Курсовая работа: Социальная работа - как профессионально-коммуникативная деятельность
Название: Социальная работа - как профессионально-коммуникативная деятельность Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Курсовая работа Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность Студентки Проверил: 2006 Содержание Введение Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников 1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности 1.2 Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника 1.3 Профессиональное общение как средство деятельности Глава 2 Исследование и оценка коммуникативных умений будущих социальных работников 2.1 Анализ практического исследования 2.1 Пути развития коммуникативных умений Заключение Литература Приложения Введение Актуальность исследования: В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности впервые в России, была законодательно закреплена 1991 году, когда Единый тарифно-квалификационный справочник должностей и профессий был дополнен новой профессией – «социальный работник». Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались люди, занимающиеся меценатством и благотворительностью, осуществляющие социальное призрение больных и нищих. В современном понимании «социальный работник» - это профессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями профессии. Научные исследования и изыскания в рамках темы становления и развития профессионализма работников социальной сферы проводились рядом отечественных авторов: А.Л.Асмолов, С.А.Беличева, Б.Н.Боденко, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульф, С.И.Григорьев, Л.Д.Гуслякова, Н.С.Данекин, Т.Е.Дементьева, И.А.Зимняя, И.И.Лавренко, А.В.Мудрик, П.Д.Павленок, А.М.Панов, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий, Г.Н.Филонов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская и другие. Наряду с этим проблема подготовки специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не является достаточно разработанной. Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад в исследование проблемы профессионализма работников социальной сферы, следует назвать такие имена, как Ш.Рамон, М.Доэл, С.Шардлоу, Ф.Парслоу и другие. Освящая проблему профессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бы справедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим более точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них. Понятие социальной сферы содержится в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И. Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются общественные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг» [26, с. 261]. Понятие «профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и энциклопедиях. Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении сути социальной работы как вида профессиональной деятельности Ряд авторов дает свои определения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитие способностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями, необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется, другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связи интересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Он трактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49]. Становление личности профессионала здесь идет по трем направлениям: 1)изменение всей системы деятельности – формирование профессионального мастерства; 2)изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике, так и в формировании новообразований профессионального сознания; 3)изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности об объекте, осознание его значимости). Обобщая вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями, навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих действий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности. Цель курсовой работы: обосновать необходимость формирования профессионально-коммуникативных качеств будущего специалиста по социальной работе. Задачи: 1) изучить профессиональный статус социального работника; 2) рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию; 3) проанализировать общение как профессионально важное качество социального работника. Объект: профессионально-коммуникативные качества социального работника. Предмет: развитие социальным работником профессионально-коммуникативных качеств. Гипотеза исследования процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений. Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников 1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности В апреле 1991 года впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия «социальный работник». Это способствовало созданию и функционированию различных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов по профессиональной подготовке кадров, специалистов социальной сферы. Прошло время и во всех уголках нашей страны, стали появляться дипломированные специалисты социальной работы. В период бурного развития социальной работы вопрос профессионализма постоянно затрагивается в печати. Правительство, пресса и общественность в целом пристально следит за деятельностью специалистов по социальной работе. Пристальное внимание общества к социальной работе входит в число факторов, заставляющих специалистов постоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этические проблемы своей профессии. А также предъявлять значительные требования к профессиональной компетентности специалиста и к его личностным, профессионально значимым качествам, понимаемым как обобщённые характеристики личности, необходимые социальному работнику для успешной деятельности. Перечень качеств, черт, свойств, особенностей, которые должны быть присущи социальному работнику, достаточно велик. Это, прежде всего, соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности, высокий уровень знаний, профессиональная честность, компетентность не только в конкретной области работы, но и тесно связанных с ней сферах, умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения и т. д. Необходимы также: 1) определённые социально – психологические особенности личности: такие свойства, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые, организаторские качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. 2) психическое здоровье социального работника. 3) набор таких личностных качеств, как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, интуиция, личная адекватность по самооценке и оценке других, мобильность, терпимость, оптимистичность и т.д. Кроме того, специалист по социальной работе должен уметь просто, грамотно, говорить и писать, обучать других, внимательно и дружелюбно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п. /14, с.168/ Сегодня в социальной сфере работает очень много профессионалов, которые обладают многими выше перечисленными качествами. Они по истине обладают мастерством порой творить чудеса, но ненужно забывать, не всё в их силах. Эффективность социальной работы зависит также от ряда обязательств государства перед гражданином, проживающим в нём. Предусмотрены различные выплаты льгот, компенсаций, разнообразные виды социальных услуг, пенсий. Ежегодно создаются программы по решению наиболее острых социальных проблем. Но для того, чтобы законы действовали, а программы были притворены в жизнь, нужно триединство: - уважение к закону; - уважение к нему со стороны властных структур; - уважение к нормам морали и нравственности, которые становятся внутренним ограничителем для каждого члена общества. Если хотя бы в одном из этих принципов ощущается сбой, закон теряет силу, если не работают все три, он перестаёт действовать, и тогда социальный работник остаётся один на один с клиентом и его проблемами. И вновь, и вновь, ему приходится доказывать свой профессионализм, работать, совершенствоваться, повышать престиж профессии. /10, с.151/ Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций: диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»; прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения; правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту; организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению; предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся; социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.; социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.; психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся; социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий; коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы: воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения; фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника. Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий. Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий. Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов. Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу. Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе. Владение информацией. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен: иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики; обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.; владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения; обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию; обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.; иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы...) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать. Социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы. Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее: 1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; 2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека; 3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов; 4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями; 5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ; 6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями; 7) активно участвовать в создании новых, модифицированных; или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми; 8) оценить эффективность проделанной работы; 9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии; 10) содействовать совершенствованию службы. После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию. Процесс решения проблемы социальным работником включает: 1) сбор информации из всех относящихся к делу источников, 2) оценку информации, 3) определение проблемы, 4) планирование действий, 5) составление подробного четкого плана действий, 6) осуществление плана действий, 7) оценку результатов. Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми. Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но, даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем. 1.2 Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата. Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения. /15, с.192/. Педагогическая культура социального работника. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия. Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт. Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину. Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию. Эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента. Важнейший путь овладения педагогическим тактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента. Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями», как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д. Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы. /1, с.56/ 1.3 Профессиональное общение как средство деятельности социального работника В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищённых и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодёжь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, несовершеннолетние правонарушители, лица без определённого места жительства, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа – один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под «социальной работой» понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально – незащищённым, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодёжи, пожилым и др.). В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья ( физического, психического, социального ), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. В последней редакции (1994 г.) тарифно – квалификационой характеристики должности « специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции: 1) аналитико – гностическая (выявление и учёт на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними); 2) диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей); 3) системно – моделирующая (определение характера, объёма, форм и методов социальной помощи); 4) активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы); 5) действенно – практическая ( помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно – оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др. ); 6) организаторская ( координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания ); 7) эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства). Особо можно выделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. «Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека». /14, с. 123/ Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др. Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться. Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. «Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение, интуиция, сострадание и т.д.» /10, с.96 – 97/ Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы. /5, с.224-223/ Глава 2 Практическое исследование и оценка коммуникативных умений В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование на выявление и оценку коммуникативных умений будущих социальных работников. Практическая работа содержит в себе следующие этапы: 1. Выдвижение гипотезы. 2. Подбор методики исследования. 3. Выбор метода исследования и подготовка к нему. 4. Проведение исследования выбранным методом. 5. Оценка результатов исследования. Для проведения исследования был выбран тест "Оценки коммуникативных умений. В качестве метода исследования был выбран групповой письменный опрос респондентов в Ульяновском государственном университете. Опрос проводился во время классных часов студентов. Для проведения исследования был подготовлен вопросник оценки коммуникативных умений и лист для ответов. Вопросы вопросника носят закрытый характер для точной оценки коммуникативных умений. В качестве условия для правильного заполнения теста было положено то, что каждый респондент должен свободно выразить своё мнение. Используемая в исследовании анкета призвана собрать те сведения о респонденте, которые являются существенными при анализе результатов исследования, но не охвачены вопросником теста. К данным сведениям можно отнести: половозрастной разброс респондентов, наличие практических навыков грамотного и результативного общения, свойства личности опрашиваемого. Существенным условием качества проведённого исследования является незначительный разброс оценок сведений, полученных при тестировании от среднего их значения. В исследовании участвовало 40 респондентов Шкала колебаний оценок при проведении тестирования выражена высоким уровнем, уровнем выше среднего, средним и низким. Исследование дало следующие результаты. Из 20 респондентов, студентов первого курса обучения 30% респондентов имеют уровень коммуникативных умений выше среднего, 40% средний и 30% низкий уровень коммуникативных умений. Высокий уровень не имеет ни один респондент. Из 20 респондентов, студентов последнего курса обучения 35% респондентов имеют высокий уровень коммуникативных умений, 55% уровень выше среднего, 10% средний уровень. Низкий уровень коммуникативных умений имел незначительный процент респондентов, который существенно не повлиял на результаты исследования. Выводы по результатам исследования. Испытуемые, на которых оказывает влияние работа по развитию коммуникативных умений (т. е. которые участвуют в социально-психологических тренингах, ролевых и деловых играх, тренингах общения), имеют опыт практической деятельности, получили наивысшие оценки, характеризующиеся тем, что они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных умений. Они испытывают потребность в данном виде деятельности и активно стремятся к ней: быстро ориентируются в трудной ситуации, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. В результате обработки полученных данных, выяснилось, что развитие коммуникативных умений оказывает значительное влияние на формирование и развитие коммуникативной компетентности. На основе проведённого исследования развития коммуникативных умений студентов, были получены данные, доказывающие тот факт, что процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений. Участие в комплексной работе по развитию коммуникативных умений положительно сказывается на развитии личности студента. Доказано, что студенты с высоким уровнем коммуникативных умений обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством индивидуальности, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Для студентов последнего курса обучения в сравнении со студентами первого курса свойственен развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя, коммуникативная компетентность оказывается на высоком уровне. Умение общаться даёт возможность раскрыть коммуникативные способности личности студента, помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остаётся с человеком на всю жизнь как опыт счастья. Тест оценки коммуникативных умений, несмотря на большое количество вопросов, вызвал интерес со стороны респондентов и его результаты вполне можно признать объективными. Дальнейшее применение теста позволит выявить респондентов, которые по своим коммуникативным умениям будут соответствовать критериям отбора и приёма на работу социальных работников в различные социальные службы. 2.1 Пути развития коммуникативных умений Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения. В содержании социально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей общения, во-вторых, овладение «технологией» коммуникации, т. е. формирование навыков и умений профессионального общения. Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений общения с клиентами: управления на формирование умений последовательно действовать на всех этапах консультирования, навыков снятия мышечного напряжения во время социальной работы, умений осуществлять распределённое произвольное внимание, обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуре речи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а при наличии видеомагнитофонной техники - упражнения, обеспечивающие развитие адекватной мимики и жестикуляции в условиях общения с клиентами социальных служб. Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса на магнитофонной ленте и, тем более, видящий себя на экране видеомонитора, получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики и жестикуляции, воспринимает себя «со стороны» точно также, как другого человека. Одной из форм социально-психологического тренинга общения являются деловые игры, моделирующие типичные социальные ситуации, к примеру, приём клиента. Тренинг общения - новая форма в социальной работе в системе подготовки и усовершенствования социальных работников, представляется весьма перспективной для их обучения (31,46-48). Необходимо обратить внимание на то, что степень развития коммуникативных умений будущих социальных работников неразрывно связана с непосредственным участием студента-практиканта в проведении приёмов клиентов в социальной службе. В современных условиях коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда. Во многих видах деятельности общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в гуманитарной деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной гуманитарной деятельности общение приобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знания закономерностей делового общения, умение обладать коммуникативными способностями и речевой культурой (12,18). Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Развитие компетентного общения студентов и специалистов в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации, при которой другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой учебной или служебной задачей (30,12). Одним из главных приёмов формирования коммуникативных умений обладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждение проявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностных отношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения. Частыми причинами затруднений общения студентов и специалистов могут, по мнению автора, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления субъекта. Одним из самых распространенных и эффективных приёмов формирования коммуникативных умений является игра. Именно ролевая игра используется театральной педагогикой в качестве одного из приёмов развития коммуникативных умений студентов и специалистов. В театральной педагогике давно сложилась особая методика, специфические принципы и средства обучения через творческие мастерские (37,15). Особую роль в театральной педагогике занимает групповое общение и умение взаимодействовать с другими; в таких играх личность студента и специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Выявление игровой природы коммуникативного мастерства, как и овладение им, требует особой технологии, а именно проработки игровых методик, особенно с технологией педагогического управления играми. Поливариантность игрового характера отличает следующую группу приёмов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевое исполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности студента и специалиста проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, а значит, продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния. Студенты и специалисты, не получившие в процессе жизнедеятельности навыки общения, коммуникативных умений, лишены чувства раскованности в современном обществе, защищённости. Для доказательства данного утверждения, и было проведено исследование на выявление уровня развития коммуникативных умений. Заключение Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом. Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента - материальных, социальных, правовых, психологических). Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы. Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться. Умение слушать и слышать - является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетенции не только социального работника - консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях. Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника. Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: изложенный в работе материал и практическое исследование показали, что развитие коммуникативных умений напрямую связано с постоянной работой над собой как самого социального работника, так и работой по методикам совместно со специалистами, проводящими его профессиональную подготовку. Вполне логично считать, что серьёзный смысл развитие коммуникативных умений приобретает в контексте постоянного контроля над результатами прилагаемых усилий, самотестирования. Поэтому необходимо применение технологий тестирования социальных работников на всех этапах их подготовки. Литература 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое 2. Андреева Г.М. Социальная психология - М., Аспект Пресс, 1996. 3. Атватер И.Я. Вас слушаю... М: Экономика, 1988. - 111 с. 4. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой - 3-е. издание, М.: Смысл, 1999. - 377 с. 5. Владимирова О.А., Овчинников Ю.А. Методика психологического консультирования в социальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 2 6. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: издательский центр "ACADEMIA", 2002. 7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 1997. - 272 с. 8. Данкел Ж. Деловой этикет. Серия "1000 секретов успеха ". Ростов н/Д: Феникс, 1997. 9. Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С.И. Ананин, Мн.: ООО "Попурри", 1998. 10. Карнеги Д. Как завоевать друзей - Мн. Беларусь, 1990. 11. Касаткин С.А. Мастер общения - СПб: Питер, 2001. 12. Квасков В.Д. "Роль общения в деятельности человека"// Социально - политический журнал, 1996, № 3, стр. 224 - 234. 13. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда, пер. с англ. - М.: Ниола - пресс, 1998.-144 с. 14. Кибанов А.Я., Захаров Д., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник:/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. 15. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью - Ярославль, 1999.-238 с. 16. Колпачников В.В. "Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании" // "Журнал практического психолога", 1997. №5, стр.18 -26. 17.Колпачников В.В. "Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование" // "Вопросы психологии", 1998, №6, стр. 35-43. 18.Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 1985. 19.Курабтов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентоввузов. - Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1995. - 416 с. 20. Лабунская В.А. Психология затруднённого общения. Теория, методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для вузов. - М: ACADEMIA, 2001 -286 с. 21.Леонтьев А.Н. Проблема развития психики-М.: 1972. 22.Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, М.: Педагогика, 1991. -296 с. 23.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976. 24.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... - Минск: Вышэйшая школа, 1986, - 206 с. 25.Методологические и технологические основы современной социальной работы в России. /Под ред. Н.И. Лапина. - Ярославль, «Диа-пресс», 1997. – 151 с. 26.Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К.Кругловой. - М: Независимая фирма "Класс", 1994. 27.Немов Р.С. Общие основы психологии, М.: Просвещение, 1994. 28.Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушек, МГУ, 1982. 29.Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка - М.: Инфра - М, 2000.-368 с. 30.Паламарь А. Мудрость общения, М.: 1990. 31. Шмелёва Н.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника - Ульяновск, 2003. 32. Эрнст О. Слово предоставлено Вам; М.: 1988. 33. Язык жестов: Деловой бестселлер;пер. с англ. Мн-Парадокс, 1995- 414 с. Приложение 1 Совершенствование вербальных компонентов общения. Упражнение на правильное использование пауз. Эти упражнения помогут, если вы: - говорите быстро и невнятно; - часто теряетесь в разговоре; -часто используете звуки типа "м-м" или "э-э"; -вас постоянно просят повторить сказанное. 1. Имеет смысл использовать упражнение "Я делаю паузу и дышу". Следить за темпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вы к нему очень привыкли. Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаете быстро, почти наверняка вы и говорите слишком быстро. Чтобы научиться сознательно контролировать дыхание и паузы по ходу речи, используйте ситуации, когда читаете что-либо вслух детям или на собрании. Высказываясь на какую-либо тему, попросите кого-нибудь из друзей или родственников, лучше всего человека, умеющего хорошо слушать, расставлять за вас паузы. Он должен говорить "пауза", а вы — выдерживать некоторую паузу. Пусть помощник делает это и в неожиданные моменты. Расстояние между паузами должно быть различным. Длина паузы должна зависеть от того, насколько быстро или медленно произносится слово "пауза". Паузы должны по возможности зависеть от содержания речи. 2. Делайте небольшие паузы перед тем, как высказываете какую-либо информацию. Например, "Меня зовут (мини-пауза) Джо Блоке". Люди склонны считать, что информация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Прежде чем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придать информации больше значения. 3. Чтобы избавиться от звуков-паразитов "м-м", "э-э" и т.д.. попросите Используя магнитофон, прослушайте запись своего выступления на какую-либо скучную тему. Обратите внимание на все "м-м" и "э-э", затем повторите то же самое высказывание без этих звуков. 4. Последите за тем, как другие люди используют и заполняют паузы, и как это влияет на их имидж в целом. ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник". Варианты ситуаций 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово. 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен,слушает ли он меня. 4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени. 5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова. 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги. 7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями. 8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. 9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня. 10.Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. 11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться. 12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом 15.невнимателен. 16.Собеседник делает выводы за меня. 16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование. 17.Собеседник всегда-смотрит на меня очень внимательно, не мигая. 18.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит. 19.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. 20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. 21.Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты. 22.Собеседник часто глядит на часы во время разговора. 23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня. 24.Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное. 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:" Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?" Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение. 70%-100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40%-70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор. 10%-40% — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее. 0%-10% — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих. |