Реферат: Прием иностранца на работу
Название: Прием иностранца на работу Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Представим ситуацию. Руководитель предприятия приводит в отдел кадров человека и говорит: «Он будет у нас работать. Ваша задача - его оформить». Кадровик принимает необходимые документы от нового работника, и тут в его руках оказывается не паспорт, а вид на жительство. Что же делать дальше? Первое, что должен сделать опытный работник отдела кадров, - спокойно во всем разобраться. Нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК). Под работником в трудовом законодательстве подразумевается лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ч. 8 ст. 1 ТК). Как видим, законодатель не указывает на то, что работником в нашем государстве может быть только его гражданин, следовательно, можно предположить, что и гражданин иностранного государства (далее - иностранец) или лицо без гражданства также могут трудиться на территории Республики Беларусь. Другой вопрос: на каких условиях? Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.10.2006) иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства, а лицами без гражданства - лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Такое же определение дано в Законе Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2008) (далее - Закон). Согласно ст. 11 Закона иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности, но с оговоркой, что осуществляют они это право в соответствии с белорусским законодательством. В этой же статье сказано, что иностранцы, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, в правах и обязанностях приравниваются к гражданам Беларуси и, следовательно, имеют равное право на труд. То есть практически в любой сфере правоотношений, в том числе и в трудовой, эти лица имеют права и несут такие же обязанности, как и белорусские граждане. Необходимые документы для оформления иностранного работника Вид на жительство выдается иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (они имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь). Иностранцы же, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью только при наличии специальных разрешений. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2002 № 1258 «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.06.2008) иностранцы могут заниматься трудовой (предпринимательской деятельностью) при получении специального разрешения, выданного подразделениями по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (подразделениями по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций)). Порядок выдачи вышеуказанных разрешений определен Инструкцией о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23.11.2004 № 264 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2009). Для получения специального разрешения в подразделение по гражданству и миграции соответствующего исполкома (администрации) подаются следующие документы: Пакет документов подается юридическим лицом, которое планирует принять иностранца на работу. Более того, согласно утвержденной форме заявления в нем, помимо указания должности (профессии), на которую принимается иностранец, должно содержаться обоснование принятия лица на работу (если обоснование принятия иностранца посчитают «несерьезным», в выдаче специального разрешения откажут) и должна быть ссылка на лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, в рамках которой юридическое лицо и принимает на работу иностранных граждан. Ранее еще требовалось предоставить заключение о возможности приема на работу иностранца Комитета по труду, занятости и социальной защиты соответствующего исполкома. На данный момент подразделение по гражданству и миграции самостоятельно получает такое заключение. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче специального разрешения принимается подразделением по гражданству и миграции в течение 15 календарных дней со дня подачи документов. Срок, на который выдается разрешение, составляет 1 год. Срок действия разрешения может быть продлен на 1 год. Порядок продления срока действия идентичен порядку получения разрешения. Но необходимо помнить, что разрешение выдается на основании имеющейся у юридического лица лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Срок действия разрешения иностранца на занятие трудовой деятельностью зависит от срока действия этой лицензии. Срок действия специального разрешения, выданного иностранцу, прекращается в случае истечения срока действия лицензии. Естественно, что при наличии соответствующих причин, в выдаче иностранцу разрешения на занятие трудовой деятельностью может быть отказано, или само разрешение впоследствии может быть аннулировано. Оформление трудовых отношений Подавая документы, юридическое лицо обязуется перед выдающим разрешение органом предоставить ему для регистрации заключенный в последующем с работником-иностранцем трудовой договор. Трудовой договор должен быть зарегистрирован не позднее месяца со дня его заключения. Заключаемый с иностранцем трудовой договор должен соответствовать определенным условиям и содержать установленные законодательством данные. Нормы, регулирующие особенности осуществления трудовой деятельности лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, на территории нашего государства закреплены в Законе Республики Беларусь от 17.06.1998 № 169-3 «О внешней трудовой миграции» (Новая редакция Закона вступает в силу с 3 июля 2009 г. До 03.07.2009 Закон действует в редакции по состоянию на 21.07.2008). В трудовом договоре с иностранцем, который должен быть заключен в письменном виде и на понятном иностранцу языке, в обязательном порядке должны быть отражены: Права и гарантии иностранного работника Работник-иностранец (работающий на основании разрешения) имеет те же права, что и работник-гражданин Республики Беларусь. В случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка работник-иностранец пользуется льготами и пособиями в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Но необходимо помнить, что работник-иностранец подлежит добровольному государственному социальному страхованию, и уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) за него будет производиться только при условии изъявления им желания на их уплату. Желательно, чтобы это условие было отражено в заключенном с ним трудовом договоре (контракте). В этом случае на него оформляется свидетельство государственного социального страхования, производятся отчисления в Фонд, и работник, не являющийся гражданином Республики Беларусь, имеет право на все предусмотренные законодательством социальные гарантии. На такого работника распространяются льготы и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь, для работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности, штата работников нанимателя. Более того, в подобной ситуации соответствующие государственные органы принимают меры по вовлечению трудящегося-мигранта, насколько это возможно, с его согласия, в другие равноценные трудовые отношения на срок действия заключенного трудового договора. При нарушении условий трудового договора нанимателем Республики Беларусь Департамент и подразделения по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь оказывают содействие трудящемуся-мигранту в получении причитающихся ему льгот и компенсаций, досрочном расторжении трудового договора и возвращении в страну выезда за счет нанимателя. Доходы же работников-иностранцев подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от их желания. Единственное, стоит учитывать, что во избежание двойного налогообложения доходов с рядом стран у Республики Беларусь заключены соответствующие международные договоры. Но все эти вопросы возникают в том случае, если у юридического лица, выступающего потенциальным нанимателем, есть соответствующее разрешение на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Требования, предъявляемые законом к нанимателю Порядок и условия выдачи лицензии определяются Положением о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 № 1335 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2008). Выдает лицензию Министерство иностранных дел Республики Беларусь, которое, в свою очередь, запрашивает заключение подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов о возможности выдачи лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. То есть даже при получении лицензии сначала необходимо будет согласовать кандидатуру «первого» потенциального работника-иностранца и форму трудового договора (контракта) с ним в соответствующем подразделении по гражданству и миграции и после этого обращаться в Министерство внутренних дел Республики Беларусь за лицензией. Затем в подразделении по гражданству и миграции необходимо будет получить специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью для указанного работника (следует также помнить, что каждый иностранец по прибытии в течение 3 суток должен быть зарегистрирован по месту проживания). При нарушении (грубом нарушении) законодательства лицензия может быть приостановлена или вообще аннулирована. Аннулирование лицензии на осуществление деятельности по привлечению иностранной рабочей силы у юридического лица влечет аннулирование специального разрешения на трудовую деятельность у работника. А наниматель, помимо контроля за тем, чтобы на работу принимались только иностранцы, имеющие соответствующие разрешения, и последующей регистрации заключенных с ними трудовых договоров (контрактов) обязан после заключения трудового договора (контракта) с иностранцем представлять в подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения статистическую отчетность по установленной форме, в которой содержится информация и о самом юридическом лице, и о принятом работнике. Ответственность нанимателя Еще раз обращаем внимание на то, что нанимателю необходимо быть внимательным с приемом на работу вышеуказанной группы работников, поскольку и прием на работу иностранцев без специального разрешения, и введение их в заблуждение, и представление в подразделения по гражданству и миграции (и другие государственные органы) ложных сведений о характере трудовой деятельности влекут ответственность нанимателя. Во-первых, это лишение права на осуществление соответствующей деятельности (лицензии), приостановление и аннулирование лицензии. Согласно ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях непринятие нанимателем (либо его должностным лицом) установленных мер по своевременной регистрации иностранцев, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении определенного срока пребывания в Республике Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой деятельности с нарушением установленного порядка - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин. Если такие нарушения совершены повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, то наниматель (его должностное лицо) несет ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин. А для самого иностранца нарушение правил занятия трудовой деятельностью повлечет ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин с депортацией или без нее. Итак, принимать иностранца на работу или нет - решать нанимателю. Сможет он обосновать необходимость привлечения иностранной рабочей силы при наличии большого количества национальных специалистов - проблема нанимателя. Но в любом случае следует помнить, что прием иностранца предполагает оформление и получение ряда документов как до его принятия, так и после, и соблюдение специальных норм законодательства. Список использованныых источников 1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Минск « Беларусь » 1997. 2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999г. Минск Амалфея, 2000. 3. Жилищный Кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999г. № 248-З. Принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года. Одобрен Советом Республики 8 февраля 1999 года. Юридическая база «ЮСИАС». 4. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с. 5. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлов. Трудовое право, – М.: ЮНИТИ, 2002. – 463с. 6. Гражданский процесс. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Т. А. Беловой, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевича - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с. 7. Седугин П. И. Жилищное право. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1999 г. 8. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. и дополненное – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447с. |