Дипломная работа: Содержание социальной работы с многодетными семьями
Название: Содержание социальной работы с многодетными семьями Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||
Краевой Красноярский Педагогический Колледж № 2 ПЦК «Социальная работа» Выпускная квалификационная работаСодержание социальной работы с многодетными семьями Красноярск СодержаниеОсновные положения Введение Теоретическая часть I. Эволюция норм детности II. Характеристика многодетных семей 2.1 Типы многодетных семей 2.2 Социально-демографические характеристики многодетных семей 2.3 Экономические характеристики многодетной семьи 2.4 Многодетная семья и социальная микросреда III. Проблемы детей из многодетных семей 3.1 Особенности положения и развития подростков из многодетной семьи 3.2 Размер семьи как фактор формирования индивидуальности ребенка IV. Содержание социальной работы с многодетными семьями 4.1 Понятие «Социальная работа» 4.2 Государственно-правовые основы социальной работы с многодетной семьей 4.3 Содержание социальной работы с многодетными семьями Выводы Практическая часть I. Центр Социальной помощи семьи и детям: цели, основные задачи деятельности Центра; категории обслуживаемых лиц II. Структура ЦСПСиД Выводы Заключение Список использованных источников Приложения РефератЦель исследования – изучение содержания социальной работы с многодетными семьями. В результате поставленной цели нам предстоит выполнить следующие задачи: 1) Изучить литературу, раскрывающую проблемы семей и содержание социальной работы с ними; 2) Изучить и проанализировать нормативные документы Центра социальной помощи семье и детям мкр «Студгородок» (в дальнейшем ЦСПСиД), отражающие основные направления деятельности; 3) Изучить и проанализировать документацию специалистов Центра по содержанию социальной работы с многодетными семьями. Объекты исследования: 1) Нормативные акты, регламентирующие работу Центра; 2) Документация Центра, отражающая содержание социальной работы с многодетными семьями. Предмет исследования – содержание социальной работы с многодетными семьями. Методы исследования: 1) анализ литературы; 2) анализ нормативных документов; 3) анализ документации специалистов, отражающей работу с многодетными семьями. Гипотеза: Мы предполагаем, что содержание социальной работы с многодетными семьями зависит от проблем многодетных семей и возможностей Центра. ВведениеСемья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Семья является одним из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Основное направление в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника. С одной стороны, семья – это микросреда, в которой живет человек и она выполняет ряд важнейших основополагающих функций. С другой – резко усилился запрос самой семьи на помощь со стороны государства. Поэтому в социальной работе сделан акцент именно на семью, на улучшение ее жизнедеятельности. В настоящее время, переживаемый многими людьми стресс, привел к росту числа невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, что в целом привело к ухудшению социально-психологической адаптации семьи и отдельных ее членов. В итоге – дестабилизированная семья не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять свои основополагающие функции. Отсюда все негативные явления в обществе: снижение качества воспитания, рост алкоголизма и преступности, снижение уровня рождаемости. Все это в совокупности дает картину ухудшения социального здоровья общества. Таким образом, очевидно, что сейчас стоит остро потребность в оказании помощи семье и одной из форм такой помощи может и должна являться социальная работа. И объектом социальной работы, прежде всего, должны быть семьи, имеющие неблагополучные условия (семьи группы риска), в частности, многодетные семьи. Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей, не достигших восемнадцати лет. Количество таких семей постоянно уменьшается. Многодетность рассматривается специалистами в области семейных проблем как некое явление, теперь уходящее в прошлое по мере трансформации общества, образа жизни, роста городов, разрушения сложившихся устоев быта. Семьи, которые в изменившихся условиях предпочитают многодетность, воспринимаются как социальное отклонение. Такая позиция повлекла за собой утрату социологами и социальными психологами интереса к многодетным семьям, изменениям в их внутренней структуре и динамике мотиваций появления нескольких детей. А мне, как специалисту по социальной работе, далеко не безразличны жизнь и развитие многодетных семей. Такие семьи в первую очередь должны получать социальную помощь и поддержку. Именно благодаря этому типу семей более или менее может поддерживаться демографическая ситуация в стране. Именно такой семье должны оказываться различные виды помощи: и материальная, и педагогическая, и психологическая, и медицинская. А для того, чтобы несколько по-иному смотреть на проблемы данной категории, семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины, ее влияние на каждого члена многодетной семьи. А лишь затем оказывать постоянную адресную помощь, направленную на стабилизацию ее жизни. Этому и будет посвящена данная работа. Теоретическая частьI. Эволюция норм детности Возникновение традиций многодетности диктовалась условиями высочайшей общей и детской смертности, грозившими вымиранию отдельных племен и общин. Единственный путь сохранения и воспроизводства человеческих племен состоял в социальном поддержании высокой рождаемости. Поэтому вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. Социальные нормы высокой рождаемости функционировали, прежде всего, в форме табу на всякое предупреждение и прерывании беременности, то есть в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл – физиологическая последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений (схема 1). О социально-экономической детерминации многодетности и сохранении запрета на вмешательство в репродуктивный цикл можно судить, например, по семейному укладу жизнедеятельности в феодальном обществе. В расширенной семье патриархального типа производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям. Семья была полифункциональная, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения /3/. В таких условиях ориентация личности на семью определялась строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие. Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства /3/. Установка личности на многодетность в этих условиях укреплялась благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом. Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки. Однако для феодальной России была характерна не только многодетность, но среднедетность. Расширенная патриархальная семья стала распадаться в России с XV века /3/. Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием капиталистического производства, вытягивающего всех членов семьи из лона семейного производства в сферу наемного труда /3/. Рождение большого числа детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности. Спонтанному уменьшению норм многодетности, редуцированию их до нижней границы многодетности (5 детей) и ниже содействует постепенное уменьшение детской смертности. Многодетность потеряла свою главную опору, а рождение детей, функционально никак не связанное с физическим самосохранением Я, теперь могло сокращаться беспредельно, точнее, до бездетности (схема 2). Таким образом, созданная разрушением норм высокой рождаемости возможность выбора любого числа детей в семье при распространении многодетности не реализуется, т.к. стереотип отказа от трех и более детей ведет к предпочтению одно-двухдетной модели. Для того, чтобы возможность выбора между тем или иным числом детей могла существовать реально, сначала надо устранить факторы, побуждающие людей к малодетности, а затем привести в действие факторы, поощряющие семьи с тремя и более детьми. Несмотря на общие причины многодетности, у каждой семьи существуют свои взгляды на желательное количество детей. именно эти взгляды определяют типы многодетности в конкретной семье, о которых будет рассказано в следующей главе. II. Характеристика многодетных семей 2.1 Типы многодетных семей Понятие «многодетная семья» нуждается в уточнении, выделении различных свойств для типологизации. В качестве основного типологизирующего признака берется представление вступивших в брак о ценности нескольких детей. Многодетные семьи в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) в общем количестве семей. Причем среди многодетных (трое детей и более) семей определенную часть составляет «случайная многодетность», когда вместо желаемого второго ребенка рождаются близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате каких-либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средства прерывания беременности /9/. В эту же категорию относятся случаи рождения очередного малыша ввиду того, что прерывать нежелательную беременность невозможно по медицинским показаниям /8/. Особая ситуация – слияние неполных семей с несколькими детьми. Здесь отчетливо прослеживается тенденция к закреплению вновь созданной семьи с помощью общего ребенка. Для многих адаптация к «вынужденной» многодетности – трудный и длительный процесс. Однако семья стабилизируется и воспитывает хороших, полноценных с точки зрения общества граждан. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но во взаимоотношениях некоторые черты неполной в прошлом семьи сохраняются /9/. К следующему типу относятся семьи, характеризующиеся многодетностью, которая являет собой следствие реализуемого супругами отношения к детям как к главному богатству. Такая многодетность может быть продиктована как собственными установками супругов, не соответствующими мнению социального окружения, так и национальными традициями, либо религиозными предписаниями. У таких семей много трудностей из-за малообеспеченности, тесноты жилища, загруженности родителей, особенно матери, состояния их здоровья, но по крайней мере у родителей есть стремление заботиться о своих детях /9/. У следующего типа семьи большое потомство, пожалуй, проявление известного неблагополучия, когда для супругов или одного из них, дети становятся инструментальной ценностью: благодаря им есть надежда получить какие-либо блага, преимущества /8/. Побудительными мотивами могут выступать социально-психологические устремления к самореализации, утверждению высокой самооценки, расходящейся с мнением окружающих, оправданию осуждаемого обществом образа жизни /8/. Также неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недостаточности развития. Их судьбу трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а взять в дом 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно /9/. В эту же категорию входят семьи, где многодетность – результат нескольких разводов и повторных браков. Подобные семьи плохо организованы, нередко воспитание детей перекладывается на общественные учреждения – ясли, круглосуточный детский сад, школу-интернат. Отсюда множество отклонений в их поведении и формирование у части населения взгляда на многодетность как на отрицательное явление /7/. Есть ряд объяснений существования многодетных семей в неподходящих для этого условиях крупных городов. Одно из них опирается на тезис о так называемой остаточной многодетности, в соответствии с которой она воспринимается как явление, основанное на отживших социальных нормах рождения детей /8/. А причины ее усматриваются в установках, не утративших силу в среде некоторых выходцев из регионов, сохранивших высокий уровень рождаемости. Другое объяснение предполагает, что многодетная семья сама себя воспроизводит, то есть прививая детям соответствующие представления, создает почву для появления многодетности в регионах, где рождение нескольких детей является исключением, а не правилом. Бытует и объяснение, содержащее религиозно-нравственные мотивы. Ведь для верующих уничтожение уже зародившейся жизни и даже попытка предотвратить зачатие – грех. Кроме того, существуют семьи, в которых культивируется бережное отношение к зачатию и недопустимость абортов по соображениям морали, не связанными с религией. Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье. Чтобы знать, какую необходимо оказывать помощь многодетным семьям, нужно знать типичные для них условия жизни, различные социальные и демографические характеристики, что и будет рассмотрено в следующих главах. 2.2 Социально-демографические характеристики многодетных семей Принято считать, что нетипичность многодетных семей, наличие у них необычных, не соответствующих представлениям большинства характеристик в значительной степени обусловлены малой и все сокращающейся их численностью, уменьшением их доли в населении России. Это, в свою очередь, ведет к предположению о том, что положение семьи с несколькими детьми, отношение к ней со стороны окружающих вызваны скорее количественными, чем качественными характеристиками /1/. Семей с тремя и более детьми довольно много в селах, меньше в городах и совсем мало в крупных городских агломерациях (Москва, С-Петербург). Роль таких семей в пополнении численности населения страны довольно велика, но следует различать вклад семей с тремя, четырьмя, пятью и более детьми в процессы воспроизводства населения. Помимо многодетности, существует явление «сверхмногодетности», которое оценивается в большинстве случаев отрицательно или нейтрально. Широко распространено, особенно среди неспециалистов, представление о многодетных семьях, как о некой небольшой группе населения, в которой дети рождаются независимо от социально-экономических условий. Тем самым подразумевается, что эта группа достаточно устойчива, что существует некий несократимый минимум многодетности, и что родители в этих семьях ведут себя иррационально и «безответственно» /1/. Что касается родителей трех и более детей, то взгляды специалистов на них неоднозначны. В основном, учеными делается упор на взаимосвязь уровня образования супругов и количества детей. некоторые исследователи (например, Бойко) утверждают, что характерным является то, что количество детей находится в обратной зависимости от образования родителей. Супруги с высшим образованием, как правило, даже если они хотят иметь большую семью, ограничиваются небольшим количеством детей. Но исследования других специалистов, в частности кандидата экономических наук Ачильдиевой Е.Ф. показывают, что неправомерно утверждение, будто многодетность часто является следствием низкого образовательного уровня и общего культурного развития супругов. Она сравнивает уровни образования родителей двух детей и многодетных. Вот какие выводы она сделала: уровень образования у матерей трех-четырех детей выше, чем у женщин с двумя детьми, но, правда, у родивших пятерых и более – все-таки немного ниже. Уровень образования отцов трех-четырех детей значительно превышает достигнутый отцами двоих, а у мужчин с пятью и более детьми – почти такой же, как и с двумя детьми /8/. Рассматривая характерные особенности многодетных семей, необходимо обратить внимание на профессиональную занятость матери, т.к. при низком семейном доходе она вынуждена заниматься профессиональной деятельностью ради заработка. Это в сочетании с воспитанием детей крайне осложняет ситуацию. Почти никогда женщине не удается решить обе задачи одновременно без ущерба для детей, работы и собственного здоровья /8/. Известно, что предприятия неохотно принимают многодетных, для большинства из них рождение четвертого ребенка означает снижение профессионального статуса, переход на менее квалифицированную работу. Большинство незанятых матерей предпочли бы полный или неполный рабочий день со свободным режимом работы. Желающих стать надомниками очень мало. Рассматривая профессиональную занятость нужно различать следующие аспекты: 1) объективную необходимость второй зарплаты в многодетной семье. Это означает, что при существующем положении женщина вынуждена быть занятой на производстве хотя бы неполный рабочий день; 2) стремление матери совместить профессиональный труд и воспитание детей, что заставляет ее довольно часто работать «за режим», то есть терять специальность, квалификацию, проигрывать в зарплате, прибегая к малоквалифицированному надомному труду или любому другому поблизости от дома; 3) желание женщины получить возможность действительно полновесного выбора между участием в производственной сфере и ограничением своей деятельности домашним трудом, кругом семьи /8/. 2.3 Экономические характеристики многодетной семьи Влиянию благосостояния на уровень рождаемости уделялось большое внимание в демографической науке. От дохода зависят благоустройство быта, распределение свободного времени, возможности для организации содержательного досуга. Все эти условия в определенной мере влияют на полноту реализации потребности в детях /3/. Однако есть все основания считать, что при полной удовлетворенности потребности в детях или слабой потребности в следующем ребенке, даже весьма существенное улучшение материальных условий будет использовано для удовлетворения других, более значимых для данного индивидуума потребностей /3/. Группы с наименьшим доходом – это в основном люди с невысоким образованием и профессиональным статусом. Они, как правило, не ориентированы на достижение этих ценностей и имеют меньшую социальную мобильность. Для них характерна ориентация на семью и соответственно на более высокую потребность в детях. Даже если материальные затруднения препятствуют полному удовлетворению этого уровня потребности, число детей здесь выше, чем в других группах /3/. Считается, что многодетные семьи мало обеспечены материально и имеют трудности с жильем. Каким образом это выражается количественно и сравнительно с другими группами семей, можно определить косвенно, по данным государственной статистики (по материалам переписи 1989 года). Как в городах, так и в сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти и более лиц существенно ниже, чем во всем населении /5/. Для решения жилищной проблемы во многих крупных городах большим семьям либо давали две квартиры, либо из двух квартир делали одну. Такой подход, применявшийся при решении жилищных проблем многодетных семей оказался, довольно продуктивным, но в сегодняшних условиях социальные гарантии жилья для многодетных семей стоят под вопросом /1/. Особенно серьезно стоит вопрос о молодежи, выросшей в многодетных семьях. Их стартовые жилищные возможности значительно хуже, чем у лиц, выросших в семьях с одним-двумя детьми. Молодежь, выросшая в многодетной семье начинает самостоятельную жизнь в относительно худших жилищных условиях и с меньшими перспективами наследования жилья. Доходы и их использование семьями с тремя и более детьми рассматривались в основном по данным выборочного обследования материальных бюджетов, проведенного Госкомстатом России в 1991-1992 годах. По этим данным среднедушевой денежный доход в семьях с тремя до 16 лет составляет величину на 40% меньшую, чем в остальных семьях, а в семьях с четырьмя детьми и более этот доход был ниже среднего на 58%. Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом – на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах /1/. Таким образом, можно сказать, что многодетная семья – это в большинстве случаев малообеспеченная семья. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением, о котором будет рассмотрено в следующей главе. 2.4 Многодетная семья и социальная микросреда Положение семьи в обществе в значительной степени зависит от отношения окружающих, одобрения или осуждения внутри – внесемейного поведения ее членов. Для многодетной семьи это вдвойне актуально. По результатам исследования московских многодетных семей, проведенном сектором социальных проблем семьи в 1987-89 гг., эти семьи ощущают дискомфорт при контактах в микросреде довольно часто и по многим направлениям. В то же время только 3% населения страны относятся к многодетности резко отрицательно. Многодетные семьи, особенно с большим числом детей, предпочитают создавать свой круг общения, отличный от обычной семьи. Это выражается, прежде всего, в довольно широком распространении общественных организаций – клубов, ассоциаций, объединений. К сожалению, при количественном росте пока не произошло качественных изменений в их деятельности. Еще несколько лет назад создание таких организаций сопровождалось разработкой программ, включавших культурно-образовательные аспекты. Затем у объединений появились распределительные функции (сначала дефицитных товаров, затем гуманитарной помощи); культурно-образовательный фактор, признанный вторичным, вскоре исчез из структуры деятельности общества /5/. Люди, ориентированные на данные виды деятельности, как правило, или уходили из организаций, или, в лучшем случае, оставались в них в качестве пассивных наблюдателей. Эта тенденция в настоящее время вдвойне справедлива, поскольку практически все вновь создаваемые ассоциации изначально ориентированы на решение материальных и правовых задач /1/. Довольно сложное положение у многодетных (особенно у женщин) и с общением на работе. Только 25% всех женщин полагают, что коллеги по работе относятся к ним хорошо, треть из них оценивают отношение как безразличное, а 14% считают его отрицательным или враждебным. Следовательно, родители из многодетных семей часто испытывают затруднения при контактах с окружающими, не имеют полноценного спектра общения в объединениях многодетных; более того, лишены доброжелательного общения в профессиональной сфере /1/. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: 1) Семьи с тремя детьми резко отличаются от семей с четырьмя и более детьми, как по показателям их развития, так и в глазах общественного мнения; 2) С учетом пропорций между жителями городов и сел многодетность гораздо чаще встречается среди сельского населения: в сельской местности больше многодетных семей; сельская многодетная семья более органично вписывается в модели образа жизни, распространенные серди сельского населения; 3) Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую (6%) прибавку к семейному бюджету; 4) Жилищные проблемы всегда остро стоявшие перед многодетной семьей, в последнее время приобрели первостепенную важность; 5) Общественные объединения и ассоциации многодетных семей являются одной из необходимых подструктур в системе общественных организаций. Однако сегодня они не выполняют весь спектр задач, конкретизируясь на получении и распределении помощи многодетным семьям. Все вышеперечисленные проблемы очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей. чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности на детей, необходимо изучить положение детей в такой семье с различных сторон. III. Проблемы детей из многодетных семей 3.1 Особенности положения и развития подростков из многодетной семьи Уровень развития подростка, его стремления и притязания, стартовые возможности характеризуют некоторый «результат» функционирования многодетной семьи. По результатам исследования, проведенного в 1992-93 гг. В Москве Российским детским фондом было выявлено, что подростки из многодетной семьи имеют несколько тесные связи с матерью по сравнению с показателями малодетной семьи. Довольно неожиданный был вывод о менее тесной связи подростков из многодетной семьи с родителями. Этим выводом не подтвердились ожидания многих специалистов о том, что большая семья ведет к тесным внутрисемейным контактам. Отношения с братьями и сестрами оказались не столь интенсивными, как предполагалось. У мальчиков, из семей с несколькими детьми, проблема контактов с братьями и сестрами стоит довольно остро: 21% из них имеют плохие отношения и только 42% - хорошие. В таком моменте, как включенность подростков в выполнение домашних дел выявлен ряд особенностей. Подростки из многодетных семей тратят значительно больше времени на домашние дела. Однако они не считают, что такое положение мешает их внесемейным делам: учебе, отдыху, развлечениям. Если учесть, что эти подростки немного хуже учатся, реже развлекаются вне дома и спектр их индивидуальных знаний чуть уже, то выглядит эта оценка так, словно они принимают сложившуюся ситуацию как норму /1/. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей довольно много курящих как девочек (18%), так и мальчиков (27%) /1/. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям. Информирование широких слоев населения об этих фактах становится актуальным в связи с необходимостью повысить роль сознательной ответственности родителей за здоровье детей /3/. Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Подростки в многодетных семьях имеют здоровье несколько ниже средних показателей; более высокую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь); более высокую включенность в дела по обслуживанию семьи; заниженный уровень взаимопонимания с родителями (отрицательное воздействие этого фактора усугубляется повышенной потребностью детей в родительской поддержке) /5/. У всех многодетных семей имеется общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У детей наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе /10/. В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны стать первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они «плохие», а потому, что им очень плохо. Многодетность пагубно отражается на детях. Сколько бы ни говорили об «атмосфере многодетности», о взаимной поддержке, выручке – такие семьи скорее исключение, чем правило. Из статьи С.И. Голода «Многодетная семья в зеркале статистики» журнала «Огонек» за 1988 год стало известно, что слишком много детей в одной семье не так уж хорошо, как кажется на первый взгляд. По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; больше всего проявляется педагогическая запущенность. По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат неудовлетворителен /3/. Знать негативные последствия многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы или на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей. Далее будет рассмотрено, как же влияет размер семьи на детей. 3.2 Размер семьи как фактор формирования индивидуальности ребенка Одной из наиболее сложных и многомерных проблем, с которой встречается социальный работник, является проблема семьи, семейных отношений, внутрисемейных зависимостей. В этом контексте все большее значение приобретает теоретическое осмысление связи количественного состава (многодетности) семьи и психологических особенностей развития каждого появляющегося в семье ребенка /2/. В зарубежной психологии имеются убедительные свидетельства того, что количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка далеко не безразличны для развития не только личностных, но и интеллектуальных особенностей ребенка. Эти характеристики семьи оказываются существенными факторами для формирования психологической индивидуальности ребенка, оказывая отнюдь не только положительное, но и выраженное отрицательное влияние на его развитие /2/. Исследования Вагнера 1985 года говорит о том, что индивиды из больших семей – по сравнению с маленькими – менее пластичны, менее способны противостоять неопределенности, более подозрительны, тревожны и обидчивы, более нуждаются в одобрении; у них в среднем беднее Я-концепция, они скорее конформны, чем самостоятельны, а самоконтроль преобладает над самовыражением. Вместе с тем у детей из больших семей выше оценки организованности и лидерства /3/. Что же касается влияния многодетности на интеллект, то наиболее полный и глубокий анализ данного вопроса для Р. Зайонеца. Данные его работ часто противоречивы, однако преобладающая тенденция заключается в том, что лучшие данные IQ имеют первый и последний ребенок, хуже – средние номера. Связь порядка рождения и интеллектуального уровня каждого ребенка может быть и положительной, прежде всего, при большом интервале между детьми. Анастази предполагаются при возможных механизмах, приводящих к отрицательной связи интеллекта и размера семьи: 1) Наследственные структурные факторы. Менее способные родители передают наследственные ограничения потомкам. 2) Психологические различия в средах, предоставленных родителями своим детям, то есть в мотивационных, эмоциональных характеристиках семьи. 3) Размер семьи сам по себе, как основной причинный фактор. Независимо от интеллекта родителей на каждого ребенка придется меньше «воспитательных ресурсов» /2/. Некоторые исследователи отмечают изменение родительских установок и стиля семейного воспитания с увеличением размера семьи. Как положительное отмечается большая центрированность на семье, большой удельный вес общего времяпрепровождения, совместных игр и т.д., возрастающую роль отца. Однако появляются и отрицательные моменты: большая авторитарность, увеличение телесных наказаний, ограничительная дисциплина, более жесткая критика и контроль, и возможно самое важное – менее индивидуализированное воспитание. В больших семьях существует отчетливая тенденция воспитывать детей одинаково, без учета индивидуальных потребностей и различий. Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как и общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные. IV Содержание социальной работы с многодетными семьями 4.1 Понятие «социальная работа» Согласно словарю-справочнику по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой, социальная работа – это особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Павленок П.Д. в «Основах социальной работы» дает следующее определение: социальная работа – разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Содержание социальной работы можно определить как деятельность, осуществляемую профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленную на оказание помощи, государственного и негосударственного содействия человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели. Это можно представить в виде схемы:
Объект является главным, определяющим суть и характер деятельности. Объект социальной работы – это люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Субъект – все те же люди в организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. А главный субъект – это люди, которые занимаются социальной работой профессионально или по собственному желанию. Содержание вытекает из функций работы. А функции следующие: управленческая, информационная, психолого-педагогическая, диагностическая, организаторская и оказание практической помощи. Средства – все те предметы и орудия, которые используются в социальной работе. Цель – удовлетворение потребности клиентов. Управление включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработка и принятие решения, учет и контроль, организационное и материально-техническое обеспечение. Вся социальная работа, как и любая профессиональная деятельность, регламентирована нормативно-правовыми актами и документами. По каким именно документам осуществляется социальная работа с семьей, в частности с многодетной, будет проанализировано в следующей главе. 4.2 Государственно-правовые основы социальной работы с многодетной семьей Определяющее значение в обеспечение жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). 2) Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. 3) Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.). 4) Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирования, социальные услуги). Все эти формы регламентированы нормативно-правовыми актами и документами. Все социальное законодательство развивается на основании Конституции РФ. В статье 53 отводится место пониманию защиты семьи как оказания ей материальной поддержки, всесторонней помощи, прежде всего в содержании детей. «Государство, - говорится в ч.III ст.53, - проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семьям. О трудовых льготах работникам, имеющим детей указано в «Трудовом Кодексе РФ». В частности, в ст.253 отмечаются работы, на которых ограничивается применение труда женщин; в ст.255, 256 говорится об отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком и т.д. Особое место в социальной помощи семей с детьми занимают денежные выплаты и льготы. Этот вид помощи регулируется следующими документами: 1) Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 26.04.95 года. В нем определены виды государственных пособий семьям с детьми; продолжительность выплат пособий; размеры пособий; порядок назначения и выплаты. 2) Постановление от 29.09.99 «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка». 3) Указ Президента РФ от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Он предусматривает для таких семей скидку в размере 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание для учащихся; бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим его комплектом одежды; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха; первоочередной прием детей в дошкольные учреждения; содействие в получении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; помощь в трудоустройстве многодетных родителей. На основании этого указа были приняты: 1) Постановление от 10.09.92 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Красноярского края». 2) Постановление от 16.11.92 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в г.Красноярске». 3) Постановление от 22.07.96 года «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в г. Красноярске». Что же касается социального обслуживания семей с детьми, то оно осуществляется на основе Закона «Об основах социального обслуживания населения» от 17.12.96 года. В нем отражены следующие виды услуг: - социальное обслуживание на дому; - социальное обслуживание в стационарных учреждениях; - предоставление временного приюта; - организация дневного или ночного пребывания в учреждениях социального обслуживания; - оказание консультативной помощи (социально-бытовой, медицинской, психологической, педагогической и правовой); - реабилитационные услуги. Социальную работу с семьей регулирует также Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 25.06.99 года. Целями данного закона являются: - поддержание уровня жизни малоимущих семей, среднегодовой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. В области социальной политики в отношении семьи можно выделить следующие документы: 1) Указ Президента РФ от 14.05.96 года «Об основных направлениях семейной политики». Этими направлениями определялись: - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшение бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи; - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (что имеет особую важность для многодетных родителей); - усиление помощи семье в воспитании детей. 2) Программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей», целью которой является создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективности. Указываются следующие задачи: - развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей; - внедрение государственных стандартов социального обслуживания; - реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи детей. 3) «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года» от 24.09.01 года. Целями концепции являются: стабилизация численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту. Приоритеты Концепции следующие: - укрепление здоровья детей и подростков; - улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи; - меры по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия; - совершенствование деятельности врачей-психиатров, психотерапевтов и социальных работников. Таким образом, для социального работника, в конечном счете, создается правовое поле, позволяющее реализовать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности с семьями, в частности, с многодетными. А как именно реализуется социальная работа на практике, будет рассмотрено в следующей главе. 4.3 Содержание социальной работы с многодетными семьями Сегодня семье требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности /11/. Важен вопрос об экономической помощи семье силами социального центра. Основные, долговременные проблемы семьи вызваны скорее внутренними, чем внешними, экономическими проблемами. Чтобы решить данную проблему многодетных семей, социальная политика должна быть направлена на адаптацию семей к требованиям рынка, стимулирование внутреннего потенциала и экономической активности и создание условий для реализации экономической функции самообеспечения /6/. В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются отделения социально-экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются: - консультирование по вопросам самообеспечения семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; - содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки; - социальный патронаж семей; - консультирование по социально-правовым вопросам; - содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи /6/. Социальная помощь малообеспеченным семьям – составная часть общей системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам /7/. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима. Одним их главных факторов, приводящих семью к бедности является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев /7/. Специалист по социальной работе должен знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них, уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи; привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье – социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации /11/. На данном этапе системы социальной защиты семей с детьми существуют следующие критерии предоставления социальной помощи и статус ее получателя: 1) Материальный (в денежной и натуральной форме): - совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня; - отсутствие средств существования; - наличие материального ущерба из-за стихийных бедствий, катастроф. Помощь предоставляется в виде разовых выплат или на определенный период, пока гражданами не будут получены другие формы поддержки. 2) Социально-бытовой (в виде услуг): - болезнь родителей, если в семье есть малолетние дети; - рождение детей одинокой женщиной /13/. Многодетной семье специалист по социальной работе может помочь в получении различных пособий и льгот, предоставить информацию о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей /12/. Социальная работа строится на основе уважения прав личности, максимального вовлечения клиента в содействие, активизации его внутренних личностных резервов. Семьи, а особенно многодетные, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей беды, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов /11/. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей. Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов – голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса /11/. Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом либо от отдельных его членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации; в то же время возможность оптовых закупок товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность в общении, которое у лиц, обремененных различными сложностями, может быть по разным причинам крайне ограничено. Правда, в монотонности такого общения может таиться опасность замыкания личности в кругу переживаний, культивирования комплекса ущербности, но квалифицированная помощь социального работника способна перевести подобные коммуникации в конструктивное и даже терапевтическое русло /11/. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном. Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации групп клиентов. Ведь главное в социальной работе – достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга. Помощь в трудностях не ограничивает содержания длительности таких объединений. Нередко они перерастают в организации, ставящие своей целью воздействие на социальную политику, взгляды общества /11/. Как пример таких объединений можно привести существующий в Красноярске общественный фонд «Многодетная семья и социально-незащищенный подросток». Целями данного фонда является улучшение положения многодетной семьи, одиноких отцов и матерей, незащищенных подростков. Фонд ведет работу по следующим направлениям: - оказание адресной помощи; - оказание натуральной и денежной помощи; - поиск спонсоров; - организация досуговой деятельности; - сотрудничество с молодежным Центром занятости. Как и общественные фонды, так и государственные Центры помощи семье и детям должны вести свою деятельность, основывая ее на следующих принципах: - принцип социального регулирования, предполагающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом сложности жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума; - принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи, а также первоочередное оказание помощи семьям, находящимся в наиболее бедственном положении; - принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на это право, а также дополнительное выявление и сбор данных об остронуждающихся лицах; - принцип адресности, предусматривающий предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей; - принцип комплексности – возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг или льгот); - принцип использования всех экономических факторов для повышения уровня социальной защиты населения /13/. Действенным фактором в повышении эффективности и оперативности социальной защиты семей с детьми является разработка «пакета» конкретных неотложных мер и механизма их реализации. Важным сегодня является: - разработка форм платежных средств, предусматривающих бесплатное получение конкретных услуг и товаров; - формирование фондов для направленного обеспечения детей из малообеспеченных и многодетных семей; - организация стационарных государственных учреждений дневного пребывания детей из малообеспеченных и многодетных семей /13/. Вопрос о содержании социальной работы с семьей имеет стратегическое и тактическое значение: какие направления и меры должны быть избраны в первую очередь для стабилизации института семьи и улучшения его социальной адаптации. А для этого нам необходимо изучить государственно-правовые основы социальной работы с семьей, в частности, с многодетной. Выводы Современный кризис семьи отчетливо просматривается в снижении ее педагогического потенциала – ухудшении качества и содержания семейного воспитания /12/. Семья является мощным институтом социализации. Поэтому «лечение» социальных болезней семьи, восстановление ее различных функций – есть насущная задача времени. Формальные характеристики семейной структуры оказывают часто неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. В целом они сводятся к тому, что чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения ребенка, тем неблагоприятнее ситуация его развития /2/. Однако эти факторы действуют не просто сами по себе, они взаимодействуют между собой, их действие зависит от социоэкономического статуса семьи, возраста ребенка, стиля семейной социализации. При анализе проблем многодетной семьи становится очевидным, что ни одна из них не может быть решена при существующей системе социальной поддержки многодетных семей. Эта система не позволяет: - определить вероятность рождения у многодетной матери больного ребенка; - помочь вырастить детей без отклонений в здоровье; - улучшить здоровье матери; - выявить талантливых детей и помочь им развить свои способности; - помочь подросткам из многодетных семей повысить собственную самооценку и расширить жизненные планы и перспективы /1/. В то же время уже сегодня можно назвать основные коррекционные программы, которые нужны не только для многодетных семей, но и для многих типов неблагополучных семей. К ним относятся: 1) Программа «Здоровье». Ее основные задачи: а) прогноз рождения больного ребенка, прогноз осложнения в беременности высоких порядков (5,6…10) и обеспечение условий для коррекции; б) создание новых методик по организации лечения типичных заболеваний у детей из многодетных семей. 2) Программа «Развитие», цель которой – коррекция особенностей социализации ребенка. Она должна включать организационные формы и методики, необходимые для: а) коррекции мышления детей в переходные моменты: при поступлении в детский сад, школу; б) поиска талантливых детей из многодетных семей. 3) Программа «Общение», которая должна решать проблему коммуникации как взрослых членов многодетных семей, так и детей и подростков /1/. Социальный работник, исходя из принципа максимализации минимализма (стремления максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за распределением государственной помощи, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Таким образом, рассмотрев теоретически нужды многодетной семьи и необходимые виды социальной помощи и поддержки в практической части работы будет исследовано, с какими проблемами чаще всего обращаются многодетные семьи в Центр социальной помощи семье и детям и как Центр помогает решить эти проблемы. Практическая часть I. Центр социальной помощи семье и детям мкр. Студгородок: цель и основные задачи, деятельность центра, категории обслуживаемых лиц Центр «Социальной помощи семье и детям» в Студенческом городке с телефоном «Доверие» (далее именуется как Центр) расположен по адресу: ул.Киренского, д.60, тел. 44-09-30. Данный Центр является учреждением государственной системы социальной защиты населения, предназначенным для комплексного обслуживания семей и детей в микрорайоне, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: психолого-педагогической, социально-экономической, реабилитационной, профилактической и другой, в том числе и экстренной, квалифицированной, анонимной психологической помощи по телефону. Координацию деятельности Центра и оказание необходимой организационно-методической помощи осуществляют Управление социальной защиты населения администрации района, Управление социальной защиты населения администрации города и края. Центр в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами разрабатывает перечень бесплатных и платных услуг дифференцированно с учетом материального положения клиентов, утверждает районной администрацией по согласованию с управлением социальной защиты. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения: первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, а также другие создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра. Целями деятельности данного Центра являются: - способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; - содействие развитию и укреплению семьи как социального института; - улучшение социально-экономических условий жизни; - гумманизация связей семьи и детей с обществом и государством; - установление гармоничных внутрисемейных отношений. Основными задачами Центра являются: - выявление совместно с государственными и общественными организациями причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи и оказание этой помощи; - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи; - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; - реабилитация семей и отдельных граждан, входящих в группу риска, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; - осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди различных категорий населения; - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовке предложений по развитию сферы социальных услуг. Для выполнения данных задач Центр привлекает к сотрудничеству различные государственные, общественные, религиозные организации, благотворительные фонды. Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются: I. Семьи: - многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей; - малообеспеченные; семьи чернобыльцев, имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов; - с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми; - имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминальный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы. II. Дети и подростки: - оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; - осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; - нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки; - имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды; - допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жесткое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми; - имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении. III. Взрослые граждане: - имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; - проживающие в одной квартире бывшие супруги. Всего в Центре состоят на учете 2247 семей, 1498 детей; из них 136 детей-инвалидов, 534 ребенка из многодетных семей, 874 ребенка из неполных семей, 38 детей из опекунских семей (для сравнения приведена диаграмма, см. Приложение 3). II. Структура ЦСПСиД В структуру Центра входят 6 отделений, предназначенных для оказания помощи различного вида. Это следующие отделения: - отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; - отделение социально-экономической помощи; - отделение медико-социальной помощи; - отделение психолого-педагогической помощи; - отделение средовой адаптации детей и подростков; - телефон экстренной психологической помощи «Доверие». Далее будут указаны направления деятельности каждого отделения. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Данное отделение предназначено для выявления потребности граждан, обратившихся в Центр, в конкретных видах социальных услуг, выявление таких потребностей у семей и детей, проживающих на территории обслуживания, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них. Отделение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: - первичный прием граждан в Центре и выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направление их в соответствующие функциональные отделения Центра; - рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах и содержании оказываемой Центром социальной помощи, реклама предоставляемых Центром услуг, пропаганда в местных СМИ идей укрепления и поддержки семьи и детей; - аналитико-прогностическая работа (оценка социально-демографических характеристик населения, проживающего на данной территории; тенденций социального и семейного развития, причин неблагополучия, выявление и учет мнения населения о качестве и содержании оказываемой социальной помощи; разработка на этой основе предложений по совершенствованию социальной работы); - информационная работа (выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных подразделений Центра полученной из местных органов государственного управления и других источников официальной статистики и оперативной информации о нуждающихся в социальной помощи людях или фактах, требующих вмешательства социальной службы); - создание «банка данных» о семье и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже; - методическая работа (изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов социальной работы; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы). Отделение социально-экономической помощи. Данное отделение создается для оказания нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера: - содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, материальной и натуральной помощи, алиментов; - организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям; - консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства; - социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей; - содействие в решении вопросов занятости, устройства на курсы переподготовки; - обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов; - консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство); - социально-бытовые услуги: оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в получении бесплатных или частично оплачиваемых услуг предприятиями коммунально-бытового обслуживания. Отделение медико-социальной помощи. Отделение предназначено для осуществления: - социального патронажа семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья, злоупотребляющие алкоголем; - индивидуальной работы с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка; - содействие в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома; - медицинской помощи одиноким престарелым людям: массаж, уколы и т.п.; - консультирования по медико-социальным вопросам; - содействия в проведении медико-социальной экспертизы; - организации прохождения диспансеризации; - содействия в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи. Отделение психолого-педагогической помощи. Отделение предназначено для: - патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия; - оказания помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов; - оказания экстренной психологической помощи по телефону «Доверие»; - организация досуга и взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории; - консультирование по психолого-педагогическим вопросам. Отделение средовой адаптации детей и подростков. Данное отделение предназначено для осуществления выявления безнадзорных детей и подростков. В задачи отделения входит социальная профилактика подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизма и наркомании, а также помощь в стабилизации семейных отношений, оказание психолого-педагогической и юридической помощи несовершеннолетним, работа с неблагополучными семьями; пропаганда здорового образа жизни, организация массовых мероприятий, создание обществ, клубов взаимопомощи жителей в микрорайоне, организация семейных и детских праздников; содействие в трудоустройстве подростков, оформление и устройстве детей в интернаты, приюты временного пребывания; осуществление связи с районным отделом защиты прав детства, центром занятости молодежи , комиссией по делам несовершеннолетних. Телефон экстренной психологической помощи «Доверие». Данная служба создается с целью утверждения гармоничных и гуманистических отношений между людьми, снижения психологического дискомфорта и создания атмосферы психологической запущенности, снижения в обществе уровня агрессивности, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры граждан и укрепления их психологического здоровья. Квалифицированные специалисты оказывают анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону различным возрастным и социальным категориям граждан. Основными задачами службы являются: - обеспечить доступность своевременной психологической помощи для граждан независимо от социального статуса и места жительства; - помочь абонентам пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации; - способствовать укреплению самоуважения абонентов и их уверенность в себе; - содействовать обращению населения за помощью к профессиональным психологам и другим специалистам; - проводить анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных им социальных групп населения. Штат Центра представлен следующими специалистами: психологи, которые помогают разрушить семейные и личностные проблемы, определяют причины неуспешности ребенка, помогают их преодолеть; логопед осуществляет коррекцию речевых дефектов; дефектолог, в компетенцию которого входит оказание помощи детям, имеющим отклонения в развитии, привитие необходимых навыков социальной адаптации; социальный педагог оказывает помощь в решении проблем школьной неуспешности, подготовке детей к школе; юрист: проводит юридические консультации, помогает составлять исковые заявления; специалисты по социальной работе оказывают помощь в решении социальных проблем; нарколог, который проводит диагностику причин вредных привычек, консультации желающим от них избавиться; сексолог оказывает консультативную помощь по вопросам психофизиологического состояния человека, сексуальной культуры, заболевании, передающихся половым путем; а также: специалисты по работе с подростками; педагог-психолог; врач-иммунолог; валеолог, психотерапевт, педагог-организатор, музыкальный руководитель. Всего в Центре работает 41 человек. В данном Центре практически можно получить любой вид помощи, необходимый для решения каких-либо проблем, возникающих как у семьи, так и отдельного человека. Далее будет рассмотрено, в чем заключается содержание социальной работы с семьей на базе данного Центра. IIIСодержание социальной работы с многодетными семьями Прежде чем начать описание содержания социальной работы с многодетными семьями, следует отметить, что проведение работы с данной категорией семей существенно не отличается от работы с другими категориями, обращающимися в Центр. Социальная помощь многодетным семьям осуществляется наряду с неполными семьями, семьями, имеющими детей-инвалидов и др. максимальный упор при работе с многодетными семьями делается на оказание психолого-педагогических услуг, консультативную работу по вопросам воспитания, материального обеспечения, работу с детьми и подростками по различным направлениям. Характерными вопросами обращения в Центр многодетных семей являются: - проблемы подросткового возраста; конфликты подростка с родителями; межличностные отношения подростков; - степень готовности ребенка к школе; - школьная неуспешность ребенка; - материальная помощь; - педагогическая запущенность детей; - вопросы оздоровления, обучения детей с ограниченными возможностями. Если проанализировать количества обращений к различным специалистам Центра, то итог анализа за 2001 год будет выглядеть следующим образом: больше всего обращений к логопеду, это показатель составляет 220 человек; к юристу обратилось 174 человека; к психологу было 123 обращения; к психотерапевту 110 обращений; 80 обращений было к биоэнергетику; к валеологу обратилось 35 человек; к помощи нарколога обратились 30 человек; к дефектологу поступило 24 обращения; в сексологической консультации нуждались 23 человека (наглядно данные представлены в диаграмме в Приложении 4). Анализируя полученные данные, можно сказать, что на первом месте по количеству обращений находится логопед. Это может быть связано, как с распространением речевых дефектов у детей вообще, так и со спецификой проблем здоровья непосредственно в многодетных семьях. Большое количество обращений и у юриста. Это связано с тем, что многодетные семьи очень часто не знают о своих правах и льготах и обращаются за консультацией к юристу, чтобы получить всю информацию по вопросам льгот, пособий, материальных выплат и т.д. Следует отметить большое количество обращений многодетных семей к психологу. Основные проблемы, волнующие родителей – это проблемы воспитания, девиантное поведение, внутриличностные и межличностные конфликты, трудности в общении. Но больше всего родителей волнуют проблемы, связанные с воспитанием детей, и это неудивительно, ведь в многодетной семье родителям очень тяжело совмещать профессиональную и воспитательную деятельность, находить индивидуальные подходы к каждому ребенку. Служба психолого-педагогической помощи очень помогает в вопросах воспитания и занятости детей. Помимо консультаций о воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, служба оказывает практическую помощь. Опытные социальные педагоги и психологи организуют различные виды досуга для жителей микроучастка. Логопед проводит занятия с детьми и консультирования. Стоит отметить о таком виде социальной работы, как создание различных клубов. Например, для детей дошкольного возраста проводит занятия группа «Росток»; для детей младшего возраста работает образовательно-оздоровительная группа «Малышок». Такие группы очень помогают в воспитании детей, в подготовке их к школе. Это очень важно для многодетных семей, так как это предупреждает педагогическую запущенность, что очень часто встречается в семьях данной категории. Для помощи родителям в воспитании детей существует «Родительская школа», в которой родителям помогают преодолеть трудности в воспитании детей и в отношениях с ними. Следует отметить работу образовательно-оздоровительного комплекса «Дошкольник». Здесь квалифицированные специалисты помогают детям, имеющим какие-либо трудности, подготовиться к школе. Работа с детьми идет по различным направлениям: музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность, валеология, логическо-математические занятия. Целями работы данного комплекса являются: - охрана здоровья и жизни детей; - обеспечение полноценного психического развития каждого ребенка; - расширение сознания у детей; формирование интеллектуальных операций; - развитие активной речи, формирование отношения к окружающему миру. Основная масса родителей, обращающихся в Центр за консультацией по поводу взаимоотношений с детьми – это родители подростков. Они болезненно переживают эмоциональное отдаление детей, их пугают новые занятия и интересы подростков, возможность формирования дурных привычек, пристрастия к курению и наркомании. По всем этим вопросам работники Центра проводят консультации для родителей; очень часто – это совместные консультации, обучение навыкам взаимодействия родителей и детей, способам решения проблем. Специалисты по работе с подростками проводят следующие мероприятия: - коррекционно-развивающие занятия для детей класса коррекции начальной школы; - организация культурного досуга детей и подростков (экскурсии, посещение театров, выставок, цирка; клубы, кружки, развлекательные и обучающие мероприятия); - организация летнего отдыха и оздоровление детей и подростков; - организация летнего трудового лагеря для подростков от 14 до 17,5 лет. Особое время для многодетных семей – лето. Школьных занятий нет, дети предоставлены сами себе. Здесь на помощь приходит Центр. На его базе организуются площадки для детей из малообеспеченных семей, где для ребят организованно питание, различные досуговые и развивающие мероприятия. К детям «приставлены» опытные педагоги-психологи, осуществляющие, если нужно, и психодиагностическую и коррекционную работу. Для детей более старшего возраста из малообеспеченных семей Центр совместно со службой занятости организует трудовые бригады и отряды. Дети участвуют в работах по благоустройству, ремонту зданий школ, детских садов, и не только получают заработную плату за это, пусть и небольшую, но и дружно проводят свободное время, отдыхают. С этими детьми также работают психологи, проводя разного рода тренинги, развивающие занятия. Спрос на устройство детей на летние площадки очень велик. Они (летние площадки) оказывают незаменимую помощь многодетным родителям и детям из этих семей. Очень часто многодетные родители обращаются в Центр по проблеме здоровья своих детей. Для помощи в данном случае существует образовательно-оздоровительная группа, которая имеет в своем составе валеологов, психотерапевтов, психолога и специалистов по социальной работе. Работа в группе проходит по следующим направлениям: - обучение грамоте; - дыхательная гимнастика «Цигун»; - театральная деятельность; - математика; - музыкальные занятия; - ритмика для детей; - лепка. По результатам анкетирования родителей, чьи дети посещали эту группу, было отмечено улучшение сна у 36% детей, улучшение поведения, уменьшение негативных психических проявлений (агрессии, плаксивости и др.), (у 15%) за счет развития коммуникативных навыков детей (у 65%). Также в медико-социальную помощь входят следующие виды услуг, за которыми обращаются родители и которые имеет возможность предоставить Центр: - оказание услуг биоэнергетика инвалидам (массаж); - работа группы «Дельфин», проводящей оздоровительные занятия в бассейне; - работа ИЗО-студии «Семицветик». Она необходима для применения такого вида терапии, как изотерапия. Она используется при работе с детьми и подростками по купированию страхов. Элементы изотерапии используются при диагностике тревожных состояний, психического напряжения. С помощью изотерапии снимается психическое напряжение, развивается воображение, коммуникативные навыки и т.д.; - работа групп здоровья с использованием комплекса тренажеров; - проведение реабилитационных мероприятий по программе «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Оздоровление – это не только путь к формированию физической культуры, но и развитие психологической, нравственной культуры. Поэтому в оздоровительных группах проводятся беседы валеологической и психологической направленности, консультации, тренинги по подержанию психофизического здоровья, организуются праздники, игровые программы, диспуты, часы общения. В организации социологической работы с семьей работники Центра исходят из принципов опоры на собственные силы, самоорганизации и интеграции. Особое внимание уделяется созданию местного сообщества, различных неформальных объединений: клубов, кружков. Вместе с тем работники Центра ощущают недостаточность именно общественных механизмов воздействия на решение различных социальных проблем микрорайона. Поэтому сейчас главное внимание начинает уделяться именно созданию различных сообществ – «подъездных», домовых и дворовых комитетов и т.п. Содержание социальной работы можно рассмотреть на примере конкретной семьи. В Центр в 1998 году обратилась молодая мама троих детей: «Заберите детей. я жить больше не хочу». Все эти годы специалисты Центра настойчиво и доброжелательно помогали ей преодолеть трудности: оказали содействие в устройстве на работу на неполный рабочий день, оформлении документов, получении детских пособий и субсидий на жилье. Женщина поняла, что не одинока в своей беде и стала проявлять активность в помощи тем, у кого жизнь еще сложнее ее трое детей посещают образовательно-оздоровительную группу, регулярно пребывают на летней площадке и участвуют в творчестве детского коллектива Центра. Социальный патронах семьи продолжается. Таким образом, проанализировав деятельность Центра в оказании помощи многодетным семьям, можно сказать, что содержание социальной работы с данной категорией семей очень разностороннее и объемное. Центр удовлетворяет практически все запросы семей, обращающихся за помощью. Выводы В результате теоретической и практической работы по данной теме получились следующие результаты: 1) Содержание социальной работы с многодетными семьями зависит от проблем многодетных семей и возможностей Центра. Таким образом, была подтверждена гипотеза, которая была выдвинута в начале работы. 2) Анализ документации, отражающей основные направления деятельности Центра, показал, что при решении проблем многодетных семей применяется комплексный подход как специалистов, так и различных структурных подразделений Центра. При необходимости к работе подключаются и другие учреждения и организации. 3) Содержание социальной работы с многодетными семьями представлено многообразием функций специалистов. Заключение Подводя итоги нашей выпускной работы, следует отметить ее практическую значимость. Проведенные практические и теоретические исследования дают возможность выделить специфику содержания социальной работы с многодетными семьями. Также особое внимание следует обратить на теоретическую часть нашей работы, отметить ее значимость для специалистов. Полученные данные представляют практический интерес для социальных работников (и других специалистов социальной сферы), работающих с данной категорией семей. Список использованных источников 1. Ачильдиева Е.Ф., Синельников ст. «Многодетная семья в овременной России»//«Семья в России».-1994, №2 2. Ачильдиева Е.Ф., ст. «Городская многодетная семья»// Социальные исследования».-1990, №9 3. Голод С.И., ст. «Многодетная семья в зеркале статистики»// «Огонек».-1998, №26 4. «Детность семьи: вчера, сегодня, завтра»//Редкол.: Рыбаковский Л.Л. и др.,-М.: Мысль, 1986 5. «Основы социальной работы: учебник»//отв.ред. Павленюк П.Д. - М.: ИНФРА-М, 1998 6. Пантелеева Г.С. «Экономические основы социальной работы». - М.: ВЛАДОС, 2001 7. Попова М.Б. «Социальная дифференциация и бедность населения», - Петрозаводск, 1998 8. «Право и защита семьи государством»//Е.Г.Азарова и др., - М.: Наука, 1987 9. Равич-Щербо И.В., ст. «Проблемы многодетной семьи и индивидуальности ребенка в подготовке социального работника»//«Социальная работа»,-1992, №5 10. «Словарь-справочник по социальной работе»/под.ред. Е.И.Холостовой,-М.: Юристъ, 1997 11. «Социальная работа с семьей» - М.:, 1995 12. Тетерский С.В. «Введение в социологическую работу», - М.: Академический проект, 2000 13. «Формы и технологии поддержки семьи в регионе/под.ред. Гусляновой Л.Г., Барнаул, 1998 |