Реферат: Расчеты бюджетных организаций с фондом социальной защиты населения по взносам на профессиональное пенсионное страхование
Название: Расчеты бюджетных организаций с фондом социальной защиты населения по взносам на профессиональное пенсионное страхование Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАСЧЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЗНОСАМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ Порядок начисления и уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджетных и коммерческих организациях регулируется одним пакетом нормативных правовых актов, послуживших основанием для написания данной публикации. Профессиональное пенсионное страхование введено в Республике Беларусь с 01.01.2009 Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 №322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон о ППС). Согласно ст.1 Закона о ППС профессиональное пенсионное страхование - это система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее - особые условия труда), и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда В соответствии со ст. 9 Закона о ППС средства профессионального пенсионного страхования формируются из взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения, а также иных не запрещенных законодательством источников. Размещаются данные средства в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы (ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»); являются республиканской собственностью; не могут расходоваться на цели, не предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании; на них не может быть обращено взыскание по долгам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд), уполномоченного банка, страхователей и застрахованных лиц. До 01.01.2009 финансирование пенсий за работу с особыми условиями труда осуществлялось из средств общей пенсионной системы. В ст.5 Закона о ППС определены категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, а в ст.11 закреплено право этих работников на досрочную профессиональную пенсию. Такие категории работников имеются и в организациях непроизводственной сферы (в том числе в бюджетных организациях). Одним из условий отнесения работников к перечню застрахованных лиц, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, является проведение оценки условий труда на конкретных рабочих местах: В табл. 1 приведены категории работников непроизводственной сферы, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию, на которые имеется прямое указание в Законе о ППС (подп.1.13–1.15 п.1 ст.5). Таблица 1 Работники непроизводственной сферы, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию (извлечение из ст.5 и ст.11 Закона о ППС)
Законом о ППС определено, что списки и перечни соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее - постановление № 1490) по категориям работников непроизводственной сферы, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию (см. табл. 1), утверждены: - перечень категорий артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества для целей профессионального пенсионного страхования, в том числе: Таблица 2 Перечень организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (извлечение из постановления № 1490)
Постановлением № 1490 утверждено также Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения. Например, критериями оценки условий труда для целей профессионального пенсионного страхования медицинских работников, должности которых предусмотрены в п. 1–5, 7 и 8 раздела I «Медицинские работники» (см.табл.2), являются: Критериями оценки условий труда для целей профессионального пенсионного страхования педагогических работников, должности которых предусмотрены в п. 1 раздела II «Педагогические работники» (см.табл.2), являются: - непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством): Если медицинские и педагогические работники работают на неполную ставку (оклад) одновременно в нескольких должностях в учреждении, организации (их структурном подразделении) или (и) в должности в нескольких учреждениях, организациях (их структурных подразделениях) в общей сложности не менее чем на ставку (оклад), такая занятость учитывается как занятость на полную ставку (при соответствии этой работы иным установленным условиям). На основании перечней и с учетом оценки условий труда на конкретных рабочих местах работодатель с участием профсоюза локальным нормативным правовым актом утверждает перечень рабочих мест с особыми условиями труда данной организации. Если по результатам последующей оценки условий труда для включения рабочего места в перечень рабочих мест с особыми условиями труда факторы, послужившие основанием для его включения в перечень, не подтверждаются, такое рабочее место из соответствующего перечня исключается. Профессиональному пенсионному страхованию в организациях непроизводственной сферы подлежат также работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, включенных в Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 №536 (с изменениями от 01.03.2007) «О Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (далее- постановление № 536). Примечание. Постановлением № 536 кроме Списка № 2 утвержден Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1). Списки № 1 и № 2 применяются работодателями независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности в соответствии с Инструкцией о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (с изменениями от 12.06.2009) (далее - Инструкция о порядке применения списков) Профессиональное пенсионное страхование работников осуществляется в периоды их непосредственной занятости полный рабочий день выполнением работ, предусмотренных Списками 1 и № 2, и трудового отпуска. Полный рабочий день - это занятость в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. В указанное время (нормируемые затраты времени) включается время по выполнению производственного задания и время регламентированных перерывов (время перерывов, предусмотренных технологией и организацией производственного процесса, время на отдых и личные надобности). В таблице 3 приведено извлечение из Перечня производств, работ и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (раздел III Списка №2), имеющих отношение к организациям непроизводственной сферы (включая бюджетные организации). Работники, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, включенных в Список №2, имеют право в соответствии со ст.11 Закона о ППС выйти на пенсию: Таблица 3 Извлечение из раздела III «Перечень производств, работ и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» Списка № 2
К категории среднего медицинского персонала относятся работники: Наркологические диспансеры (областные, городские, межрайонные) относятся к организациям здравоохранения психиатрического (психоневрологического) профиля. Документом, подтверждающим особые условия труда, является перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, предусмотренные Списком №1 и Списком №2, утвержденный приказом работодателя. Периоды работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, засчитываются в стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, с учетом подготовленного органами государственной экспертизы условий труда с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников) заключения о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками №1 и №2. При этом работодатели возмещают в Фонд расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов работы, в полном объеме в установленном законодательством порядке (п.5 Инструкции о порядке применения списков). Для проведения аттестации рабочих мест работодатели должны применять постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (с изменениями от 12.01.2009). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в соответствии с гл. 17 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35. С результатами аттестации работники знакомятся под роспись. Исчисление профессионального стажа застрахованного лица производится Фондом на основе данных страхователя (страхователей) о периодах работы этого застрахованного лица в особых условиях труда и (или) занятия отдельными видами профессиональной деятельности, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование, путем суммирования их продолжительности с нарастающим итогом. При этом каждые 30 дней профессионального стажа принимаются за полный месяц, каждые 12 месяцев - за полный год. Сведения о профессиональном стаже формируются с периодичностью, установленной для страхователей для представления документов персонифицированного учета по форме ПУ-6, и заносятся на профессиональную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Такой порядок установлен Положением о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1488. Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат на которые взносы не начисляются. При этом Законом о ППС определен порог суммы выплат, за пределами которого они не признаются объектом для начисления взносов. Данная предельная величина определяется суммой выплат, составляющих трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование. Взносы на профессиональное пенсионное страхование не начисляются на выплаты работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Страховщиком по профессиональному пенсионному страхованию является Фонд. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 №115 (с изменениями от 31.03.2009). Сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование определяется умножением суммы начисленных (без вычета налогов и других удержаний) заработной платы и других доходов работников, на которые начисляются взносы, на установленный тариф взносов. При этом следует помнить, что заработок высокооплачиваемых работников включается в расчет суммы взносов в пределах трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы. (Тарифы взносов (в процентах), дифференцированные в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию в пределах 1,5–4,8%), установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (табл. 4). Таблица 4 Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование (извлечение из приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23)
Порядок уплаты платежей в Фонд установлен Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40 (в редакции Указа от 11.06.2009 №305). При перечислении взносов на профессиональное пенсионное страхование плательщики производят уплату суммы недоимок и начисленных пеней по названным взносам. Взносы на профессиональное пенсионное страхование (как и обязательные страховые взносы) вносятся плательщиками по месту постановки на учет на транзитные счета казначейства, открытые для учета средств Фонда, не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. При совпадении сроков уплаты взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата их производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням. При получении средств на оплату труда плательщики обязаны представить в банк и (или) органы казначейства платежные поручения на перечисление взносов на профессиональное пенсионное страхование в причитающейся к уплате сумме, независимо от наличия средств на счете, либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют. Получая средства на выплаты работникам во внеочередном порядке (отпускные, премия и другие разовые выплаты), плательщики одновременно представляют платежные поручения на перечисление взносов на профессиональное пенсионное страхование, исчисленных из получаемой суммы. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование и обязательных страховых взносов осуществляется отдельными платежными поручениями. Отзыв из банка (территориального органа казначейства) неисполненного платежного поручения возможен только с согласия органа Фонда. Банки не взимают плату за обслуживание плательщиков по перечислению взносов в Фонд. Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате взносов является день списания денежных средств с его счета (счета органа казначейства) либо день внесения (перечисления) денежных средств в банк (организацию Министерства связи и информатизации). Причитающиеся платежи в Фонд при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков взыскиваются (уплачиваются) в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату взыскания (уплаты). В случае отсутствия средств на счетах плательщика причитающиеся уплате взносы взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению органа Фонда со счетов его дебиторов (за исключением бюджетных организаций), для открытия (закрытия) которых требуется справка органов Фонда. Списание средств производится на основании заявления плательщика с указанием дебитора и акта сверки задолженности. При этом учитываются сроки исполнения обязательств между плательщиками и их дебиторами. При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством. Не внесенная в установленный срок сумма взносов (кроме пеней) независимо от причины, по которой плательщик не перечислил ее своевременно, является недоимкой. К недоимке относится и сумма задолженности плательщика, выявленная при проверке правильности начисления и уплаты взносов, в том числе и при представлении отчетности плательщиками в органы Фонда по месту постановки на учет. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты взносов. Начисление пеней за несвоевременную уплату взносов плательщиками, финансируемыми за счет средств бюджета через территориальные органы государственного казначейства, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик не мог уплатить в связи с наложением ареста на денежные средства, находящиеся на его счетах в банке, при условии своевременной подачи им в банк платежных поручений на перечисление суммы недоимки в Фонд. Если несвоевременное зачисление или перечисление платежей на счета органов Фонда произошло по вине банка, с плательщика за эти дни пеня не взимается. В этом случае пеню уплачивает банк. Суммы, излишне взысканные в Фонд по результатам проверок, возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату их взыскания Фондом, за весь период нахождения указанных средств в Фонде начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату. Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, излишне поступившие в Фонд, подлежат возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления об этом в органы Фонда. Для учета расчетов с Фондом применяется активно-пассивный субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию». Остаток субсчета 171 может быть дебетовым или кредитовым в зависимости от состояния расчетов. Сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование относится на расходы организации за счет бюджетных или внебюджетных источников финансирования. Обратим внимание, что в организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, суммы начисленных взносов на профессиональное пенсионное страхование от выплат работникам за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (фонда материального поощрения и фонда производственного и социального развития), не относятся на уменьшение фондов, а учитываются в составе затрат (включаются в себестоимость продукции, работ, услуг).
Сумма, подлежащая перечислению Фонду, учтенная по субсчету 171 «Расчеты по социальному страхованию», распределяется между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетного финансирования и за счет доходов от предпринимательской деятельности. При перечислении задолженности Фонду составляются следующие записи.
Плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование представляют отчетность по форме 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Форма 4-платежи и указания по ее заполнению утверждены постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16.10.2008 №297. Срок представления отчетности - не позднее 15-го числа после отчетного периода (квартала). Если последний день срока представления отчета приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Количественные и стоимостные показатели отчета заполняются в целых числах. Для заполнения в отчете показателей о среднесписочной численности застрахованных следует руководствоваться методикой их расчета, определенной Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92. В приложении 1 к названным Указаниям приводятся примеры расчета списочной численности работников в среднем за период (месяц, квартал, год), а в приложении 2 - среднесписочной численности. Отчет состоит из трех разделов: I. Сведения о численности застрахованных. II. Сведения о выплатах. III. Расчет платежей на профессиональное страхование. Кроме того, форма отчета предусматривает отражение справочной информации: установленные сроки выплаты заработной платы; тарифы взносов; если плательщик уплачивает взносы по различным тарифам, указывается общая сумма выплат, на которую начисляются взносы (с начала года и за отчетный квартал), с расшифровкой сумм выплат в разрезе каждого тарифа. В разделе I отражается среднесписочная численность застрахованных за отчетный квартал и с начала года. В разделе II отражается общая сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленная работникам, занятым на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, на которую начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование. Напомним, что на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются. В разделе III отражаются следующие данные по взносам на профессиональное пенсионное страхование: - данные об остатке задолженности плательщика Фонду (Кредит 171) или Фонда плательщику (Дебет 171) по состоянию на 1 января отчетного года, которые переносятся из отчета за январь - декабрь предыдущего года и сохраняются без изменения в отчетах отчетного года; - сумма начисленных взносов на профессиональное пенсионное страхование (за период с начала года, за отчетный квартал и по месяцам отчетного квартала) (Кредит 171); - сумма доначисленных (излишне начисленных) взносов на профессиональное пенсионное страхование по актам проверок (за период с начала года) (Кредит 171); - сумма пеней, начисленных по актам проверок плательщика, в том числе по результатам сдачи отчета за предыдущий отчетный период (за период с начала года) (Кредит 171); - перечисленные плательщиком платежи в Фонд (за период с начала года, за отчетный квартал и по месяцам отчетного квартала) (Дебет 171); - остаток задолженности на конец отчетного периода (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января) плательщика Фонду (Кредит 171) или Фонда плательщику (Дебет 171). По отдельной строке отчета отражается остаток просроченной (не внесенной своевременно) задолженности плательщика Фонду. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 22.07.2003 № 225-З, рег. N 2/977 от 25.07.2003; 01.01.2004 № 260-З, рег. № 2/1009 от 09.01.2004; 03.08.2004 № 309-З, рег. № 2/1058 от 05.08.2004; 29.10.2004 № 319-З, рег. № 2/1068 от 02.11.2004; 18.11.2004 № 338-З, рег. № 2/1087 от 22.11.2004; 31.12.2005 № 80-З, рег. № 2/1177 от 03.01.2006; 16.05.2006 № 110-З, рег. № 2/1207 от 19.05.2006; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006; 29.12.2006 № 190-З, рег. № 2/1287 от 29.12.2006; 04.01.2007 № 205-З, рег. № 2/1302 от 11.01.2007; 26.12.2007 № 302-З, рег. № 2/1399 от 27.12.2007).4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г).5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года. Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.01.2007, № 14, рег. № 2/1291 от 03.01.2007).6. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №23, 1/191; 2002 г., № 142, 1/4230).7. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.8. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.9. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г. |