Контрольная работа: Система и структура арбитражных судов в РФ
Название: Система и структура арбитражных судов в РФ Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
Тема: Арбитражные суды Содержание Введение……………………………………………………………………….. 3 1. Система и структура арбитражных судов в РФ……………………………4 2. Задачи и полномочия арбитражных судов РФ………………...…………...9 Заключение……………………………………………………………………...12 Библиография…………………………………………………………………...13 Введение Выбор темы «Арбитражные суды в РФ» был обусловлен ее актуальностью . В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам. Конституцией РФ 1993 г. в ст. 128 определено, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров в нашей стране является Высший Арбитражный Суд РФ. В 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Он закрепил устройство системы арбитражных судов, которые и должны были защищать права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. [2.10. С. 12] В задачу работы входит рассмотрение таких вопросов как система и структура арбитражных судов в РФ, а также задачи и полномочия арбитражных судов в РФ. Цель работы заключаются в исследовании судебных органов составляющих систему арбитражных судов. В работе были использованы: учебник по арбитражному процессу автора В.В. Ярков, Комментарии к АПК РФ таких авторов как А.А. Власов, В.В. Ярков, Комментарий к ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» автора И.М. Хужокова, в которых раскрываются положения о полномочиях и деятельности арбитражных судов. Так же в работе были использованы источники периодических изданий. 1. Система и структура арбитражных судов РФ Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Арбитражный суд - одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона о судебной системе судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. [2.6. С. 45] Система арбитражных судов - это внутреннее устройство, организация органов судебной власти, наделенных компетенцией по рассмотрению экономических споров. Система арбитражных судов РФ предполагает разделение компетенции между всеми арбитражными судами РФ, а также определенные отношения между этими судами, их взаимосвязь и порядок взаимодействия. Любое такое взаимодействие должно происходить на основании закона. Система арбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе: - ВАС РФ; - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - арбитражные апелляционные суды; - арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Система арбитражных судов строится таким образом, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять и несколько арбитражных судов, хотя, как правило, в одном субъекте РФ действует только один арбитражный суд. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики [1.4. ст. 9]; В структуру ВАС РФ входит Пленум ВАС РФ [1.4. ст. 12], действующий в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ, и Президиум ВАС РФ [1.4. ст. 15]. В ВАС РФ создаются судебные коллегии из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ [1.4. ст. 18]. Таким образом, ВАС РФ: - рассматривает в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ); - пересматривает судебные акты арбитражных судов РФ в порядке надзора, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности данных актов (гл. 36 АПК РФ). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. К федеральным арбитражным судам округов относятся федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий - по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений. Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику. [1.4. ст. 28] Производство в апелляционной инстанции - это составная часть арбитражного процесса, перед которой стоят общие для всего судопроизводства задачи в арбитражном суде (ст. 5 АПК РФ). Вместе с тем производство в апелляционной инстанции является самостоятельной стадией процесса, имеющей и свои специфические цели. В определенной мере они предопределяют особенности рассмотрения дел, полномочия апелляционной инстанции, основания к отмене решений суда первой инстанции и содержание выносимых постановлений. [2.8. С. 18] На стадии апелляционного обжалования решений в полной мере действует большинство принципов арбитражного судопроизводства: принципы осуществления правосудия только арбитражным судом, независимости судей и подчинения их только закону, законности и др. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В Российской Федерации на сегодняшний день всего действует 20 Арбитражных апелляционных судов [1.4. ст. 33.1]. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику. В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов . При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражные суды субъектов РФ являются первой инстанцией в отношении подавляющего большинства дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключением случаев, когда эти дела подведомственны ВАС РФ в силу специального указания Закона (такая норма содержится в ч. 2 ст. 34 АПК РФ). Это значит, что только ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ способны выступать в качестве судов первой инстанции, в то время как арбитражные апелляционные и арбитражные кассационные суды, как следует из их наименований, в качестве первой инстанции выступать не могут. В то же время арбитражные суды субъектов РФ полномочны в некоторых случаях пересматривать решения третейских судов. [2.9. С. 25] Согласно ст. 40 Закона об Арбитражных судах в арбитражном суде субъекта РФ могут создаваться судебные коллегии. Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие прежде всего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (т.е. непосредственно не связанной с предпринимательством, например, деятельность по участию в АО, ст. 27-29 АПК). Споры в этой сфере могут возникать: а) как между индивидуальными предпринимателями, так и между ними и юридическими лицами. Причем к числу последних относятся как коммерческие организации (например, АО, ООО), так и некоммерческие (фонды, союзы, ассоциации и др.); б) между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и между последними; в) между государством (т.е. Российской Федерацией, а также и ее субъектами), с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами - с другой. 2. Задачи и полномочия арбитражных судов РФ Согласно ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются : 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере. При решении данной задачи, арбитражные суды рассматривают дела: а) возникающие из административных и иных публичных правоотношений; б) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; в) о законности создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц; г) возникающие в связи с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, и т.д.; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . Любому предпринимателю предоставлена возможность в судебном порядке отстаивать свои права и интересы. «Доступность правосудия» достигается: во-первых, тем, что в каждом субъекте Федерации существуют арбитражные суды; во-вторых, возможностью обжаловать судебные решения в апелляционном, кассационном, надзорном порядке; в-третьих, невысоким размером госпошлины и льготами по ее уплате; в-четвертых, гласностью, устностью, состязательностью, непосредственностью судопроизводства в арбитражном суде; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом . Судьи не зависят от других органов государства. Они беспристрастны и подчиняются лишь закону. Их деятельность широко освещается в СМИ. Возможность многократного обжалования судебных актов минимизирует случаи несправедливых, необъективных решений, способствует устранению судейских ошибок и иных недостатков; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . Это обеспечивается правильным применением арбитражными судами законов и иных правовых актов, а также тем, что арбитражные суды вправе выносить частные определения; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду. Этому способствует весь процесс судопроизводства, обеспечение равноправия сторон и других лиц, участвующих в деле, неуклонное следование букве и духу закона; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота . Арбитражный суд формирует у предпринимателей представление о должном поведении, об уважении к интересам партнеров, о допустимых и недопустимых действиях в деловых отношениях и т.п. Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст.5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст.2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию. [2.7. С. 41] Все приведенные в ст.2 АПК РФ задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом. [2.5. С. 32] Заключение Итак, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК РФ и другими федеральными законами. Исторический и систематический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научных теорий и практики деятельности судебных учреждений, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме. В условиях, царящего сегодня в обществе, стремления ко всеобщей американизации государственных институтов, в том числе, периодически раздающихся призывах к упразднению всей системы арбитражных судов и передаче их полномочий судам общей юрисдикции, представляется весьма важной постоянная работа по популяризации в обществе вопросов истории развития хозяйственных судов в России, основных идей и принципов арбитражного судопроизводства сегодня. Основой развития системы арбитражных судов является Федеральная целевая программа развития судебной системы РФ на 2002-2006 гг., которая направлена на укрепление автономии судебной власти, ее независимости, самостоятельности, ответственности и нормативной базы. Она носит комплексный характер, и основной ее составляющей является решение кадровых вопросов, вопросов материально-технического и информационного обеспечения. Библиография 1. Нормативно-правовые акты 1.1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) 1.2. Конституция РФ от 12.12.1993 года с постатейными комментариями // под. Ред. Окунькова Л.А. М., Бек, 2001. 1.3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СПС Гарант от 5 мая 2003 г. 1.4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». // СПС Гарант от 8 января 2007. 2. Специальная литература 2.5. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков - 2-е зд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003. 2.6. Власов А.А. и др., Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Жилина - "ТК Велби", 2004. 2.7. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. В.В. Яркова - "БЕК", 2003. 2.8. Мацюк А. Правовые аспекты рассмотрения дел в арбитражном суде апелляционной инстанции // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2000. № 30. 2.9. Хужокова И.М. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". - ООО "Новая правовая культура", 2006. 2.10. Яковлев В. Арбитражные суды: проблемы и пути их решения//Российская юстиция. 2002. N 5. |