Курсовая работа: Роль телевидения в повседневной культуре студента
Название: Роль телевидения в повседневной культуре студента Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Обоснование проблемы Логический анализ (интерпретация) и операциональное определение основных понятий Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов Итоги исследования Обоснование проблемыТелевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной). Оно располагает большими возможностями в обучении языками, в силу того, что оно в целом является особой эмоционально-чувствительной формой развития человека в целом. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит 25% речевой информации, а когда видит и слушает 65%. Телевизионные программы зрелищны, обладают высокой степенью эстетической выразительности, чёткостью форм, яркостью подачи, что служит высокой популярности телевидения в среде людей всех возрастов. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая как неотъемлемая часть жизни множества людей, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления. Телевидение является важным социокультурным феноменом повседневной жизни, оказывающим воздействие на массовое сознание. Оно способно формировать вкусы, предпочтения, взгляды, систему поведения, задавать координаты развития личности. Следовательно, особо интересно и познавательно исследовать влияние современного телевидения на повседневную жизнь людей, конкретнее, студенческой молодежи как наиболее передовой, престижной, социально активной и динамично развивающейся социальной группы общества. В связи с чем необходимо изучить, каким образом телевидение вписывается в систему повседневных отношений у данной социальной группы, как оно влияет на повседневный быт молодежи, иными словами, выявить, является ли телевидение настолько мощным и влиятельным социальным институтом, что способно конструировать культуру повседневности студенческой молодежи. Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена необходимостью выявить характер взаимодействия современного телевидения со всем зданием культуры повседневности современной учащейся молодежи, понять основы ее конструирования телевидением. Цель исследования. Эмпирическим путём выявить: факторы, влияющие на формирование культуры повседневности студенческой молодёжи, уровень активности участия телевидения в повседневности студенчества. Объект и предмет исследования. Объект - культура повседневности студенческой молодежи. Предмет - влияние современного телевидения на процесс формирования культуры повседневности студенческой молодежи. Гипотеза исследования. Если телевизионные каналы и их программы, представленные на телевидении, оказывают влияние на все пять составляющих культуры повседневности студентов (Учёба, Досуг и отдых, Игра, Агрессия и борьба, Любовь и сексуальность), то можно заключить, что современное телевидение участвует в формировании культуры повседневности студенческой молодежи. Логический анализ (интерпретация) и операциональное определение основных понятийКультура повседневности студентов - мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культурной среде. Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Основными сферами (составляющими) культуры повседневности студентов выступают: труд (учеба), досуг (отдых, свободное время), агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность. Социальный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций, строится эта деятельность на основе определённых норм и правил. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком и составляющих его духовно-общественное бытие. Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов
Задачи исследования. Практическое обоснование исследования составляет выявление проблемы и разработки рекомендаций по ее решению. В исследовании необходимо: 1. разработать программу, методику и инструментарий исследования; 2. эмпирическим путем выявить: Каналы и программы, влияющие на студентов Уровень активности участия телевидения в повседневности студентов Предпочтения студентов при просмотре телевизионных программ Определение выборочной совокупности. Выборка - часть генеральной совокупности подмножество элементов, которое избирается для изучения. Генеральная совокупность - множество элементов, возможных соц. объектов, подлежащих изучению, согласно гипотезам в рамках программы. Характеристики для формирования выборки: пол; возраст; образование; род занятий. При общей выборке вероятность ошибки 5-10%. При надежной выборке вероятность ошибки 3-5%. Р=0,05-0,03 Ошибка выборки не более Р=0,05. N - объем генеральной выборки; n - количество опрошенных; k - интервал, k= N/ n.
Для проведения исследования необходимо студентов. Для получения достоверных результатов исследования количество опрошенных должно быть не менее 30 человек, из них 25 человек женского пола (студентки СГУПСа 2ого курса СКС) и 5 человек мужского пола (студенты СГУПСа 2ого курса СКС) Методы сбора информации, инструментарий. В методическое обоснование исследования входят подбор методик исследования и разработка инструментария. Методы социологического исследования - способы построения и обоснования социологического знания. Методы социологических исследований включают: 1. методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; В исследовании применен метод опроса, а именно индивидуального анкетирования. 2. методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и др.; В исследовании применен латентно-структурный метод и метод шкалирования. 3. методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др. В исследовании применен индуктивный метод построения теории. Опрос - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Процедура сбора информации. Процедура сбора информации - составление анкеты. АНКЕТА "Роль телевидения в жизни студентов". Уважаемый участник исследования! Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления роли и влияния телевидения на культуру повседневности студенческой молодёжи. Техника заполнения анкеты: обвести выбранный ответ (ы) в кружок. Заранее благодарю за участие! Автор: Астахова А.В. 1. Ваш возраст. а) младше 17 б) от 18 до 20 в) от 21 до 25 г) старше 2. Ваш род деятельности. а) студент б) работаю в) учусь и работаю 3. Ваш пол. а) мужской б) женский 4. Ваше образование. а) неполное высшее б) среднее специальное в) высшее г) 2 и более высших д) среднее 5. Ваше семейное положение. ( укажите) 6. Как часто вы смотрите Телевизор? а) каждый день б) несколько раз в неделю в) реже г) не смотрю 7. Какой канал вы чаще всего смотрите? а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"MTV" д)"Спорт" е)"СТС" ж) другое (укажите) 8. Какие передачи по-вашему мнения могут помочь в развитии творческих и интеллектуальных способностей и умений? а)"Пока все дома" "Первый" б)"Галилео" "СТС" в)"Такси" "ТНТ" г)"Пусть говорят" "Первый" д) другое (укажите) 9. Передачи какого канала помогают вам в освоении будущей профессии? (укажите название передач) а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"" "MTV" д)"Спорт е) другое (укажите)) 10. Какой канал побуждает вас заняться активными формами проведения досуга? а)"Большие гонки" "Первый" б)"Реактивные клоуны" "MTV" в)"Обзор спортивных новостей" "Спорт" г) другое (укажите) 11. Передачи какого канала по вашему мнению имеет развлекательный характер? (укажите название передач) а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"MTV" д)"Спорт" е) другое (укажите) 12. Передачи какого канала помогают проникнуться чувством любви и уважения по отношению к Родине, Богу, окружающим? (укажите название передач) а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"MTV" д)"Спорт" е) другое (укажите) 13. Как вы думаете, какая из перечисленных программ часто пропагандирует насилие и агрессию? а)"Дом 2" "ТНТ" б)"Икона видеоигр" "MTV" в) другое (укажите) 14. Какой канал просвещает студента в области сексуальной культуры и сексуальных отношений? (укажите название передач) а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"MTV" д) другое (укажите) 15. Какой канал по вашему мнению хорошо влияет на студентов? а)"Первый" б)"Россия" в)"ТНТ" г)"MTV" д)"Спорт" е) другое (укажите) 16. Ваши любимые передачи? а)"Next" MTV б)"Модный приговор" "Первый" в)"Cosmopolitan" ТНТ г)"Галилео" СТС д) другое (укажите) 17. Как часто вы смотрите новости по телевидению? а) каждый день б) несколько раз в неделю в) раз в неделю г) другую (укажите) 18. Перечислите передачи, сериалы и шоу, которые вы смотрите. Большое спасибо за оказанную помощь в проведении данного социологического исследования! Таблица ответов
Результаты исследования Рисунок 1 - Половая структура респондентов (в %) Ваш пол? Было опрошено 30 человек, из них 5 мальчиков (17%) и 25 девочек (83%). Ваш возраст? Рисунок 2 - Возрастная структура респондентов (в %) Все респонденты в возрасте от 18 до 20 лет (100%) Ваше образование Рисунок 3 - Образование респондентов (в %) 96% опрошенных девушек имеют неполное высшее, 4% высшее. Из опрошенных парней 100% имеют высшее образование. Рисунок 4 - Семейное положение Ваше семейное положение 96% опрошенных девушек ответили что не замужем, 4% в гражданском браке.100% опрошенных парней ответили что холосты. Как часто вы смотрите Телевизор? Рисунок 5 - Времяпровождение у телевизора 64% опрошенных девушек смотрят телевизор каждый день, 16% несколько раз в неделю, 12% реже, 8% вообще не смотрят.60% опрошенных парней смотрят телевизор каждый день, 40% несколько раз в неделю. Какой канал вы чаще всего смотрите? Рисунок 6 - Предпочтения в каналах Первый канал смотрят 4% девушек, 20% парней. Канал "Россия" смотрят 4% девушек, 20% парней. Канал "ТНТ" смотрят 60% девушек и 40% парней. Канал "MTV" смотрят 32% девушек и 80% парней. Канал "Спорт" смотрят 16% девушек и 80% парней. Канал "СТС" смотрят 16%девушек и 20% парней. Другие каналы предпочитают смотреть 8% девушек и 20% парней. Какие передачи могут помочь в развитии творческих и интеллектуальных способностей и умений? Рисунок 7 - Передачи, развивающие творческие и интеллектуальные способности. 20% опрошенных парней считают что это передача "Первого канала" "Пока все дома".80% девушек выбрали канал "СТС" "Галилео".8% девушек и 20% парней выбрали канал "ТНТ" передачу "Такси".12% девушек считают что передача "Пусть говорят" на "Первом" канале развивает творческие и интеллект. способности.8%девушек и 40% парней выбрали другой канал. Передачи какого канала помогают вам в освоении будущей профессии? Рисунок 8 - Какие передачи помогают в освоении профессии 24% опрошенных девушек и 20% парней выбрали "Первый" канал.64% девушек выбрали канал "Россия".32% девушек и 40% парней выбрали канал "ТНТ".40% парней выбрали канал "MTV". Рисунок 9 - канал побуждающий заняться активным досугом. Какой канал побуждает вас заняться активными формами проведения досуга? 52% опрошенных девушек выбрали "Первый" канал "Большие гонки".8% девушек и 20%парней выбрали канал “MTV” "Реактивные клоуны".100% парней и 28% девушек выбрали канал "Спорт" "обзор спорт. новостей".12% девушек указали другой вариант. Передачи какого канала по вашему мнению имеют развлекательный характер? Рисунок 10 - передачи развлекательного характера 12% девушек указали "Первый" канал, 8% девушек выбрали канал "Россия".61% опрошенных девушек и 60% парней выбрали канал "ТНТ".52% девушек и 80% парней выбрали канал “MTV”.4% девушек указали канал "Спорт" и другие каналы. Передачи какого канала помогают проникнуться чувством любви и уважения по отношению к Родине, Богу, окружающим? Рисунок 11 - передачи помогающие проникнуть чувством любви к Родине, Богу, окружающим. 48% опрошенных девушек выбрали канал "Первый" и 20% парней также выбрали этот вариант.56% девушек и 40% парней выбрали канал "Россия".4% девушек выбрали каналы "ТНТ" и "MTV".4% девушек и 20% парней выбрали канал "Спорт" и 8% девушек, 20% парней указали другой вариант. Как вы думаете, какая из перечисленных программ часто пропагандирует насилие и агрессию? Рисунок 12 - пропаганда насилия на телевидение 64% опрошенных девушек и 40% парней считают что это "Дом2" на канале ТНТ.32% девушек и 80% парней думают что передача "Икона видеоигр" по "MTV" пропагандирует насилие и 4% девушек выбрали вариант другое. Какой канал просвещает студента в области сексуальной культуре и сексуальных отношений? Рисунок 13 - просвещение студента в области сексуальной культуре 8% опрошенных девушек считают что канал "Россия" просвещает студента в сексуальной культуре.44% девушек и 80% парней выбрали канал "ТНТ", 36% девушек выбрали канал "MTV" и 60% парней.4% девушек и 20% парней выбрали другой канал. Какой канал по вашему мнению хорошо влияет на студентов? Рисунок 14 - хорошее влияние канала на студентов 64% опрошенных девушек и 20% парней выбрали "Первый" канал.28% девушек выбрали канал "Россия". 20% девушек выбрали "ТНТ".8% девушек и 60% парней выбрали канал "Спорт".8% девушек и 20% парней выбрали другой вариант. Ваши любимые передачи? Рисунок 15 наличие любимой передачи 12% опрошенных девушек любят передачу “Next" по “MTV” и 20% парней.12% девушек любят передачу "Модный приговор" на Первом, 44% девушек выбрали "Cosmopolitan" по ТНТ и 8% девушек предпочитают "Галилео" на СТС. Как часто вы смотрите новости по телевидению? Рисунок 16 - новости по телевидению 60% опрошенных парней и 24% девушек смотрят новости каждый день.40% парней и 44% девушек смотрят новости несколько раз в неделю и 32% девушек смотрят новости раз в неделю. Итоги исследованияВ ходе исследования были выявлены: Каналы и передачи влияющие на культуру повседневности студентов и её составляющие. уровни активности участия телевидения в культуре повседневности студентов. Предпочтения студентов при выборе телевизионного канала и передачи. Опрос показал, что Большинство девушек и парней (64%,60%) смотрят телевизор хотя бы раз в день, либо насколько раз в неделю (16% и 40%). Полученные результат свидетельствует о том, что телевидение присутствует в жизни студентов и соответственно оказывает на неё влияние. Самыми популярными каналами по результатам опроса стали канал "ТНТ" (60% и 40%), канал "MTV" (32% и 80%) и канал "Спорт" в большей степени для парней (80%) и всего (16%) девушек. К передачам развивающим творческие и интеллектуальные способности и умения относится передача "Галилео" по СТС (80%девушек). К каналам помогающим в освоение будущей профессии студентов относятся "Первый" канал (24% и 20%), канал "Россия" (64% девушек) и канал "ТНТ" (32% и 40%). Каналы "Спорт" (28% и 100%) и "Первый" (32%) побуждают студентов заняться активными формами проведения досуга. Развлекательный характер имеют передачи канала "ТНТ" (61% и 60%) и " MTV" (52% и 80%). Передачи канала "Россия" помогают проникнуться чувством любви и уважения к Родине, Богу, окружающим. По мнению опрошенных студентов передача "Дом 2" (64% и 40%) на канале "ТНТ" и передача "Икона видеоигр" (32% и 80%) на канале "MTV" пропагандируют насилие и агрессию. Также каналы " MTV" (36% и 60%) и "ТНТ" (44% и 80%) просвещают студента в области сексуальной культуры и отношений. Каналы хорошо влияющие на студентов являются "Первый" канал (64% и 20%), канал "Спорт" (60% парней и 8% девушек) и канал "Россия" (28% девушек). Одной из любимых программ является "Cosmopolitan" (44% девушек). В ходе опроса было выявлено, что 60% парней и 24% девушек смотрят новости хотя бы раз в день, 40% парней и 44% девушек смотрят новости несколько раз в неделю и 32% девушек выбрали вариант раз в неделю. И в завершении опроса студенты перечислили передачи, сериалы и шоу которые они смотрят. На первом месте по популярности у девушек стоят Музыкальные каналы, на втором шоу "Дом2" и передача "cosmopolitan", на третьем месте сериалы ТНТ (Папины дочки, Счастливы вместе, Универ) и на четвёртом месте документальные программы и передачи (Пусть говорят, Большие гонки). У парней на первом месте находится канал "ТНТ" (Универ, Счастливы вместе) на втором канал "Спорт" и "MTV". Результаты исследования позволили расширить анализ влияния современного телевидения на развитие культуры повседневности студентов. |