Курсовая работа: Семейно-брачные отношения: история и современность
Название: Семейно-брачные отношения: история и современность Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа |
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Что такое семья, типы семей 2. Семья в античности 3. Семья в России А). Древнерусская семья Б). Развитие семейных отношений в последующие периоды российской истории 4. Семейный конфликт, его возникновения Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Сфера отношений в семье, и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметом исследования многих наук - философии, социологии, психологии и некоторых других. И, разумеется, большой вклад вносит литература, так или иначе, в стихах и в прозе, затрагивающая семейно -брачные отношения. Каждая из наук изучает специфические стороны функционирования и развития института брака, даёт общее представление о семейно -брачных отношениях в рамках своей области научного знания. Кроме того, вопросы семьи и брака постоянно присутствуют в сознании людей благодаря телевидению, кино, театру, религии, искусству и другим общественным институтам. В течение многих веков существования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялись и отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа, жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческих сообществ. Человек, не имеющий семьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой и богом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть, пить. А вы обращали внимание на то, чем заканчивается подавляющее большинство сказок? После различных приключений героев ожидает свадебный пир. На котором рассказчик был, «мёд -пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Далее этого знаменательного события - свадьбы или венчания – сказка не продолжается. Почему же? Не потому ли, что сказки кончаются на том моменте, где начинаются будни? Совместная жизнь двух людей - это довольно серьёзная психологическая работа, и если один из партнёров к ней не готов, брак распадается или превращается в страдания. Причём страдают, на только муж, жена, но и все окружающие родственники, особенно дети. Таким образом, романтическим, сказочным ореолом окружён период ухаживания и стремления к счастью совместного проживания, но то, что будет дальше и, собственно должно длиться гораздо дольше - само это счастье, - оказывается покрытым мраком неизвестности. В своей контрольной работе я предлагаю заглянуть за эту занавесу и постараться понять, что такое брак и семья в сегодняшнем понимании. Так же попробуем разобрать проблемы молодой семьи, от чего они происходят. Брак подразумевает определённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться друг к другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой, необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленные варианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви и страсти. Есть такая народная мудрость: «Любовь - как хлеб, её нужно печь каждый день». То есть это постоянные совместные усилия, труд по поддерживанию комфортных отношений. 1.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ, ТИПЫ СЕМЬИ В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизни усваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социального и духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни -всё зависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависит состояние государства. Основные понятия и актуальные социально -психологические вопросы семьи нельзя рассматривать без знания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество… Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Социум - это своеобразная социально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не в абстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью. Общество - понятие в основном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. Брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредством которой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья - более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи: -демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная); -социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; -социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; -технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё: -наличие не одной, а ряда общесемейных ценностей, которые могут изменяться в процессе развития семьи; -наличие диады (супружеской пары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; -включённость в неё представителей разных поколений гораздо больший срок близкого знакомства между её членами, чем в других группах; -несвязанность совместной производственной деятельностью. Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определённая пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа её жизни. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей: -моногамная семья состоит из брачной пары - мужа и жены; -полигамная - это брак одного с несколькими; -нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений; -расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёх и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков); патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи; -неполные, материнские, «пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек; -альтернативные семьи: основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны, гетеросексуальные пары. 2. СЕМЬЯ В АНТИЧНОСТИ В Древней Греции и Риме патриархальная и моногамная семья являлась единственной формой семейных отношений. Греки считали, что вводить в дом много жён - варварский обычай, это не достойно благородного эллина. Рождение детей для древних греков и римлян было выполнением долга перед государством, так как пополнялись ряды защитников, полезных граждан и воинов. Кроме того, это был важный долг перед родом и семьёй, потому что дети сохраняли и поддерживали семейные традиции, воздавали должные почести предкам. Наличие детей обеспечивало также и личную цель - сохранение семейного имущества путём наследования и обретение опоры и поддержки в старости. Люди женатые и имеющие детей пользовались в Греко -римских обществах большим уважением и почётом, чем холостые и бездетные. С развитием греческой государственности семья стала выполнять и другие значимые функции: обеспечивала передачу традиций, нравственных ценностей, гражданских идеалов, всего того, что давало статус полноправного гражданина. Отсутствие семьи и детей у мужчины в репродуктивном возрасте всячески порицалось и общественным мнением, и государством. На этот счёт были даже специальные законы. В древней Спарте, например, безбрачие означало личной и гражданской чести. Существовали особые штрафы за безбрачие и позорные ритуалы. Взрослые спартанцы, не состоящие в браке, по распоряжению властей должны были в холодное время года раздетыми проходить по рыночной площади, распевая песню, в которой говорилось о том, что они не признавали законы и наказаны по заслугам. Брачные обычаи отличались в разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочери выбирал отец или старший мужчина в семье. В 7 -6 вв. до н.э. существовал обычай в состоятельных семьях приглашать погостить одновременно нескольких претендентов в мужья в дом невесты. Для них устраивались различные состязания и испытания, они соперничали в силе, ловкости, богатстве, привозили дары отцу невесты и ей самой. Отец наблюдал за ними и оценивал их характер, манеру держаться, другие достоинства, и потом выбирал жениха. Чем богаче и знатнее была невеста, тем более длительными и пышными были эти отборы и затем свадебные обряды. Отвергнутым женихам предлагались отступные дары, чтобы они не чувствовали себя униженными. В то время браки очень редко заключались по любви. Решающими были социально -экономические, политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовались для заключения в выгодных династических браков. Жена должна быть здорова, физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семья невесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Такое положение дел свидетельствовало о более низкой «ценности» женщины по сравнению с мужчиной - именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы её взяли в жены. Фактически женщина при заключении брака переходила из -под власти отца во власть супруга и не имела практически никаких прав. Роль женщины в семье и общественно -политической жизни, её свобода - ограничивалась. Женщины обитали исключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появляться на улице, посещать общественные мероприятия, получать образование в государственных школах, участвовать в спортивных состязаниях. В Древнем Риме женщины обладали несколько большей светской свободой. Римские жены могли ходить в гости и принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приёмах. Но, несмотря на уважение, проявляемое к женщинам в доме, в обществе, в целом сохранялась безраздельная власть и главенство отца и мужа. Постепенно, особенно в эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины получали больше прав, в том числе возможность разводиться и иметь мужей, иметь личную собственность и распоряжаться ею, получать образование. Осуждались супружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имел право убить любовника жены. В Древнем Риме почти двенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов - покровителей, связанных с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. К нему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц - цветы и плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям - пенатам и ларам, а также духу - «двойнику» каждого домочадца - его доброму охраняющему гению. Лары и пенаты покровительствовали семье, её быту и благосостоянию. Важнейшие семейные события - рождение ребёнка, бракосочетание или смерть члена семьи - требовали специальных обрядов, которыми незримо руководили духи и младшие божества. Бездетность в браке могла служить основанием для принудительного развода. Брачным возрастом у мужчин считался период с 25 до 35 лет. У женщин он был значительно ниже - девушка могла быть невестой уже с 12 -15 лет. Оптимальным для брака у женщины считался возраст 18 -20 лет. Несмотря на стремление сохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин были распространены полиэтнические браки. Молодые мужчины - солдаты отправлялись в завоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались, выбирая в жёны местных уроженок. Часто это были пленные или украденные с целью брака женщины. Несмотря на государственное поощрение многодетности семьи старались не заводить более двух или трёх детей, чтобы не дробить наследство. Таким образом, дети могли быть более обеспечены. В связи с этим в греческих полисах и Риме со временем началась убыль населения, наблюдалось снижение численности жителей городов в отсутствие войн и болезней. Семья была не только ячейкой общества, она являлась и своеобразной основой любого производства. В период Античности, затем Средневековья и вплоть до 19 в. Семейные компании в основном связаны были совместной собственностью на земельные угодья, законами кровного родства. И хотя постепенно, по мере развития экономики и промышленности, на первое место в организации семейных отношений вышли профессиональные интересы, вложенный в производственно -торговые или банковские предприятия капитал, семья и родственные связи долгое время являлись важным фактором организации хозяйственной, общественной и политической жизни общества. Многие профессии стали семейными. Дело и капитал, мастерство и клиентура передавались от отца к сыну. Отношения в семье регулировались религиозными установками и скрепляются брачным контрактом, приобретающим вид торговой сделки, и невесте без приданого довольно трудно было выйти замуж. Бесприданница обречена на несчастную судьбу. Поэтому копить приданое начинали уже с рождения дочери. 3. СЕМЬЯ В РОССИИ А). Древнерусская семья Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина - добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине - матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины - весь уклад и внутренний мир семьи. В то время в патриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи, «большуха», имела достаточно серьёзное влияние на других членов семьи и на мужа. Недаром издавна существует пословица: «Муж в доме голова, а жена - шея, как повернет - так и будет». В древней русской семье характерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление -удочерение и свойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения между одним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же, как и между кровными родственниками. В разные периоды русской истории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период в славянских племенах было распространено насильственное похищение - «умыкание» невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой. Именно с тех, языческих, времён сохранился до сегодняшнего дня шутливый обычай прятать невесту на свадьбе, когда жених должен её отыскать и даже заплатить выкуп. В некоторых национальных культурах обряд похищения невесты жив до сих пор. Надо сказать, что и значительно позже, уже в христианский период время заключения браков увязывалось с календарём сельскохозяйственных работ. За этим строго следила церковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определённое время года. Существовала ещё одна форма заключения брака - приведение. Она заключалась в том, что невесту вели в дом к жениху с приданым и оставляли там. Необходимо помнить, что в то время, да и много позже знакомство невесты и жениха было необязательным. Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С тех пор дошла до нас поговорка: «Стерпится - слюбится». Станут молодые мужем и женой, а любовь или привычка потом придут. Необязательность знакомство невесты и жениха до брака была распространённой нормой отношений практически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писатели воспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимном желании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих, трагических историй о неземной любви и возможности быть рядом из -за противодействия родителей и родственников или нелюбимого, несвязанного против воли мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский – эти примеры стали уже хрестоматийными. Другой распространенной формой заключения брака была купля -продажа, «покупка». Это уже был брак по договорённости, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула, произносимая сватами: « У вас есть товар - у нас есть купец». При этом жених должен был давать определённую плату за невесту - выкуп. Чем выше была социальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходила из ранней формы обрядности - похищения. Это было символическое примирение жениха -похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведённые из семьи рабочие руки. Реже встречался осуждаемый и обществом и религией самовольный брак, который совершался посредством убегания из дома против воли родителей - «самокрутка». В этом случае речь шла о сердечной привязанности и тайной договорённости между женихом и невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдения традиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававшим на него согласия. После тайного венчания молодые приходили в родительский дом и просили простить их за самовольный поступок. Родители мужа довольн6о часто даровали своё прощение, ведь такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. С родителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители, тем дольше они не могли идти на согласие и примирение, особенно если у них были другие планы на другой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствие родительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям. Поздняя, одобряемая христианской этикой форма заключения брака - соглашение между сторонами, представляющими жениха и невесту. Согласие последних не очень требовалось. Но заключение брака брала на себя церковь через обряд венчания. Церковь стремилась укрепить брак, придать ему характер таинства, то есть духовно осмысленного действия, угодного богу. В этом случае подразумевалось добровольное и обоюдное согласие жениха и невесты на брак перед священником и церковью. Но на деле многие браки по -прежнему заключались по принуждению родственников. В силу долгого господства на Руси крепостного права брак между подневольными крестьянами обычно осуществлялся по воле и согласию помещика. Господин выполнял более древние функции главы рода и принимал решения о целесообразности того или иного брака. В этом случае свадебные ритуалы сокращались и упрощались. В целом же среди свободного населения соблюдение принятых для определенной местности свадебных обрядов гарантировало дальнейшую счастливую жизнь будущих супругов. К тому времени уже сложился обычай собирать для невесты приданое, то есть её собственное имущество, которое она приносила с собой в новую семью. В составе приданого обычно были предметы одежды и обихода, хозяйственные вещи, украшения, некая сумма денег. Размер приданого увеличивал ценность невесты. Жених тоже обязан был расплатиться с невестой и её родственниками. Если жених был беден и не мог заплатить, он мог отработать определённое время в семье невесты, чтобы таким образом получить разрешение на брак. Наиболее полное описание предсвадебного ритуала содержит следующие обряды: выбор невесты, сватовство, показ дома жениха, смотрины невесты, сговор, скрепляемый рукобитием, обручение, подготовка приданого, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё невесты в бане. Затем следовало венчание и собственно свадьба, также обставленные многочисленными ритуалами. Кстати девичники и мальчишники сохранились до сей поры, как символическое расставание с холостой и незамужней жизнью. Выбором невесты и сватовством занимались люди специально выбранные - свахи и сваты. Это часто были крёстный отец или крёстная мать жениха, либо его ближайшие родственники: дядя, женатый брат и т.д. Позднее сватовство стало самостоятельной профессиональной деятельностью. Профессиональная сваха предоставляла в распоряжение жениха сведения о возрасте, красоте, приданом невесты, её нравственности, происхождении и осуществляла саму процедуру сватовства. Из византийского брачного права пришла к нам процедура обручения, предваряющая брак. Смысл обручения - такой же, как у помолвки: соглашение осуществить брак на деле, скрепление перед богом и людьми взаимных обещаний. Мужчины могли вступать в брак с 15 лет, женщины с 12 -14, но обручение могло быть совершенно раннее, уже с 7 лет. Препятствием для брака могло быть несогласие родителей, наличие каких -либо степеней родства или свойства, состояние в другом браке или помолвка с другим партнёром. С окончательным принятием христианства на территории Руси постепенно устанавливается принцип единобрачия. В целом церковь проводила идею о нерасторжимости брачных уз и о вечности брака. Самовольные разводы - запрещались. В дохристианские времена славяне заключали браки у воды, и у воды могли же расторгать нежеланный союз. Существовал такой обряд: муж и жена становились на противоположных берегах реки или ручья и, взявши за концы тонкую холстину, тянули её до тех пор, пока она не разрывалась. После этого они считались свободными от брачных обязательств. Б) Развитие семейных отношений в последующие периоды российской истории Патриархальная система семейных отношений, сложившаяся ещё в Киевской Руси, сохранилась практически без изменений до начала 18 в. Основными чертами патриархальной семейной системы в России, как впрочем, и в других странах Европы были: абсолютное превосходство мужчин во всех сферах жизни над женщинами, и нерушимая иерархия в семейной жизни. В такой семье вся власть и полный контроль над всеми домочадцами находились в руках старшего мужчины. У русских крестьян до 18 в. Понятие семьи было практически полностью слито с понятием дома, домохозяйства, и, как следствие, семьёй считалась группа родственников, живущая в одном доме. Нуклеарная, или малая, семья в России начала формироваться с 18 в., однако это касалось прежде всего дворянского сословия и горожан, а у крестьян традиционная форма семьи сохранялась до второй половины 19 в., и стала меняться только после отмены крепостного права и других реформ. Значительную роль в столь медленном развитии семейной системы играло то, что до середины 20 в. Россия оставалась преимущественно крестьянской страной, где были очень сильны древни традиции. Лишь начиная с 20 -х годов 20 в., в связи с революцией, началось активное переустройство семьи как системы. На государственном уровне было провозглашено уравнение женщин в правах с мужчинами, резко осуждалась буржуазно -патриархальная семья, особое внимание стало уделяться материальной поддержке женщины -матери, несмотря на то, что общей целенаправленной государственной программы демократизации семьи не было. Период с 1917 до начала 1930 -х годов считается временем наиболее радикальных изменений в структуре российской семьи. В это время перестали быть абсолютно запретными многие вещи - добрачные и внебрачные сексуальные связи, искусственное прерывание беременности, гражданские браки, разводы. Женщины получили свободный доступ к образованию, получили возможность работать и обеспечивать себя, что не могло сказаться на семейном устройстве. В этот же период начало меняться и отношение к детям. Благодаря разрешению на аборты количество детей в семьях сократилось, а государственная политика, направленная на воспитание новых достойных членов социалистического общества, заставила родителей больше внимания обращать на детей. Семья получила статус важнейшего общественного института и, соответственно, контроль и опека государства и партии в регулировании семейных вопросов стали играть едва ли не ключевую роль. Была признана и законодательно поощрялась роль женщины -матери, государство брало на себя значительную часть ответственности за воспитание, образование и здоровье детей, при этом на плечи женщины ложилась забота о семейном быте и сохранении целостности семьи, о ребёнке. Таким образом, рождение и воспитание детей стало рассматриваться как одно из самых главных задач семьи, и соответственно, стал формироваться новый семейный уклад, в котором всё было направлено на обеспечение ребёнка и заботу о нём. До начало 90 -х годов 20 в. Основные принципы внутреннего устройства советской семьи почти неизменными. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребёнка, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорение темпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантия стабильности, иногда - как творческий или бизнес -союз. Таким образом, в наше время Россия постепенно приходит к многообразию форм семейного устройства, среди которых встречаются как традиционные типы устройства, так и современные, кроме того, немалый вклад в разнообразие типов вносят особенности семейных укладов национальных республик России. 4. Семейный конфликт, его возникновения Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации – развод. В психологии под конфликтом понимается противостояние -оппозиция -столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов -оппонентов в процессе общения -коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния. Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых. Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. Во первых причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее. Конфликт обычно вызывается какой -то сложной для супругов проблемой. Конфликтные ситуации специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения. Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п. А.И. Кочетов, например, называет семь основных причин семейных конфликтов: - нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность); - биологическая несовместимость; - неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.; - несовместимость интересов и потребностей; - различие педагогических позиций по отношению к ребенку; - наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; - отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. В.А. Сысенко рассматривал те же причины, что и А.И Кочетов, только более подробно и конкретно: - неудовлетворенность сексуальных потребностей одного из супругов; - неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего “Я” (нарушение чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение, обиды, оскорбления, постоянная критика); - неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов друг от друга, эмоциональная холодность); - пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и тому подобным вещам, приводящим к большим затратам денежных средств; - финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальное обеспечение); - неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, потребности в кооперации и сотрудничестве, неудовлетворенность ведением домашнего хозяйства. Как известно, очень часто любая конфликтная ситуация сопровождается ссорой между супругами. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из самых губительных последствий адаптации молодых супругов и их чувств. Люди обычно говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это вовсе не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой -то отпечаток на дальнейшие отношения. Ссору обычно раздувают резкими словами, глупыми упреками, несправедливыми обвинениями. Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым и несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю. Конфликты – это не сражение “не на жизнь, а на смерть”. В любой ссоре партнеру необходимо предоставить возможность спокойно высказаться. Нельзя терять в споре взаимного уважения. Внимательно проанализировав все споры, молодые люди легко обнаружат, что большинства из них можно было избежать или разумно разрешить, не доводя до столкновения. Поэтому нужно принять во внимание использование разработанной специалистами стратегии ведения семейного спора . Первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиваться победы. Необходимо помнить: ваша победа – это поражение второго супруга, поражение любимого вами человека. И потом, побежденный – член той же семьи, следовательно, любая победа одного есть поражение всей семьи в целом. На второе место можно поставить уважение супруга, какая бы вина на нем ни лежала. Даже в минуты, когда одного из супругов душит обида, ревность, злость, надо помнить: ведь это он (или она) еще недавно был (а) самым дорогим для него (нее) человеком. В старых русских интеллигентных семьях существовал обычай: при ссорах и конфликтах супруги переходили от родственного “ты” к холодно -официальному “вы”. И кто может сказать, от скольких бед и разводов спасло это “вы”. Потому что оно сохраняло чувство собственного достоинства и не унижало достоинства другого человека. И если выяснялось, что причина ссоры не стоит выеденного яйца (а таких ссор, особенно в молодых семьях, большинство), то было просто вернуться к нормальным взаимоотношениям. Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры – не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают: чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило: какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило перемирие, забыть о ней навсегда. Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение. По данным одного из социологических опросов наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенно различающимися для мужчин и женщин. Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотря на традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетное мнение А. Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах: - неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни; - сложность отношений между поколениями; - гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей); - отсутствие подготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье. Совместное проживание молодых людей с родителями имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Мудрые родители тоже понимают молодым супругам, но делают это тактично и деликатно. Но их, пожалуй, меньшинство. Очень часто молодые должны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу, узнавать и открывать друг в друге порой “неожиданные” качества, но и к тому, что придется адаптироваться и к чужим родителям. В наши дни многие ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через 1 -2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы “притирки”, адаптации друг к другу. В исследовании молодых семей только 57% мужчин и 60% женщин согласились с утверждением: “Я почти всегда считаюсь с мнением супруга”. Только половина женщин и 76% мужей согласились с утверждением: “Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав”. Ухудшается, и порой весьма чувствительно, материальное положение семьи. Резко возрастают нагрузки молодых женщин. Особенно остро встает проблема справедливого распределения обязанностей. Отношение женщины к мужу часто определяется тем, насколько он может обеспечить семью материально и какую часть домашних хлопот берет на себя. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой, которая представляет собой психологический климат семьи. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Вирджиния Сатир утверждает, что атмосферу конфликтного супружеского союза можно почувствовать, как только попадаешь в такую семью. Лица и тела людей говорят об их страданиях, их тела скованы и напряжены, или они неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными, могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат редко и скрипуче или почти не слышны. Выдающийся ученый Дейл Карнеги утверждает, что трудно четко провести границу между тем, где кончается романтическая любовь и начинается театр военных действий. В семье, где отношения напоминают боевые действия, состояние супругов аналогично состоянию людей на войне. Для общества в целом характерны разводы. Их уровень довольно изменчив. В наше время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное “легкое” отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод. Так что же такое развод? Под разводом понимают расторжение законного брака при жизни обоих супругов, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. В последнее время число разводов в большинстве индустриальных обществ заметно возросло. Например, в 1961г. В Британии было менее 3 разведенных на тысячу состоящих в браке, а в 1981г. Этот показатель возрос почти до 12. Уровень разводов изменчив. Обычно в браке остаются те люди, которые: - стали супругами в возрасте не моложе 20 лет; - оба выросли в стабильной семье с двумя родителями; - встречались в течение длительного периода времени до женитьбы; - хорошо обеспечены и с примерно одинаковым образованием; - имеют хорошую работу и стабильный доход; - живут в маленьком городке или на ферме; - не имели сожития и не забеременели до брака; - верующие; - одного возраста, вероисповедания и образования. Ни одного из этих условий, взятого отдельно, не достаточно для стабильного брака. Но если ни одно из этих условий не соблюдается, можно почти с полной уверенностью утверждать, что брак распадется. Если же в браке соблюдены все эти условия, то вероятность, что супруги проживут вместе до самой смерти, велика. Англичане, возможно, были правы, когда утверждали еще несколько столетий тому назад, что глупо считать временное опьянение страстной любовью достаточным основанием для принятия решения о заключении брака. В супруги нужно выбирать человека, к которому испытываешь прочное чувство дружбы и с которым у тебя общее происхождение, интересы, привычки и ценности. Трудно найти супружескую пару, которая хотя бы р аз в жизни не задумывалась о разводе. Бывает, что разводом просто грозит один из супругов, чтобы “припугнуть” свою “половину” и изменить ситуацию. Каковы наиболее распространенные причины и мотивы расторжения брака? Главными причинами разводов являются: несовместимость характеров, неумение и нежелание подчинить свои интересы воле другого, невнимательность одного из супругов к другому и т.д. В последнее время все больше и больше причиной разводов называют пристрастие к спиртному одного из супругов. Г.П. Разумихина отмечает, что за последние 15 -20 лет количество браков, распавшихся на почве алкоголизма, возросло с 40% до 55%. В настоящее время растет число разводов, в которых муж оставляет пьющую жену. Около 25% семей распадаются из-за супружеской неверности и примерно столько же из-за утраты чувства любви. И в том, и в другом случаях очень сложно решить, нужно ли расторгать брак. Сохранить любовь на долгие годы удается далеко не всем. В разные годы это чувство наполняется все новым и новым содержанием. А человек нередко склонен принимать за любовь лишь страстную чувствительность. Более спокойные ее проявления кажутся чем-то иным. Поэтому не всегда можно верить супругам со стажем, которые утверждают, что любовь с годами ушла. Что касается первого случая, то измена измене рознь. Иногда в ее основе лежат необузданность и распущенность, порожденные алкоголем. Выпитое будоражит, отбивает волю, пробуждает самое низменное, побуждает забыть о чести и достоинстве. В других случаях внезапное сильное увлечение вдруг ослепляет человека, ослабевает его нравственный самоконтроль. Он (супруг) потом порой сам мучается из-за содеянного, раскаивается, но вернуть что-либо уже поздно. Одним из часто упоминающихся мотивов развода является несходство характеров. Этот мотив трудно определяемый. Чаще всего он скрывает за собой иные, более глубокие причины семейного разлада. Как правило, к разводу супруги приходят постепенно, накапливая множество взаимных претензий. Неумение строить конструктивное, без ссор общение чаще всего принимается мужем и женой как несходство характеров. В последнее время все чаще говорят и пишут о том, что немало браков распадается из-за отсутствия сексуальной гармонии. Под сексуальной дисгармонией понимают любые недостатки психического, эмоционального и физического соответствия друг другу мужчины и женщины, которые приводят к нарушению гармонии сексуальной жизни партнерской пары. Поэтому сегодня некоторые молодые люди решаются пожить вместе до свадьбы, чтобы “попробовать” и решить подходят ли они друг другу. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюс состоит в том, что за время совместной жизни молодые люди лучше узнают друг друга. Одно дело, когда они встречаются на “нейтральной территории” и проводят время в развлечениях или занимаясь любовью, и другое, когда они вместе не только в постели, но и на кухне и в одной квартире. Они учатся налаживать быт и распределять свои обязанности, учатся строить свой совместный бюджет, видят не только положительные качества, но и недостатки друг друга и учатся мириться с ними. Положительным является и то, что обычно молодые люди не сразу решаются завести детей. Многие официальные браки молодых людей губит именно то, что они, только-только поженившись, сразу же обзаводятся ребенком. Контраст между их свободной и обеспеченной жизнью до свадьбы и резким изменением их жизненного стереотипа с появлением ребенка разительный. Плюсом является и то, что есть возможность лучше узнать сексуальные потребности друг друга. А минус состоит в том, что молодые люди видят друг друга без прикрас. На свидания они ходили нарядными, а при совместной жизни молодой человек видит свою возлюбленную без косметики, в обычной домашней одежде, с мокрыми после душа волосами, с бигудями. Минус также и в том, что в гражданском браке у людей те же проблемы, что и в официальном, – женщина должна вести домашнее хозяйство и настаивать на том, чтобы муж ей помогал. Они имеют возможность увидеть и недостатки характера друг друга. Если в такой семье возникают ссоры и затяжные конфликты, то им легче расстаться, чем супругам, состоящим в официальном браке, а душевная травма, которую они испытывают из -за своего разрыва, не менее глубока и болезненна. Из -за этого может сформироваться отрицательное отношение к браку. Д.Е. Еникеева пишет, что по статистике, около 70% пар, которые живут в гражданском браке, со временем женятся. Чаще всего это связано с появлением или ожиданием ребенка. По данным проведенных исследований, проведенных английскими учеными, люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов. По некоторым данным неженатые мужчины менее счастливы, чем незамужние женщины, и можно предполагать, что по сравнению с женщинами мужчины получают от брака большее удовлетворение. Кроме того, М. Аргайл отмечает, что люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги, живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. И правда, если заглянуть в приемные врачей -невропатологов, в психотерапевтические клиники и консультации, да и в больничные палаты для сердечников и язвенников, то можно сделать вывод: значительную часть пациентов составляют жертвы разводов, одинокие люди. По данным, полученным американскими врачами, развод ослабляет иммунную систему женщины. Разведенные женщины более подвержены инфекциям, в 6 раз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30% чаще, чем женщины, имеющие нормальную семью). Правда, такие же печальные показатели наблюдаются и у женщин, которые несчастливы в браке, т.е. любое неблагополучие, подтвержденное официальным документом или нет, равно болезненно отражается на женском организме. Стойкость иммунитета мужчин в зависимости от семейного положения американские специалисты еще не изучили. Но наши отечественные исследователи располагают кое -какими сведениями о том, что на них (мужчин) семейные неурядицы или одиночество действуют еще хуже. Бессемейные умирают от болезней сердца в 3.5 раза чаще, чем живущие в кругу родных. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Самоубийством заканчивают жизнь холостяки и разведенные в целом чаще семейных в 6 раз. Еще 150 лет назад было зафиксировано: ни один холостяк не попал в число долгожителей. Даже в сравнительно молодом возрасте, в 20 -30 лет, смертность среди холостых мужчин на 25% выше, чем среди женатых. Таким образом, широко бытующее представление, будто семья больше всего нужна женщине, не подтверждается жизнью. Одинокие женщины менее драматично переживают свое одиночество. Средняя продолжительность их жизни не намного отличается от продолжительности жизни женщин, имеющих семью. Итак, во многих случаях развод – это скорее зло, чем благо. Мы считаем, что нет таких разведенных, которые бы отрицали для себя необходимость семьи вообще. Люди говорили о том, что лучше жить одному, чем с плохим супругом в недружной семье. А в идеале каждый надеялся заменить недружную семью дружной – создать хорошую семью. Но далеко не каждому это удается. В большинстве случаев к разводу приходят потому, что молодые люди оказались не в состоянии разрешить сложные проблемы семейной жизни. Все остальные причины являются сопутствующими, хотя их подчас ставят на первый план: отсутствие квартиры, материальные затруднения, длительная вынужденная разлука, отрицательное влияние третьих лиц (в первую очередь, родителей молодых супругов). Хотя, на самом деле, сопутствующие обстоятельства начинают действовать, если в полной мере проявляется действие главных причин. Итак, в период первичной брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Как правило, это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь. Конфликт в молодой семье происходит из -за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем -то противоречащих друг другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Нужно с большей ответственностью относится к формированию семьи. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, ещё до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему(ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Однако, стабильная благополучная семья может функционировать только при определённой подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Нужно узнать, хорошо изучить друг друга, чтоб в последствии для вас не открывались какие -то нежелательные черты характера. Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже самим собой. Поэтому семья должна основываться на взаимной любви и понимании. Мы должны принимать людей такими какие они есть, видя в каждом наилучшие качества. Взаимопонимание, на мой взгляд, является залогом счастливой семьи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Афанасьева, Т.М. Семья: учеб.пособие / Т.М. Афанасьева. - М.: Просвещение, 1988. - 285с. 2. Бердникова, Ю. Семейная жизнь на 5+: книга / Ю. Бердникова. - Спб.: Наука и техника, 2008. -224с. 3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учеб.пособие / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. -157с. 4. Еникеева, Д. Несчастливый брак: книга / Д. Еникеева. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. -224с. 5. Прохорова, О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок: книга / О.Г. Прохорова. - Спб.: КАРО, 2008. -336с. 6. Разумихина, П.П. Мир семьи: книга / П.П. Разумихина. - М.: Просвещение, 1986. -208с. |