Реферат: Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации
Название: Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Содержание Введение 1. Система, структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации 2. Организация деятельности МВД России 3. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации 4. Правовое положение отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов в городах Заключение Список использованной литературы Введение МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в т.ч. в сфере миграции. МВД РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД РФ по федеральным округам, министерства внутренних дел республик (МВД РФ), главные управления, управления внутренних дел других субъектов РФ (ГУВД РФ, УВД РФ), управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ РФ), управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представители) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств. Основными задачами Министерства является: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а так же предупреждения и пресечения административных правонарушений; 5) обеспечение охраны общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организации; 9) управление органами внутренних дел РФ (в дальнейшем: органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД РФ, организация их деятельности. 1. Система, структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации Термин «внутренние дела» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле внутренние дела означают дела (деятельность) органов государственной власти в сфере политической, экономической, социальной и в других сферах внутри нашего государства. В узком смысле внутренние дела означают обеспечение личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, охрана всех форм собственности, борьба с преступностью. МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также Правительству РФ. МВД РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД РФ по федеральным округам, министерства внутренних дел республик (МВД), главные управления, управления внутренних дел других субъектов Федерации (ГУВД РФ, УВД РФ), управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ РФ), управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представители) МВД РФ за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Основополагающим нормативным актом, закрепившим статус МВД РФ, является Положение о Министерстве внутренних дел РФ, которое определило задачи и полномочия Министерства, а также полномочия министра внутренних дел. Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.[1] Основными задачами Министерства является.: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочии защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а так же предупреждения и пресечения административных правонарушений; 5) обеспечение охраны общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 8) организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций; 9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.[2] Для решения указанных задач МВД РФ наделено достаточно широкими полномочиями, которые определяют содержание ее деятельности. МВД РФ осуществляет следующие полномочия: 1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; 3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД РФ; 4) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ; 5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью; 6) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы (ФМС России); 7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности; 8) подготавливает по поручению Президента и Правительства РФ проекты отзывов и заключении на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; 9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательств РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешении на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации; лицензирование отдельных видов деятельности; выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта; контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны; 10) участвует в формировании и реализации основных направлении обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; 11) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ РФ охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации; 12) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск; 13) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; 14) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации; 15) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение государственной дактилоскопической регистрации; 16) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятии военного времени и мероприятии в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации; 17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД РФ, а также контролирует и координирует деятельность ФМС РФ по мобилизационной подготовке и мобилизации; 18) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации; 19) обеспечивает выполнение мероприятии гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС РФ в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; 20) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников; 21) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решении Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 22) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента и Правительства РФ, а также интересов МВД РФ; 23) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации; 24) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией; 25) организует кадровое обеспечение системы МВД РФ, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД РФ; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России[3] ; 26) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД и ФМС РФ, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД РФ; 27) обеспечивает в системе МВД РФ собственную безопасность и защиту сведении, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС РФ, участвует в защите сведении, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России; 28) организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России; 29) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд МВД РФ; 30) обеспечивает внедрение достижении науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России; 31) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ. 2. Организация деятельности МВД России Организация деятельности МВД России заключается в следующем. Министерство возглавляет министр внутренних дел РФ. Министр, первый заместитель министра, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска. Министерство осуществляет руководство отраслью внутренних дел в 2 формах: 1) централизованное руководство; 2) непосредственное управление. Централизованное руководство заключается в управляющем воздействии, как правило, на МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и через них — на городские, районные органы внутренних дел. Исходя из объективных законов общественного развития, социальной и экономической ситуации в России, криминогенной обстановки, МВД России определяет стратегию деятельности органов внутренних дел; проводит работу, направленную на совершенствование нормативной правовой базы, организационной структуры, работы с кадрами, изучения, обобщения и внедрения передового опыта и научных рекомендации в деятельность органов внутренних дел; в соответствии с законодательством разрабатывает методику осуществления оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел; осуществляет анализ оперативной обстановки в стране и прогнозирует ее развитие; разрабатывает на этой основе мероприятия упреждающего реагирования на негативные тенденции; обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел, их служб и подразделении. Непосредственное управление МВД России осуществляет в отношении подчиненных ему органов, служб и подразделении. К их числу относятся органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска, научно-исследовательские учреждения, окружные управления материально-технического и военного снабжения и другие непосредственно подчиненные ему органы и подразделения. Структура и общая штатная численность центрального аппарата МВД РФ утверждаются Президентом РФ. Так, Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»289 разрешено иметь в Министерстве двух заместителей министра, в том числе одного первого заместителя, а также до 15 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства, Следственный комитет при МВД России и Главное командование внутренних дел МВД России. Более детальная структура и штатное расписание каждого подразделения центрального аппарата Министерства, а также положения о его департаментах и иных структурных подразделениях утверждаются приказами министра, в частности приказом министра от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данный приказ определил следующую структуру центрального аппарата МВД России: 1. Административный департамент. 2. Департамент государственной защиты имущества. 3. Департамент кадрового обеспечения. 4. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. 5. Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. 6. Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. 7. Департамент охраны общественного порядка. 8. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. 9. Департамент собственной безопасности. 10. Департамент тыла. 11. Департамент уголовного розыска. 12. Департамент экономической безопасности. 13. Организационно-инспекторский департамент. 14. Правовой департамент. 15. Финансово-экономический департамент. 16. Следственный комитет при МВД России. 17. Главное командование внутренних войск МВД России. МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. 3. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации Образование Президентом РФ семи федеральных округов повлекло за собой реформирование всей системы органов исполнительной власти. Начатые преобразования вызвали определенные изменения и в системе МВД РФ. Так, Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что окружными подразделениями МВД является главные управления МВД России по федеральным округам (главные управления по федеральным округам). Президент определил, что главными задачами главных управлений по федеральным округам являются: 1) координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах; 2) организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер; 3) организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах.[4] Министром внутренних дел РФ в целях реализации Указа Президента от 4 июня 2001 г. № 644 утверждены положения о главных управлениях МВД России по соответствующему федеральному округу. Так, приказом МВД России от 11 августа 2001 г. № 730 утверждино Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу. Структура Главного управления МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу построена следующим образом. Возглавляет ее начальник, при котором непосредственно образованы: секретариат, пресс-служба, группа взаимодействия с МВД РФ, группа правового обеспечения, отдел собственной безопасности, отдел кадров. Начальник Главного управления имеет 3 заместителей. Первому заместителю подчинены следующие подразделения: управление координации анализа; отдел по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями; отдел по контролю и взаимодействию с органами внутренних дел; организационно-плановый отдел; информационно-аналитический отдел; дежурная часть. Второй заместитель начальника Главного управления — начальник оперативно-розыскного бюро, которому подчиинены: 1-и отдел анализа и информации; 2_, 3_ и 4-и отделы по борьбе с межрегиональными преступными группами; 5_и отдел по борьбе с проявлениями терроризма и похищениями людей; 6_и отдел по борьбе с экономическими преступлениями; 7_и отдел по борьбе с коррупцией. Третий заместитель — заместитель начальника по тылу, который отвечает за отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономический отдел; комендантское отделение и автохозяйство. Следует сказать, что руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Отметим также, что создание главных управлений по федеральным округам осуществляется в пределах общей штатной численности органов внутренних дел. Рассмотрим, далее, задачи, функции и структуру органов внутренних субъектов Федерации. Министерство внутренних дел республики, Главное управление (управление) внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов явл. органом исполнительной власти субъектов Федерации, входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством РФ. МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации подчиняются МВД РФ. Координацию деятельности этих органов осуществляет Главное управление МВД России по федеральному органу. Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта Федерации осуществляют контроль за деятельностью милиции общественной безопасности субъекта Федерации. МВД республики возглавляет министр внутренних дел, ГУВД, УВД — соответствующий начальник. Руководители МВД, ГУВД. УВД назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. При этом выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Федерации.[5] Руководство конкретными направлениями деятельности МВД, ГУВД, УВД в соответствии с распределением сфер руководства осуществляют заместители министра внутренних дел республики, начальника ГУВД, УВД. МВД, ГУВД, УВД в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Уставами), законами и иными правовыми актами республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, нормативными правовыми актами МВД РФ, а также приказами начальника Главного управления МВД России по федеральному округу.[6] Основными задачами МВД, ГУВД, УВД явл.: 1) обеспечение охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; 2) обеспечение предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлении, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов внутрених дел; 3) обеспечение расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел; 4) обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта Федерации; 5) организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделии, их содержащих, на территории субъекта Федерации; 6) организация и осуществление в пределах полномочии органов внутренних дел контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью на территории субъекта Федерации; 7) обеспечение в пределах полномочии органов внутренних дел исполнения законодательства РФ о гражданстве Российской Федерации и регистрационном учете граждан. 8) участие в реализации миграционной политики на территории субъекта Федерации; 9) организация на территории субъекта Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам; 10) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел; 11) руководство управлениями (отделами) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образовании субъекта Федерации, другими подчиненными подразделениями и организациями. Специфика деятельности МВД, ГУВД, УВД заключается в том что: а) решение задач, возложенных на указанные органы внутренних дел осуществляются в пределах территории республики, края, области, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов; б) они не руководят внутренними войсками, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, органами внутренних дел на транспорте. Основное содержание деятельности МВД, ГУВД, УВД направлено на организацию непосредственного управления районными, городскими органами и другими подразделениями органов внутренних дел. В деятельности МВД, ГУВД, УВД по руководству подчиненными органами внутренних дел важное место отводится правотворческой деятельности, которая осуществляется: а) в обобщении практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, ГУВД, УВД, разработке и внесении в установленном порядке предложении по его совершенствованию; б) в подготовке и издании нормативных правовых актов, связанных с деятельностью органов внутренних дел. Посредством правовых актов определяется компетенция отдельных категорий должностных лиц, вводится в действие методические рекомендации по осуществлению различных видов оперативно-служебной деятельности и другие. МВД, ГУВД, УВД организуют и непосредственно осуществляют на территории обслуживания розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством; осуществляют в установленном порядке учет и регистрацию преступлении и административных правонарушений, формирование и ведение оперативно-справочных и розыскных учетов, а также анализ результатов оперативно-служебной деятельности, контролируют видение соответствующих форм учетов в подведомственных органах внутренних дел, принимают меры к своевременному пополнению данных учетов на федеральном уровне; организуют и осуществляют производство экспертиз, обеспечивают участие специалистов экспертно-криминалистических подразделений в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Новым направлением деятельности МВД, ГУВД, УВД является их участие в осуществлении миграционной политики. В целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» и постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. № 327 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» приказом МВД России от 31 мая № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации в области миграции» на эти органы внутренних дел возложены следующие функции: подготовка на основе анализа миграционных процессов в субъектах Российской Федерации предложении по основным направлениям государственной миграционной политики; подготовка и представление в установленном порядке предложении по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и др. функции. МВД, ГУВД, УВД при осложнении оперативной обстановки на территории районов и городов силами своих сотрудников и привлекаемыми приданными силами принимают непосредственное участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Кроме этого, организуют и участвуют в проведении комплексных оперативно-профилактических операции, таких как «Вихрь», «Антитеррор» и другие. МВД, ГУВД, УВД большое внимание уделяют контролю и проверке исполнения. Осуществление контроля и проверки исполнения дает возможность МВД, ГУВД, УВД определить стиль и методы руководства, позитивные и негативные стороны деятельности подчиненных органов, видеть реальное состояние дел в каждом подчиненном объекте, своевременно вскрывать допущенные отклонения от заданных параметров, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков, мешающих эффективному функционированию подчиненных органов, служб и подразделений.[7] МВД, ГУВД, УВД в установленном порядке осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных органов, подразделении и организации, организуют и проводят контрольно-ревизионную работу, осуществляют работу по подбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке, обеспечению социально-правовой защиты сотрудников аппарата этих органов, а также подведомственных им службам, подразделениям и органам внутренних дел; осуществляют правовую работу, оказывают практиическую и методическую помощь в организации этой деятельности подведомственными органами; выявляют, обобщают и проводят работу по распространению и внедрению положительного опыта в деятельности подчиненных объектов. Функции МВД, ГУВД, УВД реализуются, как было рассмотрено выше, в двух основных формах: 1) руководство горрайорганами внутренних дел, подразделениями милиции и других подразделений и организации на территории республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; 2) непосредственная деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений. В соответствии с реализуемыми функциями создается структура МВД, ГУВД, УВД, которая основывается на линейно-отраслевом и функциональном принципах. Для определения структуры этих органов МВД России разработана методика расчета штатной численности аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. Они распределяются на категории, исходя из общей штатной численности личного состава подчиненных им органов внутренних дел, количества проживающего населения, складывающейся оперативной обстановки и других факторов. Функции общего управления в МВД, ГУВД, УВД осуществляют штабы. Отраслевые функции МВД, ГУВД, УВД реализуют отраслевые управления (отделы, отделения) криминальной милиции, в состав которой входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др., а также милиции общественной безопасности, в состав которой входят дежурные части, подразделения дознания, по организации работы участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. К отраслевым структурам относятся также следственные подразделения, подразделения по делам миграции. Оперативный и инспекторский состав указанных подразделений и служб, наряду с решением задач по борьбе с преступностью и других вопросов, закрепляются по линиям своей деятельности за конкретными горрайорганами внутренних дел для оказания методической, а при необходимости, и практической помощи, а также осуществления контроля за деятельностью соответствующих служб и подразделений. Обеспечивающие функции реализуют функциональные структурные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. К ним относятся: управлении (отдел) кадров, финансово-экономический, хозяйственный и другие управления (отделы). МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и со своим наименованием. Контроль за работой МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации осуществляют МВД России, Главные управления МВД России по федеральным округам и органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации. 4. Правовое положение отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов в городах Каждый уровень системы органов внутренних дел занимает в ней определенное место, в том числе и горрайорганы внутренних дел. В своей деятельности они руководствуются Конституции РФ, Законом РФ «О милиции», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерациии, конституциями, законами и иными правовыми актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти и управления субъектов Федерации, органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, нормативными, правовыми актами МВД России, МВД, УВД и Примерной структурой управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе) Основными задачами горрайорганов внутренних дел являются: обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; исполнение административных наказаний, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; оказание в пределах компетенции горрайорганов помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Функции горрайорганов являются основными направлениями их внешней деятельности, посредством реализации которых обеспечивается решение возложенных на них основных задач. Функции различаются между собой спецификой правового регулирования и конкретным назначением. В структуру органа входит руководство: руководитель и его заместители, штаб, осуществляющий общие функции управления, а также отделы и отделения, осуществляющие основные и обеспечивающие функции. Структурными подразделениями, осуществляющими общие управленческие функции, являются штабы, которые осуществляют сбор и анализ информации об оперативной обстановки на территории района, города; подготовку проектов управленческих решений, планов работы органа, контроль за исполнением законодательства и ведомственных нормативных актов. Подразделениями, осуществляющими отраслевые функции, являются отделы (отделения, группы) сотрудников криминальной милиции, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и др.; милиция общественной безопасности: патрульно-постовая служба, подразделения по организации работы участковых уполномоченных милиции, Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Самостоятельными структурными подразделениями, осуществляющими отраслевые функции, являются следственные отделы (отделения). Обеспечивающие функции выполняют подразделения кадров и тылового обеспечения, финансовая часть, техническое отделение, группа обеспечения и обслуживания. При органе внутренних дел создается отдел (отделение) вневедомственной охраны, который является юридическим лицом, имеет гербовую печать, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Контроль за работой отдела (управления) внутренних дел осуществляют МВД республики, УВД, ГУВД края, области, г. Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономного округа и местная администрация в пределах предоставленных им полномочий.[8] Организация работы горрайоргана включает в себя: 1) сбор и накопление информации, ее анализ, оценку и прогноз развития оперативной обстановки на территории обслуживания, готовности органа к выполнению служебных задач; 2) планирование деятельности горрайоргана внутренних дел в целом, определение приоритета и последовательности решения текущих задач; 3) организация исполнения решений; 4) координацию и взаимодействие подразделений горрайоргана в осуществлении правоохранительных задач; 5) рациональную расстановку и комплексное использование сил и средств, маневрирование ими с учетом складывающейся оперативной обстановки; 6) организацию работы по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке кадров; 7) обеспечение и эксплуатацию материально-технических средств, осуществление финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства; 8) контроль, учет и объективную оценку деятельности каждого сотрудника, подразделения и горрайоргана в целом; 9) проведение мероприятий по защите конфиденциальной информации и персональных баз данных, а также информации об оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел от утечки, в том числе по техническим вопросам; 10) организация и внедрение передового опыта работы; Заключение Министерство возглавляет министр внутренних дел России. Министр, первый заместитель министра, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска.[9] Министерство осуществляет руководство отраслью внутренних дел в двух формах: 1) централизованное руководство; 2) непосредственное управление. МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также Правительству РФ. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Основополагающим нормативным актом, закрепившим статус МВД России, является Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое определило задачи и полномочия Министерства, а также полномочия министра внутренних дел. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (по сост. На 10.02.2008 г.) 2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». М.: Инфра-М, 2004. 3. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711. 4. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»// CЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. 5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// CЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945. 6. Указ Президента РФ 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// CЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023. 7. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»//СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149. 8. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»// CЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149. 9. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2002 г. № 327 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»// CЗ РФ. 2002, № 21. Ст. 200. 10. Приказ МВД России от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции». 11. Приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации». 12. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927//CЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3119. 13. Федеральный закон от 4 августа 2001 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений и дополнения к ст. 7 и 9 Закона РФ «О милиции»//CЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3316. 14. Аврутин Ю. Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): Монография/СПбУ МВД России. СПб., 1998. 15. Зубов И.Н. Система МВД России: современные проблемы функционирования и развития: Монография/СПбУ МВД России. СПб., 1998. 16. Каплунов А.А, Бородин С.С., Берекет В.М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Части общая и особенная: Курс лекций /Под ред. В.П. Сальникова; СПбУ МВД России. СПб., 2004. 17. Н.Г. Салищева. «Административное право». М., 2006. 18. Степанов Р.О. Административное право. М., 2007. 19. Андреев А.М. Российское административное право. М., 2002. 20. Панов Л.Д. Лекции по административному праву. М., 2003. 21. Рогов И.С. Административное право. Саратов. 2000. 22. Савельев Е.Н. Лекции для студентов по административному праву. Саратов. 2006. 23. Андреев М.М. Административное право. М., 2004. 24. Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005. 25. Типовое положение о Министерстве внутренних дел, главном управлении внутренних дел, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730//Рос. газета. 2003. 21 окт. [1] Степанов Р.О. Административное право. М., 2007. [2] Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005. [3] Н.Г. Салищева. «Административное право». М., 2006. [4] Степанов Р.О. Административное право. М., 2007. [5] Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005. [6] Н.Г. Салищева. «Административное право». М., 2006. [7] Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005. [8] Н.Г. Салищева. «Административное право». М., 2006. [9] Степанов Р.О. Административное право. М., 2007. |