские племена достигли расцвета своего существования, они завоевывали земли, развивали свой быт, заявляли о себе соседним уже сформировавшимся государствам Европы и Азии. д) Великое переселение народов и восточнославянских племен. Возникновение государственности у славян относится, как известно, к эпохе раннего средневековья. Это было время, когда ушла в прошлое старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю на юге и западе континента и варварские плесмена ( германские, славянские, бартские, иранские ) на ее севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась в результате миграции этих племен в IV- VIII веках нашей эры, получившей название Великое переселение народов. Переселению славян и германцев способствовали качественные сдвиги в развитии орудий труда, разложении родоплеменного строя и выделения знати , стремившейся к обогащению за счет военной добычи. Это явление носило территориально- политический характер, влекла за собой расслоение славян на племена, название которых образовывалось от местности обитания : особенностей ландшафта или названия реки. Славянские общности имели двухступенчатую структуру : несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить, как племенные княжества, составляли, как правило, более крупные – союзы племенных княжеств. Создание территориально – политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности на территории, вошедшей в состав Киевской Руси.К VIII веку нашей эры было известно 15 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье ( от низовьев Припяти и Десны до р. Роси ) обитали поляне, то есть жители полей ; к северо – западу от них – древляне, то есть жители лесов; к западу от них, до Западного Буга, - волыняне, бужане; в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах Десны и Сейма располагались радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной, к северу от древлян, обитали дряговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием. Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Подчинённую роль играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой стала преимущественно малая семья.Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами , лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI – VIII веков. Расселение ускорило выделение знати, повсеместное распределение пашенного земледелия, использование железных орудий труда , что создавало возможность получения продукта , достаточного для содержания господствующего социального строя и развития государственности у славян. Основу этого социального строя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в VI – VII веках, а к IX веку он выдвинулся на ведущую позицию в обществе. 2. Появление государства у восточных славян. а) Первые упоминания о Руси. Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе. Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья. Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников. б) Основание Киева. Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства. Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен . История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству. в) Образование государства у восточных славян . К началу VIII века имя Русь стало применяться к восточным славянам – это говорит о возникновении государственности у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь. Накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен , объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель . Именно здесь на привольных черноземных землях , в условиях благоприятного климата , на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения . Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия , скотоводства , огородничества , совершенствовались железоделательное , гончарное производство , зарождались другие ремесленные специальности . Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира . Улучшались орудия труда . Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг , при уборке урожая стали использовать серпы . Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое . С каждым годом расширялись пахотные земли , широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли . Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях , заменяя собой подсечное земледелие , которое характеризовалось очищением земли из-под леса , использованием ее до истощения , а потом забрасыванием . Широко стало практиковаться унаваживание почвы . А это делало урожаи более высокими , обеспечение жизни людей более прочным . Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому , что отдельная семья , отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода , сородичей . Единое родовое хозяйство стало распадаться , огромные дома , вмещающие до ста человек , все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам . Общая родовая собственность , общая пахотная земля , угодья стали распадаться на отдельные участки , принадлежащие семьям . Появившееся плуг с железным лемехом , железный топор , лопата , мотыга , лук и стрелы , стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека , отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины . Теперь она стала соседской , где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности . Так зарождалось право частного владения , частной собственности , появилась возможность для отдельных сильных семей Освоить большие участки земли , получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности , создать определенные их излишки накопления . В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей , старейшин , племенной знати , воинов , окружавших вождей . Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих , углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников . Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда . Сами ремесленники стали селиться там , где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия . Такими местами становились , конечно , поселения , расположенные там , где находились святыни , куда прибывало множество людей на поклонение .Это способствовало образованию городов , развитию торговых связей. Города зарождались как поселения , которые выполняли единовременно все политические , хозяйственные , религиозные , военные задачи . Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры , объединяя огромные территории между собой , которые приобрели статус государства . г) Формирование Киевской Руси как государства . Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств . Оно шло в двух основных формах : в Великой Моравии , на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов ; в Сербии , Хорватии , Словении – в пределах одного союза племенных княжеств . За исключением территорий к югу от Дуная , отнятых славянами у Восточной Римской империи , славянские государства возникли в областях , не входивших в зону античной цивилизации , и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем . Государство восточных славян возникло в IX – X веках . Столицей его стал город Киев . Отсюда повелось название государства – Киевская Русь . Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя , который уже содержал признаки общественного неравенства , будущих классовых отношений . Вожди племени теперь превращались в князей , в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен . Они отмечались богатством , наличием сподвижников и военной поддержки . Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска . Более важную роль играла дружина , лично преданная князю . Она отделялась от племенного ополчения , основной работой которого была война , особенностью-привилегированность в обществе . Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды , которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече . Затем среди людей свободных стали выделять тех , кто должен был им подчиняться – слуг . На низших ступенях общества стояли « холопы » - бедняки общины , неимевшие своих семей и хозяйства . А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники , занимающиеся принудительным трудом . Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную , разветвленную систему , в которой четко различались социальные различия . Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты , как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества ( вече , ополчение из крестьян и ремесленников , суд на основе обычаев ) . д) Подчинение восточнославянских племен русским князьям . В VIII – X веках киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств . Ведущую роль в этом играла , конечно , военно –служилая знать – дружина . Некоторые из союзов были подчинены в два этапа . .На первом они лишь выплачивали подать – дань , сохраняя внутреннюю автономию . Дань собиралась посредством полюдья – сбора дани с васальных племен с глубокой осени до весны . На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов киевскому князю . Местное княжение ликвидировалось , и представитель киевской династииназначался как наместник . При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый « град » : Владимиро – Волынский , Туров , Смоленск и т. д. Земли древлян , дряговичей , радимичей , кривичей были подчинены в IX веке. Вятичи все же долго боролись за свою независимость . Волыняне и хорваты сразу подчинились Киеву , но лишь в конце X века . Земли уличей и тивирцев заняли печенеги , тоже в X веке . е) Первые русские князья . Как говорилось раньше , родоначальником княжения на Руси стал Рюрик , приглашенный из Скандинавии славянскими племенами . Но после его смерти в 879 году , престол в Киеве захватил его приемник – Олег – объединив два важнейших центра восточных славян : Киев и Новгород . Согласно летописным данным , в 882 году Олег выманил из Киева и убил Аскольда и Дира – варягов , освободивших полян от дани хазарам . Затем он подчинил древлян , северян , радимичей . Князь правил в Киеве 33 года . Легенда о его смерти воспета А. С. Пушкиным в « Песне о Вещем Олеге » . Таким образом , более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси , а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область . Приемником же Олега стал Игорь ( 912 – 945 ) , по летописи – сын Рюрика , который был убит при сборе дополнительной дани с древлян в 945 году . Его вдова , Ольга , жестоко отомстила древлянам , раззорив их земли и истребив знать . ж) Деятельность первых русских князей. Уже во времена правления Рюрика русская рать осущесвляла боевые походы на крымские владения Византии , передвигаясь на быстроходных ладьях по Черному , Азовскому , каспийскому морям , завоевывая побережье Крыма от Херсонеса до Керчи . В следствие этих походов и случайного тяжелого недуга Рюрик первым принял крещение . Благодаря Рюрику к началу IX века Русь освободилась от выплачивания дани хазарам . После Византии Рюрик направился в Малую Азию , завоевывая земли вдоль Днепра , в районах Черного и Азовского морей , Волги , Каспия , а также покоряя греков и хазар , аваров и прибалтов . Итак , Рюрик положил начало зарождению мощной державы с определенными военно – стратегическими интересами . Олег же , прийдя к власти укрепил ее , приняв титул великого князя , сделав других князей своими данниками . Он также осуществлял походы на Византию. Это было одно из важнейших направлений русской внешней политики , ведь походы киевских князей , заканчивающиеся победой , открывали важнейшие торговые пути , которые сулили процветание и укреплпние едва сформировавшемуся древнерусскому государству . Следует также сказать , что первым русским князьям принадлежит инициатива присоединение к титулу « князь » восточного титула « каган ». Этот акт символизировал независимость от Хазарии – турского государства , сложившегося в VII веке в междуречьи низовий Дона и Волги , которое тоже носило название Хазарский каганат . 3. Киевская Русь в конце IX века. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце IX века , хотя и не до конца . Но к этому времени была ликвидирована автономия почти во всех восточнославянских союзах племенных княжеств , кроме вятичей , волыняней и хорватов . Изменилась и форма взимания дани. Полюдье было ликвидировано . Дань взималась теперь наместниками киевского князя . Две трети ее отправлялось в Киев , а оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместниками . Территории , управляемые княжескими наместниками , получили название – волость .В целом же в IX веке государство именовалось « Русь » , « Русская земля » . Название распространилось со Среднего Приднепровья на всю территорию , подвластную великим киевским князьям . III . Заключение . Итак , в IX векенашей эры у восточных славян сложилосьфеодальное государство Русь , общая историческая колыбель трех народов : русских , украинцев и белорусов . По имени своей столицы эту державу восточных славян назвали Киевской Русью . От Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV –XVII веков , к Российской империи XVIII – начала XX века и , наконец , к современному государству – России XXI века . Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси , но и выяснить вопрос о том , каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство , которое является нашей Родиной . Этот вопрос интересует ученых и поныне . Чтобы ответить на него , нужно понять исторические корни русского и других славянских народов , выявить их место на древней географической карте Европы , понять их взаимоотношения с другими европейскими народами . Эти вопросы передаются из поколения в поколение , в то время как Россия считается единственной в мире страной , своеобразным мировым мостом , где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия , и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние. Список литературы С.Г. Горяйнов , А.А. Егоров . История России IX – XVIII в. в. Ростов – на –Дону . « Феникс ». 1996 год . Джон Феннер . Кризис Средневековой Руси . Москва . « Прогресс ». 1989. Учебное пособие : История России . Москва . « Дрофа ». 2000 год . Б.А. Рыбаков . Киевская Русь и русские княжества . Москва . « Наука ». 1993 год . А.Н. Сахаров , В.И. Буганов . История России с древнейших времен до конца XVII века . Москва . « Просвещение ». 1997 год . |