Курсовая работа: Социально-культурные технологии формирования культуры семьи
Название: Социально-культурные технологии формирования культуры семьи Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры» Факультет культурологии Кафедра социально-культурной деятельности Курсовая работа Социально-культурные технологии формирования культуры молодой семьи Исполнитель: студентка группы МК-31 Уржумцева М.А. Научный руководитель: Доцент Топеха Т.А. Пермь 2010 Содержание Введение Глава I. Исторический анализ формирования культуры семьи I.1 Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контексте исторического развития I.2 Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы Глава II. Технологии социально-культурной работы с молодой семьей II.1 Технологии социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи II.2 Анализ деятельности некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна» г. Пермь по реализации технологий формирования культуры молодой семьи, использование новых технологий работы с молодыми семьями Заключение Список использованных источников Приложения Введение Актуальность темы исследования заключается в кардинальных социальных переменах. Сегодня институт семьи утрачивает свою главную функцию – социализации подрастающего поколения. На это есть несколько причин. Во-первых, ускорение социально-культурных процессов в обществе, заметное отхождение от принципов традиционного уклада культуры семейных отношений. Во-вторых, научно-технический прогресс и процесс глобализации, активно способствующие растворению принципов и обычаев культуры отношений в семье. И наконец, эмансипация женщин и детей сегодня приводит к социально-экономическим и нравственным переменам. По этим весомым причинам нынешнее поколение характеризуется снижением рождаемости, отчуждением молодежи от семьи, потерей веками сложившегося ореола святости брака. Сегодня, из-за заметно низкой динамики рождаемости, возникает серьезная угроза депопуляции русской нации. Молодежь, при создании семейного очага, сталкивается с рядом проблем морально-этического и экономического характера. Поэтому за последние годы рекордного уровня достигла разводимость, а с ними и детская преступность и другие формы асоциального поведения детей и молодежи. Отсюда возникает потребность в выработке и применении особых мер по укреплению института семьи, поддержание культуры семьи на должном уровне и просвещение современной молодежи в вопросах формирования семьи и ее культуры. Социальная значимость проблемы высока, ведь сегодня один из основополагающих общественных институтов – институт семьи – пребывает в растерянном переходном состоянии. Развитие культуры семьи необходимо для улучшения материального, нравственного и духовного состояния. В контексте данного утверждения необходимо отметить проблему отсутствия жилья, трудоустройства молодых специалистов. Кроме того молодым семьям сегодня присуща нравственная потерянность, так как время их взросления выпадает на перестроичный период. Духовная безосновательность также одна из причин нестабильного положения данного института. У молодежи отсутствует опыт воспитания внутри религиозно образованной семьи. Неполноценность технологий и форм социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи рождает потребность в выработке новых технологий. Целью данной работы является анализ и выработка социокультурных технологий по формированию культуры семьи. Задачи: - проанализировать этапы формирования культуры семьи в историческом аспекте; - выявить социокультурные факторы, влияющие на формирования культуры семьи; - проанализировать технологии работы с молодыми семьями; - рассмотреть состояние и перспективы развития технологий формирования культуры молодой семьи на базе Некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь; - внедрить новую технологию социокультурной деятельности с молодой семьей. Объект: молодая семья. Предмет: технологии формирования культуры семейных отношений. Основные использованные в работе методы - это методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа типов семьи в ее историческом развитии. Также при сборе информации и ее последующем анализе были использованы сборники научных статей, авторефераты диссертаций, периодические издания, научно-методические и учебные пособия, материалы сети internet, так или иначе связанные с проблемами молодых семей сегодня. В практической части работы был использован анализ технологий социокультурной работы, используемых в практической деятельности Некомерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь. Степень разработанности проблемы довольно высока. Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку существует достаточно много информационных источников по данной тематике. Типологии и характеристикам исторических типов семьи посвящены труды Л. Моргана, Ф. Энгельса, Б. Малиновского. Особенности семейного уклада различных исторических эпох подробно рассмотрели в своих работах С.И. Голод, А.Г. Харчев, В.И. Медков. Некоторые постулаты и заповеди книг «Библия» и «Домострой» также необходимы для анализа культурного развития семьи и традиционного типа семейных отношений. При рассмотрении данной темы важно изучение законодательных, правовых документов по вопросам семьи и молодой семьи в частности. Сегодняшние проблемы культуры семьи, исходя из типологии детоцентрической и супружеской семьи, четко отразил известный социолог-демограф А.Г. Вишневский и социолог Э. Арутюнянц. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи сегодня, подробно описали Ю. Гаспарян, Н. Орлова. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Исторический анализ формирования культуры семьи В данной главе рассмотрено движение семейно-брачного института в ходе культурно-исторического развития. Представлена историческая типология, предложенная С.И. Голодом, которая отражает изменения культуры взаимоотношений внутри малой социальной группы. Выделены идеальные типы семьи – патриархальный, детоцентрический и супружеский. Подробно рассмотрено как менялись культурные ценности семьи в ходе истории. А также предложено сегодняшнее положение института семьи, его трансформация в современной России. Рассмотрены основные проблемы культуры молодой семьи в частности их связь с политикой в отношении современной семьи в целом. I.1 Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контексте исторического развития В параграфе рассмотрены основные концепции формирования культуры семьи второй половины XIX – начала XX вв. Рассмотрен ход формирования культуры семьи в контексте исторического обновления типов семьи. Выделен основной тип традиционной семьи – патриархальный, его модернизация в сегодняшних условиях. Начиная со второй половины XIX в., теоретические проблемы семьи, культурно-историческая типология семьи, а также вопрос культуры семьи так или иначе, находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов. Понятие семья имеет множество дефиниций. По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале»[1] . С.И. Голод находит это определение перегруженным и предлагает свое, лаконичное и четкое, определяя семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства´.[2] При этом доминирование одного из названных отношений и его характер могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии. Исходя из этой логики С.И. Голодом были сконструированы идеальные типы: патриархальный или традиционный, детоцентрический или современный, супружеский или постсовременный. Этимология слова культура еще более богата. В нашем случае, определим культуру как воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество[3] . Таким образом, культура семьи – это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малой социально-психологической группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Каждая эпоха имела свой морально-нравственный уклад, свою специфику отношений внутри семьи. В основе смещения культурных традиций семьи лежит перемещение центра лидерства внутри института. Зарождение и становление культуры семейных отношений прослеживается во многих работах этнографов, социологов и философов. Так американский этнолог Л. Морган рассматривал культуру семейных отношений через два основных типа социальной организации – родовое (свойственное первобытному обществу) и классовое (политическое). По его мнению, «идея семьи» эволюционировала, проходя ряд последовательных стадий, причем моногамия была последней формой в этом ряду[4] . Здесь в брак вступает отдельная пара и на всю жизнь. По утверждению Л. Моргана, именно этому типу семьи суждено прогрессивно эволюционировать и дальше, пока не будут признаны культура равноправия полов и брачных отношений. Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» обращается к типам культурно-исторических моделей семьи с материалистической точки зрения. По оценке Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историко-культурным поражением женского пола. Муж стал господствоавать и в доме, а жена была закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Первый результат установившегося единовластия мужчин обнаруживается в формирующемся промежуточном типе семьи - патриархальном»[5] . Моногамия, по мысли Ф. Энгельса, первый культурно-исторический тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки. А пожизненное единобрачие он считал несомненным фактом экономического и культурного прогресса. Наиболее подробно связь и влияние природы на мир культуры, на культуру семьи в частности, обозначил Б. Малиновский. Поэтому особенно интересно остановиться на его воззрениях о становлении культуры семьи. Проводя параллель с животным миром, он выявил формирование особого типа человеческих связей – семью. По его утверждению, аналога данного института в животном мире не существует. Этносоциолог был непримиримым оппонентом эволюционизма культуры семьи, а следовательно его взгляды не схожи с позицией Л. Моргана и Ф. Энгельса. Опираясь на сведения, полученные в результате продолжительного включенного наблюдения примитивных народов, он отрицал существование на заре человеческой истории любых форм группового брака и отстаивал патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу общества. Семья, по мнению исследователя, единственная социальная группа, воспринятая человеком от животных. Однако, в процессе «перехода» эта ячейка фундаментально изменяется по своей природе и составу. Устойчива лишь форма – родители и дети – постоянство материнской связи и отношения отца к своим отпрыскам. Именно это указывает на примечательную аналогию между человеческой культурой и миром высших животных. Семейная жизнь млекопитающих никогда не завершается с рождением потомства. Длительное созревание детеныша требует достаточно продолжительной заботы и обучения со стороны обоих родителей. Однако ни у одного вида животных связь не растягивается на всю жизнь. Только у людей обнаруживаются новые элементы. Так, кроме нежной заботы, диктующейся природой, обычаем и традицией, проступает закономерность усвоения культурных ценностей. Человек обречен обучать своих детей навыкам ручной работы и знанием в искусстве и ремеслах, языку и морали, нормам и этикету. Реализация всех названных задач наилучшим образом осуществляется в рамках кооперации между поколениями: старшим – хранителем, и младшим – потребителем информации. Говоря словами антрополога, «семья – мастерская культурного развития и трансмиссии традиций»[6] . Малиновский подчеркивает, что для этого института функция сохранения и переемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Не подлежит сомнению, что человек не мог выжить вне культуры, в свою очередь, культура не могла бы функционировать без продолжения рода. На основании этих научных концепций культуры семьи, можно говорить о выделении общепризнанного традиционного уклада культуры семейных отношений - патриархального. Этот уклад характеризуется главенствующей ролью мужчины в семье. От него зависел процесс и результат усвоения необходимых знаний, умений и навыков подрастающим поколением. Согласно типологии, предложенной С.И. Голодом в своей работе «Семья и брак: историко-социологический анализ», наиболее архаичный тип семьи именно патриархальный. Ведущие отношения в нем – кровнородственные, прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. В классических работах Л. Моргана и Ф. Энгельса патриархальная семья вычленяется как переходный институт от парной к моногамной модели. Одна из кардинальных характеристик патриархальной семьи – взаимоотношения мужа и жены. Главенство мужа замыкает круг зависимого положения женщины. Это проявляется главным образом в сосредоточении экономических ресурсов в его руках. Уникальный памятник литературы XV-XVI вв., свод морально-нравственных законов существования семьи – Домострой, – например, много внимания уделяет распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое культурное, хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Из текста следует, что в культуре семейных отношений осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…».[7] Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. По своему культурно-правовому положению в семье дети здесь ближе к слугам, чем к родителям. Однако, там же утверждается, что главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. «Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни»[8] . Здесь просматривается другая центральная ось семьи – отношения родители-дети. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякие пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 г., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.[9] По свидетельству Р.Я. Внукова, «в крестьянском мировоззрении отсутствует пункт об ответственности родителей перед детьми, но зато ответственность детей перед родителями существует в преувеличенном виде. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чти отца своего и мать свою»[10] . Такие отношения отражали господствующую в обществе иерархичность. Противоречивым примером может являться зависимое положение молодого крестьянина в российской деревне начала XX в. До тех пор, пока он не вступал в брак. В социальном статусе «неженатый» были скрыты ущемленность его прав и социальная неполноценность. Однако прейти в статус взрослого, то есть женатого, также невозможно было без воли родителей. Сегодня существует модернизированный вариант патриархата. Стержень традиционной семьи – патрилинейность. Эта система передачи материальных и фамильных ценностей наследникам по мужской линии оказывает неосознаваемое давление многовековых традиций на желание иметь в роду мальчика. И, конечно, такие традиции занимают в теле культуры твердую нишу.[11] «Когда речь идет о кризисных явлениях в культуре семьи и семейных отношений сегодня, надо иметь ввиду патриархальную модель семьи», – утверждает С.И. Голод. Эмансипация женщин и все сопутствующие ей социально-экономические и нравственные перемены подорвали основы авторитарности. Отсюда все актуальные проблемы современной семьи: рост числа разводов, внебрачная сексуальная практика, асоциальное поведение молодежи. I.2 Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы В параграфе обозначены типы детоцентрической, демократической и супружеской семьи – по мнению многих ученый культурный тип семьи будущего. Также представлена сегодняшняя модель культуры молодой семьи, представляющая собой совокупность проблем духовно-нравственного характера. В параграфе можно ознакомиться с основными государственными программами дальнейшего развития культуры молодой семьи. Представления о культурной модели молодой семьи сегодня есть нечто абстрактное. Н. Орлова в своем исследовании утверждает следующее: «Чтобы выявить очертания данной модели, необходимо ответить на основные вопросы: Есть ли сегодня семья? Необходима ли она? Важна ли? Выживет ли? Да и нужно ли ее выживание?»[12] И такой многосложный вопрос автора неслучаен. Все больше вновь созданные семьи отходят от традиционного уклада культуры семейных отношений. Современную семью известный социолог-демограф А. Г. Вишневский охарактеризовал как «детоцентрическую», потому что с рождением ребенка жизнь семьи не просто меняется, она целиком подчиняется его интересам.[13] На рубеже XIX-XX веков общество медленно шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.[14] Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи – детоцентрическая. Ему присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Равноправие в отношениях мужа и жены приводят к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима только к прокреации. Это приводит к регулированию сроков и частоты зачатия. Обычай многодетности здесь себя исчерпывает. Социализация приобретает иной смысл. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения (нет брата/сестры), во-вторых, желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности.[15] Освобождение детей от родителей, женщин от мужчин содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Обозначенная семья именуется супружеской. В этом типе стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентрическом типе), а свойство́м. Супружеская семья – своеобразная кооперация, так как в границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.[16] Но существует еще один тип культуры супружеских отношений, характеризующийся Э. Арутюнянц [17] как демократическая семья. Культура такой семьи основывается на взаимном доверии, принятии и автономности членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В культуре такой семейной жизни всегда учитываются интересы ребенка, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности. Вместе с тем, у этих детей возможно отсутствие навыка подчинения социальным требованиям, усвоенное как демократическая свобода, в различных его проявлениях. Этот тип представляет собой пример культуры семьи будущего, что являет собой отнюдь не положительный ее прообраз. Семейная жизнь – культурно-исторический процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении. Несмотря на смену семейных ролей в этом социальном институте в течении истории ее становления, семья остается одним из самых консервативных социально-культурных институтов. Она противится изменениям извне. Но формирование новой семьи для многих сегодня представляется сложным процессом, влекущим за собой множественные проблемы. Это отрицательно сказывается на воспитании детей, а также на моральном состоянии мужчин и женщин, их трудовой и общественной активности. Общество не может безучастно относиться к этим явлениям. В особой заботе нуждаются молодые семьи, они нуждаются в подготовке к семейной жизни, в формировании культуры молодой семьи. Юридически термин молодая семья впервые был определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни, деятельности и культуры семейных взаимоотношений. Молодая семья – это брачный союз при условии, что ни один из супругов не достиг 35-летнего возраста.[18] Культура семьи – это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малой социально-психологической группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что накопленный опыт культуры семейных взаимоотношений утрачивается.[19] Демографический кризис также можно наглядно проследить на примере отсутствия культуры молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей – все это следствие культурной безграмотности в отношении формирования семьи. Социальное положение молодой семьи также крайне плачевное. Эта малая группа – одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь.[20] Искаженные и неоднозначные представления о культуре семьи связаны с периодом перестроичного типа политики, с потерей прежних культурных ценностей и невыработкой новых. В настоящее время отмечается низкий процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи. Это также отражается на утере культурного опыта предшествующих поколений по формированию культуры семьи. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. С этим связано и расширение возрастных границ в понятии «молодежь». Повлияло также искажение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления. Как считает Н.Орлова, в современном обществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение культурным потребностям индивида, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные культурные ценности. Прослеживается одностороннее негативное влияние финансового состояния семьи на культуру отношений в целом. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей личностной самостоятельности каждого из них. Отсутствие взаимозависимости в данном случае разрушает традиционные культурные связи супругов. А ослабление культурно-эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых социально-культурных проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация культуры семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.[21] Молодая семья - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей []. Такое определение следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. На сегодняшний день возрастные рамки увеличены до 35 лет. Развитие молодой семьи - процесс становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки. Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».[22] Исходя из положений этого документа, субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и — молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики. Сегодня мы наблюдаем попытки правительства благотворно повлиять на положение молодой семьи и на культуру семейных отношений в целом путем создания правовой и рекомендательной базы. Среди основополагающих сегодня: Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865, в котором впервые была определена категория «молодая семья», Областная целевая программа «Семья и дети Прикамья» на 2006—2010 годы, Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (2007 г.) и выработка Модели благополучной молодой семьи. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции предполагает изменение и дополнение Указа Президента Российской Федерации № 712 от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики». Необходимы также разработка и принятие Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки молодой семьи».[23] Культура молодой семьи сегодня – понятие достаточно инертное. Ведущие специалисты в области социологии и культуры семьи сегодня едины в понимании зависимости семьи от общественного строя. Кризис семьи сегодня – это не крушение института воспроизводства человека вообще, а только одной из ее разновидностей – патриархального. Трансформация обозначенного типа отношений приводит к новым разновидностям семьи будущего, в основе которой гармонический союз супругов и поколений. Характерная черта такого союза – приоритет ценностей супружества. Постсовременные модели культуры семейных отношений, ведущие теоретики характеризуют по-разному, однако все они имеют под собой идею концентрации семейной жизни вокруг брака, а не вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений. В современном обществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторону индивида, и, как следствие, ориентация личности на внесемейные культурные ценности. Термин «молодая семья» в российском политическом мире принят относительно недавно, что свидетельствует о появлении духовно-нравственных проблем именно у этой социальной группы. Это указывает на переходный характер понятия «культуры семьи» в целом. Попытка выработки новых семейных ценностей прослеживается в законодательных и проектных планах правительства страны. Правовая и рекомендательная база Правительства Российской Федерации направлена на повышение культуры внутрисемейных отношений. Первостепенными задачами являются материальные гарантии, экономические и жилищные условия, и лишь потом педагогическая, социально-психологическая и рекреационная поддержка культуры молодой семьи. Экономическое благополучие видится для правительства основополагающим фактором становления культуры семьи. Жилищная, правовая, юридическая помощь важны для молодых семей, однако необходимо понимать, что в работе с каждой конкретной семьей важно не просто «обуть, одеть», но и научить саму молодую семью присвоить ценность «семья», понять, что они в ответе за свою жизнь и жизнь своих детей. Ответственность за свою судьбу и судьбу своих близких есть главный показатель успешности процесса первичной социализации и социализации в целом. Глава II. Технологии социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи Глава предоставляет информацию о технологическом процессе и системе технологий, применяемых для работы с молодой семьей, по формированию культуры семейных отношений. Также в данной главе можно ознакомится с деятельностью Некоммерческой организации «Семейной корпорации «Фортуна» по реализации социокультурных технологий. Автором в главе предложено дополнение к технологии-программе «Школа родительской культуры» на базе Некоммерческой организации «Семейной корпорации «Фортуна». II.1 Технологии социально-культурной работы с молодой семьей В параграфе определена категория «технология социально-культурной работы». Дана структура технологии социально-культурной работы исходя из специфики направленности работы. Представлена подробная классификация технологий и среди них выделены технологии наиболее подходящие для практической деятельности по формированию культуры семьи. Технологический процесс социально-культурной деятельности – это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты социально-культурной работы, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Целостная система технологий социокультурной работы в учреждениях культуры понимается по-разному. Как отмечает А. Левинсон, «под технологией следует понимать набор приемов труда культпросветработника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.»[24] Используя этот термин можно сравнить технологию социально-культурной работы в учреждениях культуры с технологией на производстве. Однако технология социально-культурной работы достаточно специфична. Ее структура представляется как система, сама технология социально-культурной работы разбита на несколько подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов. Организационная подсистема включает в себя управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, отделы, сектора, участки работ. Существует также методическая подсистема, представляющая собой сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта. Режиссерская подсистема состоит из режиссерского замысла, плана репетиций, прогона, показа мероприятия. Существует еще одна – психологическая подситема. Это мотивированная сфера, учитывающая структуру личности посетителя, особенности социокультурных предпочтений участников социально-культурной работы, а также совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное знание, мастерство специалистов.[25] Весь этот механизм – совокупность приемов и операций, необходимых для достижения цели. Последовательное их выполнение влияет на качество выполняемой работы. Технология социально-культурной деятельности – это сложный, многоплановый, противоречивый процесс, поскольку он решает основные задачи социально-культурной деятельности: – создание социокультурных программ; – поиск оригинальных решений в традиционных формах социокультурной деятельности; – выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных участников (посетителей, зрителей, членов клуба «Молодая семья» и т.д.) На сегодняшний день существует широкий спектр современных социально-культурных технологий. [см. приложение] Их разнообразие связано со сменой социокультурной парадигмы, а также с обновлением содержания, подходов, менталитета социально-культурной работы с населением в целом. Появление новых технологий также может быть обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного и профессионального пространства. В связи с этим, классификация технологий социально-культурной деятельности достаточно распространенная. Выделяя основные технологии, следует отметить, что количество их увеличивается, а разнообразие возрастает с созданием новых. Характерной чертой всех технологий социально-культурной работы является многообразие средств, форм и методов и их комплексное использование в реализации технологии. Для оптимального осуществления социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи, наиболее подходящими из существующих сегодня являются культуротворческие и социальные технологии. Они имеют воплощение в социокультурных программах, разрабатываемых и проводимых под патронажем органов местного самоуправления, или по заказу федерального правительства. Программы достаточно разнообразны по формам. Сегодня наиболее распространенные и доступные формы беседы, встречи, психологические тренинги, совместные занятия детей и родителей. При этом часто в ходе проведения данных мероприятий, наблюдателем выступает психолог, дающий совет или пожелание участникам по окончании. Технологии направления родители-дети. Совместные занятия, посвященные детско-родительским отношениям, положительно сказываются на взаимопонимании поколений и сплочении семьи, а значит, и повышают культуру отношений внутри социально активной семьи. При совместной работе с детьми, развитие получают игровые формы и различные виды терапии, в том числе арт-терапия, музыка-терапия, песочная терапия. Еще одна эффективная форма оптимизации отношений в семье – творческий семейный концерт. Такие мероприятия организуются в рамках отдельных социально значимых культурных событий, будь то День матери, День защиты детей или Фестиваль клубов молодых семей на городском, краевом или федеральном уровне. А могут иметь частный локальный характер, например организация Юбилея дедушки, в которой принимает участие вся семья. Технологии направления мужчина-женщина. Потребность в гармонизации семейных отношений может быть осознанной. Молодые люди, состоящие в браке, сегодня имеют беспрепятственную возможность решить волнующие их вопросы на платных семинарах и консультациях для семейных пар. Психологические тренинги, «семейные гостиные» и выездные мероприятия на природе организуются также в рамках реализации социально-культурных проектов и имеют бесплатную основу. Семейное клубное движение сегодня имеет широкое распространение на территории города и края. Такого рода объединения помогают развитию гражданской активности среди молодежи, сами клубы создаются с целью комплексного и эффективного решения актуальных проблем юридического, экономического и психологического характера, с которыми сталкиваются молодые семьи. В ходе общения внутри клуба предлагаются пути решения задач молодых семей и выхода из тех или иных трудных жизненных ситуаций. Деятельность клуба поддерживается местными властями и общественными организациями подобных направлений (органы социальной защиты, центры планирования семьи, психологические центры, Дворцы творчества). Семейное движение ширится и набирает силу в Пермском крае. Все большее количество семейных клубов и объединений создается при дворцах молодежи, библиотеках, ЗАГСах, школах, детских садах и других учреждениях в поселениях края. Помимо плановой молодежной и семейной политики на местах, распространение получает и общественная инициатива. Проектной деятельности уделяется много внимания со стороны государства, ведь демократический строй предполагает активное участие в организации жизнедеятельности граждан, самих граждан. Учреждаемые органами правительства гранты, стимулируют молодежь к созданию и реализации новых идей, в том числе в сфере оптимизации культуры семейных отношений. Районные администрации заинтересованы в том, чтобы население, и в первую очередь молодежь, активно включалось в решение проблем территорий, поэтому они с готовностью предоставляют помещения для проведения обучающих встреч, оказывают помощь с организацией публикаций в местных СМИ. В процессе реализации проектов, к участию в программах и мероприятиях привлекаются заинтересованные общественные и некоммерческие организации, представители бизнес-структур, все те, кто заинтересован в позитивных социальных измененях в сфере молодежной и семейной политики. Такие проекты служат толчком для роста и гражданской и социальной активности благополучных молодых семей, которые желают и способны обучаться, и готовые объединить вокруг себя молодежь и другие молодые семьи для решения своих насущных проблем. Благополучные целеустремленные семьи становятся примером для остальных и побуждают участников молодежных объединений к оптимизации отношений внутри семьи, сплочению семьи на пути к высокой цели. Наиболее результативными и достойными материальной поддержки со стороны государства, сегодня становятся проекты, целью которых является создание Клубов молодых семей или молодежных общественных организаций, деятельность которых направлена на объединение молодых семей, осуществление комплексных программ, направленных на оказание психологической помощи в формировании гармоничных семейных взаимоотношений и осознанного родительства, организацию досуга, оказание информационно-консультативных услуг, приобретение навыков в решении социальных проблем при успешном взаимодействии с органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами. Основные социально-культурные проекты, реализуемые на территории Перми и Пермского края, осуществляются при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Среди основных – Краевой конкурс поддержки общественных и гражданских инициатив. Практика государственного заказа также имеет место в системе грантовой поддержки. Заказы на проекты поступают из Комитета социальной защиты населения г. Перми, Администрации г. Перми, Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие». Большинство реализуемых проектов – часть социальных целевых программ: Краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2006-2010 годы», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента России Владимира Путина, Концепции государственной политики в отношении молодой семьи и др. II.2 Анализ деятельности некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна» г. Пермь по реализации технологий формирования культуры молодой семьи, использование новых технологий работы с молодыми семьями Рассмотрим реализацию технологий социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи, осуществляемой на базе Некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь. Семейная корпорация «Фортуна» является уникальной площадкой в г. Перми и Пермском крае, имеющей многолетний опыт работы с молодежью и семьей. Она организует познавательные и культурно-массовые мероприятия для молодежи и молодых семей, реализует социальные проекты семейной направленности, в том числе, для семей с ограниченными физическими возможностями. В сферу деятельности также входят информационно-консультативные, образовательные и психологические услуги с использованием авторских технологий. Большой интерес представляют социальные проекты, сочетающие возможности туризма и отдыха с образовательными программами. «Фортуна» активно сотрудничает с органами законодательной и исполнительной власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Налажены дружеские связи и деловое сотрудничество с общественными, коммерческими организациями и средствами массовой информации Пермского края. Многолетние партнерские отношения связывают семейную корпорацию «Фортуна» с общественными организациями и объединениями из Москвы, Санкт-Петербурга, В.Новгорода, Роттердама, Дрездена. В сферу деятельности семейной корпорации «Фортуна» входит организация таких масштабных мероприятий, как проведение ежегодных краевых фестивалей «Прикамская семья», реализация социально значимых проектов по заказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края, таких как «Региональная школа гражданской активности молодых семей» (при поддержке Общественной палаты Российской Федерации), Краевой конкурс социальных проектов «Все начинается с семьи», проект «Семейные инициативы в действии», программы для женщин «Возрождение Богини» и семей в кризисном состоянии «Второе дыхание», международный молодежный проект «Взгляд в будущее» и многое другое. Сегодня деятельность Партнерства, в первую очередь, направлена на помощь и создание условий для социального становления, всестороннего развития и самореализации семьи, детей и молодёжи. В настоящее время в составе «Фортуны» успешно развиваются 4 профильных направления: · Центр социального партнерства · Краевой центр молодой семьи · Институт семьеведения · Клуб развития семьи По словам Ольги Валентиновны Александровой, вице-президента корпорации «Фортуна», психолога высшей категории, семейного консультанта: «Каждый день в «Фортуне» рождаются новые замечательные идеи, разрабатываются уникальные авторские программы, направленные на укрепление института семьи, помощь в создании условий для роста социальной и гражданской активности молодых семей и их самореализации. «Фортуна» — это пространство, куда приходят те, кто стремится к личностному росту, познанию себя и окружающего мира, совершенствованию межличностных и семейных взаимоотношений». Деятельность корпорации четко спланирована, сетка основных мероприятий на год разнообразна по формам, тематике и местам проведения. В годовом плане регулярно производятся дополнения. Изменения связанны с участием «Фортуны» в незапланированных мероприятиях городского, краевого, федерального и международного уровня. К списку также по ходу работы приписываются мероприятия, реализующиеся в рамках новых социальных проектов и программ, получивших грантовую поддержку фондов и конкурсов, или бюджетное финансирование. Данная организация по юридической форме является некоммерческим партнерством. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей, а в нашем случае и для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей молодых семей, защиты их прав.[26] Учитывая специфику юридической формы, деятельность партнерства направлена на решение уставных задач и дополнительных, приносящих доход, за счет которого реализуются новые идеи и проекты. Одной из основных социальных технологий, реализуемых семейной корпорацией «Фортуна» является программа «Школа родительской культуры». Эта программа успешно реализуется на базе некоммерческого партнерства ежегодно по заказу Комитета социальной защиты населения г. Перми. Технология социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи как социальная технология будет иметь ряд специфичных признаков. По сфере применения данная технология является информационной и образовательной. По механизму осуществления – педагогической, психологической и правовой. По степени общности – конкретно-социальной, так как программа направлена на работу с молодежью и молодыми семьями с детьми. А по целенаправленности – консультативная и социализационная. Социальная технология – способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение и преобразование социального объекта (в нашем случае молодая семья) и достижение заданного результата (формирование культуры отношений внутри семьи).[27] Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность и может быть не только тиражирована (многократно использована), но и использована для решения сходных задач, то есть использована многообразно. Появление данной социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» семейных ценностей в молодежной социальной среде. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры, при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. Традиционно участниками программы «Школа родительской культуры» являются молодые семьи, имеющие детей дошкольного и школьного возраста. Однако стоит заметить, что участниками такого рода мероприятия должны быть и потенциальные будущие родители, то есть подростки старшего школьного возраста. Ведущими блоков программы выступают высокопрофессиональные специалисты в области семейной психологии, педагогики и инновационных технологий социально-культурной работы: арт-терапии, песочной терапии, медиадрамы. Возникновение эмоциональных нарушений у детей в дошкольном и школьном возрасте связано с психическими травмами. Анализ большинства исследований показывает, что в детском возрасте основной причиной эмоциональных нарушений являются не острые, а затяжные психические травмы, которые непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители. Существует определенная взаимозависимость родительских и детских проблем. Поэтому одним из эффективных способов взаимодействия между родителями и детьми являются их занятия в программе «Школа родительской культуры». Данная программа основывается на комплексном подходе к оказанию психологической поддержки семей в развитии супружеских взаимоотношений и воспитании детей. Занятия в программе «Школа родительской культуры» позволяют родителям пересмотреть сложившиеся модели собственного поведения, разобраться в тонкостях семейных (детско-родительских) взаимоотношений, глубже осознать мотивы «трудного» поведения их детей, улучшить свои собственные «воспитательные» методы. Это все поможет родителям и их детям найти взаимопонимание и начать получать радость от общения друг с другом. Создание блока занятий для подростков-старшеклассников является важной частью дополнения данной социальной технологии. Поскольку подростки также являются ценностно-дезориентированным слоем общества, уязвимым и легко поддающимся на негативное воздействие массовой культуры, вторичной среды социализации, возникает потребность в социализации данной возрастной категории в рамках программы. «Сегодня подростки - завтра родители» - тематический блок, логично дополняющий структуру программы «Школа родительской культуры». В ходе реализации данного мероприятия осуществляется воспитательная деятельность, а именно социализация – более широкое понятие, включающее воспитание, а также стихийные процессы, происходящие в обществе и влияющие на формирование культуры семейных отношений, объяснение которым дает специалист. Воспитание осуществляется в группе, происходит совместная коммуникация воспитателя и воспитуемых. По направлению воспитательная деятельность является нравственной, направленной на воспитание нравственных чувств, взглядов, морали поведения. Главной целью данного мероприятия является укрепление статуса и роли семьи в глазах подростка, представление семьи как института первичной социализации человека. Форма вечера вопросов и ответов является наиболее подходящей для организации диалога между подростками - будущими родителями, - и практикующим специалистом, семейным психологом О.В. Александровой. В ходе мероприятия запланировано чаепитие. Специалист, ставя риторические и вполне конкретные вопросы, выводит подростков на разговор. Включаясь в беседу, они становятся частью одной большой семьи. Применяя методы ролевой игры, релаксационных упражнений и групповых тренингов, ведущий создает комфортную дружественную атмосферу, после чего выводит присутствующих на разговор о ценности такого явления общественной жизни, как семья. Делая совместные выводы, присутствующие знакомятся с судьбами благополучных, инициативных и счастливых семей города и края в виде наглядной презентации с комментариями. Использование метода убеждения в презентации на основании примера, контраста и сравнения, должно оказать влияние на сознание и жизненные установки группы. Заключение В ходе выполнения курсовой работы были выполнены основные задачи, стоящие перед исследователем вначале. Цель работы, анализ и выработка социокультурных технологий по формированию культуры молодой семьи, достигнута. Проанализировав основные этапы формирования культуры семьи в первой главе, мы выделили идеальные исторические типы семьи - патриархальная, детоцентрическая и супружеская. В данной типологии четко прослеживается изменение культуры взаимоотношений внутри социального института, и выявляются причины сегодняшнего растерянного положения молодой семьи. Представлен ряд основных проблем молодежи и молодой семьи и законодательная база, направленная на предотвращение этих сложностей. Определены в главе также и основные категории, связанные с культурой молодой семьи. Анализ технологического процесса работы с молодой семьей показал, что перечень технологий по работе с молодой семьей достаточно богат, разнообразен и имеет свои специфичные черты. Наиболее применяемыми на сегодняшний день технологиями повышения культуры семьи являются культуротворческие и социальные технологии, имеющие разнообразные направления, формы, методы и средства реализации. Работа Некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна» в городе Перми является планомерна и систематизирована. Помимо решения уставных задач, участие в конкурсах социально-культурных проектов и выполнения муниципальных и государственных заказов, корпорация ведет активную коммерческую деятельность: платные программы для населения, Институт семьеведения. В рамках социальной технологии – программы «Школа родительской культуры» – автором были внесены предложения по дополнению курса занятиями для подростков. Вечер вопросов и ответов «Сегодня подростки, завтра – родители» позволит выполнить функцию социализации в рамках вечера-семинара, посредством коммуникации группы подростков и специалиста в области семьеведения, практикующего психолога. Список использованных источников 1. Антонов А.И. Судьба семьи в России 21 века / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М. : Издательский дом «Грааль», 2000. – 416 с. 2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1997г. Берельсон Б.Некоторые заметки о регулировании процессов народонаселения // Проблемы народонаселения. – М. : Прогресс, 1977. 3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье : учеб. Пособие для вузов. – М. : Академия, 2001. – 208 с. 4. Вдовина М. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. Вдовина // Социологические исследования. – 2005. - №1. – С. 102-105 5. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. — М., 1982. 6. Вишневский А.Г. Демографические отношения и демографические процессы. // Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., «Наука», 1988. 7. Внуков Р.Я. Противоречия старой крестьянской семьи. — Орел, 1929. 8. Вопилова С.Ф. Организационно-педагогические основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере : автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2000. – 21 с.Орлова Н. Эволюция семейных отношений, автореф.дис…источник www.humanities.edu.ru/db/msg/28844 9. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века / Ю.А. Гаспарян; под ред. К.Н. Хабибулина. – М. : Петрополис, 1999. – 320 с. 10. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. 11. Горева Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности : автореф. Дис. … канд. Пед. Наук : 13.00.05 / Горева Л.В. , Тамбов. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2001. – 26 с. 12. Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учеб. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 157 с. 13. Гукаленко, О.В. Воспитание в современной России / О.В. Гукаленко // Педагогика. – 2005. - №10. – С. 3-17 14. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики / С.В. Дармодехин. – М., 1998. – 206 с. 15. Домострой. – Л., 1992. 16. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1997. – стр. 69. 17. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность : учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М. : МГУК,1998. 18. Зверева О.Л. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. Пособие. – 2-е изд. – М. : Академия, 2000. – 158 с. 19. Иванова В.Ф. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры : автореф. Дис. …канд. Философ. Наук : 22.00.06 / В.Ф. Иванова. – Екатеринбург, 1992. – 20 с. 20. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании : учеб. Пособие / сост. И.Н. Андреева. – М. : Академия, 2000. – 168 с. 21. Климов Е.Н. Семья в современном обществе : метод. Пособие / Е.Н. Климов, А.Е. Климов. – Пермь, 1997. – 42 с. 22. Князева Н.И. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста : автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2001. – 22 с. 23. Кузнецова Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды : автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / МГУК. – М., 1999. – 24 с. 24. Левинсон А. Интенсивную технологию клубу // Культурно-просветительная работа. – 1986. – №2. 25. Леденев В.В.Оптимизация социально-культурного уровня семьи / В.В. Леденев // Ориентиры культурной политики. – 2000. - №7. – С. 122-123 26. Лисичкин Г. Семья – недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. – 2000. - №3. – С. 10-12 27. Лисовский В., Вебер Л. Книга молодой семьи. - Л.: Лениздат, 1990г. 28. Методика работы социального педагога с семьей // Организация и методика культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. – Пермь, 1997. – С.70-83 29. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л : Ин-т народов Севера, 1934. 30. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуре в современных социокультурных условиях : автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2001. – 20 с. 31. Орлова Э.А. Семья и первичная группа : механизмы сохранения и трансляции культуры // Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994. – С. 363-379 32. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов пед. Специальностей. – Ростов н/Д : Март, 2002. – 320 с. 33. Российское законодательство X-XX вв. – М., 1984. – 116 С. – стр.33. 34. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л., 1982. 35. Семья как изначальный социально-культурный институт // Киселева Т., Красильников Ю. Основы СКД. – М., 1995. – С.53-61 36. СКД: история, теоретические основы, сфера реализации, субъекты, ресурсы, технологии : учебная программа для студентов вузов культуры и искусства. – М. : изд-во МГУК, 2001. – 136 с. 37. Современная технология СКД : учеб. Программа по специальности 05.31.00. – Пермь, 1999. – 20 с. 38. Технологии социальной работы : учеб. Пособие. – М. : Инфра-М, 2002. – 399 с. 39. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 3-е изд. – М. : Академический проект, 2007. – 511 с. 40. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. – М. : Мысль, 1979. 41. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991. – 82 с. 42. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. – стр. 340. 43. Шевченко И. Большая семья – какая она? / И.Шевченко, П. Шевченко // Социологические исследования. – 2005. - №1. – С. 95-101 44. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991, - стр. 60. 45. Интернет-источник. Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007 г. – Режим доступа: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=112 46. Интернет-источник. Понятие (категория) культура. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4672 47. Интернет-источник. Термин молодая семья. – Режим доступа: http://www.realtymag.ru/terms/56 48. Интернет-источник. Указ президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» – Режим доступа: http://svao.dsmp.mos.ru/programs/law/detail.php?ID=1886 49. Интернет-источник. Э.Арутюнянц. – Режим доступа: www.studd.ru/lib/2/59/13 50. Интернет-источник. Юридическая форма некоммерческое партнерство. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p55м Приложения Приложение 1 Программа «Школа родительской культуры» и расписание занятий:
Приложение 2 Дополнение к программе «Школа родительской культуры» План мероприятия «Сегодня подростки – завтра родители», вечер вопросов и ответов
[1] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. – М. : Мысль, 1979. – С.75 [2] Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. –С. 91 [3] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4672 [4] Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л : Ин-т народов Севера, 1934. – С.216 [5] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991, - стр. 60 [6] Malinovski B. Sex and repression in savage society. Cleveland and New York : Meridian Books, 1963. – С. 192. – Цит. поГолодС. И. Семьяибрак: историко-социологическийанализ. – СПб.: ТООТК «Перополис», 1998. –С. 37-38 [7] Домострой. – Л., 1992. [8] Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. – С. 340 [9] Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л., 1982.— С. 118—119 [10] Внуков Р.Я. Противоречия старой крестьянской семьи. — Орел, 1929. — С. 17. Цит. по: Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. — М., 1982. — С. 194 [11] Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. –С. 111 [12] www.humanities.edu.ru/db/msg/28844 [13] Вишневский А.Г. Демографические отношения и демографические процессы. // Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., "Наука", 1988. – С. 47 [14] Берельсон Б.Некоторые заметки о регулировании процессов народонаселения // Проблемы народонаселения. – М. : Прогресс, 1977. – С.31 [15] Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. –С. 118-119 [16] Там же. – С.178 [17] www.studd.ru/lib/2/59/13 [18] http://www.realtymag.ru/terms/56 [19] Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - С-Пб., 1999. – С. 35-40 [20] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1997г. – С. 65 [21] www.humanities.edu.ru/db/msg/28844 [22] http://svao.dsmp.mos.ru/programs/law/detail.php?ID=1886 [23] http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=112 [24] Левинсон А. Интенсивную технологию клубу // Культурно-просветительная работа. – 1986. – №2. – С. 29 [25] Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность : учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М. : МГУК,1998. – С. 95-96 [26] http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p55 [27] Технологии социальной работы : учеб. Пособие. – М. : Инфра-М, 2002. – С. 16 |